После распада СССР по периметру российских границ наблюдается рост националистических и русофобских сил, направленных на превращение территорий единого Отечества в «анти-Россию». Рост этнического национализма в Беларуси, неофашизм на Украине и в Прибалтике, попытки дерусификации и латинизации Казахстана, а также другие центробежные факторы свидетельствуют об изменении сознания единого русского народа, его отрыве от общих цивилизационных истоков. Последствия трансформации сознания становятся трудно обратимыми уже через пять-десять лет. Данный факт подтверждает известная книга Л.Д. Кучмы «Украина – не Россия», опубликованная в 2003 году как отражение изменённого сознания народа и предтеча гражданской войны на Украине, начавшейся в 2014 году.
Антигосударственные силы действуют и в Российской Федерации. Как подтверждает опыт реализации «майских указов» В.В.Путина (2012), адепты либеральной модели препятствуют реализации проектов руководства страны и общественно-значимых инициатив со стороны гражданского общества.
В 2019 году на фоне белорусско-российской интеграции проявилась тенденция активизации националистических сил, культивируемых в Беларуси при поддержке Запада с целью противодействия процессу взаимовыгодной интеграции Беларуси и России и препятствующих общеевразийскому проекту «Большая Евразия». Своего апогея данная тенденция достигла после президентских выборов, прошедших в Беларуси 9 августа 2020 г.
Хаотизация внутриполитической ситуации в Беларуси по «украинскому сценарию», попытка этнических националистов перехватить рычаги управления посредством организации массовых протестов и, в некоторых случаях, чрезмерное применение силы властью в отношении задержанных свидетельствует о том, что вирус национализма вызывает «неуправляемый хаос» с далеко идущими последствиями. Причём решение проблемы уличного протеста только лишь силовым путём в современных условиях становится «пирровой победой», так как «сила всё побеждает, но её победы кратковременны» (А.Линкольн).
Послевыборная турбулентность в Республике Беларусь подтвердила очевидный для многих людей факт: в стране функционирует сеть некоммерческих организаций и прозападных экспертов, поддерживаемых частью бюрократического аппарата и сформировавших так называемый «западный институт» в политическом истеблишменте, который реализует ярко выраженную антироссийскую повестку. Одной из идеологем, используемых “западным институтом” и способствующих реализации англосаксонской политики «разделяй и властвуй», является концепция «литвинства». В рамках этой концепции белорусы позиционируются не как восточные славяне, а как «славянизированные западные балты».
Результатом деструктивной работы проводников доктрины нового мирового порядка, по сути «агентов влияния» Запада, является раскол общественного сознания на «своих» и «чужих», сторонников интеграции Беларуси и России, и их противников. Отсутствие контрбаланса линии “западников” в гражданском обществе Беларуси создаёт определённый дисбаланс в общественном сознании и обширное поле для манипуляций политически активной частью белорусского общества, главным образом, молодёжью.
Вместе с тем, попытка организовать «белорусский майдан» и «смену власти» в Беларуси посредством технологий уличного протеста оказалась несостоявшейся, в первую очередь, по причине концептуальной поддержки Минску со стороны Российской Федерации, предотвратившей вмешательство внешних сил во внутренние дела Беларуси.
В новых условиях Беларуси необходима конституционная реформа. От того, какие принципы будут заложены в Конституции, зависит не только будущее Беларуси, но и перспективы проекта «Большая Евразия». В этой связи весьма важно учесть опыт России по внесению изменений в Конституцию.
Поправки в Конституцию Российской Федерации вступили в силу 4 июля 2020 года. В обновленной версии Конституции России закреплены важнейшие принципы общественно-политического развития. Так, в статье 67 Конституции России указано, что Российская Федерация сохраняет преемственность в развитии государства, а также сохраняет память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога. В статье 67 Конституции отмечается культурно-историческая преемственность, говорится о защите исторической правды, почитании памяти и подвига защитников Отечества. Таким образом, в Конституции России концептуально восстановлена разорванная связь поколений, традиционные ценности и единство русского народа. Вместе с тем, в Конституции России отсутствует положение о социально-политической преемственности, хотя не исключается возможность сохранения нынешнего лидерства Президентом России В.В.Путиным. Принцип преемственности необходимо учесть и в рамках конституционной реформы в Беларуси.
Принцип преемственности (преемственного развития) является универсальным принципом. Он означает не только культурно-историческую преемственность, но и социально-политическую, духовную, языковую и иные типы преемственности, которые, в своей совокупности, могут и должны быть отображены в Основном законе Республики Беларусь.
Принцип преемственного развития, в широком смысле, может стать новой парадигмой развития Беларуси. Важно имплементировать его во все основополагающие концептуальные и доктринальные источники белорусской внутренней и внешней политики. В отличие от разрушительного принципа «разделяй и властвуй», принцип преемственного развития является созидательным принципом. Именно поэтому он может послужить основой «русской мечты» белорусского, русского и украинского народа.
