Паломничество Митрополита Сербского Михаила (Йовановича) в Россию в 1869 году

К 150-летию русско-сербских торжеств в Одессе, Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, Вильне и Остроге на Волыни

 

Часть первая. Белград - Одесса.

Митрополит Михаил, в миру Милое Йованович (1826-1898), является одной из центральных фигур сербской истории периода воссоздания государства, плодовитым сербским писателем, филантропом европейского масштаба, церковным миротворцем и борцом за национальную самобытность сербовсамобытность, культурно-политическим гарантом которой могла, по мысли Владыки, служить только Россия. На страницах «Русской Народной Линии» мы уже обращались к  некоторым подробностям русско-сербской благотворительности Митрополита Михаила, однако его труды на ниве русско-сербских связейтема поистине неисчерпаемая. На сей раз необходимость обратиться к этой теме продиктована юбилеем посещения Владыкой Одессы, Киева, Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других российских городов в 1869 году.

     «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1-е послание Коринфянам 9:22) – мог бы, вслед за Апостолом Павлом, сказать о своей жизни Владыка Михаил. Вступив на кафедру белградских митрополитов в то время, когда Сербское княжество было лишь малой, почти бесправной областью на краю   необозримых просторов Османской империи, Владыка подготовил народ к провозглашению полной независимости от Стамбула и к возрождению погибшего ещё в Средневековье Королевства, о котором помнили лишь народные сказители и немногочисленные монахи-летописцы. «Свыше 43 лет ... владыка сербский Михаил проходил своё великое архиерейское служение (с 14 октября 1854 г. как епископ  Шабацкий) и, в том числе, около 39 лет с великим достоинством и славою занимал митрополичью кафедру в Белграде (по синодальному избранию 25 июля 1859 года, с утверждением князя Милоша и согласия Константинопольского Патриарха Кирилла от 9 августа того же 1859 года), являя в своей жизни редкий пример неустанных подвинов на пользу Святой Церкви, Отечества, сербства и даже целого славянства...» [1]. Иван Савич Пальмов в некрологе, прочитанном на заседании Славянского Общества, уделяет несколько строк и событию, юбилей которого не должен остаться незамеченным в эти дни: говоря о 1869 годе, профессор Пальмов напоминает, что митрополит тогда «приезжал на юбилей своей родной Академии в Киев, посетил затем Москву с её святынями и Петербург, торжественно принятый между прочим и в нашем Славянском Обществе» [2].

   Славянский съезд 1867 года пробудил воспоминания о былой славе сербского и других славянских племён. Но слишком много ещё было тех, кто скептически относился к движениям народного духа. Ведь целые сотни лет не звучали, при поминании о здравии, под сводами храмов Шумадии, Косова и Метохии, Рашки и Приморья имена Царей и Королей Сербии. Казалось, навеки уснули Девять Юговичей, и лишь топот коней турецких каймакамов тревожил их сон. Но духоносные уста Митрополита Михаила в 1875-1879 годах воскресили «небесную политику» Стефана Душана и Лазаря Хребельяновича. Увы, единственной наградой за несравненный подвиг стало изгнание. Подобно Св. Иоанну Златоусту, Митрополит Михаил должен был удалиться из своего кафедрального городанасильно разлученный с любящей его паствой по воле новых Иродиад из Лондона и Вены. Только Россия могла приютить сербского апостола-страдальцаи возвращение из Петербурга в Белград стало триумфом.

   …Киев имеет в судьбе Митрополита Михаила особое значение. Этот город встретил его юношей, полным надежд, вырвавшимся из душной среды чорбаджийства и с жадностью впитывавшим церковную премудрость. В этом городе, 150 лет назад, в сентябре 1869 года, цветущий всеми своими богатыми дарованиями, полный сил Митрополит стал почётным гостем на архиерейском совещании, напомнившем древние соборы Русской Церкви. И Киев же, задумчивым взглядом из-под серебряных бровей Печерска, в мае 1889 года навсегда проводил маститого старца, в чьи волосы предательство друзей и коварство недругов вплели снежные перемёты

   Пребывание Митрополита в России было весьма длительным, и первый вопрос, который напрашивается в связи с этим визитомкаковы были его цели? Из этого вопроса рождается и второйудалось ли достичь этих целей?

