Вектор духовно-нравственного развития России в ХХI веке

Конфликтологический подход к определению направления

Бывший СССР  100-летие революции 
0
1119
Время на чтение 10 минут

Как мы сообщали, 5.11.2017 г. в Санкт-Петербурге по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия прошла Межрегиональная научно-практическая конференция «Духовно-нравственный вектор российского столетия (1917-2017). Quo vadis?». Публикуем  доклад, прозвучавший на конференции.

***

Попробуем в рамках конференции «Духовно-нравственный вектор российского столетия (1917-2017): Quo vadis?» не только рассмотреть наше противоречивое историческое прошлое, но и ответить на вопрос: «Каким должно быть направление вектора духовно-нравственного развития России в ХХI веке?», чтобы мирную жизнь народов России не прервали революции и войны подобные имевшим место в ХХ веке.

Для ответа на этот вопрос мы используем в качестве методологического подхода одну из тринадцати традиционных ценностей Стратегии национальной безопасности России (Указ Президента РФ №683 от 31.12. 2015), а именно «преемственность истории нашей Родины», обозначающую необходимость видения прошлого (т.е. исторического опыта России) как предпосылки будущего. Почему именно этой ценности  мы хотим придать статус методологического принципа, понять не сложно, если вспомнить шутку острословов, утверждающих что у России непредсказуемое прошлое. А.Д. Степанов справедливо отмечает: «Русский человек, даже порвавший с церковной традицией, понимает, что в России грань между историей и вечностью очень тонка. Поэтому русские споры о прошлом - это споры о настоящем и будущем. Поэтому они такие ожесточенные» [5, с. 6]

 Итак, каким видится нам исторический опыт России, включая день сегодняшний, если мы исходим из «дня будущего», например, из ХХI века? Не подлежит сомнению, что «в истории России существовало несколько цивилизаций: древнерусская, Московская Русь, императорская Россия, советская, и можно полагать, что у всех них в той или иной степени присутствуют признаки неопределенности - перманентной нестабильности» [3, с.73]. Эта нестабильность, во-первых,  обусловлена принципиальным отличием России от Запада. По меткому замечанию А.Л. Казина оно (отличие) заключается в том, что: «Базисной основой национальной жизни у нас является духовная и национальная идея/энергия, а вовсе не капитал, как в Европе и, особенно, в Америке. "Всякая власть от Бога" - эта мысль имеет прямое отношение к нашему Отечеству. Пока в России сильна православная церковная вера и государственная - царская, имперская, президентская - властная вертикаль, страна идет вперед и перед ней, по словам Н.В. Гоголя, "постораниваются" другие народы и государства. Напротив, как только социально-политический перевес в России получает капитал (тем более компрадорско-спекулятивный) и связанный с ним либерализм, страна впадает в смуту, кризис, революцию» [2, с. 22]. И, во-вторых, перманентное наличие признаков неопределенности (нестабильности) в истории нашего Отечества обусловлено тем, что агрессия Запада была на всем периоде нашего исторического существования (и продолжает оставаться сейчас) цивилизационным вызовом, ставящим на кон само существование России как самобытной православно-русской  (российской, евразийской) локальной человеческой цивилизации (ЛЧЦ).

Изложенный выше взгляд на историческое прошлое нашей Родины объективно диктует нам необходимость понимания Февральской буржуазно-демократической революции в России, как одной из первых цветных революций*, корни которой уходят в события  декабря 1825 года и Крымскую войну, показавшей истинное отношение объединённого Запада к России. Россия хоть и потерпела поражение, но при этом не уронила чести великой державы-цивилизации. Однако значительная часть прозападной  российской общественности (Александр Герцен, Николай Чернышевский, Сергей Соловьев, Николай Добролюбов и другие) и «пятая колонна» в лице поляков, крымских татар и революционеров аплодировала военным успехам антирусской коалиции, предопределяя иноцивилизационный вектор развития страны в последующее царствование. Как справедливо отмечает отечественный историк Вардан Эрнестович Багдасарян: «Под прикрытием реформ произошло фактическое отступление от принципов функционирования российской цивилизации. Никогда уже впоследствии Российская империя и её вооруженные силы не достигали уровня того  могущества, которым они обладали в николаевскую эпоху» [1, с.305].

