Пение концертов не должно быть допускаемо в православных храмах

Консервативная классика  Проблемы церковной жизни 
0
751
Время на чтение 7 минут


 

 

 В. Е. Маковский. Придворные певчие. 1870.

Ниже мы впервые переиздаем одну из статей русского православного мыслителя, церковного историка, публициста, писателя, журналиста, издателя, поэта, искусствоведа, церковного композитора и дирижера  В.И.Аскоченского (1813-1879).

Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изданию: Аскоченский В.И. [Без подп.] Заметки любителя церковного пения // Домашняя беседа для народного чтения.- 1864.- Вып. 47.- С.950-952) подготовил профессор А. Д. Каплин.

Название и примечания в квадратных скобках  - составителя.

+   +   +

Заметки любителя церковного пения

Нельзя и сказать, как неприятен показался мне когда-то указ 1826 года, воспрещающий пение концертов в храме Божием! Мне думалось в ту пору, что им положительно нарушается торжественность и благолепие церковного богослужения, а наши певческие хоры низводятся на степень простых певцов, обязанных строго держаться обиходной буквы и не позволять себе свободного излияния религиозных чувств. Мысль эта путешествовала со мною по всей России, и я без ума был рад, когда встречал хоры, которые, вопреки указу, распевали во время литургий, вместо причастных, сантиментальные концерты Бортнянского[1]   или крикливые оперетки Дехтярева [2]   или наконец композиции Львова со всеми аксессуарами театральной вокализации. Много нужно было времени, чтоб отрезвиться от такого странного опьянения; далеко глубже надо было вникнуть в характер единственно потребного Церкви православной пения, чтобы понять свое жалкое заблуждение и убедиться, что неприятно подействовавший на меня указ был плодом того глубоко прочувствованного правила, чтопети Богу нужно разумно.

Более десяти лет не слышал я в церкви концертов, и убеждение, что так оно и должно быть укрепилось во мне тверже и глубже. Не доставало еще одного доказательства, как пишется в старинных логиках, - ababsurdo. Представилось и такое доказательство: в день Покрова Пресвятыя Богородицы, в одной из столичных церквей, сборный хор, вместо причастна, запел концерт Бортнянского: Восхвалю имя Бога моего. С детства знакомые звуки приятно защекотали мое ухо, шевельнулось даже в груди какое-то ласкающее чувство, при исполнении первого мелодического отдела этой прекрасной композиции; но когда хор хватил: и возвеличу Его во хвалении,- очарование исчезло, и я с негодованием ушел в алтарь, чтоб быть подальше от этого рева басов, крика теноров и альтов и визготни дискантов. Несоответственность пения тому, что в эти великие минуты совершалось во святая святых; неуместное развлечение, предложенное певцами благочестивым прихожанам; не-русская мелодия, святотатственно внесенная в храм Божий- все это легло на душу мою самою неприятною изгарью, и думы, одна другой раздражительнее, волновали меня до тех пор, пока отдернулась церковная завеса и прекратился гомон разыгравшегося хора.

Нет, теперь еще более убедился я, что пение концертов, какого бы они ни были достоинства, не может и не должно быть допускаемо в православных храмах. Они не собирают в себя внимательного слушателя, а рассеивают его; они не возвышают молитвенного чувства, а парализуют, оземленяют, убивают его,- и не будь после этого строгого возглашения диакона: со страхом Божиим и верою приступите, - человек вышел бы из церкви, как из филармонической залы, если еще не хуже того...

Более чем странною кажется мне после этого статья: О влиянии юго-западных церковных братств на церковное пение в России, помещенная в «Православном Собеседнике» за текущий год, в сентябрьской книжке. Автор, как заметно, хорошо изучил дело, но как сторонник вычурного пения, занесенного к  нам с запада, он во что бы то ни стало хочет доказать, что наша церковная музыка с того только времени получила свое изящество, когда «гармонический строй открыл простор для свободного полета южнорусской мелодии». Он вне себя от удовольствия, это «сами музыкальные учители южно-руссов, латиняне, слушая их пение, приходили в благоговейный восторг, и торжественно признавались, что у греков гораздо святее и превосходнее чествуется Бог нежели даже у римлян». Странно, как это автору не пришла в эту пору на память басенка Крылова: «Кукушка и петух». Он тотчас понял бы тогда,

За что так, не боясь греха,

Кукушка хвалит петуха:

За то, что хвалит он кукушку.

