Часть первая. Белград - Одесса.
Митрополит Михаил, в миру Милое Йованович (1826-1898), является одной из центральных фигур сербской истории периода воссоздания государства, плодовитым сербским писателем, филантропом европейского масштаба, церковным миротворцем и борцом за национальную самобытность сербов – самобытность, культурно-политическим гарантом которой могла, по мысли Владыки, служить только Россия. На страницах «Русской Народной Линии» мы уже обращались к некоторым подробностям русско-сербской благотворительности Митрополита Михаила, однако его труды на ниве русско-сербских связей – тема поистине неисчерпаемая. На сей раз необходимость обратиться к этой теме продиктована юбилеем посещения Владыкой Одессы, Киева, Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других российских городов в 1869 году.
«Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1-е послание Коринфянам 9:22) – мог бы, вслед за Апостолом Павлом, сказать о своей жизни Владыка Михаил. Вступив на кафедру белградских митрополитов в то время, когда Сербское княжество было лишь малой, почти бесправной областью на краю необозримых просторов Османской империи, Владыка подготовил народ к провозглашению полной независимости от Стамбула и к возрождению погибшего ещё в Средневековье Королевства, о котором помнили лишь народные сказители и немногочисленные монахи-летописцы. «Свыше 43 лет ... владыка сербский Михаил проходил своё великое архиерейское служение (с 14 октября 1854 г. как епископ Шабацкий) и, в том числе, около 39 лет с великим достоинством и славою занимал митрополичью кафедру в Белграде (по синодальному избранию 25 июля 1859 года, с утверждением князя Милоша и согласия Константинопольского Патриарха Кирилла от 9 августа того же 1859 года), являя в своей жизни редкий пример неустанных подвинов на пользу Святой Церкви, Отечества, сербства и даже целого славянства...» [1]. Иван Савич Пальмов в некрологе, прочитанном на заседании Славянского Общества, уделяет несколько строк и событию, юбилей которого не должен остаться незамеченным в эти дни: говоря о 1869 годе, профессор Пальмов напоминает, что митрополит тогда «приезжал на юбилей своей родной Академии в Киев, посетил затем Москву с её святынями и Петербург, торжественно принятый между прочим и в нашем Славянском Обществе» [2].
Славянский съезд 1867 года пробудил воспоминания о былой славе сербского и других славянских племён. Но слишком много ещё было тех, кто скептически относился к движениям народного духа. Ведь целые сотни лет не звучали, при поминании о здравии, под сводами храмов Шумадии, Косова и Метохии, Рашки и Приморья имена Царей и Королей Сербии. Казалось, навеки уснули Девять Юговичей, и лишь топот коней турецких каймакамов тревожил их сон. Но духоносные уста Митрополита Михаила в 1875-1879 годах воскресили «небесную политику» Стефана Душана и Лазаря Хребельяновича. Увы, единственной наградой за несравненный подвиг стало изгнание. Подобно Св. Иоанну Златоусту, Митрополит Михаил должен был удалиться из своего кафедрального города - насильно разлученный с любящей его паствой по воле новых Иродиад из Лондона и Вены. Только Россия могла приютить сербского апостола-страдальца – и возвращение из Петербурга в Белград стало триумфом.
…Киев имеет в судьбе Митрополита Михаила особое значение. Этот город встретил его юношей, полным надежд, вырвавшимся из душной среды чорбаджийства и с жадностью впитывавшим церковную премудрость. В этом городе, 150 лет назад, в сентябре 1869 года, цветущий всеми своими богатыми дарованиями, полный сил Митрополит стал почётным гостем на архиерейском совещании, напомнившем древние соборы Русской Церкви. И Киев же, задумчивым взглядом из-под серебряных бровей Печерска, в мае 1889 года навсегда проводил маститого старца, в чьи волосы предательство друзей и коварство недругов вплели снежные перемёты…
Пребывание Митрополита в России было весьма длительным, и первый вопрос, который напрашивается в связи с этим визитом – каковы были его цели? Из этого вопроса рождается и второй – удалось ли достичь этих целей?
Формальный повод для визита был известен с самого начала: 23 сентября (старого стиля) 1869 года в Киеве начались торжества, посвящённые 50-летию существования Киевской Духовной Академии при общем российском академическом уставном порядке. Митрополит Михаил, как питомец Академии, окончивший её в 1853 году со степенью магистра, получил (и с радостью принял) приглашение на участие в торжествах. В Киев прибыли все главы важнейших епархий России, представители преподавательских корпораций других академий и семинарий, педагоги из светских университетов и научных обществ.
