По поводу полемики на РНЛ о христианском социализме

Новости Москвы  Православный социализм 
0
2780
Время на чтение 11 минут

I. Православный социализм и симфония властей

Число сторонников православного социализма растет. И среди них не только миряне - появляются и священники, благосклонно смотрящие на православный социализм. Люди начинают понимать, что православный социализм - реальность, общественное устроение, опирающееся на глубинные основания русского мира.

Впрочем, активность стали проявлять и противники православного социализма. Они тоже почувствовали, что православный социализм вполне может осуществиться, а они ужасно этого не хотят. Для них лучше национальная и социальная катастрофа, к которой мы приближаемся, чем такой ужас как православный социализм. Так, один из оппонентов (Серей Швецов)видит его главную ошибку в смешении государства и Церкви. Мол, Церковь - институт сугубо добровольный, государство же - нет - в нем приходится жить и лояльным гражданам и диссидентам. Другой оппонент (А. Карпов) близкую мысль выразил так: «активисты православного социализма неизбежно попадают в позицию, на которой ранее находились отцы Церкви. Это может быть решено двояко: либо через внесение светского элемента во внутрицерковную жизнь, либо через сакрализацию собственной деятельности. И то и другое по своей сути - повреждение Православия» ( http://goo.gl/CtgMDx ).

Вот как оказывается - повреждение Православия! Выясняется, что теория симфонии властей, которой жил и Второй Рим и Третий Рим - это нечто нехорошее, вредное искажение, от которого надо отказаться. Византийские Отцы Церкви, оказывается, - троечники. И вообще, ренегаты: они служение одному Богу стали заменять служением государству. А уж наша русская Церковь! Сколько сарказма было вылито на нее в XIX в, - она, де, превратилась прямо в «министерство исповедания». Разумеется, явно отрицать симфонию властей оппоненты не решаются - она давно стала одним из краеугольных камней православия. Но вот понимают ли они, что нападая на православный социализм они критикуют симфонию. Как говорится, целились в православный социализм, а попали в симфонию.

Только вот церковная история пошла иначе, чем хотели бы мои оппоненты. Перед Церковью в IV веке император Константин предложил альтернативу: принять симфонию и заключить союз между Церковью и государством или остаться чисто религиозным харизматическим движением, не желающим мараться о реалии общественной жизни. И Церковь вполне определенно и сознательно выбрала первое. Позднее симфония была закреплена 6-ой новеллой св. имп. Юстиниана.

Так почему же Церковь выбрала путь симфонии? Для этого имелись очень веские основания. Дело в том, что многие считают, что у Церкви лишь одна задача - забрасывать души на небо. Но господь, создавая Церковь как передовой отряд против сатаны, считал немного иначе: Церковь должна воевать на всех фронтах. Ибо весь мир - Божий. Пока он узурпирован сатаной, но должен быть освобожден. Конечно - главное поле битвы, как формулировал великий Достоевский, «сердца людей». Но нельзя воевать только на одном фронте, одним родом войск. Наступление должно вестись везде - иначе оно потеряет в эффективности. А следующий по важности круг, где ведется сражение - социум, общество. Почему? Да потому, что общество состоит из душ человеческих. Социум - это тот же человек, только рассматриваемый со стороны межличностных взаимодействий. И Церковь, понимая свою ответственность перед Богом, вступила на этот путь тяжелого служения.

Правда, с веками идея социально-государственного служения Церкви стала забываться. Государство постепенно вытесняло Церковь с социального поля. Причем первые признаки этого появились уже в 6-ой новелле - Церкви предлагалось только молиться за власть; а уж она - в доску православная - решит все социальные проблемы. В России в XIX в. дошло до того, что Церковь сама соглашалась ограничить свою государственную деятельность, становясь и в самом деле чем-то напоминающим «министерство исповеданий», замкнувшись почти исключительно на внутрицерковных проблемах. Но сама идея активной социальной деятельности Церкви не пропала. В «Основах социальной концепции РПЦ», принятых в 2000 г. указывается: ««Ее (Церкви - Н.С.) целью является не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: 2000. - С 4.)

Но вот удивительно: обычно такие послушные наши православные фактически игнорируют этот документ - мол, много у нас чего пишут, да не всему можно следовать. А ведь это один из самых значительных документов нашей Церкви в XX-XXI веках.

