«Печальник земли Русской»

О книге Геннадия Сазонова «Сияние слова Василия Белова. Встречи, беседы, воспоминания». Вологда, 2019

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
965
Время на чтение 10 минут

 

Книга Геннадия Сазонова, посвящённая классику современной литературы Василию Ивановичу Белову (1932-2012), поэту и прозаику, публицисту, драматургу, общественному деятелю, обращена к судьбе неординарной личности и к яркому, иногда противоречивому характеру выдающегося человека, внутреннему миру известного художника слова.

 

ПЯТЬ  ТЕТРАДЕЙ

 

Немало добрых слов сказано о творчестве Василия Белова, вот, например, прекрасные слова человека высокого духа, прозаика Владимира Крупина: "Ощущение, что Господь Бог водил его рукой, несомненно... Его свет даёт силы жить дальше. Он сгорел на костре любви к России, любил её до боли сердечной..."

Автор  помогает нам узнать в Белове «своего писателя», близкого и интересного нам, из книг которого льётся благодатный свет, и обращается к пяти малоизвестным или неизвестным страницам жизни и творчества, которые соединил в  пяти «Тетрадях...»  в хронологическом порядке: Грязовецкая, Вологодская, Харовская, Петербургская, Зарубежная.

Кстати, отрывки из  «Тетрадей» впервые были опубликованы на страницах  журнала «Берега»  - очерк «Храм у чистого озера» и беседа с Ольгой Беловой «Нас поэзия связала...».

С первой поэтической книги "Деревенька моя лесная" Белов предстаёт читателю как "печальник земли русской" и как необыкновенно деятельный человек, хорошо известный не только в Вологодской области, но и в России. А журнал «Лад вологодский», который  получил своё имя от книги Белова "Лад", продолжает публикацию произведений Белова и статей о нём. Среди авторов журнала и Геннадий Сазонов, который тщательно нащупывает путь во Вселенную Белова, а мы, идя по его дорогам, чувствуем своё узнавание и любовь, доверяя автору, ведь он дружил с Василием Беловым почти четверть века, не раз писал о Белове, беседовал с ним, брал интервью, писал рецензии на книги. Геннадий Сазонов протестует против того, чтобы Белова называли "деревенщиком". Я разделяю это мнение. Термин литературоведов не может вместить море мыслей в творчестве Белова. Его книги как течение могучей реки. Уникальны "Привычное дело", трилогия "Час шестый".

 

ДОРОГА  НА ВАЛААМ

 

Очерк В. Белова "Дорога на Валаам" - это  царство верности правде  жизни, правде творчества, духовной правде. Белов пишет о себе, о привычках, характере, слабостях и пристрастиях. И читателя эта открытость приводит к размышлениям  о собственном существовании  -  христианин ли я? Белов мучительно думает о России под водительством Ельцина как о Доме разделённом. Он понимает,  как страшен раскол в семье, раскол в Отечестве ещё страшнее. Белов покупает на вокзале газеты, чтобы узнать, что делается в Москве: "А там всё то же. Деньги, рынок, челноки. Челночная жизнь. Бандитская. Жулика и бандита демократы назвали рэкетиром, гулящую девку - жрицей любви. Причем здесь любовь, когда речь идёт о пороке.

Друзья, сыновья вчерашних крестьян! Вы гоните газ австрийцам и немцам, а Ваши родные бабки клянчат в колхозе трактор, чтобы привезти дров. Последние рубли отдают, чтобы не замерзнуть в старой избе в крещенский холод. Да ведь и замерзают старушки, одна за другой. Проголосуют и умрут. Безропотно, как некрасовская Арина».

«Христиане ли мы?» - снова спрашивает Белов.  Вот картина смерти старушки Марьи, которая скончалась в хлеву под коровой, поминутно трубившей о смерти хозяйки. Христиане ли мы, если терпим бездушие и бесчеловечность, если смирились с теми, кто нагло и беззастенчиво грабит Россию, обрекая народ на деградацию?

Так называемая элита, образовавшаяся криминальным путем и сросшаяся с властью, совершенно чужда русскому духу, поправ  традиции Святой Руси. Безнравственность и стяжательство, воровство в основе невиданной роскоши.

Писатель вспоминает о своей работе в Грязевецком районе, где нашёл икону в одной из деревень, как она помогала восстановить Никольский храм в Сохте,  рядом с родной  Тимонихой.

