Главный грех современного человечества

Часть I. Капитализм и социализм в сравнении

Бывший СССР  Православный социализм 
0
2250
Время на чтение 10 минут

 

I.

 

Каков главный грех человечества (слово «главный» здесь означает наивысшее влияние этого греха на жизнь современного человека)?

На этот вопрос есть вполне определенный святоотеческий ответ – это мамонизм, т.е. стремление к деньгам, к обогащению, подвластность мамоне, признание его богом вместо Христа. Может быть некоторые с этим не согласятся, но тем не менее ответ от имени Церкви еще в IV веке дал великий святитель Иоанн Златоуст. Причем, дал не только отдельными цитатами, а всей своей проповедью. И интересно, что впервые это заметили русские богословы. В 1907 г., когда отмечалось 1500-летие кончины Златоуста, у нас вышел ряд статей, посвященных осмыслению богословского наследия великого святого. И многие авторы с удивлением отмечали удивительную приверженность святителя к имущественной тематике. Так известный русский богослов И.В. Попов, ныне канонизированный как священномученик, писал: «Ни о чем св. Иоанн Златоуст не говорил так много и так часто, как о богатстве и бедности» /1:54/.  Это признание многого стоит. Ибо Златоуст известен прежде всего как святой, удивительно глубоко видевший сущность греха и как никто умевший выразить грех вербально. И то, что для великого святителя имущественный вопрос – тема «номер один» исключительно важно.  И с выводом Попова согласятся все, кто знаком со Златоустом не по тенденциозным выжимкам из его творений, а с  полным Златоустом – ведь таких фрагментов в его сочинениях можно насчитать несколько тысяч (!). В работе /2/ представлена значимая подборка высказываний Златоуста по этой теме.

Но что же представляет собой грех мамонизма? Уж если вводится новое слово, то необходимо более точно определить его.  Прежде всего укажем, что мамонизм не тождественен сребролюбию. Любостяжание, сребролюбие – это все личные грехи, входящие наряду с другими в классический монашеский перечень.  Мамонизм гораздо страшнее. Это грех общественный. И это кардинально меняет ситуацию. Если личные грехи являются проблемой отдельной души и борьба с ними сводится к личной перемене своего сознания, то грех общественный – дело куда более сложное. Его носителем является все общество.

Конечно же, личный грех сребролюбия (как особая разновидность эгоизма) первичен, но все дело в том, что он внедряется во все общественные институты, как бы впитывается обществом и оно становится все заражено мамонизмом. Люди становятся заложниками общественной системы, социального строя, и эта система захватывает всех:  и богатых и бедных, жадных и бессребреников. Только одних, прельщенных богатством, она привечает и ставит на вершину жизненной пирамиды (но незаметно лишает их Царства). А других, противящихся системе (их, увы, меньшинство), она гнобит, делает их жизнь в обществе мучительно тяжелой.

Как же эту сатанинскую систему назвать? Древние подвижники представляли грозного беса – мамону, который опутывает людей и становится в их сознании богом.  На самом же деле опутывает их не могущественный злой дракон, а система, социальный строй (выстроенный, разумеется, по указке бесов), и поэтому эту систему логично назвать мамоной (именно так фактически и делает Златоуст). Таким образом, мы употребляем в этой статье следующий ряд понятий:

– сребролюбие – личный грех человеческой души;

– мамона – социальная система, стремящаяся подчинить людей богатству и деньгам;

– мамонизм – общественный грех, выражающийся в подчинении мамоне как общественных институтов, так и отдельных людей. 

Мамона силен и свиреп. Бедных он делает беднее, а богатых – богаче; мамона только умножает несправедливость. Для завлечения в свои сети он широчайшим образом  использует метод искушения, не насилуя, а прельщая – ведь грех так притягателен для падшего человека. И за деньги он дает все – и материальное и душевное: удобство легкость жизни, престиж, власть, любовь, дружбу, поклонение – все, все, все. В результате сила денег превозносится до сакрального, божественного уровня, люди начинают поклоняться им как богу, заслоняя ими истинного Бога-Христа. Мамона фактически подмял под себя все общество: людей, СМИ, культуру, науку, армию, экономику, даже религию. Деньги, предназначенные быть мерой труда, он сделал мерой богатства, исказив их природу. Он заставляет людей бороться друг против друга, а не сотрудничать, порождая конкуренцию, которая зачастую принимает самые чудовищные формы. Вот что делает с людьми мамона.