Симфония - замечательный плод церковного гения. Это великое византийское изобретение. Именно симфония позволила Византии стать великой Христианской Империей несмотря на постоянную вражескую агрессию. Суть симфонии - в сотрудничестве важнейших, но разнородных сфер общественной жизни - религиозной и светской. Цель симфонии - осуществление любви к ближнему в масштабах государства. Именно симфония позволила Византии употребить материальные силы на духовную войну со злом и получить у Бога статус удерживающего.

А после эта роль была передана России. Именно благодаря нашей русской «симфонии» Россия стлала великой Державой. Вообще должен заметить, что симфония для русского человека - вещь очень простая. У нас есть две настоящие ценности: Православие и Россия. И ни одной ради другой мы жертвовать не имеем права. Мы должны сохранить их обе, как бы ни складывались обстоятельства. Ибо потеря одной ценности сразу повлечет потерю другой.

Безусловно, в осуществлении симфонии исключительную роль играл император. Будучи главой и государства и Церкви, он скреплял обе половины, готовые разделиться и жить по своим законам. Именно фигура императора обеспечивала столь высокую эффективность института симфонии властей.

Другой аспект проблемы - карьеристы, те, кто ради конъюнктуры, выгоды пойдут в «симфоническую» Церковь. Да, после того, как Церковь вошла в симфонию с государством, численно она увеличилась, но качественно ослабела. Об этом пишет огромное количество авторов, и наших, и западных. И, собственно, ничего удивительного нет. Люди - существа падшие. Но спросим? Разве в результате стало меньше подлинных христиан? А я вот уверен, что все равно стало больше. Ибо мощная церковная традиция, воспитание в вере имеют огромное значение. Посмотрите на глубокую веру русских крестьян. Спросите об этом нынешних православных родителей - как они завоют, если детям нельзя будет говорить о вере до 19 лет (­как на Западе - иначе это будет насилие над их религиозным свободным выбором). И Вам все будет понятно.

Симфония сыграла (и еще сыграет) огромное значение для удержания мира от впадения в пучину зла. Но сейчас уже необходимо сделать следующий шаг. Ибо ныне, из-за тотального распространения греха сребролюбия, он приобрел такую силу, что правит миром, восседая вместо Бога и угрожает разрушению, расчеловечиванию всего человечества. Поэтому необходимо поставить ему заслон. Это и есть православный социализм. Надо понимать, что православный социализм - религиозно-социологический проект; В этом смысле он аналогичен таким социально-религиозным концепциям, как симфония властей и «Москва - Третий Рим». Она находится на стыке социологии, политологии, богословия и истории. Там, где Церковь соприкасается с миром. Отметим, что с культурологической же точки зрения православный социализм как раз удивительно традиционен. Он соединяет в себе и актуализирует глубинные архетипы русского сознания: Бог, церковь, спасение, труд, справедливость, христианская любовь. Об этом - А..Е. Молотков: «Социализм как традиция» (http://goo.gl/HZtPm2 ).

Главное то, что православный социализм - тоже форма симфонии, только в которой государство и общество ближе к христианству, чем в традиционной симфони. Ибо нужна не симфония, а больше - социальный «триумфират». Это аналогично известной уваровской формуле «Православие, самодержавие, народность». Только вместо неопределенной «народности» появляется более четкий по форме социализм.

.

II. О хилиазме и православном социализме

Во второй части выскажусь о вопросе, который привлек внимание спорящие стороны. Опубликованная на РНЛ статья А.Буздалова «Что такое православный социализм?» ( http://goo.gl/HrCdxN ) вся основана на тезисе, что православный социализм есть разновидность хилиазма. В тексте постоянно мелькают ярлыки «постмилленаризм (или постмиллеанизм)», «умеренный хилиазм (милленаризм)». Причем любопытно, что оппонент ссылается при этом на мою давнюю работу «Диалоги о христианском социализме», где, разумеется, подобных формулировок нет. Но есть другое - фраза (и автор ее в сноске приводит): «Нет никаких причин считать, что хилиазм был соборно осужден». И далее в «Диалоге 1» аргументируется, почему это так (я не буду повторяться, а даю ссылку: http://www.chri-soc.narod.ru/dialog_1.htm . Весь первый Диалог и приведен именно для того, чтобы показать, что попытки дискредитировать православный социализм, привязав его к хилиазму, безнадежны. Ибо хилиазм (я разумею, хилиазм святоотеческий, хилиазм св. Иринея Лионского) не ересь, а является частным богословским мнением. Дело в том, что хилиазм - это тайна, которую пока Господь не раскрыл Своей Церкви, и потому тут допускаются различные мнения. Правда, слово «ересь» у моего оппонента не встречается - видимо, автор об этом обстоятельстве знает. И тем не менее, нападки на православный социализм строятся именно на этой почве. Но уже немного иначе: если напрямую обвинение в хилиазме не проходит, то вполне пройдет в виде ярлыков пострашнее: «постмилленаризм», «умеренный милленаризм», и пр.