Принципы исторической и социально-политической преемственности целесообразно закрепить в Конституции Республики Беларусь, адаптированной к современным геополитическим реалиям. Данный вопрос необходимо рассмотреть уже в процессе принятия решений на VI Всебелорусском народном собрании, включить принцип преемственности в программу социально-экономического развития Беларуси на следующую пятилетку. В таком случае идеологическая работа будет сфокусирована на формировании массового сознания в духе исторической и социально-политической преемственности, то есть непрерывного, последовательного и созидательного развития белорусского государства.
Дальнейшая разработка научно-теоретических основ развития белорусского государства, его международно-правовая субъектность, а не подчинение и превращение государства в объект манипуляций и воли внешних игроков, возможна на принципиально иной концептуальной базе, чем та, которая используется сегодня белорусскими идеологами. И эти основы должны быть несколько шире устоявшейся концепции суверенитета и независимости, так как существенно изменились геополитические форматы взаимодействия государств.
Сегодня необходим новый концептуальный подход к идеологии белорусского государства, основанный на принципе преемственности. Данный подход также предполагает научную разработку новой цивилизационной идентичности Беларуси в рамках геополитического проекта «Большая Евразия».
В новых исторических условиях, обусловленных современной «гибридной войной», концепцию суверенитета и независимости целесообразно интегрировать в концепцию преемственного развития. При этом важно учесть, что концепция преемственного развития не исключает принцип суверенного и независимого пути развития государства как политического института.
Подлинно независимое государство – это, в первую очередь, экономически самодостаточное государство. Находясь между Западом и Востоком, во взаимозависимом мире, Беларусь не может быть в такой же степени самодостаточной в финансово-экономическом отношении, по уровню ВВП и другим экономическим показателям, как Китай или Россия, например. Причём как Россия, так и Китай имеют обширный внутренний рынок и способны к автаркии. Открытая экономика Беларуси в значительной степени зависит от внешних рынков, в первую очередь, от рынков России и Европейского союза.
Самодостаточность Беларуси может быть гарантирована, если суверенитет, как полнота власти над данной территорией, будет закреплён на законодательном уровне, главным образом, в Конституции, но в такой её редакции, где будет учтена будущая геополитическая конфигурация государств.
Геополитическим контуром будущей евразийской конфигурации государств с участием Республики Беларусь представляется евразийская конфедерация, в теологическом смысле, Святая Русь. Данная концепция, при задействовании достаточного информационного ресурса, обеспечит необходимую социальную энергию для дальнейшего созидательного развития.
На наднациональном уровне евразийской конфедерации главным органом принятия решений может послужить, например, Госсовет, или иная структура в составе лидеров России, Беларуси и, в обозримой перспективе, Украины.
На национальном уровне, преемственность государственной власти может быть обеспечена, например, будущим Вице-президентом Республики Беларусь, статус и полномочия которого могут быть определены в рамках конституционной реформы.
Принимая во внимание «гибридный характер» современной войны, в целях эффективного проведения конституционной реформы в Республике Беларусь предлагаются следующие научно-практические рекомендации:
- Концепцию суверенитета и независимости необходимо уточнить и интегрировать её в концепцию преемственного развития Республики Беларусь. Документы Концепция национальной безопасности (2010) и Концепция информационной безопасности (2019), в своей совокупности, представляются основой для разработки Концепции преемственного развития Республики Беларусь.
- Включить в новую редакцию Конституции Республики Беларусь статус Вице-президента, обеспечивающего национальную безопасность, социально-политическую преемственность и дальнейшее поступательное развитие белорусского государства. Многоуровневую защиту национальной безопасности Республики Беларусь целесообразно выстраивать в трех измерениях формирующегося нового международного порядка: информационном, экономическом, военно-политическом.
- Определить формат парламентской (парламентско-президентской) республики как оптимальную форму государственно-политического устройства Республики Беларусь, в среднесрочной перспективе, и в составе будущей конфедерации евразийских государств, в долгосрочной перспективе.
В продолжение встречи на высшем уровне 14 сентября 2020 г., состоявшейся в г.Сочи, вышеобозначенные рекомендации целесообразно рассмотреть на последующем общественно-политическом мероприятии в Республике Беларусь с привлечением широкого круга экспертов и заинтересованных. Таким мероприятием представляется Минский форум «Единая Евразия». Ежегодное проведение Минского форума станет конструктивной альтернативой «Минскому диалогу» и будет означать единственно верный, в современных условиях, цивилизационный выбор нашего народа.
Выбор союзной интеграции Беларуси, России и, в обозримом будущем Украины, обусловлен не только культурно-историческим и духовным родством белорусов, русских и украинцев, но и единой для нашего народа ДНК-гаплогруппой R1a. Её можно обозначить одним главным для нас словом – Родина.
[1]Статья публикуется в рамках НИР «Парадигма нового мирового порядка и евразийская интеграция: проблемы и перспективы» (№ гос. регистрации: 20191631)