«Истинное чтение есть своего рода ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ясновидение, которое призвано и способно верно и полно воспроизвести духовные виде́ния другого человека… Заполнить «пространства» Души, созерцать нематериальное, отождествляться с незнаемыми или даже умершими людьми и вместе с автором художественно и мыслительно постигать сущность Богозданного мира» (И.А. Ильин «Поющее сердце»)
Воистину, только пророк считывает пророка. И, подобно тому как все мы, хотим того, или нет, «ходим пред Богом», Лизнёв создавая фильм «Шаги» словно предстоял пред Фёдоровым и Достоевским, писавшем о Фёдоровских идеях: «Я прочёл их как бы за свои» (Письма, т. IV, М., 1959, с. 9), Толстым: «Я чувствовал себя в силах защитить их» (Полное собрание сочинений, т. 49, М., 1953, с. 58). Быть может и пред прямыми учениками Николая Фёдоровича – Циалковским, Вернадским, Чижевским…
Независимо друг от друга Фёдоров и Достоевский пришли к одной и той же идеи. Рефреном звучит у Фёдорова: «Не отделять знания от блага, внести в научные исследования и технические изобретения главный, ясный НРАВСТВЕННЫЙ КРИТЕРИЙ… Пробуждение и культивирование активной любви детей к родителям в сознании того, какое участие отцы, предки принимали в общей истории страны и мира, делающее историю близкой, святой для всех. Николай Фёдорович называл это «ОТЕЧЕСТВОВЕДЕНИЕМ», а Пушкин «Любовь(ю) к отеческим гробам, Любовь(ю) к родному пепелищу». О, если б роковое, убивающее всё живое, отнявшее у нас ещё одно поколение (!) ЕГЭ можно было б заменить «отечествоведением»!
Николай Фёдорович Фёдоров владел в совершенствии всеми основными европейскими языками и несколькими восточными. Дышал, жил красотой Русской природы, Русской иконописи и зодчества. До необозримых глубин погружаясь в мировоззрение простого крестьянского люда, он получил, от Бога та́инственное знание, Великую Правду о своём народе и заговорил на его языке подобно Пушкину, которого питали этим святым млеком верный дядька его Никита Козлов и «мамушка» Арина Родионовна.
Борис Александрович Лизнёв всё детство и отрочество летом жил в Моршанской деревне Тамбовского уезда. Луга, птицы, благоуханные травы и небо, огромное звёздное небо завораживали его. Казалось, ему дано было и днём всё ещё видеть эти неправдоподобные огромные и такие близкие звёзды, а посреди ночи всё ещё слышать голоса утренних птиц… так открывался пред ним Русский Космос - необъятной таинственной и бесконечно любимой Родины. В Москве, где родился, он ничего не забыл, ничего не утратил из мира своего незабвенного детства, ибо все эти миры отразились потом в его творчестве как облака плывущие в прозрачном озере Беловодья… Окончив, операторский факультет ВГИКа Лизнёв, постепенно создал свой неповторимый киноязык в таких работах как «Скобелевский марш» (2004 г.), «Полк, смирно!» (2006 г.), «Виде́ния на Неве» (2007 г.), «Царское дело» (2008 г.), «Последний бал» (2012 г.), «Звезда утренняя» (2013 г.). А начиналось всё с «Вологодские, Тамбовские, Тверские» (1991 г.). Но, увы, так же как ни один Русский человек не может обрести, услышать уникальную запись Астафьевской «Царь-рыбы» в немыслимом исполнении Валерия Баринова, так же не видим мы ни на телеэкране, ни тем более в кинотеатрах фильмы Лизнёва. Зрители знают и помнят – только его операторскую работу в художественном фильме «Выйти замуж за капитана» с неподражаемой Верой Глаголевой, снявшей как режиссёр в конце своей короткой жизни лучшую экранизацию Тургенева (после «Аси» Хейфица), его «Месяц в деревне» («Две женщины», 2014 г.) с выдающейся Русской актрисой Анастасией Астраханцевой и совершенно укоренённом в Русской культуре Ральфом Файнсом в главных ролях. О, если б сегодня в ЭРЭФ хоть один актёр мог бы ТАК сыграть Евгения Онегина, как Файнс, потрясший нас в 1999 году в фильме режиссёра и его сестры Марты Файнс!
Память это такой же неопознанный «объект» как время. Каким-то непостижимым образом она удерживает в своих глубинах самое… высокое. Отчасти это происходит ещё и от того, что видимая «реальная» жизнь (особенно последних 5, а может 15 лет) проходит в каком-то параллельном ей, памяти, мире воинствующей пошлости и торжества цифролизаций, оптимизаций, инсталляций и, как итога – искусственного интеллекта, который велено «масштабировать». А, между, тем, наше подлинное будущее, в прошлом. Фёдор Михайлович говорил, что красота спасет мир, а Товстоногов благодаря которому мир узнал о существовании таких планет, как Доронина, Луспекаев, Лебедев, Капелян, Борисов, Трофимов, Попова, Шарко, продолжал: «Но кто-то должен спасать красоту!» Рихард Вагнер говорил: «Я верю в страшный суд для тех, кто торгует искусством».
