itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Паломничество Митрополита Сербского Михаила (Йовановича) в Россию в 1869 году

К 150-летию русско-сербских торжеств в Одессе, Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, Вильне и Остроге на Волыни

0
401
Время на чтение 121 минут

Часть первая. Белград - Одесса.

Митрополит Михаил, в миру Милое Йованович (1826-1898), является одной из центральных фигур сербской истории периода воссоздания государства, плодовитым сербским писателем, филантропом европейского масштаба, церковным миротворцем и борцом за национальную самобытность сербовсамобытность, культурно-политическим гарантом которой могла, по мысли Владыки, служить только Россия. На страницах «Русской Народной Линии» мы уже обращались к некоторым подробностям русско-сербской благотворительности Митрополита Михаила, однако его труды на ниве русско-сербских связейтема поистине неисчерпаемая. На сей раз необходимость обратиться к этой теме продиктована юбилеем посещения Владыкой Одессы, Киева, Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других российских городов в 1869 году.

«Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1-е послание Коринфянам 9:22) – мог бы, вслед за Апостолом Павлом, сказать о своей жизни Владыка Михаил. Вступив на кафедру белградских митрополитов в то время, когда Сербское княжество было лишь малой, почти бесправной областью на краю необозримых просторов Османской империи, Владыка подготовил народ к провозглашению полной независимости от Стамбула и к возрождению погибшего ещё в Средневековье Королевства, о котором помнили лишь народные сказители и немногочисленные монахи-летописцы. «Свыше 43 лет ... владыка сербский Михаил проходил своё великое архиерейское служение (с 14 октября 1854 г. как епископ Шабацкий) и, в том числе, около 39 лет с великим достоинством и славою занимал митрополичью кафедру в Белграде (по синодальному избранию 25 июля 1859 года, с утверждением князя Милоша и согласия Константинопольского Патриарха Кирилла от 9 августа того же 1859 года), являя в своей жизни редкий пример неустанных подвинов на пользу Святой Церкви, Отечества, сербства и даже целого славянства...» [1]. Иван Савич Пальмов в некрологе, прочитанном на заседании Славянского Общества, уделяет несколько строк и событию, юбилей которого не должен остаться незамеченным в эти дни: говоря о 1869 годе, профессор Пальмов напоминает, что митрополит тогда «приезжал на юбилей своей родной Академии в Киев, посетил затем Москву с её святынями и Петербург, торжественно принятый между прочим и в нашем Славянском Обществе» [2].

Славянский съезд 1867 года пробудил воспоминания о былой славе сербского и других славянских племён. Но слишком много ещё было тех, кто скептически относился к движениям народного духа. Ведь целые сотни лет не звучали, при поминании о здравии, под сводами храмов Шумадии, Косова и Метохии, Рашки и Приморья имена Царей и Королей Сербии. Казалось, навеки уснули Девять Юговичей, и лишь топот коней турецких каймакамов тревожил их сон. Но духоносные уста Митрополита Михаила в 1875-1879 годах воскресили «небесную политику» Стефана Душана и Лазаря Хребельяновича. Увы, единственной наградой за несравненный подвиг стало изгнание. Подобно Св. Иоанну Златоусту, Митрополит Михаил должен был удалиться из своего кафедрального города - насильно разлученный с любящей его паствой по воле новых Иродиад из Лондона и Вены. Только Россия могла приютить сербского апостола-страдальцаи возвращение из Петербурга в Белград стало триумфом.

Киев имеет в судьбе Митрополита Михаила особое значение. Этот город встретил его юношей, полным надежд, вырвавшимся из душной среды чорбаджийства и с жадностью впитывавшим церковную премудрость. В этом городе, 150 лет назад, в сентябре 1869 года, цветущий всеми своими богатыми дарованиями, полный сил Митрополит стал почётным гостем на архиерейском совещании, напомнившем древние соборы Русской Церкви. И Киев же, задумчивым взглядом из-под серебряных бровей Печерска, в мае 1889 года навсегда проводил маститого старца, в чьи волосы предательство друзей и коварство недругов вплели снежные перемёты

Пребывание Митрополита в России было весьма длительным, и первый вопрос, который напрашивается в связи с этим визитомкаковы были его цели? Из этого вопроса рождается и второйудалось ли достичь этих целей?

Формальный повод для визита был известен с самого начала: 23 сентября (старого стиля) 1869 года в Киеве начались торжества, посвящённые 50-летию существования Киевской Духовной Академии при общем российском академическом уставном порядке. Митрополит Михаил, как питомец Академии, окончивший её в 1853 году со степенью магистра, получил (и с радостью принял) приглашение на участие в торжествах. В Киев прибыли все главы важнейших епархий России, представители преподавательских корпораций других академий и семинарий, педагоги из светских университетов и научных обществ.

Святитель Сильвестр (Малеванский)

Святитель Сильвестр (Малеванский) приветствовал гостей торжественной речьюих было много, речей духовных и светских ораторов: например, блистали красноречием Михаил Петрович Погодин и Михаил Александрович Максимович

О прибытии Сербского Митрополита извещали все столичные и многие провинциальные газеты. Но, к сожалению, никто из корреспондентов просмотренных нами русских изданий не указал, каким путём Владыка преодолел не очень-то спокойные земли Турции и Австро-Венгрии. Мы гораздо больше знаем о его маршруте при выезде из России, чем при въезде в нашу страну. На это есть свои причины, о которых ещё пойдёт речь. Но приблизительный маршрут из Белграда в Киев в 1869 году мы представить можем. В 1858 году из России в Черногорию прибыл священник Филипп Танович. Его путь пролегал через Петербург, Киев и Одессу (Митрополит Михаил двигался наоборот, из Киева в Москву и Петербург). По дороге о. Филипп посетил Галац, Оршову, Константинополь, Нови-Сад, Вену и Триест. С высокой степенью вероятности, и Владыка Михаил посетил в первой половине сентября 1869 года большинство из указанных городов [3].

