Право на жизнь

Беседа с автором фильма «Право выбора»

Аборты  Семья 
1 Евгений Х. 
1483
Время на чтение 9 минут

В конце ушедшего года в Доме кино состоялся премьерный показ - презентация фильма «Право выбора». В нём, впервые в истории отечественного кинематографа затронута серьёзная проблема абортов, которую ране никто из режиссёров и сценаристов, не отваживался поднимать. Первым человеком, который нарушил «обет молчания» стала женщина - режиссёр и сценарист Елена Пискарева.

- Елена, вы человек, как я понимаю, очень скромный, непубличный, предпочитаете оставаться в тени, «за кадром» снимаемых Вами фильмов, которые тем не менее находят широкий отклик у зрителей. И всё же, расскажите, каким был Ваш путь в большое кино?

- Мои детство и юность прошли на Байкале, в сибирской глубинке, и я даже не мечтала о кино. Но мне, как и многим молодым людям, хотелось посмотреть мир. Так после окончания школы я попала в Петербург, где поступила на юридический факультет. Но проучившись там год, поняла, что это стезя не для меня. Одновременно я поняла, что мне интересно осмысливать социальные процессе, место в них человека, внутренние процессы, происходящие в нем самом, поиск истины. Я тогда много смотрела кино, и посмотрела фильм Андрея Тарковского «Сталкер» и другие его фильмы, где, казалось, нашла одновременно и содержание, и форму того, чем бы мне хотелось заниматься. Тогда я поняла, что мне интересно постигать жизнь и транслировать это инструментами кинематографа.

Я бросила юриспруденцию и отправилась из Петербурга в Москву, где поступила во ВГИК. Шёл 2004 год.  Учёба мне нравилась, было очень интересно. В рамках программы мы обязаны были смотреть много разноплановых картин.  Многие,  в том числе я, увлеклись неореалистами, итальянским кино, «шестидесятниками»: Феллини, Лукино Висконти, Де Сика, Джузеппе де Сантис и другими. Это было, прежде всего, социальное кино, максимально приближенное к проблемам простого человека, часто бедного, во многом несчастного, но ищущего выход, не сдающегося обстоятельствам, не унывающего.

Тогда было модное течение в кинематографе «Догма-95», которое возникло в середине 90-х. Его отцом считается датский режиссёр Ларс фон Триер, снявший в этом жанре фильмы «Королевство», «Идиоты», «Рассекая волны» и другие. Их техническим отличием было то, что снималось такое кино на ручную камеру, с минимум дублей и декораций, без павильонов и освещения, т.е. оно максимально приближено к документалистике. Характерно было для таких работ и их низкая себестоимость. Для нас в период рынка это было крайне важно.

В нашей мастерской царила атмосфера открытости, непринужденности, что способствовало раскрытию творческого потенциала. В процессе учёбы я поняла, что хотела бы сама снимать фильмы, работать с артистами, быть режиссёром-постановщиком.  А в центр своего творчества: сценариев, которые уже тогда писала, я по-прежнему ставила человека, его душу, так интересовавшую меня. Так были написаны сценарии к нескольким документальным фильмам, которые получили признание, нашли своего зрителя, но крепнущее желание самой снимать «своё кино» привело меня на высшие курсы режиссёров-сценаристов, которые я окончила в 2016 году по специальности «режиссёр кино».   

- Расскажите о Ваших первых работах.

- Одной из наиболее интересных картин стал документальный фильм «Небо зовёт» о русском севере, восстановлении заброшенных деревянных храмов горожанами - энтузиастами. Для меня тогда открылась совершенно неведомая для меня грань моей Родины, не похожей на всё прежнее мной виденное, и вообще какие-то другие люди, которые в свой отпуск на собственные деньги едут на север на машинах, покупают материалы, и восстанавливают общими силами разваливающиеся маленькие церквушки в заброшенных деревнях, потому что они и под памятники искусства не подпадают, и их никто не охраняет, но при этом они все равно являются памятниками нашей культуры и зодчества.

