itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Сакральность и рукотворность Победы 1945 года

Генассамблея ООН по Украине  Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы  70-летие Победы в Великой Отечественной войне 
0
937
Время на чтение 38 минут

ФЕНОМЕНОЛГИЯ И МЕТАФИЗИКА ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА

2015 год станет годом празднования 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне над фашистской Германией. Это святой праздник для нас. Именно народ, армия Советского Союза внесли решающий вклад в разгром фашизма. Благодаря мужеству солдат и офицеров под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге, под Варшавой, в Ленинграде, под Ленинградом, под Будапештом и, наконец, в Берлине были разгромлен враг. В тяжелейших сражениях наши войска не только изгнали захватчиков со своей земли, но и выполнили великую освободительную миссию - избавили от порабощения страны Европы, а затем нанесли удар по агрессору и на Дальнем Востоке, поставили победную точку Мировой войне. «Всё это не просто исторические факты, - подчеркнул В.В. Путин в преддверии Дня Защитника Отечества 20 февраля 2015 года. - Это память, которая живёт в каждой российской семье, и это наша Победа, наша история, которую мы будем отстаивать от лжи и забвения».

70-летие Великой Победы советского народа поистине является центральным событием не только всероссийской, но мировой истории. Вообще же каждый год и даже день, канувший в Лету, принадлежит истории. Не случайно классики считали историю единственной наукой. Поэтому так важно формирование исторического сознания и самосознания народа, особенно, вступающих в жизнь новых поколений. Историческое сознание сегодня зыбко, шатко, рыхло, путано, разорвано. Все преходяще, временно, условно, когда оно не вечно, безосновно! Нельзя разрывать в беспамятстве и отступничестве живую духовную и культурно-историческую нить самобытия народа, связность и непрерывность его истории. Истинное осознание духовного и социального смысла войны, подлинного значения Великой Отечественной войны в судьбах нашего народа предмет не только далекого прошлого, но и задача нашего настоящего, с тревогой и надеждой ожидаемого будущего.

70-летие Великой Победы требует глубокого постижения и осмысления ее итогов и уроков, категорического недопущения их пересмотра и фальсификации. Наша Победа была достигнута на основе прочного единства власти, армии, народа, единством оружия духовного и материального. Она сакральна по своей метафизической глубине и рукотворна по содержанию. Она ковалась в душах людей и в металле, героическим трудом в тылу. Победа добыта полководцами и солдатами в кровавых сражениях с вероломным врагом. Поколение ветеранов, победивших объединенную фашизмом Европу и водрузивших красное знамя Победы над поверженным Рейхстагом, тех, кого боялись и уважали наши западные союзники, уходит из жизни. Но не должна прерваться преемственность поколений! Низкий поклон - ветеранам Великой Отечественной войны - они защитили Родину в жестоких боях с вероломным врагом! Наша неизбывная благодарность труженикам тыла - они вынесли суровые тяготы войны и героическим трудом ковали Победу! Кто сейчас, кроме профессиональных историков, знает главные сражения минувшей войны и наши славные победы? Кто вспомнит имена многочисленных героев, которые отдавали свою жизнь во имя исполнения своего ратного долга и беззаветного служения России? Стоит задаться основополагающим вопросом: «Почему сегодня стало возможным то, что называется «пересмотром результатов Великой Отечественной войны», «фальсификацией истории»? Проще всего найти внешнего врага и спихнуть вину на него. Не говорит ли это о том, что современник перестал понимать, ради чего, собственно, жили поколения наших отцов и дедов? Когда Зою Космодемьянскую, Александра Матросова, молодогвардейцев объявляют «фанатиками» и даже «самоубийцами», говорят о ненужности и бессмысленности их подвига, происходит это потому, что «судьи» не понимают сути патриотизма и самоотверженности. Выступая 17 марта с.г. на заседании организационного комитета празднования 70-летия Победы В.В.Путин назвал неприкрытой ложью попытки исказить и переиначить события Второй мировой войны, лишить Россию статуса страны-победителя, разделить и рассорить народы, использовать исторические спекуляции в геополитических играх: "Сегодня мы видим не только попытки, к сожалению, переиначить, исказить события той войны, но и циничную ничем не прикрытую ложь. Наглое очернительство целого поколения людей, отдавших практически все этой победе, отстоявших мир на земле».

История России во всей ее глубине и, особенно, в поворотных событиях остается полем боя, ожесточенных академических споров. Фальсификация истории - это попытка наглой подмены самой исторической России. Главным объектом измышлений избран героический подвиг советского народа, освободившего мир от немецкого фашизма. Ключевые события Великой Отечественной войны определенными кругами заслонялись и со временем целенаправленно отодвигались на второй план в нашем сознании. А затем их методично искажали и безжалостно выкорчевывали из народной памяти. С тем, чтобы переписать историю. Принизить значимость Великой Отечественной войны и нашей Победы. Ревизовать геополитические итоги войны. Предать забвению ее уроки. Навязать миру ложную идею равной ответственности СССР и фашистской Германии за развязывание войны. А народу - победителю вменить комплекс вины и даже предъявить компенсационные претензии.

Преодоление фальсификаций и выработка научной концепции войны остается в качестве приоритетной задачи. Необходимо восстановление национальной памяти, исторической преемственности, разорванной по недомыслию, а вернее по идеологическим и политическим, далеко идущим соображениям. Должен оставаться проясненным в своей глубине для наших современников и вступающих в жизнь новых поколений духовный и социальный смысл войны, ее итоги и уроки. Непреходящая значимость юбилея и его актуальность вызваны и злобой дня, необходимостью приобщения к подлинной истории нашего народа, духовно-нравственным корням и культуре, национального своеобразия и исторического призвания России в период мирового противоборства в годы Великой Отечественной войны. Главное заключается в том, чтобы осмыслить правду войны, ее итоги и уроки, понять себя и консолидироваться для достойного будущего народа, родной страны и нашего государства. Великая Отечественная война была самым трагическим испытанием в истории России и остается самым победоносным триумфом. Победный Юбилей - это не только воспоминание о суровом военном времени, наших дедах, отцах и матерях, защитивших Родину в жестоких боях и вынесших тяготы войны. Поколение победителей уходит из жизни. Особо ценны воспоминания и свидетельства фронтовиков и тех, кого война опалила своим огнем и закалила неимоверными лишениями. Весомы и значимы исторические документы, на которых запеклась кровь грозовых событий войны, проступает дух времени, вечный зов к памяти живых. Необходимо воссоздать образ России не только в зеркале народной и священной войны, нашей великой Победы, но и в фокусе современности.