Суть же обвинений всегда одна: православный социализм - суетное человеческое изобретение, воли Божией на него нет (для автора это очевидно), а потому это сектантство, стремление титаническими усилиями побороть Бога. Когда же начинаешь приводить пример Иерусалимской общины, которая согласно тексту Писания является и волей Божией (которую и выполняли апостолы) и идеалом, который завещан человечеству от Бога на все века, то от него мой оппонент отмахивается: мол, это сектантская логика - тогда было дано много благодати, а вот теперь мало... И вопрос: «а что же хотел Иерусалимской общиной сказать Христос?» замалчивается.

А вот любопытная фраза: «Такой «творческий» подход принципиально отличает данную концепцию от подлинного церковного консерватизма, который никогда не заявит претензии на «развитие» самим Богом установленных на земле институтов». Тут, как говорится, пожалуйста поподробнее. Скажите, а нынешний либеральный капитализм Богом установлен? А предыдущий индустриальный капитализм? А феодализм? А социализм? А строй ацтеков? А строй на Моисеевом законе? Неужели все хороши? Если же нет, то на каком основании «подлинный церковный консерватизм» делает выбор? Он что - безошибочно отличает, что Бог приемлет, а что нет? И хотелось бы конкретно узнать, какие именно социальные формы автор считает богоданными.

Еще одна характерная цитата: «Суть этого лжеучения очень верно выразил в своем комментарии к статье Сомина культуролог Андрей Карпов: «Социализм - это деятельность по спасению других (не себя). На христианском языке это называется нерадением о собственном спасении. Спасать народ должна Церковь, а не социальная организация. Именно в силу отъема церковных функций социализм оказывается не просто экономическим укладом, а ложной духовностью»

Здесь два интересных момента. Во-первых «суть» православного социализма «очень верно» выражена по сути дела неверной мыслью. Конечно, формально все правильно: только тот, кто знает дорогу, может указать другим правильный путь. А иначе можно наломать дров. Но попробуй, пойми, спасся ты или нет. И потому на практике фраза «спаси себя сам» приобретает смысл: «помалкивай, мы тут, представители «подлинного церковного консерватизма» без вас разберемся». В результате желание личного спасения может привести к элементарному духовному эгоизму, просто дезертирству с социального поля боя. А «свято место пусто не бывает» - на место православной социологии приходят теории (и проекты), явно инспирированные темными силами.

Во-вторых, суть православного социализма в как раз в другой формуле: «социализм помогает Церкви спасать народ». Правда, заметим: Карпов говорит о социализме вообще. Но автор приведенную цитату рассматривает как характеристику именно православного социализма. Это позволяет мне усомниться, что автор хорошо разобрался в вопросе.

В действительности, православный социализм к хилиазму никакого отношения не имеет. Удалите все, что я писал относительно хилиазма - и концепция православного социализма ни на йоту не изменится. Просто автор называет хилиазмом любую попытку установить правду на земле. «Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли» относится автором исключительно к последним временам. Причем особенный запрет на алкание правды относится к социальному строю: может быть и можно делать мелкие, локальные улучшения, но касаться социальной системы в целом нельзя - надо ждать Паруссии. Именно поэтому автор так обрушивается на православный социализм - он преспокойно этот выдуманный запрет игнорирует.

Более того. Церковь всегда жила по совершенно другим правилам и исповедовала другое богословие - богословие любви к ближнему, рассматривая эту заповедь как равную заповеди любви к Богу. Свидетельство этому - симфония властей. Церковь, только выйдя из подполья, соединила свои усилия с государством ради спасения граждан, т.е. ради спасения многих. И как нарочно все делала не так, как хочет автор. Симфония была именно «социально-государственным проектом». Причем святые отцы IV-IV вв. не убоялись ни потери чистоты православия, ни грешного народа, который, несомненно кинется в Церковь, буде она станет государственной. Ах они бедняги - видимо, они тоже «устали ждать Паруссии»! и их конечно надо записать в «умеренные хилиасты». Только вот результаты их деятельности оказались на удивление замечательными: тысяча лет успешного существования в условиях непрерывной экспансии народов и с запада и востока. И важно отметить, что для Церкви (земной) это был шаг, который изменил ее, сделал более сильной в самом деле «достигшей необходимой зрелости».

