К 30-летию вывода Советских войск из Афганистана

Беседа с участником боевых действий для газеты «Слово»

 

Владимир Алексеевич, как Вы считаете, была ли необходимость ввода советских войск в Афганистан, или это было ошибкой политического руководства СССР?   

Вы знаете, после развала Союза в прессе много раз поднимался вопрос, надо ли было отправлять войска в Афганистан? В основном, общее мнение сводилось к тому, что это был серьезный просчет политического руководства нашей страны. В последние годы эта тема опять становится актуальной в обществе, особенно среди либеральной прессы, которая сама же на него отвечает: «ввод советских войск в Афганистан был ошибкой тогдашнего руководства страны». Но для того, чтобы ответить на этот вопрос объективно, давайте совершим небольшой экскурс в историю наших Афгано-советских отношений.

19 августа 1919 года после окончания третьей Англо-афганской войны Афганистан получил независимость от Британии. И в этом же году первым в мире установил дипломатические отношения с молодой советской республикой.  Тогда он назывался эмиратом, а с 1929 года до революции 1973 года - Королевством Афганистан. Его главой был Мухаммед Надир-шах, после его смерти в ноябре 1933 года королём стал его сын Мухаммед Захир Шах.

Во время Второй мировой войны Афганистан объявил о своём нейтралитете и осуществлял дипломатическую политику неприсоединения. Именно в этот период своей истории правительство Афганистана под руководством Захир Шаха наладило взаимоотношения с внешним миром, прежде всего с Советским Союзом, Великобританией и США.

В 1973 году, когда Захир Шах находился с официальным визитом в Италии, он был свергнут своим двоюродным братом и бывшим премьер-министром Мухаммедом Даудом. Тот организовал государственный переворот и установил в стране республиканское правительство. Монархия была упразднена.  Король принял решение отказаться от престола во избежание гражданской войны и остался за границей[1].

После прихода к власти Мухаммед Дауд основал собственную политическую партию под названием «Национальная революционная партия». В январе 1977 года Лойя джирга  - Всеафганский совет старейшин, куда входят  лидеры всех народов, племен и группировок Афганистана, аналог русскому Земскому Собору, утвердила новую конституцию, а также создание президентской республики. Все недовольства населения против новой власти были подавлены правительственными войсками.

Режим, созданный Мухаммедом Даудом, носил ярко выраженный авторитарный характер. Сразу же после переворота были распущены Парламент и Верховный суд, запрещена деятельность оппозиционных политических партий. Официальной идеологией даудовского режима стала «народная и национальная теория революции»[2].

Во время президентства Дауда отношения с социалистическими странами, особенно с Советским Союзом, резко ухудшились. В то же время ему удалось нормализовать отношения с консервативными исламскими странами, в частности с Пакистаном и шахским Ираном. Советский Союз видел в действиях нового президента переориентацию внешней политики государства в сторону западных стран, попытку дистанцироваться от СССР.

В 1976 году Дауд создал семилетний экономический план развития. Он удалил советских военных и экономических советников, начал осуществлять переоснащение армии, заниматься экономическим развитием страны, для чего просил богатые нефтью ближневосточные страны - Саудовскую Аравию, Ирак и Кувейт - оказать финансовую помощь. Он стал рассматриваться за рубежом как реформатор, пытающийся модернизировать Афганистан.

Но Дауд достиг очень незначительных результатов из того, что было задумано по плану его реформ. В экономике Афганистана не произошло какого-либо реального прогресса, и уровень жизни в стране не повысился. Дауда часто критиковали за установленную им однопартийную диктатуру, что было законодательно закреплено в Конституции 1977 года. К этому времени две фракции оппозиционной коммунистической Народно-демократической партии Афганистана (НДПА)  -Хальк (Народ)  и Парчам (Знамя) - заключили хрупкое соглашение о сотрудничестве[3].

Анализируя политический и экономический курс президента, члены НДПА начали разрабатывать план заговора и спланировали военный переворот против правительства Дауда.  

27 апреля 1978 года в Афганистане началась Апрельская (Саурская) революция. Военнослужащим с военной базы в международном аэропорту Кабула удалось захватить столицу, в результате чего к власти пришла Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА), провозгласившая страну Демократической Республикой Афганистан (ДРА). На следующий день Дауд и большинство членов его семьи были казнены в президентском дворце в Кабуле.