Юбилейные даты позволяют восстановить связь времен, усмотреть сквозные линии и связующие скрепы народного самобытия и государственного самостояния России. "Юбилей, - в понимании Ивана Александровича Ильина (1883-1954), - веха общенародная. Мы должны видеть наш народ не только в его мятущейся страстности, но и в его смиренной молитве, не только в его грехах и падениях, но в его доброте, в его доблести, в его подвигах". Славное имя великого сына России - Ивана Александровича Ильина, его творческое наследие и продуманные заветы с полным основанием и по праву занимают особое место в нашей духовной сокровищнице. Они единят все нравственно здоровые силы России духовным, социальным и общегражданским согласием в верности исторического пути народа - пути Святой Руси. И.А.Ильин вносит общегражданское согласие в наши души прозрачной ясностью изложения великого духовного опыта, представленного Православием и русской классической культурой. Нравственной обоснованностью выводов из политических и социально-экономических отношений; национально-патриотической направленностью идей, свободных от самодовольства. Исторической правдивостью в изложении психологии и политики, войны и революции, отношений «Россия - Запад». Верной исторической прогностикой, подтвердившейся в период «перестройки» и последующей «смуты». Убедительностью изложения пути духовного обновления бытия человека, семьи, воспитания, Родины, правосознания и государства, труда и собственности, воинского и иного гражданского служения Отечеству. ее фокусе находится русский народ и Россия, по выражению Ивана Александровича Ильина, в их «историческом своеобразии и национальном призвании» на самых переломных этапах своего самостояния.

Великая Отечественная война была самым трагическим испытанием в истории России и остается самым победоносным триумфом. Она стала прологом особого периода в мировой и российской истории. Президент Российской Федерации В.В.Путин в выступлении на Валдайском международном форуме (19 сентября 2013 года) особо подчеркнул необходимость самоопределения в своей самоидентификации, укрепления в основ национально-исторического самостояния, в духовно-нравственном векторе дальнейшего развития - в настоящей, ближайшей и отдаленной перспективе. А главное - понять, что нас связывает, скрепляет и цементирует, обеспечивает уникальный сплав и творческий синтез всех времен и славных свершений российского народа в своей исторической общности и самой судьбе.

Общественное развитие определяется духовным состоянием общества, страны и народа, но, прежде всего, самого человека, его души, его совести. Если вникнуть в глубину и корень практически каждого значимого социального явления, (тем более такого масштаба как война и переломные этапы становления и развития государства Российского) в потребности, интересы и самую мотивацию поведения людей, то можно усмотреть, что именно духовное выступает его базисным и первичным основанием. Следует иметь в виду, что и такие серьезные общественные преобразования, как переход на рыночные отношения и государственное переустройство являются все же надстроечными структурами над фундаментальными и базисными основаниями жизнедеятельности российского социума, укорененными в социально-исторических глубинах народной ментальности и образа жизни. Несмотря на трансформации и кризисные явления в нашем обществе сохраняется духовный запас прочности, культурно-образовательный и гражданский ресурс дальнейшего социально-экономического развития.

Россия, как и каждая страна, любой народ, как и отдельно взятый человек, проходит и должны проходить свой, национально самобытный, уникальный (не заемный, чужеземный и чужебесный), а собственный путь развития. И никто за нас его не пройдет. В годину тяжких испытаний явственно проступают сквозные линии исторической поступи и связующие скрепы России - от древней Руси до современной, постсоветской.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), характеризуя состояние современной академической историографии, отмечал присущее ей странное сочетание фактологической полноты, тщательности и мышиной кропотливости с удивительной концептуальной бескрылостью, беспомощностью, своеобразным «мировоззренческим инфантилизмом», неумело скрываемым за обилием специальной научной терминологии. История России во всей ее глубине и особенно в поворотных событиях остается полем боя, ожесточенных академических споров.[1]

Непредсказуемо не только будущее, но и наше прошлое. На русской почве сложились разнонаправленные пласты исторических концепций в отношении войны марксистской направленности и современных разноплановых постсоветских построений. В изучении II-ой Мировой войны детально прослежены факты дипломатической борьбы, все перипетии кануна, хода и исхода войны. Но глубинная подоплека войны, ее духовно-социальная сущность и смысл как сложнейшего общественного проявления антропологического кризиса подвергается серьезным трансформациям и остается для многих непроясненными. Требуется анализ сущности и действительных причин войны, а не только обстоятельств, послуживших поводом к ней. Философская, историческая, политическая, социологическая, социально-психологическая стороны проблемы, тем более духовное основание, связанные с изучением войны как социального явления, оставалась, как правило, вне поля зрения исследователей. Духовное осмысление нашей истории в этот период позволяет составить целостное представление и усмотреть взаимосвязи политического, военного, экономического, социального и международного положения страны. Извлечь уроки для созидания эффективной экономики и обеспечения социальной стабильности, конструктивного взаимодействия государственных институтов, политических партий и общественных организаций, формирования сильного правового государства и гражданского общества в современной России.

Ключ к пониманию русской жизни лежит в области духовного постижения. Общественное развитие определяется духовным состоянием человека, его души, его совести. Основные события второй мировой и Великой Отечественной войны следует осмыслить с духовных позиций в многоплановом контексте жизни советского общества того периода. Не усвоив этого, не поймем мы ни себя, ни народ, ни свою историю. Не сможем здраво и непредвзято оценить происходящие события, освободиться от навязанных стереотипов в понимании прошлого.

Победа в Великой Отечественной войне спасла народы страны и все человечество от угрозы фашистского порабощения. Советско-германский фронт был главным фронтом второй мировой войны. Происходившие здесь ожесточенные сражения притягивали к себе крупные силы фашистской Герма­нии и ее союзников - здесь воевало более 70% сухопутных сил агрессора. На советско-германском фронте, а не на периферии (1941-1943 годы - сражения союзни­ков в Восточной и Северной Африке, 1943 год - высадка союзных войск в Италии, 1941-1945 годы - сражения с Японией на Тихом океане) решались судьбы стран и народов, втянутых в боевые действия второй мировой войны. Высадка англо-американских войск в Нормандии в 1944 году не могла оказать решающего влияния на ход второй мировой войны. Решитель­ные наступательные действия Красной Армии уже практически решили судьбу фашистской Германии. Беспристрастный анализ показывает, что основной удар по общему врагу был нанесен на советско-германском фронте. Он не только привлек основные силы вермахта, но и резко отличался от других фронтов по размаху и напряжению борьбы. По сравнению с другими странами антигитлеровской коалиции СССР оказался в самом трудном геополитическом положении. Впервые в мировой практике советской армии пришлось в течение почти четырех лет удерживать фронт от Балтики до Черного моря протяженностью от 3000 до 6200 километров. Красная армия вела бои 1418 дней и ночей, в то время как на 300-километровом итальянском фронте боевые действия велись 663 суток, а Западный фронт, не превышавший 800 километров, существовал всего 338 суток. Победа над фашизмом и милитаризмом - итог усилий многих народов, но основной вклад в нее внес Советский Союз. Тогдашний президент США Франклин Рузвельт писал, что «русские убивают больше солдат, чем остальные 25 государств Объединенных Наций». Здесь было разгромлено 507 дивизий фашистской Германии и 100 дивизий ее союзников, в то время как в Северной Африке, Италии и Западной Европе англо-американские войска разгромили и пленили лишь 176 дивизий. Из 13,6 млн человек, которые Германия потеряла во Второй мировой войне, 10 млн погибли и попали в плен на Восточном фронте. Из общих потерь немецких военно-воздушных сил, исчисляемых немногим более 100 тыс. самолетов, в боях с Красной армией гитлеровцы потеряли 77 тысяч. Здесь же была уничтожена львиная доля фашистской артиллерии - 167 тыс. орудий и танков - 48 тыс. боевых машин. Не­мецко-фашистская армия потеряла здесь три четверти своей авиации, танков и артиллерии, боевых кораблей и транспортных судов.

