Узнали сегодня, что скончался Михаил Смолин. Царствие Небесное новопреставленному рабу Божьему Михаилу! Мы были близко знакомы, работали вместе несколько лет в Российском институте стратегических исследований. Какое-то время пребывали в добрых дружеских отношениях. Симпатизировали цельность и собранность Михаила, его немногословность. Работали, виделись каждый день, порой откровенно и тепло общались. Правда, уже к завершению моей работы в РИСИ между нами возникло определенное напряжение и даже конфликтность. Были основания. Сейчас-то неуместно об этом вспоминать, хотя я долго не мог его простить. Наверное, как и он. В дальнейшем, уже после нашего переезда на Дальний Восток и ухода из РИСИ, научная, просветительская и политическая деятельность Михаила для меня стала представляться полнее. Но в этой полноте открывались и негативные стороны его активности. С одной стороны, жесткая и оправданная критика большевизма, социализма и коммунизма. С другой – эта критика была слишком агрессивной и как будто провокационной, способствующей озлоблению друг против друга «белых» и «красных». Тем не менее, думаю, что пользы от его научных, публицистических и издательских трудов, всё-таки больше.
Особое отношение у него было к русскому мыслителю Льву Тихомирову. Михаил издавал его работы, выступал с добротными лекциями о судьбе и творчестве Льва Александровича.
Смолин ратовал за монархию, за возрождение Империи. Правда, его подход к монархическому делу иногда казался более рациональным, земным, нежели духовным и молитвенным. Казалось, что он и люди его круга хотят монархию именно построить, а не вымолить её у Бога, принеся покаяние. Построить, как те же большевики пытались создать коммунистический рай на Земле…
Тем не менее, сегодня мы вправе говорить о самостоятельном научном и публицистическом наследии Михаила Смолина, о его уникальных трудах, книгах.
Сейчас сожалею, что несколько месяцев назад довольно жестко принялся критиковать Смолина в своих статьях. Толку от этого было мало, а для Михаила, если он видел эти тексты, наверное, они оказались болезненными. Одно дело – пока человек жив. Другое – вчера он ушел в Вечность.
Примерно пару месяцев назад Михаил приснился мне. И так тепло, с братской любовью что-то мне говорил во сне. Я проснулся и понял, что духовно мы совершенно примирились. Хотя и не виделись, и не общались десять лет…
По духу Михаил был воином. В юности серьезно занимался единоборствами. Срочную службу проходил в легендарной дивизии Дзержинского, и все последующие годы был на духовной, а порой и физической войне.
Много среди нас, православных патриотов, разных противоречий. Много, может быть, затаенных и открытых обид друг на друга бывает. Надо прощать, надо иметь любовь в сердце. Наша сила в любви христианской. Михаил Смолин был выдающимся патриотом России, любил Россию. Царствие Небесное новопреставленному рабу Божьему Михаилу!
Романов Игорь Анатольевич, директор Центра церковно-государственных отношений «Берег Рус», доктор социологических наук