В результате переворота к власти пришел Генеральный секретарь НДПА Нур Мухаммед Тараки, который стал Председателем Революционного Совета и Премьер-министром созданной коммунистами ДРА. После военного переворота Тараки принял на себя должность Президента Афганистана, а его сподвижник Хафизулла Амин, который занял после Тараки должность Генерального секретаря НДПА и Председателя Революционного совета Афганистана, вступил в должность заместителя Премьер-министра страны.

30 апреля 1978 года СССР признал ДРА. Признали новую республику и США. Правительство стало проводить радикальные реформы, в частности секуляризацию, что вызвало массовые протесты в традиционном исламском афганском обществе. Обострилась борьба за лидерство между двумя фракциями, которые представляли разные по своему составу слои афганского общества. В Хальке - кочевники, крестьяне, ремесленники, мелкие служащие, низшее звено военнослужащих. В Парчам - выходцы из имущих классов: помещики, крупные торговцы, верхние чины армии, обеспеченная интеллигенция, городская буржуазия и влиятельное духовенство. Общее недовольство в обществе привело в началу Гражданской войны[4].

Новое руководство государства с самого начала понимало с какими трудностями придется столкнуться молодой республике. Поэтому уже  в начале мая 1978 года афганское правительство через посла СССР в Кабуле официально обратилось к советскому правительству с просьбой срочно направить в Афганистан советских советников - партийных, военных, хозяйственных, а также сотрудников КГБ СССР для оказания помощи в организации органов безопасности ДРА. Сотрудники КГБ СССР выехали в Афганистан во второй половине мая 1978 года. 30 июня 1978 года постановлением Совета министров СССР было образовано Представительство КГБ СССР при органах безопасности ДРА[5].

5 августа 1978 года было подписано соглашение о сотрудничестве между КГБ СССР и органами безопасности ДРА, которое предусматривало, что афганским силам безопасности будет оказана советническая помощь по линии разведки, контрразведки, военной контрразведки, в подготовке национальных кадров, оснащении средствами техники и связи[6].

18 марта 1979 года ЦК КПСС принял постановление, которым образовал Комиссию Политбюро по Афганистану для межведомственной координации, принятии оперативных решений и внесения предложений в Политбюро ЦК КПСС, куда вошли видные партийные и государственные деятели СССР: М. А. Суслов, А. А. Громыко, Д. Ф. Устинов, Ю. В. Андропов, Б. Н. Пономарёв, И. В. Архипов[7].

В марте 1979 года, во время мятежа в городе Герат, последовала первая просьба афганского руководства о прямом советском военном вмешательстве (всего таких просьб было около 20). Но Комиссия ЦК КПСС по Афганистану доложила Политбюро ЦК КПСС об очевидности негативных последствий прямого советского вмешательства, и просьба была отклонена.

Дальнейшее ухудшение внутриполитической ситуации в Афганистане - вооружённые выступления исламской оппозиции, мятежи в армии, внутрипартийная борьба, и особенно события сентября 1979 года, когда лидер НДПА и Президент страны Нур Мохаммад Тараки был арестован и затем убит по приказу отстранившего его от власти Хафизуллы Амина - вызвали серьёзное беспокойство у советского руководства. Зная амбиции и жестокость Амина в борьбе за достижение личных целей, оно внимательно следило за его деятельностью на посту главы Афганистана. При Амине в стране развернулся террор не только против исламистов, но и против членов НДПА, бывших сторонников Тараки[8]. Репрессии коснулись и армии, главной опоры НДПА, что привело к падению её и без того низкого морального боевого духа, вызвало массовое дезертирство и мятежи. Советское руководство боялось, что дальнейшее обострение обстановки в Афганистане приведёт к падению режима НДПА и приходу к власти враждебных СССР сил.

Более того, по линии КГБ поступила информация о связях Амина с ЦРУ в 1960-е годы и о тайных контактах его эмиссаров с американскими официальными представителями после убийства Тараки[9]. Амин на словах высказывался за дальнейшее расширение сотрудничества с Советским Союзом, а на деле допускал действия, идущие вразрез с интересами этого сотрудничества: поощрял антисоветские настроения, проводил «сбалансированный внешнеполитический курс», предпринимая попытки наладить контакты с США[10].