Сейчас хотят изобразить дело так, будто бы безбожный Советский Союз воевал лишь количеством, в отличие от пунктуальных немцев. Те, дескать, шли спасать русский народ от большевизма, а этот самый неблагодарный народ так ничего и не понял. Но если взглянуть на факты, а не прислушиваться к либеральным визгам, то картина выйдет совсем иной. На фронтах Великой Отечественной войны вооруженные силы Германии потеряли 6920 тыс. человек, вооруженные силы ее союзников - 1730 тыс. человек, всего же - 8650 тыс. Общие потери Красной Армии составляют 11273 тыс. человек.[2] Да, больше, но это включая первые два года войны, годы фактического, зачастую стихийного отступления. За эти первые два года потери фашистского блока составили около 1700 тыс., следовательно, за последующее время, соответственно, около 7 млн. человек. За этот же период потери Красной Армии составили примерно 4,9 млн. человек. Таким образом, в 1943-1945 годах на 10 погибших красноармейцев приходится 14 погибших солдат фашистских армий. Эта простая статистика наглядно и объективно характеризует качество командования войсками и степень бережного отношения к солдатам в СССР.[3] Что же касается общих потерь, т.е. включая мирное население, то цифра в 27 миллионов человек настолько велика, что ее очень трудно себе представить. Поэтому прибегнем к сравнению: наши людские потери в Великой Отечественной войне в 27 раз превышают население современной Курганской области!

Выскажем несколько замечаний о ленд-лизе (с английского: lend - «давать взаймы» и lease - «сдавать в аренду»). Закон о ленд-лизе уполномочил президента США продавать, передавать, обменивать, давать взаймы, сдавать внаем или в аренду оружие, амуницию, продовольствие и другие товары и материалы любому государству, оборону которого он сочтет существенной для безопасности США. 11 июня 1942 года было подписано соглашение между СССР и США о ленд-лизе. Оно предусматривало (и это очень важно понимать) взаимопомощь государств антигитлеровской коалиции. Соединенные Штаты обязались осуществлять снабжение СССР оборонными материалами, а правительство СССР (об этом всегда умалчивают) - содействовать укреплению обороны США, предоставлять им оборонные материалы, обслуживание, различные льготы и оборонную информацию. Так что в общей сумме полученного за годы войны Соединенными Штатами «обратного» ленд-лиза в виде товаров и услуг в размере 7,4 млрд долларов была посильная доля и нашей воюющей на пределе своих сил страны. Поставками по ленд-лизу воспользовались 42 страны. Общие расходы США по ленд-лизу составили 46 млрд долларов, или 13% всех военных расходов Соединенных Штатов и 50% американского экспорта. Эти средства должны были распределяться между государствами пропорционально усилиям, прилагаемым ими в борьбе с гитлеровской Германией. Но две трети всей американской помощи, то есть более 30 млрд долларов, было направлено в страны Британской империи, а на долю Советского Союза пришлось 9,8 млрд долларов - менее пятой части всех поставок! «Советская страна, - как говорил, бывший президент США Герберт Гувер, - остановила немцев до того, как ленд-лиз дошел до нее». Красная армия и сама бы сумела довести войну до победного конца, но участие наших союзников по антигитлеровской коалиции сократило этот срок, помогло сберечь военную технику, а самое главное - жизни солдат.

Советский Союз, его сражающаяся армия и народ преградили путь германскому фашизму к мировому господству. Советский Союз оказал решающую помощь народам Европы и Азии в их борьбе за национальную независимость. В результате победы над фашизмом решительно изменилось соотношение сил в мире. Несмотря на тяжелейшие потери, Советский Союз вышел из войны окрепшим, значительно возрос его авторитет на между­народной арене. В странах Восточной Европы власть перешла к правительствам, которые возглавлялись коммунистами, поддерживались и контролировались советским руководством. Социалистическая систе­ма вышла за рамки одной страны, была ликвидирована географи­ческая изоляция. СССР превратился в великую мировую державу. Сложилась новая геополитическая ситуация в мире. Она стала характеризоваться нарастающим противостоянием двух различных систем - социалис­тической и капиталистической. Начался распад колониальной системы. В ходе национально-освободительной борьбы народов, толчком к которой стали победы над германским фашизмом и японским милитаризмом, колониальные страны, такие, как Сирия, Ливан, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Индонезия, Бирма, Филиппины, Корея, добились своей независимости.

Главным источником победы над фашизмом в Великой Отече­ственной войне стал героизм воинов Красной Армии - более 11,6 тысяч человек удостоены звания Герой Советского Союза, беззаветный труд, патриотизм и инициатива народных масс. Как бы ни оцени­вать ныне роль социально-экономической и политической систе­мы социализма в нашей стране тех лет, следует признать, что она выдержала тяжелейшие испытания военных лет и проявила все свои положительные качества в противоборстве с сильным и ко­варным врагом.

Должен рассеяться миф о том, что русская армия только отступала и терпела поражения. Война явила блестящие образцы русского военного искусства и величайшего героизма, начиная с обороны Брестской крепости и завершая взятием Берлина. В понимании И.А.Ильина «армия есть мужественное начало народа, его воля и сила, его рыцарская честь, ограда национальной целости и независимости. Русская армия - это школа русского патриотизма, верности, чести, дисциплины и стойкости. Воинское знамя - священная хоругвь народа. Ее победы - наши победы. Ее разложение - наша гибель».