Почтенный любитель итальянского пения до того наконец зарапортовался, что всех, не соглашающихся с его мнением, пожаловал в раскольники. Опровергнуть его доводы стоило бы не большего труда, но я на этот раз не пишу диссертации, а напомню им же самим приведенные слова препод. Максима Исповедника: «сладость божественных песнопений служит образом сладости божественных благ, возбуждающей душу к чистой и блаженной любви к Богу и внушающей сильнейшее отвращение ко греху». От того-то никак нельзя согласиться с автором, что лишь бы было истинное понимание пения, лишь бы не услаждало оно одного внешнего слуха, а то будь, изволите видеть, оно одноголосное или многогласное, демественное или итальянское,- различия в существе дела никакого не будет». Нет, почтенный муж, с таким убеждением немудрено, вместо храма Божия, забежать и в оперу, так как и оперное пение не услаждает одного внешнего слуха,- но возбуждает ли оно душу к чистой и блаженной любви к Богу, внушает ли сильнейшее отвращение к греху,- это еще вопрос. Согласитесь, что композиции Рачинских, Березовских, Галуппи[3], Сартиев, Дехтеревых и даже Бортнянских и Львовых не далеко ушли от сочинений Беллини, Мейербееров, Верди, но крайней мере, по характеру своему, и, следовательно, приписывать им силу, вдохновляющую чистейшие помыслы, у чересчур уж решительно и отважно.

+   +   +

Августа...дня 186...года.

Не то, так другое. Сегодня на всенощной, сначала до конца, дразнил меня какой-то бас, находившийся, как заметно, в подпитии. Во время ектении, он, после каждого Господи помилуй, тянул нижнюю октаву ровно до следующего возглашения диакона. Хорошо, еще, что и диакон-то непозволительно торопился, выговаривая ектению в продолжение пения хора, так что предстоящие могли слышать только окончания его возглашения, и сами догадываться, о чем следует молиться, а то я и не знаю, что делал бы безобразник-октавист.

Все, серьезно составленные хоры, непременно имеют одного или двух басов, имеющих на своей ответственности нижнюю октаву. В известных местах хорового пения эти голоса, действительно, производят эффект и способствуют полноте гармонии, но только тогда, когда они не своевольничают и не обращают рычанья в собственную потеху и в удовольствие ротозеев.

По моему, дирижеры хоров должны строго смотреть за этим и не позволять октавистам тянуть свою ноту долго по окончании пения целым хором. Это всякий раз напоминает мне ту гоголевскую дудку, которая в шарманке Ноздрева никак не хотела уняться и продолжала выть, независимо от своих товарищей. А согласитесь, что представление подобного рода сравнений весьма неприлично в храме Божием, и тот, кто наводит на него, грешит и за себя и за других.

А вот и еще в высшей степени неприятная вещь, - это неправильное произношение слов певцами. В петербургском почтамтском хоре есть какой-то бас самого терзательного свойства и, к удивлению, составляющий, как видно, замечательную единицу. Бог бы с ним, если б он пел, как мать-природа его одарила, - но невыносимо слышать, когда он коверкает слова, и вместо, например: Тебе поем, Тебе благословим, произносит: «тебе пеем, тебе блегеслевем». До сих пор мерещится мне, как он в известном задостойнике Турчанинова: Рождество твое нетленно явися, хватил: Бег из беке твеею», - я не мог долее оставаться в церкви и ушел, от души негодуя на безобразника-певца. Чего регент-то смотрит? думал я. Или у него вместо уха одни только уши!..

Примечания

[1]  Бортнянский Дмитрий Степанович(1751-1825) - композитор, один из основателей классической российской музыкальной традиции. Воспитанник, а затем управляющий Придворной певческой капеллой в С.-Петербурге.

[2]  Дегтярев (Дехтерев) Степан Аникиевич (1766-1813) - композитор.

[3]  Галуппи (Galuppi) Бальдассаре (1706 -1786) - итальянский композитор. В 1765-1768, в период царствования Екатерины II, Галуппи был приглашен работать придворным капельмейстером и сочинителем музыки в Петербурге. Галуппи стал первым иностранцем, написавшим музыку на текст православного богослужения, и ввёл в него неизвестную ранее форму «концерта». За время службы в России композитор написал несколько кантат, духовных концертов и серенад.

