Во второй части нашего повествования мы продолжим разговор о политических обстоятельствах визита Митрополита Михаила в Россию, попробуем выяснить подробности его приглашения и рассмотрим хронику его пребывания в Киеве и Москве.
...Прежде чем перейти к описанию юбилейных торжеств, скажем ещё несколько слов о политической составляющей визита Сербского Митрополита. На это есть веская причина – приглашение Владыки в Россию не могло бы состояться без Высочайшей воли. А это значит, что и Митрополит Михаил, и Император Александр II должны были учитывать политические обстоятельства, как тогда говорили, «околичности» момента.
Паломничество Митрополита Михаила в Россию происходило на фоне важных политических перемен, происходивших как на Балканах, так и в Европе в целом. В 1868 году Князь Михаил Обренович, симпатизировавший России и разделявший идеи сербских интеллектуалов в вопросе о славянском единении, погиб в результате покушения. По причине несовершеннолетия Князя Милана, был учреждён Наместнический совет, важнейшую роль в котором играл Миливое Блазнавац [1].
В среде политических аналитиков тогда была популярна теория, согласно которой этот Совет – или Регентство - во главе с Миливое Блазнавацем ориентировалось на Австрию, и на этой почве конфликтовало с Россией. Митрополит же Михаил был с самой ранней юности русофилом, каковым оставался до конца своих дней. И его визит в Россию, дескать, шёл вразрез с политикой Регентства. Такую точку зрения высказывал Светозар Милетич [2], направлявший редакционную политику новисадской "Заставы"[3]. Но современный, более глубокий анализ документов, показывает, что поездка митрополита Михаила была скорее зондажем почвы со стороны Регентства для нормализации отношений с Россией, чем самовольным экспромтом Митрополита, как это хотели представить Милетич и сербские левые радикалы в целом. Но, конечно, не рука Миливое Блазнаваца направила Митрополита в Одессу, Киев и Петербург. Скорее здесь ощущается влияние другого члена Регентства - Йована Ристича. Отношения Наместничества с Россией первоначально не складывались, хотя Блазнавац и его коллеги предпринимали многочисленные попытки достичь соглашения с Петербургом – через графиню А.Д. Блудову, графа Николая Павловича Игнатьева и т.д. Визит Митрополита Михаила также, по мнению ряда историков, был частью усилий белградских властей по восстановлению отношений с Россией [4]. Впрочем, политика всё же осталась на втором плане, как мы увидим из последующего повествования.
Окончательная нормализация отношений между Белградом и Петербургом наступила в 1871 году, после визита Князя Милана в Ливадию. Визит Митрополита Михаила был одним из шагов на пути восстановления отношений.
С другой стороны, разумеется, приглашение Митрополита Михаила в 1869 году не могло бы состояться без Высочайшего одобрения. Обер-прокурор Св. Синода Д.А. Толстой весьма положительно оценил приезд Сербского Митрополита в Россию во «Всеподданнейшем отчёте» за 1869 год. Но в отчёте не упомянут почин графа в приглашении Владыки в Россию. Если мы обратимся к другим примерам приглашения предстоятелей зарубежных Православных Церквей в Россию для продолжительного паломничества, то, скажем, в 1913 году почин приглашения Патриарха Григория IV Антиохийского исходил от Св. Государя Николая II (впрочем, указывают ещё на Владыку Антония (Храповицкого), как высказывавшего мысль о приглашении восточного Патриарха - но последнее слово, конечно, осталось за Государем).
Епископ Филарет (Филаретов)
В жизнеописании Епископа Рижского Филарета (Филаретова) [5], в 1869 году бывшего ректором Киевской Духовной Академии, говорится, что именно он подготавливал списки приглашаемых на юбилей. Архимандрит Филарет мог быть знаком с Владыкой Михаилом ещё с 1850-х годов. Возможно, первоначальное предложение о приглашении было высказано именно Епископом Филаретом, а затем оно было подкреплено близкими к Императорскому Двору (во всяком случае, к Императрице Марии Александровне) графиней Антониной Блудовой и Михаилом Петровичем Погодиным. Так или иначе, решающее слово осталось за Императором Александром II, обратившим внимание на Митрополита Михаила ещё в 1862 году.
