Свой «личный» культурный фронт России я «открыл» еще в 2016 году, когда прочитал раздел «Культура» Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ №683 от 31.12.2015 года (далее - Стратегия).
Помню, сравнил текст новой Стратегии с текстом утратившей силу «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 год» (была утверждена в 2009 году) и понял, что единственное и главное отличие имеет место в разделе «Культура». В старой редакции Стратегии в этом разделе не были обозначены наши традиционные ценности. А в новой редакции Стратегии утверждалось что «основой общероссийской идентичности народов Российской Федерации является исторически сложившаяся система единых культурно-исторических и духовно-нравственных ценностей» (п.77) и перечислялись составляющие эту систему тринадцать традиционных российских духовно-нравственных ценностей (п.78). Уже первая (в списке из 13-ти) наша традиционная ценность «приоритет духовного над материальным» позволила мне сделать вывод о том, что теперь Россия будет стремиться развиваться не как копия западной (европейской) цивилизации, а как самобытная локальная человеческая цивилизация (российская, русская, евразийская и т.д.) на собственных сакральных, культурных и государственных основаниях.
Для меня не стало неожиданностью развитие идеи традиционных российских ценностей как цивилизационной основы российского государства в рамках поправок в Конституцию РФ в 2020 году. В связи с этим хочу отметить часть 2 ст. 67 (1), в которой идея важности развития России на основе традиционных ценностей нашей культуры получила закрепление в Конституции в следующей редакции: «Российская Федерация, …//… сохранения памяти предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, …//… признает исторически сложившееся государственное единство». Логичным, как последняя ступень трехступенчатой ракеты, стало принятие Президентом РФ Указа «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (№809 от 9 ноября 2022 года).
Вот давеча Николай Петрович Бурляев сказал о необходимости идеологии, о том, что не может Россия существовать без «науки об идее». Мне хочется развить эту мысль. Особенно в контексте осмысления тех инструментов воздействия, которые есть (должны быть!) у общественного движения «Культурный фронт России» (КФР). Мы как-то по привычке стараемся привлечь больше финансов в сферу культуры, защищающей и укрепляющей российские традиционные ценности, полагаясь на силу денег. Это важно, этот факт никто не отрицает.
Но я прошу Вас обратить внимание на другие два инструмента воздействия, позволяющие не менее эффективно, чем финансы, добиваться целей, которые поставило перед собой общественное движение КФР. Это наука и кадры.
Сначала о науке. Существуют сотни, может тысячи научных специальностей. Однако российское государство далеко не по всем из них присуждает ученые степени – кандидата наук или доктора наук, формируя научное сообщество в соответствующих областях знаний.
Скажу сразу главное! Сегодня действует, утвержденная приказом Министра науки и высшего образования РФ №118 от 24.02.2021 (Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 24 февраля 2021 г. N 118 «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. N 1093», с изменениями и дополнениями), номенклатура научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени кандидата или доктора наук, которая в области искусствоведения и культурологии (шифр – 5.10) абсолютно не соответствуют ни духу, ни букве тех документов, которые являются основополагающими для сохранения и приумножения традиционных российских ценностей, как основы нашего общества, воспитания детей (молодежи) в духе патриотизма, формирования единого отечественного цивилизационного (культурного) пространства (Стратегии НБ РФ, Конституции РФ и Указу №809).
Ради справедливости отмечу, что этого нельзя сказать об исторических науках (шифр – 5.6). Группа исторических наук содержит семь научных специальностей, включающих наряду с всеобщей историей и такое наименование важнейшей научной специальности как «Отечественная история» (шифр – 5.6.1). Благополучна в этом плане и филология (шифр – 5.9). Группа филологических наук содержит девять научных специальностей, по которым присуждаются степени кандидата или доктора наук, и включает в себя научные специальности «Русская литература и литературы народов Российской Федерации» (шифр – 5.9.1), «Русский язык. Языки народов России» (шифр – 5.9.5).
Совсем другая картина вырисовывается, когда мы переходим к группе научных специальностей по культуре - «Искусствоведение и культурология» (шифр - 5.10.). Эта группа содержит всего четыре наименования научной специальности. Перечислим их все: Теория и история культуры, искусства (5.10.1); Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов (5.10.3); Виды искусства (с указанием конкретного искусства) (5.10.3); Библиотековедение, библиографоведение и книговедение (5.10.4).
Возникает законный вопрос. Если основную ответственность за национальную безопасность несет власть, которая утверждает (в Конституции РФ, Указах Президента РФ), что стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области культуры является сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, то почему более 3-х лет в номенклатуре научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени кандидата или доктора наук в области искусствоведения и культурологии отсутствуют такие важнейшие научные специальности, как «Отечественная культура» и «Управление российской культурой» (в интересах национальной безопасности РФ)? Без решения этого вопроса и без развития науки именно в обозначенных направлениях нам будет очень сложно (может даже невозможно) преодолеть в образованном слое россиян преклонение перед Западом и европейской культурой.
Два слова о кадрах. Под кадрами я понимаю важнейший инструмент борьбы за цели общественного движения КФИ. Но ознакомившись на сайте Министерства культуры РФ с его громоздкой структурой, я не увидел организации, которая бы готовила специалистов высшего звена в области управления российской культурой и культурными процессами. В связи с этим второе предложение. Разработать Положение об Академии управления Министерства культуры РФ и включить в Стратегические документы страны пункт о её открытии.
Георгий Васильевич Зазулин, кандидат юридических наук, доцент кафедры конфликтологии СПбГУ