Сейчас, Великим Постом, в преддверии Крестопоклонного Воскресенья с теплым и вместе с тем покаянным чувством вспоминаю о своем посещении 11 Июня 2018 года подворья Переяславского Свято-Никольского монастыря в селе Годеново, где проходило открытие и освящение памятника Святому Царскому Семейству в день празднования 595-летия явления Животворящего Креста, который по праву именуют Годеновским. Именно с таким именем великую Святыню знают миллионы православных по всей России и в Православном Мiре!
Памятник Святым Царственным Страстотерпца в Годеново
Помнится, лет двадцать назад я прочитала в газете «Десятина» огромный церковно-исторический очерк о Годеновском Чудотворном Кресте. Там был рассказ о его явлении, о его почитании в советское время и уже после «перестройки». Первое впечатление от рассказа было такое: что-то совсем сказочное! И вовсе не потому, что я не верю в православные чудеса. Напротив!
В моей жизни было много чудес, и даже исключительные явления. Например, было видение образа Августовской Божией Матери в самый канун Второй Мiровой войны. Тогда же, девочкой, воспитанницей русского института благородных девиц в Сербии я описала его в письме моему дорогому Папочке.
С глубокой верой я отношусь к Библейским, Евангельским чудесам. К чудесам в Житиях Святых и в Повестях о Чудотворных Иконах. Глубоко трогают мое сердце явления Икон Божией Матери Тихвинской и Курской-Коренной! Могу твердо сказать: я выросла с такой верой и живу с ней достаточно большую жизнь. Отношусь к чудесам как взрослая христианка. Но коварный червячок сомнений иногда точит душу...
И тогда при чтении рассказа о чудесном явлении Креста во Святой Переяславской земле были не то что сомнения. Возникло впечатление как от старинной русской сказки в детстве. Редактор газеты «Десятина» А.И.Буркин познакомил меня тогда и с автором очерка. Оказалось, что тот совсем не сказочник, а вполне серьезный полковник авиации, кажется, его звали Владимир... И мне тогда сразу захотелось побывать в здешнем чудесном месте. Но то первоначальное желание, да и сам рассказ о Кресте среди многоразличных забот как-то забылись с годами.
И вот после приглашения Матушки Евстолии, после чтения подаренной ею книги и просмотра материалов в Интернете о Годеновском Кресте мне вдруг вспомнилось... Нечаянно узналось. Так вот же оно - Дивное Годеново! «Сюда! Сюда!» - когда-то, два десятилетия тому назад стремилась моя душа... И вот, к моему счастью, я наконец оказалась здесь! Радость была огромная... Совершалось великолепное торжество. Было столько именитых паломников, столько ликования в их лицах! И сейчас благодарна Богу и судьбе, что тогда прибыла в Годеново к величайшей Православной Святыне!
У каждого из нас есть на сердце что-то важное, о чем хочется попросить Божией Помощи. Были тогда такие пожелания о моих трудах, заботах и в моей душе. В наше непростое время более всего хотелось просить у Спасителя о главном для меня: по нашим грехам со времен Распятия и после Воскресения Он таинственно в Образе пребывает на Кресте и сейчас, поэтому хотелось просить Его и тогда, и сейчас о Воскресении до сих пор духовно распятой России, о её возрождении и процветании! И сердце взывало к Годеновской Святыне: Огради нас, Господи, силою Животворящего Твоего Креста от всякого зла во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
В связи с историей чудесного явления Чудотворного Креста мне вспоминается повесть о чудесном явлении иконы Божией Матери «Тихвинская». Её на глазах очевидцев носили незримые Ангелы сначала над водами Ладожского моря, а потом икона была явленна в Тихвине. История той иконы связана с Апостолом и Евангелистом Лукой. То есть икона, бывшая в пределах Ромейской Империи, в Царьграде, была чудесно доставлена Ангелами на Святую Русь в 1383 году. Было это при Ромейском Императоре Иоанне V Палеологе. Почему такое произошло? Ведает Бог! Но православный по имени Император Иоанн V ездил в Рим и перед Римским папой лукаво исповедовал веру по латинскому обряду. Тогда-то и произошло явление Тихвинской иконы на Руси - через три года после Куликовской битвы!
Чудотворный Крест явился над здешним Сахотским болотом также откуда-то из Ромейской Империи, из греческой земли 29 Мая 1423 года. Тогда царствовал греческий Император Мануил II Палеолог. Он тоже вступал в союзы то с католиками, то с турецкими султанами, даже содействовал отправке в гарем к турецкому султану одной из своих православных родственниц-принцесс. Такая лукавая духовная политика кончилась тем, что турки в 1422 году осадили Константинополь. Город тогда в покаянном духе выдержал Божий гнев. Но Его спасительная благодать от Цареграда уже отходила, и пределы Ромейской Империи тогда покинула другая Святыня - Чудотворный Крест. Произошло это ровно за тридцать лет до окончательного падения Константинополя.