  Формальный повод для визита был известен с самого начала:  23 сентября (старого стиля) 1869 года в Киеве начались торжества, посвящённые 50-летию существования Киевской Духовной Академии при общем российском академическом уставном порядке. Митрополит Михаил, как питомец Академии, окончивший её в 1853 году со степенью магистра,  получил (и с радостью принял)  приглашение на участие в торжествах. В Киев прибыли все главы важнейших епархий России, представители преподавательских корпораций других академий и  семинарий, педагоги из светских университетов и научных обществ.

 

Святитель Сильвестр (Малеванский)

Святитель Сильвестр (Малеванский) приветствовал гостей торжественной речьюих было много, речей духовных и светских ораторов: например, блистали красноречием Михаил Петрович Погодин и Михаил Александрович Максимович

   О прибытии Сербского Митрополита извещали все столичные и многие провинциальные газеты. Но, к сожалению, никто из корреспондентов просмотренных нами русских изданий не указал, каким путём Владыка преодолел не очень-то спокойные земли Турции и Австро-Венгрии. Мы гораздо больше знаем о его маршруте при выезде из России, чем при въезде в нашу страну. На это есть свои причины, о которых ещё пойдёт речь. Но приблизительный маршрут из Белграда в Киев в 1869 году мы представить можем. В 1858 году из России в Черногорию прибыл священник Филипп Танович. Его путь пролегал через Петербург, Киев и Одессу (Митрополит Михаил двигался наоборот, из Киева в Москву и Петербург). По дороге о. Филипп посетил Галац, Оршову, Константинополь, Нови-Сад, Вену и Триест. С высокой степенью вероятности, и Владыка Михаил посетил в первой половине сентября 1869 года большинство из указанных городов [3].

Благодаря «Славянской корреспонденции» из Праги, мы точно знаем, что путь Сербского Первосвятителя из Белграда в Киев лежал через Одессу. «Накануне сюда [в Одессу] прибыл сербский митрополит Михаил из Белграда в сопровождении архимандрита [Никифора] Дучича и двух других монахов, все они едут в Киев для участия в торжествах, которые пройдут в этом городе по случаю юбилея основания Киевского университета [неточность - 50-летия существования Киевской Духовной академии при новом Императорском уставе - А.П.] . Многочисленные сербы, живущие в Одессе, подготовили достойную встречу; к сожалению, у них не было возможности показать Митрополиту свое уважение и почтение в полной мере, потому что он остановился только на один день в Одессе. Митрополит посетил кафедральный собор и университет; ему пожелали нанести визиты (боснийский) воевода Лука Вукалович, черногорский воевода Анте Дакович (герой битвы на Граховом поле, годы жизни 1824-1889 - А.П), отставной сербский полковник Георгиевич и некоторые другие сербы. Только что названные лица отправились на прием к митрополиту. Было очень удивительно не видеть сербов (официальных представителей) из Княжества Сербия, принимающих участие в приеме митрополита, который вообще-то был явно потрясён при виде множества сербов, которые пришли отдать дань уважения. Это заставило россиян увидеть, насколько чувство солидарности объединяет сербов между собой и разделяет их с руководством Сербии» [4].