Но наиболее удачной, резонансной полноправной моей работой, стал короткометражный фильм «Живи!», снятый в 2016 году и посвященный проблеме абортов. Эта тема, наверное, так или иначе присутствует в каждой семье, поводом лично для меня создать на эту тему фильм, стало прочтение нескольких историй на женском форуме. Быстро написала сценарий, сняли фильм, и он «выстрелил». Только на Ютубе фильм посмотрело более 2-х миллионов человек. Так же он был показан на нескольких кинофестивалях, получил премии. Мне стали приходить многочисленные отклики, как от женщин, сделавших операцию по прерыванию беременности, так и от врачей акушеров, психологов. Тогда я впервые узнала о постабортном синдроме, от которого страдают многие, но о котором практически ничего не пишут в СМИ. Кстати, по официальной статистике, женщин в России, которые делали аборт хотя бы раз в жизни 80% – страшная цифра! Отсюда не менее страшная другая цифра - в нашей стране проводится более 4 миллионов абортов в год. Официально озвучиваются цифры порядка 800 тысяч, но в эту статистику попадают те, которые делаются в гос. учреждениях, а при этом большая часть абортов производится в коммерческих клиниках и никак не фиксируется, никакой отчетности и статистики не ведется вообще. И именно в частных клиниках по экспертным оценкам производится более 4 миллионов абортов в год.

Вся лавина информации вылилась на меня, продолжали писать врачи, женщины, и я поняла, что тема сама просится наружу, моя задача как режиссера озвучить ее. Судьба фильма от замысла до премьеры растянулась на 3 года и вот недавно наша картина «Право выбора» увидела свет. 

- Об этом фильме я узнал от своего приятеля, тоже связанного с кино, который, побывав на закрытом просмотре, очень его хвалил. О проблеме абортов никто до сих пор не осмеливался открыто говорить, тем более снимать кино. Вас это не смутило? Как вы решились на этот шаг?

- Чем больше я погружалась в эту проблему, а по сути - нашу национальную трагедию, тем больше приходило понимание, что мы живем в обществе постабортного синдрома. Оно присутствует везде, буквально рядом с нашим домом. Когда я была беременна четвёртый раз, то столкнулась с реакцией нашего дворника-женщины, которая видя моё положение, раздражённо говорила мне: «Не надоело вам с животом ходить? Что эта за мода пошла по куче детей рожать». Мне удалось разговорить её, чтобы понять и выяснилось, что сейчас у нее двое взрослых сыновей, которым она по факту не нужна, а в молодости сделал аборт, убив девочку, которая могла бы быть ей подругой, помощницей, опорой… Но этого не случилось. И теперь человек живет в постабортном синдроме, транслируя неприязнь к беременным и многодетным. И так - сплошь и рядом.

Знаете, польский министр образования Пшемыслав Чарнек сказал европейским парламентариям, возмутившимся принятыми недавно в Польше законами об ограничении абортов, что Европа — цивилизация смерти. Так вот это тем более верно в отношении нас самих, потому что у нас показатели абортов на одну женщину гораздо выше, чем в Европе, мы находимся на первом месте в мире по этому показателю: количество абортов на одну женщину. И, конечно, мы цивилизация смерти, уже не осознающая своего упадка. Потому что мы все так или иначе находимся в постаборте, и женщины, и их дети, нерождённые или рожденные - с синдромом выжившего. И у нас существует негласный заговор молчания на эту тему, как самую больную, при этом загнанную глубоко в подсознание. Одна моя знакомая журналистка, которая давно занималась этой проблемой, рассказывала, что, когда её только начинали приглашать на телевидение в качестве эксперта по семейной политике, где она пыталась поднимать вопрос об абортах и его последствиях, её сразу останавливали. Объясняли это тем, что у телезрителей негативная реакция на данную тему и поэтому она якобы антирейтинговая. Учитывая, что основной контингент зрителей – женщины от 30 до 45 лет, и сопоставив их с озвученными выше цифрами, становится понятно, что абортная тематика не вызывает у них никаких положительных эмоций.  Вроде бы говорить о вреде абортов не запрещено, но на практике срабатывает другой закон – закон рынка. И я, углубляясь дальше в эту проблему, поняла, что есть и другие скрытые рычаги, приводящие в действие этот механизм, делая его для кого-то, наоборот, выгодным.

