itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Социалистический миф о труде

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин  Православный социализм 
0
2078
Время на чтение 11 минут

Советская эпоха изменила нашу страну. Перестроенными оказались самые различные планы бытия. Что-то, безусловно, стало прорывом в лучшее, а иных изменений лучше бы и не было.

Национальное сознание также претерпело серьёзные деформации. Мы порою считаем себя наследниками традиционной русской культуры, а это не так. Между нами сегодняшними и архетипом человека традиции лежит период исторической реализации социалистических отношений, за который сменилось несколько поколений, и это не могло не сказаться на привычках мышления.

Опять-таки, сдвиги в нашем менталитете многообразны и разнонаправленны. Мы и приобрели, и утратили. Любая общая оценка тут будет необоснованным упрощением. Поэтому имеет смысл говорить о частностях. Например, рассмотрим такой аспект, как отношение к труду.

Труд в мире традиции: нелёгкая добродетель

В мире русской традиции восприятие труда имеет два семантических контура. С одной стороны, труд воспринимается как добродетель. Всякий человек должен трудиться. Тот, кто избегает труда, заслуживает осуждения. С другой стороны, труд - это тягость. Что хочет сказать популярная пословица "без труда не вытащишь и рыбку из пруда"? Не то ли, что будет нелегко? Ожидание необходимости усилия естественно и законно; отсутствие напряжения, наоборот, сомнительно и заставляет подозревать, что тут что-то не так.

Оба аспекта восприятия труда восходят к единому корню. Труд является добродетелью именно потому, что он тяжёл и при этом неизбежен. Для достижения любого результата необходимо преодоление сопротивления косного мира. Говоря современным языком, созидание требует выведения энтропии за пределы системы. На это уходят силы. И если ты не затрачиваешь сил на получение потребного тебе, значит, свои силы на это тратит кто-то другой, а ты просто пользуешься готовым. Жить за счёт других означает быть паразитом. Это - этическое преступление, нечто недопустимое среди нормальных людей. Апостол Павел предостерегает: "кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2 Фес. 3:10). А поскольку есть всё же надо, то следует и трудиться. "Трудящийся достоин пропитания" (Матф.10:10). Достоин же тот, чьи поступки заслуживают награды, тот, кто действует правильным образом. Трудиться - это правильно.

Связь правильности и одновременной тяжести труда имеет глубокое онтологическое основание. Она возникла не потому, что просто так сложились параметры нашей Вселенной. Трудовая повинность вменена человеку Богом. Она - следствие грехопадения. Бог сказал человеку: "в поте лица твоего будешь есть хлеб" (Быт. 3:19). Это одновременно и наказание, и заповедь. Труд должен быть тяжёлым. Если мы устаём, значит, принимаем вменённое нам наказание, соблюдаем заповедь и верны Богу. Желание получить потребное для жизни, не очень выкладываясь, а ещё лучше - играючи, - это попытка уклониться от предписанного, наладить получение благ, так сказать, с чёрного хода.

В лёгкой жизни есть нечто незаконное. В традиционной культуре слишком удачливый человек всегда был на подозрении. За то, что всё само идёт в руки, когда-нибудь придётся расплачиваться, и чем больше удача, тем выше должна оказаться цена. С другой стороны, то, что легко досталось, легко утрачивается. В отсутствие подлинного права, которое даёт труд, связь приобретаемого с владельцем получается случайной и поверхностной. Немудрено, что её так просто оборвать. Потеря, конечно, неприятна, но горем она не станет, поскольку и истинной радости легко приобретённое не приносит, тогда как результат настоящего труда вызывает ощущение глубокого удовлетворения, очень похожее на чувство выполненного долга. И это тоже понятно: мы радуемся исполнению заповеди.

Социализм: мечта о лёгком труде

Социалистическое мировоззрение по своей природе атеистично. Для него мерилом, целью и смысловым горизонтом является человек. Если признать, что Бог существует, а также что Он благ и любит людей, придётся прийти к выводу, что мир устроен таким образом, чтобы обеспечить духовную пользу каждому человеку. Но осознание духовной пользы требует веры, которая полагает, что земная жизнь не исчерпывает нашего бытия. Если же ограничить своё понимание мира только тем, что составляет земную жизнь, то сложно не заметить, что человеческое существование исполнено боли и страданий. Чуткие души сострадательны, они стремятся разделить страдание, взяв на себя часть груза, выпавшего на долю другого; но человек, не обладающий верой, неизбежно приходит к мысли, что путь сострадания - не самый эффективный: ведь от перераспределения страданий их не становится меньше. И у него возникает идея уменьшить общий объём страданий, для чего следует найти и устранить их причину.