Осуществление подобных религиозно-социальных проектов - задача для Церкви принципиальная. Ибо это реальная работа на социальном поприще по спасению человека. И в истории Церкви мы знаем и другие подобные проекты, например, «Москва-третий Рим» или знаменитая уваровская формула «Православие, самодержавие, народность». В последнем случае Церковь соединяет свои усилия не только с государством, но и, как модно ныне говорить, «гражданским обществом», т.е. с широкими слоями народа. И православный социализм находится в череде таких проектов. Ибо принципы участия в нем Церкви ничем не отличаются от, скажем, участия в симфонии. А именно: полная добровольность участия и активная, тесная вовлеченность, причем целью всегда является любовь к ближнему, стремление привлечь в Церковь как можно большее число людей ради их спасения.

Конечно, в Церкви много есть чего. Есть и такие, которые гнушаются взаимодействием с миром, считают, что участие в подобных проектах является недопустимым компромиссом (причем утвержают, что глаголят «подлинное православное учение». Но такие горе-ортодоксы должны понимать, что отрицая православный социализм они по логике вещей отрицают и симфонию, и уваровскую формулу и еще много исключительно полезных начинаний Церкви, в которых она взаимодействует с миром. Слава Богу таких меньшинство, и Чтобы убедиться в этом достаточно посмотреть на историю Православной Церкви как в Византии, так и в России. Ибо в огромном большинстве своих представителей Церковь никогда от участия в подобных проектах не отказывалась, а наоборот, старалась в них активно участвовать.

Разумеется, необходимо понимать, что подобны проекты, включая православный социализм, носят паллиативный характер, ни в коем случае не претендуя на ревизию окончательной победы Христа во Втором Пришествии. Но отсюда совершенно не следует, что их надо в принципе отвергать.

Так что богословие как раз ни в коем случае не против проектов подобных православному социализму. И поэтому обсуждать его надо иначе - как социальную теорию в контексте других форм социальности, от чего наш автор уклонился в самом начале своей статьи.

В заключение хочу поблагодарить активно участвующих в дискуссии проф. А. Казина за его ценное уточнение: «православный социализм не есть религиозная цель истории, а лишь наиболее подходящая социально-государственно-культурная форма выживания Святой Руси» («Открытое письмо культурологу Андрею Карпову по поводу православного социализма http://goo.gl/coF53d ) , а также поддержавших православный социализм многочисленных форумчан, которые высказали по этой теме массу глубоких и ценных мыслей.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

94. Ответ на 92., Олег В:

Ваша-то любовь в чем проявляется? )
М.Яблоков / 20.08.2015, 04:42

93. Ответ на 92., Олег В:

А вы что модер? Займитесь своим делом.
М.Яблоков / 20.08.2015, 03:09

92. ответ 90, М.Яблоков:

- Олежик, а вы не рубите с плеча, а доверяйте Церкви Божией и ее священным канонам. Вы сейчас уподобляетесь анархисту и гностику Швецову. Правильно утверждается, что крайности всегда сходятся. Уходите вы, Миша, от ответа, уходите -, словесные шары на пустом месте гоняете, да за уставами церковными прячетесь, а любви к людям не имеете. Не устали? Насчет уподобления кого-то кому-то, вы бы поостереглись делать подобные заявления. Дерзость еще никого до добра не доводила, в том числе и вас, будь вы трижды защитник Отечества земного иль Небесного. Тем более, что повода вам к этому не давал и в друзьях у вас, насколько известно, не числюсь. Потрудитесь вести себя с оппонентами уважительно, дабы крайности, столкнувшись лбами, себе их не поразшибли.
/ 19.08.2015, 23:51

91. Ответ на 89., Олег В:

психология дело тонкое, особенно военная,

Где тонко - там и рвётся!
Иванович Михаил / 19.08.2015, 18:55

90. Ответ на 89., Олег В:

Олежик, а вы не рубите с плеча, а доверяйте Церкви Божией и ее священным канонам. Вы сейчас уподобляетесь анархисту и гностику Швецову. Правильно утверждается, что крайности всегда сходятся.
М.Яблоков / 19.08.2015, 18:35

