В сентябре этого года при Свято-Пафнутиевом Боровском монастыре откроется первое в России учрежденное Церковью среднее специальное учебное заведение «Технический колледж «Логос»». Главные направления обучения: цифровые технологии, биотехнические и интеллектуальные системы, программирование. Наш корреспондент беседует с митрополит Калужским и Боровским Климентом.
Владыка, почему Вы решили в Боровске при Свято-Пафнутиевом монастыре открыть технический колледж «Логос»?
Образованию в епархии мы уделяем большое внимание. У нас есть семинария, духовное училище, они имеют государственную аккредитацию. В этих учебных заведениях готовят священнослужителей и церковных работников, включая иконописцев и регентов для храмов. Но не все молодые люди готовы посвятить свою жизнь церковному служению. Очень много тех православных юношей, которые хотят жить по-христиански, но иметь светскую профессию, особенно, связанную с современными технологиями. И это наши прихожане, о них мы тоже должны проявлять заботу. Ведь после многих лет учебы в школе они оказываются в учебном заведении с другой ментальностью. Как воздействует эта новая среда? По-разному.
Можно сетовать по поводу того, сколько всего несовершенного есть в нашей сегодняшней действительности. Можно ворчать, что подростки нередко проявляют себя вовсе не так, как нам хотелось бы. А можно попробовать делать то, что можешь. Колледж – для юных. Эти юные очень скоро превратятся во взрослых, и во многом от них будет зависеть, что будет с нашим обществом, каким будет новое поколение родителей, смогут ли они передать любовь к Родине своим детям, как они будут воспринимать нашу историю, подвиг наших отцов, дедов, защищавших мир от фашизма, восстановивших нашу страну после разрушительной войны. Свое историческое прошлое, свою культуру и духовное наследие молодое поколение должно знать. Колледж хотя и технический, но в нем будет сильный блок гуманитарных предметов – история, литература, основы православной культуры. Преподавать эти предметы будут специалисты высокого уровня.
При колледже действует наблюдательный совет. В него вошли руководители крупных учреждений, известные специалисты в области медицины, цифровых технологий, администрирования. Все вместе, общими усилиями, мы постараемся, чтобы за годы учебы в колледже ребята превратились в настоящих профессионалов, знающих и любящих дело, которое они выбрали, настоящих патриотов, достойных граждан своей страны, людей, которые будут стараться строить свою жизнь на основе христианских ценностей. Ради этого все мы будем работать.
Почему важно не просто учить детей конкретной профессии, а еще и воспитывать, обучать их жизни?
Формирования личности — это не простой процесс. Одних знаний недостаточно. Можно овладеть определенными технологиями, а как их использовать? Человек не робот, который действует по заложенной в нем программе. Он свободная личность, и в соответствии с тем, как понимает жизнь, он и поступает. Например, у человека появились деньги, как он ими распорядится? Один, как в притче о безумном богаче, снесет старый дом, хотя он в приличном состоянии, а построит новый и скажет душе: ешь, пей, веселись. Другой, как блудный сын, пойдет «в страну далече» и промотает все. А третий, как милосердный самарянин, использует во благо и поможет ближнему.
Как будет поступать молодой человек, получив образование, зависит от его внутренних установок. В колледже будут готовить специалистов в области интеллектуальных технологий, как принято называть – технологии искусственного интеллекта. И специалисту недостаточно просто обладать какими-то умениями, чтобы выполнять ряд действий, у него должны быть сформированы моральные качества. Настоящий профессионал не просто умеет что-то делать, но он обладает рассудительностью, выдержкой, работает добросовестно, ответственно, честно.
Если человек что-то умеет, но не различает добро и зло, его умения могут оказаться страшной силой. Вспомним, например, бесчеловечные эксперименты на людях, которые проводились нацистами в Германии во время Второй мировой войны. Проводившие их врачи обладали хорошими знаниями и умением, но у них не было человечности, понимания ответственности за содеянное перед Богом и людьми. А сколько сейчас телефонных мошенников, которые, используя интеллектуальные технологии, забирают у пенсионеров последнее? Или, сколько сейчас детей живет в неполных семьях, и чаще всего без родных отцов? У этих людей, как первых, так и вторых, низкое нравственное сознание.
Во взрослой жизни молодой человек столкнется со множеством вызовов, опасностей и ложью. Поэтому его надо научить, как отличать добро от зла. От чего-то предостеречь, что-то объяснить, что-то повторить сотни раз – так больше шансов уберечь его от аморальных поступков.
Образование или воспитание – как найти правильный баланс?
Почему или? Образование и воспитание – именно так и только так. В реальной жизни образование и воспитание чаще слиты воедино, чем идут отдельно друг от друга. Идет не просто процесс обучения, передача и формирование знаний, умений и навыков – идет формирование специалиста, человека образованного, умелого, ответственного, умеющего честным – подчеркиваю, честным – трудом заработать на жизнь.
