Русские традиции и программы школьного образования

Валерий Бухвалов 
Русская школа 
0
03.04.2021 883

«Христианство – это когда ты делишься своим счастьем, а не отнимаешь его у других».

М.М. Пришвин

Творческая деятельность личности не может проходить в отрыве от культурных традиций, ибо создание нового продукта всегда опирается на прототип, а хранилищами прототипов являются традиции. Прототипы могут быть основаны на одной или нескольких традициях, принадлежать к национальной или инонациональной культуре, но творческий процесс невозможен без прототипа, преображение которого и составляет суть творческой деятельности. Важно также понимать, что максимальное раскрытие творческого потенциала личности возможно в том случае, если ее духовные идеалы согласуются с духовными идеалами традиций, на основе которых выбирается прототип.

Согласование духовных идеалов наилучшим образом достигается в том случае, если личность опирается в своем творчестве на свои национальные традиции и обладает национальной культурной идентичностью. Это важно потому, что: 1) новая идея для преображения прототипа приходит по связям между духовными идеалами самосознания, прототипа и духовного мира; 2) создание нового высоко функционального продукта происходит путем преображения его духовной основы. Чаще всего преображение включает в себя восстановление целостности духовной основы продукта, что сегодня актуально для программ школьного образования, культурологическое содержание которых не обеспечивает воспроизводство русского самосознания.

Например, одна из серьезных проблем духовной жизни заключается в непонимании роли культурных традиций в сохранении русского самосознания. Многие лидеры общественных мнений уверены, что преподавание предметов на русском языке является главным условием сохранения русской культурной идентичности у учащихся в латвийских школах. Но так ли это?

Русская культурная идентичность есть функция совокупности культурных традиций, определяющих стиль жизни человека. Исходя из этого определения, становится понятно, что за счет преподавания школьных предметов на русском языке сформировать русскую культурную идентичность у учащихся невозможно.

Русская культурная идентичность формируется в процессе изучения культурных традиций, в которых духовные идеалы играют роль скреп для исторических свершений и культурных достижений. Усвоение традиции ребенок начинает с ознакомления с духовными идеалами через народные сказки, которые лежат в основании исторических свершений и культурных достижений. По мере изучения истории и культуры ученик принимает духовные идеалы и стремится жить в соответствии с правилами традиций. В свою очередь, совокупность духовных идеалов традиций формирует русское самосознание.

Основная задача школьного национально-культурного образования – создание и использование в процессе образования учебных модулей, включающих в себя основные компоненты культурных традиций, достаточные для формирования русской культурной идентичности у учащихся. Национально-культурное образование может осуществляться в рамках уроков и классных часов, как отдельный внеурочный программный модуль, как внеурочно-внеклассная учебная программа.

Внеклассно-внеурочная программа популярна во многих странах, где проживают русские диаспоры. В рабочие дни недели дети посещают средние школы, работающие на государственных языках, а в выходные дни – русские школы при местных православных приходах или русских общинах. Вот, например, русская школа Сиднея имени святого Александра Невского отмечает в 2021 году 50-летие (1).

За годы существования это учебное заведение воспитало в русском духе несколько поколений жителей города. Сейчас здесь учатся около двухсот школьников и детсадовцев, включая учащихся класса по русскому языку как иностранному.

Стремясь сохранить русскую культуру и родной русский язык и приобщить к ним своих детей и внуков, русские иммигранты за время своего пребывания в Австралии создали школы русского языка, так называемые «субботние школы». Традиционно эти школы создавались совместно с церквями. Позже начали открываться родительские школы, организованные родителями, стремившимися сохранить русский язык у своих детей.

Педагоги школы святого Александра Невского разработали программный модуль, включающий в себя основные компоненты русских культурных традиций. Кроме русского языка, в школе преподаётся литература, история, география. Учебники по этим дисциплинам педагоги составляют сами или используют российские. Например, определённые изменения коснулись русской литературы – в программе стало меньше писателей XIX века и больше авторов XX.

Помимо перечисленных предметов, также преподаются основы православной культуры, и отдельный предмет – переводы. Факультативно дети посещают занятия по русским танцам, рисованию, пению, театральный кружок, в котором ставятся спектакли. Педагоги организуют экскурсии и походы на концерты и спектакли. Особый интерес к произведениям культуры из России – выставкам, балетам, операм. Школа проводит свой кинофестиваль «Русское возрождение», и каждый год дети смотрят российское кино.

Важно понимать, что русскую иммиграцию всегда объединяла Русская православная церковь. Приехав в Австралию, русские иммигранты первым долгом стали обустраивать православные храмы, около которых начиналась общественная жизнь — организовывались всевозможные кружки, открывались школы русского языка. Позже появлялись клубы, театральные и музыкальные объединения, молодёжные организации – такие как скауты и «Витязи» (2).

Любовь к России, русские традиции, русская культура и стремление сохранить русский язык играют колоссальную роль в консолидации русской иммиграции. Такие праздники, как Пасха, Рождество, День России и День Победы, празднование юбилейных дат известных русских поэтов и писателей объединяют русских иммигрантов. Все выпускники школы святого Александра Невского на высоком уровне владеют русским языком и являются носителями русской культурной идентичности и русского самосознания.

Модель школы святого Александра Невского является одной из множества подобных моделей, в которых созданы оптимальные педагогические условия для сохранения русскости у детей. При этом следует иметь в виду, что во многих зарубежных государственных школах преподавание всех предметов осуществляется на государственном языке.