Сегодня мы также со всей ясностью понимаем, что базисной  предпосылкой последовавшего за Февральской революцией 1917 года Октябрьского государственного переворота  является исторически возникшая вследствие политики модернизации (эпохи Петра I) «разорванность России»*.  Этот «разрыв» между российским «образованным обществом», стремящимся в европейскую цивилизацию  («подкинутым сословием»), и основным населением, принадлежащим  российской цивилизации, трансформировался в братоубийственную гражданскую войну·, а затем в противостояние советского материализма (европейское заимствование) и идеализма, имеющего отечественные, религиозные корни.

 Сегодня, мы осознаем, что наше «советское»,  и наше «христианское»  есть противостояние идеологическое (т.е. классовое и в какой-то  степени политико-государственное), а никак не национальное и тем более не цивилизационное.

Поэтому в ХХI веке  государственная политика современной Российской Федерации (России) должна быть направлена на устранение (ликвидацию!) этого «многовекового разрыва», уменьшение социальной поляризации в идеологической и экономической сферах.  Ведь "красные" такие же обманутые марионетки, как и "белые" (если речь вести в категориях гражданской войны). Фактов, подтверждающих это, предостаточно. Империю рушили и красные революционеры, и белые монархисты, и классические либералы. Единым фронтом против Государя были.  В настоящей же политической ситуации - обострение конфликтов между "красными" и "белыми" на руку США (сверхдержаве, официально провозгласившей своей целью уничтожение России). Уменьшение разрыва между богатыми и бедными - вторая важнейшая задача государственной политики, обязанной обеспечивать национальную безопасность русского и других коренных народов России.

Русский человек по своей ментальности уникален, т.к. смотрит на окружающий мир как на храм [7, с. 306]. Он живет мечтой о «всечеловеческом братстве», и поэтому добровольно подчиняет свои личные интересы интересам российского государства, удерживающего Мир от той участи, которую ему приготовили авторы «нового мирового порядка». Русскому имманентно присуще нравственное страдание, выражаемое словами «мне за Державу обидно». Эта наша цивилизационная чуждость Западу и лежит в основе западной враждебности в отношении к России. Именно Россия исторически является главным препятствием на пути мировой глобализационной экспансии Запада, реализации западного проекта. Запад всегда вел борьбу не только против самодержавия или против коммунизма, но против самой России. Поэтому нам нельзя ограничиться только мнением Ивана Солоневича в том, что «нам нужен государственный строй, который мог бы дать максимальные гарантии и от внешних и от внутренних завоеваний» [4, с.121]. Гарантия безопасности от завоеваний требует от нас большего. А именно, чтобы вектор духовно-нравственного развития России в ХХI веке был направлен на становление и развитие самобытной незападной локальной человеческой цивилизации (русской, российской, евразийской). Этого не понял президент Украины Виктор Янукович, и насильственный государственный переворот стал «ответом Запада» на его непонимание. Это понимает президент Украины Петр Порошенко, объявивший, что «Украина - это Европа» и делающий в угоду США всё необходимое для уничтожения «русского мира» на Украине. Но это хорошо понимает и наш президент Владимир Путин,  поставивший во главу внешней политики российского государства национальные интересы России. Он исходит из исторического факта, смысл которого заключается в том, что Россия это не только государство, но и одновременно государство-цивилизация с национальными интересами, основанными на российских (т.е. цивилизационных) традиционных ценностях. В Стратегии национальной безопасности России, утвержденной Указом Президента РФ №683 от 31.12.2015 (далее - Стратегии), В.В. Путин определил перечень традиционных ценностей, которые мы должны рассматривать, как  систему духовных  координат, позволяющих в XXI веке добиться  возрождения нашей Родины.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что духовно-нравственный вектор отечественного образования, культуры и искусства ХХI века просматривается в традиционных российских  ценностях, заданных в Стратегии в разделе «Культура». А поэтому важнейшей задачей внутренней политики в ХХI веке становится приведение Федеральных законов РФ в сфере культуры и образования в соответствие с буквой и духом Стратегии. Например, для создания правового поля, способствующего решению  проблем воспитания в школе (СУЗе, ВУЗе), необходимо внести соответствующие  изменения в Федеральный закон "Об образовании в РФ" N 273-ФЗ» от 29 декабря 2012 года. Ведь сегодня ни для кого не секрет*, что в наших образовательных учреждениях в соответствии с европейским подходом, берущем своё начало в начале 90-х, неудовлетворительно реализуется задача воспитания у учащихся достойного отношения к российской государственности (Отечеству), как традиционной нашей ценности, лежащей в основе безопасности России.  

