itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Во что может превратиться православный, если останется эволюционистом

Отец Андрей Кураев перешёл все дозволенные границы человеческого приличия и духовного такта

Андрей Кураев  Православие и эволюционизм   РПЦ (Русская православная церковь) 
0
7088
Время на чтение 5 минут
Скандальная слава протодиакона Андрея Кураева дала многим повод для размышления: за что в действительности он был лишён звания профессора Московской Духовной Академии? Не секрет ведь, что иногда за явные грехи мы не предстаём перед правосудием, в то время как человек, случается, может понести наказание по уголовной статье за преступление, которого не совершал. А бывает и так, что прегрешение заключалось в одном, а наказание было назначено за другое...

Многие заявления о. Андрея смущали и продолжают смущать православных людей. В частности, меня. Однако я не смею выступать в качестве судьи, тем более что духовное решение уже вынесено уважаемыми членами Учёного совета МДА. Я хочу лишь отметить, что в течение многих лет диакон (а потом и протодиакон) Андрей Кураев высказывал позицию, противоположную учению Церкви по одному догматическому вопросу: отношению к шестидневному творению и появлению смерти. В 1999 году он опубликовал статью «Может ли православный быть эволюционистом?», а в 2006 году - книгу с тем же названием.

На ошибочность взглядов о. Андрея ему неоднократно указывал убиенный иерей Даниил Сысоев в книге Шестоднев против эволюции. Дважды это сделал и мой брат, протоиерей Константин Буфеев. В книге «Православное вероучение и теория эволюции» (2003 г.) ему посвящена глава «Как миссионер-эволюционист не устоял в Православии» (с. 340-352), в сборнике «Православное осмысление творения мiра» № 3 (2007 г.) - статья «"Православный эволюционизм" как одно из новых "мнений Церкви"» (с. 55-80).

Никакого содержательного ответа на критику в течение нескольких лет о. Кураев своим оппонентам не предоставил. При этом тихо и незаметно он оставался «православным эволюционистом».

Новым поводом для вступления о. Андрея Кураева в эту дискуссию (причём в самом неприглядном и хамском стиле) явилась яркая статья протоиерея Константина Буфеева «Шестоднев в контексте Священного Предания. О докладе протоиерея Леонида Грилихеса». Наиболее важной, на наш взгляд, в этой публикации является мысль автора о том, что отношение к самой тематике Шестоднева должно определяться, исходя из догматического учения Православной Церкви. Из этого следует, что не научный подход (равно как в академическом, так и в «книжническом» смысле), а именно опора на святоотеческую традицию может дать единственно правильное понимание событий первой творческой седмицы.

Как это ни странно, догматическое значение церковного учения о Боге как о Творце не осознается в должной степени, и даже отрицается многими современными богословами (протоиерей Леонид Грилихес - один из них). И как бы ни хотелось эволюционистам трактовать события Творения «более духовно» - аллегорически, все их хитрые изворачивания являются лишь игрой ума и никак не приближают к Истине. Достоинством статьи отца Константина Буфеева является то, что он сумел сказать об этом просто и ясно.

Тем удивительнее было встретить среди отзывов на эту статью следующую резкую оценку протодиакона Андрея Кураева, его многолетнего оппонента: «Крайне подлая статейка» [19 декабря 2013, http://pravmir-24.livejournal.com/3383830.html].

Отец Андрей перешёл все дозволенные границы человеческого приличия и духовного такта. Статья отца Константина - конкретная и аргументированная, опирается на мнение Святых Отцов. Она содержит критическую часть, причём весьма обоснованную (интересно, что сможет ответить прот. Леонид Грилихес?). Статья содержит и позитивную часть - а именно, напоминает о забытом многими богословами-модернистами традиционном толковании Шестоднева. Ничего «подлого» в статье нет ни по содержанию (стиль вполне академический), ни по отношению к кому-либо из упоминаемых в ней лиц.

Подлость, скорее, можно усмотреть в самих приведенных бессовестных и безответственных словах отца протодиакона. Если о. Андрей отвергает святоотеческое учение о Сотворении и воспринимает критику, направленную в адрес о. Леонида Грилихеса, как уязвление собственной позиции, это вовсе не означает, будто обличение эволюционистов о. Константином Буфеевым несправедливо.

Отцы Даниил Сысоев и Константин Буфеев неоднократно персонально приглашали о. Андрея Кураева принять участие в работе богословских конференций, проводимых Миссионерско-Просветительским Центром «Шестодневъ». Однако о. Кураев назвал созданный по благословению Святейшего Патриарха Алексия II Центр «сектой», а на открытый диспут прийти так и не решился. Вместо этого он позволил себе циничный и развязный стиль по отношению к священнослужителям, стоящим выше него в церковной иерархии: к священнику и к протоиерею (имеющим церковные награды, а также богословские и естественнонаучные кандидатские степени). И теперь он не смог найти других слов, кроме наглого вызывающего пассажа: «И эти сысоевские шулеры хотят, чтобы с ними кто-то всерьёз диспутировал?» [там же].

Бессильные и жалкие слова.

