Православная сущность «Тихого Дона»

К 115-летию со дня рождения М.А. Шолохова

Александр Сергеевич Пушкин 
0
1713
Время на чтение 5 минут

Выдающийся советский писатель - коммунист Михаил Шолохов и Православие. Сама постановка этого вопроса может показаться парадоксальной. Однако в художественном процессе бытие телесное и духовное может непостижимым образом сопрягаться, взаимодействовать, приводить к неожиданным творческим открытиям.

Да, Шолохов был убеждённым атеистом и материалистом. Но не был воинственным безбожником. Материалистическое мышление не помешало ему проникнуть в заповедный мир человеческой души, глубоко и убедительно отобразить христианскую сущность русского человека, испокон веку прочно связанного с Богом, с православными заповедями, ибо, как заметил великий философ И.А. Ильин: «Ищите русскость русского в тех душевных состояниях, которые обращают человека к Богу в небесах и ко всему божественному на земле, то есть в духовности человека» (Ильин И.А. Родина и гений. – «Молодая гвардия», 1994, № 3, с. 185).

В самом деле, величественную и трагическую народно-героическую эпопею Шолохова «Тихий Дон», с её глубочайшим проникновением в тончайшие извивы внутреннего мира человека, не мог создать художник слова, далёкий от библейских заповедей.

Возьмём, к примеру, ключевой романный мотив любви. Главные герои Григорий и Аксинья вкусили запретный плод греховной страсти, нарушив одну из христовых заповедей: не пожелай жены ближнего твоего...

Григорий женат, у него семья, дети. У Аксиньи – муж, с которым она повенчана. Трагическая развязка в отношениях молодых любовников неизбежна и символизирует наказание Господне. Писатель не мог пойти против логики развития сюжетного действия и показать взаимоотношения этих героев со счастливым финалом.

Григорий и Аксинья – мученики, обрекшие себя на греховную любовь. Драма греховной любви ужесточается ещё и тем, что это не легкодумная вспыльчивая связь, достойная всеобщего порицания согласно сложившимся нравам в казачьем сообществе, а поистине пламенная, высокая, трагедийно-страдательная страсть. Но замешанная на грехе супружеской измены, ибо нарушает одну из ключевых заповедей господних: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни всякого скота его, ни всего, что есть у ближнего твоего».

В этом контексте не случайна в романе смыслообразующая деталь: дворы Мелеховых и Астаховых расположены по соседству, то есть ближние

Аксинья погибает. Её жизнь оборвал выстрел чужого человека, даже не ведавшего, какую огромную Любовь он убил, словно палач, холодной, не дрогнувшей рукой…

Но это автор «убил» свою любимую героиню!.. Зачем убил? За что жестоко наказал, принеся тем самым безмерную душевную боль и герою романа Григорию Мелехову, и себе, и читателю? Мог ли быть финал «Тихого Дона» счастливым? Нет, в силу своего огромного художественного дара и неудержимого стремления к правде писатель не посмел пойти против реалий жестокой жизни в переломную эпоху революции и гражданской войны.

Трагическая развязка молодых любовников обусловлена нравственно-этической, религиозно-православной концепцией: на чужом несчастье собственного счастья не построишь, разрушать традиционный миропорядок в семье ближнего твоего – антибожеское дело, великий грех…

Концепция любви положительно прекрасных героев романа воплощается писателем в соотнесённости с Православным писанием, в соответствии с которым веками слагалась христианская мораль русских людей, строго соблюдаемая в казачьем мире.

Аксинья – не случайная жертва случайного выстрела, её гибель символична: ценою своей жизни она искупает свою вину за греховную любовную связь. Искуплённый дорогой ценой грех Всевышним прощается, отпускается – в Царствии Божием Аксинья предстанет чистой и непорочной…

Как истинно верующая, православная казачка Аксинья даже в мыслях не желает построить своё личное счастье на несчастье других. Она не в силах переступить запретную черту благонравия и предложить возлюбленному Григорию совершить аморальный поступок: оставить семью, жену, детей, прийти навсегда к ней и забыться в сладостном упоении взаимного счастья. Совестливая, не умеющая лгать и лицемерить, она готова любить Григория тайно, жертвенно. Мимолётно оброненная ею фраза: «Гриша, милый, давай уедем отседова!..» - лишь единожды случайно сорвалась с её жарких уст в бурном порыве всепоглощающей нежности к возлюбленному. Но больше никогда не повторится.

Глубинная мотивация чувств и поступков Григория и Аксиньи таится в некой неземной, заповедной сфере; без нравственно очищающего влияния духовно-православного учения философское содержание романа было бы не полным и, главное, не отвечающим подлинной правде трагических коллизий.

