28 ноября, в первый день Рождественского Поста исполняется год со дня блаженной кончины Великого Русского Человека
Алексiя Валерьевича Артемьева.
***
К этой годовщине приурочена публикация отрывка из дневника А. В. Артемьева и размышлений Т. М. Глушковой.
Среди близких и любимых наших с Алексеем Валерьевичем поэтов была гениальная Татьяна Михайловна Глушкова. Её воистину пророческими мыслями, высказанными с трибуны IX съезда Союза писателей России, я и начну. Тем более, что они читаются, как сказанное сегодня, и совершенно сливаются с выступлениями и дневниковыми записями Алексея Валерьевича.
+
«Всё ищет благословения поэта,
но не всему поэт даёт своё благословение».
А. А. Блок
+
«Духовный сальеризм» 1
Важный, а может, и главный духовный итог прошедших трёх с половиной лет с прошедшего Съезда состоит в том, что русские литературные журналы, еженедельники, бывшие прежде действительными органами Союза писателей России, а также и многие книгоиздательства оказались прямо или закулисно, но жёстко контролируемы диссидентами и эмигрантами второй и третьей волны. Русская национальность этих диссидентов и эмигрантов дела не меняет, ибо всё равно это те лица, которые годами (и десятилетиями) были связаны с Н+С, ЦРУ, пресловутой радиостанцией «Свобода»; именно те лица, что годами поощряемые американскими долларами или дойче-марками «бескорыстно» боролись с «империей зла» – СССР, объективно помогая осуществлению заокеанских планов расчленения нашей страны с соответствующим геноцидом её народов. И вот в 90-е именно эти лица, дожившие до полного созревания плодов своей антигосударственной антироссийской и антирусской деятельности, оказались у нас Главными Патриотами, Главными Мыслителями и Политологами, и именно они вознесены патриотической прессой как «России верные сыны», названы «Нашей совестью», «Светочами Истины» и т.п. Наконец, именно эти лица пошли поголовно в так называемую, недавно провозглашённую РУССКУЮ ЭЛИТУ. Казалось бы, абсурд? Но абсурд упорный. И считает нелепостью не себя, а любую иную практику. Саму объективную историю великого государства и народа. Тут, возможно, мне возразят, что диссидентство дало такого писателя как Солженицын. «Какая глыба, а?.. Какой матёрый человечище! (и т.п.)». Но ведь писателя – особого типа. Негативиста по преимуществу. По основной своей силе и славе… Тут некогда доказывать. Но иной раз кажется, что он двинул нашу литературу от «Тихого Дона» куда-то к веку XIII-му… И что некий бесконечный Радищев едет теперь цугом – или в поезде, а ля Троцкий, – из Владивостока в Москву. Это сравнение из «Времён Очаковских и покоренья Крыма» не случайно. А исток – в «страстном» рационализме XIX века. Всё тот же примат политических ценностей над духовными… Всё тот же духовный сальеризм… Мы видим культ всё тех же «прав человека», доводимый до абсурда неправославной, юридической постановкой вопроса. То есть здесь нет опоры на традицию, а тем самым на культуру, а одни лишь «хельсинские» и тому подобные соглашения. Мы видим борьбу с точки зрения западных ценностей, не менее, более чуждых, враждебных русскому духу, чем даже здешний, коммунистический, интернационализм или атеизм… Диссидентство не может уважать художественную литературу. Оно воистину «инако мыслит» во всём плане культуры.
Всё доставшееся нам наследие оприходовать, пронумеровать, испробовать на публике. Вдруг из какого-нибудь ВИРУСА разовьётся ЦЕЛАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА?
+
Тихо сон над оконным облаком плывёт
Колыбель войны качает сонный мой народ
Спи, война, ты не поможешь,
Кончено со мной, я один
Волна качает крест над головой.
Что могло получиться от сочетания ВИРУСА с КУЛЬТУРОЙ, у Глушковой не вызывало сомнений, как и беспардонное отношение к «публике», на которой предлагалось их «опробовать». Всё это дословно осуществилось на наших глазах.
Н это было сказано 30 лет назад!!! Глушкова первой решительно подняла голос против глумления над верой отцов и подталкивания сынов «вырыть и выбросить их из могил». Первая произнесла словосочетание «патриотический бизнес».
Лина Мкртчян
+
В своей стране я словно иностранец…
С. А. Есенин
Из дневника Алексея Валерьевича Артемьева
Много изощрённой лжи воздвигается сегодня на нашу недавнюю историю, которую моё поколение знает не по передачам радиостанции «Эхо Москвы», а по собственному опыту. Иногда приходится слышать: «А могло ли атеистическое государство вести “Священную войну”?» Вопрос неслучайный. Отрицательное отношение к советскому периоду нашей истории сегодня внедрено в сознание значительной части нашего общества, в результате чего сознание наше оказалось в состоянии исторического хаоса, неразрешимых и душераздирающих противоречий.