В истории человечества мамона как сила общественная во все периоды был могуществен. Но в силу того, что ранее экономические отношения были не столь развиты, как сейчас – производство носило в основном натуральный характер – его влияние было несколько менее заметно, хотя во все периоды истории мамонизм был главным грехом человечества. Но в Новое время мамона сумел победить в полной мере, что вылилось в особый социальный строй – капитализм – эту зрелую и бесстыдно-наглую фазу развития мамонизма.

Поддержание и развитие капитализма обеспечивает его идеология, основанная на рациональном материализме, индивидуализме, личном успехе и вере во всесилие денег. Все эти ценности –  греховные и обманчивые, но они оказываются привлекательными для падшего человечества. Капитализм стоит на грехе и ведет в погибель, но попавшие в сферу его влияния этого не видят, ибо ложность целей заслоняется искусной пропагандой, меняющей оценку явлений с минуса на плюс. Те, которые отмечают удивительную устойчивость капитализма, должны понимать, что  эта устойчивость есть результат эксплуатации людской грешности.

 

II.

 

Разумеется, милосердный Бог желает человечеству преодоления мамонизма, избавления от власти мамоны; Он строго предупредил людей: «Не можете служить Богу и мамоне» (Мф.6,24). Но как же с мамоной бороться?

 Тут индивидуальный подвиг оказывается бессильным – можно (хотя и трудно) из своей личной души выкорчевать сребролюбие. Но мамона, как социальный грех, как система жизни общества, останется непоколебленным. А надеяться, что вдруг все люди совершат подвиг нестяжания и система вследствие этого упразднится сама собой – дело безнадежное. Поэтому единственное средство борьбы с мамоной – это замена греховного социального строя другим, противоположным мамоне. Разумеется, своими силами человек это совершить не может – нужна помощь Божия.

И человечество такой социальный уклад давно выработало – это строй, основанный на общественной собственности, социализм (и в его высшей стадии – коммунизм). Итак, мы приходим к определению: социализм – это социальный строй, ставящий преграду мамоне с помощью общественной собственности. Собственно, эффективность той или иной разновидности социализма измеряется степенью противодействия мамоне.

Думается, что полностью победить мамону невозможно – для этого нужно создать общество святых. Мамона через своих адептов (никогда не нужно забывать, что люди падшие) все равно будет стараться сохранить свои позиции. Но создать барьер против мамоны, уничтожить те социальные установления, на которых он паразитирует, можно и нужно. Это и делает социализм. Какие он для этого использует средства? Прежде всего, общественную собственность, которая закрывает дорогу к частному накоплению богатств. Частному – значит нечестному.  Ибо неоспоримо доказано, что ведение товарного производства с использованием  наемных рабочих ведет к нетрудовым доходам  владельца средств производства («прибавочной стоимости»). Общественная собственность перекрывает этот источник обогащения.

Но дело не только в этом. Общественная собственность являет нам высший тип взаимоотношений в обществе.  Этот тип освящен Новым Заветом и потому поддерживается Богом. Это настолько важно, что требует отдельного рассмотрения.

 

III.

 

Как известно, в Деяниях апостольских описано как создалась и жила превохристианская Иерусалимская община. Там, после сорокадневной проповеди Христа о Царстве Божием (Деян.1,3)и после принятия Духа Святого, апостолы решили,  воплотить то, чему учил их Христос, и они организовали общину верующих на основе христианской любви. Но что характерно – быт общины был основан на строгом коммунизме. Это означает, что с самого начала был поставлен мощный заслон против мамоны, который, естественно, хотел разрушить начинания апостолов. А то, что такой заслон был необходим, показывает печальная история Анании и Сапфиры. Эта супружеская пара не смогла жить по апостольским правилам, за что и подверглась суровому наказанию от Бога. Этот случай ярко подтверждает Христов запрет: «не можете служить Богу и мамоне». Компромисса здесь быть не может: Анания и Сапфира на самом деле стали служить мамоне; строгость же наказания обусловлена тем, что их пример мог послужить соблазном для других.