Здесь необходимо вспомнить о том, каково было в то время положение СССР в международном геополитическом пространстве. Являясь лидером стран социалистического лагеря, Советский Союз был территориально защищен от своих вероятных противников, такое положение можно назвать «внешним поясом безопасности». С запада страна имела мощный тысячекилометровый барьер из государств Варшавского Договора. С севера - Северный Ледовитый океан представлял собой естественную преграду, которая защищала СССР от вероятных противников, прежде всего в лице США. С востока - Тихий океан. А вот с юга никакой защиты практически не было. Ненадежный Афганистан имел общие границы с Советскими среднеазиатскими республиками: Туркменистаном, Узбекистаном и Таджикистаном, народы которых являются родственными афганцам этническими группами. Кроме того, геополитическое расположение Афганистана в самом центре Евразии, на стыке Южной и Центральной Азий, ставило его в разряд ключевых регионов в обеспечении стабильности военно-политической обстановки во всём Центрально-азиатском регионе, где на протяжении столетий пересекались  национальные интересы всех ведущих держав мира[11].

Основываясь на всех обстоятельствах, текущих событиях и ходе развития политической обстановки в Афганистане, руководством страны было принято решение готовить свержение Амина и замену его на более лояльного к СССР лидера. В качестве такового рассматривался Бабрак Кармаль, который являлся руководителем фракции Парчам. Осенью 1978 года он был обвинён в организации антиправительственного заговора, снят с должности посла в Чехословакии и находился в эмиграции. Его кандидатуру поддерживал председатель КГБ Ю.В. Андропов. Кармаль должен был обеспечить стабильность в стране и изменить соотношение сил в регионе в пользу СССР[12].

При разработке операции по свержению Амина было решено использовать просьбы самого Амина о советской военной помощи, с которыми он обращался к советскому правительству с сентября по декабрь 1979 года семь раз. В начале декабря 1979 года в Баграм был направлен так называемый Мусульманский батальон - отряд особого назначения ГРУ, специально созданный летом 1979 года из советских военнослужащих среднеазиатского происхождения для охраны Тараки и выполнения особых задач в Афганистане[13].

С 10 декабря по личному приказанию Д.Ф. Устинова проводилось развёртывание и мобилизация частей и соединений Туркестанского и Среднеазиатского военных округов. Была поднята 103-я Витебская гвардейская воздушно-десантная дивизия, которой отводилась роль основной ударной силы в предстоящих событиях. Однако  Начальник Генерального штаба Н.В. Огарков был против ввода войск в Афганистан, в связи с чем  имел серьезные разногласия с министром обороны СССР, членом Политбюро ЦК КПСС Д.Ф. Устиновым[14].

12 декабря 1979 года на заседании Политбюро было принято окончательное решение о вводе войск[15]. По свидетельству начальника Главного оперативного управления, первого заместителя начальника Генерального штаба Вооружённых Сил СССР В.И. Варенникова, в 1979 году единственным членом Политбюро, не поддержавшим решение об отправке советских войск в Афганистан, был А.Н. Косыгин, и с этого времени у него произошёл полный разрыв с Брежневым и его окружением[16].

Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что в конце семидесятых годов прошлого века в ходе обострения политической ситуации в Афганистане после Апрельской (Саурской) революции, руководству нашей страны ничего не оставалось делать, как принимать экстренные меры по защите южных рубежей СССР. Поэтому для того, чтобы помочь соседнему коммунистическому правительству справиться с мятежниками, было принято решение о вводе советских войск в Афганистан, которое с государственной точки зрения того времени являлось вполне обоснованным и абсолютно правильным.

А как Вы оцениваете то, что наши войска были выведены из Афганистана? 

Вот это, я считаю, было большой ошибкой политического руководства нашей страны. Не были просчитаны и учтены все плюсы и минусы такого шага. Получилось так, что вместе с выводом войск все наши достижения и жертвы в Афганистане практически оказались напрасными. Это означало, что мы там не смогли создать крепкое устойчивое гражданское общество. Вмешавшись в цивилизационный процесс развития этой отсталой мусульманской страны, мы не выполнили свою главную задачу - построения социализма в стране. Может быть наше политическое руководство такую задачу и не ставило, но оно наверняка хотело создать все предпосылки для того, чтобы Афганистан стал крепким государством, другом СССР, с сильной государственной властью, надежной армией и лояльным руководству страны народом.

