22 мая в Москве будут подведены итоги ежегодной церковной награды среди писателей - Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Издательским советом Русской Православной Церкви в течение года велась кропотливая работа по организации литературного праздника и главное, поиску и отбору претендентов - авторов, достойных этой ежегодной церковной награды. Подробнее в интервью РНЛ рассказал председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент.
- Владыка, можно ли сказать что Патриарший литературный конкурс - это одна из визитных карточек Издательского совета?
У Издательского Совета достаточно разнообразных проектов и конкурсов. Многие уже стали традиционны и привлекают разных участников, зрителей, писателей, любителей и знатоков чтения. Как и масштабный проект «День Православной книги», конкурс «Просвещение через книгу», выставка «Радость слова», Патриаршая литературная премия - это ещё одно слово Церкви о хорошей доброй книге и писателях, тех людях, которые создают для нас новый мир знаний, помогают увидеть мир прекрасного, проповедуют в своих произведениях такие ценности, как любовь, милосердие, сострадание, патриотизм, говорят о семейных традициях и воспитании молодежи. Это наша благодарность от всего общества тем, кто не поработился рублю, а данный Богом талант писателя использует на создание хороших, качественных книг. Книга должна наполнять жизнь людей добром, пробуждать жажду Правды Божией, а писатель должен быть первым искателем этой Правды.
- Конкурс проводится в четвертый раз, изменилось что-то в организации мероприятия?
- Вручение премии - это итог. Как и в предыдущие года имена победителей будут объявлены со сцены зала Церковных соборов в Храме Христа Спасителя. Конкурс проходит в 2 этапа. Объявление конкурсного сезона бывает в сентябре, и до февраля принимаются заявки. Затем, Палата попечителей рассматривает все заявки и по формальному признаку (имеет ли право организация выдвигать кандидата, и может ли рекомендованное лицо быть номинировано), утверждает полный список номинантов и формирует совет экспертов. Совет экспертов состоит из писателей, литературных критиков, журналисты, священнослужителей. В этом году его возглавлял Б.Н. Тарасов, ректор Литературного института. Под его руководством был составлен так называемый «короткий» список, из тех лиц, которые включены в качестве кандидатов на премию Палатой попечителей. Этот список в апреле месяце был утвержден на заседании Палаты Попечителей, в него включено 9 человек. Все они заслуженные и авторитетные писатели, и отмечу, что они представляют разные страны.
- Владыка, на Ваш взгляд, каким должен быть писатель сегодня. Смогли бы в наше время жить Пушкин или Достоевский?
- Лучшего момента для того чтобы взяться за перо еще не было никогда. С точки зрения технологий наше время весьма благоприятно для творчества, я даже не буду особо останавливаться на этой стороне вопроса. Сколько раз Пушкину приходилось переписывать свои сочинения, а работая на компьютере этого делать не надо. Набрал текст и только редактируй.
Но если взглянуть на другую сторону вопроса, и посмотреть на состояние общества, то нам сегодня не хватает Пушкиных и Достоевских. Не хватает писателей, за которыми пошел бы народ и стал созидать Русь Святую, которые учили бы добру, любви, верности.
Писателем быть не просто. Главное - это талант. Талант, сам по себе, явление удивительное. Он либо есть, либо его нет. Это Божий дар.
Кроме таланта, важным является внутреннее состояние, внутренний мир человека. Если у человека действительно есть талант, и он хочет писать, то он должен быть свободен в своем творчестве от греховных влияний, быть честным и искренним, не зависеть от конъюнктурных и материальных интересов, иметь прочный духовный и нравственный стержень, и осознавать ответственность за свое творчество.
Время, конечно, накладывает определенный отпечаток на тематику и стиль создаваемых произведений. К примеру, в древней Руси, когда наши предки приняли христианство, то главной задачей тружеников пера было создание Святой Руси. И все творчество было направлено на создание житий святых, чтобы, читая их, народ усваивал добрые примеры жизни.
Вспоминая биографии уже состоявшихся русских и зарубежных, наших классиков, хочется напомнить, что все они были совершенно разные по характеру, имели различное воспитание, условия жизни и отношения с обществом. Но все они любили Россию. Кто - то мог упорно трудиться, писать по строчке каждый день, кто-то не притрагиваться к перу годами, а потом, на одном дыхании, создавал уникальные произведения (так было в жизни Ф. М. Достоевского). Или обратимся к творчеству А. С. Пушкина: его «Болдинский период» выделяется критиками и литературоведами одним из самых плодотворных в жизни поэта.
Возвращаясь к вопросу, смогли бы Пушкин и Достоевский жить в наше время. Я думаю, да. Это Божий дар, и Господь дает его людям, чтобы они могли послужить благу народа. Всем нам известен евангельский образ: «Зажегши свечу, не ставят ее под спудом, но на подсвечнике». И каждый творец слова и есть такая свеча. Но в том творчестве важно, чтобы эта свеча не коптила.
- Владыка, завершается церемония награждения, имена обладателей ежегодной писательской Патриаршей премии озвучены. И что же дальше?
- А дальше начинается самое важное. Премия - это признательность Церкви. Мы ждем от лауреатов премии не только новых интересных книг, нравственного содержания, но и помощи. Мы предлагаем объединить усилия тем, кто сознательно, не смотря на осуждение и подчас даже протесты антицерковно настроенных коллег, отстаивает на страницах своих книг евангельские истины. Наделяет своих героев теми качествами, которые позволят читателю задуматься, включиться в душевную работу. И в рамках диалога найдут путь ко Христу.
Многие лауреаты Патриаршей премии предыдущих лет стали нашими добрыми друзьями и соработниками.
- У современного человека все меньше остается личного времени, пространства. Возможности выбора информации. Нам навязывают то, что нужно говорить, что покупать, какую одежду носить, какие книги читать. Скажите, на Ваш взгляд, есть ли «противоядие» от того, что сейчас называют модным чтением?
Конечно процесс глобализации вряд ли остановишь. Воронка потребления все больше затягивает наше общество как участников этого процесса, она затягивает как общество в целом, так и каждую семью, и отдельно взятую личность. Если мы говорим о сфере словесных искусств, то я не открою Америку, если ещё раз скажу, что в первую очередь нам надо воспитывать молодое поколение, прививать молодым людям вкус к хорошему чтению. И как бы ни были страшны далекие времена, когда книга была доступна малому числу людей, а остальные прозябали во мраке безграмотности, современная ситуация изменилась, но в лучшую ли сторону? Знание, стало доступным всем. Но при отсутствии нравственных ориентиров, оно как нож у разбойника на улице.
Самую большую пользу современный читатель смог бы получить, если бы нынешним писателям не приходилось выбирать между заработком и велением сердца. А я уверен, у всех кто, призван, как говорил А.С. Пушкин «глаголом жечь сердца людей», было бы больше возможности создавать хорошие добрые книги, которые развивали бы любовь в сердцах современников, укрепляли бы современную семью.
А какое есть противоядие? Путь решения один - мы взрослые должны начать читать хорошую литературу, рассказывать детям о хороших книгах, если они из уст родителей, учителей, с экранов телевизоров увидят хорошие примеры, то у них появится интерес к чтению, а читать будут, о чем с ними говорят взрослые, что видят на экране. А правильное воспитание детей, это начало изменения ситуации во всей стране.
3. Солидаризуюсь с Валерием Хатюшиным и Леонидом Болотиным
2. Нужна грамотная комиссия для таких премий...
1. Re: «Сегодня нам не хватает Пушкиных и Достоевских...»