Мы должны знать и понимать роль России в войне. Без нашей страны вряд ли мир добился итоговой победы. Теперь вносится немало существенных дополнений в исследование собственно военной истории страны 1941 - 1945 гг., роли отдельных сражений, ведущих военачальников, развития военной науки и искусства. Произошел сдвиг в жизнеописании героев мировой войны, в том числе военачальников, переоценка коллаборационизма и антисоветской борьбы, воевавших на стороне врага. по разные стороны баррикад (Власов, Краснов, Семенов, Хольмстон-Смысловский и др.) В поле внимания и судьбы миллионов военнопленных, беженцев и перемещенных лиц в период войны.

Война не закрыла эпоху глобальных конфликтов и социальных катаклизмов. Война во многом обусловила историческую судьбу России, возвестив об окончании эпохи «старой Европы» и изменив мир до неузнаваемости. Пик ключевого противоборства двух тенденций мировой истории еще впереди. С одной стороны, сближения с Западом и создания единого европейского пространства, а с другой - стремления отгородиться от него, создав самодовлеющий мир, и обратиться на Восток. Важнее оставаться самими собой. Нужно глубоко осмыслить суть, причины и последствия случившегося «безумного европейского, а затем и мирового раскола». Требуется концептуальное переосмысление значения, итогов и последствий, а главное - уроков войны (экономических, социально-политических, психологических, культурных и международных) для России как неотъемлемой части мировой цивилизации.

САКРАЛЬНОСТЬ И РУКОТВОРНОСТЬ ПОБЕДЫ

Есть светская и духовная стороны в понимании войны. Вторая Мировая война не явилась чем-то случайным и неожиданным. Она стала следствием закономерного перехода капитализма в свою монополистическую стадию, итогом предшествующей ожесточенной борьбы великих держав за богатейшие источники сырья, дешевой рабочей силы, рынки сбыта, сферы приложения капитала, важнейшие коммуникации и стратегические плацдармы, за господство в Европе и мире. Своим фашистским острием она была направлена на уничтожение первого в мире социалистического государства и исторической России.

Рассмотрим метафизическую связь основных событий Великой Отечественной войны с Православием. Укажем, прежде всего, на сам факт совпадения начала войны с Днем всех святых в земле Российской просиявших. Московская стратегическая оборонительная операция началась, как известно, 30 сентября 1941 года, в день, когда Православная Церковь чтит память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 5 декабря 1941 года советские войска перешли под Москвой в контрнаступление и нанесли врагу крупное поражение. Развернулось общее наступление Красной Армии, были нанесены мощные удары по противнику под Ростовом и Тихвином. Поражение немцев под Москвой и успешное наступление нашей армии началось сразу после великого двунадесятого праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и перед празднованием памяти святого благоверного князя Александра Невского (6 декабря).[4] Разгром фашистских войск под Москвой - решающее военно-политическое событие первого года Отечественной войны. Это означало первое крупное поражение гитлеровцев во Второй мировой войне и срыв «Blitzkrieg».

Героическая эпопея - Сталинградская стратегическая оборонительная и последующая Сталинградская стратегическая наступательная операции - так же имеют свой сакральный, метафизический смысл. Оборонительные бои в Сталинграде начались 13 сентября 1942 года сразу после празднования перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. Затем следует Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября) и Покров Пресвятой Богородицы (14 октября). Переход Сталинградской оборонительной операции в наступательную с полным окружением 330-тысячной группировки генерала-фельдмаршала Паулюса совершились опять же в конце ноября - начале декабря. Это самое «воинское» время на Руси, когда один за другим проходят празднования в честь Георгия Победоносца и Архангела Михаила: 16, 21, 23 ноября и 9 декабря. В начале февраля 1943 года эта операция была успешно завершена. История войн еще не знала примеров, чтобы столь многочисленные силы противника были полностью окружены и затем ликвидированы. Победа на Волге ознаменовала коренной перелом в ходе Великой Отечественной и всей Второй мировой войны.

Овеянная славой Курская битва имеет своим главным ядром встречное танковое сражение под Прохоровкой. И оно должно достойно войти во все учебники истории как самое большое танковое сражение в мире. Это легендарное лобовое столкновение стальных армад произошло 12 июля 1943 года - ни днем раньше, ни днем позже, а именно в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. А уже 5 августа того же года в Москве был дан первый артиллерийский салют, посвященный освобождению из лап немецко-фашистских захватчиков Белгорода и Орла, когда Русская Православная Церковь празднует одну из наших самых почитаемых икон Божией Матери - Почаевскую. Освобождение Киева, этой «матери городов русских», пришлось на 6 ноября - праздник чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». В результате победы под Курском и выхода советских войск к Днепру завершился коренной перелом в ходе Великой Отечественной и всей Второй мировой войны. Стратегическая инициатива удерживалась нашим командованием вплоть до полного разгрома гитлеровской Германии.

Красная Армия, как распрямлявшаяся стальная пружина, оттесняла фашистов все далее и далее на запад. К середине 1944 года три четверти советской территории было освобождено от оккупации. А осенью 1944 года вся государственная граница Советского Союза была восстановлена на всем ее протяжении. Как и в 1812 году, наши войска не остановились на своих собственных освобожденных рубежах, а начали освободительный поход в Европу для освобождения ее народов от фашистской тирании.

Теперь мы подошли к самой священной дате для каждого русского, да и для каждого в прошлом советского, человека - к Великой Победе 9 мая 1945 года. В соответствии с Пасхалией Православной Церкви Святое Христово Воскресенье праздновалось в 1945 году 6 мая. Переходящий праздник Пасхи в тот год совпал с непереходящим праздником Георгия Победоносца. Само по себе это достаточно редкое явление, и когда такое совпадение случается, празднование великомученику Георгию переносится на три дня позже, т.е. на 9 мая! Иными словами, Великая Победа нашего народа совпала и с пасхальной радостью о воскресшем Спасителе, и с празднованием памяти святого великомученика Георгия Победоносца, покровителя и молитвенника русского воинства. Примечательно, что в ночь с 8 на 9 мая 1945 года, когда Православные Церкви всего мира отмечали празднование Георгия Победоносца, Георгий Константинович Жуков подписывает акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Главным лицом тогдашнего так называемого «Третьего Рейха», после самоубийства Гитлера, был гросс-адмирал Денниц. И если имя Г. К. Жукова неразрывно связано в народной памяти с именем Георгия Победоносца (как в прямом, так и в непрямом смысле), то вот имя адмирала Денница хранит в себе очень мрачную и, как нам кажется, далеко не случайную аналогию с именем Денницы. Напомним, что в Православной Церкви так часто называют не кого-нибудь, а именно сатану! Получается, что в Пасхальные дни 1945 года, да еще к тому же в день самого Георгия Победоносца, Г.К. Жуков принимает окончательную и безоговорочную капитуляцию со стороны денницы-дьявола в лице гросс-адмирала Денница: богоданная и рукотворная победа Добра над злом, Христа над дьяволом!