Так постепенно через явления великих греческих реликвий Святая Русь исподволь, неприметно преображалась в Третий Рим. Такое неприметное преображение мы в чем-то можем наблюдать и сейчас, а в ту пору Великие Князья и жители Руси даже не догадывались о том, какая вселенская судьба ждет Россию - быть главной хранительницей Православия во всем мiре.
Вот и духовная повесть о знаменитой Иконе Божией Матери «Владимирская» тоже имеет перекличку с историей Годеновского Креста. Образ Божией Матери Умиление, написанный Апостолом и Евангелистом Лукой, был доставлен на Русь как подарок Константинопольского патриарха Великому Князю Киевскому Мстиславу Владимировичу в 1131 году. Пребывала Икона в дворцовом храме Вышгорода под Киевом. А в 1155 году сын Великого Князя Юрия Долгорукого Князь Андрей Боголюбский по велению Самой Царицы Небесной тайно повёз икону в свой удел - во Владимир на Клязьме. Но и в тот стольный город Северо-Восточной Руси икона прибывать не захотела. Шествие невидимой силой было остановлено возле города. Там Князь Андрей построил храм для Иконы Божией Матери и основал свою резиденцию Боголюбово. После злодейского убийства Великого Князя Андрея Боголюбского в 1176 году Чудотворная Икона Божией Матери оказалась в Старой Рязани. И только потом её отправили во Владимир на Клязьме, в Успенский собор - к гробнице с Мощами Святого Князя-Страстотерпца Андрея. С той-то поры икона стала именоваться «Владимирской».
Несколько раз Образ в XIV-XV веках доставляли в Москву и возвращали обратно. И только с 1480 года икона «Владимирская» окончательно обосновалась в новой Столице Руси, в Москве - в Успенском соборе Кремля.
Так вот и Чудотворный Крест! Он явился на болотах. В пору явления там был выстроен храм на чудесном образом возникшем холме. Со временем вокруг храма с Чудотворным Крестом разрослось село Никольский Погост.
В годы богоборческих гонений и разорения храма одни немногочисленные жители села Никольский Погост оказались одержимыми демонами богоборчества и не только потребовали закрыть и закрыли храм, но один из них пытался изничтожить саму Святыню и бросился на неё с топором. Однако древнее Святое Древо, казалось бы совсем ветхое, так и не поддалось стальному острию, только малая щепочка отломилась от пальца Иисуса Христа на Его левой ноге, а злобный богоборец умер от лихорадки, воспаление которой началось от мозоля на левой ноге.
Другие же односельчане Никольского Погоста из числа верующих проявили малодушие, не воспротивились закрытию храма, не попытались защитить Святыню. И только совсем немногие из них, когда узнали, что богоборцы собираются сжечь Крест с помощью солярки, тайно вывезли его с Никольского Погоста, и, как потом выяснилось, явленный Крест оказался в Златоустовском храме села Годеново, который местные жители отстояли от разграбления и закрытия, хотя в тридцатые годы Богослужение со священниками там не совершалось, но местные жители продолжали в храме тайно молиться. Хотела написать «мужественно отстояли», но храм и в тридцатые, и в сороковые годы, и в пору хрущевских гонений, и потом смело отстаивали не мужи, а большей частью местные женщины и тайно приехавшие сюда монахини, по слову Святого Праведного Иоанна Кронштадтского - «белые платочки».
И с той поры здесь Крест сохранялся их молитвами и отвагой. Не всегда в храме Святителя Иоанна Златоуста бывали в ту пору настоятели, но храмовая молитва местных матушек-хранительниц, среди которых были монахини, ни на день не прекращались. Те православные матушки и немногочисленные местные жители хранили Святыню.
Именно они отстаивали её, не позволяя забрать Чудотворный Крест в светский музей, хотя в шестидесятые годы, по воспоминаниям моих знакомых, такие попытки предпринимались. Повод был такой. Почему-то в канун 50-летия революции власти стали требовать от прихожан отреставрировать древний «экспонат», представляющий уже и в их понимании культурно-историческую ценность. Притом реставрация должна была осуществляться официально и оплачиваться приходом по максимальным расценкам. Ни прихожане Годеновского храма Святителя Иоанна Златоустого, ни Ярославская епархия такими средствами не располагали. Если же реставрации не будет, власти Крест заберут в музей и там уже будут реставрировать за государственный счет, но Крест уже навсегда останется в музее...