Необходимо учитывать ещё и то обстоятельство, что Европа в 1869 году находилась в состоянии предвоенного кризиса, а осенью и зимой этого года на Балканах происходили сильные волнения, известные под названием Кривошийского восстания. Это восстание, разразившееся на границе австрийских и турецких владений, было всецело вызвано неумелой политикой австрийских властей, но обвинили в нём Россию. Жестокая, не стесняемая никакими приличиями и требованиями совести антирусская пропаганда лилась в ту осень со страниц австрийских, французских и британских газет, создавая давящий вал, способный деформировать не только общественное мнение в странах Западной Европы, но и российскую внешнюю политику в «Восточном вопросе». Те, кто пригласил Митрополита Михаила в Россию, имели мужество противостоять этому валу лжи и клеветы...
...В стенах Киевских духовных школ, тем временем, воцарялось не омрачаемое ничем торжество.
Митрополит Арсений
«Накануне 28-го числа (сентября), после Литургии, совершённой высокопреосвященнейшим Митрополитом Арсением [6], в сослужении двух других иерархов, в главной церкви Братского училищного... монастыря, началась панихида. На возвышении, нарочито устроенном посреди церкви, киевляне увидели 12 иерархов и многочисленное духовенство...» [7] .
«Инспектором академии, архимандритом Сильвестром, было сказано приличное торжеству слово, в котором весьма просто и трогательно духовный вития сделал краткий перечень заслуг знаменитейших духовных деятелей, заботливостью которых, Киевская Духовная Академия постепенно возрастала, и воздал полную справедливость заслугам митрополитов Серапиона, Евгения [Болховитинова] и Филарета [Амфитеатрова], на пользу процветания этого древнейшего рассадника духовного просвещения в России, ведущего своё основание ещё со времён Петра Могилы.
После проповеди началась панихида с возглашением вечной памяти в Бозе почившим Императорам Александру I и Николаю I, а также высокопреосвященным Митрополитам: Серапиону, Евгению и Филарету и всем усопшим начальникам, наставникам, благотворителям и воспитанникам академии.
… Кроме трёх киевских иерархов: Высокопреосвященного Митрополита Арсения, Епископа Чигиринского Порфирия и Епископа, находящегося на покое, Александра, в этом церковном празднестве находились прибывшие в Киев, как бывшие воспитанники Академии, - митрополит Сербский Михаил, Экзарх Грузии Евсевий, Архиепископы Антоний Казанский и Димитрий Таврический и Херсонский; Епископы: Леонтий Подольский [Лебединский], Никандр Тульский, Иоанникий Саратовский, Иоанн Полтавский. Ректоры Духовных академий явились представителями научного элемента. Депутаты от университетов и от учёных учреждений, бывшие на панихиде, придавали ещё больше значения этой духовной церемонии...» [8].
«28 числа, в самый день юбилея, Литургия совершена была... Митрополитом Арсением, в сослужении Сербского Митрополита Михаила, Архиепископа Казанского Антония, и Архиепископа Херсонского Димитрия... Церковь переполнена была народом... После молебствия все, кому дано было право билетом, вошли в конгрегационную залу. Она представила собрание людей всех сословий и состояний, прибывших сюда из разных и самых отдалённых губерний... Юбилейный акт открылся пением молитвы: «Царю Небесный». Архипастырь киевский прочитал, вместе с отношением к нему г. Обер-прокурора Св. Синода, копию Высочайшего рескрипта Государя Императора. Государем... признавалось великое значение древнейшего учебного заведения в России в деле её просвещения, и определялось в Академии 10 стипендий по 200 рублей на стипендиата...» [9].
