Отец Иоанн (Крестьянкин) и его совет нам относительно Иосифа Сталина

Леонид Болотин 
Екатеринбургские останки  Сталин 
0
25.09.2015 5194

Разговаривал с Анатолием Дмитриевичем Степановым по телефону, и он расспрашивал меня об Отце Архимандрите Иоанне (Крестьянкине) в связи с его отношением к Сталину. В моей ироничной заметке «Плов для Сталина» я коротко упоминал об этом.

По просьбе А.Д.Степанова расскажу немного подробнее с сопутствующими деталями времени. Летом и ранней осенью 1986 года мы с друзьями-единомышленниками ездили в Псково-Печерский Успенский монастырь. Точно в нашей группе был мой однокурсник по журфаку Андрей Алексеевич Щедрин, в монархических кругах более известный под литературным псевдонимом «Николай Козлов», и Валерий Архипов, который тогда работал на телевидении вместе с сестрой А.А.Щедрина. Возможно, с нами в этих поездках были ещё Кирилл Некрасов, племянник князя Зураба Михайловича Чавчавадзе и прямой потомок поэта-классика, и Андрей Тамонтьев. Но поручиться относительно их присутствия не могу, память уже ослабела. Помнится, в одну из тех поездок 1986 года я взял с собой Маму и старшего сына Димитрия, ему тогда было три года.

От будущего архимандрита Тихона (Шевкунова), а тогда послушника Гоши, который в качестве кинематографиста был командирован в Москву к Митрополиту Питириму (Нечаеву) для участия в мероприятиях по подготовке 1000-летия Крещения Руси, мы уже знали о Псково-Печерских Старцах. Печерский послушник у меня дома на «видике» моего Отца показывал нам кассету со съемками Старцев, потом этот материал лег в основу теперь широко известного фильма Отца Тихона.

В связи с этим просмотром наше желание побеседовать живьем с Отцом Иоанном (Крестьянкиным) было из первоочередных. Сначала мы попали к Старцу на исповедь в пещерном Успенском храме. Из того, что мне запомнилось, он порекомендовал мне покаяться за пребывание в октябрятах, пионерах и комсомольцах, и в общей причастности к хуле на Царя, потому что в хуле той мы себя соотносили с цареубийцами.

Святых Царственных Мучеником мы тогда уже горячо почитали. Князь З.М.Чавчавадзе незадолго до этого - в Мае - подарил мне иконы Государя и всей Семьи, когда у меня на квартире его знакомый священник крестил моих друзей - Андрея Кандалова и Нину Кочеткову. Но именно Отец Иоанн надоумил меня покаяться в прежних прегрешениях против Царской Семьи. Видимо, такие же духовные рекомендации получили и мои друзья. И вот уже после такой исповеди состоялась наша общая беседа со Старцем в монастырском дворе, из которой мне запомнилось три темы.

Но прежде, чем о них рассказать, хочу сказать немного о собственном умонастроении в то время. Опыт обращения с молитвой к Святому Царю Мученику Николаю примерно с Февраля того же года совершенно примирил меня с советской властью, угасил во мне остатки диссидентских мотивов и в том числе антисталинских. Однако тогда же я прочитал книжку Льва Регельсона «Трагедия Русской Церкви» и под её влиянием весьма осудительно относился к Патриарху Сергию (Страгородскому).

В беседе с моими друзьями и со мной Старец Иоанн как-то восторженно сказал о воздухе монархии, вспоминая свое детство, когда он им успел подышать, и относительно нас - сожалея, что мы его не вдохнули. Потом он сказал что-то о Государе Николае Александровиче, что он приготовил для Себя и Супруги место в Петропавловском соборе, но не суждено Им было там быть захороненными. При этом необходимо отметить, что даже разговоров тогда о «екатеринбургских останках» быть не могло, поскольку о «царском» могильнике под Свердловском в Москве заговорили только в Декабре 1988 года, когда Гелий Рябов принес в редакцию «Родины» свой материал, а опубликован он был уже в Апреле 1989 года. Но Отец Иоанн этим указанием, что не суждено Государю и Государыне быть похороненными в Императорской усыпальнице, духовно нас подготовил к искушениям, которые начались для православных в Апреле 1989 года, а продолжаются по сию пору.

Не помню, был ли задан вопрос о Патриархе Сергии с нашей стороны, или Старец Сам обратился к этой теме. Но он тогда нам сказал, что раньше осуждал Патриарха Сергия, но потом после чудесного видения во сне или наяву, когда ему Патриарх, пребывая в Алтаре храма, сказал, что сам себя осуждает, но поступать иначе не мог, и после этих слов фигура Патриарха просияла...

И уже в связи с этим Отец Иоанн совершенно неожиданно для нас настойчиво посоветовал не осуждать и Сталина:

- Не осуждайте его, Бог ему Судья. А вы не будьте судьями.