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. автор комм №2: "Дух церковности покинул православный клирос."

Есть такая замечательная святотеческая мудрость, проверенная тысячелетним опытом: что мы замечаем в других, то есть и в нас. Да к тому же, любая (публичная-непубличная, мягкая-жесткая и пр.) критика священноначалия со стороны мiрянина неминуемо скажется, как минимум, на этом мiрянине, а то и на его окружении, если он/она не покается. Как сказал один батюшка (http://goo.gl/OJCq5h): "Пост прошел из рук вон плохо!"
Александр Бутов / 11.04.2014, 20:22

2. Re: Пение концертов не должно быть допускаемо в православных храмах

К сожалению, обсуждение данного вопроса на РНЛ реальной пользы не принесёт. Как не принёс пользы указ 1826 года. Указ связан с ревностной деятельностью свт. Филарета Московского по очищению церковного пения от мирских пошлостей. И что? Всё то, с чем святитель и синод боролись ныне звучит на патриарших службах. Дух церковности покинул православный клирос. Регенты уже не руководствуются этим самым духом. Главный критерий - вкусовщина. В церкви отсутствует певческая цензура, ведь если восстановить критический подход к формированию певческого репертуара, начинать придётся с себя. Расстаться с театральностью современного православного богослужения священноначалие не захочет. А наш голос услышан не будет. Священноначалие вообще не замечает существующей проблемы, робкие голоса заинтересованных мирян и священнослужителей тонут в общем потоке. Гораздо больше внимания теперь уделяется обязательному служению пассии, ничего не имеющей общего с постной триодью.
Рогов / 09.04.2014, 19:43

1. Re: Пение концертов не должно быть допускаемо в православных храмах

Высказывание В.И Аскоченского за 1864 год написано как будто бы сегодня. Проблема особой выразительности церковного пения, его молитвенности и строгого соответствия пения тому, что совершается во святая святых, эта проблема весьма актуальна и сегодня. Острая нехватка квалифицированных певчих, регентов, разностильность в подборке служебного репертуара, несоблюдение порой даже формальных требований к церковному пению - это лишь малая часть проблем нынешнего клироса. Увеличение количества действующих храмов требует и большего числа подготовленных певчих, регентов. На уровне местных епархий с их малыми возможностями проблема эта не решается. Узким местом в певческой практике является проблема СЛЕДОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЁННОЙ СТИЛИСТИКЕ ИЛИ ТРАДИЦИИ в отборе певческого материала, для чего должно регенту очень хорошо знать и историю церковного пения, и местные традиции, и многое другое...Тема качества церковного пения, поднятая на РНЛ не случайна, и надеюсь получит своё развитие и продолжение.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Ипатьевич Аскоченский
«Кого нам хвалит враг, в том верно проку нет!»
О современном просвещении вообще и об университетском образовании в России. Ко дню памяти († 18/31 мая 1879)
29.05.2020
«Незаб­венный Петр Могила...»
Ко дню памяти святителя († 31 декабря 1646/13 января 1647). Статья 5
16.01.2019
«Незаб­венный Петр Могила...»
Ко дню памяти святителя († 31 декабря 1646/13 января 1647). Статья 4
15.01.2019
Все статьи Виктор Ипатьевич Аскоченский
Консервативная классика
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Нововведения Второго Ватиканского Собора и его последствия
Перед нами мессианский гуманизм, где Бог растворяется в человечестве
25.12.2024
Имеет ли силу церковная анафема?
Митрополит Климент (Вечеря) предлагает лукавую интерпретацию отлучения от Церкви Мазепы
25.12.2024
К чему нужно быть готовым пророку Илии?
Современное «предание», по которому живёт земная Церковь, не препятствует людям грешить
23.12.2024
Священники были приветливыми, а Патриарх Кирилл, как всегда, на высоте
Заметки участника Ежегодного Собрания московского духовенства, 20 декабря 2024 г.
21.12.2024
Когда же придёт царь?
Или За полчаса до Илии
17.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 18:55
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Новый комментарий от РОНОЛ
26.12.2024 18:39
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Русский танкист
26.12.2024 18:39
«Почему не бьём?»
Новый комментарий от Калужанин
26.12.2024 18:02
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от АБС
26.12.2024 17:12
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.12.2024 16:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Владимир С.М.
26.12.2024 16:42