Речь Митрополита Арсения (Москвина) задала тон риторике торжеств, мысли Митрополита, излагаемые нами ниже, так или иначе повторялись и развивались и другими ораторами. «Киевская академия, - говорил Митрополит в конгрегационной зале, - с честию и славою пережив века и дав Церкви и Отечеству многочисленных и просвещённых деятелей,... в обновлённом своём виде, достигла ныне своего 50-летия, не изменив с течением времён, по самой природе своей изменчивых, и несмотря на частые и почти непрерывные, под чуждым властительством, напор и давление враждебных сил и прямо противоположных тенденций, ни своего характера национально-русского, ни направления... религиозно-нравственного...» [10].
Во время торжественного акта выступали Митрополит Сербский Михаил и профессор М.П. Погодин, председатель Московского Славянского Комитета.
О речи Владыки Михаила мы знаем следующее: «Она была русская, потому что русской Академии пришлось послужить ему местом воспитания. Благодарность за воспитание, которую в пламенном слове к Академии выражал Архипастырь Сербии, вызывала у всех, кому Академия не была чужою, благодарность к нему за его доброе и живое сочувствие к месту, где суждено было ему получить воспитание. Всякий понимал, как важно и дорого это сочувствие к русскому духовному училищу Первосвятителя одной из важнейших славянских Церквей» [11].
Михаил Петрович Погодин продолжил мысль Митрополита Арсения (Москвина): «Помоги ей (Академии – А.П.) Бог, в продолжении наступающего пятидесятилетия, молитвами Печерских угодников, под руководством просвещённого, опытного Первосвятителя, трудами ревностных наставников, под державою благодушного Царя-Освободителя, - помоги ей Бог... утвердить окончательно, - в союзе с гражданскою властию, - русское начало во всех здешних и соседних странах, столь долго подвергавшихся чуждому влиянию, помоги ей Бог очистить наши древние свято-русские поля от всяких плевел...» [12].
29 сентября состоялась братская трапеза. «При тосте за процветание Академии, М.А. Максимович…, сказал следующее, полное чувства слово: «Преисполненный впечатлений вчерашнего достопамятного торжества, я вседушевно радуюсь о торжественном празднике твоем, Академия Киевская, которым достойно почтена твоя долгая, многотрудная жизнь, - твоя великая заслуга для всего русского мира, незабвенная и для нашей братии славяно-дунайской. Как уроженец киевской Руси и старый служитель наук в здешнем краю, - я не могу умолчать о моей глубокой благодарности тебе за просвещение моей Родины, некогда разлучённой с Русью восточною, но твоим внушением опять соединившейся с нею в общий состав русского мира. – Я не могу не выразить моей благодарности тебе и за себя лично, - за то благо душевное, какое часто обретал я в здешних гостеприимных, киево-братских стенах, в продолжение 35 лет, и особенно во дни того, кто был красою и славою твоею, о ком всегда вспоминаешь ты, как о своём любимом сыне (позволим предположить, что речь идёт о Митрополите Евгении (Болховитинове) – А.П.).
Благоденствуй же, досточтимая, добрая матерь русских училищ, и подвизайся с новыми силами во благо Свято-Русской земли!...» [13].
«30 сентября, в день памяти первого митрополита Киевского Михаила, нетленно почивающего в большой церкви Киево-Печерской лавры, составилось новое торжество, служившее продолжением взаимного утешения бывших воспитанников академии и её гостей. День этот, важный для русской иерархии, празднован в Лавре соборным служением Высокопреосвященных Митрополитов Киевского Арсения, Сербского Михаила – тезоименитого празднуемому начальнику русских архипастырей, и епископа Полтавского Иоанна» [14].
Юбилейные торжества завершились 2 октября – в тот день Митрополит Михаил ещё раз выразил благодарность за доброе воспитание своей alma mater.
