Чаю воскресения мертвых...

2. Размышление соборянина в связи с первым заседанием Собора православных мiрян «Всенародное Покаяние — знамение единства»

 

Часть Первая

 

 

3. «По воскрешении же моем… буду проповедовать всемiрное покаяние»

 

Вот уже многие десятилетия среди церковной общественности России все шире и шире распространяется надежда на духовное возрождение нашего Отечества, надежда, укрепляемая многочисленными и согласными со Святым Писанием и Святым Преданием Церкви пророчествами Святых и подвижников благочестия прошлого, предсказавших задолго до самих событий крушение Православного Самодержавного строя, убийство Русского Царя и все величайшие испытания, которые претерпевает Россия на протяжении ХХ столетия.

Именно ознакомление с этими предсказаниями и пророчествами обращающихся к Православной Вере русских людей вызвало возникновение в последнее десятилетие целого ряда общественных инициатив в виде православных союзов, обществ, братств, которые ставили своей целью еще более широкое распространение духовных свидетельств о том, что Россия обязательно возродится в случае покаяния её народа.

Особенно вдохновили людей удивительные и, пожалуй, самые загадочные из всех предсказаний – обетования Преподобного Серафима Саровского о судьбах России в последние времена. Взять хотя бы чудесное перенесение по воздуху Царь-Колокола из Москвы в Дивеево:

«Когда его повесят, да в первый-то раз ударят в него и он загудит... тогда мы с вами проснемся! О!.. какая будет радость! Среди лета запоют Пасху!»

Ещё более удивительным и недоступным житейскому пониманию представляется пояснение Преподобного Серафима, в чем же заключается это пробуждение — в воскрешении Святого во плоти на три дня:

«По воскрешении же моем я перейду из Сарова в Дивеево, где буду проповедовать всемiрное покаяние. И на сие великое чудо соберутся в Дивееве люди со всех концов земли, и там, проповедуя им покаяние, я открою четверо мощей»...

Вера в истинность этих предсказаний усугублялась тем, что в начале ХХ века исполнились иные речения подвижника о том, что его прославит Сам Царь. И еще одно свидетельство Святого о том, что он со временем еще больше прославит и возвеличит того Царя, который его прославит...

Преподобный Серафим Саровский был прославлен Российской Православной Греко-Кафолической Церковью в 1903 году благодаря настойчивым духовным усилиям именно Государя Императора Николая II, когда подавляющее число активных «синодалов» было против, их доводами были туманные соображения современной им «церковной политики» и страх перед загадочным «мистицизмом» Саровского Старца. Главной же причиной сопротивления этой канонизации некоторых Архипастырей было банальное маловерие, оскудение ревности о Христе, непонимание учения иеромонаха Серафима о Святом Духе и цели христианской жизни.

Ещё при жизни широко почитал простой верующий народ «убогаго Серахвима», почившего в 1833 году, по смерти же Подвижника оно только умножилось. Было сугубое почитание этого Подвижника и в Императорской Фамилии, начиная с Императора Александра I Благословенного и Его Супруги.

Образ Преподобного Серафима, Саровского Чудотворца, с житийными клеймами. Слева в вертикальном ряду на третьем снизу клейме отображено предание о посещении Старца Императором, в нижнем ряду есть сюжеты прославления Святого в 1903 году. Икона начала ХХ столетия

Именно живая народная вера в Святость Саровского Светоча и сокровенные семейные предания, укрепленные личным духовным опытом, подвигли Царя в течение нескольких лет настаивать на прославлении Преподобного, в котором Государь видел нового Небесного Заступника за Землю Русскую, и добиться несгибаемой Монаршей Волей осуществления канонизации. Именно поэтому на торжество прославления в Сарове прибыл Он Сам вместе со Своей Семьей, Императрицей-Матерью и другими Августейшими Родственниками. Такого великого торжества не было ни в предыдущей, ни в последующей истории нашей Церкви! Осознание церковного и государственного масштаба того события особенно важно всякому верующему человеку для понимания сокровенного смысла загадочных речений Дивеевского Чудотворца.

Государь Император Николай Александрович вместе с Великими Князьями несет Святые Мощи Преподобного Серафима. Саров, 19 Июля 1903 года

Таким явным образом Господь засвидетельствовал, что таинственные пророчества Преподобного Серафима Саровского о Царе, Который его прославит, имели прямое отношение к Личности и судьбе Государя Императора Николая II. В свете этого мы, чающие скорейшего прославления всею полнотой Церкви Святого Царя-Мученика Николая, особенно внимательно вчитываемся в неизъяснимые откровения Преподобного о том, что он лично примет участие в деле прославления Государя-Искупителя.

Господи помилуй! Но в своем недостоинстве дерзаю предположить, что слова Святого о проповеди всемiрного покаяния имеют смысл не столько миссионерского акта проповеди Православия перед лицом народов всего мiра, но являются свидетельством всемiрной вины в грехе свержения с Самодержавного Престола и убийства Помазанника Божия, который по учению Церкви являлся удерживающим мiровых сил зла не только в масштабах Российской Империи, но всей человеческой Вселенной!

В своей статье «Кто является наследниками цареубийц сегодня?» (1994 год) и других работах мне уже доводилось писать о юридической в рамках международного права вине практически всех ведущих держав Запада и Востока (Франция, Германия, Швеция, Дания, Англия, Норвегия, Ирландия, Испания, Италия, Болгария, Австрия, Польша, Венгрия, Финляндия, Турция, Чехия, Китай, Персия, Индия, Афганистан, Румыния, Греция, Швейцария, Сербия, США, Япония) в свержении Русского Самодержавия, гибели России и убийстве Всероссийского Императора. Заговор против России и её Богоустановленной власти носил поистине всемiрный характер, поэтому и призыв к покаянию в этих преступлениях нового мiрового порядка онтологически должен быть всемiрным!

Конечно, такая проповедь лишена смысла без предваряющего покаяния самой России. Именно в свете этой эсхатологической перспективы мы рассматриваем призыв Русской Православной Церкви к всенародному покаянию.

