Преподобного Иоанникия Девиченского вспоминают в сербских землях

Новости Косово 
0
480
Время на чтение 6 минут

Декабрьская память святого Иоанникия, к сожалению, до сих пор не включённая в русские месяцесловы, отмечалась вчера на просторах многострадального Косова и Метохии - и там, где живых сербов больше, чем отошедших, и, особенно, в местах, где больше усопших, потому что им - мученикам - легче помнить о Боге и Его угодниках, чем нам, наблюдающим земную суету. Но всё же, несколько минут, которые протекут в воспоминаниях о преподобном отце нашем Иоанникие, надеюсь, сблизят нас с нашими братьями, души которых в руке Божьей (Прем.Сол. 3.1).

Преподобный Иоанникий, живший в монастыре Черная Река, а также и в полном уединении, в стволе старого бука, прославился в то время, когда тело Сербской державы становилось немощным, дух же оставался бодрым (Мк. 14.38), когда афониты, синаиты и подвижники Призрена и Грачаницы распространяли "умное делание" молитвы Иисусовой, собирая себе сокровища на небесах (Мф. 6.19), при этом научая простецов крепости в Вере и народном самосознании. По одному преданию, Св. Иоанникий был уроженцем Метохии, по другому - Диоклеи Приморской (Зеты), но, во всяком случае, и он, и его монастырь-страдалец были и остаются столпами Сербства. Время его рождения - середина XIV столетия, когда Сербия при Царе Душане стала самой сильной державой на Балканах. Но уже во времена молодости преподобного, после убиения Св. Уроша Младого и Косовского боя, сербское государство стало распадаться на уделы и склоняться к упадку. Св. Иоанникий подвизался во времена Св. Деспота Стефана Высокого и его наследника Джураджа Бранковича Смедеревского, сын которого был в свойстве с Царём Руси Иоанном III. Дочь Джураджа - девица, по преданию, была исцелена Св. Иоанникием от тяжкой болезни - от слепоты или безумия (1).

В благодарность за исцеление дочери Деспот построил в 1434 году монастырь Девич. Кончина Св. Иоанникия предполагается в 1430 году.

Монастырь Девич за свою историю неоднократно подвергался разграблению и притеснениям со стороны турок, разбивших в 1459 году Деспотовину, а также изменников своей Вере - албанцев-потурченцев.

Председатель Санкт-Петербургского Славянского комитета, а ранее - консул на Балканах Александр Фёдорович Гильфердинг так описывает состояние Девича в 1857 году: "Монастырь Св. Иоанникия Девичского находится в пяти часах от Вучитрна, на границе Дукадьина, в волости, называемой Дреница. Мы переправились по разваливающемуся старинному мосту через Ситницу, текущую в низменных лугах, и скоро добрались до гор, ограничивающих Косово поле. Более четырёх часов ехали мы по высотам, то подымаясь, то спускаясь, то следуя по направлению лощин, поросших лесом, и не встречали ни деревушки, ни избы, ни души человеческой. Наконец, в поляне, окружённой лесистыми горами, увидели мы монастырь, обнесённый довольно высокою и крепкою стеною. Мы въехали в монастырь; я слез с лошади и поместился на диван-хане. Никто не выходил к нам. После многих тщетных попыток, люди докликались какого-то слуги и послали сказать игумену о нашем приезде. Долго, долго ждали мы игумена... Он рассказал мне только, что обитель страждет от албанцев, составляющих население всей окрестности, и имеет очень мало доходу, потому что албанцы отняли прежние её владения, а поклонников бывает очень мало, хотя мощи Св. Иоанникия пользуются великим уважением в народе; но монастырь живёт в такой глуши, что немногие отваживаются туда (добраться)... Монах, составляющий с игуменом и ещё одним иноком всю братию Девичской обители, стал повествовать мне..., о том, как Св. Иоанникий, сын богатых родителей, бежал из отцовского дома, чтобы удалиться от мира, и долго жил в совершенной безвестности и уединении в лесу, где теперь стоит монастырь; как народ, мало помалу, стал узнавать о его подвигах и стекаться к нему; как Юрий Бранкович, государь Сербский, услышав об его чудесах, привёл к нему свою дочь, слепую, и он возвратил ей зрение, омыв ей глаза водою из источника, который и теперь показывают близ монастыря; как Иоанникий, безпрестанно тревожимый в своём уединении, удалился в Чернорецкие горы и вселился там в пещеру... Бедный игумен Паисий... Недели через три, только что я возвратился в Сараево, мне написали, что игумена застрелили албанцы..."(2).

Современная очевидица - Наталия Батраева - пишет: "Монастырь Девич был основан в 1434 году на и месте, где в пустом стволе букового дерева подвизался исихаст XV века святой Иоанникий Девичский. Монастырь находится в густых лесах, в пяти километрах от города Србица. Ктитор - деспот Джурдж Бранкович - построил обитель в знак благодарности за излечение его больной дочери-девицы. Отсюда и произошло название - Девич.

Во время турецкого ига монастырь неоднократно подвергался осквернению, сожжению и разрушению, однако неизменно восстанавливался и реконструировался.

Сегодня в Девиче насчитывается несколько церквей: Введения во храм Пресвятой Богородицы, святого Иоанникия и святого Георгия. В них сохранились три слоя фресковой росписи: XV, XVI и XIX веков. Ранее монастырь располагал богатейшим собранием книг, переписанных в собственной мастерской, которые хранились здесь на протяжении столетий.