Оценивая Киевские торжества в целом, можно заметить в них отголоски того оборонительного движения, которое пробудилось в малороссийских губерниях во время польского бунта 1863 года – Киевская Академия воспринималась духовными и светскими ораторами, речи которых приведены выше, как один из форпостов русской, восточно-православной цивилизации перед лицом враждебного Запада. До 1870 года, до падения империи Наполеона III, католический мир предавался иллюзиям относительно возможности объединения «цивилизованного» Запада вокруг Парижа, Рима и Вены – для борьбы против России. Эти иллюзии о «европейском единстве» были разбиты в прах крупповскими орудиями, - но Германия, увы, унаследовала противостояние с Россией от побеждённой Франции. Ватикану же, после обрушения тогдашней главной несущей конструкции католического универсума – Второй Французской империи - осталась хрупкая опора в виде «лоскутной» Австро-Венгрии. И уж в Вене и в Пеште (скоро ставшем Будапештом) слышать не хотели ни о каких православных юбилеях в «польском» Киеве. О том, с какой ненавистью были восприняты известия из Киева в аристократических салонах Вены и Кракова, говорит эпизод с одним из участников юбилейных торжеств – профессором И.И. Малышевским. При обыске на австро-венгерской таможне в 1870 году «между его вещами найдено несколько книжек русских, именно русский перевод Библии и описание юбилея Киевской Духовной академии [отмеченного осенью 1869 г.] и Записки Московского университета. Книжки эти назначены были в подарок священнику в Париже о. Гетте (René François Guettée). Книжки эти, однако, конфискованы под тем предлогом, что будто они перевозятся в Галичину для "московской пропаганды" (3-4 книжки по одному экземпляру!). Перетрясши самые малые записочки г. Малышевского, чиновники хотели, кроме того, конфисковать русский орден г. Малышевского и даже две фотографии, изображающие 9 православных архиереев [собравшихся в Киеве осенью 1869 г.. во главе с питомцем Киевской Академии митрополитом Михаилом Сербским - это был первый в истории фотографии коллективный портрет славянских архиереев и православных епископов вообще], которые вёз он на память о. (М.Ф.) Раевскому в Вене и о. Гетте в Париже; резкий протест г. Малышевского против конфискации ордена и фотографии сохранил за ним эти вещи. Примечательно, что заподозрили, якобы г. Малышевский вёз с собою русский орден для уделения его кому-(то) из русских галичан, а 2 фотографии для распространения русской веры между русинами в Галиции" [15].
Одним словом, враждебность с 1867 года (когда венские власти жёстко предостерегали славянских деятелей от поездки в Петербург и Москву), не только не уменьшилась, а распалилась ещё сильнее... Возможно, об этом думал Митрополит Михаил, когда за окном проносились уже виды Подмосковья – из Киева в Москву Владыка прибыл в первой декаде октября.
«9 октября, в Москве, старшее московское духовенство представлено было в Чудовской митрополичьей зале Преосвященным Дмитровским Леонидом [Краснопевковым] Митрополиту Сербскому Михаилу для приветствия его. С достоинством Первосвятителя древней Церкви и с любовью славянина, высокий гость принял приветствовавших. Преподавая каждому из представлявшихся священнослужителей святительское благословение, он обратился ко всем, произнеся следующие слова:
«Пользуюсь случаем проезда своего в Киев на юбилей, быть в Москве, сердце России. Москва имеет свою самородную жизнь. Москва отстояла свободу России и начала русской славянской жизни. Москва п[р]одвинула идеи славянские. Славянофилы московские трудятся о братском единении всех славян. Их труды начали приносить пользу. С почтением и любовью смотрим мы на славянскую Москву…
Духовенство Московское со своими высокими и святыми архипастырями служит образцом для всех нас, единоверных и единоплеменных.
Поэтому, дорого мне приветствие московского духовенства; и я радуюсь душевно, что милостивый Господь сподобил меня с далёкого юга, далёкого по пространству, а близкого по братским чувствам, посетить Москву и видеть её благочестивое и просвещённое духовенство».
«Русские ведомости» передают известие, что в Москве, в воскресенье, 12 октября, от имени московских жителей поднесены были Сербскому Митрополиту Михаилу архиерейское облачение из малинового бархата и митра, а во вторник 14 – го числа, в 7 часов вечера, должно было происходить в библиотечной зале Университета заседание Славянского Комитета под председательством М.П. Погодина и в присутствии Преосвященнейшего Митрополита Михаила, черногорского архимандрита Никифора (Дучича) и игумена [монастыря Раковица, близ Белграда] Иосифа» [16].
