Ленинградская блокада, пережитая ребенком и осмысленная философом

О книге Валерия Обухова «Меня воспитала блокада»

Александр Сергеевич Пушкин  Алишер Моргенштерн 
0
800
Время на чтение 15 минут

 

Хочу  сообщить  читателям  РНЛ,  что  4-ым  изданием  вышла  очень  необычная  и  интересная  книга  Валерия  Обухова  «Меня  воспитала блокада  ( Герои, музыка  и  природа  в  блокадном  Ленинграде)». 4-е  изд.,  переработ.  и  доп.  СПб. Химиздат.  2017.

Уважаемые  читатели,  перед  Вами  замечательная  книга  замечательного  человека. Её  автор, Валерий  Леонидович Обухов,  ребенком  от  первого  до  последнего  дня  Ленинградской  блокады  находился  в  городе.  Это значит,  что   с  8-го  сентября 1941  года  по  27-е  января  1944 года,  почти два  с  половиной  года  он,  будучи   в  «детсадовском»   возрасте,  жил  в  невероятных  экстремальных  условиях  героической  обороны  огромного,  окруженного   врагом   города.   Ничего   подобного   этому  подвигу  советского,  прежде  всего,  русского  народа  история  человечества   не  знала  и  видимо  не  узнает  больше  никогда.

Только   семьдесят  лет  спустя  Валерий  Леонидович   написал    книгу   о  своей   блокадной   жизни,   и   с  мудростью   своего   возраста   и  опыта    философских  размышлений   осмыслил   Ленинградскую  блокаду   в   её  индивидуальном    (для    себя    самого)     и    социально-историческом  значении.  Причем  он  сделал  это  удивительно  самобытно,  полемично,   художнически   ярко  и  образно.  Про  ленинградскую  блокаду  написано  много,  в том  числе  известными  людьми;   в   советскую   эпоху  писали,  порой  обходя  «острые углы»,  а  в  перестроечное  и  постперестроечное  время,     наоборот,   сосредоточиваясь    на    негативном    и   страшном.  Профессор Обухов, как главный создатель и лидер нового философского  направления  -  реалистической  философии,  обладая  соответствующей        методологией     и    междисциплинарным     подходом,    рассматривает  события   в   более   широком    и   целостном    контексте,   и   не   избегая   тяжелого  и  трагического.  А  главное,  он  видит  и  глазами  ребенка,  и  глазами  мыслителя  и  другую  сторону блокадной жизни  -  её  духовно-нравственные    и    художественно-эстетические    (да,    именно   так!) проявления.

Думается, у читателя возникнет чувство сопереживания, психологического  «заражения»     тем,     как     автор,     будучи      «блокадным»     ребенком,  воспринимает  музыку,  звучащую  из  тех  самых  репродукторов  военных  лет,  как  восхищается  кустом   цветущего  шиповника,  как  поет  и  танцует вместе  с  другими  детьми   из  детского  сада.  Именно  огромная  любовь    к   жизни, к людям,  к  природе,  к музыке   и  искусству, к  родному  городу,      отличает    его   и   многих    других    ленинградцев.   Именно   те,  кто  был  наделён  «благоговением  перед  жизнью»  (понятие   введенное  великим  мыслителем-гуманистом,   богословом,  органистом  и  врачом  Альбертом  Швейцером)     оказались    более    жизнеспособными     и    в   тягчайших  условиях   блокады.  И,  конечно,  большое  значение  имели  родственные  чувства,        благородство,       взаимопомощь       и       самоотверженность  ленинградцев. В  осажденном  городе  многие  дети жили в  детских  садах,   учились   в   школах,    бывали    в   музеях,    взрослые    посещали   театры,   кино     и    филармонию.     Автор      вспоминает      самоотверженных   воспитателей   и  педагогов   тех  лет,  а  также,  уже  в  качестве   ученого,   приводит  факты     о   таких   блокадных    событиях,    как    празднование   юбилеев    великих    восточных    поэтов   Алишера    Навои   и   Низами  в  Эрмитаже,    и,    конечно,    грандиозное     потрясающее     исполнение   в   филармонии  Седьмой  «Ленинградской» симфонии (до  мажор)  Дмитрия  Шостаковича.   Кстати,   продолжение   этой  традиции   можно  увидеть  в майском   (2016 г)   исполнении    классической   музыки   симфоническим  оркестром  Валерия  Гергиева   в  полуразрушенной  древней Пальмире  в охваченной    войной   Сирии.  Странно  только,   что   там   не   исполнили   Седьмую  симфонию  Шостаковича.