 

Святые Патриархи Иов и Ермоген на Соборной площади Кремля в 1607 году принимают покаяние народа

 

4. О соборности в общественной жизни России

 

Возрождение первоначальных основ державной соборности в современном гражданском обществе России среди верующих православных мiрян исподволь началось после празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году и Поместного Собора Русской Православной Церкви, посвященного тому торжеству. Уже через два года идея созыва Всероссийского Земского Собора провозглашается на первом Съезде православно-патриотических сил России, который проводился по инициативе Союза «Христианское Возрождение», возглавляемого Владимиром Николаевичем Осиповым.

http://www.drakula.org/sv_horugv/7/pics/60.jpg

Владимир Николаевич Осипов

Ровно девять лет назад — 21 сентября 1990 года на том съезде было учреждено Постояннодействующее Предсоборное Совещание по подготовке Всероссийского Земского Собора. В съезде приняли участие несколько десятков православных союзов, братств и других организаций со всего СССР. Пик активности той общественной инициативы пришелся на 1990–1993 годы. И хотя позже проводились Предсоборные встречи (в Марте 1997 года был проведен Второй съезд православно-патриотических сил России), к сожалению, та наиболее искренняя и по замыслу самая перспективная общественная инициатива начала девяностых годов в настоящее время несколько угасла и не пользуется былой популярностью в среде активных православных мiрян России.

Это объясняется действием целого ряда факторов.

Во-первых, в начале девяностых годов деятельность Предсоборного Совещания стала размываться иными общественными инициативами, провозглашавшими похожие цели, но вместе с тем дробившими православное общественное сознание разномыслием в частностях.

Осенью 1991 года единство православно-патриотического, монархического движения было объективно ослаблено появлением мощной в организационном и финансовом плане коммунистической патриотической оппозиции, которая повела активную работу (особенно через газету «День») по объединению с частью православных патриотов, терпимых к «новым» коммунистам-государственникам, но не на платформе православного патриотизма, а на платформе нерелигиозного, по сути неоязыческого государственничества. Значительная часть православных патриотов-соборников не приняла тот компромисс. Разделение прежде единой силы произошло. Положение дел усугубилось расчленением СССР в Декабре 1991 года.

Во-вторых, осенью 1993 года коренным образом изменилась вся социально-политическая обстановка в России. Фактически был изменен политический строй — прежняя Советская Россия стала буржуазно-демократической Федерацией. В политической и общественной жизни России решающим фактором стали международный финансовый капитал и деятельность подчиненных ему средств массовой информации, в первую очередь телевидения, которое либо замалчивало существование общественной православно-патриотической деятельности в России, либо извращенно представляло его в качестве незначительных маргинальных и даже деструктивных общественных инициатив. Естественно, православные патриоты-соборники, практически не располагавшие материальными средствами, не могли адекватно противостоять той враждебной пропаганде.

В-третьих, деятельность Предсоборного Совещания не нашла должной поддержки в Высшем Священноначалии Русской Православной Церкви. Может быть потому, что конкретные деяния Предсоборного Совещания, хотя и церковные по сути, нередко носили ярко выраженный протестный и даже оппозиционный характер, который по самому духу непримиримой оппозиционности осложнял перспективное сотрудничество с Епископатом. Вместе с тем Священноначалию было известно о деятельности Предсоборного Совещания, оно никак не осуждало ее, однако открыто не поддерживало.

Несмотря на это, позиция православных активистов Предсоборного Совещания в широком спектре мнений многомиллионной паствы, видимо, учитывалась руководством Церкви, что выразилось в решительном тоне Синодального послания от 16 Июля 1993 года о цареубийстве. Это Послание в известной степени можно считать главным результатом деятельности Предсоборного Совещания, хотя велика его заслуга и в сборе нескольких тысяч подписей в поддержку канонизации Царской Семьи, и активном противодействии пропагандистской кампании за скорейшее захоронение так называемых «екатеринбургских останков» под видом царских, и так далее. Именно через то Послание вновь вошла в широкий церковный оборот сама идея Всенародного Покаяния в виде устойчивого словосочетания, идеологической формулы[1].

Когда в начале 1997 года учреждалось Общероссийское общественное движение «Россия Православная», оно в том числе мыслилось и как достойное продолжение, развитие плодотворных инициатив Предсоборного Совещания, конечно же, с признанием несомненных заслуг и достижений этого Совещания. Свидетельством такой преемственности может служить присутствие на первом заседании Собора православных мiрян многих активных участников Предсоборного Совещания, соратников В.Н.Осипова, хотя он сам не смог принять участия в том собрании.

Вслед за Предсоборным Совещанием в 1991–1993 годах образуются как общественные организации сразу несколько Соборов — Всемiрный Русский Собор (от мiрян лидер — писатель В.Н.Ганичев), Славянский Собор, Русский Национальный Собор (лидер генерал А.Стерлигов), Троицкий Собор (руководитель Александр Алексеев). Скажем не в осуждение, а в рассуждение, что каждая из этих инициатив, кроме Всемiрного Русского Народного Собора, который окормляет непосредственно Святейший Патриарх, так или иначе копировала опыт Предсоборного Совещания. Более того, стремление их к большей светской официальности и заорганизованности увело тех соборников от широкой консолидации православно-патриотических сил России.

Все-таки поспешное присвоение общественной организации, зарегистрированной в Министерстве юстиции Российской Федерации, звания «собор» вовсе не гарантирует духовное качество Собора. Собор есть не частное учреждение, акционерное общество или партия. Главное свойство Собора, главное его духовное качество — присутствие Господа посреди соборян: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18: 20).

В известном смысле Собор — это прорыв из временной жизни в вечность. Настоящий Собор не может решать множественные вопросы повседневного бытия. Прерогатива державной соборности — вопросы исключительные, никак иначе не обходимые. Это вопросы выживания гражданского общества в смертельной опасности. Это вопросы определения государственной стратегии в необозримой только двумя-тремя ближайшими поколениями исторической перспективе. Соборные вопросы те, которые люди не могут разрешить в повседневных и частных делах веры. Такие неразрешимые проблемы требуют непременного вмешательства Божьего Промысла.