Похожая проблема возникла и в области патриотического воспитания российской молодежи. С одной стороны, нынешнее Правительство РФ (руководимое Д.А. Медведевым) очень узко понимает патриотическое воспитание. Так в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 года» (Постановление  Правительства №1493 от 30.12.2015)  оно сводит его только к военно-патриотическому, не выделяя в качестве самостоятельного направления государственно-патриотическое воспитание, обладающее  специфическим содержанием.  С другой стороны, наличие в Федеральном Законе «Об образовании в РФ»  (№273-ФЗ от 29.12.2102) статьи 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников», которая запрещает педагогическим работникам « ... использовать образовательную деятельность для политической агитации...», на практике стало юридическим и психологическим барьером не только для политического просвещения учащихся, но и для их государственно-патриотического воспитания. Несовершенство данного нормативно-правового акта усиливается отсутствием в законе определения термина «политическая агитация». Ведь очевидно, что любая деятельность, направленная на государственно-патриотическое воспитание учащихся, автоматически будет  рассматриваться  контролирующими  органами как политическая, так как государство является основным политическим институтом любой политической системы. А поскольку отделить политическую деятельность без агитации от политической деятельности с агитацией невозможно, то  руководители образовательных учреждений просто исключили из работы по патриотическому воспитанию все, что как-то связано с государственно-патриотическим воспитанием (тем самым создав угрозу государственной, национальной и цивилизационной безопасности России). Поэтому сегодня востребована законодательная инициатива, которая бы внесла поправку в статью 48  Федерального Закона «Об образовании в РФ» и дополнила её примечанием примерно следующего содержания: «Не являются политической пропагандой  мероприятия  по государственно-патриотическому воспитанию обучающихся, если они направленны на укрепление российской государственности и на формирование у обучающихся традиционных культурно-исторических и духовно-нравственных ценностей, перечисленных в пункте 78 «Стратегии национальной безопасности России» (Указ Президента РФ №683 от 31.12.2015 года): «приоритет духовного над материальным, служение Отечеству, преемственность истории нашей Родины, историческое единство многонационального народа и т.д.».

Георгий Васильевич Зазулин, доцент кафедры конфликтологии Института философии Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат юридических наук

 

Список литературы

1. Багдасарян В.Э. Россия - Запад: цивилизационная война: монография/ В.Э. Багдасарян. М. Форум: Инфра-М. 2017. 410с. (Научная мысль).

2. Казин А.Л. Русская цивилизация: идеальное и реальное //Русская цивилизация в исторической ретроспективе и перспективе: материалы круглого стола на VI Санкт-Петербургском международном культурном форуме (ноябрь 2017). М. Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва, 2017. 190с.

3. Осипов И.Д. Фактор неопределенности в истории русской культуры // Российская государственность в историческом измерении / Под общ. ред. А.Х. Даудова, С.И. Дудник, И.Д. Осипов. СПб. 2013. 224с. (Труды исторического факультета СПбГУ. Т.15)

4. Подберезкин А.И. Русский Путь. Издание 4-е, доп. и переработанное. М. 1999. 592с.

5. Степанов А.Д. Царь - мученик Николай и Иосиф Сталин. Заметки о преемственности русской истории в связи со 100-летим революции в России // Родная Ладога. №4 (42), 2017.

6. Стратегическое прогнозирование международных отношений: кол. монография / под ред. А.И. Подберезкина, М.В. Александрова и др. Моск. гос. междунар. Отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, Центр военно-политических исследований. М. МГИМО-Университет. 2016. 743 с.

7. Шубарт Вальтер. Европа и душа Востока. М. 2014. 368с. («Русская перспектива»).



* Цветные революции - это проекты по свержению легитимной власти в странах второго мира (бывший СССР и его союзники) и третьего мира (Ближний Восток, Африка, Азия, Латинская Америка), имевшие место в XX-XXI веках и организованные США и Великобританией или при их поддержке. Декларируемой целью цветных революций является смена «авторитарных» и «тиранических» политических режимов на «демократические» и «либеральные».