Когда мы обучаем юного человека, например, физике, мы не даем «изолированные» только знания. Учащиеся узнают историю науки, получают представление о вкладе разных ученых, об их служении знанию. Это формирует уважение к предшествующим поколениям тружеников этой области. С ребятами говорят об особой осторожности при работе, объясняют, к чему может привести пренебрежение правилами безопасности и т.п. Это тоже воспитание.
Когда мы говорим о родной истории, мы не просто имена и факты перечисляем. Мы учим и к бережному отношению к памятникам старины, и уважению к самоотверженным трудам многих поколений людей, живших на нашей земле до нас. Чтобы любить Родину – надо знать ее прошлое, знать, как страна строилась, ее героев и подвижников, кто создал облик России. Мы стараемся сформировать постоянный интерес к тому, что унаследовали от своих отцов, и это должен знать каждый россиянин, какую бы профессию он бы ни выбрал.
О чем, по Вашему мнению, мечтают современные подростки?
Современные подростки, как и подростки всех времен, очень разные. И говорить о том, что все они мечтают о чем-то одном, мне кажется, неправильно.
Знаю, что многие желают много путешествовать, чтобы посмотреть нашу страну и весь мир. Встречал немало ребят, которые хотят попробовать себя в каком-то творчестве. Об этом свидетельствует ежегодное большое количество участников детско-юношеского литературного конкурса «Лето Господне».
Впрочем, современные подростки, как их определяют социологи ‑ альфа поколение, имеют большой интерес к общению, они в большей мере информированы по сравнению с предыдущими поколениями, но знания их не глубокие, отрывистые. Они не хотят глубоко вникать в вопросы, их ум скользит по информации, как по экрану смартфона, они желают больше пролистать, им трудно даются большие тексты. Почему так происходит? Потому что с самого раннего детства они научились пользоваться гаджетами. Таковы реалии жизни, в гаджетах они находят буквально все: и учеба, и общение, и разная информация.
О чем Вы мечтали в их возрасте?
Я хотел, чтобы в нашей стране открыли больше храмов – это ведь были шестидесятые годы – чтобы люди могли посещать их без ограничений. У нас в поселке был действующий храм, в воскресные и праздничные дни мы ходили туда на службы, и раз-два в месяц ездили в Троице-Сергиеву лавру, а летом – в сельские приходы. Тогда как раз была волна закрытия храмов, монастырей, духовных школ. Предлог был – нерентабельные. Хрущев обещал показать последнего священника по телевидению. Мне, конечно, хотелось скорей вырасти и поступить в семинарию, чтобы потом служить в церкви.
Также хотел, чтобы можно было купить книги о вере. Их тогда не издавали, и помню, если нам дадут почитать такую книгу, то мы с братом их переписывали.
Эти все трудности только закалили в нас веру, та детская мечта – стать священником – в нас воплотилась. Все мы закончили семинарию, приняли священный сан и служим Богу. Заложенное в детстве родителями семя веры проросло, и живо сейчас. Вот поэтому, обращаюсь к родителям, очень важно дать детям в детстве правильные жизненные установки не только словами, но и примером своей жизни.
О чем мечтаете сегодня?
Хочу, чтобы наша страна всегда оставалась христианской, православной, чтобы люди не просто называли себя православными, потому что когда-то были крещены, а строили свою жизнь на основе христианских ценностей, были верующими. Чтобы каждый человек понимал, что Бог есть, и Он сотвори наш мир, дал жизнь каждому из нас. И мы за нее в ответе. Сейчас навязывают разные теории о происхождении жизни. Одна из них, якобы на землю жизнь занесена с другой подобной земле планеты. И постоянно мы читаем в новостях, что найдено новая экзопланета, которая находится на расстоянии 10, 20 и более световых лет. Но при этом в статьях не указывается, что один световой год, если перевести на привычную нам метрическую систему измерения, составляет 9,46 триллиона километров, и современный межпланетный корабль, такой как Вояджер 2, теоретически это расстояние (один световой год) преодолеет примерно за 20 тыс. лет, а экзопланеты еще многократно дальше. И как туда или оттуда долететь? В космосе супермаркетов нет, нет там и заправок, и источников с водой. Так что хватит сказки рассказывать, что «и Марсе будут яблони цвести». Земля, которую нам дал Творец, и сама жизнь – уникальны, и мы должны научиться благодарить Его за это и ценить жизнь.