Причиной страдания является грех. Грех есть повреждение души, а душа человеческая -монада, не имеющая окон[i]. Это область нашего абсолютного суверенитета. Никто не может залезть к нам в душу и изменить её против нашей воли. Никто не может справиться за человека с его грехом. Поэтому грех - это неудобная категория для того, кто решил избавить мир от страданий. Социалисты предпочитают говорить не о грехе, а о плохом воспитании, дурном влиянии общества и т.д., переводя причину страданий изнутри человека в интерперсональное пространство, приписывая её неправильной организации общества. Всё становится понятно и относительно просто: необходимо переустроить общество правильным образом, и если страдания не исчезнут совсем, то их станет значительно меньше.

Социалисты считают, что мир надо изменить в интересах человека, понимая под таковыми лишь те, что касаются земного плана бытия, и упускают из виду тот факт, что мир и так существует в интересах человека - все обстоятельства нашей жизни посылаются Богом или используются Им для нашего спасения. Но социалистам кажется, что они могут достичь лучшего результата, получив более совершенного человека на фоне уменьшения общего объёма страданий. Можно ли надеяться перейти минное поле, если ты не знаешь, где именно закопаны мины? Социалисты решили, что им достаточно знания рельефа - достаточно управлять социальной реальностью, а что там, в земле, что происходит в духовном мире - значения не имеет. И они уверенно обещают, что справятся.

Разговор о социализме обычно начинается с распределения. Самый громкий и притягательный социалистический призыв - устранить социальную несправедливость - относится к распределению. Но прежде чем определять, сколько кому достанется благ, их необходимо произвести. Распределение неизбежно отсылает нас к производству. Несправедливость экономической системы заключается в том, что трудящийся, остающийся без сил к концу рабочего дня, получает меньше, чем собственник капитала, который весь день может пребывать в расслаблении. Соответственно, исправление социального перекоса должно состоять не только в увеличении доходов трудящихся, но и в уменьшении тяжести труда.

Если социализм - общество, построенное в интересах человека труда, то труд неизбежно попадает в центр внимания. Его необходимо изменить так, чтобы он стал лёгким и интересным. Труд должен доставлять радость, а не только доход.

Это ожидание изменения характера труда - не просто один из пунктов в обширном перечне того, что можно было бы улучшить. Оно находится в самом сердце социалистических убеждений. Социалист рисует себе мир, в котором его потребление вырастет, а интенсивность труда уменьшится. Именно эта комбинация имеется в виду, когда говорят о снижении уровня эксплуатации. Предполагается, что возможно общество, в котором значительный объём благ, находящийся в распоряжении каждого, сочетается с щадящими условиями труда. В идеале труд должен стать факультативным: человек должен сам выбирать, как и сколько он будет трудиться. Мечта о коммунизме рисует именно такой образ труда.

Диалектика труда и нравственности

Как мы уже сказали, человек мира традиции исходил из другой картины. В ней тот, кто ищет лёгкого труда, на самом деле ищет способ уйти от необходимости трудиться. В действительности возможны лишь два состояния: лёгкая жизнь за чужой счёт и трудовая, а потому нелёгкая жизнь. Стремясь сделать свой труд лёгким, ты лишь перекладываешь тяжесть на чужие плечи.

Эта картина не просто описывала историческую реальность, она имела глубокое нравственное основание. Смысл труда - не только быть наказанием за грехопадение, труд помогает бороться с грехом. Тяжёлый труд, в чём бы он ни состоял, не оставляет места греху. Снижение трудового напряжения высвобождает ресурсы: у человека остаётся больше сил и времени, которые он в силу падшести естества ставит греху на службу. Человек труда более нравственен не потому, что он имеет какую-то особую природу, а потому что труд лишает его возможности грешить в полную силу. Поэтому трудящийся человек более благонадёжен, а пребывающий в праздности подозрителен. Если человек борется с грехом, он должен нудить себя к труду: самостоятельно впрягаться в работу, брать на себя больше обязанностей, искать более тяжёлый труд. Тяготение к праздности, наоборот, является маркером глубокого нравственного повреждения.