В Латвии, как известно, на русском языке можно преподавать в 1-6-х классах половину предметов, в 7-9- классах – русский язык и литературу, в средней школе русский язык и культура могут быть предметами по выбору. Однако, во внеурочной работе нет ограничений для преподавания факультативов, кружков и предметных модулей по русской истории и культуре.

Вернемся к служению культурным традициям ради обеспечения целостности формирования русской культурной идентичности у учащихся. Опираясь на исторический опыт российских школ (3,4), сиднейской школы святого Александра Невского и ряда европейских русских школ (5) можно выделить несколько программных модулей, содержание которых необходимо включать в программу формирования русской культурной идентичности у учащихся. Эта программа может быть реализована частично на уроках и классных часах, частично во внеурочной работе (6).

Первый модуль можно назвать «Покорители духа времени», в рамках которого учащиеся будут ознакомлены с творческими биографииями выдающихся деятелей науки, техники, искусства, русских святых, народных героев. Это краткие описания творческих судеб людей, которые смогли ограничить себя в земных удовольствиях, часто ведя аскетический образ жизни, но достигли духовных вершин и сделали открытия, изобретения, создали выдающиеся произведения культуры, проявили высоту духовных убеждений и стали народными героями.

Творческие биографии этих людей – образцы для подражания всем, кто мечтает достичь высот в культуре. Следует обратить особое внимание на то, что многие выдающиеся деятели русской культуры не были русскими по национальности, но все они в той или иной степени разделяли приверженность православным духовным идеалам. Нашим детям сегодня, как никогда нужны примеры творческих личностей, которые являются еще и образцами нравственной чистоты.

Второй модуль можно назвать «Памятники русского мира», в рамках которого учащихся школ будут знакомить с культурными достижениями Русской цивилизации. Здесь важно провести такой отбор культурных достижений, чтобы после окончания курса учащиеся имели целостное представление о русских классических и современных произведениях во всех сферах культуры. Наряду с изучением произведений культуры необходимо привлекать учащихся к творческой деятельности в рамках музыкальных, театральных и кружков изобразительного искусства.

Третий модуль «Портреты истории» представляет собой серию основных событий по истории России. Историческая серия должна сформировать у учащихся целостное представление о историческом пути Русской цивилизации, ее отличиях от Запада, особенностях русских форм организации жизни – общине, артели, ополчении, вече, земстве, казачьем круге, соборе. Особое значение следует уделить изучению роли Православной церкви в развитии русского общества, преемственности разных этапов исторического развития – Киевская Русь, Московская Русь, Русское царство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.

Четвертый модуль «Русские традиции в семье» - это совокупность традиционных правил организации семейной жизни, воспитания детей, отношений с близкими, друзьями. Все эти правила вытекают из русских традиций, их соблюдение помогает создать доброжелательные отношения и взаимную заботу между членами семьи, организовать дружбу и сотрудничество.

Создание и реализация таких программ школьного образования поможет делу сохранения русской культурной идентичности у детей и может стать общим проектом для объединения русских обществ.

Валерий Бухвалов, Dr. paed.

При подготовке статьи использованы следующие источники:

1. Виноградов С. «Наша задача – пробуждение русскости»

\ https://russkiymir.ru/publications/284997/

2. Сметанина С. «Школы русского языка играют особую роль в сплочении русской общины» \ https://russkiymir.ru/publications/226549/

3. Русский национально-культурный компонент в школе\

http://matricarus.lv/ru/publication?id=1965

4. Бухвалов В.А. Ушинский о народности в школьном воспитании\ http://matricarus.lv/ru/publication?id=1728

5. Русская школа за рубежом

6. Бухвалов В.А. Учебно-методический комплект «Для воспитания русской души»\ http://matricarus.lv/ru/publication?id=1711

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Загрузка...
Валерий Бухвалов
Станет ли латвийская русская община автономией?
Протестами принудительную ассимиляцию не перешибешь, давно пора строить автономный русский мир в Латвии. А где программа строительства?
31.05.2021
Книга «О духовном воспитании в русской школе» ищет издателя
Обращение к издателям с просьбой оказать содействие в издании книги
21.04.2021
Все статьи Валерий Бухвалов
Русская школа
Учитель, профессор, человек чести
Всеволоду Юрьевичу Троицкому – 85!
04.08.2021
Покровители православной семьи и брака
Святые Пётр и Февронья
07.07.2021
О многолетней работе над учебником истории для российских
школ и о связанных с этим проблемах. Продолжение беседы
05.07.2021
Идти своим путём
О прошедшей в Новосибирске научно-практической конференции по реформе высшей и средней общеобразовательной школы в России
24.06.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Великая ложь «Белого дела» умножается?
Новый комментарий от Порфирий
04.08.2021 18:39
Социальная заповедь христианства
Новый комментарий от грешник Вова
04.08.2021 18:24
Почему социализм — это утопия
Новый комментарий от Русский танкист
04.08.2021 18:19
«Ивана Грозного на Западе называют Ужасным»
Новый комментарий от грешник Вова
04.08.2021 18:12
Привитый непривитого да не укоряет…
Новый комментарий от Георгий
04.08.2021 17:56
Скончалась режиссёр Валентина Матвеева
Новый комментарий от Координатор
04.08.2021 17:33
Невеселые заметки о посещении Нового Афона
Новый комментарий от грешник Вова
04.08.2021 15:47