Профессор  Обухов  обращается  к опыту  ещё живущих  блокадников  и  их  потомков,   обобщает  статистические   данные   о   погибших    и,  главное,   выживших       в     блокаду.    И    приходит      к    потрясающему     выводубольшинство  из них  выжило, более 70%!  Многие  были  эвакуированы  в  1941-ом,  в 1942-ом   и  в  1943-ем  годах,  многих  призвали  в  армию  уже  во  время блокады  (в том числе,  женщин), но  немало   выжило,   проведя   всю  блокаду  в  Ленинграде,  как  сам  мальчик Валерий,  как  большинство его  отнюдь  не  привилегированных   родственников  и родственников  его  современных  друзей  и знакомых,  в  том  числе таких  же, как  и  он, детей блокадного  Ленинграда. Позволю  себе  сделать  небольшое  отступление,  связанное  с  нашей темой. Лично  я, как родившийся  уже во время войны, был   рожден   не  в  Ленинграде,  а  в  Саратове,  куда   к  родственникам,  в  том   числе  уже  эвакуированной  из  Ленинграда  бабушке,   приехала  моя  мама, которая  по  беременности  была  демобилизована   из  действующей  армии.   Мои   родители   поженились    перед    самой    войной    и   вскоре  отправились   на   фронт,  отец  лейтенантом-связистом,  а  мама  младшим  лейтенантом   медицинской   службы,   причем   на   разные   фронты.  Отец   воевал  на  Ленинградском  фронте,  и  во время служебной  командировки   сумел  навестить  своего   брата,   моего  дядю,  Фёдора,  который    работал  на  Кировском заводе. У меня  хранятся  отцовские  военные воспоминания,  где   эта  командировка  описана.  Это  было   в  самое   трудное   блокадное время,  в  январе 1942  года.  Встреча  с  братом  и  его  женой  Александрой  была   радостной,   они   поставили   на   стол  тот  самый   блокадный   хлеб,  студень   из   столярного    хлеба   и  «конфеты»,   которые   называли   тогда  «дурандой», а  отец  специально  припасенные  рыбные  консервы,  хлеб  и  фляжку  спирта. Проговорили  допоздна,  вспоминали,  мечтали  о прорыве  блокады,   о   весне   и  солнце.  Однако   в   мае  того  же  года,   дядя   Федя умер  прямо  на  работе,  у  своего  станка.  А  тётя Шура,  его  жена, выжила. Кстати,   как   известно,  смертность   среди   мужчин   в  блокадном   городе  была    значительно    большей,   чем   среди   женщин.   Здесь   проявляется  общемировая       биологическая,       психологическая,      да     и     духовная  закономерность.    Выжил   и   мой   отец,    пройдя    печально   знаменитые  Синявинские     высоты,   переправу    через   Вуоксу    и   многое    другое,   и  закончив   войну   в   Восточной  Пруссии.  Таким  образом   и  мои   родные  подтверждают  выводы   автора   книги.

Поэтому  мне  понятен гнев Валерия Леонидовича, связанный  с писаниями, где    нагнетается   атмосфера   беспросветного   мрака    и   ужаса    жизни  в  блокадном    Ленинграде.    Он    доказательно    спорит    в    своей   книге   с   сановитыми     известными    авторами,    такими,    как   Д.А.  Гранин   и   Д.С.  Лихачев,      опровергая      их     мизантропско-пристрастные     взгляды.    И,    безусловно,       полное      справедливое     неприятие      вызывают     у   него  недавние     провокации    наших     либеральных    современников     о   том,   что   следовало   сдать  Ленинград,    избавив    тем    самым    население   от   ужасов   блокады.  Профессор   Обухов   наглядно  показывает   на  примере оккупированного  пригорода  Ленинграда  -  города  Пушкина,  что было  бы  в    таком    случае,  ведь  там    осталось    менее    30%   населения    (людей  расстреливали,   вешали   прямо   на   улицах,  угоняли    в   рабство). Исходя  из    суждений    английского   журналиста    А. Верта,  который   побывал   в  Ленинграде    во  время  блокады,  Валерий   Леонидович   показывает,  что, действительно,  русский  патриотизм,  революционный  порыв  и  советская организация,    о    которых    писал    Верт,    сыграли     важнейшую   роль   в   спасении      Ленинграда.    От     себя   он    добавляет    ещё     один   фактор:  культурная  среда.   И  с  этим  нельзя  не  согласиться.