ДУХОВНО-СОЦИАЛЬНОЕ ПОСТИЖЕНИЕ ФЕНОМЕНА ВОЙНЫ

Историки подсчитали: с 3600 г. до н.э. по 1980 г. было примерно 14550 больших и малых войн, в которых погибло, умерло от голода и эпидемий свыше 3,6 млрд. человек. Немецкий военный теоретик К.Фон Клаузевиц утверждал, что война «...есть не что иное, как продолжение государственной политики иными средствами». Она «...не только политический акт, но и подлинное орудие политики, продолжение политических отношений, проведение их другими средствами». С тех времен сущность войны не изменилась.

В марксизме война рассматривается как организованная вооруженная борьба между государствами (группами государств), классами или нациями (народами). Характер и социальная сущность войн определяется масштабом, интересами противоборствующих сил, их целями и средствами ведения борьбы. Марксизм делит войны на «справедливые» («прогрессивные») и «несправедливые» («реакционные»). Тип и формат современных войн становится все более многообразным: межгосударственные и гражданские, партизанские, межнациональные и религиозные (межконфессиональные), тотальные и ограниченные (локальные), «холодные», двухсторонние и коалиционные, мировые и региональные, антитеррористические, меж цивилизационные, «гибридные». Весь их уродливый симбиоз преломляется сегодня на Украине. В современном мире война как практическое средство приобрела иную специфику, зависящую от характера вызовов, уровня развития военной техники и способов ведения боя. Сегодня, когда термоядерная война угрожает гибелью всему человечеству, с указанной формулой уже нельзя безоговорочно согласиться. Такая война - это не продолжение политики, а самоубийственный конец всякой политики. Подобные высказывания (о прекращении войн, об исключении войн из политики) имели место и перед Первой, и перед Второй мировыми войнами, и гораздо позже. Однако реальность такова, что «за 2340 недели, прошедшие между 1945 и 1990 годом, всего три недели на Земле не было ни одной войны... Как и в прошлом, воюющие страны не ограничиваются подсчетом экономических плюсов и минусов, начиная войну: они подсчитывают свои шансы на захват, расширение или удержание политической власти».

Пределы политики определяются не в тиши научных кабинетов, а в реальной жизни, в том числе и в ходе и после военных действий. Они зависят от сущности и характера интересов основных социальных акторов, соотношения и расстановки их сил на поле противоборства. Ковровые бомбардировки Дрездена и ядерные удары по Хиросиме и Нагасаки, по оценке Нюрнбергского суда, не вышли за «политические рамки». А использование газовых камер и другие преступления фашистов и японских милитаристов были осуждены. Если бы в войне победу одержала другая сторона, то и «политические рамки» имели бы совсем иные пределы. Опасность мировой термоядерной войны и угроза гибели всего человечества «заставляют» ядерные державы соблюдать мораторий на применение ядерного оружия, но оно служит весомым «аргументом» в их политике. И они периодически «напоминают» своим потенциальным противникам о возможности использования имеющегося у них ядерного оружия. Даже слабая в экономическом отношении Северная Корея в защите своих государственных интересов прибегает к ядерному аргументу. Иногда сторона, участвующая в войне, не желает признать ее де-юре. Руководство СССР полагало свою миротворческую миссию выполнением интернационального долга и оказанием помощи по просьбе Афганистана. Положение нашей страны на международной арене серьезно осложнились.

Причины возникновения войн весьма многообразны, столь же многообразны и их теоретические обоснования. Большинство теорий выделяют объективные и субъективные причины возникновения войн. В качестве основной объективной причины называется «конфликт интересов», т.е. конфликт по поводу несовместимых объективно возникающих интересов. К субъективным факторам относят политическое устройство государства, господствующую идеологию, агрессивность лидеров и правящего класса, интересы отдельных политических группировок.

Питирим Сорокин усматривал источник возникновения войны в наличии несовместимых ценностей во взаимоотношениях больших социальных групп. Несовместимость ценностей лежит и в основе религиозных войн. Аналогичным образом возникают и гражданские войны: «Фактически все гражданские войны в прошлом происходили от резкого несоответствия высших ценностей у революционеров и контрреволюционеров».

Э.Тоффлер основной причиной возникновения войн считает разделение современного мира на три противостоящих друг другу (конфликтующих между собой) цивилизации первой, второй и третьей волны (аграрной, индустриальной, постиндустриальной цивилизациями). Каждая из этих волн (цивилизаций) имеет свои экономические, политические и другие интересы, свои представления о мироустройстве, свои ценностные ориентации. Основные противоречия на планете разворачиваются не между Востоком и Западом, не между Севером и Югом, не между различными религиозными или этническими группами, а между потенциально конфликтующими цивилизациями.

Гражданские, локальные и межгосударственные войны сегодня становятся проявлением глобального конфликта между конкурирующими цивилизациями.

Причины возникновения людоедской силы германского фашизма нужно искать именно в метафизическом и инфернальном мире. Истоки же Богоданной Победы над злейшим врагом нашего народа коренятся не только в социально-исторических, но и в сакральных факторах. В разгар Первой Мировой войны И.А.Ильин выступил с работой «Духовный смысл войны». «Война, - в его понимании, - есть не только потрясение, но духовное испытание и духовный суд».[5] Но как отличить духовное от бездуховного? Что является мерилом, эталоном, идеалом, истиной «в последней инстанции», определяющей понятие духовности?

«Не человеческим избранием определяется достоинство предмета, но истинным внутренним качеством его, верностью и совершенством перед лицом Божиим».[6] Таким «абсолютным» мерилом Ильин выявляет сущностные характеристики войны в её духовном значении и духовном оправдании. Духовное значение войны определяется «тем откликом,...духовным подъёмом, который слагается в народе во время войны и после неё».[7]

С духовным оправданием войны дело обстоит гораздо сложнее. Духовная оправданность войны, считает Ильин, определяется «теми мотивами, которые побудили народ открыть военные действия, и теми целями, которые он, воюя, имеет в виду и осуществляет». (там же, с. 20.) Ведь «каждая воюющая сторона старается изобразить своё дело как духовно оправданное. Это стремление обнаруживается в наш век больше, чем когда-нибудь. Мы видим, как слагается так называемая «публичная идеология» войны, которая имеет свою практическую задачу и осуществляет её даже в том случае, если она насквозь фальшива и искусственна».[8]

И первое обвинение, предъявленное этим «судом» - отсутствие чувства Родины, неспособность людей ответить на призыв войны исполнением своего морального долга перед своим Отечеством. Причина подобного «бесчувствия», по Ильину, кроется в «величайшем духовном и нравственном разъединении людей, которое царит в современном обществе»[9]

Душа человека обрастает целым множеством «ледяных покровов», избавляющих нас от необходимости отзываться на чужую беду, каждая занята своей заботой и судьбою. Каждый ищет своего, преследует только свою цель, не доверяя другим. «Как это привычно, элементарно, общеизвестно и как тяжело!», - сокрушается Ильин и определяет исходные позиции в понимании духа и души, духовной очевидности и душевной достоверности, которые лейтмотивом пройдут через все последующие творения мыслителя: «Жить стоит только тем, за что стоит и умереть».[10] Что составляет духовное достояние, которое стоит защищать всеми силами как высшее благо? «Это - всё то, что создано человечеством... - его наука, философия, религия, искусство; это - те силы, которые создают эти богатства - прежде всего жизнь каждого отдельного человека и особенно - жизнь национального гения; это - свобода жизни и созидания в экономическом, политическом, церковном, личном, групповом и национальном самоопределении».

