Вот уже более двадцати лет наша страна решает вопрос, нужно ли преподавать религиозную культуру в школе. И до окончательного решения этого вопроса еще очень и очень далеко. Причин этого - множество. Безусловно, главная - духовная. Самые трудные вопросы жизни - это вопросы духовные.
Но, помимо духовных проблем, трудность в преподавании этого курса заключается в наличии целого ряда фундаментальных проблем, своего рода камней преткновения, которые до сих пор остаются неразрешимыми.
Первый и главный вопрос - зачем изучать религиозную культуру? Пока мы не ответим на этот вопрос, религиозная культура никогда не станет преподаваться в школе. Ответ же состоит в том, что религиозная культура является основой содержания духовно-нравственного воспитания. Значит, решая вопрос преподавания религиозной культуры в школе, мы должны решить вопрос: действительно ли оно там нужно? В принципе, все - за. Более того, сегодня в пользу преподавания свидетельствуют не только теоретические доводы, но и широкая практика. Можно приводить массу примеров в пользу преподавания этого предмета. Например, в Курской области фактически сложилась система преподавания основ православной культуры. И это дает свои положительные результаты. Так, в регионе на протяжении более чем десяти лет существенно сокращается количество детских правонарушений.
И тем не менее в стране еще достаточно противников этого предмета. Хотя могут ли они предложить что-то содержательно разумное для воспитания наших детей?
Однако главная трудность в ответе на этот вопрос состоит не только в людях, их понимании или непонимании нужности этой культуры в школе, а в том, что окончательный ответ на этот вопрос дают не люди, а цивилизации. Все античные мыслители прекрасно понимали, что духовно-нравственное воспитание в школе нужно, но в античной школе его не было. А христианская цивилизация в своих школах духовно-нравственное воспитание имела. Так что какой ответ даст современная Россия, современная российская цивилизация - это еще вопрос вопросов.
Но если Россия хочет нормально развиваться, то все общество должно осознать абсолютную необходимость духовно-нравственного воспитания и дать осознанный положительный ответ в его пользу. Задумаемся. Мы все осуждаем большевиков. Но за что? В том числе и за то, что разрушали храмы, за то, что запретили религиозное образование. Значит, если мы хотим исправить ошибку наших предков, мы должны ввести в школу религиозную культуру.
Вторая по важности проблема. Содержание духовно-нравственного воспитания. Общество должно осознать, что, как и в других направлениях воспитания, духовно-нравственное воспитание имеет свое оптимальное содержание. И если для умственного воспитания оптимальным является наука; для эстетического - искусство, то для духовно-нравственного воспитания - религиозная культура. Конечно, из этого вовсе не следует, что духовно-нравственное воспитание должно строиться исключительно на религиозной культуре, - это базовая культура. Как и в других направлениях воспитания, которые помимо базовой культуры, включают в себя самые разные виды культур, также и духовно-нравственное воспитание, помимо базовой религиозной культуры, должно включать множество компонентов: цивилизационные и культурные ценности, ценности художественной и народной культуры, искусства и науки.
В то же время и само содержание духовно-нравственного воспитания должно быть живым. Самый главный (и горький) урок из дореволюционной практики преподавания Закона Божия - его преподавание не должно быть мертвой системой. В дореволюционном Законе Божием с богословской точки зрения было все безукоризненно. Но в нем не было самого главного - живого духовного содержания.
Итак, необходимо, чтобы общество осознало, что как нельзя без науки построить современную систему умственного воспитания, так нельзя без религиозной культуры построить живую и жизнеспособную, а не мертво-механическую систему духовно-нравственного воспитания.
Третья проблема - необходимость наличия специальной дисциплины духовно-нравственная культура. Часто спрашивают: зачем религиозная культура в школе в форме отдельной дисциплины, ведь с ней знакомятся и на других школьных предметах? Но зададим встречный вопрос: а зачем в школе отдельно русский язык, если на нем ведутся все предметы?