Нравственно-философская и морально-этическая концепция «Тихого Дона» обусловлена религиозным, православно-христианским мировидением автора, питающего огромное сострадание к своим героям.

Кто не познал истинную Любовь, тот не познал Бога, потому что Бог есть Любовь. «Без любви (а для любви нужна прежде всего любовь Божия) личность рассыпается в дробность психологических элементов. Любовь Божия – связь личности. Грех – момент разлада и развала духовной жизни» (Прот. Константин Ровенский. Беседы старого священника. – М., 1995, с. 34).

Мне могут возразить, что, отображая любовные связи Аксиньи и Григория, автор романа не помышлял о Боге. Но Православие учит: Бог не нуждается в том, чтобы о нём беспрестанно помышляли. Божьи заповеди следует денно и нощно в себе ощущать, руководствоваться ими в делах и помыслах своих. Как известно, высший принцип вековечной христианской морали – жить по-божески.

Глубокий психолог, тонкий исследователь души человеческой, Михаил Шолохов не мог не считаться с возможностью существования неких потаённых пружин в поведении человека на уровне его подсознания, неподвластного рациональному объяснению. Не потому ли уже на первых страницах «Тихого Дона» заложена символическая антиномия: поступки Григория и Аксиньи изначально порочны и вместе с тем духовно чисты и потому вызывают у читателя искреннее сочувствие...

В поведении героев романа нет строгой соотнесённости с логикой «нормального» рационального сознания, далеко не всё в их деяниях объясняется практической житейской целесообразностью.

Вышесказанное даёт повод заключить: православно-христианское видение мира и человека объективно словно бы водило пером автора. «Тихого Дона». Политика конъюнктурна, а Слово Божие вечно. Не нами сказано.

…Рассуждая о благотворном воздействии православной духовности на литературу и искусство, нельзя отрицать того факта, что эстетика носит самодовлеющий, не прикладной характер. Вне православно-христианского миропонимания нам никогда не удастся глубоко осмыслить дивное волшебство творческого самовыражения русских национальных гениев - Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, всей нашей богатой культуры, искусства.

Вспоминаю в этой связи мудрое обращение к участникам конференции «Духовно-историческая и православная тема в современной художественной литературе» (Москва, 5 февраля 1998 г.) Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II: «Подлинно велик удел, предназначенный от века русскому писателю: творить во имя своего Творца. Но велика и мера его ответственности перед Богом, Отечеством и народом. Особо велика она именно сегодня, когда православный художник должен противостоять тем силам зла, которые всячески чернят отечественную историю, пытаются обесценить духовно-исторический опыт России, попирают Божий завет любви к ближнему, разливают по страницам печатных изданий и экранам мутные потоки плотобесия, разжигают в читателях и зрителях самые низменные вожделения. Господь да пребудет с вами и укрепит вас своею всемогущей десницей в духовной брани с силами тьмы! И да увенчает Он успехом предстоящую вам работу».

Владимир Юдин, профессор

г. Тверь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Аксинья

Блудница вавилонская и ввела во блуд парня."Тихий Дон"-это хронометраж революционной стихии и больше,чем просто роман.Абсолютно выверено на каждом персонаже.Наглядное пособие,но не о любви,а о роковом смысле вреда такой любви посредством передачи(трансляции) на весь народ-грех "не пожелай жены ближнего своего".Так же описан быт казачества талантливым человеком,и ввержение всего народа российского во блуд общероссийский.Блуд проходит через всю канву романа.Блуд переворачивает Россию,а затем показан строгий реализм и уничтожение бытия русского казачества.Блуд,как плод греха под стать революционному блуду.Аналогия.Шолохов не казак,а сын управляющего.Но человек православный,иначе,как он мог описать строго и канонично.
Русский Иван / 07.10.2020, 23:23

1. православная сущность?

Сущность "Тихого Дона" - православная, а Шолохова -нет
Vladislav / 07.10.2020, 20:23
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Юдин
Америка останется не оплаканной…
Памяти писателя (15.03.1924 – 29.03.2020)
14.03.2024
Неизбывная память о легендарном батьке Кондрате
К 10-летию со дня кончины Н.И.Кондратенко
01.12.2023
Он верил в Россию
К 100-летию писателя А.Д. Знаменского (1923 – 1997)
06.09.2023
Художник слова души народной
К 150-летию со дня рождения В.Я. Шишкова (1873 – 1945)
14.08.2023
Профессия – родину защищать
Об ответственности современной журналистики
08.08.2023
Все статьи Владимир Юдин
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 16:29
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:20
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 15:32
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59