Кто выиграл войну? Народ? Какой? Русский, православный, советский, Россия или Советский Союз, солдаты, маршалы, Сталин, а может быть, вообще Соединённые Штаты Америки? И т. д. Современников и участников этих событий остаётся всё меньше и меньше, а проблему всё больше и больше запутывают. Ложным восприятием своей истории уродуются человеческие души, лишаясь жизненной энергии, широкого взгляда на духовные ценности жизни, что превращает людей в обывателей, неспособных взглянуть на события крупно, широко и уверенно, увидеть исторический процесс цельно, слитно как единый Божественный Промысл, как представлял его, например, Александр Сергеевич Пушкин, писавший в письме к П. Я. Чаадаеву: «…Ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечества или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог её дал».
Православных людей, конечно, прежде всего возмущают известные в советские годы гонения на Церковь. У некоторых даже возникает желание всю эту эпоху вообще вычеркнуть из нашей истории. Однако мы же не вычёркиваем из истории первые века Христианства, залитые кровью первых мучеников. Более того, в Христианской истории – это самое святое время, в котором рождалась Святая Церковь Христова. Разумеется, славу истории и Церкви созидают не гонители, а те, кто своей верой победил гонителей, – они истинное лицо времени, истинная «соль земли», они освящают всё своё время, делают его священным, в этом и состоит их победа. В советских гонениях Русская Православная Церковь победила, именно это и даёт нам право считать всю эту эпоху – и Великую Отечественную войну, и Победу – Священной!
Я знал многих православных людей, отсидевших большие сроки, которые благодарили Бога за свою судьбу, и это исходило из глубины души как свидетельство об обретении великого таинства жизни. Вот это и есть настоящая Духовная Победа. Но тех, кто считает себя незаслуженно пострадавшим, обиженным, таких людей очень жалко, потому что они, мало того что пострадали физически, так ещё готовы лишить себя духовной награды за свои страдания, готовы признать себя побеждёнными, а не победителями. Вольно или невольно чают отмщения своим гонителям. Это грустно!
Все эти разделения расчленяют нашу великую целостную культуру, которую веками создавал народ. А что Россия без культуры, мы видим наглядно. Она просто перестаёт существовать. Из континента, как её называл Вадим Валерьянович Кожинов, превращается в мелководье. Настолько мелкое, что правящие «элиты» могут, не пользуясь удочкой, голыми руками брать её и… на свалку.
Прочитайте «Тихий Дон», но не читайте Солженицына. «Тихий Дон» написан человеком высокого духа, а какое-нибудь «Красное колесо» – раздражённым обывателем.
Из времён советской действительности я бы вернул такое понятие как буржуазность. Этот признак мышления одинаково противопоказан как коммунизму, так и Православию. Буржуазность – это 30 сребреников, это предательство по отношению ко всему святому, это то, за что продали Советский Союз профессиональные «патриоты», так как все они стали с завистью и вожделением взирать на буржуазный Запад. Для духовного здоровья Церкви пребывание в буржуазном обществе СТРАШНЕЕ ГОНЕНИЙ – гниение хуже гонений.
Спаситель говорил: Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого (Лк. 6, 22). Так почему же мы так гневно смотрим на гонителей, а либерально-буржуазный дух нас вполне устраивает? Сегодня блаженными периодами нашей истории мы считаем только те, в которые было благополучие и обеспеченность, а эпохи героические, требующие огромных жертв и напряжения духа, нам кажутся жестокими и недостойными не только прославления, но и вообще внимания. Это и есть самый далёкий от Бога буржуазный дух, когда нам дороже всего желудки, а дуб в поле нашего зрения не помещается.
Время, когда некий «Данко» мог бы вырвать пылающее сердце из своей груди, чтобы осветить путь позади идущим, это время может уже не повториться.
Воистину, жестокая правда без Любви – есть ложь.
1 - P.S. Стенограмма речи Т. М. Глушковой на IX Съезде Союза писателей России (Издательство «Владимир Даль», 2004 г.).
Книгу Лины Мкртчян «Три жизни Артемьева» можно приобрести по телефону: 8-916-168-73-28. Автор также высылает книги по почте.
Этот гениальный портрет Алексея Валерьевича Артемьева начат за 14 дней до его блаженной кончины. Автор — выдающийся Русский художник-монументалист, член МСХ, руководитель художественной мастерской "Архангелико", ученица академика Адовльфа (Николая) Николаевича Овчинникова Анна Викторовна Ильина. Портрет был начат за 14 дней до смерти, когда смертельно больной Алексей Валерьевич пришёл прощаться со своим последним живым другом в Москве – великим Адольфом Николаевичем Овчинниковым (в крещении Николаем), о котором просим нижайше Ваших святых молитв.