Четвертая проблема - кто должен организовывать духовно-нравственное воспитание: Церковь или школа? Сегодня сплошь и рядом обвиняют Православную Церковь в том, что она идет в школу, чтобы заниматься миссионерской деятельностью, формировать своих адептов и т.п. Обвинения, лишенные смысла.
На самом деле главным субъектом создания духовно-нравственного воспитания является школа, подобно тому как она является главным субъектом в организации всех других направлений воспитания. Школа, то есть система образования, а не Академия наук или Академия художеств является организатором умственного и эстетического воспитания. И это вполне понятно, потому что научение истине и красоте - это функция школы, а функция академий - развитие науки и искусства. Безусловно, без духовной жизни никакого духовно-нравственного воспитания не будет, равно как без науки или искусства - умственного или эстетического воспитания. Но организует воспитание школа, а академии являются добрыми помощниками в этом деле. И, соответственно, Церковь сама по себе никогда не сможет организовать духовно-нравственное воспитание в школе. Организовать духовно-нравственное воспитание в школе может только сама школа, а Церковь должна быть помощником в этом деле, - начиная с содействия в отборе оптимального содержания воспитания и заканчивая организацией отдельных воспитательных мероприятий.
Однако если мы сказали, что дело духовно-нравственного воспитания - это дело самой школы в первую очередь, то не означает ли это, что мы потеряем традиционную религиозную культуру? Да, такой риск есть, как есть риск и в том, что школа вместо науки в качестве средства умственного воспитании возьмет не научную, а другую культуру. И всё-таки школа, как специальный и ответственный социальный институт, занимающийся воспитанием, основным содержанием умственного воспитания берет науку, так как она является самым оптимальным содержанием умственного воспитания. Да, школа может взять для эстетического воспитания и плохие стихи, но любая нормальная школа выберет стихи Пушкина, потому что отклонение от классического стандарта грозит ухудшением качества эстетического воспитания. Соответственно, почему школа должна терять традиционную религиозную культуру как основу содержания духовно-нравственного воспитания?
Пятый и не менее тяжелый камень преткновения - невозможность всеми детьми изучать религиозную культуру в школе. Сразу оговоримся, что достижение абсолютных показателей, то есть стопроцентной посещаемости всеми детьми предметов духовно-нравственной направленности, как и в других направлениях воспитания, невозможно. В школе изучается наука, но не все дети могут ее изучать. И не все дети - в силу физических болезней - могут заниматься музыкой, рисованием, физкультурой и т.п.
Однако если мы говорим об абсолютной необходимости изучения религиозной культуры, то должны говорить и об условиях, при которых изучение религиозной культуры становится возможной для большинства детей. А оно возможно только в одном случае, если принципом ее изучения становится культурологический принцип, что определяет как минимум три важных момента.
Во-первых, преподавание религиозной культуры решает задачи духовно-нравственного развития ребенка, а не воспитания паствы или священнослужителей, подобно тому как преподавание науки в школе направлено на задачи умственного развития ученика, а не на подготовку научных работников.
Во-вторых, в изучении религиозной культуры отсутствует религиозная практика. А это означает, что религиозную культуру как культурологический курс может изучать любой человек: и верующий, и неверующий. Ее может изучать представитель любой конфессии, так как изучение религиозной культуры не требует отречения ребенка от своей веры и не отлучает никого по религиозному признаку.
В-третьих, оптимальная организация в рамках одного предмета в нашей многоконфессиональной стране разных традиционных религиозных культур. Здесь возможны два подхода. Первый, традиционный - изучение ее по конфессиональному принципу, а для неверующих - изучение светской этики. Подход вполне удобный. Он существовал и в дореволюционной России; он существует в современной Западной Европе и вполне себя оправдывает. По этому же пути идет и современная российская школа. И наверное, он может быть определяющим в современной российской школе.