Благодаря «Славянской корреспонденции» из Праги, мы точно знаем, что путь Сербского Первосвятителя из Белграда в Киев лежал через Одессу. «Накануне сюда [в Одессу] прибыл сербский митрополит Михаил из Белграда в сопровождении архимандрита [Никифора] Дучича и двух других монахов, все они едут в Киев для участия в торжествах, которые пройдут в этом городе по случаю юбилея основания Киевского университета [неточность - 50-летия существования Киевской Духовной академии при новом Императорском уставе - А.П.] . Многочисленные сербы, живущие в Одессе, подготовили достойную встречу; к сожалению, у них не было возможности показать Митрополиту свое уважение и почтение в полной мере, потому что он остановился только на один день в Одессе. Митрополит посетил кафедральный собор и университет; ему пожелали нанести визиты (боснийский) воевода Лука Вукалович, черногорский воевода Анте Дакович (герой битвы на Граховом поле, годы жизни 1824-1889 - А.П), отставной сербский полковник Георгиевич и некоторые другие сербы. Только что названные лица отправились на прием к митрополиту. Было очень удивительно не видеть сербов (официальных представителей) из Княжества Сербия, принимающих участие в приеме митрополита, который вообще-то был явно потрясён при виде множества сербов, которые пришли отдать дань уважения. Это заставило россиян увидеть, насколько чувство солидарности объединяет сербов между собой и разделяет их с руководством Сербии» [4].

Встреча с таким известным политическим эмигрантом, как Лука Вукалович, не могла не быть отображением политической стороны визита Митрополита Михаила. Тем более, что Вукалович в то время уже подготовил прокламацию для сербов. В ней воевода «предостерегает, между прочим, от всякого сближения с Австрией, которая, по словам его, в настоящее время хлопочет именно о том, чтобы подчинить своей власти живущие на Дунае славянские племена и отвлечь их от России, единственного истинного и надёжного пристанища для православных славян. Австрия, говорит автор, утратила в 1866 году всё своё могущество, алчность же её на завоевания не только не уменьшилась, но ещё увеличилась, что, впрочем, понятно, так как она, лишившись своей силы в Германии, необходимо должна искать иной точки опоры: находясь совершенно во власти мадьяр, она притесняет все славянские племена, живущие в её границах, русин, чехов, кроатов и словаков, и старается посеять между ними раздор.

Уже по одной этой причине, и также по причине связей, соединяющих Австрию с римско-католическою церковью, ни один честный гражданин Сербии, Боснии и Герцеговины не должен внимать австрийским наущениямПорте уже не долго существоватьпоэтому, все хорошие славянские патриоты должны надеяться в скором времени [на возможность] полного и совершенного освобождения и пребывать твёрдыми в вере своей в Россию, непреоборимую и благородную славянскую державу»[5].

Как мы убедимся из представленных в последующих частях нашей работы фрагментов речей самого Митрополита Михаила в России, между ними и прокламацией Вукаловича существует теснейшее сходство, как по смыслу, так и по форме. Так что желание подчеркнуть необходимость сохранения теснейших политических связей Сербии и Россиинесомненно, было одной из целей визита Митрополита Михаила, наряду с сугубо церковной).

Продолжение следует...

Примечания:

1. Пальмов И.С. Блаженнопочивший сербский мирополит Михаил.// Христианское чтение, 1898. 4. С. 455.

2. Там же. С. 465.

3. См.: Pederin I. Pokusaj prodora na zapad Crne Gore, Srbije i pravoslavlja u XIX stoljecu.// Croatica Christiana periodica, Vol. 16 No. 30, 1992. S. 186. Следует, впрочем, отметить, что данная работа написана крайне небрежно и грешит грубой политизированностью, а также содержит серьёзные ошибки, начиная с предисловия, где говорится, будто бы Черногория «осталась в стороне» после начала Балканского кризиса 1875 года, ожидая «от Австрии» (?!) присоединения Никшичахотя, как известно, черногорцы воевали с турками и главным приобретением для них в 1879 году стал вовсе не Никшич, а Подгорица, нынешняя столица.- А.П.

4. On ecrit d'Odessa, le 5 octobre//Correspondance Slave (Prague), 13 oct. 1869.

5. Иностранные известия//Новое Время. 1869. 156. 13 августа.

Кандидат исторических наук Алексей Поповкин, специально для Русской Народной Линии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Алексей Поповкин
«Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И.Тютчев)
День памяти 14/27 февраля. Иконописная традиция изображения Славянских Апостолов в XIX веке и её изменения
27.02.2021
Черногория: цугцванг «сигаретного короля»
К итогам парламентских выборов в Черногории
31.08.2020
Паломничество Митрополита Сербского Михаила (Йовановича) в Россию в 1869 году
Часть третья. Санкт-Петербург – Вильно-Острог
26.11.2019
«Патриарха Варфоломея нельзя назвать главой Православной Церкви»
Митрополит Амфилохий (Радович) подверг жесткой критике позицию Фанара по Украине
28.10.2019
Все статьи Алексей Поповкин
Последние комментарии
Исторический смысл настоящей эпохи
Новый комментарий от Александр Волков
08.08.2022 08:29
Уго Чавес был убит, COVID-19 создан в США
Новый комментарий от С. Югов
08.08.2022 08:21
Папа Римский – пуп земли евразийской?
Новый комментарий от Валерий
08.08.2022 08:03
Юридические механизмы ликвидации монархии
Новый комментарий от Сергей иванович
08.08.2022 07:52
Покидая «кроличью норку»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
07.08.2022 23:32