Именно поэтому разнообразие соборных организаций послужило не столько делу объединения, сколько организационному дроблению живого народного порыва к соборности. Однако при этом нельзя отрицать и положительного опыта вышеперечисленных соборных организаций, и в случае взаимопонимания и согласия они, вероятно, могли бы принять участие в обсуждении самого животрепещущего в современной России вопроса о Всенародном Покаянии.

 

5. Покаяние как труд

 

Если десять, и девять, и восемь лет назад пророчества о Воскресении России в простом, духовно неискушенном народе будили ожидание скорейшего чуда, и сама детская вера в это чудо и представлялась многим из нас покаянием, то по прошествии времени стало понятно, что Господь ждет от уверовавшего вновь Русского Народа не только младенчески безпечной веры, но и безропотного терпения любых скорбей, но и тяжелейшего покаянного труда постепенного исправления себя и собственного Отечества по обычаям наших Боголюбивых предков.

Для строительства и соблюдения России как Православной Державы требуется не только искреннее желание жить в такой Державе, но необходима и благоприобретенная кроткая многоопытная мудрость христианина и несгибаемое мужество воина Христова. Полноты этих качеств пока естественно лишены мы — еще недавно советские граждане в третьем-четвертом поколении, так или иначе причастные к строительству безблагодатного коммунистического «рая» на земле.

Десятилетиями в годы советской власти в души трех-четырех поколений российских людей помимо атеистического мiровоззрения постоянно всевалась людоедская «теория классовой борьбы» как якобы основной движущей силы истории и политики. Вместе с тем была извращена традиционная имперская национальная и межконфессиональная политика. Проповедь фальшивого советского интернационализма, пресловутой «дружбы народов» была возможна при нещадной эксплуатации природных, физических, интеллектуальных и духовных ресурсов Русского Народа, Великорусской, Малоросской и Белорусской народностей. Коммунистическое неравноправие народов России вроде бы должно было смениться в конце восьмидесятых — начале девяностых годов демократическим национальным равноправием, но вместо того произошла вспышка антирусского национализма, породившего жесточайший сепаратизм, расколовший Империю на пятнадцать государств, а сейчас раскалывающий самый большой ее остаток — Российскую Федерацию.

Межсословная классовая борьба и сепаратистский национализм так называемых малых народов по отношению к титульной Великорусской народности стали двумя основными источниками опасности для самого существования Государства Российского. Современная классовая борьба в условиях безудержного роста преступного капитала и обнищания основной массы крестьянства, рабочих и служащих вот уже восемь лет держат наше Отечество на грани гражданской войны. Наиболее яркая вспышка вооруженного гражданского противостояния в Сентябре–Ноябре 1993 года, когда контраст социального и материального неравенства не был еще столь вопиющим, как сейчас, может показаться невинной ссорой по сравнению с возможным гражданским вооруженным конфликтом, который может произойти в результате политических игр и «войны компроматов», развернутой в последние годы и крайне обострившейся в эти предвыборные месяцы[2].

Нам надо ясно понимать, что грядущая Православная Держава в условиях современного злележащего мiра будет существовать в воинственном крайне враждебном окружении. При этом она должна быть в мiре не источником войн и поводом для международных конфликтов, какую бы ярость само её существование ни вызывало у могущественных антихристианских сил, но она вопреки тому должна быть юридическим и политическим гарантом мира и покоя во всем мiре, исполняя служение удерживающего, как это было, например, во времена Императора-Миротворца Александра III.

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s8ce9a7daab9f19eb/image/idbd8868c01af0d4a/version/1446207002/image.jpg

Благочестивейший Государь Император Александр III — Вседержавный Миротворец

Сама эта по видимости невыполнимая сейчас задача все-таки разрешима при наличии в нашем народе и его будущих вождях действительно змеиной мудрости, обузданной голубиной кротостью во Христе[3]. Конечно же, такое невозможно без наличия сплоченной в единое целое державной мощи для волевого связания мiровых сил воинствующего зла. Ибо толстовский еретический тезис о непротивлении злу силою ведет только к поражению и всеобщей погибели.

Видимо, поэтому Господь испытывает наше терпение и не дарует до времени нам по нашим чаяниям желанного обустройства земного Отечества, чтобы мы в многоразличных скорбях и испытаниях, в условиях народного разделения и очевидной государственной смуты духовно и граждански обучились не только хотеть хорошего, но и по-христиански добиваться его трудами и жертвами, терпением друг друга, которое со временем преобразится в любовь к ближним.

Что греха таить, большинство из нас, кляня демократов и реформаторов, так еще и не переболело демократической прививкой, которой нас испытывает жизнь различными выборами и многопартийностью после падения советской власти. А многие уже заразились ностальгией по бытоулучшительным коммунистическим временам. И здесь речь идет не о российских обывателях, родства не помнящих, но о верующих людях, считающих себя духовными наследниками Святой Руси. Некоторые из них словно забыли завет Преподобного Серафима Саровского, что политика соблазна бытоулучшительством есть истинное антихристианство.

В Богослужебных песнопениях поется: «Крест — Царей держава», «Крест — Царей и Царств похвала и утверждения». И нигде не говорится о президентах, республиках и федерациях. Демократический выбор, государственный конституционализм, бытоулучшительная партийность все еще довлеют над нашей гражданской волей, пленяя ее возможностью компромисса обустроить Россию по христианским нравственным нормам антихристианскими гражданскими методами.

 

6. Церковь — Общество — Государство

 

Да, мы сейчас живем в условиях, когда по действующему закону Церковь отделена от официального государственного механизма и в силу этого не может оказывать эффективное морально-нравственное влияние на его действие. И напротив, воинствующая антихристианская аморальность неограниченно влияет на внешнюю и внутреннюю политику страны, негласно являясь нынешней государственной идеологией. Ложь и безнравственность царит во всех ветвях демократической власти. Но по тем же действующим законам Церковь не отделена от российского гражданского общества, и наиболее сознательная часть нашего общества должна постоянно свидетельствовать о своем единстве с Церковью, должна постоянно исповедовать это единство как неотъемлемая часть самой Церкви. Только так сейчас можно преодолеть омертвение ткани, связующей Церковь и больную государственность России.