Однако в этом подходе есть существенный недостаток - разделение детей по религиозному признаку. И хотя значительной опасности в этом нет - в школе существует много разных разделений, но всё-таки в духовно-нравственном воспитании надо попытаться избежать этой разделенности.
И здесь встает проблема: как избежать, с одной стороны, разделенности детей по конфессиональному признаку и в то же время, с другой стороны, не превращать содержание курса в эклектическую кашу (кусочек православия, кусочек буддизма, кусочек ислама и т.п.), что превратит курс в нечто механическое и безжизненное, принесет в жертву принципу само качество духовно-нравственного воспитания.
Думается, что решить эту проблему можно в том случае, если нам удастся разработать учебный предмет духовно-нравственной культуры на основе традиционной духовно-нравственной культуры России. А затем этот курс будет адаптирован к каждому региону, к каждому району и городу и даже к каждой школе. И тогда, с одной стороны, мы будем иметь единый подход к духовно-нравственному воспитанию, а с другой - его преподавание будет «привязано» к своему месту и времени. Словом, в таком подходе будет учтена и общероссийская, и региональная, и даже местная специфика.
Безусловно, это более трудное решение, нежели уже сложившаяся или складывающаяся практика. Но это решение должно быть отработано на практике, для чего нужна опытно-экспериментальная работа на уровне отдельных регионов. И это вполне возможно. Когда вводился курс ОРКСЭ, то 19 регионов нашей страны стали экспериментальными. Есть свой смысл и в том, чтобы сделать несколько экспериментальных регионов, которые бы отработали разные модели организации духовно-нравственного воспитания.
Все остальные проблемы, хотя и очень трудны, но это технические педагогические проблемы.
Во-первых, создание целостной системы духовно-нравственного воспитания. Если мы поняли необходимость духовно-нравственного воспитания; поняли, что духовно-нравственное воспитание необходимо на протяжении всего периода взросления человека, как и другие важнейшие направления воспитания, то мы должны будем организовать его преподавание системно и последовательно от детского сада до вуза. А это потребует ввести в федеральную часть учебного плана специальную область духовно-нравственной культуры, которая в современном учебном плане присутствует почти номинально, выделив в учебном плане один час в неделю на этот курс и определив единые требования к организации этого курса.
В связи с этим нельзя не сказать, что самое страшное для преподавания православной культуры наступило тогда, когда перешли на новые федеральные государственные общеобразовательные стандарты второго поколения, которые исключили региональный компонент, в рамках которого и преподавалась православная культура. Учебные часы этого компонента автоматически перешли в школьный компонент. И вот здесь произошло то, о чем, перефразируя известные слова известного героя, можно сказать: часы их испортили. Увы, но в азарте распределения ставок многие директора сегодня забыли, что есть в школьном компоненте часы, которые предназначены для формирования детских душ, и поэтому считают возможным отдать этот час на что угодно. И конечно, понятно, что бессмысленно укорять директоров в этом. Система сильнее отдельного человека. Сложилась такая же ситуация, как и в случае с Законом императора Александра I об освобождении крепостных крестьян в России: он издал закон, согласно которому дворяне получили право отпустить крепостных на волю, но много ли дворян воспользовались этим законом? Соответственно, в результате отмены регионального компонента система преподавания религиозной культуры рушится даже в тех регионах, где она уже сложилась, например в Белгородской, Курской и других областях.
Таким образом, вопрос системной организации духовно-нравственного воспитания требует административного решения на федеральном уровне - введения часов на духовно-нравственную культуру в федеральную часть учебных планов от детского сада до вуза. А их использование, их наполнение конкретным содержанием должно стать предметом научной и экспериментальной работы, в том числе и отдельных регионов.