Но в реальности, исходя из достигнутых результатов, после почти десятилетнего пребывания наших войск в Афганистане мы добились очень многого не только в области развития промышленности и сельского хозяйства в этой стране, но прежде всего в области образования, улучшения культурных и общественных связей. Сотни тысяч молодых афганцев изучали в школах русский язык. Все специалисты страны во всех областях науки и техники обучались в советских ВУЗах. Весь офицерский корпус прошел обучение и переподготовку в военных училищах СССР. Мы оказывали большую гуманитарную помощь афганскому народу, поэтому наших советских людей и воинов афганский народ в большинстве своем любил.

Сотни тысяч людей в Афганистане поверили в социализм, стали полностью просоветскими гражданами. База для коренных изменений в Афганистане была подготовлена. Оставалось совсем немного времени до того момента, когда страна могла бы окончательно покончить со своим средневековым укладом жизни, и, может быть, как Монголия, войти в лагерь социализма. Но руководством СССР было принято непродуманное решение о выводе войск, после реализации которого все успехи и десятилетние достижения пребывания наших войск в Афганистане были практически сведены к нулю. Ведь за эти годы мы затратили огромное количество материальных средств и финансовых ресурсов, военной и другой техники, а главное - потеряли более пятнадцати тысяч наших военнослужащих убитыми и десятки тысяч ранеными. Спрашивается, ради чего были принесены все эти жертвы? Каков результат пребывания более стотысячного контингента советских войск в Афганистане в течение десяти лет для нашей страны? Ответа на этот вопрос до сих пор нет, поскольку война там так и не закончилась.

А что мы имеем после вывода наших войск из Афганистана сегодня? За прошедшие годы там зародился и окреп Талибан* (движение, запрещенное в РФ. - РНЛ). Из самого Афганистана в Иран и Пакистан хлынул огромный поток беженцев.  Пышным цветом расцвел в стране терроризм. Появилась Аль-Каида* (организация, запрещенная в РФ. - РНЛ) во главе с Усамой Бен-Ладеном, который получил в этой стране убежище. Тысячи гектаров пахотных земель были отданы под плантации мака. По данным ООН до 75 % взрослого населения Афганистана занято в производстве, обработке, транспортировке и продаже опиума. Сегодня европейский рынок почти на 80 % обеспечен афганским героином, а в США этот показатель доведён до 35 %. Всего же афганский героин составляет почти 65 % мирового объёма его производства и около 55 % опийного рынка[17]. Таким образом, за годы после вывода Советских войск поток наркотиков из Афганистана увеличился в десятки раз.

Несмотря на то, что в Афганистане более пятнадцати лет, присутствуют американские и другие войска западной коалиции, экономическая, политическая и гуманитарная ситуация в стране ничуть не улучшается: нищета, бандитизм, слабая централизованная власть, повсеместно продолжают постоянно греметь взрывы, гибнут люди, от недоедания и отсутствия медицинской помощи умирают старики и дети.

Нашему политическому руководству следовало тогда поступить также как это делают в течение уже столетия американцы. Для начала следовало вывести большую часть войск и оставить на территории Афганистана одну-две бригады. Общеизвестно, когда на территории другого государства присутствуют иностранные войска, то наличие этого фактора в любом случае оказывает влияние на все происходящие в этом государстве политические и другие процессы. Не вызывает сомнения, что если бы в ДРА остался небольшой контингент наших войск, то развитие этой страны, да возможно и самого СССР, пошло бы по другому сценарию. В качестве примера можно взять любую страну, где в настоящее время дислоцируются американские войска: Германия, Япония, Филиппины, Малайзия... можно перечислять и дальше. Влияние американской политики на руководство этих стран очень велико. Фактор присутствия в стране иностранной военной силы является серьезным аргументом для власти страны при принятии любых самостоятельных решений.  