Еще хочу, чтобы семьи имели побольше детей. Нас у родителей было четыре ребенка, все мальчики. Мы не считались многодетной семьей, но было здорово, и нам было весело. Вся семья была верующей, и мы во время хрущевских гонений друг друга поддерживали. Когда в семье много детей, легче перенести трудности, но за то, когда выросли, было сколько счастья, когда все собирались в родительском доме у мамы. Она не чувствовала своей старости, хотя прожила 102 года. К ней постоянно кто-то из нас приезжал. Для нее мы, и ее внуки, правнуки были в радость, несмотря на то, что болезни ее навещали. Помню, как-то ей сказал: «Внучки приедут (старшего брата дети), тебе будет тяжело с ними?» Она ответила: «Это мое лекарство. С ними я чувствую хорошо».
Вот и в нашем колледже будет предмет семьеведение. Опытные педагоги и священники помогут молодым людям узнать, как создать счастливую семью. Семейное счастье закладывается в юности через развитие ответственности и понимание важности духовного и культурного единства будущих супругов. Счастливая семья та, где супруги прожили совместной жизнью 30, 40, 50 и более лет и у них дюжина внуков. Президент В.В. Путин в мае этого года отметил званием «Мать-героиня» Марию Ильяшенко и Ирину Ильяшенко, это свекровь и невестка одной большой семьи. У Марии 12 детей и 56 внуков, а Ирина уже имеет 11 детей. Они жены священников. Это по-настоящему счастливые семьи.
Что главное в деле, которым Вы занимаетесь?
Для меня самое важное, что моя жизнь посвящена служению Церкви – это то, к чему я больше всего стремился в юности, и что Господь мне по милости Своей дал.
Скажу несколько слов для молодежи и их родителей. Сейчас выпускники 9-х классов, и кто окончил среднюю школы выбирают, куда пойти учиться дальше. После 9 класса думают, продолжить ли обучение в школе, или поступить в иное учебное заведение, где можно получить профессиональное образование. У меня вам совет. Во-первых, не выбирайте учебное заведение по принципу подальше от дома, чтобы быть свободными от родительской опеки. Это неправильно. Вспомните притчу о блудном сыне, к чему привело это «подальше от дома»? Правда, если есть нужда поехать учится в другой город, потому что только там можно получить желаемое образование, то это да, можно туда поступать. Повторю, если только там есть учебное заведение, где можно приобрести специальность, которую желает получить молодой человек, и которой хочет ей посвятить всю свою жизнь. Выбор учебного заведения не должен быть по принципу – подальше от дома, или поступить туда, куда идут друзья. Молодой человек должен разобраться в себе, готов ли он полюбить выбранное дело и отдать ему все свои силы.
Касательно моего послушания в Издательском совете скажу, что мне постоянно приходится взаимодействовать с писателями и общаться с книгой. Это приносит радость. Хорошие книги дают самое главное – они соединяют сквозь века и тысячи километров. Они дают увидеть мир по-иному. Например, из Евангелия мы узнаем не только о земной жизни Христа, но и для чего я живу, в чем смысл жизни человека, что такое хорошо, что такое плохо. А это важно знать каждому человеку, и усвоить это нужно с юности.
Служение Церкви – самое для меня главное, и что важно – оно не утомляет. Особенно богослужение и молитва. И в храме, и на молитве в келии происходит как бы энергетическая дозаправка, Благодать Святого Духа обновляет человеческие силы. А, как в народе говорят, без Бога ‑ ни до порога.
О чем важно помнить молодому поколению?
Если представить себе человечество как большое дерево, молодежь – это ветки, красивые, цветущие, свежие. Есть еще корни – предыдущие поколения, а также ствол – нынешние зрелые люди. И если ветки откажутся от корней, не захотят их знать, то просто погибнут: дерево без корней жить не будет. Если ветки будут пытаться отсоединиться, дистанцироваться, принципиально отделиться от ствола, то они тоже не выживут. А если будут, как и положено, тянуться вверх, расти, окрепнут, дадут урожай плодов, на них самих появятся новые отростки, которые тоже будут расти, и жизнь дерева продолжится.
Молодые люди должны тянуться вверх, идти вперед, но важно научиться понимать, туда ли идешь, не ошибаешься ли. Очень важно в этом возрасте с уважением относиться к памяти предков, перенимать лучший опыт старших современников и учитывать его. Обязательно нужно изучать историю – в том числе чтобы не повторять страшных ошибок прошлого.
Юноши должны понимать, что жизнь человека не сводится только к удовлетворению потребностей плоти и ее желаниям. У человека есть душа, которую дал нам Господь. Он должен стремиться жить по совести, идти к добру и свету.
Адрес:
249010, Калужская область,
М.р-н Боровский,
г.п. город Боровск,
г. Боровск, мкр Роща, ул. Дмитрова, д. 1а
Сайт: колледжлогос.рф
Телефон: +7 (939) 777-38-85
Почта: anopotk@yandex.ru