Когда-то я была счастлива лично знать и видеть все творения Артаваза Пелешяна. И утверждаю – в мировом документальном кино после Пелешяна только Лизнёву удалось ответить на этот вечный вопрос фильмом-эпосом «Шаги». Для меня было честью и радостью видеть среди героев Цикла «Возвращение на Родину» (что проходил в Доме Кино с 2000 по 2020 гг.) в один вечер – двух гениальных документалистов – блаженного поэта Русского кинематографа Юрия Андреевича Шиллера (Новосибирск) и Бориса Александровича Лизнёва – монументалиста и тончайшего Поэта.
В Румянцевском музее, где Николай Фёдорович Фёдоров, пол жизни прослужил главным архивариусом, при поддержке Роскосмоса и Анастасии Георгиевны Гачевой, прошёл премьерный показ. Вечер назывался «Два Гагарина», быть может, ещё и потому, что Николай Фёдорович был незаконнорожденным сыном князя П.И. Гагарина? Дома Фёдорова с детства звали Николай Павлович… Показ на тридцать человек в Союзе кинематографистов! язык не поворачивается упоминать. Хоть на просмотр этого шедевра Лизнёва, пришли достойнейшие представители отечественного документального кино. Воистину «Какое горе, что до сих пор Россия слишком мало знакома Русским!» (Пушкин), невольно вспоминаешь и Надежду Филаретовну фон Мекк: «Уж, если русский, что не любит, то только своё»… Са́м Лизнёв за всю жизнь ни разу о себе не хлопотал, никому о себе не напоминал, ибо подлинный «Поэт, не человек, но Дух, – слеп, как Гомер и как Бетховен глух». Да… Сильный – всегда защитит слабого, а кто сильного защитит?
Фильм «Шаги» – создание ума, души и Духа одного единственного человека, ибо Лизнёв – автор сценария, режиссёр, оператор, и Голос. Я ещё со студенческих лет знала, что не только интонация, но тембр голоса – это … мировоззрение. А такого голоса и таких интонаций, как у Лизнёва нет, не было и тем более не будет ни у кого. Без его голоса не возможен фильм «Шаги» и все его надмирные фильмы. Выдающийся философ Михаил Михайлович Бахтин, словно видел фильм «Шаги» и написал: «Прошлое, как замкнутое время, включает в себя и вершину и начало. Поэтому оно входит, как момент, в показанное, готовое, сплошь завершённое. Эпос никогда не кончается рождением: Это песня об умершем. Это лучшее лучших, которых не будет».
Дерево растёт корнями, а не кроной… Можно ли быть монументалистом и Поэтом в одном лице, если речь идёт об искусстве кино, нет, скажет профессионал, потому что есть форма, чистота жанра и ещё множество всевозможных «нет». Да! Скажет Александр Петрович Довженко, Сергей Фёдорович Бондарчук, Тарковский, Юсов, Урусевский и даже Басов… Да! Скажет Ломоносов, что молился вместе с Северным Сиянием, Державин, созерцавший бренность земного и бессмертие Божественного, Пушкин, каждым актом вдохновения, Лермонтов, что молился с ландышами у ручья…
Фильмом «Шаги» в эпоху лунного ландшафта отечественной культуры Лизнёв стал Духовным навигатором Русского и Мирового киноискусства. Он своим абсолютным слухом соединил несоединимое, сдвинул неподвижное, воскресил ушедшее.
…Победа – это после победы. И когда после этого «после» начнётся медленное, болезненное восстановление Русского мира, Русской цивилизации, всего Русского Космоса, миллионы людей увидят, как фильм «Шаги» материализовал идею Николая Фёдоровича Фёдорова на экране. И тогда каким бы уставшим, измученным ни было ваше сердце, все вы, все, весь огромный зал встанет и со слезами будет обнимать друг друга, ибо в том, что мы увидим, соединением несоединимого снова прозвучит Голос и мы услышим неизреченной красоты:
«Привяжу я коня к колоколенке,
Сам ударюсь о сыру землю:
«Расступися ты, Мать Сыра земля,
И раскройся ты, гробова доска,
Встань – проснися ро́дна Матушка
Погляди на своё дитятко»
Ведь это правда – «никакое богатство не сможет перекупить влияние обнародованной мысли»!
Николай Фёдорович Фёдоров родился, как и Пушкин 26 мая (то есть 8 июня по новому стилю) 1828 года. И в этот день, именно в этот день, 26 мая 1828 года Пушкин пишет: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?» Среди тридцати трёх произведений Александра Сергеевича, которые я была счастлива петь – было и это, на которое, Московский Златоуст святитель Филарет (Дроздов) ответил любимому Поэту: «Не напрасно, неслучайно жизнь от Бога нам дана!»
Вижу, как все, все они будут стоять в одном ряду среди святых и гениев и убиенных и среди тех, кто память их увековечил, кто вопреки всему и всем прославлял их, а значит и Лизнёв. Ибо он творит нетленное наследство народу своему, воскрешая и создавая Великую Необоримую Русскую Культуру.
Пусть же в его честь прозвучит молитва СЛУЖЕНИЯ И ОДОЛЕНИЯ Ивана Александровича Ильина, которую он оставил нам в книге «Поющее сердце»:
«Вот я, перед Тобою, Господи,
Слуга Твой ищущий только воли Твоей.
Научи меня верно служить Тебе
Всяким дыханием и деянием моим.
Пошли мне силы Твоей,
Мудрости Твоей, вдохновения Твоего
Не отдай меня на поругание врагам Твоим,
Изведи меня от угроз их.
И соблюди мою свободу в жизни и творчестве,
Ибо свобода моя – в свершении воли Твоей».
Лина Мкртчян, русская певица