Белов поделился, как на исповеди: он победил пагубную привычку к курению, рассказал, как к нему, «как только появляется желание труда и действия, подскакивают бесы раздражения, нетерпения, торопливости".

«Но куда же движется наше бедное человечество? То самое, которое стремится к научно-техническому прогрессу? То, которое с такой напористой мощью строит заводы и всякие железные и бетонные штуки, вроде чернобыльского саркофага, не замечая мерзости городских свалок?» - вопрошал писатель.

Эти вопросы через двадцать один год после написания очерка не утратили актуальности.

Валаам! Судьба России...

 Пятьдесят островов, заливы, протоки, бухточки, леса и молы. Множество скитов, церквей, монашеских келий среди скал. Говорят, что здесь ступала нога апостола Андрея. И до сих пор не стихает борьба духа с лукавством мира, тяжба пламенной веры с афеизмом, как называл Пушкин холодную рассудочную мысль.

В разные годы на Валаам устремлялись писатели, художники, деятели науки и культуры: Дмитрий Менделеев, Фёдор Тютчев, Пётр Чайковский, философ Владимир Соловьёв, художники Федор Васильев и Иван Шишкин, бывали в монастыре прозаики Николай Лесков,  Иван Шмелев, Борис Зайцев.

          И как его великих предшественников, мучит писателя вопрос о том, как совместить христианское смирение с необходимостью активного, иногда вооружённого противостояния бесовщине. И вот два столпа русского православия: Святитель Игнатий и митрополит Иоанн, -  соединились в душе писателя во время его валаамского путешествия.

 

Возрождение храма в Сохте

 

Василий Белов восстановил Никольский храм в Сохте, рядом с кладбищем,  на красивом берегу Сохтского озера.  Церковь Святого Николая Чудотворца вернулась к изначальному назначению. Сооружена она была  сначала в дереве в 1691 году, оделась в камень в 1842 году. Главные её святыни: икона Божьей Матери Казанская и икона  Успения Пресвятой Богородицы.

Василий Белов возродил храм, чтобы возродилось что-то в его собственной душе и в душах прихожан, и в Отечестве. Довелось и мне с современными русскими писателями помолиться в этом храме в 2017 году. Сохраняется чувство духовного единения, восторг и радость от того, что люди ищут веры и тянутся к ней.

В 1920-е годы  в церкви разрушили колокольню, а в летней части здания устроили школу.  Василий Белов  первые классы в этой школе учился, пел «Интернационал». Колхозы создавались параллельно с разрушением храмов. Но теперь выяснилось, что иконы не погибли. Белов в храм принес икону, сохранившуюся в его доме, прихожане принесли.

Василий Белов вспоминал, что в классе было 46 человек, и почти все погибли не только в войну, но погибли от вина.

Коровники строили, а дома  - нет. Укрупняли колхозы, разрушали сложившуюся структуру, и колхозы гибли, люди уезжали в города. Из 26 домов в Тимонихе осталось пять, где живут пенсионеры. И так во всех окружающих деревнях, также по всей России.

На глазах у автора, а значит, и нас, читателей Василий Белов то играет на гармони, то получает письмо от Юрия Бондарева, то сидит с гостями на деревянных скамьях,  сделанных им самим  в своём доме.

Об игре на гармони  мы читаем: «Играл бесподобно, зазывно, ноги сами просились в пляс. Потом он менял настроение и заводил какую-нибудь лирическую мелодию».

И мы как будто слышим в ольховом краю,  как звучат в писательском исполнении русские песни, а потом задорные, остроумные частушки, прибаутки плотника Самсонова.

Берега Сохтского озера родили  любимых Беловым героев его произведений, они питались от этой земли, "грешной и любимой ими".

 

«Плотницкие рассказы»

 

Геннадий Сазонов видит в рассказах Белова Дом - с большой буквы,  Дом как семейная Вселенная. Это всегда краски, звуки, запахи детства, счастливой поры земного пути.

Дом - это творчество хозяина, проявляющееся в наличниках на окнах, в форме крыши, в украшениях крыльца.

Дом - хранитель устоев и традиций. Ими дорожат и хранят ещё многие люди.

Неслучайно Николай Клюев написал: "Изба - святилище Земли",  а через неё мысленному взору предстает "крестьянская Вселенная".