Но разве при социализме не сохраняется этот же характер оценок? Трудящийся - правомочный член общества, тунеядец - подозрительный элемент. Тунеядство в СССР преследовалось по закону.

В атеистическом государстве грех не мог быть назван грехом, вместо греха советская власть оперировала понятием социально опасного поведения. А подобное поведение следовало купировать с помощью государственной машины, используя приёмы внешнего принуждения. Труд перестал быть лекарством, он превратился в обязанность.

Осознающий свою болезнь человек мотивирован лечиться. Эффективность лечения во многом зависит от его самодисциплины - он должен следовать предписаниям врача, не манкировать ими. Тот, кто знает о грехе праздности, будет сопротивляться ему с помощью труда. Если болезни нет, а есть обязанность, картина видится иной: сделал дело - гуляй смело. Добросовестное выполнение обязанностей даёт право на заслуженный отдых. Социализм легализовал праздность под видом законного отдыха.

Человеку необходим отдых, чтобы восстановить свои силы - и физические, и душевные. Люди - разные, ситуации - разные, поэтому и время на восстановление каждому нужно своё. Социализм ожидаемо уравнял всех в праве на отдых, но проблема даже не в этом. Человек осознал, что у него есть время, в течение которого он имеет полное право не трудиться - независимо от того, требуется ли ему ещё восстанавливать силы или уже нет.

Миф о труде в истории социализма

Качество социального устройства теперь оценивается по двум параметрам: какова пропорция между временем труда и временем отдыха (чем больше время отдыха - то есть чем раньше пенсия, чем длиннее отпуска, короче рабочая неделя - тем лучше) и какова интенсивность труда в рабочее время (чем меньше, тем лучше). От социализма сегодня ждут, прежде всего, облегчения жизни. Меньше напряжения, больше праздности, а если и труд - то более интересный, занимательный, похожий на игру, стирающий грань между работой и развлечением, - вот что составляет ядро социалистических ожиданий.

Формирование социалистической доктрины изменило человека и его отношение к труду. Существование социалистических государств, пытавшихся организовать жизнь в соответствии с социалистической теорией, закрепило это изменение, и теперь оно воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Между тем, в его основании лежит порок и сопутствующее ему отвержение Божией заповеди - трудиться в поте лица.

Бунт против Бога не только является духовным преступлением, он ещё и непродуктивен. Почему развалился СССР и весь социалистический лагерь? Потому что не выдержал потребительской конкуренции с Западом.

СССР стал жертвой теоретического парадокса. Социализм обещал людям хорошую жизнь. Следовательно, жизнь в условиях социализма должна быть лучше по бытовым параметрам, чем жизнь в капиталистическом обществе. И если брать отдельные аспекты, то так оно и было. В частности, эксплуатация в позднем СССР[ii] была гораздо ниже капиталистической. К людям старались относиться по-человечески, не слишком напрягая работой. Но у этого преимущества имелась и оборотная сторона: производительность труда в СССР была ниже, чем на Западе. И если сначала советской экономике удавалось активно сокращать этот разрыв, - прежде всего, за счёт преимуществ планового управления, - то начиная с конца 1960-х темпы роста производительности труда стали снижаться, а в 80-е годы сокращение разрыва в производительности труда между СССР и взятыми за эталон США прекратилось, застыв на значении 55%. При этом именно начало 80-х годов было наиболее комфортно для советского труженика.

Параллельно с трудовым комфортом нарастал дефицит товаров массового спроса. Тогда как на Западе подобных товаров было в избытке, и они отличались лучшим качеством. Советский человек смотрел на это и думал, что на жизнь на Западе лучше. То, что за обилие товарного предложения надо расплачиваться, неся ярмо более жёсткой эксплуатации и бесчеловечного давления конкурентной среды, тогда засматривающимся на Запад советским гражданам в голову не приходило.

