itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Образование и наука - последнее жертвоприношение капитализму...

А может лучше уберечь?

Закон об Образовании в РФ  Реформа РАН (Российской академии наук)  ЕГЭ 
0
1141
Время на чтение 12 минут

«Это ворон,

просто ворон,

это просто

черный ворон к нам в окошко постучал».

(Из французской поэзии)

«Барин, беда: буран!»

(А.С. Пушкин. Капитанская дочка)

«И неотвратим конец пути»

(Б.Л. Пастернак. Гамлет)

Всякий человек, связанный с образованием и наукой России, не может не видеть и не понимать, что страшнейшая беда - беда разрушения зависла над ними.

Труднее понять, в чем ее объективные причины. Причем более сильные, чем воля руководства государства, возмущение большинства граждан, здравый смысл и реальная смертельная опасность для страны. В самом деле разрушение надвигается вопреки:

- воле руководства государства, воле Президента, потому что для них развитие науки и образования является важнейшим приоритетом. И не на словах, а на деле, что непосредственно выражается в значительном увеличении средств, выделяемых на их развитие;

- здравому смыслу, потому что образование и наука - это последний стратегический ресурс России. Разрушив их, страна через какое-то время сама собой деградирует и исчезнет с лица земли. Поэтому наука и образование есть тот последний рубеж обороны нашей жизни, потеряв который терять будет нечего, за исключением веры, которая тоже усиленно разрушается;

- инстинкту самосохранения. Если мы уничтожим науку, то чем мы будем обороняться? Устаревшим оружием? Еще страшнее то, что человечество входит в стадию полной неопределенности своего развития. И эта неопределенность однозначно катастрофическая. Выжить в грядущей катастрофе без твердого знания нельзя;

- педагогической целесообразности. Не трудно понять: выпускник какого образовательного учреждения - тюрьмы или университета - более конкурентоспособен на человеческом, а не на бандитском рынке труда;

- экономической целесообразности: содержание одного заключенного в тюрьме обходится гораздо дороже, чем студента в университете. Поэтому гораздо дешевле, да и рентабельнее, если наши молодые люди будут учиться в университетах, нежели в тюрьмах.

Итак, никто не заинтересован в разрушении российского образования и науки, а над ними висит угроза разрушения. Причем даже способы разрушения известны.

Наука будет уничтожаться по принципу вершки и корешки: науке - вершки, т.е. чистая наука, а тридцатилетним менеджерам с зеленым блеском в глазах - корешки, т.е. собственность. Как распорядятся этой собственностью эффективные менеджеры, понятно любой деревенской старухе.

Уничтожение образования будет осуществляться путем точечных реформ. Ведь для того, чтобы разрушить образование, вовсе не нужно закрывать школы и университеты, лишать их финансирования. Образование куда эффективнее уничтожается посредством организационных решений. Убрать православную культуру из школы административным способом - сколько возмущения будет... Но уберите региональный компонент из учебного плана - и вы уберете православную культуру. И при этом никто и ничего не заметит. А духовно-нравственного воспитания в школе не будет.

Стратегия уничтожения современного образования заключается в переформатировании образования и воспитания с формирования творцов на формирование потребителей.

Технологии разрушения будут осуществляться путем отсечения образования и воспитания от их духовно-нравственных истоков и традиций, скукоживания объема академического содержания образования; отключения интеллектуального и эстетического содержания воспитания от его классических основ; примитивизации образования, разделения образования на всех уровнях, начиная с начальной школы, на элитное и профанное; сведение технологий образования, даже в системе высшего образования, на уровень игры; деформирования педагогического образования; постоянного роста стоимости образования на всех его ступенях.

Высшее образование будет уничтожаться путем введения бакалавриата и магистратуры, между собой практически не связанных, (при этом количество реальных учебных часов в баклавриате уже сегодня сокращено настолько, что говорить о фундаментальной подготовке не приходится, а значит высшее образование автоматически опускается на уровень ПТУ, в то же время магистратура пока не проработана концептуально); бессмысленной реорганизации вузов (эти бесконечные реорганизации, ничего не решающие, ничего не значащие, но держащие в состоянии напряжения и бессмысленной деятельности высшее образование); искусственного сокращения числа вузов, под каким бы предлогом это ни делалось (за исключением закрытия вузов-фантомов, вузов-фикций, вузов-призраков).

Важнейшее средство разрушения образования - распедагогичивание социальной и образовательной среды. Общество, устремленное в космос, создает творцов, общество потребления - безликую массу, где самым значимым явлением становится преступление - посмотрите современные СМИ: кто в них главный герой? В результате разрушения педагогического потенциала социальной, научной и образовательной среды развитие образования станет так же невозможно, как невозможен рост гриба без грибницы.

В целом же осуществление указанных организационных мероприятий приведет к тому, что через несколько лет от современного российского образования мало что останется.

Итак, понятно, что ждет страну в случае разрушения науки и образования, понятны способы их уничтожения. Тогда почему же так упорно надвигается разрушение?

Ответ состоит в том, что здесь действует целая группа внутренних и внешних факторов. И каждый этот фактор по мере своего развития набирает все большую силу разрушения. Как действуют эти разрушительные факторы, мы рассмотрим на примере только одного из них - капитализма.