Иногда, в силу различных политических интересов, американские СМИ информируют мировое сообщество о выводе своих войск из какой-либо страны. Так, например, они уже в течение пятидесяти лет отправляют на родину по несколько военнослужащих со своей филиппинской базы Субик-Бей, лукаво поясняя при этом, что процесс сокращения контингента активно идет. Как правило, информационная компания подобного рода проводится у них на хорошо подготовленном уровне. Здесь расчет ясен.

А вот чем руководствовалось наша власть, когда выводила войска из Афганистана, не задумываясь, что будет дальше, непонятно. К сожалению, такая установка на принятие важных государственных решений без проведения всестороннего анализа почему-то присуща многим поколениям наших политиков. При принятии того или иного стратегически важного для страны решения почти никто из наших руководителей не прогнозировал обстановку, которая сложится в будущем.   

Изменилось ли что-то в советском обществе в начале или в завершении этой войны? 

Конечно же! За десять лет между вводом и выводом советских войск из Афганистана изменения в нашем обществе были очень серьезными, я бы сказал коренными. Вводились советские войска в Афганистан в период, когда у нас была стабильность, политический и экономический климат был благоприятным, страна развивалась, хотя возможно не такими ускоренными темпами, как хотелось руководству, но народ был вполне доволен жизнью. Официально это время называлось «эпоха развитого социализма». Так оно и было.

Вывод советских войск из Афганистана пришелся на совсем другое время, когда в обществе процветало «новое мышление» и шла «перестройка». За два года до развала СССР страна находилась в очень плачевном состоянии, как в экономическом, так и в политическом отношении.  В этот период происходит резкая дестабилизация обстановки. После I Съезда народных депутатов начинается противостояние коммунистической партии с новыми политическими группировками, возникшими в результате демократизации общества. Начатые по инициативе сверху перемены вышли из-под контроля властей, трудности в экономике переросли в полномасштабный кризис. Вы помните, что в 1989 году экономический рост резко замедлился, в 1990-м сменился падением, а к концу 1991-го страна оказалась на грани экономического коллапса. Произошел катастрофический обвал жизненного уровня населения. Реальностью советского общества начала 90-х становятся массовая нищета и безработица. Достигает апогея хронический товарный дефицит.

Поэтому, если сравнивать время начала и завершения войны в Афганистане, то это две совершенно разные эпохи в жизни нашей страны.

Почему в нашей стране до сих пор не существует Министерство по делам ветеранов? 

Для меня это совершенно непонятно, почему у нас в стране до сих пор нет такого министерства. Но сделать это никогда не поздно. Нашим народным избранникам, депутатам Государственной Думы, в том числе бывшим афганцам и ветеранам других локальных войн и военных конфликтов, просто необходимо накануне 30-летней годовщины вывода Советских войск из Афганистана и 75-летней Победы Советского народа в Великой Отечественной войне обратиться к Президенту с предложением создать Министерство по делам ветеранов, - государственную структуру, а не какую-то общественную организацию с непонятным статусом, что мы имеем сейчас.

В США, например, оно давно уже существует Министерство по делам ветеранов США. После министерства обороны  это второе по величине федеральное министерство с численностью персонала около 280 тысяч человек. В его компетенцию входит очень большой круг вопросов, которые необходимо решать в интересах ветеранов вооруженных сил США и членов их семей. Это оформление ипотечных кредитов, страхование жизни, назначение пенсий, пособий, льгот, включая случаи выплаты при потере трудоспособности, потере кормильца, выплата денежных средств на погребение и т.д[18].

Даже у наших соседей в Украине в феврале 2018 года Верховная Рада обратилась к правительству с требованием создать Министерство по делам ветеранов, хотя у них есть Госслужба по делам ветеранов войны и участников антитеррористической операции. Создание министерства у них пока затягивается, но сам вопрос уже стоит на повестке дня, что уже само по себе является достижением.