Дом в творчестве Василия Белова занимает особое место, влияет на его героев, на их настроение. Мы чувствуем в его "Плотницких рассказах», как испытывают облегчение стропила крыши при освобождении от глыбы снега. И так же освобождается человеческая душа, когда сползают с неё глыбы прошлого.

Вместе с автором книги мы отправляемся в Тимониху и по дороге, любуясь осенним нарядом лесов,  вспоминаем Харовских авторов: Людмилу Славолюбову, Юрия Леднева, деревню Сиблу, где был домик у Виктора Астафьева, деревню Денисовская, где родилась и жила известная поэтесса  Нина Груздева.

Вспоминается рассказ Евгения Носова "Слово о моем друге", посвящённом Василию Белову: "Подлинное искусство, как река, сначала родившаяся где-то из-под укромного бережка, течёт полноводно и открыто для всех, всяк имеет доступ испить из неё, и тщетны попытки иных хулителей замутить и осквернить глубину потока".

 

    ХАРОВСКАЯ  ТЕТРАДЬ

 

Отдельная глава в книге - открытие памятника Василию Белову в Харовске. И мне довелось побывать на открытии,  когда приехала на IV Всероссийские  литературные  чтения в честь 85-летия Василия Белова. Было много мероприятий: торжественный вечер в театре, чтение произведений Белова в его музее. "Белов. Вологда. Россия"- под таким девизом шло единение современной русской литературы. Приехали старейшины современной литературы: Виктор Лихоносов, Владимир Крупин.

Прибыл в Вологду Николай Фёдорович Иванов, тогда исполнявший обязанности Председателя Союза писателей России, поэт Геннадий Иванов и много других ярких литераторов из разных городов России.

И, конечно, среди многообразия участников не только из России, но и стран ближнего и дальнего зарубежья, шло обсуждение предстоящей поездки на автобусе в Тимониху, чтобы поклониться могиле величайшего писателя.

«Есть чувство правды в сердце человека, - говорит Николай Бурляев. - Белов жил с этим чувством".

И с таким же чувством мы садились в автобус из Вологды с предощущением торжества правды и добра. Мы приехали в Харовск, его библиотека получила имя Василия Белова. Рядом с библиотекой и было выбрано место для памятника Белову, его выполнил известный  скульптор Александр Шебунин из Череповца. Он  мечтал о создании памятника Белову, и вот это свершилось, 25 октября 2017 года. Право снять покрывало со скульптуры было предоставлено вдове Василия Ивановича Ольге Сергеевне и дочери Анне Васильевне.

Все увидели бюст из бронзы, посмотрели в глаза писателя, устремлённые в дали России, в размышления о судьбах русского человека, его духовном пути.

 

  НА  МОГИЛЕ  ПИСАТЕЛЯ

 

Ещё долго, пока ехали в Сохту к могиле Белова, в душе царило ощущение свершившейся справедливости - памятника многогранному писателю России.

Никогда ещё  не было так волнительно, как на могиле писателя, похороненного рядом с матерью. Чтобы добраться до Сохты, вышли из большого автобуса, пересели в небольшие микроавтобусы, но и они не могли подвезти близко к кладбищу, боясь забуксовать. Мы тихо шли по молодой аллее деревьев, посаженных почитателями творчества Белова. И как верно заметил автор книги: "Осеняет дорогу возрождённая Василием Ивановичем кладбищенская церковь. Не пропало его слово... "

Это литературное паломничество ярко запечатлел Геннадий Сазонов в стихах "По дороге в Тимониху":

По дороге в Тимониху память возносится птицей.

Гаснет дух суеты, и так ясно светлеет душа...

 

ПЕТЕРБУРГСКАЯ  ТЕТРАДЬ

 

Глава «В кругу друзей» повествует о петербургском фотомастере Анатолии Пантелееве и о "Комнате Белова". Потрясла меня искренняя, откровенная беседа, которую не доводилось раньше читать, Василия Ивановича с учёным, поэтом и художником  Рональдом Нелепиным о Солженицыне, о расстреле Белого Дома, об истории русского казачества, о том, как Татьяна Доронина сняла пьесу Василия Белова  из репертуара.