Но корень проблемы даже не в этом. Труд сам по себе не является фактором богатства. Труд создаёт блага, отсюда человек легко приходит к мысли, что тот, кто хорошо трудится, должен богатеть. А это не так. В падшем мире добросовестность не может быть самым коротким и даже просто верным путём к богатству. К большему богатству и более быстро приходят те, чьи действия используют свойства падшей человеческой природы. Эти действия могут быть вполне законными, как, например, законна реклама, убеждающая тебя купить дорогой товар. Однако в результате получается, что больше получит тот, кто краше солжёт.

Русский человек чувствовал правду, когда говорил, что "от работы не будешь богат, а будешь горбат" или - более высоким слогом - "от трудов праведных не наживёшь палат каменных". Труд дан человеку не для обогащения или достижения лучшей жизни, а как избавление от праздности. Сравнивая свой достаток с чужим богатством, трудящийся всегда будет чувствовать себя бедным, поскольку путём труда нельзя достигнуть уровня жизни, который обеспечивает следование логике падшего мира.

Капитализм, будучи строем, основанным на падшести человеческой натуры, всегда даст образчики богатства, недостижимого для человека труда. Витрина капиталистического магазина заведомо обречена быть ярче и привлекательнее социалистического торгового предприятия. Власти СССР пытались как-то объяснить это своим гражданам: мол, роскошь на Западе может купить всякий, но мало у кого для этого хватит денег. Однако подобные объяснения плохо работают, поскольку человеку свойственно себя переоценивать. Люди полагали, что будь у них больше свободы для манёвра, они бы нашли способ увеличить свои доходы. Самовлюблённый и эгоистический человек думает так: возможно кто-нибудь и проиграет, но я-то должен обязательно выиграть. К сожалению, мы все в свою меру эгоистичны и слишком увлечены собой. Как там у Пушкина: "Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!"

Впрочем, увеличить свои доходы действительно может чуть ли не каждый. Но для этого необходимо отказаться от претензии на честный труд. Убеждение, что можно сохранить приоритет нравственности, стремясь обрести хорошую жизнь, является мифом. Мифологична также и вера, что возможно правильное общество, которое избавит каждого из своих членов от ощущения бедности и тяжести труда, сделав последний не только хорошо оплачиваемым, но и творческим, интересным, доставляющим, прежде всего, удовольствие, а не усталость. Современный человек хочет именно такого общества, называя свои желания чаянием социализма и тем самым делая социализм невозможным. Советский Союз перестал существовать, потому что не смог соответствовать всё более требовательному ожиданию своих граждан. И теперь любую попытку реализовать всеобщее богатство и комфортный труд ждёт гарантированный крах.

Можно накормить голодного, дать человеку кров над головой и одежду. Но сделать всех богатыми не получится. Бедность и богатство - чисто субъективные категории. Тот, кто потакает падшести человеческой натуры, всегда будет богаче того, кто живёт честным трудом. И исключить появления таких людей невозможно. Также невозможно избавить человечество от скучного, тяжёлого и изматывающего труда. С развитием техники физического труда стало меньше, но он никогда не исчезнет полностью. А труд, который не принято называть физическим, также способен быть рутинным и вычерпывать наши силы практически без остатка.

Собственно говоря, так и должно быть. Мы должны признать, что тяготы жизни - это норма, а лёгкая жизнь с высоким уровнем потребления - патология. И только на основании можно построить что-то жизнеспособное - государство, которое будет иметь будущее, и общество, которое сможет реально помогать своим членам. Миф же только затуманивает сознание.



[i] О душе как монаде - см. А. Карпов Личная мифология. Душа как монада

[ii] Об эксплуатации при социализме - см. А. Карпов Проблемы экономики социализма: эксплуатация

@font-face { font-family: "Cambria Math"; }@font-face { font-family: Calibri; }@font-face { font-family: Cambria; }@font-face { font-family: Consolas; }p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

134. Ответ на 129., Андрей Карпов:

есть же статистические данные по годам, количеству и категориям экспортных товаров Данные по экспорту не говорят о конкурентоспособности. Есть такое понятие как связанные контракты. Мы давали кредиты и под них поставляли продукцию. Страны, тяготеющие к социализму, покупали наши товары, а не западные. Ну и, конечно, стоит вспомнить, что на экспорт шло только самое лучшее. Помните, как люди радовались в случае, если им удавалось купить, например, экспортный вариант Жигулей?