 Встреча с таким известным политическим эмигрантом, как Лука Вукалович, не могла не быть отображением политической стороны визита Митрополита Михаила. Тем более, что Вукалович в то время уже подготовил прокламацию для сербов. В ней воевода «предостерегает, между прочим, от всякого сближения с Австрией, которая, по словам его, в настоящее время хлопочет именно о том, чтобы подчинить своей власти живущие на Дунае славянские племена и отвлечь их от России, единственного истинного и надёжного пристанища для православных славян. Австрия, говорит автор, утратила в 1866 году всё своё могущество, алчность же её на завоевания не только не уменьшилась, но ещё увеличилась, что, впрочем, понятно, так как она, лишившись своей силы в Германии, необходимо должна искать иной точки опоры: находясь совершенно во власти мадьяр, она притесняет все славянские племена, живущие в её границах, русин, чехов, кроатов и словаков, и старается посеять между ними раздор.

  Уже по одной этой причине, и также по причине связей, соединяющих Австрию с римско-католическою церковью, ни один честный гражданин Сербии, Боснии и Герцеговины не должен внимать австрийским наущениямПорте уже не долго существоватьпоэтому, все хорошие славянские патриоты должны надеяться в скором времени [на возможность] полного и совершенного освобождения и пребывать твёрдыми в вере своей в Россию, непреоборимую и благородную славянскую державу»[5].

Как мы убедимся из представленных в последующих частях нашей работы фрагментов речей самого Митрополита Михаила в России, между ними и прокламацией Вукаловича существует теснейшее сходство, как по смыслу, так и по форме. Так что желание подчеркнуть необходимость сохранения теснейших политических связей Сербии и Россиинесомненно, было одной из целей визита Митрополита Михаила, наряду с сугубо церковной).

Продолжение следует...

 

Примечания:

1. Пальмов И.С. Блаженнопочивший сербский мирополит Михаил.// Христианское чтение, 1898. 4. С. 455.

2. Там же. С. 465.

3. См.: Pederin I. Pokusaj prodora na zapad Crne Gore, Srbije i pravoslavlja u XIX stoljecu.// Croatica Christiana periodica, Vol. 16 No. 30, 1992. S. 186. Следует, впрочем, отметить, что данная работа написана крайне небрежно и грешит грубой политизированностью, а также содержит серьёзные ошибки, начиная с предисловия, где говорится, будто бы Черногория «осталась в стороне» после начала Балканского кризиса 1875 года, ожидая «от Австрии» (?!) присоединения Никшичахотя, как известно, черногорцы воевали с турками и главным приобретением для них в 1879 году стал вовсе не Никшич, а Подгорица, нынешняя столица.- А.П.

4. On ecrit d'Odessa, le 5 octobre//Correspondance Slave (Prague), 13 oct. 1869.

5. Иностранные известия//Новое Время. 1869. 156. 13 августа.

Кандидат исторических наук Алексей Поповкин, специально для Русской Народной Линии

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Алексей Поповкин:
Паломничество Митрополита Сербского Михаила (Йовановича) в Россию в 1869 году
Часть третья. Санкт-Петербург – Вильно-Острог
26.11.2019
«Патриарха Варфоломея нельзя назвать главой Православной Церкви»
Митрополит Амфилохий (Радович) подверг жесткой критике позицию Фанара по Украине
28.10.2019
Паломничество Митрополита Сербского Михаила (Йовановича) в Россию в 1869 году
К 150-летию русско-сербских торжеств в Одессе, Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, Вильне и Остроге на Волыни
08.10.2019
«Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И.Тютчев)
3. «Святители Божии - Мефодие и Кирилле». Иконописная традиция изображения Славянских Апостолов в XIX веке и её изменения
05.04.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
Дерзость московских властей
Новый комментарий от kudesnik
2020-08-04 09:21
Патриарх Кирилл: «Этот бред достиг сознания архиерея»
Новый комментарий от Валерий
2020-08-04 09:17
Вечная память
Новый комментарий от monarhist
2020-08-04 09:06
Предвыборный ход или прозападный поворот Лукашенко?
Новый комментарий от р.Б. Алексий
2020-08-04 09:01
Сказы наших дней
Новый комментарий от monarhist
2020-08-04 08:38
Лукашенко столкнулся с серьёзными угрозами
Новый комментарий от р.Б. Алексий
2020-08-04 06:03