Это, прежде всего, фармакологическая индустрия, работающая с постабортным материалом и осваивающая фетальные ткани, которые используются в салонах красоты, как основной компонент всевозможных медицинских препаратов для омоложения. Звучит на самом деле жутко! Этот самый настоящий бизнес на крови нерождённых детей приносит огромные прибыли медицинским корпорациям. Не остаются в накладе и все остальные участники, задействованные в этой страшной цепочке, начиная с акушеров. Практически во всех роддомах России этот процесс поставлен буквально «на поток». Роддом получает из ФФОМСа (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования)

 выплаты за оказание медицинских услуг населению: конкретно за аборт порядка 3-4 тысяч, эти цифры каждый год индексируются, на момент написания сценария была цифра 3 тысячи 800 рублей. За роды врач получает больше -  порядка 20 тысяч, казалось бы, роды выгоднее! Однако это не так. Роды - это девять месяцев ведения беременности: это УЗИ, направления в стационар, выписывание анализов, осмотры, кроме того, чтобы получить эти деньги, нужно, чтобы ребенок родился живым, а если не дай Бог, смерть матери или ребенка во время родов, - ты уже этих денег не получишь, несмотря на то, что девять месяцев работал. А тут шесть абортов за дежурство- и все, ты отработал девять месяцев ведения беременности. На круг получается выгоднее. Кроме того, 70 % беременностей с проблемами: много болячек, в т.ч. детородных органов, ведь молодежь с 14 лет живет половой жизнью, у них сохранность репродуктивной системы к моменту родов, когда женщина наконец соберется рожать лет в 28, это уже 50 х 50. Кому из нынешних медиков захочется с таким букетом проблем возиться? Гораздо выгоднее и надёжнее с их точки зрения - «отбить», а то и перекрыть ту же сумму массовыми абортами. 

- Вы сказали, что мы — общество постабортного синдрома.

- Это не я сказала. Вы почитайте книгу американки Терезы Берг «Запрещенные слёзы. О чём молчат женщины после аборта». Она в 70-х годах первая в мире систематизировала практику консультирования большого количества женщин (более 3 тысяч), после аборта, который впоследствии проявлялся у женщин в различных отклонениях: соматических, психических. Везде с каждого утюга заявляется, что аборт- норма, внушается женщине: «твоё тело-твоё дело» и она идет на аборт, а потом начинаются сделки с совестью, потому что все её существо, материнская природа протестует, психика ей «кричит», что произошло убийство. А все её окружение продолжает твердить: «Да живи нормально дальше, что ты загоняешься? Тебе заняться нечем? Реальных проблем нет? Делают все, и нормально живут». Происходит когнитивный диссонанс, начинаются сложные психические процессы, и некоторые женщины обращаются к врачам-психиатром, чтобы они помогли им снять травматический синдром: отрицанием факта убийства, замещением его чем-то противоположным. Кто -то проходит этот процесс с большим успехом, кто-то с меньшим. Но многие женщины не обращаются никуда, нося это в себе. То же самое касается и врачей: они в точно таком же постабортном синдроме. По оценкам специалистов, у 70% гинекологов признаки эмоционального выгорания. Вся эта фактура вошла в фильм. В том числе все исповедальные истории врачей, которые мне писали, рассказывали о себе и своем личном и рабочем опыте, приглашали к себе на дежурства.

- Елена, как снимался фильм в условиях как распоясавшегося ковида, так и хронического безденежья?

- Фильм снимали в условиях малобюджетного формата, собирая деньги, по принципу пущенной по кругу шапке. Увы, в государственной поддержке нам соответствующие чиновники из Экспертного совета Департамента кинематографии Минкульта отказали, сославшись на то, что в фильме слишком явно проводиться мысль об ограничении абортов, что нарушает права тех, кто их поддерживает, и на «тяжёлые» кадры, присутствующие в фильме. Это звучит, по меньшей мере, странно, учитывая, что государство на всех уровнях пытается стимулировать рождаемость и то, какими ужастиками с детства потчуют нашего зрителя за государственный счёт.