Честно говоря, лично у меня горячий антисталинизм, распаленный в конце 1970-х - начале 1980-х чтением Солженицына и других эмигрантских авторов, совершенно угас в пору моего воцерковления к 1986 году. Похожие настроения сложились и у моих духовных товарищей. И мне в тот момент мне было совершенно непонятно, почему Старец Иоанн обратил на это наше внимание. Мы ведь и не могли предполагать тогда, какая волна оголтелого антисталинизма в качестве уже официальной политики генерального секретаря ЦК КПСС начнет подниматься в 1987-1989 годах, когда от «ускорения» перешли к «перестройке». Тем более этот духовный совет бы удивителен в устах репрессированного, сидевшего.

Актуальность же контрреволюционной темы для меня оказалась поразительной, когда в начале 1988 года мы с моим другом - фотографом Александром Викторовым решили сделать для журнала «Наше наследие» материал об иконописце игумене Зиноне. С его работами я был знаком по Покровскому приделу в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов в Московском Свято-Даниловском монастыре. Чтобы взять разрешение на фотосъемку в действующим монастыре и на интервью с монахом, тогда надо было получить разрешение в Псковском областном комитете по делам религии и религиозным организациям. Тогда в беседе с уполномоченным, отвечавшим за Псково-Печерский монастырь, я случайно обмолвился в положительном смысле о Печерских Старцах. Глубоко пенсионного возраста уполномоченный, возможно ещё заставший период НКВД и в силу провинциальности не попавший под хрущевские «чистки» органов, вдруг взорвался:

- Какие там «старцы»?! Все они недобитые контрики, пятьдесят восьмые! Выдают себя за духовных лиц! И ваш Крестьянкин по 58-й сидел! Все они - антисоветчики!

Но наше редакционное письмо, обращенного к настоятелю монастыря архимандриту Гавриилу, он все же завизировал и проштамповал. Меня поразила свежесть восприятия тогда, казалось мне, далекого прошлого у пожилого уполномоченного. Но я понял и то, насколько живее такое восприятие у Старца, который пережил груз репрессий. Кстати, в ту поездку мне довелось побеседовать с Отцом Иоанном, а к Зинону нас тогда почему-то не допустили, разрешили Александру только пофотографировать иконостас в Никольском надвратном храме работы о. Зинона. Мне же пришлось ехать к нему позже, кажется, в Мае 1988 года, чтобы взять интервью. Фотографии Александра Викторова с иконами работы о. Зинона в «Нашем наследии» были опубликованы, а мой текст - не приняли, редактор сказал о нём:

- Слишком православно...

И не мудрено, ведь эту первую мою работу я писал по благословению Отца Иоанна, который, кстати, по моему впечатлению, неоднозначно относился к самому о. Зинону, впрочем, тогда ещё не впадавшему в откровенный экуменизм. Под моим заголовком - «Художник Святой Горы» (так называется гора в монастыре, на которой располагалась избушка-мастерская Печерских иконописцев) дали текст Александра Нежного, который то ли по-светски, то ли по-жидовски пересказал мою работу.

А Сталина после слов Отца Иоанна (Крестьянкина) осуждать совсем перестал, но, напротив, к этой величественной исторической фигуре стал присматриваться внимательнее...

25 Сентября 2015 года

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

129. Ув. Леонид

Можете дать свой email? Хотим с Вами связаться по важному вопросу, который, думаю, Вас заинтересует. Вопрос касается статьи http://superomsk.ru/news/20674 Мой адрес, как я понимаю, указан в регистрационных данных сайта.

nlv / 04.01.2016 17:44

128. На реплику № 101 Сергея Агапова

Дорогой о ГОСПОДЕ Сергей Агапов! Сердечно принимаю Ваши извинение и проявление уважения. Хочу ответить только на Вашу реплику: «Считаю, что свидетельство о встречи с отцом Иоанном вы обратили скорее во вред, чем в пользу для участников форума». Вы вольны считать, что угодно, но я писал данную мемуарную заметку не для малочисленных «участников форума», а для более четырех тысяч читателей РНЛ, которые, по данным электронной статистики, обратили свое внимание на данный материал. Никак не хочу принизить суждения дорогих моему сердцу участников форума, но меня более интересует практическая реакция на мой материал, которая, ВОЗМОЖНО, будет выражена в других выступлениях с воспоминаниями о Старце Иоанне (Крестьянкине). Он окормлял десятки тысяч православных, духовно повлиял на судьбы сотен тысяч людей, и если кто-то из лично знавших Отца Иоанна, свидетельствуя перед БОГОМ, выскажет что-то иное или же дополнительное по затронутому мною вопросу, буду считать, что цель моей публикации достигнута. Но на узких форумах с их «никами» и частными эмоциями подобной реакции ожидать не приходится. Наберусь терпения и буду ждать ответных публикаций в пространстве сети. Ваше же мнение, уважаемый Сергей, мне интересно, но не более того. И после Ваших полемичных слов: «Вы же, как мне видится, желая потрафить нашей Дорогой редакции…» — не вижу ничего постыдного для себя в том, чтобы поддерживаю моего старинного Друга Анатолия Дмитриевича Степанова, целый ряд Сотрудников и постоянных Авторов «Русской Народной Линии» в их позиции по данному направлению. Если для Вас их и моя позиция неприемлемы, это Ваше право. С уважением к Вам, Леонид Болотин