В 1941 году, во время итальянской оккупации Косова, храмы и келейные корпуса были разграблены и взорваны албанскими нацистами (игумена Дамаскина (Бошковича), как и его предшественника Паисия, албанцы убили - А.П.). В пожаре сгорели все старинные книги и иконостас с древними иконами. Пещера святого Иоанникия Девичского, находящаяся на холме севернее монастыря, также подверглась разорению.

В 1950 году (по другим данным - в 1947 г.) Девич, больше похожий на груду камней, был восстановлен трудами игуменьи Параскевы и сестер.

В 1999 году, сразу после вывода из Косова Югославской армии и прихода французского контингента КФОР в район Србицы, в монастырь ворвались албанцы - члены ОАК. С 12 по 14 июля длилась оккупация монастыря. На протяжении трех дней святыню оскверняли и грабили. Монахини вместе со своим духовником отцом Серафимом стали пленниками, и все это время подвергались физическим и моральным издевательствам. В результате отец Серафим был избит, а самую молодую сестру один из бандитов принуждал снять апостольник, на что она ответила решительным отказом.

С 1999 до 2002 года монастырь охраняли русские войска, их военная база находилась неподалеку. За это время в Девиче крестились около тридцати русских солдат.

18 марта 2004 года, на волне захлестнувшего Косово и Метохию террора, обитель вновь подверглась разорению. Военные, под охраной которых находился Девич, эвакуировали монахинь и позволили шиптарам беспрепятственно войти. После этого монастырь был полностью сожжен, гробница святого Иоанникия Девичского вскрыта и осквернена (албанцы разводили в ней огонь).

Когда военные начали эвакуировать насельниц обители, в суматохе забыли восьмидесятилетнюю монахиню, ставшую свидетельницей происходящего. Вот что рассказала мать Ангелина: «Было около четырех часов дня, когда я, уставшая, пришла из сада и сказала, что не пойду обедать. Почувствовала себя плохо (как будто в предчувствии чего-то недоброго) и задремала. Не знаю, сколько прошло времени, -меня разбудили крики и шум. Встав, я увидела, что вокруг никого нет, и только откуда-то доносится протяжное завывание (возможно, звук сирен - прим. авт.). Через разрушенные ворота обитель начало заполнять войско в черном. Это была ОАК. И я подумала, что только что отдала Богу душу!»

Сестры, эвакуированные на вертолете, вскоре заметили отсутствие матери Ангелины. Они попросили солдат вернуться. Вечером монахиня была доставлена на базу КФОР в Србице, а оттуда переправлена в больницу Косовской Митровицы.Но даже по прошествии года мать Ангелина говорила, что до сих пор перед ее глазами стоит разъяренная толпа, выкрикивающая призывы к нападению, и огонь, пожирающий дерево и камень.

Через некоторое время сестры вернулись - от Девича остались только обожженные стены. Церкви, кельи и хозяйственные постройки были разграблены, сожжены и разрушены. Монастырские ценности: церковные колокола, исторические книги кресты и многое другое - украдены. Водопровод и канализация разрушены. Система отопления демонтирована. Монастырский скот похищен.

Святыня вновь была восстановлена монахинями при помощи французских и испанских военных.

В настоящий момент в монастыре живут пять сестер, которые своими силами обрабатывают монастырские угодья.

Наибольшим духовным сокровищем Девича по-прежнему являются мощи святого Иоанникия, находящиеся под спудом. Он особо любим сербским народом как великий чудотворец и целитель, по молитвам которого и сегодня происходят МНОГИЕ чудеса. Одно из них - незримое присутствие и заступничество святого Иоанникия за свою обитель. Ведь только явной милостью Божией многократно оскверненный и разрушенный монастырь снова возрождается, чтобы своим неугасимым светочем рассеивать окружающую его кромешную тьму" (3).

Преподобне отче наш Иоанникие, моли Бога о нас!

Примечания:

1. У Джураджа было две дочери - Мария-Мара, отданная турецкому султану и выпросившая у него неприкосновенность Св. Горы Афонской, и Катарина, графиня Цельская, супруга потомка наследственных правителей Словении. Знаменитый Вараждинский «Апостол» был написан в 1454 году в Вараждине по заказу графини Катарины Кантакузины, супруги графа Ульриха Цельского и дочери деспота Джуржда Бранковича: http://www.patriarchia.ru/db/text/162694.html.

2. Гильфердинг А.Ф. Собрание сочинений. Т. 3. Босния, Герцеговина и Старая Сербия. СПб. 1873. С. 201-203.

3. Батраева Н. Косово. Сербская Голгофа. Альбом. М., 2006. С. 45-46.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Поповкин
«Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И.Тютчев)
День памяти 14/27 февраля. Иконописная традиция изображения Славянских Апостолов в XIX веке и её изменения
27.02.2021
Черногория: цугцванг «сигаретного короля»
К итогам парламентских выборов в Черногории
31.08.2020
Паломничество Митрополита Сербского Михаила (Йовановича) в Россию в 1869 году
Часть третья. Санкт-Петербург – Вильно-Острог
26.11.2019
«Патриарха Варфоломея нельзя назвать главой Православной Церкви»
Митрополит Амфилохий (Радович) подверг жесткой критике позицию Фанара по Украине
28.10.2019
Все статьи Алексей Поповкин
Новости Косово
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Дмитрий Салихов
26.04.2024 17:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:53
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Валерий Медведь
26.04.2024 16:49
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59