Речь о возможности эффективного предупреждения экстремизма посредством реализации положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ № 683 от 31.12.2015).
Известно, что по своей природе экстремизм занимает срединное положение между очагами социального напряжения и терроризмом. Исходя из данного понимания, государственные органы должны технологиями адресной социальной политики своевременно «работать» с очагами социального напряжения, не давая им перерождаться в экстремизм и терроризм. И в этом значительную роль могут сыграть средства массовой информации, своевременно освещая конкретные факты нарастания социального напряжения в различных сегментах общества. Можно утверждать, что социальная политика, направленная на разрешение конкретных противоречий, очагов социального напряжения, есть лучшая профилактика экстремизма и терроризма, как социального явления.
Не меньшее значение для профилактики экстремизма (терроризма) имеет выполнение Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (далее - Стратегии). Если исходить не из явления (термина), а из его сущности (понятия), то следует признать, что многие перечисленные в ней угрозы национальной безопасности одновременно являются и очагами социального напряжения. Прежде всего, это относится к таким разделам Стратегии как «Повышение качества жизни российских граждан», «Здравоохранение» «Экономический рост», «Наука, технологии и образование», «Культура». Поэтому защита от этих угроз всегда будет повышать не только национальную безопасность страны в самых разных сферах, но и автоматически снижать количество экстремистских проявлений и террористических актов.
Хочу обратить внимание на раздел Стратегии «Россия в современном мире». Значение данного раздела состоит в том, что наше государство повернулось к защите интересов России, как государства, российской гражданской нации и самобытной (незападной) цивилизации, признав наличие противодействия со стороны США и их союзников (пункт 11), конкуренции между государствами (пункт 13) и усиления противоборства в глобальном информационном пространстве (пункт 21). Российское государство учится видеть себя гарантом и защитником наших прав, нашей безопасности, оно берёт на себя эту функцию. Другое дело как оно с этим справляется. И как мы все в этом ему помогаем.
Практически ни на одной конференции, ни на одном публичном мероприятии не слышно, чтобы наши обществоведы (кандидаты и доктора наук,профессора и академики), в своих выступлениях подчеркивали значение Стратегии, развивали её положения или пытались дать оценку выполнения её положений действующими чиновниками. Почему? Может быть, потому что они негативно относятся к государству? Ведь это так присуще как марксисткой (коммунистической), так и либеральной (буржуазной) идеологии. Если мы хотим в XXI веке избежать тех же потрясений, что и в XX веке, население нашей страны должно относиться к своему государству (России) как к высшей ценности. Исходить из понимания, что «Государство есть союз народа, связанного законом в одно юридическое целое, управляемое верховной властью для общего блага» (Б.Н. Чичерин, 1893) или «Государство есть союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью» (Л.А. Тихомиров, 1905). Поэтому каждый из нас должен быть не противником, а союзником своего государства, быть носителем частички своего государства. Кто не хочет жить в этом государстве, как правило, переезжает в другое.
Наличие данной Стратегии вселяет в тех, кто любит Россию, оптимизм. Потому что, когда смысл этого политического документа станет достоянием общественного сознания, он позволит нам осознать себя не только государством, но и самобытной локальной цивилизацией. А это уже совершенно другие ресурсы для сохранения Россией своей независимости в международном противостоянии миллиардным по численности цивилизациям. Западным странам в силу вхождения в европейскую (англо-саксонскую) цивилизацию, может, государство и не нужно. От внешних военных угроз их НАТО защищает, а поэтому свою армию можно и не содержать. России же, напротив, мало быть государством. Российскому государству нужно быть еще и цивилизацией, так как без этого уровня самоидентификации народам России свой суверенитет в XXI веке не сохранить.
Некоторые сомневаются, что Стратегия позволяет государству избавиться от экстремизма. Однако помимо защиты национальной безопасности нашей страны Стратегия обеспечивает (хотя этого нет в названии документа) защиту и государственной, и цивилизационной безопасности России.
Такой вывод можно сделать на основе того, что в разделе «Культура» народам России предложены для идентичности в XXI веке 13 отечественных ценностей, которые в своей совокупности образуют единую систему российских культурно-исторических и духовно-нравственных традиционных ценностей. Вместе они есть культурный код российской (русской, евразийской) цивилизации, ориентируясь на который мы должны строить свою собственную жизнь, а главное воспитывать в соответствии с его идеалами наших детей и молодежь. Назову только один из них: приоритет духовного над материальным! Этот принцип всегда был нашим традиционным идеалом. Стратегия учитывает исторический опыт и Российской империи, и Советского Союза, который свидетельствует о том, что как только население предаёт идею и отказывается от своих традиционных ценностей (идеалов), так происходит крушение и распад государства.
Уверен, что в нашей стране в ХХI веке экстремизм будет на минимальном уровне, если положения Стратегии будут выполняться. Ведь она требует от государства не позволять какому-то индивиду или отдельной группе лишать нас культурного суверенитета посредством «внешней идейно-нравственной экспансии или деструктивного информационно-психологического воздействия» (пункт 82).
Поясню сказанное на примере скандала с PussyRiot. Подумаешь, какая-то группа девочек потанцевала в православном храме. Я сам раньше не понимал, что в этом такого ужасного, преступного. И только потом узнал, что информационно-психологическую войну наши «заклятые друзья» ведут одновременно на трёх взаимосвязанных уровнях: информационном, концептуальном и парадигмальном. И если данный момент государство не учитывает, оно погибает. Стратегия это учитывает...
А главное, она не только защищает наши цивилизационные ценности, но и требует от государства повышения «удовлетворённости граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов» (пункт 115). И то, что Президент РФ это понимает и требует от чиновников следовать этому вектору, есть основа уверенности в возможности минимизации экстремизма в России.
Георгий Васильевич Зазулин, доцент кафедры конфликтологии СПбГУ, кандидат политических наук