У нас же этот вопрос пока вообще не рассматривается, хотя после Второй мировой войны наша страна успела направить в различные «горячие точки» земного шара большое количество военнослужащих, служащих и разных специалистов. Это Корея, Вьетнам, Ангола, Мозамбик, Лаос, Эфиопия, Афганистан, Югославия и т.д., перечислять можно долго. Ну, и нельзя забывать, что после развала Союза прошли две чеченские компании. Таким образом, в нашей стране проживает большое количество ветеранов различных локальных войн и конфликтов, которые находятся на учете в местных военкоматах. В настоящее время их всех приравняли к одной категории - участников боевых действий, и всё. Поэтому афганцы часто обижаются, почему их, два года прослуживших на территории, занятой противником, не считают участниками войны. Они по праву признают себя продолжателями традиций ветеранов Великой Отечественной войны, и хотели бы, чтобы их называли не участниками каких-то абстрактных боевых действий, а участниками или ветеранами войны. Сегодня такими участниками могут стать военнослужащие, проходящие службу в Сирии. Там ротация проходит каждые три месяца. Но, с другой стороны, существуют различные категории военнослужащих. Кто-то несет службу на постах, кто-то действительно выполняет опасные боевые задачи по уничтожению террористов в горах или в пустыне, тогда как большинство служит на базах Хмеймим  и Тартус, патрулирует дороги, участвует в гуманитарных операциях. Наверное, все должно быть учтено, и определена какая-то градация ветеранов. И именно этим могло бы заняться отдельно выделенное Министерство. Я думаю, что это было бы правильно и справедливо.

Владимир Азаров, член Союза писателей России, кандидат политических наук, ветеран локальных войн и военных конфликтов

 

***

Об авторе. Кандидат политических наук, член Союза писателей России. Автор книг и статей, пишущий в жанре военной публицистики. Имеет работы по политологии, конфликтологии, международным отношениям, в том числе посвященные методам ведения информационной войны, а также анализу проблем духовно-нравственного и религиозного содержания.

Окончил Московское СВУ, Харьковское гвардейское высшее танковое командное училище, Академию бронетанковых войск имени Маршала СССР Р.Я.Малиновского.

Защитил диссертацию на степень кандидата политических наук в Московском государственном гуманитарном университете им. М.А.Шолохова. 

Дополнительно получил образование в Православном Свято-Тихоновском богословском институте. Окончил: Государственные Центральные курсы заочного обучения иностранным языкам при МГПИИЯ им. Мориса Тореза; Высшую школу по туризму и гостиничному хозяйству; Курс бизнеса, управления, маркетинга и информационных технологий в «Форсса Бизнес-Центр» (г.Форсса, Финляндия); Институт Хаггая (США, штат Гавайи).

Участник войны в Афганистане, боевых действий на Балканах, в Приднестровье и странах Западной Африки.

Служил в миротворческих войсках ООН в Боснии и Герцеговине, на территории самопровозглашенной Республики Сербской Краины в Хорватии. Был начальником службы безопасности миссии ООН в странах Западной Африки (Сьерра-Леоне, Гвинея), старшим офицером по службе безопасности всех ООНовских организаций на территории бывшей республики Югославии (Сербия, Черногория, Косово).

 Работал военным обозревателем, сотрудником Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями; занимал различные должности в Союзе ветеранов Афганистана, Министерстве по чрезвычайным ситуациям; работал в сфере международного туризма и в коммерческих организациях, в том числе в качестве сотрудника по безопасности и аналитика.  

В настоящее время является сотрудником Российского Федерального Центра судебной экспертизы.

В течение последних восьми лет преподавал - проводил занятия в Московской международной высшей школе бизнеса МИРБИС (Институт) с иностранными студентами на английском языке по авторскому курсу «Роль России в глобальном контексте», состоявшим из лекций, объединенных по темам: «Введение в геополитику», «Современные политические системы», «Современные геополитические теории и школы», «Международная безопасность», «Международный терроризм» и др.

Награжден Орденом «Красной Звезды» и медалью «За боевые заслуги» СССР, орденом «Красной звезды» ДРА; орденами и медалями Афганистана, Югославии, Дании, Франции, Сьерра-Леоне. Полковник запаса.

Свободно владеет иностранными языками: английским, сербским, хорватским; говорит на французском.



[1] См.: Alikuzai H. W. From Aryana-Khorasan to Afghanistan: Afghanistan History in 25 Volumes. P. 318.

[2] См.: Актуальные проблемы афганской революции. М.: Наука, 1984. С. 34-35; Слинкин М.Ф. Мухамад Дауд. Политический портрет // Культура народов Причерноморья. 2001. № 24. С. 245-251.