Леонид Болотин / 02.11.2015 11:56

127. РодЕлена

Что им всем неймется? Что им до дворян? Пусть каждый гордится СВОИМ происхождением.

Lucia / 10.10.2015 09:56

126. Ответ на 111., Потомок подданных Императора Николая II:

Уважаемый Потомок, Вы "бездарно", а возможно и "безнадёжно" отстали от жизни. Ваша "бездарность" - это неспособность в учении, учить, подобных Вам, бесполезно, так как "наукой" евгеникой установлено то, что научить ... отбривать и "посылать" на ... классические - "три буквы", Ванек "Жуковых" всё равно не возможно научить:

123. РодЕлена : Ответ на 111., Потомок подданных Императора Николая II: 2015-10-10 в 02:31 Очень хорошо. что дворянки научились отбривать и не терпеть такие наезды хамовю Горжусь, не зря пример показывала. Вы, потомок, имеете мертвую точку ума, ее вам нужно размягчяать массажем. Крестьянским, крепким кулаком массажировать самому.

. в отличии от "дворянок", точнее - столбовых "дворянок", графов с графинами и "маркиз" Помпа-Дур. Но! Вам, уважаемый Потомок, поставлен "диагноз":

Вы, потомок, имеете мертвую точку ума, ее вам нужно размягчяать массажем. Крестьянским, крепким кулаком массажировать самому.

. "Дамой -дворянкой", которая, иногда, позиционирует себя соратницей и единомышленником писателей - деревенщиков. ... Не теряйте "надежды", массаж поможет, видать, "дворянка" знает это из собственной практики.

вода / 10.10.2015 03:50

125. Ответ на 122., Lucia:

Слово Юрию Воробьевскому, одному из авторов РНЛ"Семейство Ульяновых не любили в Симбирске. Мамаша их, жидовочка, высокомерная такая была дамочка и над детьми своими измывалась. Дети были все очень малорослые, картавые, золотушные, выскочки и подхалимы, эубрилы и отличники. Их били, а они доносили, за это их опять били, а они опять доносили.

Комментаторы с улыбкой Выдают сегодня то, Что вчера еще под пыткой Не промолвил бы никто! В то же время Там, где надо, И подмажут, и лизнут, А не то с высокого оклада Их убрали б в пять минут! Возмущайся до икоты И кричи до хрипоты Об явлениях природы И об ценах на болты! Но не трогай лиц, сидящих У кормила, потому, Что кормило это их кормило Много лет И учило кой чему!

Silvio63 / 10.10.2015 00:27

124. Ответ на 121., Лебедевъ:

"Веско" не могу, так же, как и Вы.

Ну и правильно Лебедевъ что не можете.Да и не стоит я думаю ,козырять друг по перед дружкой, лубочным антисимитизимом ,или как он там называется ,что то не припомню.

Silvio63 / 10.10.2015 00:21

123. Ответ на 111., Потомок подданных Императора Николая II:

Ну, во-первых, не лучше меня, а лучше вас, и не в жизни, а в экономике и материальных благах. Я же не ищу ни социальной немецкой халявы, ни православного русского социализма с уравниловкой – ищу прежде Царства Божиего и правды его, как заповедано, потому мне везде хорошо. Так что не плачьте обо мне – вы о себе плачьте. Отбрила ) Да так "православненько". Всё это дутое "благочестие" вызывает только сожаление.Что до сталинистов, то ни на/в какое место я их не определяю, а лишь констатирую факт: особая грубость, нетерпимость к людям, появление на форуме не для обсуждения темы, а лишь для того, чтобы наговорить гадостей несогласным, характерна именно для почитателей Сталина. А Люсия права:трогать таких не стоит. Ах, глупый я старик - совсем забыл о сословной солидарности. "Дворянка" "дворянку" видит издалека, пролам тут не место. Ваньки жуковы, понимаешь, об "уравниловке" мечтают...

Очень хорошо. что дворянки научились отбривать и не терпеть такие наезды хамовю Горжусь, не зря пример показывала. Вы, потомок, имеете мертвую точку ума, ее вам нужно размягчяать массажем. Крестьянским, крепким кулаком массажировать самому.