Таким образом, мы видим, что коммунизм – не выдумка революционеров; он от Христа и реализован апостолами, учениками Христа. Коммунизм не только явился средством поддержания высочайшего духовного уровня общины, но и предохранял их от губительного воздействия мамоны.

Идеология социализма основана на коллективизме, который, при достижении определенного уровня любви и солидарности в обществе, способен поддерживать этот уровень, придавая устойчивость всему  социалистическому обществу. Идеологии социализма и капитализма – две принципиальные альтернативные позиции в жизни людей. Их противостояние является решающим для судеб человечества. В статье /3/ автором подробно рассматриваются эти идеологии в их сравнении.

 

IV.

 

 Продолжая сравнение социализма и капитализма обратим внимание на одно важное обстоятельство. Давая человеку прекрасные дары, социализм требует от него в ответ более высокого уровня нравственности. Чтобы этому утверждению придать определенную форму, введем одну важную меру – уровень падшести (УП). Абстрактно УП – это наше расстояние от Божьего замысла о предмете, расстояние от идеала по духовно-нравственной оси.  Все в этом тварном мире, увы, носит печать падшести, и все дело в том, насколько это расстояние велико. Разумеется, только Бог может объективно измерить падшесть. Но и человек, являясь образом и подобием Божиим, тоже может, хотя и искаженно (вследствие той же падшести) сделать ее оценку. Заметим, что можно применять и противоположное УП понятие – высота. Чем больше падшесть, тем ниже высота. Для  общества УП является самой важной характеристикой, и мы ее будем применять постоянно.

Отметим, что как относительно человека, так и общества нельзя сказать, что их падшесть фиксирована и неизменна. Наоборот, она может меняться, и очень сильно. Человек был разбойником – стал святым. Также и общество – первохристиане, живя сначала по законам ветхозаветного общества, пронизанного куплей-продажей, деньгами и мщением («око за око и зуб за зуб»), стали жить в Иерусалимской общине в братстве, и любви,  в том числе и в имущественных отношениях.  Это общество было нравственно несравненно выше ветхозаветного, что и подтверждается случаем с Ананией и Сапфирой, так и не смогших вырваться из старого общества в новое.

Возвращаясь же к социализму и капитализму, мы вряд ли ошибемся, если скажем, что  социализм в указанном выше нравственно-духовном смысле выше капитализма. Ибо социализм основывается на коллективистской идеологии, а капитализм – на собственнической. Собственно, это очевидный вывод из предыдущего, и мы на нем долго останавливаться не будем.

Второй тезис менее очевиден и разделяется на две части. Во-первых: социализм выше, чем средний УП, вычисляемый по всему человечеству.  Думается, что падшесть человеческая в среднем не сильно изменилась с момента грехопадения, хотя очень многие силятся доказать, что имеет место нравственный прогресс человечества. Автор думает иначе и потому принимает средне-человеческий УП за константу. И во-вторых, капитализм ниже, чем этот  средний УП. Ибо капитализм, как мы уже установили, живет и развивается  за счет греха – ведь грех хорошо продается, и потому капитализму выгодно провоцировать и поддерживать грех. Увы, человек тянется ко всему греховному и незаметно попадает в сети мамоны.

Таким образом, выстраивается очевидная лесенка вниз: верхняя ступенька –социализм; следующая вниз – средний уровень человеческой падшести; наконец, нижняя ступенька – капитализм.  Отсюда еще раз ясна живучесть капитализма – он живуч грехом. И также ясна сложность построения социализма и обеспечения его устойчивости. Тут одного факта существования общественной собственности недостаточно – необходима постоянная борьба против тенденций к выхолащиванию или трансформации в тоталитаризм.