Подготовка и съемка фильма, в целом, длилась около двух лет. Съёмки проходили в настоящем роддоме: реанимационных и детских палатах, кабинетах УЗИ, лабораториях, поэтому там, в роли актёров задействованы новорожденные младенцы. А в главных ролях снялись Эдуард Флёров, Ирина Пегова, Борис Каморзин, Елена Панова и Валентина Ляпина. На премьерном показе фильма в Доме кино среди гостей присутствовали  Депутаты Государственной Думы РФ,  главный репродуктолог Минздрава Олег Аполихин, депутаты законодательных собраний ряда регионов, политологи, журналисты.

- Какие перспективы у фильма? Когда его сможет увидеть массовый зритель?

- Пока что идет речь о закрытых показах фильма для законодательной и исполнительной власти в регионах, как, например, в Башкирии, Челябинске, Новосибирске, Белгороде, и других регионах. Поэтому если в регионе есть запрос — мы туда едем. Ну а в дальнейшем выложим фильм в интернет и надеемся, что народ его подхватит. По принципу «у кого чего болит, тот о том и говорит». Невозможно же бесконечно не обращать внимания на самое важное. Думаю, что столетие абортного опыта- это некий рубеж, когда пришла пора об этом заговорить.

 Беседовал Роман Илющенко

 

Елена Алексеевна Пискарева родилась в Иркутской области в декабре 1982 года. По окончании школы, с первого раза поступила в престижный ВГИК имени С. Герасимова на факультет драматургии (мастерская Юрия Арабова). В 2016 дополнительно окончила Высшие курсы режиссеров - сценаристов (мастерская Владимира Хотиненко), получив специальность «режиссёр кино». Успешно работала в жанре короткометражного кино и документалистики: уже после выхода первых картин, её заметили критики и полюбили зрители. Участвовала в 30 международных кинофестивалях и престижных конкурсах, став лауреатом многих из них, включая Международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер» (Россия, Москва), Шукшинский  международный кинофестиваль (Специальный диплом жюри); Christian Film Festival (США, Виргиния) («Лучший короткометражный фильм»). В художественном кино дебютировала с картиной «Право выбора». Основатель «Кинокомпании Парадигма». Замужем, воспитывает четверых детей.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Роман Алексеевич Илющенко
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
Уроки от Иуды
По поводу выступлений и заявлений Захара Прилепина
06.11.2024
«Однажды, жили-были русские…»
Дружбонародная сказка
19.10.2024
Патриотизм на выдохе
О войне без умолчаний и недомолвок
23.09.2024
Все статьи Роман Алексеевич Илющенко
Елена Пискарева
Все статьи Елена Пискарева
Аборты
Обретаем здравомыслие и державную ответственность
Обращение к депутатам Государственной Думы
19.11.2024
О трезвомыслии, скромности и карантине
Самое время собраться внутренне, вспомнить, что стране нужны любящие ее защитники, показать примеры таких самоотверженных людей
16.11.2024
«Стратегическая победа всех защитников традиционных ценностей»
Госдума приняла пакет законопроектов, направленных на защиту детей, семьи и традиционных ценностей
13.11.2024
Защитить людей от пропаганды отказа от деторождения!
Необходимо делать всё, чтобы новые поколения наших граждан росли ориентированными на традиционные семейные ценности
12.11.2024
«Мамино письмо» — фильм основанный на реальных
событиях // Женщинам не говорят о последствиях аборта
29.10.2024
Все статьи темы
Семья
«Это – ожесточённая многоплановая атака враждебных сил»
Эксперты обсудили болевые точки общественно-политической ситуации в стране и предложили алгоритмы общественного реагирования на них
21.11.2024
Формула семьи: Скачковы
«Господь помогает нам руками других людей»
20.11.2024
Для выживания России нужны радикальные меры!
О плюсах и минусах обновлённой демографической стратегии
19.11.2024
Многодетным – дополнительный выходной!
В Госдуме предложили четырехдневную рабочую неделю для многодетных родителей
19.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
20.11.2024 22:50
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12