Очень важно, чтобы люди сумели отличить первичность и значимость духовного достояния от «вторичных» благ «материальной культуры». «Люди, пренебрегающие душой и не ведающие духа, - по Ильину - предаются служению материальной культуре как якобы самостоятельной ценности и живут в слепоте к её духовному значению, принимая элементарную материальную основу жизни за самоё прекрасную жизнь».[11]

Главное в человеке - его дух, духовное состояние. Красотой и волей к совершенству, глубиной и широтой захвата характеризуется определение духа в трудах И.А.Ильина. Он раскрывает дух как то, что значимо в душе, «как потребность священного и как радость верного ранга...как дар молитвы, как силу поющего сердца и как жилище совести...как месторождение художественного искусства, как источник правосознания, истинного патриотизма и национализма, как главную основу здоровой государственности и великой культуры...» В действительности дух есть - все это сразу. И главное - проникнуть в религиозный, философский, нравственный и художественный смысл тех или иных проблем, чтобы постигнуть их как состояние человеческой души и человеческого духа. «Дух можно былобы определить как волю к Совершенству - а также к совершенствованию - в самом себе, в своих деяниях и во внешнем мире».[12]

В таком понимании феномена духовности как ценностной основы бытия человека и общества, все формы общения и социального устроения, хозяйственной жизни, семьи и Родины, труда и собственности, культуры и цивилизации, образования и воспитания могут быть представлены и осмыслены как концентрированное выражение и проявление наличного уровня духовности. Один из виднейших представителей русского идеал-реализма С.Л.Франк имел все основания утверждать, что жизнь общества по существу является духовной в своей глубине и основе, а не материальной: «Что такое есть семья, государство, нация, закон, хозяйство, политическая или социальная реформа, революция и пр., словом, что такое есть социальное бытие, и как совершается социальное явление - этого вообще нельзя усмотреть в видимом мире физического бытия. Это можно узнать лишь через внутреннее духовное соучастие и сопереживание невидимой общественной действительности». Он приходит к выводу: «В этом заключается абсолютно непреодолимый предел, положенный вечному социальному материализму, всякой попытке биологического или физического истолкования общественной жизни». В своей истинности и полноте дух предстает как осмысляющее основание всякого бытия: «Мы можем сказать, что духовнoe бытие в самом общем его смысле - есть основание и корень реальности непосредственного самобытия». Чем люди ближе к Богу, тем ближе они и друг к другу. «Люди разобщены между собой на поверхности и связаны в своей глубине... Духовная сила всегда сверхиндивидуальна, и ею всегда устанавливается невидимая связь между людьми».[13] Духовный мир имеет свои специфические законы. Законы бывают природные, социальные и духовные. Они появляются в результате взаимодействия природных, социальных и духовных систем. Несоблюдение законов всегда приводит к деструктивным разрушительным процессам в физиологии, психологии, технологии, экономике, политике, этике, праве, науке, а также... в духовности.

Последствия нарушения любых законов неумолимо ввергают в несчастья и трагедии не только в своих сферах, но и затрагивают все направления общественного бытия. Вдумаемся в проницательное Слово Святейшего Патриарха Русской православной церкви Кирилла на ХХII Международных Рождественских образовательных Чтениях: «Как часто мы вовлекаемся в конфликты - семейные, профессиональные, социальные, экономические, политические! Как сотрясаются порой основы национальной и государственной жизни! Безвольными и безучастными свидетелями чего сейчас мы являемся, получая страшные картины из Матери городов Русских - града Киева! Мы должны всегда помнить о том, что является основанием нашего дома, каким бы этот дом ни был, - большим или малым, личным или всенародным». И только величайшие кризисы способны пробудить людей и напомнить им о высшем назначении человека. Народная совесть, ведомая «абсолютным мерилом» духовности, способна определить, каково значение войны, её отклик для моего народа, вызвала ли эта война духовный подъём, который слагается в народе во время войны и после неё. Но что же происходит, если «абсолютное духовное мерило» отсутствует, и совесть народа «молчит»? Ильин утверждает: «Каждый народ воюет так, как он жил до сих пор и в армии, и в населении развёртывается именно тот дух, который выношен народом в мирное время». Каждый народ вносит в свою войну те нравы, обычаи, то представление о добре и зле, то правосознание, способность к состраданию, доброту и озлобление, которые он взрастил в себе у своих очагов. И, значит, мы можем рассматривать войну как самое объективное «зеркало» духовной культуры народов, участвующих в этой войне. «Родина, - утверждал Ильин, - это не земля, и не природа, и не хозяйство страны, и не...единичные люди; Родина - это национальная обращённость к Богу, национальное служение Его зову и Его делу;...Родина - это весь государственно оформленный и спаянный народ со всем его земным достоянием, народ как духовное единство, связанное однородностью, совместностью, взаимодействием и общностью пред лицом Божиим и на Его путях. Перед лицом такого отношения к Отечеству как к «национальному сосуду Духа Божия» русские люди должны отринуть от себя дух «раздора, тягания и отмщения, требовательности и местничества». Осознание великого духовного смысла войны, ставящего народы перед судом истории, должно вернуть русским людям «дух русского национального всеединства», дух жертвенности и смирения, покаяния и всепрощения. Для этого «русские души по обе стороны родного рубежа, - пишет Ильин, - должны очиститься от предреволюционных недугов и революционных страстей», они должны принять друг друга как «спаянные любовью к Родине и кровью на полях чести».[14]