89. ответ 88,. М.Яблоков; ответ на 87., г-н Инспектор:

- Вам это не поможет. Миша, установленный в Ветхом завете принцип управления в лице царской власти и пророков, не помог, однако, Израильскому царству устоять от языческой оккупации и его падению, именно, по причине отсутствия исполнения его граждамин закона Божьего. Что уж говорить о новозаветной симфонии монархии и государства! Понятно ваше ревностное желание установления православной монархии в России, однако без исполнения верховной властью и Церковью закона Божьего: "Возлюби Господа Бога ... и ближнего твоего, как самого себя" приход в Россию помазанника Божьего - царя, невозможен. Ну, если только монархисты решатся палками заставить всех и вся в стране собрать Земский собор и избрать на правление угодного им царя. Только, какое, тогда, отношение подобное мероприятие будет иметь к симфонии власти и Церкви? Миша, психология дело тонкое, особенно военная, тут нужно учитывать разные аспекты и нюансы её применения, в том числе и к православной симфонии Церкви и власти. Рубить с плеча цитатами, даже богословскими, делу мало поможет, а принести большой вред - вполне! Стойкость веры проявляется не в цеплянии за цитаты, а в активном делании Божьего закона любви,желательно, всеми гражданами страны.
/ 19.08.2015, 17:05

88. Ответ на 87., г-н Инспектор:

Вам это не поможет.
М.Яблоков / 19.08.2015, 12:47

87. Ответ на 62., М.Яблоков:

Еще раз (и последний) для тех, кто сразу не врубается. Православная симфония властей в соответствии с Преданием Православной Церкви возможна только с Помазанником Божьим - Царем. Царь получает от Церкви в таинстве венчания на царство особые дары благодати Святого Духа, для исполнения своих обязанностей. Вопросы есть? Вопросов нет. Тема закрыта.

Уважаемый М. Яблоков! Не надо ссылаться на Предание Православной Церкви абстрактно. Ссылайтесь конкретно: автор, название документа, цитата, подтверждающая Вашу мысль.
г-н Инспектор / 19.08.2015, 11:15

86. Инспектору ДПС:

Вы к Православию ни малейшего отношения не имеете.
М.Яблоков / 19.08.2015, 04:52

85. на 73. воде

Уважаемая вода! Ваши соображения о современном католицизме созвучны позиции Ольги Четвериковй, которую я знаю как очень честного и хорошо знающего предмет исследователя. Поэтому я верю и Вашему мнению. К сожалению, о том, что делается в католицизме при последнем папе я специально не занимался. Но мне все же непонятно, почему я не могу считать Томаса Мора замечательным человеком?
Николай Сомин / 18.08.2015, 20:26
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Сомин
Справедливость как воля Божия
Сейчас России нужно продолжение прежнего, проверенного в советское время курса – социализм с государственной собственностью на средства производства, с плановой экономикой, с монополией на внешнюю торговлю
23.04.2024
О птицах небесных и порождённых ими недоумениях
Если Россия хочет жить по заветам Христа, то другого пути кроме православного социализма у неё нет
20.01.2024
«Блаженны нищие» и «горе вам богатые»
Новый Завет – это не только основа христианства, но и в высшей степени святыня, которая просто обязана быть сохранена в неискаженном виде
05.12.2023
История как раздел диамата
О теории этногенеза Л.Н. Гумилёва
30.09.2023
Об основах христианской имущественной этики
Для России единственно приемлемым остается путь, который указывает Златоуст, – это путь общности во Христе
26.09.2023
Все статьи Николай Сомин
Новости Москвы
Все статьи темы
Православный социализм
История капитализма в России. Куда идем?
Генезис русского буржуазного человека
23.04.2024
Вера, воля, знание – путь русского спасения
Нам нужна солидаризация государства и госуправления, важнейшими элементами которой являются солидарная экономика, солидарное государство и солидарное общество
09.04.2024
Справедливый образ России в мире
О деятельности члена Зиновьевского клуба Владимира Анатольевича Лепехина
02.04.2024
СВО как проявление экзистенциального конфликта истории
Миру необходима новая модель экономики с естественными ограничениями потребления и личного накопления
02.04.2024
К идеологии Союзного государства
Многие пытаются разрешить идеологические вопросы, минуя принципиальные положения, и, самое главное, важнейшее из них: кому служить будем, Богу или маммоне?
26.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21