Архимандрит Никифор (Дучич)
Корреспондент «Нового времени», подписавшийся как «Москвич», дал некоторые подробности первоначального пребывания Владыки Михаила в Первопрестольной.
«Митрополита Михаила сопровождает то самый архимандрит Никифор (Дучич), голова коего оценена в Константинополе… Архимандрит неустрашимый воин, показавший себя не раз в боях с чалмою… Высокого роста, воинственной наружности и сильный «мышцею в брани», архимандрит Дучич при первой нужде будет, по его словам,
снова первый на коне со своею паствою против чалмы… В четверг (9 (21) октября) митрополит Михаил, в сопровождении Епископа Леонида, посетил московские кремлёвские соборы и Патриарший дом [Патриаршие палаты Кремля]. В пятницу (10 октября) посетил московских викариев, генерал-губернатора и некоторых должностных лиц столицы; в субботу Воспитательный дом и Николаевский институт, Университет и музей. В воскресенье митрополит выехал после обеда в Троице-Сергиеву Лавру, откуда возвратился во вторник [неточность – в понедельник вечером – А.П.]… От имени московских жителей поднесены были митрополиту Михаилу архиерейское облачение … и митра…
Князь В.А. Черкасский
Во главе лиц, представлявшихся по этому поводу Его Высокопреосвященству, находился городской голова князь В.А. Черкасский; в составе депутации были несколько москвичей купеческого сословия и кроме того И.И. Четвериков и секретарь Славянского комитета, профессор Н.А. Попов… 12 октября, день празднуемого Россиею события изгнания из Москвы французов… назначено было совместное служение в Успенском соборе Московского Митрополита Иннокентия [Попова-Вениаминова] и высокого гостя, Митрополита Сербского Михаила. Вся Москва узнала об этом накануне, и едва раздался благовест с колокольни Ивана Великого, как Кремль наполнился народом… По окончании обедни, Митрополит Сербский появился, вместе с Митрополитом Московским, в крестном ходу, учреждённом в память освобождения Москвы…» [17].
«По возвращении 13-го числа вечером из Троицкой лавры в Москву, Митрополит Михаил прямо проехал к Высокопреосвященнейшему Митрополиту Иннокентию благодарить его, как архимандрита лавры. На другой день, 14-го, осматривал Университет, где принимал его г. Попечитель учебного округа, Храм Спасителя, который его удивил не столько размерами, сколько высоким достоинством работы; затем, в сопутствии Епископа Дмитровского, посетил он небольшую, но превосходно устроенную Троицкую больницу для неизлечимых, чтобы видеть действия монашествующих, и выразил основательнице и попечительнице Александре Николаевне Стрекаловой (благодарность за) то сердечное утешение, которое произвело на него это истинно христианское учреждение. По возвращении в Кремль он был в Вознесенском девичьем монастыре, поклонился святыне, обозрел собор с гробницами наших древних Великих Княгинь, слушал прекрасное пение монашествующих и входил в келлии почтенной игумении Паисии, которой принадлежит честь первоначальной заботы об употреблении монахинь к делу попечения о болящих. Вечером Высокопреосвященный Митрополит Михаил присутствовал в заседании Славянского Комитета, где на приветствие председателя Комитета ответил следующими словами: «Сердечно радуюсь, что нахожусь ныне в среде вашей, господа члены Славянского Комитета. Было время, когда мы, славяне, не знали и не смели знать друг друга. Но, слава Господу, время это прошло, и мы, славяне, ныне не только лучше узнали себя, но и смеем всем говорить без страха: «Мы – родные братья», нас уже не пугает своё родное имя славян; нет между нами преград; мы стали близки друг другу. Со времени Славянского съезда в России и Москве [1867 г.] идеи славянской взаимности стали быстро распространяться, а похвальная деятельность Благотворительного Славянского Комитета развивает и объединяет их, укрепляя духовные, братские отношения между всеми славянскими народами. Славяне – великий народ, одарённый от Бога всеми дарами природы. Славяне имеют жизнь общую со всеми европейскими народами, но у славян есть свои особые оттенки жизни; поэтому желательно, чтобы славяне не забывали своих народных начал жизни. Дай Бог, чтобы славяне на твёрдых началах устроили общий дом безопасности, свободы и славы, более и более укрепляясь в согласии, любви и братстве! Дай Бог, чтобы наука в мире славянском, одушевлённая православием, послужила счастию братских народов славянских так же мудро и величественно, как и оружие братского нам народа, славяно-русского, движимое духом веры и верности, возвеличило славу и счастие России, к которой и взоры, и сердца славян обращаются с чаянием лучшей своей будущности»…
Далее приводится цитата из «Московских ведомостей», представляющая содержание речи Митрополита в Московской Духовной Академии «у Троицы» : «Достопочтенный отец ректор сказал в своей беседе, что в давнее время некоторые сыны народа сербского оказали посильную услугу просвещению России [имеются в виду Пахомий Логофет (Сербин) и Св. Киприан, воспитывавшийся в сербо-болгарской культурной среде].