Правящие круги каждой из стран стремились представить войну выражением их как народных чаяний. Так, в своей «публичной идеологии» оправдания войны против России в 1914 году Германия открыто проповедовала свои «благородные цели» - превратить варваров, «дикие русские орды» в покорный и выгодный рынок, который «в благодарность за благодеяния принудительного цивилизования, должен предоставить себя для экономической эксплуатации». Весьма показательны в этой связи слова будущего канцлера Б. Бюлова, произнесенные им в германском рейхстаге в 1897 году: «Прошли те времена, когда другие народы делили между собой земли и воды, а мы, немцы, довольствовались лишь голубым небом. Мы требуем и для себя место под солнцем». Планы усиления Германии в Европе за счет расчленения России и порабощения ее народов разрабатывались идеологами Пруссии·и Австрии, начиная еще со второй половины XIX века. В основу их была положена идея создания германского «Среднеевропейского союза». Во всей полноте безудержные мечты германского правящего класса были вы­ражены в «меморандуме профессоров», принятом в ноябре 1914 года и под которым подписа­лось 1347 «ученых». В нем выдвигалась задача установления мирового господ­ства Германии путем захвата территории Северной и Восточной Франции, Бельгии, Нидерландов, Польши, Прибалтики, Украи­ны, Кавказа, Балкан, всего Ближнего Востока до Персидского залива, Индии, большей части Африки, в особенности Египта, с тем, чтобы там «нанести удар по жизненно важному центру Анг­лии. Задолго до «Шахматной доски» Збигнева Бжезинского важнейшее значение придавалось отделению Украинской России от Московской России. Публичная идеология есть не что иное, как «идейный дурман», и народная совесть, не обманутая ложью, способна безошибочно решать вопрос об истинных мотивах войны.

Российская Империя, Советский Союз и современная Россия всегда отстаивали свои государственные интересы. И не только в ближних рубежах Отчизны. При необходимости и порой на дальних ее подступах. Мы побеждали в войнах, на летних и зимних олимпийских играх. В годину тяжких испытаний Россия не раз доказывала свою силу и сплоченность, преодолевала послевоенное лихолетье, а народ проявлял спасительную силу духа и веры. Не случайно в русском языке время так созвучно слову бремя. Россия всегда была верна союзническим обязательствам, бескорыстна в помощи и защите братских православных народов, служила гарантом европейской и международной безопасности, обеспечивала своим могуществом баланс и равновесие сил в мире. Сошлемся на объективное суждение итальянского либерального историка В.Ферреро: «С 1815 и до 1914 годов Россия удерживала равновесие и, не считая войн 1848 г. и 1870 г., никакая другая война не потрясла европейский континент. Это обстоятельство позволило свободно развиваться всем европейским странам, в то время как конкуренция России с Англией в Азии способствовала сохранению спокойствия и равновесия и на этом континенте. Падение царизма в России изолировало ее как от Запада, так и от Востока, и это отстранение нарушило мировое равновесие». Но тут требуется одно существенное уточнение. Это суждение было высказано в далеком уже 1933 году, когда только первые всполохи говорили о раскатах Второй Мировой войны. И именно Советский Союз, то есть сама историческая Россия разгромила германский фашизм и сломала хребет японскому милитаризму, продиктовала послевоенное устройство мира и в течение полувека сохраняла мир в мире. Следует знать и благодарно помнить, что инициатором Лиги Наций, прообраза современной ООН, была Россия. Указ с подписью русского императора Николая II выставлен и хранится под стеклом в музейных залах на Истр-ривер. Антисоветизм и русофобия - это идеология и политика борьбы не только с советским общественным строем, но и с Россией как таковой. В Советском Союзе Запад видел двойную угрозу. С одной стороны, его страшил социализм как альтернатива капиталистическому миропорядку. А с другой - возникал ужас от того, что к новому миру звала самая крупная страна планеты. Много столетий подряд ее просторы пугали своей мощью и манили несметными богатствами. Русские за свою историю навоевались. В пронзительном стихотворении Е.Евтушенко «Хотят ли русские войны?» есть такая строфа: Да, мы умеем воевать, но не хотим, чтобы опять солдаты падали в бою на землю грустную свою. Русские войны не хотят и ее не начинают. Они их заканчивают.

Россия православная, Россия самодержавная, Россия советская, Россия современная... всегда оказывалась поперек мирового зла. По такой же схеме и аналогии рушили советский строй в 1991-93 гг., когда метили в коммунизм, а попали в Россию. Райнер Мария Рильке, знавший и любивший Россию, называвшей ее своей родиной наряду с Богемией, провидчески утверждал: «Все страны граничат друг с другом и только Россия - с Богом». Далеко не случайно в реорганизованном ЦРУ США были созданы и укреплены отделы по борьбе с Русской Православной Церковью и... казачеством. Война против России является перманентной. «Холодная война» была лишь ее антикоммунистическим этапом захвата Евразийского континента, завершившимся «перестройкой». На самом деле она означала перенацеливание удара и была как у А.С.Пушкина «отложенный выстрел». И сегодня со стороны Украины он направлен на Россию. Россия столкнулась с грозным вызовом. У ее границ полыхает братоубийственный военный пожар. «Западные партнеры», используя созданную ими же ситуацию на Украине, обвиняют в происходящем Россию, выстраивают единый фронт против нашей страны. Антисоветизм агрессивен, настойчив, изобретателен и потому заразен. Невозможность задушить Россию удавкой санкций и бойкота сублимируется в надежду удавить объятиями. Прорыв в новую технологическую эру, "перезагрузка" международных отношений, фронтальный бойкот и экономические санкции противника формируют в итоге новую внешнеполитическую доктрину. Пятая колонна внутри страны стремится "опереться на Запад" (де-факто: встать под зонтик США), осуществить либеральный реванш под лозунгом защиты демократии и прав человека. А в геостратегии - постепенное превращение России во "второй фронт" противоборства США с Китаем за мировое лидерство. Современность входит в историю России начавшимся осознанием национальной идеи восстановления сильного, социально справедливого государства, духовно-нравственного вектора общественного развития. Воссоединением со своей Матерью-Родиной Крыма и Севастополя. Укреплением русского мира. Началом обретения Россией подлинной независимости, конца либерального безвременья, засилья олигархов, идеологии подражательства и безволия. Отступление заканчивается. Сегодня, когда кризис бьет по каждому, (хотя и по разному), а на огненном Донбассе русского рубежа идет настоящая война, стране нужны масштабные созидательные перемены. Наступит мир и воцарится благо, когда человек, по слову вечернего молитвенного правила, отринет западню «скверноприбытчества и мшелоимства». Когда он вырвется из этих цепких пут, тогда проснется совесть, и властелином будет труд. Труд как спасение и служение. Труд служения России, спасительное духовное и социальное единство народа. Только святость и звездные часы наших созиданий, побед и прорывов одухотворяют, освящают и освещают, связывают воедино и открывают подлинный лик России, прокладывают русский путь из прошлого, через настоящее - в будущее. Историческая Победа нашего народа в Великой Отечественной войне будет жить в веках и памяти благодарных потомков. У великих предков не должно быть сереньких потомков.