 

V.

 

Наконец, рассмотрим социализм и капитализм с точки зрения идеологии. Идеология – комплекс идей, поддерживающих то или иное устроение общества (возможно, даже несуществующее).  Идеология должна в первую очередь отражать наиболее важные (с позиции христианина) моменты существования человека: – 1) отношение к Богу и 2) отношение к земному бытию, выражающееся в борьбе с главным грехом человечества. Таким образом, получается две дилеммы:

– вера в Бога (Б) – атеизм (А)

– борьба с мамонизмом через общественную собственность(О) – положительное (или формально нейтральное) отношение к мамонизму (М). И соответственно получаются четыре варианта:

– БО  (Бог-Общественная собственность)­– это позиция, завещанная нам в Евангелии;

– БМ (Бог-мамона) –  это попытка все таки совместить Бога и мамону, запрещенная Христом(«не можете служить Богу и мамоне»);

– АО (Атеизм-Общественная собственность) – так пытался жить СССР;

– АМ (Атеизм-мамона) – так живет капитализм (ибо формально не отрицая Бога, капитализм вместо Него поклоняется мамоне).

Такой подход близок предлагаемому А.Г. Кирдяшкиным /4/. Отметим, что второй и третий варианты противоречивы, и поэтому они приводят в конце концов к неизбежному краху. Первый же вариант фактически предлагает концепция Православного социализма, которую поддерживает автор в многочисленных статьях /5/.

Впрочем, это только самые предварительные наметки к осмыслению феномена мамонизма. Но проблема настолько серьезна, что необходимо ее всестороннее рассмотрение, и изучать ее должна христианская социология – наука, которая у нас, к сожалению, никак не встанет на ноги. Христианская социология должна заниматься всеми вопросами, связанными с христианским осмыслением общества, и конечно же в первую очередь – проблемой мамонизма, поскольку давно выявлена общественная сущность этого греха. Но, как оказалось, такой социальный взгляд на вещи не в традиции ортодоксального православия, и потому многие горе-богословы просто отказывают этой науке в существовании. А зря, ибо рассмотрение проблемы на уровне только личного греха, т.е. сребролюбия к пониманию сущности мамонизма не ведет. Только осмысление мамонизма как социального строя способно выявить всю опасность этого главного греха человечества.

В следующих статьях цикла мы рассмотрим ситуацию с преодолением мамонизма в наиболее значимых для православного человека конкретных случаях – Византии и России в трех ее ипостасях: царской, советской и постсоветской.

 

Литература:

 

  1. Попов И.В. Святой Иоанна Златоуст и его враги. – Сергиев Посад, 1908. – С. 95.
  2. Николай Сомин. Обижать заставляет любостяжание. Учение св. Иоанна Златоуста о богатстве, бедности, собственности и милостыне. - М.: Современная музыка. 2014, - 262 с.
  3. Сомин. Глубинный выбор (Заметки по психологии собственности). http://chri-soc.narod.ru/glubinniy_vibor.htm
  4. Кирдяшкин А.Г. Миссия русского народа и либерализм. http://chri-soc.narod.ru/kir_missia_russkogo_naroda.htm
  5. Сомин Н. В. Православный социализм как русская идея. М., 2014. 316 с.

 

03.04.20

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

11. Социализм могильщик капитализма, который живее всех живых.

Есть идеология - испражнение человеческого ума ("всяк человек - ложь") и есть ИДЕАЛогия - стремление человека к идеалу ( обожение). Православное христианство и есть та идеалогия ведущая к Богу и с Богом. Что капитализм имеет "родимые пятна", что социализм коммунистический под руководством передовой сознательной партии ( ? ) имеет тоже недостатки. Так кто у вас, Николай, будет править социализмом? И с чего вы взяли, что быт первой общины был основан на коммунизме? Быт первой общины был основан на христианстве. Коммунизм у вас здесь притащен за уши. Была община стала комунна, были христиане стали коммунисты, было христианство стал коммунизм. Это не одно и тоже, это подмена понятий.
Серёга Чудиса / 05.05.2020, 19:49

10. Ответ на 2, учитель:

Проблема в том, что русские женщины не хотят рожать детей от этих социалистов. Им всем богатых бизнесменов подавай и гламурную жизнь. И как вы эту проблему будите решать методом инкубации или насильственно?