* Термин «разорванная Россия» является производным от понятия  С. Хантингтона «разорванная страна» и по смыслу от него не отличается. Разорванная страна имеет у себя одну господствующую культуру (а не несколько противоборствующих, как в расколотой стране), и эта культура соотносит ее с одной цивилизацией, но ее лидеры стремятся к другой цивилизации.

· Ценой установления большевистской власти в России стали 16 миллионов жизней россиян (Анцупов А.Я., 2011)

* Достаточно вспомнить  факт участия студентов и школьников в политических митингах Навального и данные статистики об эмиграции молодежи из России за рубеж, чтобы убедиться в объективном  подтверждении наличия  данной проблемы. 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

19. Re: Вектор духовно-нравственного развития России в ХХI веке

Если чистый паралогизм Германии есть диалектика двух правд в истине , которая трансформировалась посредством софизма в учение Маркса и действие Гитлера, то в России иначе. Чистый паралогизм России - понятие для всех правд народов. Единое понятие для всех правд всех народов. Что трансформируется посредством софизма в пролетарскую сумму марксизма. С одной стороны. А с другой стороны , посредством того же софизма, трансформируется в бунт национализма и шовинизма, в котором все правды народов подавляются, вообще. И, если Маркс у нас един и для Германии и для России, то Гитлера в России победили. Бунта не будет. Но и Маркс нам мешает ровно для того, чтобы мы смогли объединить два вида чистых паралогизмов Германии и России: диалектику двух правд в истине с единым понятием всех правд всех народов.
Бондарев Игорь / 30.12.2017, 09:44

18. Re: Вектор духовно-нравственного развития России в ХХI веке

Главное правило здесь таково: чистый паралогизм устранят софизм, который существует по причине подмены понятий чистого паралогизма. То есть сегодня, например, беря текст Шестоднева - надо находить чистый паралогизм в Творении. Весь текст буквально пропитан ими.
Бондарев Игорь / 29.12.2017, 21:45

17. Ответ на 16., Борис В.:

Примеры подходят или нет?

Примеры не подходят. Потому, что Вы считаете чистый паралогизм ошибкой. А это не так. Логическая ошибка и ошибка разные вещи. Сама логика - чистый паралогизм : да,нет. Если нет "да", то нет и "нет". И наоборот. И только вместе они - логика. Но вместе "да" и "нет" и есть чистый паралогизм. Здесь слово чистый означает что таким был сотворен человек по Творению, в раю. Мужчина и женщина - так же : человек. Как "да" и "нет" логики. То есть - чистый паралогизм. А вот софизм (вспомним слова змея в раю) делает из чистого паралогизма подмену понятий. Или подмена понятий выражается в софизме чистого паралогизма. Отсюда - путаница начинается в тех вещах чистой двойственности, которая была в раю, угодной Богу, чтобы через нее, находя единство двух в третьем, которое есть эти два, то есть друг в друге, оставаясь собой и логика и человек в отношению ко всем именам рая производил бы слова дел. Дел возделывания чистого паралогизма рая в понимание разумом Творения в его единстве многих и многих чистых паралогизмов, ибо всякое наименование в раю было чистым в своей двойственности, и все со всем было связано ЕДИНО.
Бондарев Игорь / 29.12.2017, 21:03

16. Ответ на 10., Бондарев Игорь:

Ответ простой. Надо найти и признать чистый паралогизм. Чистый паралогизм это такой паралогизм, в котором противоположность двух правд дает красоту. Это тот вид паралогизма, которым следует увидеть все Творение , ибо в этом виде паралогизма открывается мудрость Божия. И не иначе. Надо находить эти виды чистого пралогизма и широко, во всеуслышание всем показывать. И чем больше будет обнаружено видов чистого паралогизма, - тем выше будет и качество гармонии общественного состояния. Тем меньше будет проявляться и действовать обман и ложь и резонанс противоположностей направленных к вражде.Можно сказать, что в основе всякой вражды есть отсутствие понимания, видения чистого паралогизма данного вопроса.Красоту не обманешь, но красота способствует выявлению лучшего. И чем больше красоты - тем быстрее выявляется лучшее . Однако, красота, если не осознанная, то действует весьма узко, до тех пор, пока чувствуется. И сразу исчезает потом. Поэтому чистые паралогизмы надо держать в постоянном поле видения, в постоянном режиме ощущения, буквального эмпирического восприятия. Но лучше , конечно, - понимать, осознавать красоту чистого паралогизма. Последнее и трудно (найти,показать это) и легко (понять, когда это понятно изложено).