Анатолий Петрович Ветошкин, профессор, доктор философских наук (Московский государственный университет путей сообщения, Москва)

Литература

1. Православный церковный календарь на 2010 год (с душеполезными чтениями и повествованиями из истории Соловецкого монастыря). - М.: Изд-во МИИТ, 2009. - 272 с. С.187-189

2. Гриф секретности снят: потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Стат. исслед./ Г.Ф.Кривошеев, В.М.Андроников, П.Д. Буриков. - М.: Воениздат, 1993. С.370.

3. Ильяшенко А., протоиерей. Правда и ложь о наших потерях в Великой Отечественной войне [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.russned.ru/istoriya/pravda-i-lozh-o-nashih-poteryah-v-velikoi

4. Митрофанов Г. Н., протоиерей. Генерал Власов - человек, достойный сострадания / Интервью газете РИА-Новости [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.rian.ru/ interview/ 20090821/ 181877230.html

5. Мухин Ю.И., Шабалов А.А. Почему врут учебники истории: загадка 1937 года. М.: Алгоритм, 2008. - 256 с.

6. Саенко П.А. Маршал Жуков. До и после Победы. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2006. - 128 с.

7.Ильин И.А. Духовный смысл войны. // Собрание сочинений в 10-ти т. Т. 9-10. М. 1999.

8. Ильин И.А. Государственный смысл Белой Армии. // Собрание сочинений в 10-ти т. Т. 2. М. 1999. 9. Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. // Собрание сочинений в 10-ти т. Т. 3. М. 1999.

10.Ильин И.А. Собрание сочинений: Аксиомы религиозного опыта. Том 1. - М.: Русская книга, 2002.

12. Козырев Г.И. Политическая конфликтология. М.: ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2008.

13.Куличкин С.П. Первая Мировая. М: «Ихтиос», 2013.

14.Россия в царствование императора Николая II: колл. монография/ под ред. А.М.Миняйло, А.П.Ветошкина, В.А.Сметанина. - Екатеринбург, 2009. - 573с.

15.Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. - М., 1922.

16.Иоанн (Снычев), митрополит. Русский узел: статьи, беседы, обращения. СПб: Царское дело, 2008. - 408 с.



[1] См.: Иоанн (Снычев), митрополит. Русский узел: статьи, беседы, обращения. - СПб.: Царское дело, 2008. - 408 с.

[2]Гриф секретности снят: потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Стат. исслед./ Г.Ф.Кривошеев, В.М.Андроников, П.Д.Буриков. - М.: Воениздат, 1993. С.370.

[3]Ильяшенко А., протоиерей. Правда и ложь о наших потерях в Великой Отечественной войне [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russned.ru/istoriya/pravda-i-lozh-o-nashih-poteryah-v-velikoi.

[4] Православный церковный календарь на 2010 год (с душеполезными чтениями и повествованиями из истории Соловецкого монастыря). - М.: Изд-во МИИТ, 2009. - 272 с. С.187-189.

[5] Ильин И.А. Духовный смысл войны. Собрание сочинений в 10-ти т. Т. 9-10. М. 1999. С.13.

[6] Там же. С.23.

[7] Там же. С.20.

[8] Там же. С.28.

[9] Там же. С.7.

[10] Там же. С.24.

[11] Там же. С.25.

[12] Ильин, И.А. Собрание сочинений: Аксиомы религиозного опыта. Том 1. - М.: Русская книга, 2002. С. 35-36.

[13] Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. - М., 1922. С. 12.

[14] Ильин И.А. О сопротивлении злу силой // Собрание сочинений в 10-ти т. Т. 3. М. 1999. С. 312.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Сакральность и рукотворность Победы 1945 года

Да, сильно - столько написать о Великой Отечественной войне и ни разу не упомянуть главного творца Победы - Главнокомандующего И.В.Сталина. Видимо, ильинизм - это несомненный диагноз. Господь даровал Победу Сталину - это исторический факт, который некоторые ловкие говоруны пытаются заболтать. Похоже, так же насмерть будут молчать и во время празднования 70-летия Победы.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Анатолий Ветошкин
Размышления в День России
День рождения Древнерусского государства в праздник Рождества Богородицы
24.09.2021
Стратегия социально-экономического развития России
Из материалов Международной конференции «Духовно-нравственный путь социально-экономического развития России»
25.06.2021
Духовные и социальные основы единства народа в исторической традиции России
Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»
23.05.2017
Все статьи Анатолий Ветошкин
Генассамблея ООН по Украине
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Бывший СССР
День памяти Великого князя Юрия Данииловича
Сегодня мы также вспоминаем воина-мученика Фому Данилова, поэта А.А.Фета и писателя В.И.Белова
04.12.2022
Танки против самолётов
О рейде 24-го танкового корпуса генерала В.М. Баданова на станицу Тацинская
03.12.2022
Почему с русскими беда?
Покаяние как дорога к прощению
02.12.2022
День памяти святителя Филарета
Сегодня мы также вспоминаем Царевича Ивана Ивановича и Императора Александра I
02.12.2022
Запад затягивает конфликт в «чёрную дыру»
По словам Марии Захаровой, США и их союзники по НАТО поощряют продолжение боевых действий на Украине, не считаясь ни с растущими потерями ВСУ, ни с собственными проблемами
01.12.2022
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти выдающего русского мыслителя Данилевского
Сегодня мы также чтим память жертв петербургского наводнения 1824 года и иерея Даниила Сысоева
20.11.2022
День памяти Императрицы Марии Фёдоровны
Сегодня мы также вспоминаем графа Ф.И.Толстого и чтим память павших при освобождении Киева в 1943 году
06.11.2022
День памяти святого преподобномученика Галактиона Вологодского
Сегодня мы также вспоминаем поэта и критика А.А.Григорьева, министра гражданской авиации СССР Е.Ф.Логинова и поэта С.С.Орлова
07.10.2022
День памяти святителя Киприана Московского
Сегодня мы также вспоминаем героя Отечественной войны 1812 года генерала Н.Н.Раевского, книгоиздателя А.Ф.Смирдина, религиозного философа, математика В.Н.Тростникова и чтим память павших во время штурма турецкой крепости Бендеры
29.09.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Как вернуть России Русь
Новый комментарий от Vladislav
04.12.2022 01:07
Ревизия государственной тайны
Новый комментарий от Light9
03.12.2022 21:01
Сатана в Дивеево?
Новый комментарий от Константин В.
03.12.2022 18:16
«Голову срезал палач и мне...»
Новый комментарий от Mary
03.12.2022 17:51
Год Петра Великого и микроцефал в Петропавловской крепости
Новый комментарий от Серёга Чудиса
03.12.2022 16:47