Исполненный ненависти, протодиакон-целибат назвал оппонентов «юношами». Трудно сказать, что это - особый пиарный ход «старца»-блогера, либо проявление его «старческого» (младостарческого) слабоумия. Дело в том, что первый «юноша», иерей Даниил - отец трёх дочерей. Другой «юноша», о. Константин имеет шестерых детей, из которых двое - студенты московских ВУЗов, а один уже аспирант.

Но главное, конечно, не в этом. Протодиакона Кураева обличили в еретическом заблуждении, в противоречии согласному мнению Церкви, в догматической ошибке - а он вместо покаяния (или содержательного ответа) изрыгает лишь хулу и оскорбления... И ни одного слова по существу. Отец Андрей действительно не ответил ни на одно критическое замечание к своим публикациям по теме Шеcтоднева. (Поразительно, насколько эволюционисты беспомощны в своей богословской аргументации и постоянно проигрывают в споре православным оппонентам.)

На самом деле, мне вообще не понятно, с какой стати о. Кураев в контексте полемики между двумя протоиереями (Буфеевым и Грилихесом) упомянул имя отца Даниила Сысоева. Сам о. протодиакон уже давно исписался и вряд ли способен после десяти лет отмалчивания сказать что-либо существенное по теме продолжающейся богословской дискуссии. Приснопоминаемый отец Даниил, к сожалению, ответить ему уже не сможет. В его тело уже вошли две смертоносные пули. Каким же чудовищным бесстыдством должен обладать человек, к тому же православный клирик (!), который написал про убиенного священника: «И не надо про "мученика". Удар по голове топором или пулей никого не делает умнее. Мученическая кончина не может быть оправданием предшествующего графоманства» [18 декабря 2013 г., http://diak-kuraev.livejournal.com/563860.html].

Вот до какой моральной высоты возрос наш «православный эволюционист».

В обществе благородных людей за такие слова раньше вызывали на дуэль. Но протодиакон Кураев (сам, кстати, редкий графоман - в отличие от о. Даниила, который таковым не был) ни разу не поднял перчатки, брошенной ему в богословском диспуте. Так что в благородстве этого «милостивого государя» никто не подозревает. Даже пощёчины о. протодиакон не достоин. Кому охота руки марать?

...И вот, на очередном витке жизненной спирали, Господь дал миссионеру-эволюционисту знамение. Бог поругаем не бывает. Отец Андрей, Вы хоть заметили, что лишились всех академических регалий в день памяти небесного покровителя убиенного иерея Даниила Сысоева - святого пророка Божьего Даниила?..

Благодатный Огонь
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

128. Re: Во что может превратиться православный, если останется эволюционистом

Яблоков, простите, вы действительно считаете, что ваше высказывание содержит какой-то смысл и соответствует действительности? Может, вам мало ссылок, которые я тут предоставил? Там рассказывается об экспериментах. ___ Кстати, по теме: http://theoryandpractice.ru/videos/647-evolyutsionnaya-psikhologiya
рудовский / 23.01.2014, 13:12

127. Ответ на 126., рудовский:

Тем, что эволюционизм к науке не имеет совершенно никакого отношения. Он принимается на веру "учеными"-атеистами. Научно только то, что подтверждается повторяющимся во времени экспериментом.
М.Яблоков / 22.01.2014, 12:32

126. Re: Во что может превратиться православный, если останется эволюционистом

Яблоков, вот ващи слова: 104. М.Яблоков : Ответ на 103., рудовский: 2014-01-21 в 12:24 Причем тут РАН? Речь о том, что эволюционизм - антинаучный бред.

. Чем вы можете подтвердить сие высказывание?
рудовский / 22.01.2014, 12:21

125. Ответ на 122., иерей Е. Селенский:

Есть, особенно в математике, большое поле для проявления интуиции. Многие талантливые математики подходят к неизвестной проблеме с эстетических позиций, уверяются в своей правоте или неправоте, а уж потом доказывают свои выводы на бумаге. Помню, кто-то из них сказал так: сначала я увидел, что это так, и лишь затем понял, как это доказать.

Об этом писал, например, Пуанкаре. У нас публиковался когда-то сборник его трудов "О науке". Об этих вещах имеются соответствующие главы в работах "Ценность науки" и "Наука и метод".
Коротков А. В. / 22.01.2014, 11:27

124. Ответ на 123., рудовский:

наши академики отказались

Какие это "наши" академики? Никакого единого мнения у академиков по этому поводу нет. Разве что в философии марксизма-ленинизма.
М.Яблоков / 22.01.2014, 11:07

123. Re: Во что может превратиться православный, если останется эволюционистом

Иерей Селенский Насчет интуиции и всяких неожиданных догадок - да, верно: всегда возможно удачное предвидение или даже просто везение. Насчет суеверия - это просто невольная цитата из одного романа А.Азимова. У него, кстати, были свои соображения насчет возникновения и развития жизни. Яблоков, так это ж хорошо, что белочки и белки рождаются только от белочек и белок!.. Представляете, что было бы, если бы белочки рождались от зайчиков (хотя есть другие белочки, возникающие от водочки; и есть другие белкИ, как они возникли - пока неясно). Так что насчет РАН-то? Вы тут вроде хотели доказать, что наши академики отказались от с.т.э. Какие-нибудь подтверждающие это ссылки предоставить?..
рудовский / 22.01.2014, 10:40

122. Ответ на 113., рудовский:

Не помню, где, но где-то видел забавный вопрос:верят(!) ли математики, что P=NP? Там где-то 2/3 высказались в духе, мол, нет, не равны! :)Мой знакомый знакомый с мехмата тоже высказывался в духе, что не равны. Просто так, из общих соображений. У него не было ничего, кроме этой эфемерной убежденности и принципиального незнания, иначе говоря, у него не было ничего, кроме суеверия.