Нет,это не русские женщины,про которых ты говоришь.
электрик / 04.05.2020, 13:49

9. Ответ на 8, РЛА:

А ещё круче была картина того же Перова "Сельский крестный ход на Пасхе". А что, чистой ложью были эти картины? А были бы чистой ложью, так и не получила бы Россия февраль 1917 года, с которого и началась ей нескончаемая Смута всестороннего развала. Элементарно "занганная в клетку" сначала большевиками, а после 2000 года - командой Путина.
Сергей Абачиев / 04.05.2020, 12:10

8. Ответ на 7, Сергей Абачиев:

в десятилетия становления Российского промышленного капитализма в 19-м веке он на православной культурной традиции был не таким хищнически эксплуататорским, как на Западе

Вот эта Ваша фраза "он на православной культурной традиции" весьма хороша. Вам бы подошло работать идеологом при царском дворе с таким подходом. Как-то Екатерина II в своё время тоже обронила: «то неоспоримо, что лучше судьбы наших крестьян у хорошего помещика нет по всей вселенной». И, если, развивать так тему дальше, то, действительно, получится - какую Святую Русь мы все потеряли с приходом проклятых большевиков!..

В реале же в 19-м веке популярна и в ходу была такая картина:

http://abc-cooking.ru/art/gal1/1_1_w1-1.htm "В. Перов. Чаепитие в Мытищах."
РЛА / 03.05.2020, 15:59

7. Ответ на 6, РЛА:

Да в истории само́й РПЦ хватало своего «классово-эксплуататорского колорита»! Несториане, как известно, пересилили своих оппонентов-нестяжателей. И у РПЦ, в частности, образовалась своя история закрепощения крестьян не помещиками, а монастырями. А в десятилетия становления Российского промышленного капитализма в 19-м веке он на православной культурной традиции был не таким хищнически эксплуататорским, как на Западе. К тому же царская Россия своих колоний в классическом западно-еврпейском смысле не имела. А если и была «по факту» причастной к колониальной практике западно-европейского капитализма, то только косвенным образом – через торговлю с западно-европейскими странами.
Сергей Абачиев / 03.05.2020, 13:33

6. Ответ на 5, Сергей Абачиев:

Вы правы насчёт "индустриальной базы", которую возможно создать "при ЧАСТНОЙ собственности на средства производства" и которая была в царской России. Однако, то что Вы называете наёмным трудом (у рабовладельцев на их православной освящённой собственности), это профанация и лукавство. Да, в случае язычества на Руси вся эта терминология и порядок будут родными и естественными. Но, мы ведь христиане и должны прежде всего искать Царство Божье и правду Его (да ещё после Крещения Руси), а не брать пример с египетских фараонов и их достижений - не так ли?..
РЛА / 03.05.2020, 05:01

5. Ответ на 4, РЛА:

Ваши рассуждения в ключе «кондово большевистского» полнейшего отрицания всей истории царской России до Октябрьской революции 1917 года. Вся ПЕРВИЧНАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ России происходила отнюдь в довоенные Сталинскике пятилетки. (Тогда была уже РЕиндустриализация из экономических руин гражданской войны.) Но в эпохи Александра Второго, Александра Третьего и Николая Второго. То есть, при капитализме в его своеобразной Российской версии. Включая самую разную благотворительность отечественных капиталистов первых поколений. Стало быть, при ЧАСТНОЙ собственности на средства производства с использованием наёмного труда. Вам и всем рекомендую общедоступный через Интернет 8-серийный историко-документальный фильм Елены Козенковой «Русский локомотив». О том, как с первых ЖД при Николае Первом создавалась индустриальная база России, которую большевики не более чем УНАСЛЕДОВАЛИ и РАЗВИЛИ сообразно техническому уровню индустрии 20-50-х годов 20-го века.
Сергей Абачиев / 02.05.2020, 17:32