[3] См.: Окороков А.В. Секретные войны Советского Союза. М.: Яуза, Эксмо, 2008.

[4] См.: Андронов И.И. Под огнём от Афгана до Москвы. Мемуары. ООО «Деловой мир 2000», 1999.

[5] См.: Христофоров В.С. КГБ СССР в Афганистане. 1978-1989 гг. К 25-летию вывода советских войск из Афганистана. М., 2014. С. 4-5.

[6] См.: Христофоров В.С. Афганистан: военно-политическое присутствие СССР 1979-1989 гг. М., 2016. С. 64-66.

[7] См.: Христофоров В.С. Афганистан. Правящая партия и армия 1978-1989. М., 2009. С. 50.

[8] См.: Майоров А. Правда об Афганской войне Свидетельства главного военного советника. М.: Права человека, 1996.

[9] См.: Христофоров В.С. Афганистан. Правящая партия и армия 1978-1989. С. 33-34.

[10] См.: Христофоров В. С. Афганистан: военно-политическое присутствие СССР 1979-1989 гг. С. 77-82.

[11] См.: Гумилев Л. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации. М.2008.

[12] См.: Христофоров В.С. КГБ СССР в Афганистане. 1978-1989 гг. К 25-летию вывода советских войск из Афганистана.  С. 10.

[13] См.: Волков А. Ввод советских войск в Афганистан. Архивировано 20 сентября 2011 года.

[14] См.: Варенников В. И. Неповторимое. - Т. 1-7. - 2001-2002.

[15] См.: Решение Политбюро ЦК КПСС № П176/125 от 12 декабря 1979 года

[16] См.: Варенников В. И. Неповторимое. - Т. 1-7. - 2001-2002.

[17] См.: Афганистан: Буш, ложь и героин // Завтра, 14.01.2003

 [18] Benefits: Links Архивировано 12 сентября 2014 года., U.S. Department of Veterans Affairs, Retrieved 26 May 2007

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владимир Азаров:
Выходит в прокат антиисторический фильм «Братство»
Ультралиберальная «Новая газета» обвинила «Русскую народную линию» в травле Лунгина и его детища
10.05.2019
Кто предоставил этим «творцам» право на ложь?
В Минкульте прошло «общественное» обсуждение антиисторического фильма Павла Лунгина «Братство»; мнение афганцев опять проигнорировано
15.04.2019
Новая «Матильда»
О фильме Павла Лунгина «Братство», порочащем советских солдат, воевавших в Афганистане
01.04.2019
Хитрый трюк истинного разведчика
Бывший советник Гельмута Коля заявил, что в начале нулевых годов Владимир Путин якобы хотел, чтобы Россия вступила в НАТО
11.03.2019
К 30-летию вывода Советских войск из Афганистана
Беседа с участником боевых действий для газеты «Слово»
14.02.2019
Все статьи автора
"Русские герои"
Верните памятник Г.К.Жукову на Манежную площадь!
В истории с демонтажем памятника Маршалу Победы – вопросы только добавляются
23.03.2020
Откровенный акт вандализма
Представители общественности направили обращения Президенту России и прокурору Москвы в связи с демонтажом памятника маршалу Жукову работы Вячеслава Клыкова
23.03.2020
«Выйти легко, а вот как войти…»
В этот день 55 лет тому назад лётчик-космонавт СССР Алексей Архипович Леонов совершил первый в мире выход в открытый космос
18.03.2020
Первый выход в открытый космос
18 марта 1965 года
17.03.2020
Нормандии русский солдат
Русские герои французского Сопротивления
13.03.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Спецоперация «Коронавирус» на фоне вселенского безумия
Новый комментарий от Сергей Абачиев
25.03.2019
Не судите...
Новый комментарий от наталья чистякова
25.03.2019
Россия не создаёт проблемы, а помогает решать их
Новый комментарий от Сергей Абачиев
25.03.2019
«Население будет поставлено под тотальный контроль»
Новый комментарий от Охранник
25.03.2019
«Мы не меняем богослужебных традиций»
Новый комментарий от Сант
25.03.2019
О православном отношении к монархии
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.03.2019
Верните памятник Г.К.Жукову на Манежную площадь!
Новый комментарий от рБ.Дмитрий
25.03.2019