Вторая проблема - оптимальная форма преподавания. Сейчас религиозная культура в массе своей изучается факультативно в свободное от учебы время и за рамками основного учебного процесса. Между тем, пока сохранялся региональный компонент, этот курс преподавался в урочной форме. Когда же урок отменили и перевели преподавание курса на факультативную форму, то, естественно, сразу же упало качество его преподавания. И здесь нет ничего удивительного: переведем преподавание любого школьного предмета на факультативную основу - и много желающих мы увидим на этих факультативах? Поэтому необходимо и здесь перейти на оптимальные формы воспитания: детский сад - занятия; школа - урок; вузы - лекции и семинары.
Третья проблема: средства обучения, прежде всего учебники. Сегодня в стране имеется несколько полных комплектов учебных пособий от детских садов до 11 класса. Поэтому, с одной стороны, этот вопрос решен, но с другой - нельзя считать, что это совершенные комплекты: они требуют своего улучшения. Поэтому необходимо подготовить их второе издание. При этом очень важно, чтобы над учебным комплектом второго поколения работали учителя ОПК.
И необходимо, чтобы учебные пособия были подготовлены и в электронной форме. Конечно, это будет очень трудная работа, потому что электронный учебник - это принципиально другой учебник, нежели бумажный. И его нельзя создать, перенеся бумажный учебник в компьютер. Но надеюсь, что мы сможем подготовить и электронный учебник по основам православной культуры.
Четвертая проблема - основные линии организации духовно-нравственной культуры. Думается, что она должна изучаться в четырех основных линиях:
во-первых, в рамках дошкольного, общего и высшего образования должен быть обязательный общеобразовательный предмет духовно-нравственная культура во всех учебных заведениях, начиная с детского сада и заканчивая вузом;
во-вторых, содержание, ценности духовно-нравственной культуры должны войти во все содержание образования и воспитания российской школы, так как эти ценности являются смыслами, а подчас и содержательной основой других направлений воспитания;
в-третьих, кроме обязательной общеобразовательной системы, должна развиваться система дополнительного образования - воскресные школы;
в-четвертых, необходимы специальные образовательные учреждения - религиозные гимназии, которые, как и остальные специальные школы: военные, художественные и т.д., должны финансироваться государством.
Пятая проблема - создание оптимальной формы взаимодействия школы, семьи, общественности (социальной среды) и Церкви в деле духовно-нравственного воспитания. Каждая сфера общества должна нести свою долю ответственности за образование и воспитание. Успешное развитие духовно-нравственного воспитания будет определяться тем, насколько хорошо будет организовано взаимодействие всех социальных сфер в решении вопросов его развития. Здесь школа должна найти свою оптимальную форму взаимодействия, в том числе и опираясь на уже имеющийся опыт, с другими социальными институтами, и прежде всего с традиционными религиозными структурами.
Шестая проблема - оптимальное взаимодействие Федерального центра, регионов и муниципалитетов в организации этого воспитания. Необходима широкая опытно-экспериментальная работа, в том числе и на уровне регионов.
Седьмая проблема - системная подготовка учителя. Да, когда этот курс вводился, в стране не было ни одного учителя, который был бы специально подготовлен для его преподавания. Вначале были созданы краткосрочные курсы повышения квалификации, затем курсы переподготовки, а потом в вузах стали специально готовить учителей по двум направлениям подготовки: религиоведение и теология. А в последние годы организовано и специальное педагогическое образование, направленное на подготовку учителей для ведения этого курса. Обучение идет как по дневной, так и по заочной форме, как на уровне бакалавриата, так и магистратуры. Как видим, проблема подготовки кадров практически решена.
Таким образом, сегодня с учетом исторического и современного опыта мы можем предложить вариант системной организации духовно-нравственного воспитания наших детей. И мы должны организовать это воспитание целостно и системно, потому что судьба нашей страны во многом будет определяться тем, насколько качественно мы сумеем его организовать.
Владимир Михайлович Меньшиков, доктор педагогических наук, профессор Курского госуниверситета
1. Re: Основные проблемы организации духовно-нравственного воспитания в современной российской школе