К сожалению, в недавнем прошлом церковные по смыслу общественные инициативы, втягиваемые социальной и политической борьбой в оппозиционное противостояние недавним и нынешним светским властям, вольно или невольно оказывались в состоянии оппозиции (пусть и не резкой) по отношению к властям церковным, которые со своей стороны в любых условиях должны поддерживать мир в сосуществовании с атеистическим или иноверным государством, даже если оно настроено воинственно против Церкви. Эти азы канонического церковного права, к сожалению, были неизвестны большинству мiрян, особенно из новообращенных. Получалось так, что мiряне, возмущенные той или иной безнравственностью в действиях и позициях гражданских властей, свой подогретый демократическими реформами политический азарт направляли и против властей церковных, что, конечно, не может способствовать укреплению церковного единства.

Это, естественно, не означает того, что все представители церковных властей всегда и во всем правы в своих позициях и действиях, но в случае обнаружения явной неправоты ее нельзя обличать и пытаться решительно исправлять методами нецерковными, неканоническими, а даже совершенно антицерковными, демократическими или партийными.

Механизм взаимодействия различных членов и частей Церкви ничего общего с демократической стихией не имеет. Качество этого взаимодействия раскрывается в Символе Веры: «Верую... во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Что это за характеристики данной духовной механики? Святость обозначает следование членов Церкви заповедям Божиим во взаимоотношениях между собой — между равными, подчиненными и начальствующими. Симфония единства этих взаимоотношений осуществляется в соборности, которая есть главное свидетельство, что вне Церкви, в одиночку спасение для Жизни Вечной невозможно. Святое соборное единство в земном существовании управляется Апостольской властью, благодать которой через рукоположение непрерывно из поколения в поколение передается в законном высшем Священстве — Епископате, а через Архиереев — в остальном клире. Это власть вязать и решить.

Умение различать в себе спасительное обличение греха от греховного осуждения ближнего, мужественное исповедание истины от упрямого начетничества, миссионерское апостольское служение от грубого политического прозелитизма, видимо, приходит с многолетней практикой активного общественного служения ради Христа, и когда эта практика начинает больше и больше проявлять себя, в обществе должны возрождаться исконно российские соборные начала.

Общественный же опыт прошлых лет нередко был связан с патологическими явлениями из области социальной психологии, а не с действенными духовными шагами к возрождению Отечества. Порой сознание собственной нравственной правоты собравшихся на иных общественных мероприятиях при определенном единодушии генерировало некий массовый психоз и утрату трезвенного восприятия действительности даже при формальной правильности и справедливости их позиции. Такой психоз порождал либо неуместную умильность и утрату реальной оценки проявленного единодушия, либо общую ожесточенность по отношению к остальным, не присутствовавшим на данном собрании людям.

 

7. Учиться соборности

 

Современное российское общество православных мiрян пока еще только движется в направлении к соборности, оно учится соборности, но не владеет ею так свободно, как, скажем, наши предки в XVII веке. Обретение соборности есть необходимый шаг нашего народа в преодолении греха революционного богоотступничества. Более того, в строгие времена коммунистической диктатуры притеснения властей воспитывали в граждански активных мiрянах гораздо большую ответственность и готовность к соборному единению с единоверцами, чем сейчас, во времена демократической вольницы.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=afa7e5f08bcece8ab2c9cb7042b18b28&n=13

Москва — Державный Третий Рим, а не демократия

Те из них, кто осмеливался исповедовать на Соборах истину и обличать представителей высших церковных властей за компромиссы с коммунистами, знали, что понесут наказание не от церковных властей, но от гражданских — тюремным заключением или ссылкой, так как соответствующие органы неукоснительно следили за возможными «контрреволюционными» проявлениями среди верующих и моментально пресекали подобные попытки.

Сейчас какое-нибудь «скандальное» заявление на церковном собрании, даже если оно коснется личности Президента, не повлечет за собой никаких мер со стороны гражданской власти. Поэтому вероятность среди мiрян подобных демаршей, уже ничем не ограниченных и даже вызванных желанием «демократического» самовыражения и самоутверждения, скажем, на Поместном Соборе весьма велика. Может быть поэтому в данной политической ситуации, в данной социально-психологической обстановке церковные власти действительно «боятся» Поместного Собора, так как его мiрянская составляющая в путях «демократического» поиска истины может привести к разорению церковной жизни, к расколу на соперничающие «юрисдикции» подобного украинскому, болгарскому или греческому.

Не вдаваясь в иные мотивы отмены расширенным заседанием Священного Синода Поместного Собора в 2000 году, нельзя не признать как одну из причин именно эту. Она понятна в свете истории попыток созыва Церковного Собора в начале нынешнего века, когда Царь-Мученик Николай сначала пошел навстречу пожеланиям духовенства и мiрян для восстановления Патриаршества в России созвать Церковный Собор Российской Православной Греко-Кафолической Церкви, видимо, с участием Священноначалия всех Православных Церквей, но потом отложил это начинание, так как восстановление такого традиционно земско-соборного органа, как Государственная Дума, было извращено политиками в парламентаризм по западному образцу. Либеральная часть клира только и ждала от Собора именно возможности «возродить» выборные начала в Церкви, а это только ускорило бы революцию и погубило Церковь.

Нам, мiрянам, нужно трезво оценить и сложившуюся ситуацию, и собственные качества в плане готовности к настоящей соборности, а не к безконечным прениям по множеству наболевших вопросов церковной жизни. Можем ли мы выделять главное не по личным интересам и пристрастиям, а по действительным общецерковным нуждам?

Опыт многочисленных православных конференций, предсоборных встреч, съездов, многолюдных советов показывает, что нас пока ещё мало заботит действительное единство всего российского православного общества. Нередко мотивами тех общественных мероприятий оказываются внешние и чуждые по отношению к Церкви причины: политические или мистические провокации наших противников, очередные выборы, желание получить широкую общественную поддержку для узкого корпоративного круга с замкнутыми интересами, создание структуры под новоиспеченного «патриотического» лидера, прикрытие для коммерческих проектов, и так далее, и тому подобное.