РодЕлена / 09.10.2015 23:31

122. Ответ на 117., Иоанна:

Вот, например, Феликс железный - дворянин... Крупского (Ленина) по какому праву в список не включили?! Думаете для ППИН-II это будет удар?Да нет, просто хотелось показать, из какой среды пришла сама идея. Ну а дедушку Ильича до крещения звали Авель, брата деда - Сруль (Исраэль). Дома у Ильича говорили по-немецки. А сколько лет Ильич просидел за бугром прежде чем вернулся в Россию и замутить революцию не припомните? Десять? Причем, в крутой загранице, настоящей, цивилизованной, а не в такой как моя задунайская губерния. Приехал и стал "цивилизовать". Но почему-то это у г-на Потомка возмущения не вызывает.

Слово Юрию Воробьевскому, одному из авторов РНЛ "Семейство Ульяновых не любили в Симбирске. Мамаша их, жидовочка, высокомерная такая была дамочка и над детьми своими измывалась. Дети были все очень малорослые, картавые, золотушные, выскочки и подхалимы, эубрилы и отличники. Их били, а они доносили, за это их опять били, а они опять доносили. Дружить они старались только с инородцами. Во-первых, потому, что сами-то выкрестами числились, а во-вторых, потому, что любили верховодить и бахвалиться… В Симбирске никто не удивился, что все семейство в бунтари и висельники пошло: с детства по ним тюрьмы плакали… Антихристово племя!»

Lucia / 09.10.2015 22:44

121. Ответ на 120., Silvio63:

А Вы не можете веско уточнить Ваши данные ,о том что жены Сталина ,а у него их было две Сванидзе и Аллилуева были еврейского происхождения.

"Веско" не могу, так же, как и Вы. Если, конечно за ником "Silvio63" не кроется близкий родственник тов.Сталина.

Лебедевъ / 09.10.2015 18:26

120. Ответ на 119., Лебедевъ:

Так , у тов. Сталина все жёны еврейками были. Или те еврейки - у кого надо еврейки?

А Вы не можете веско уточнить Ваши данные ,о том что жены Сталина ,а у него их было две Сванидзе и Аллилуева были еврейского происхождения.

Silvio63 / 09.10.2015 14:15
Загрузка...
Леонид Болотин
«Перемен!» Предчувствие, ожидание или наваждение?
О мистике слова, ШРМ, Мэри Поппинс, Викторе Цое и «массовых» настроениях. Из «Записок тугодума»
03.06.2021
«Перемен!» Предчувствие, ожидание или наваждение?
О мистике слова, ШРМ, Мэри Поппинс, Викторе Цое и «массовых» настроениях. Из «Записок тугодума»
01.06.2021
Хоругвеносец на марше
К 75-летию Леонида Донатовича Симоновича-Никшича
29.05.2021
Встреча с Василием Бойко-Великим
Автор «Русской Народной Линии» посетил недавнего узника СИЗО
27.05.2021
Под домашний арест!
Василий Бойко-Великий решением Мосгорсуда освобожден из СИЗО под домашний арест…
14.05.2021
Все статьи Леонид Болотин
Екатеринбургские останки
Церковь готовится признать «екатеринбургские останки»?
Архиерейский Собор в ноябре 2021 года должен принять судьбоносное решение
18.06.2021
Псково-Печерской духовной семинарии быть!
Участники Священного Синода также приняли решение об изменениях в Сретенской духовной академии и вынесли ряд других важных кадровых перестановок
18.06.2021
Тема «екатеринбургских останков» вновь в центре внимания
Владимир Легойда выразил надежду, что в среднесрочной перспективе Церковь сможет ответить на вопрос об их подлинности
08.06.2021
Время Царя
Территорией свободы может теперь стать только Россия
10.02.2021
Все статьи темы
Сталин
Как Хрущёв использовал Зорге против Сталина
Что сделал и чего не в силах был сделать советский разведчик
15.06.2021
«Вижу храм, возведённый в сталинградской степи...»
Происходит возвращение Волгограду его подлинного имени — Сталинград
27.05.2021
Народы без вождя войн не выигрывают
Памяти Верховного Главнокомандующего
10.05.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
А я Собянина понимаю…
Новый комментарий от Hyuga
21.06.2021 18:33
Переживёт ли путинизм Путина?
Новый комментарий от Валерий Новоскольцев
21.06.2021 17:14
Ковид - ящик Пандоры приоткрыт!
Новый комментарий от Калужанин
21.06.2021 15:27
Церковь готовится признать «екатеринбургские останки»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
21.06.2021 14:35
Ныне мы пожинаем плоды безотцовщины
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.06.2021 13:03