4. Ответ на 3, Сергей Абачиев:

Христиане, не живущие по словам собственного Бога, естественным образом порождают Ленина и Сталина в среде совершенно отличной от Царства Небесного. И одобрительное отношение Церкви (особенно в православной державе) к правам владельцев на их законную частную собственностью с рабами/обслугой на ней закономерно будет способствовать атеизации и закрытию христианских храмов в нормальном обществе. При этом никакое прикрывательство Богом в этом случае не поможет. Это исторический факт. Объясните лучше, почему даже спустя 2 тысячи лет после этих слов Бога: "вы знаете, что цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются; но между вами да не будет так; ищите же прежде Царства Божия и правды Его", - у христиан (в их собственной православной и "хранимой Богом родной" державе) не считается аморальным и извращением использовать жизнь ближнего для удовлетворения желаний какого-либо господина на его собственности или на собственности его знакомого/партнёра?
РЛА / 02.05.2020, 04:43

3. Ответ на 1, РЛА:

Мир будет исполнен извращениями, неполноценностями и болезнями, а жизнь человека изуродована, пока культивируется и считается законным использование человеческой жизни ближнего для удовлетворения имеющих власть господ-благодетелей на их владениях (или частной собственности) - основы и среды для мамоны, отличной от Царства Небесного.

Относительно православного отношения к формам собственности на средства производства см. в "Основах социальной концепции РПЦ". Вот, ГДЕ идейная "несущая конструкция" современной теории и идеологии христианского социализма. Всё это развито в моём "Первичном проекте Программы Российской партии христианского социализма" на РНЛ прошлым летом. В отличие от Вас и автора этой статьи, вопрос о формах собственности я не считаю "критически важным" для теории и идеологии христианского социализма. В духе "Основ социальной концепции РПЦ".
Сергей Абачиев / 01.05.2020, 16:50

2. Автору

Проблема в том, что русские женщины не хотят рожать детей от этих социалистов. Им всем богатых бизнесменов подавай и гламурную жизнь. И как вы эту проблему будите решать методом инкубации или насильственно?
учитель / 01.05.2020, 16:35
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Владимирович Сомин
Россия в XX веке
Церковь и советская власть
07.08.2024
Николай Александрович Бердяев
Лекция из цикла о русских философах
06.08.2024
Семен Франк о духовности в обществе
Лекция из цикла о русских философах
04.08.2024
Все статьи Николай Владимирович Сомин
Бывший СССР
Все статьи темы
Православный социализм
Баптисты США рассуждают о «Христианском коммунализме»
Сторонники Трампа выставляют Харрис «красной»
03.09.2024
Русская научно-философская революция как путь спасения России
Отклик на статью Г.Г.Малинецкого «Реабилитируйте науку!»
23.08.2024
Путин добивает мировую систему, основанную на правилах
В новой реальности наши союзники – левые режимы, значит, пора прекращать православный антисоветизм
19.06.2024
«В Советском Союзе из социализма сделали гражданскую религию»
Если теория социализма хочет развиваться, она не должна превращаться в псевдорелигиозную догму
13.06.2024
Новый социализм должен быть ноосферным
Открытое письмо Николаю Платошкину
28.05.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Видимость благочестия при внутренней пустоте
Новый комментарий от Владимир С.М.
06.10.2024 21:42
Увидеть Промысл Божий в Русской истории
Новый комментарий от Константин В.
06.10.2024 21:37
О проблемах многодетности в России
Новый комментарий от Человек
06.10.2024 21:03
Надежды на командира спецназа «Ахмат» обнулились
Новый комментарий от Константин В.
06.10.2024 19:12
Вновь о тайне четырех царств
Новый комментарий от Агафон
06.10.2024 18:16
Ложь невыносима, как сквернословие
Новый комментарий от Человек
06.10.2024 15:37