Как раз тогда Архиепископ Нью-Йоркский и Алеутский, Экзарх РПЦ МП в Северной и Южной Америках Иоанн (Венланд) был переведен Митрополитом на Ярославскую кафедру. Одно из первых своих паломничеств по епархии он совершил в труднодоступное тогда Годеново. Последние несколько километров Владыка шел сюда пешком, поскольку распутица осени 1967 года не позволяла даже трактору или грузовику проехать от дороги через поля и проселок, не говоря уже об автомобиле. Сердечно помолившись у Годеновского Креста, Владыка Иоанн, как говорится, «забил во все колокола». Он стал обращаться в разные высшие инстанции с прошениями не отбирать в музеи Годеновский Крест и некоторые другие великие Святыни в Ярославской епархии вроде громадного Образа Спасителя из Воскресенского храма Тутаева (Борисоглебск на Волге), которые по аналогичным мотивам хотели отнять у Церкви.
Владыка писал в верховный совет, в совет министров СССР, искал поддержки и у ярославского корреспондента газеты «Известия», и у международных религиозных организаций. Усилия на некоторое время возымели успех. Приезжали некие комиссии и в семидесятые годы, однако местные матушки даже не открывали для них храма, ссылаясь на то, что ключ будто бы хранится в епархии. Так и уезжали районные чиновники ни с чем. А с того времени Годеново стало местом ежегодных паломничеств Владыки Иоанна вплоть до середины восьмидесятых годов. И с той поры за Крестом с легкой руки Владыки Иоанна утвердилось его нынешнее наименование - Годеновский. Почитал Годеновский Крест и Митрополит Михей, сменивший на кафедре ушедшего на покой Владыку Иоанна.
По примеру Владыки Иоанна уже в 1970-е и 1980-е годы паломничество духовенства и мирян ко Кресту в Годеново с каждым годом стало возрастать. А ведь тогда была невозможна никакая открытая церковная проповедь о данном Святом месте. Выражаясь языком светским, не была возможной никакая агитация и пропаганда. С той глухой в духовном отношении советской поры и у верующего народа стало привычным наименование: Годеновский Чудотворный Крест.
Матушки-воительницы, матушки-хранительницы Креста давно уже упокоены на здешнем кладбище. Их же души в Царствии Небесном продолжают опекать Всероссийскую Годеновскую Святыню.
С 1997 года заботу о селе Годеново и Чудотворном Кресте взяли на себя матушки и сестры Никольской Переяславской обители под руководством настоятельницы - игумении Евстолии. По распоряжению Священноначалия и собственному горячему желанию они устроили здесь монастырское подворье, ежедневно принимают они десятки и сотни паломников, а в праздники народ исчисляется тысячами, занимаются сестры и сельскими трудами.
В шестидесятые годы Никольский Погост полностью запустел и обезлюдел, редкие оставшиеся к тому времени дома сгорели в пожаре. Только руины храма мрачным силуэтом десятилетиями возвышались над туманным сырым болотом. Так Господь попустил в наказание местным жителям, которые не смогли защитить великую Святыню. Но в промысле Божием стало прославляться и место явления Чудотворного Креста: в том же 1997 году в бывшем Никольском Погосте Игумен Борис (Храмцов) основал монашескую общину. Братия начали восстанавливать храм Животворящего Креста. В 2011 году там был учрежден мужской монастырь. Теперь в обители пребывает точная копия Живоносного Креста. И новый Крест являет там свои чудотворения.
Подобное бывало со множеством чтимых чудотворных икон. Списки иконы «Владимирской» были и есть в тысячах и тысячах храмов, в сотнях монастырей. И многие из них уже самостоятельно прославились как Чудотворные Образы, например Владимирская-Волоколамская, Владимирская-Пахромская...
Копии Годеновского Креста также распространяются по всему мiру. Некоторые даже побывали в космосе на Международной орбитальной станции.
Мне из рассказов моих верующих друзей и знакомых известно, что возникали обсуждения, где должно пребывать Явленному Чудотворному Кресту. Конечно, подобные вопросы решает Высшее Священноначалие. Но по своему знанию церковной жизни могу сказать и другое. Великие Святыни Православия по Божией Воле и попечением Пресвятой Богородицы «решают сами», на каком месте и в какое время, в какие эпохи им должно пребывать. История иконы «Владимирская» наглядно свидетельствует о том. Было бы странно, если бы теперь «права на неё» вдруг заявили современные Киев или даже Стамбул...
Животворящий Крест в Годеново
Слава Богу, сейчас народ чествует Годеновский Крест в самом Годеново. Крест освятил данное место на все времена и в вечности, даже если он будет перемещаться куда-то по Божией воле, он так и останется в памяти верующего народа с именем «Годеновский».
Душа сама собой пела тогда, 11 Июня, и теперь поет известное мне с далекого детства: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!»
Москва, Март 2019 года