Вместе с тем множество подобных мероприятий за последнее десятилетие, с одной стороны, выработало у православных активистов-общественников известный профессионализм в организации любого общественного действа, а с другой стороны, в формально неорганизованном православном обществе выстроило самобытные коммуникативные каналы связи и выявило стойкий иммунитет к фальши, к имитации. Притом православное общество, рядовые его представители чутко реагируют на принципиально новые шаги в развитии современного православного общественного самосознания, а благодаря наработанным личностным связям и православным изданиям, радиопрограммам все свежее и интересное в короткий срок становится достоянием десятков и сотен тысяч верующих людей.

Этот же опыт общественной деятельности выявил невозможность продуктивного и перспективного сотрудничества церковных властей с объединениями православных на ниве политической борьбы по демократическим правилам. Некоторые церковные иерархи готовы сотрудничать скорее с совершенно светскими, но могущественными политическими движениями в надежде скорректировать их нравственные позиции, чем доверять свой авторитет политической самодеятельности православных мiрян. Однако эти же иерархи охотно опираются на некоторые православные общественные инициативы и православное общественное мнение, когда им приходится отстаивать интересы Церкви и отдельных епархий перед лицом светской власти или в случаях антихристианских демаршей сильных мiра сего (истории с НТВ, с «екатеринбургскими останками», Законом о свободе совести и тому подобным).

 

8. Покаяние как путь

 

В свете этого идея развернуть соборную инициативу мiрян в поддержку и широкую пропаганду синодального призыва к Всенародному Покаянию на сегодняшний день является самой перспективной платформой взаимодействия и духовного сотрудничества православной общественности с высшими иерархами Русской Православной Церкви, сотрудничества, которое по своему онтологическому смыслу может со временем коренным образом повлиять на политическую ситуацию в России.

Движение Всенародного Покаяния в наследном грехе богоотступничества и попущении цареубийству может стать важным шагом к принципиально новой самоорганизации православного общества России именно на межсословном, межкорпоративном уровне. Последовательное освоение соборных принципов в объединении российского общества в заведомо общем для всех (всенародное) и вместе с тем исключительно церковном (покаяние) деле, к которому к тому же призвал сам Синод, не оставляет возможности для пастырей «откреститься» от этой инициативы, если она наберет силу, как от «самодеятельности» общественников. Если в прежних общественных инициативах (из которых наиболее ярким и церковным по духу примером было «требование» к Архипастырям немедленно официально канонизировать Святых Царственных Мучеников) усматривалось покушение на властные полномочия духовенства, то в данном случае представители общественности и отдельные мiряне обращаются с просьбой о соборном совершении законного Таинства, в исполнении которого священство просто не вправе отказать, как, например, оно не может отказать в требах — в Крещении младенца, совершении брака или отпевании мирно почившего православного покойника.

Еще во время первоначальной подготовки Собора православных мiрян один известный Архипастырь так наставлял его организаторов:

«Не вызывает никаких сомнений важность осознания широкими кругами нашего общества трагических последствий братоубийственной брани в России, совершившийся в 1917 году и в последующие годы, в частности греховного убиения Императорской Семьи. Святейший Патриарх и Священный Синод Русской Православной Церкви неоднократно выступали с посланиями и обращениями, в которых выражена общецерковная позиция по этому вопросу. Собрание православных мiрян, которое послужило бы одним из откликов на эти выступления Священноначалия, представляется и желательным, и своевременным ввиду скорого наступления третьего тысячелетия и связанного с ним осмысления итогов истории ХХ века... Подлинно всенародное покаяние нам представляется прежде всего деятельным. Это не столько единовременный акт, сколько процесс возвращения нашего народа к духовным ценностям Православия».

Другой авторитетный Владыка в это же время писал в адрес ООД «Россия Православная»:

«Как архиерей Русской Православной Церкви приветствую ваше начинание... Помощь Божия да сопутствует вам в ваших добрых трудах».

Древняя русская мудрость гласит: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». В этой пословице помимо прямого нравственного значения — свидетельства о добродетельности житейского трудолюбия — присутствует и духовный смысл. Несомненно, в подавляющем большинстве нравоучительные пословицы первоначально были духовными наставлениями древних старцев, подвижников благочестия. На первый взгляд, здесь неочевидны, но несомненно присутствуют Евангельские корни и в том простодушном речении якобы о рыбной ловле. Иисус Христос, призывая рыбарей-Апостолов к новому служению — ловлению человеков для Жизни Вечной, по навыкам и сноровке сравнивает новое служение Апостолов с их прежним занятием (Лк. 5: 1–11). Издревле образ рыбы является духовным символом и Самого Иисуса Христа, и всякого христианина, всякого человека, надеющегося на спасение. Поэтому труд в данной русской пословице — это труд исповеднического служения Богу и ближнему, подвиг миссионерства, посильное подражание апостольскому делу.

Участники первого заседания Собора православных мiрян отнеслись к общему делу как к необходимому труду. Конечно, это стало возможно благодаря изначальной молитвенной настроенности и воздействию архипастырских наставлений.

1 Декабря 1999 года

 

КОММЕНТАРИИ И ПРИЛОЖЕНИЯ

 

[1] Само сакральное выражение «Всенародное Покаяние» складывалась постепенно на протяжении десятилетий, и в первую очередь в среде православных русских беженцев, среди Духовенства Русского Зарубежья. В деле выявления примеров и составления краткой хронологии призывов к всенародному покаянию на протяжении нескольких лет много сил приложил известный писатель А.Ю.Хвалин, используя наработки своих предшественников и при некотором участии соратников по ООД «Россия Православная».

1918 год. Святитель Тихон, Патриарх Московский и Всея России, с амвона Казанского собора на Красной Площади 8/21 июля 1918 года, в день Казанской иконы Божией Матери: «А вот мы, к скорби и к стыду нашему, дожили до того времени, когда явное нарушение заповедей Божиих уже не только не признается грехом, но и оправдывается как законное. Так, на днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович... Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его...» Фомин С.В. Россия перед Вторым Пришествием. 2-е изд. М., 1994. С. 197.