Всего В. Белов создал пять пьес, во многом под влиянием Василия Шукшина: «Над светлой водой», «Сцены из районной жизни», «Бессмертный Кощей», «Александр Невский», «Семейные праздники». Каждая постановка  имеет свою историю: в Вологде, в Череповце, в Москве и Петербурге. Тесное сотрудничество с Академическим театром драмы имени А.С. Пушкина возникло после встречи с главным режиссёром И.О. Горбачёвым. В результате спектакли получили признание у зрителей: «Над светлой водой» и «Александр Невский».

 

ПОЧВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ

 

В заключительной главе книги «От Франции до Японии» мы узнаём о встрече Василия Белова с переводчиком «Привычного дела»  - с Жаном Каталя во Франции, о выступлении в Сорбонне в полном зале, о посещении музея современного искусства, выйдя из которого Белов произнёс, что искусство заканчивается там, где кончается традиция. Это был 1976 год, и неприятно поразила порнография в книжных магазинах, такие же фильмы, картинки в магазине мужской одежды на ту же тему, когда вспомнились слова Нины Железняк: «Французы - очень развращённая нация».

 А в Японии у Василия Белова был друг Ясуи Рёхэй, который высоко ценил книгу «Лад», говоря: «Благодаря «Ладу» я получил бесценный ключ к пониманию России». Этот японский русист посетил в 1991 году Белова в Тимонихе, вместе со своей тоже немолодой женой после 60, а позже ещё пять раз приезжал в отчий край Белова, записав такие впечатления: «...в последние годы Белов-сан постепенно пришёл к православной вере. Он сосредоточился на изучении Достоевского, Леонтьева, Ильина, ... В нём обрели полную силу охранительные почвенные традиции, отвергающие евро-американский мир, прогресс...».

 Не сразу удалось Белову нанести ответный визит в Японию. Выяснилось, что Горбачёву вздумалось прихватить Белова в Хельсинки для сопровождения Раисы Максимовны. Писатель попытался предложить Горбачёву прочесть книги философов: Ильина, Леонтьева, но генсек эти книги даже не открыл, он «был очень далёк от традиционного Русского мира и вожделенно обожал Запад».

И все же Белов провёл у своего японского друга 10 прекрасных дней.

Глубокий мыслитель, он собирался написать очерк о своих «ошеломляющих впечатлениях», но опубликовал лишь заметки в вологодской газете. Геннадий Сазонов сформулировал их в трёх пунктах:

1.           Технический прогресс, коим обуяно человечество, рано или поздно погубит нашу планету.

2.           Этот «технический прогресс» не торопится стать союзником религии.

3.           Экономика любой страны всегда и прежде всего -национальна.

        Особенно остро укололо сердце, открылось Белову, что мы в России ничего не знаем о своём восточном соседе, как и там ничего не знают о России. Народы обречены на «информационный дефицит», а «свобода слова» закуплена банками.

 

       ***

Книгу  Геннадия Сазонова завершает отзыв Ольги Беловой. Нельзя с ней не согласиться, что книга  о Василии Белове написана с большой любовью, что она удивляет своей новизной, ощущением постоянного присутствия рядом с читателем самого Василия Ивановича, что она открывает страницы жизни и творчества В.Белова, которые  приобрели в книге  целостность и органическое единение.

Лидия ДОВЫДЕНКО, главный редактор литературно-художественного журнала «БЕРЕГА», поэт, прозаик, публицист, кандидат философских наук

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лидия Владимировна Довыденко
Талгар
Рассказ
14.11.2024
«Бессрочный полет» Сэды Вермишевой
9 октября – День памяти поэтессы
09.10.2024
«Тайна вечности А.С. Пушкина»
О сборнике «Пушкин: незаходящее солнце мировой культуры»
02.09.2024
Быть сопричастным к берегам Родины и судьбам Отечества
Вышел в свет 62-й номер журнала «Берега», 4-й в 2024 году
27.08.2024
Все статьи Лидия Владимировна Довыденко
Александр Сергеевич Пушкин
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Ему помогли уйти из жизни…
Новый комментарий от учитель
14.11.2024 21:47
Чувства недоумения и протеста
Новый комментарий от Константин В.
14.11.2024 21:04
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Калужанин
14.11.2024 20:55
«Сформировалось лобби шарлатанов бездипломных»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
14.11.2024 20:44
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Апографъ
14.11.2024 20:17
Как с цепи сорвались
Новый комментарий от Могилев на Днепре
14.11.2024 20:10
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Русский танкист
14.11.2024 19:41