Святитель Сильвестр (Малеванский)
Святитель Сильвестр (Малеванский) приветствовал гостей торжественной речью – их было много, речей духовных и светских ораторов: например, блистали красноречием Михаил Петрович Погодин и Михаил Александрович Максимович…
О прибытии Сербского Митрополита извещали все столичные и многие провинциальные газеты. Но, к сожалению, никто из корреспондентов просмотренных нами русских изданий не указал, каким путём Владыка преодолел не очень-то спокойные земли Турции и Австро-Венгрии. Мы гораздо больше знаем о его маршруте при выезде из России, чем при въезде в нашу страну. На это есть свои причины, о которых ещё пойдёт речь. Но приблизительный маршрут из Белграда в Киев в 1869 году мы представить можем. В 1858 году из России в Черногорию прибыл священник Филипп Танович. Его путь пролегал через Петербург, Киев и Одессу (Митрополит Михаил двигался наоборот, из Киева в Москву и Петербург). По дороге о. Филипп посетил Галац, Оршову, Константинополь, Нови-Сад, Вену и Триест. С высокой степенью вероятности, и Владыка Михаил посетил в первой половине сентября 1869 года большинство из указанных городов [3].
Благодаря «Славянской корреспонденции» из Праги, мы точно знаем, что путь Сербского Первосвятителя из Белграда в Киев лежал через Одессу. «Накануне сюда [в Одессу] прибыл сербский митрополит Михаил из Белграда в сопровождении архимандрита [Никифора] Дучича и двух других монахов, все они едут в Киев для участия в торжествах, которые пройдут в этом городе по случаю юбилея основания Киевского университета [неточность - 50-летия существования Киевской Духовной академии при новом Императорском уставе - А.П.] . Многочисленные сербы, живущие в Одессе, подготовили достойную встречу; к сожалению, у них не было возможности показать Митрополиту свое уважение и почтение в полной мере, потому что он остановился только на один день в Одессе. Митрополит посетил кафедральный собор и университет; ему пожелали нанести визиты (боснийский) воевода Лука Вукалович, черногорский воевода Анте Дакович (герой битвы на Граховом поле, годы жизни 1824-1889 - А.П), отставной сербский полковник Георгиевич и некоторые другие сербы. Только что названные лица отправились на прием к митрополиту. Было очень удивительно не видеть сербов (официальных представителей) из Княжества Сербия, принимающих участие в приеме митрополита, который вообще-то был явно потрясён при виде множества сербов, которые пришли отдать дань уважения. Это заставило россиян увидеть, насколько чувство солидарности объединяет сербов между собой и разделяет их с руководством Сербии» [4].
Встреча с таким известным политическим эмигрантом, как Лука Вукалович, не могла не быть отображением политической стороны визита Митрополита Михаила. Тем более, что Вукалович в то время уже подготовил прокламацию для сербов. В ней воевода «предостерегает, между прочим, от всякого сближения с Австрией, которая, по словам его, в настоящее время хлопочет именно о том, чтобы подчинить своей власти живущие на Дунае славянские племена и отвлечь их от России, единственного истинного и надёжного пристанища для православных славян. Австрия, говорит автор, утратила в 1866 году всё своё могущество, алчность же её на завоевания не только не уменьшилась, но ещё увеличилась, что, впрочем, понятно, так как она, лишившись своей силы в Германии, необходимо должна искать иной точки опоры: находясь совершенно во власти мадьяр, она притесняет все славянские племена, живущие в её границах, русин, чехов, кроатов и словаков, и старается посеять между ними раздор.
Уже по одной этой причине, и также по причине связей, соединяющих Австрию с римско-католическою церковью, ни один честный гражданин Сербии, Боснии и Герцеговины не должен внимать австрийским наущениям… Порте уже не долго существовать… поэтому, все хорошие славянские патриоты должны надеяться в скором времени [на возможность] полного и совершенного освобождения и пребывать твёрдыми в вере своей в Россию, непреоборимую и благородную славянскую державу…»[5].
Как мы убедимся из представленных в последующих частях нашей работы фрагментов речей самого Митрополита Михаила в России, между ними и прокламацией Вукаловича существует теснейшее сходство, как по смыслу, так и по форме. Так что желание подчеркнуть необходимость сохранения теснейших политических связей Сербии и России – несомненно, было одной из целей визита Митрополита Михаила, наряду с сугубо церковной).
Продолжение следует...
Примечания:
1. Пальмов И.С. Блаженнопочивший сербский мирополит Михаил.// Христианское чтение, 1898. №4. С. 455.
2. Там же. С. 465.
3. См.: Pederin I. Pokusaj prodora na zapad Crne Gore, Srbije i pravoslavlja u XIX stoljecu.// Croatica Christiana periodica, Vol. 16 No. 30, 1992. S. 186. Следует, впрочем, отметить, что данная работа написана крайне небрежно и грешит грубой политизированностью, а также содержит серьёзные ошибки, начиная с предисловия, где говорится, будто бы Черногория «осталась в стороне» после начала Балканского кризиса 1875 года, ожидая «от Австрии» (?!) присоединения Никшича – хотя, как известно, черногорцы воевали с турками и главным приобретением для них в 1879 году стал вовсе не Никшич, а Подгорица, нынешняя столица.- А.П.
4. On ecrit d'Odessa, le 5 octobre//Correspondance Slave (Prague), 13 oct. 1869.
5. Иностранные известия//Новое Время. 1869. №156. 13 августа.
Кандидат исторических наук Алексей Поповкин, специально для Русской Народной Линии