1921 год. Из Слова Митрополита Антония (Храповицкого) — на Всезарубежном Соборе: «Кто же будет отрицать, что февральская революция была столь же богоборческой, сколько и противомонархической? Кто может осуждать большевистское движение и в то же время одобрять временное правительство? Оно подняло руку на Помазанника Божия...» Архиепископ Никон (Рклицкий). Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т. VI. Монреаль, 1963. С. 36–37.

1922 год. Из выступления генерал-лейтенанта М.К. Дитерихса на Приамурском Земском Соборе во Владивостоке, избравшем его правителем Приамурского края: «...И только с искренним покаянием в отступничестве, с горячим порывом массы к возвращению снова на путь исторических, святых начал своего единения в дружном, тесном, беззаветном и самоотверженном служении своей Родине, и только ей, народ обретал прощение греха и возвращал Святую Русь к прежнему величию и славе... По грехам нашим против Помазанника Божия, мученически убиенного советской властью Императора Николая II со всей Семьей, ужасная смута постигла народ Русский, и Святая Русь подверглась величайшему разорению, расхищению, истязанию и рабству безбожных русских и иноплеменных воров и грабителей... Народ земли, разметанной гневом Божиим, несет наказание за свой грех, несет тяжелый, но заслуженный крест за безумное попрание святого исторического завета, за уклонение в своем символе от исповедания чистоты веры Православной и от святыни Единой Державной власти от Бога... Семя брошено. Оно сейчас упало на ещё не подготовленную почву. Но грядущая буря ужасов советской власти разнесет это семя по широкой ниве Великой Матушки Отчизны. И приткнется оно в будущем через предел нашего раскаяния и по бесконечной милости Господней к плодородному и подготовленному клочку Земли Русской и тогда даст желанный плод». Православный Царь-Мученик. М.: Паломник, 2000. С. 740–741.

1925 год. Из редакционной статьи периодического издания русских беженцев «Русская Летопись»: «На всех на нас лежит ответ за кровь Государя и за гибель нашей земли. Одни, в безумии своем, восстали на власть, создавшую Россию; другие, по нерадению и малодушию, не сумели этот мятеж подавить; третьи, по невежеству своему, равнодушно взирали на крушение вековых устоев нашей Державы. И все, и каждый из нас виновны в том, что не сумели сохранить и уберечь Царя своего. И Бог карает за это русский народ. С падением Престола, со смертью Царя, всего лишилась Россия. Величие и славу, святыни и братства... все... все... и даже свое имя она потеряла... Все потеряла, и сама отлетела, как сон... И там, на далеком Севере, где в безымянной, неотпетой могиле покоится прах ее последнего Государя, там же легла и сокрылась Россия. И будет лежать там дотоле, доколе не склонит перед этой могилой колени весь Русский Народ и не оросит ее живой водой своего покаяния. И встанет тогда из Царской могилы Россия, и грозно будет ее пробуждение...». Русская Летопись. Париж, 1925. Кн. 7. С. 7.

1928 год. Князь Н.Д. Жевахов, товарищ обер-прокурора Святейшего Синода Царской России, будучи за рубежом, в статье «Причины гибели России» писал, вскрывая духовно-нравственные корни русской трагедии: «Царь — выше закона. Царь — Помазанник Божий и как таковой воплощает собою Образ Божий на земле. А Бог — Любовь. Доброта Царя есть его долг, его слава, его величие. Это ореол его Божественного Помазанничества, это отражение лучей Небесной славы Всеблагого Творца. Доброта подчиненных Царю органов власти — есть измена, воровство, преступление. Кто осуждал Царя за его доброту, тот не понимал существа Царской власти, кто требовал от Царя твердости, суровости и строгости, тот сваливал на Царя свои собственные обязанности и свидетельствовал о своей измене Царю, о непонимании своего служебного долга и о своей непригодности ни Царю, ни России... Ни один Русский Царь не понимал своей Царской миссии столь глубоко, как понимал ее благодатный Государь Николай Александрович... В этом непонимании русскими людьми природы Самодержавия и сущности Царского служения и выразилось главное преступление русской мысли, попавшей в жидо-масонские сети, и настолько глубоко проникшее в ее толщу, что не изжита даже до сих пор... Другое преступление русского народа выразилось в непонимании самой России и ее задач... Нет Царя — нет и России, и Русское государство неизбежно сойдет с пути, предуказанного Богом... И пока русские люди не уразумеют миссии Самодержавного Русского Царя, пока не сознают, в чем заключались и должны заключаться задачи Самодержавия и Богопомазанничества, и не дадут обета Богу помогать Царю в осуществлении этих задач, до тех пор благодать Божия не вернется в Россию, до тех пор не будет мира на земле». Жевахов Н.Д. Причины гибели России. Новый Сад, 1929.

1934 год. В Болгарии выходит книга «Русская идеология» Архиепископа Серафима (Соболева). На основании Святоотеческого учения Архипастырь говорит о том, что всему народу в целом необходимо принести покаяние в бунтарстве против власти Помазанника Божия и через это вернуться к смиренной и благодатной вере наших предков: «Эта смиренная вера будет спасительным достоянием для нас и для России только в том случае, если мы вступим на путь первого выражения смирения, т.е. на путь покаяния во грехах своих, особенно в самом тяжком грехе нашем, в котором повинны активно или пассивно все русские люди, — в грехе бунтарства против самодержавной власти нашего Царя — Помазанника Божиего. Этот грех является для нас таким тяжким потому, что имеет за собою утрату русскими людьми совести, удаление их от Церкви — ее веры, учения и благодати. Он есть верх или плод тех разновидных религиозно-нравственных тяжких преступлений, которые совершались русскими людьми в течение многих и многих лет». Архиепископ Серафим (Соболев). Русская Идеология. М.: Лествица, 2000. С. 82–83.