А теперь стало угодно Господу Богу, чтобы сербы получали просвещение в России. С приятным чувством удовольствия и радости духовной нахожусь ныне, господа, между вами, как между своею родною братиею. Духовным Академиям русским мы одолжены своим новейшим духовным образованием. И где мы могли найти его, кроме православной России, которую Господь благословил Своим обильным благословением благополучия, благоустроения и просвещения?
И Московская Духовная Академия дала моему Отечеству несколько воспитанников… Просвещённая деятельность сей Академии, под руководством святителей московских и под покровительством великого угодника Божия, преподобного Сергия, стала известна и единоверным, и иноверным на честь и славу святой Православной Церкви» [18].
... Подведём предварительные итоги. Не будет преувеличением сказать, что и для киевлян и москвичей, с одной стороны, и для Митрополита Михаила – с другой, торжества сентября – октября 1869 года были потрясением. Когда в первой половине 1869 года Россия обновляла празднование Свв. Кириллу и Мефодию, либерально-революционная печать не без ехидства замечала, что обращение к далёкому прошлому не может якобы дать ответа на вопросы сегодняшнего дня – но вот наступила осень, и преемник учеников Солунских братьев прибыл в Первопрестольную, заставив западников пристыженно умолкнуть. Глубинный смысл паломничества Митрополита Михаила – в том, на наш взгляд, что это был своеобразный ответ Свв. Кирилла и Мефодия на горячие молитвы, прозвучавшие в дни Кирилловского юбилея. Также следует пересмотреть до сих пор существующее в историографии мнение о том, что Славянский съезд 1867 года будто бы не имел непосредственного продолжения и осязаемых плодов – визит сербского Владыки и был таким зрелым плодом усилий 1867 года, и, в свою очередь, этот визит породил многочисленные добрые начинания 1870-1878 годов: достаточно сказать, что князь В.А. Черкасский, принимавший Митрополита в 1869 году, впоследствии страдальчески скончался на Балканах, отдав всего себя делу освобождения православных славян.
Продолжение следует...
Кандидат исторических наук Алексей Поповкин
Примечания:
1. Блазнавац, Миливое (1826-1873), сербский военный и политический деятель, генерал. С 1868 года – глава Регентского (Наместнического) совета при Князе Милане Обреновиче, действовавшего в 1868-1872 гг. В совет входили также Йован Гаврилович (1796-1877) и Йован Ристич (1831-1899). Следует учитывать и то обстоятельство, что Сербия в 1869 году всё ещё формально находилась в составе Османской империи, с правами широкой автономии.