По этому частному вопросу я думаю, что он неразрешим, по крайней мере, неразрешим без каких-то фундаментально новых подходов. Мне кажется, что сам процесс вычисления именно таков, что это доказать нельзя. Я думаю, что необходимость произвести какое-либо алгоритмическое действие (например, очередное вычисление или записать промежуточный результат в память) уже накладывает на сам алгоритмический процесс получения результата ограничения в этом смысле. Действительно, есть еще те, кто верит, что P=NP и что это можно доказать. Но таких меньшинство. Вот эта проблема, в принципе, стоит и в биологии. В неживой природе нет предвидения и планирования. Однако живое не могло без него появиться. Кстати, по поводу "суеверия", не соглашусь. Есть, особенно в математике, большое поле для проявления интуиции. Многие талантливые математики подходят к неизвестной проблеме с эстетических позиций, уверяются в своей правоте или неправоте, а уж потом доказывают свои выводы на бумаге. Помню, кто-то из них сказал так: сначала я увидел, что это так, и лишь затем понял, как это доказать. Это не суеверие, на мой взгляд, а интуиция, некоторое обобщение, выжимка предыдущего опыта (личного или предшественников), непонятное (еще?) проявление работы интеллекта. Тьюринговский оракул (а здесь человек выступает оракулом), кстати, с позиций теории вычислений, невозможно формализовать, алгоритмизировать, его можно только охарактеризовать.

121. Ответ на 117., eka:

Вначале появилась курица.

Вы начинаете кое-что понимать ))
М.Яблоков / 22.01.2014, 07:50

120. Ответ на 108., рудовский:

если у вашей белочки зайчики не родятся. Это нормально.

В РАН разные ученые работают )) как и везде. Есть атеисты, есть верующие. А зайчег от билочки нигде и никогда не родится - ни у меня, ни у вас )) И это действительно нормально. Только не для эволюционистов )
М.Яблоков / 22.01.2014, 07:49

119. Ответ на 110., Соболев:

Михаил, Рудовский из всей ломоты на РНЛ самый достойный представитель.

Да я в этом даже не сомневаюсь )
М.Яблоков / 22.01.2014, 07:45
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Сергей Буфеев
«Ветряные мельницы» или подводные течения?
Открытое письмо отв. редактору ЖМП Сергею Чапнину
16.12.2011
Все статьи Сергей Буфеев
Андрей Кураев
Мученик за ложь
Об осуждении запретного диакона Кураева в клевете на русских воинов
26.08.2022
Надо лишить сана этих священников
Редакция «Благодатного Огня» призвала священноначалие вспомнить опыт Русской Церкви 1943 года
02.05.2022
Бессовестность и бессердечность под видом «миротворчества»
Критика протодиаконом Андреем Кураевым эвакуации жителей ЛДНР направлена на обрушение российской власти
22.02.2022
Все статьи темы
Православие и эволюционизм
Каков смысл и цель вселенной, и человеческого развития в целом?
В Москве состоялся V Профессорский форум «Наука и образование в условиях глобальных вызовов»
30.11.2022
Обезьяна или Бог
Россия – духовное явление, что всегда ставило Запад в тупик
27.07.2022
Все статьи темы
РПЦ (Русская православная церковь)
«Печалиться свойственно сынам века сего»
По словам митрополита Варсонофия, сильно скорбеть о потерянном нельзя, а нужно усердно трудиться
09.02.2023
Тайны Богоявленского собора в Полоцке
Несомненно, что этот храм принесёт для истории Белоруссии новые исторические открытия
09.02.2023
«Лучший учитель молитвы – беда»
Зачастую человек проводит долгие десятилетия в попытках научиться призывать имя Господа внимательно и со страхом и благоговением
09.02.2023
«Мы научились радоваться малым радостям»
Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) о разрушенных храмах и пастырском служении в приграничной зоне
09.02.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Пересекающиеся параллели истории
Новый комментарий от Русский Сталинист
09.02.2023 12:06
«Проигрышу не бывать»
Новый комментарий от Виктор
09.02.2023 11:59
Православный социализм и «образ будущего»
Новый комментарий от Алексей Строев
09.02.2023 11:22
«Лучший учитель молитвы – беда»
Новый комментарий от Игорь Ал
09.02.2023 11:06
Нерусские русские
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
09.02.2023 10:44
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от С. Югов
09.02.2023 10:26
Что там делать с этим океаном человеческого горя
Новый комментарий от Виктор
09.02.2023 10:09