1938 год. Из речи Святителя Иоанна (Максимовича) на Всезарубежном Архиерейском Соборе 1938 года в Сермских Карловцах: «Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно: клятвопреступление и цареубийство. Общественные и военные вожди отказали в послушании и верности Царю еще до его отречения, вынудив последнее от Царя, не желавшего внутреннего кровопролития, а народ явно и шумно приветствовал совершившееся, нигде громко не выразив своего несогласия с ним. Между тем здесь совершилось нарушение присяги, принесенной Государю к его законным наследникам, а кроме того на главу совершивших это преступление пали клятвы предков — Земского Собора 1613 года, который постановления свои запечатлел проклятием нарушающих их. В грехе цареубийства повинны не одни лишь физические исполнители, а весь народ, ликовавший по случаю свержения Царя и допустивший его унижение, арест и ссылку, оставив беззащитным в руках преступников, что уже само собою предопределяло конец. Таким образом, нашедшее на Россию бедствие является прямым последствием тяжелых грехов, и возрождение ее возможно лишь после очищения от них. Однако до сих пор нет настоящего покаяния, явно не осуждены содеянные преступления, а многие активные участники революции продолжают теперь утверждать, что тогда нельзя было поступить иначе. Не высказывая прямого осуждения февральской революции, восстания против Помазанника, русские люди продолжают участвовать в грехе, особенно когда отстаивают плоды революции». Иеромонах Серафим (Роуз). Блаженный Иоанн Чудотворец. М., 2003. С. 836.

В своих проповедях Святитель Иоанн (Максимович) не раз указывая на тяжкий грех, тяготеющий на русском народе: «Великий грех — поднять руку на Помазанника Божия, не остается и малейшая причастность к такому греху неотмщенной… Будем помнить, что это злодеяние совершено в день памяти творца Великого канона Св. Андрея Критского, зовущего нас к покаянию. Глубокое сознание греховности содеянного и покаяние перед памятью Царя-Мученика требуется от нас Божией правдой. Но покаяние наше должно быть без всякого самооправдания, без оговорок, с осуждением себя и всего злого дела от самого начала. Иеромонах Серафим (Роуз). Блаженный Иоанн Чудотворец. М., 2003. С. 856–857.

1941 год. Архиепископ Серафима (Соболева) в книге «Об истинном монархическом мiросозерцании» вновь свидетельствует о необходимости покаяния: «...Показывая сущность дела Христова, выясняя миссию Церкви и необходимость, согласно ее требованиям, иметь истинную веру, какую имели наши предки, мы говорим, что эта вера требует от нас покаяния в тяжком грехе бунтарства против Самодержавного Царя-Помазанника». Архиепископ Серафим (Соболев). Русская Идея. М.: Лествица, 2002. С. 169.

1953 год. Русская Православная Церковь Заграницею объявила 17 Июля днем скорби со строгим постом. Схимонах Никодим (Карульский), бывший унтер-офицер Царской Армии, ставший воином Христовым на Святой Горе Афон и молившийся за Россию до последнего вздоха, писал: «За русский народ, за освобождение его от сатанинской власти недостаточно одних молитв, хотя бы и преусерднейших, — требуется всенародное покаяние с глубоким сознанием великого и тягчайшего греха — отвержения Божией власти над собой в лице Помазанника. Разогнем Библию и посмотрим, как Бог управлял людьми. Согрешили перед Богом ангел и человек — первого ангела без милости Бог отослал во ад на вечные муки, а человеку оставил милость Свою, послал его на землю каяться и обещал возвращение в рай, если он будет соблюдать Божий законы и повеления. От того времени и начал Бог Своею властью управлять людьми, верующими в Него, и управлял от Адама непрестанно до Николая II, Императора, Помазанника Божия: сперва через посредство патриархов от Адама до Авраама и прочих патриархов включительно, потом пророками — от Моисея до Самуила, а от Давида до Николая II Императора — через посредство благодати помазания в царях... В наше злое время люди, потеряв веру в Промысл Божий, просили себе свободы, а Божию власть в лице Помазанника Божия отвергли. Отвергли Царскую власть, отдали убить Царя, освободили себя от Божественной власти — и подпали под сатанинскую власть. Ох! Какой это тяжкий грех!.. И согрешили в нем все русские люди, кто делом, кто словом, а кто помыслом, желанием и согласием. За этот великий грех весь мир страдает, а русский народ — больше всех. По правде Божией, “кому много дается, от того много взыскуется”. Людям, свободным от прямой сатанинской власти, должно бы вменить всеобщее покаяние. Если эти люди не видят нужды в таком покаянии, то большую вину налагают на себя за грех против Помазанника...» Православная Русь. № 14 за 1953 год. С. 10.

1960 год. В «Слове по Царю-Мученику» Святитель Иоанн (Максимович), чья кончина в 1966 году пришлась на день памяти Святителя Иова, Патриарха Московского (19 Июня/2 Июля), принимавшего покаяние у русского народа в 1607 году, говорил: «Грех тот лежит на всех, пока не будет смыт искренним покаянием... В один день рухнули величие и слава Державы Российской, оплота мира во всем мире. Подпись Государя Императора Николая Александровича на акте отречения от Престола есть историческая граница, отделяющая великое и славное прошлое России от темного и мучительного положения ее теперь... Что же произошло в тот день?.. Отступление народа от Помазанника Божия, отступление от власти, покорной Богу, отступление от данной перед Богом присяги на верность Государю Помазаннику Божию и предание его на смерть. Лишен власти, а потом и свободы тот, кто все свои силы отдавал во имя Божие на служение России. Перед нами, перед Русским народом путь восстания есть путь сознания греха и покаяние. Для возрождения России напрасны все политические и программные объединения: России нужно нравственное обновление Русского народа». Алферьев Е.Е. Письма Святых Царственных Мучеников из заточения. Джорданвилль, 1983. С. 438, 440.