2. Милетич, Светозар (1826-1901). – сербский общественный и политический деятель, адвокат, издатель. Жил в Австро-Венгрии, получил известность как лидер лево-либерального крыла сербской общины г. Нови-Сад. Градоначальник Нови-Сада и лидер «Сербской народной свободомыслящей партии». Занимал непоследовательную позицию по отношению к России и её роли на Балканах: сначала резко критиковал деятельность Славянских комитетов, а затем поместил в «Заставе» полную похвал статью об Одесском Славянском Обществе. Симпатизировал европейскому социалистическому и, в целом, революционному движению, проявил внимание к высказанной в 1869 году идее «Соединённых Штатов Европы».
3. Дописи//Застава. Нови-Сад., 1869. 19 нов. Газета Милетича ссылается на статью в Correspondance Slave, а также приводит интерпретацию заметки «Политики», автор которой указывает, что на позицию Митрополита Михаила повлияли традиционные сербские представления о «белом царе».
4. Преписка митрополита Михаила и грофице А.Д. Блудове о догаhаjима у Србиjи 1868. године.//Мешовита граhа-Miscellanea. Бгд. 2013. С. 197. В статье упоминается о встречах в 1869 году Митрополита Михаила с Императором Александром II, кн. А.М. Горчаковым и П.Н. Стремоуховым. Возможно, определённое отношение к консультациям вокруг визита Митрополита имеет и пребывание в конце сентября в Вене Е.Ф. Тютчевой.
5. Филарет (Филаретов Михаил Прокопьевич, 1824-1882), уроженец Коротоякского уезда Воронежской губернии, Епископ Рижский и Митавский (1877-1882). В 1860-1877 гг. занимал должность ректора Киевской Духовной Академии. Об участии архимандрита Филарета в подготовке юбилея Академии писал И. Корольков: «О. Филарет ясно сознавал всё величие и важность этого исторического момента… О[тец] ректор всю свою заботливость обратил на то, чтобы академическом празднестве приняло участие возможно большее число воспитанников Академии, рассеянных по всей России и находившихся на разных постах службы. Поэтому он, при деятельном участии бывшего тогда секретаря, разослал пригласительные письма к именитым иерархам, служившим в Академии..., а также – к другим академиям, семинариям и разным почётным лицам...» (Корольков И. Преосвященный Филарет, Епископ Рижский, как ректор Киевской Духовной Академии. Речь, произнесённая в торжественном собрании Киевской Духовной Академии 28 сентября 1882 года. Киев. 1882. С. 80).
6. Арсений (Москвин Фёдор Павлович, 1795-1876), Митрополит Киевский и Галицкий в 1860-1876 годах.
7. 50-летний юбилей в Киевской Духовной Академии//Киевские Епархиальные Ведомости. 1869. №19. С. 643-644.
8. Киев, 28 сентября 1869 года (от нашего корреспондента)//Новое время. 1869. №192. 3 октября.
9. 50-летний юбилей в Киевской Духовной Академии... См. выше. С. 644.
10. Речь Высокопреосвященного Арсения, Митрополита Киевского, в день 50-летия Киевской Духовной Академии, сказанная в конгрегационной зале Академии//Ярославские Епархиальные Ведомости. 1869. №48. С. 395.
11. 50-летний юбилей в Киевской Духовной Академии... С. 649.
Академик М.П. Погодин
12. Приветствие академика М.П. Погодина Киевской Духовной Академии в день её юбилея, 28 сентября 1869 г.// Ярославские Епархиальные Ведомости. 1869. №49. С. 408.
13. Юбилей Киевской Духовной Академии// Киевские Епархиальные ведомости. 1869. №20. Ч. Неоф.С. 670.
14. Юбилей Киевской Духовной Академии... С. 673.
15. Обыск русского профессора. //Воронежские Епархиальные ведомости. Ч. неоф. №16. 15 августа 1870 г. С. 338.
16. Хроника. Внутренние известия.//Новое время. 1869. № 202, 17 октября.
17. Москвич. Приём в Москве Сербского Митрополита Михаила (Корреспонденция «Нового Времени»)//Новое время. 1869. №203. 18 октября.
18. Дополнительные сведения о пребывании Митрополита Сербского Михаила в Москве и Троицкой лавре//Московские Епархиальные ведомости. 1869. №43. 26 октября. С. 5-6.