И что Вы хотите сказать, что произведённые в СССР фотоаппараты, часы, некоторые модели радио приемников были неконкурентноспособны? Да СССР их постовлял в 70 стран мира. А карьерный самосвал БеЛаз вообще-то 50 процентов мирового рынка подобных автомобилей состовлял. Это я так навскидку Вам написал. Просто понять не могу к чему Вы пишите глупости. Ладно бы с теми, кто окончательно мозги пропил, с ними все ясно, но Вы вроде не злоупотребляете....
Silvio63 / 02.04.2019, 14:54

133. Ответ на 130., Андрей Карпов:

Прохудились у меня ботинки, иду в магазин (типа, бутик, но акции и скидки), беру обувь под импортным названием. Дома смотрю на коробке - производство Махачкала.

Надписи на обувных коробках не имеют никакого значения. В магазинах используют первые попавшиеся. Более того, сейчас даже по самой обуви бывает невозможно определить страну изготовления (обычно это Китай).
Коротков А. В. / 02.04.2019, 14:43

132. Ответ на 130., Андрей Карпов:

На полках магазинов, в натуральном виде таких импортозамещенных товаров пока не встречал.Прохудились у меня ботинки, иду в магазин (типа, бутик, но акции и скидки), беру обувь под импортным названием. Дома смотрю на коробке - производство Махачкала.Покупаю подарок дочке. Хочу уютную пижамку. Захожу в магазин с пафосным названием - Британский торговый дом. Очень уютная пижамка (и по нормальной цене) - производство Тверь, кажется. В общем, северный русский город. Сломалась китайская открывалка, покупаю не глядя дешевый вариант в Галамарте (товары по бросовым ценам) - оказывается Майкоп.Покупаю новый смеситель. К4упил китайскую дрянь, увы - деньги были только на неё. Спросил про отечественные. Оказалось такие есть, но по цене немецких и с гарантией - внимание - 10! лет. Такую даже немцы не дают. Всё меняется в правильную сторону.

Андрей Карпов, Вы ничего не слышали про ОЕМ производство? Это когда торговая компания заказывает и импортирует товар не под торговой маркой поставщика производителя,а под своей собственной торговой маркой. Те кто вовремя соорентировались в этой манипуляции, очень неплохо заработали на таких наивных и доверчивых простаках, как Вы например.
Silvio63 / 02.04.2019, 13:56

131. Ответ на 126., Silvio63:

На полках магазинов, в натуральном виде таких импортозамещенных товаров пока не встречал.

Прохудились у меня ботинки, иду в магазин (типа, бутик, но акции и скидки), беру обувь под импортным названием. Дома смотрю на коробке - производство Махачкала. Покупаю подарок дочке. Хочу уютную пижамку. Захожу в магазин с пафосным названием - Британский торговый дом. Очень уютная пижамка (и по нормальной цене) - производство Тверь, кажется. В общем, северный русский город. Сломалась китайская открывалка, покупаю не глядя дешевый вариант в Галамарте (товары по бросовым ценам) - оказывается Майкоп. Покупаю новый смеситель. К4упил китайскую дрянь, увы - деньги были только на неё. Спросил про отечественные. Оказалось такие есть, но по цене немецких и с гарантией - внимание - 10! лет. Такую даже немцы не дают. Всё меняется в правильную сторону.
Андрей Карпов / 02.04.2019, 08:43

130. Ответ на 126., Silvio63:

есть же статистические данные по годам, количеству и категориям экспортных товаров

Данные по экспорту не говорят о конкурентоспособности. Есть такое понятие как связанные контракты. Мы давали кредиты и под них поставляли продукцию. Страны, тяготеющие к социализму, покупали наши товары, а не западные. Ну и, конечно, стоит вспомнить, что на экспорт шло только самое лучшее. Помните, как люди радовались в случае, если им удавалось купить, например, экспортный вариант Жигулей?
Андрей Карпов / 02.04.2019, 08:34

129. Ответ на 126., Silvio63:

Андрей Карпов, ну есть же статистические данные по годам, количеству и категориям экспортных товаров СССР. Изучите их и поймёте, что не только АКМ был конкурентноспособным товаром на внешних рынках.