Здесь сразу приходят примеры: например, храм – красота, конечно! – но храмом призван быть человек, его сердце, ум, да и тело, которые и следует украшать добродетелями, чтобы в этот истинный храм вселился Господь. Между тем, преимущественно украшаются материальные храмы – что хорошо, конечно, но является, как Вы называете, «чистым паралогизмом». Затем, по замечанию В.Мартынова, идеальным музыкальным инструментом должен быть сам человек, которым мог бы пользоваться Святой Духъ, извлекая из него истинную музыку помыслов, дел. Красивое же богослужебное пение тогда является «чистым паралогизмом», как Вы называете. Да и сам человек, как он есть, – а человек красив, – тоже, по Вашему же замечанию, – результат невольной ошибки наших Прародителей. И т. д. в том же духе. Примеры подходят или нет?
Борис В. / 29.12.2017, 19:54

15. Ответ на 14., Ник Ликашин:

Игорь, первый Храм - Сифии, Констанинопольский, и тот же Новгородский и Киевский, вся Русь приняла учение Христа, как Премудрость, а не золото византийских храмов. Сгодня, еще есть церквушка на Нерли, София, древняя, которую епископ Владимирский в 19 веке чуть не продал на камни, случайно. Тогда вообще, икону Св. Троицы Рублева, сохранила Советская власть, если вам будет известно.

И? Вообще мысль можно уловить, но, согласитесь, Вы высказали интенцию. Намек. А чистый паралогизм - конкретно рационален. Но лишен той подмены понятий, которой обладает рассудок. Последний и содержит собой метафизическую ошибку. О чистом паралогизме которого свидетельствует полнота Истории. Последнюю же можно установить по мере выявления в ней элементов исторических чистых паралогизмов, серия которых выстроенная в цепочку и дает то, что Гегель определил как диалектику. К слову сказать, если чистый паралогизм Гегеля есть Абсолютный дух, то софизм Гегеля есть Маркс и Гитлер. Это я к тому, что пора уже и Красоту, и Прекрасное, и Премудрость выражать рационально, в категориях чистого паралогизма диалектического. А то мы из Маркса и Гитлера никак вылезти не можем. Хотелось бы от Вас услышать несколько категорий или просто несколько чистых паралогизмов проявленных в той теме, о чем Вы сказали. Вот тогда, уверен, беседа будет приятной, ибо мудрой.
Бондарев Игорь / 28.12.2017, 07:16

14. Ответ на 12., Бондарев Игорь:

Игорь, первый Храм - Сифии, Констанинопольский, и тот же Новгородский и Киевский, вся Русь приняла учение Христа, как Премудрость, а не золото византийских храмов. Сгодня, еще есть церквушка на Нерли, София, древняя, которую епископ Владимирский в 19 веке чуть не продал на камни, случайно. Тогда вообще, икону Св. Троицы Рублева, сохранила Советская власть, если вам будет известно.
Ник Ликашин / 27.12.2017, 21:30

13. Re: Вектор духовно-нравственного развития России в ХХI веке

Вектор - иностранное слово. Как не стыдно!
Lucia / 27.12.2017, 21:02

12. Re: Вектор духовно-нравственного развития России в ХХI веке

Например, неправильно говорить о равенстве мужчины и женщины. Так же, как неправильно говорить о равенстве руки и руки, уха и уха. Надо говорить о чистом паралогизме человека и свободы мужчины и женщины к их понятию: человек. А равно и о чистом паралогизме руки и руки, уха и уха и так далее к их понятию: тело. Левая и правая рука не равны друг другу, а - свободны в теле друг для друга. При этом каждая "признает" свою "правду" и "правду" другой руки. То есть надо отстаивать чистоту паралогизма, а не рационального равенства. Последнее рождает софизм, на основании которого женщины требует своей независимости , что ведет к нарушению всех основ и порядка; мужчины же, наоборот, если требуют равноправия, то - порабощают женщину. В чистом паралогизме мужчина обязан оставаться мужчиной, а женщина - женщиной, но они так же в силу этого же - обязаны заботится друг о друге; мужчина в меру своих сил заботится о женщине, женщина в меру своих сил человека заботится о мужчине. Обязанность чистого паралогизма исключает подмену понятий. Для этого надо держать само понятие чистого паралогизма в , так сказать, поле видения. Либо в эмпирике, либо в разуме. А лучше и то и то вместе.
Бондарев Игорь / 27.12.2017, 20:28