Во   второй   части    книги,    отталкиваясь    от    возмутительно   негативной    оценки   отечественными   либералами   подвига   и  победы  ленинградцев     во    время    блокады,     автор    проводит     интересное    и   оригинальное   философско-историческое        исследование       происхождения   и    роли   либерализма    и   либералов    в   России.   Прежде   всего,    он    различает  настоящих  русских  либералов,   как   поборников   человеческой   свободы,  чести    и    достоинства,    историогенез    которых     ведет    от   А. Пушкина,   Н. Гоголя,     Ф. Достоевского,    А. Чехова    и    «либералов»     (в   кавычках),  либералов-западников.    Впрочем,    либералы-патриоты    ныне   как-то  не  просматриваются. А  вот либералов-западников, ненавидящих  свою страну,  хватает.   Их    историогенез    особенно    явно    начинается   с  эпохи   Петра  Первого,  который  при  всех  своих  заслугах  нанес большой  урон русскому  самосознанию,    национальной     идентичности    и   самобытной   культуре,  буквально    насаждая    западные    нравы,   одежду,   курение   и   пьянство,    давая    иностранные    названия    русским    городам,    а    самое    главное,  ликвидировав   патриаршество  и  подчинив  Православную   церковь  обер-прокурору     Синода.   При    Петре    дворянство     начало    отрываться    от  народа      (даже     по    языку    общения),     что    в     дальнейшем     только  увеличивалось.  Профессор  Обухов  очень  уместно  опирается  в  трактовке    и    критике    русского     «либерализма»     и     современных    «либералов»  (вроде   А. Чубайса,  Вик. Ерофеева  (не Веня),  Л. Улицкой,  А.  Невзорова,  и  др.)  на  рассуждения   Ф.М. Достоевского   и   А.П. Чехова.  А  в конце  книги  он  с  некоторым  задорным  вызовом  восклицает:  « Я  -  либерал!».  Ясное  дело,   что   не   западник   и  не   псевдолиберал,   а   поборник    свободы  и  патриотизма.  Но,   всё-таки,  думается,   негативные   ассоциации   слишком  срослись  с  этим  словом. Может,  лучше  изобрести  что-то  новое? Русский  язык  ещё  достаточно  велик  и  могуч.

И  в  заключение   мне  хочется   вспомнить  ещё   один  -  духовный  фактор, который     помогал    выживать    и   победить,    вырваться    из   блокадного  кольца.   Об  этом   автор  пишет  очень  сдержанно   и  честно,  признаваясь,  что  усердно  молился   перед   иконой  Богоматери  вместе  с  бабушкой.  В  блокаду  в  Ленинграде  действовало   порядка  десяти  храмов,  в  том  числе  кафедральный   Николо-Богоявленский    морской   собор,  который  никогда не  закрывался,  даже   в  самые  богоборческие   времена.

Уважаемый  Валерий  Леонидович!   Уважаемые   читатели!

Позвольте  Вам  подарить  моё  стихотворение,  кровно  связанное  с  темой  этой   замечательной  книги:

 Медаль  отца  «За оборону  Ленинграда»

Я  в  детстве  так  разглядывать  любил.

На  ней  солдат,  матрос,  рабочий,  санитарка

Идут  на  бой,  как  мой  отец  ходил.

 

Он  воевал   на  рубеже  блокадном,

В   Синявинском    кошмаре    выживал,

Форсировал  Вуоксу  под  железным  градом:

Товарищ   слева,  справа   -   наповал!

 

Всё  это  я   узнал  значительно  позднее  -

О   чём   не  любят  говорить  фронтовики.

Их   души   выгорали,   каменели...

И   возрождались   аду   вопреки!

Валентин Евгеньевич  Семёнов,  доктор  психологических  наук,  профессор, заслуженный   деятель  науки  России

 

Книгу:    В.Л. Обухов   «Меня   воспитала   блокада».  СПб.   Химиздат.  2017  можно  приобрести  по  адресу:  г. Пушкин.  Магазейная  ул.,  58. Книжный  магазин.

 Издание  книги  (2015 г.)  можно  найти  в   интернете,  набрав  в  Яндексе:   Обухов.  Меня  воспитала  блокада.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентин Евгеньевич Семенов
Культурный фронт России: духовно-нравственная мобилизация
Об угнетении русской культуры в российских СМИ
17.09.2024
«Один из самых лучших лидеров во всех странах мира»
Социологический комментарий к завершившимся выборам Президента России
22.03.2024
Война, Ленинград и цена Победы
Посвящается моему отцу
23.01.2024
Рост спроса на психологов – это SOS наших душ!
О причинах психологического бума
23.11.2023
Все статьи Валентин Евгеньевич Семенов
Александр Сергеевич Пушкин
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Алишер Моргенштерн
Свято место пусто не бывает
Специальная военная операция явилась катализатором глубинных социальных, культурных, политических, кадровых изменений в России
09.06.2022
Кедровый бор имени Михаила Мишустина
Вдоль канала его имени
21.03.2022
​​​​​​​Самурайская «чёрная метка» России
Японцы мстят лично Путину
19.03.2022
Очиститься от чужого
Картинки провинциальной жизни
18.03.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
20.11.2024 22:50
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12