1960-е годы. Редактор периодического издания РПЦЗ «Православная Русь» архимандрит Константин (Зайцев) проницательно предостерегал от возможных уклонений от пути истинного покаяния: «Вне всецело-покаянного обращения к Богу всякая мысль о нашем будущем оказывается прожектерством, самое благонамеренное направление мысли силой вещей превращается в риторику и мечтательство, только отвлекающие от единственно возможного направления воли истинного христианина с момента возникновения Апостасии. Это распространяется даже на такое явление, как Православное Царство! “Монархизм”, “легитимность”, как таковые, есть риторика и мечтательство, поскольку они получают, в условиях “Апостасии”, самостоятельную ценность: так отвлекается лишь сознание верующих от единственно доброго пути... Иные Старцы высокого духовного подъема предрекали восстановление России. Такое упование для нас всех законно. Но что может оно нам дать, если не одно только большое устремление к Богу, как во имя спасения души своей, так и во имя умножения и углубления этой же направленности сознания, у других русских людей! Все остальное было бы именно прожектерством, только оттесняющим и заглушающим единственно действенное в условиях Апостасии направление сознания — покаянное обращение к Богу... Восстановление Православного Царства представимо только в плане некого Сверх-Чуда покаянного перерождения русского народа, и это в такой степени и в таком масштабе, который позволил бы Богу счесть Апостасию несостоявшейся». Православная Русь. № 3. С. 2–3; № 17. С. 2.

1975 год. В ответ на попытки некоторой части русской паствы оправдать себя Архиепископ Аверкий (Таушев) в статье «Религиозно-мистический смысл убиения Царской Семьи» писал: «Слабое утешение для нас в том, что непосредственное убиение Царской Семьи совершено было не русскими руками — руками неправославных и нерусских людей. Хотя это и так, но весь русский народ повинен в этом ужасном беспримерном злодеянии, поскольку не противостал, не воспрепятствовал ему, а вел себя так, что это злодеяние явилось выражением того настроения, которое к этому времени созрело в умах и в сердцах несомненного большинства несчастных заблудившихся русских людей... Весь русский народ несет вину за этот тяжкий грех, совершившийся на Русской Земле». Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете слова Божия. Слова и речи. Т. III. Джорданвилль, 1975. С. 298.

1981 год. 1 Ноября 1981 года Архиерейский Собор РПЦЗ в Нью-Йоке осуществляет канонизацию Святых Царственных Мучеников в сонме Исповедников и Новомучеников Российских. Епископ Нектарий (Концевич), ученик Преподобного Старца Нектария Оптинского, в Слове перед прославлением Святых Царственных Мучеников, всех Святых Новомучеников и Исповедников Российских в РПЦЗ на Всезарубежном съезде русской молодежи в Сан-Франциско свидетельствовал: «Смертный грех цареубийства тяготеет над всем Русским Народом, а следовательно, в той или иной степени над каждым из нас». Ежегодник «Православный путь». Джорданвиллъ, 1985. С. 45.

[2] На 19 Декабря 1999 года уже были назначены очередные выборы в Государственную Думу России. Никаких позитивных надежд у меня в связи с предстоящими выборами не было.

[3] В начале Декабря 1999 года простые соотечественники, вроде меня, не могли даже предположить, что Б.Н.Ельцин менее чем через месяц уйдет в отставку, а не будет досиживать свой срок до Июля 2000 года. Да, ещё 21 Августа 1998 года на заседании Госдумы большинство депутатов (248 из 450) призвали Ельцина добровольно уйти в отставку, потом в Мае 1999 года Государственная Дума безуспешно пыталась поставить вопрос об отрешении Ельцина от должности с помощью импичмента. Но эти усилия не имели прямого результата. 9 Августа Директор ФСБ В.В.Путин был назначен первым заместителем председателя Правительства РФ, а также исполняющим обязанности председателя Правительства. В тот же день в своём телеобращении Б.Н.Ельцин назвал его своим преемником. 16 Августа Путин был утверждён в должности председателя Правительства Госдумой. Однако до того Б.Н.Ельцин уже несколько раз объявлял о своих «преемниках», но те успешно слетали с российского политического олимпа. Мало кто верил, что объявление о малоизвестном тогда в народе и непонятном большинству В.В.Путине окажется окончательным. И хотя я к началу Декабря уже видел, что после премьерства Е.М.Примакова В.В.Путин был вторым относительно позитивной результативности премьер-министром «новой» России, моя фраза: «Сама эта по видимости невыполнимая сейчас задача все-таки разрешима при наличии в нашем народе и его будущих вождях действительно змеиной мудрости, обузданной голубиной кротостью во Христе», — выражала собой совершенно не персонифицированные надежды. Предвидеть, что благодаря В.В.Путину кардинальные перемены в российской политике начнутся уже в ближайшие месяцы, мне тогда не было дано. И уж тем более я не мог догадываться о возрождении при В.В.Путине годы спустя Вооруженных Сил России, о миротворческой миссии В.В.Путина в Сирии или о «возвращении» Крыма…

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Леонид Болотин:
Душенов — не пряник
К шестидесятилетию Друга и Соратника
02.02.2020
«Положение не безнадежное»
Леонид Болотин призывает усилить молитвы о тяжкоболящем иерее Павле Бурове
03.01.2020
Чаю воскресения мертвых...
2. Размышление соборянина в связи с первым заседанием Собора православных мiрян «Всенародное Покаяние — знамение единства»
31.12.2019
В Петроград к старцу Григорию
Состоится паломническая поездка из Москвы на день памяти Г.Е.Распутина
29.12.2019
Все статьи автора
"Русская цивилизация"
«Исторической преемницей падшей Византии является Москва – третий Рим»
Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания
29.01.2020
Чаю воскресения мертвых...
2. Размышление соборянина в связи с первым заседанием Собора православных мiрян «Всенародное Покаяние — знамение единства»
31.12.2019
Все статьи темы
"Екатеринбургские останки"
Настоящее мужество настоящей женщины!
О творческом подвиге Елены Николаевны Чавчавадзе
05.02.2020
Чаю воскресения мертвых...
2. Размышление соборянина в связи с первым заседанием Собора православных мiрян «Всенародное Покаяние — знамение единства»
31.12.2019
Чаю воскресения мертвых...
1. Размышление соборянина в связи с первым заседанием Собора православных мiрян «Всенародное Покаяние — знамение единства»
22.12.2019
Не стоит упрощать проблему трактовки гибели Царской семьи
Письмо главному редактору «Русской народной линии» А.Д. Степанову по поводу статьи «О цареубийстве и "екатеринбургских останках"»
10.12.2019
Все статьи темы