11. Ответ на 9., Бондарев Игорь:

Для меня такие вопросы слишком сложны... Пусть лучше Вы будете правы... Хорошо?Извините...Спора нет. Софизм - преднамеренная логическая ошибка. Паралогизм - не преднамеренная логическая ошибка.... Вопрос: как их отделить друг от друга?

Прошу прощения... Я - дуб-дубом... Если можете, черкните, пожалуйста, простыми мыслями-словами, доступными пониманию обычного школяра, что Вы собственно хотите сказать..? Ну, без усяких там -измов... По теме... Что такое вектор Д-Н-развития России,координаты точки его приложения, количественная оценка его величины как функция времени и изменение его направления начиная, скажем, с начала 15 века по наши дни? Я не пытаюсь умничать, но уж "больно недоступно моему сознанию выражение Вашего понимания...". Так вот, просто скажите 2-3 Ваших окончательных вывода — может, и спорить-то окажется не о чем..? Ну, если сможете выразиться по-проще, по-доходчевее, чтобы даже я понял... Извините... * Но... Не обязательно...
Сант / 27.12.2017, 19:37

10. Re: Вектор духовно-нравственного развития России в ХХI веке

Ответ простой. Надо найти и признать чистый паралогизм. Чистый паралогизм это такой паралогизм, в котором противоположность двух правд дает красоту. Это тот вид паралогизма, которым следует увидеть все Творение , ибо в этом виде паралогизма открывается мудрость Божия. И не иначе. Надо находить эти виды чистого пралогизма и широко, во всеуслышание всем показывать. И чем больше будет обнаружено видов чистого паралогизма, - тем выше будет и качество гармонии общественного состояния. Тем меньше будет проявляться и действовать обман и ложь и резонанс противоположностей направленных к вражде. Можно сказать, что в основе всякой вражды есть отсутствие понимания, видения чистого паралогизма данного вопроса.Красоту не обманешь, но красота способствует выявлению лучшего. И чем больше красоты - тем быстрее выявляется лучшее . Однако, красота, если не осознанная, то действует весьма узко, до тех пор, пока чувствуется. И сразу исчезает потом. Поэтому чистые паралогизмы надо держать в постоянном поле видения, в постоянном режиме ощущения, буквального эмпирического восприятия. Но лучше , конечно, - понимать, осознавать красоту чистого паралогизма. Последнее и трудно (найти,показать это) и легко (понять, когда это понятно изложено).
Бондарев Игорь / 27.12.2017, 17:34
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Георгий Васильевич Зазулин
Все статьи Георгий Васильевич Зазулин
Бывший СССР
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
Колчак – предатель России или герой?
К 150-летию со дня рождения правителя России
18.11.2024
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
День памяти митрополита Флавиана (Городецкого)
Сегодня мы также вспоминаем павших в бою под Шёнграбеном
17.11.2024
День рождения Царевны-Мученицы Ольги Николаевны
Сегодня мы вспоминаем генералов В.Д.Иловайского и С.К.Гершельмана, министра А.В.Головнина, дирижера А.А.Архангельского, расстрел Московского Кремля большевиками и подвиг героев-панфиловцев
16.11.2024
Все статьи темы
100-летие революции
Ностальгирующим по советскому прошлому
Удивительно сегодня получать поздравления с «великим праздником» 7 ноября…
07.11.2024
Стоит ли православным праздновать дату Октябрьской революции?
О гонениях советской власти на Православную Церковь
07.11.2024
«Опять Россию Запад хочет затянуть в ловушки»
К 110-летию начала Первой мировой войны: вместо победы Россия получила «похабный» Брестский мир
16.08.2024
Была ли Февральская буржуазная революция 1917 года бескровной?
Революционеры убивали полицейских и жандармов самыми изощренными способами
08.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12