Дорогой Владимир! Насколько я помню по авторитетным данным (к сожалению, ссылки дать не могу), в СССР 60% промышленной продукции соответствовали мировому качеству. А сейчас, кажется, 1-2%? А о сельхозпродукции я вообще не говорю! Всё природное, естественное, никакой химии!!! После смерти мамы обнаружил я стабилизатор эл. тока. Стабилизатор сей - ветеран советской промышленности, ибо отпраздновал он своё 50-летие. Так вот, включил я его: работает! Выдаёт ровно 220 В!!!

128. Факт

Никаких преимуществ при производстве у социализма перед рынком нет. Да,одно время Хрущев был уверен что"мы вас похороним",а Штаты действительно думали что марксистские страны их "надерут".Но в каком смысле? А в том,что миллионы трудяг затянув пояса ,сведя к минимуму потребление,копая "от забора и до обеда"окажутся сильнее и победят как-то.Не слишком верилось,но такие опасения были.
Влад.Атласов / 02.04.2019, 06:09

127. Ответ на 121., Андрей Карпов:

Вы, конечно, делаете логическую ошибку, связывая размер ВВП с конкурентоспособностью. Это - разные характеристики. Производить можно и неконкурентоспособную продукцию. Но, по сути, мы производили весьма конкурентный товар - калашников, например. Многие страны покупали лицензии на наше оружие...

Андрей Карпов, ну есть же статистические данные по годам, количеству и категориям экспортных товаров СССР. Изучите их и поймёте, что не только АКМ был конкурентноспособным товаром на внешних рынках. Далее по импортозамещению ТНП(товаров народного потребления) в РФ в настоящее время, о которых Вы упомянули, лично и персонально я вижу только по ТВ в докладах высокопоставленных лиц. На полках магазинов, в натуральном виде таких импортозамещенных товаров пока не встречал. Ну как говориться, какие наши годы....
Silvio63 / 01.04.2019, 18:48

126. Ответ на 123., Олег В:

редкая сволочь!

Кто бранится, тот не думает.
Андрей Карпов / 01.04.2019, 18:44

125. Ответ на 120., Андрей Карпов:

Дума - это власть? Совет по культуре ГД - это власть?Дума - это власть. Совет по культуре при Думе - это не власть, а, извините, "общество". Почему власть решила, что именно такое общество репрезентативно? Видимо, по той же причине, что не понимает, что такое культура...

Что за цирк,Карпов? Если Дума-власть допускает иметь такой Совет, значит она такая же как этот Совет,проще говоря.
электрик / 01.04.2019, 18:07
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Бывший СССР
«Такого маршала я не знаю!»
Как Хрущёв пытался стать Маршалом Советского Союза
28.03.2024
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
День памяти первого летчика-космонавта Юрия Гагарина
Сегодня, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, мы вспоминаем русского героя Ивана Сусанина, генерал-майора П.Г.Жукова, ученого Н.А.Оболонского, композитора Б.А.Мокроусова, Героев Советского Союза Г.Я.Бахчиванджи и И.И.Гуляева
27.03.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Ноль часов
Вне времени и пространства
22.03.2024
Сокровенная глубинка
Рецензия на фильм политолога Л.В. Савина «Глубинка»
21.03.2024
Праздник Курско-Коренной иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Ивана Сусанина, архиепископа Виталия (Максименко), поэта А.Н.Майкова, художника И.И.Шишкина, композитора А.К.Глазунова, балерину Г.С.Уланову и генерала В.Я.Петренко
21.03.2024
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
Все статьи темы
Православный социализм
К идеологии Союзного государства
Многие пытаются разрешить идеологические вопросы, минуя принципиальные положения, и, самое главное, важнейшее из них: кому служить будем, Богу или маммоне?
26.03.2024
О птицах небесных и порождённых ими недоумениях
Если Россия хочет жить по заветам Христа, то другого пути кроме православного социализма у неё нет
20.01.2024
Об одной путанице
К спорам о Христианском социализме
16.12.2023
О социализме
К вопросу об идеологии. Взгляд с позиций цивилизационного подхода
15.12.2023
«Блаженны нищие» и «горе вам богатые»
Новый Завет – это не только основа христианства, но и в высшей степени святыня, которая просто обязана быть сохранена в неискаженном виде
05.12.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 17:27
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40