Странно, но мы до сих пока не попытались понять совокупность внутренних объективных причин развала СССР, и все сводим к деятельности ЦРУ. Но в том-то и дело, что, по признанию самого же этого управления, развал СССР прогнозировался лет через 20 после того, как он реально развалился. Более того, самой громадной массе специалистов, занятых развалом СССР, этот самый развал менее всего был нужен, ведь жили они, борясь десятилетиями с СССР, совсем не плохо. Разрушение СССР сделало их работу ненужной, как становится невозможной жизнь раковых клеток, убивших живой организм.

Причиной же развала СССР стало несколько фундаментальных внутренних факторов - от духовно-нравственных до экономических. Укажем только на действие экономического фактора.

Уже к концу 70-х в стране назрела проблема коренных экономических реформ. В этой ситуации достаточно малейшего толчка, чтобы страна пошла в ту или иную сторону, а то и вовсе разрушилась. Простой пример. Громадное здание. Разве можно его просто так разрушить? Но заложите взрывчатку в нужные точки и вы легким движением руки превращаете громадное здание в пыль.

Такой взрывчаткой, заложенной в нужных точках в СССР, стало то, что в конце 80-х гг. в стране, нуждающейся в коренных экономических реформах, были запущены рыночные механизмы без всякой привязки к реально существующей экономике. По замыслу его идеологов - по крайней мере, так они говорили народу, - капитализм в России должен был решить все проблемы. При этом мы не хотели понимать, что капитализм - это особая общественная система, и как всякая система она будет перестраивать все под себя, уничтожая то, что не соответствует внутренней логике ее развития, и выстраивать структуры, компоненты, органы, которые нужны ей для ее развития.

А когда рыночные механизмы были запущены, то дальше все сделал социально-экономический курс, или, говоря современным языком, тренд. Причем не важно, под каким идеологическим прикрытием насаждался рынок: борьба с ГУЛАГом или рынок всех накормит. Так началось развитие капитализма в СССР. Вскоре он потребовал уничтожения страны, а далее социальных сфер: промышленности и сельского хозяйства, армии и флота, здравоохранения и пенсионной системы.

Теперь же капитализм докатился и до последних социальных сфер: образования и науки, сфер, наиболее консервативных и в силу этого менее других социальных сфер подверженных разрушению. Простой пример. Римская империя пала, а римское образование, конечно же уже не сравнимое с римским, по инерции еще десятилетия сохранялось в государствах, образовавшихся на обломках империи. Именно поэтому, когда у нас разрушались разные социальные сферы, наука и образование сохранялись. Конечно, и их не миновали страшные потери: так, в образовании сильно пострадало дошкольное и начальное профессиональное образование; в науке - отраслевые НИИ и т.д. Но это все были потери, если можно так сказать, под общую раздачу. В 90-е гг. науку и образование как могли, но все-таки сохраняли. Теперь они будут сознательно, а чаще всего бессознательно, вопреки всякому здравому смыслу, системно разрушены, как раньше разрушались другие социальные сферы.

Опять во всем виноват капитализм, - ехидно скажет кто-то. Но в том-то и дело, что если мы претендуем хоть на какое-то понимание, мы должны осознавать, где виновата система, разрушающая все, что не соответствует закономерностям ее развития, и где виноваты привходящие причины - от некомпетентности людей до случайных событий. В данном же случае мы говорим о закономерностях развития капиталистической системы в России. Поэтому мы должны понять реальные угрозы, которые несет нашей науке и образованию российский капитализм сам по себе, тенденции его развития, а не слова и желания того или иного капиталиста, предпринимателя, менеджера.

Поскольку при капитализме средства производства - это частная собственность, то это, естественно, порождает тотальное неравенство. Поэтому реально капитализму нужно мало умных людей, но очень много неумных, послушных, готовых работать на любых условиях. Чтобы решить эту задачу, он в равной степени разрушит и существующую науку, и существующее образование. И это объективная и жестокая закономерность капитализма, его тренд. А как этот тренд воплощается в сознании отдельных людей и даже руководителей, показывает следующий простой факт.

Одна из стратегических задач мировых сил, ассоциирующих себя с мировой элитой, состоит в том, чтобы перевести основную массу людей в разряд потребителей, и прежде всего путем создания соответствующих форм образования.

И вот А.А. Фурсенко, будучи министром образования России, наверняка никогда даже не знавший о такой задаче, тем более никогда не помышлявший о реализации этих установок в России, публично заявил, что основной недостаток советского образования состоял в том, что оно готовило творца, а российское образование будет готовить культурного потребителя. Но министр, на то и министр, на то и исполнительная власть, что его слова - это слова прямого действия.

Поэтому сегодня Россия, следуя своему социально-экономическому тренду, будет неизбежно разрушать свое образование и науку, обрекая себя уже через 15-20 лет на верную смерть. При этом тенденция их разрушения нашла просто идеальную фигуру в лице министра образования РФ Ливанова. Нет никакого сомнения в том, что он разрушит российское образование и науку с таким же успехом, с каким успехом в свое время Зурабов разрушил пенсионную систему России.

Нам скажут: после разрушения нынешнего образования и науки неизбежно начнется их возрождение, как идет сегодня восстановление промышленности и сельского хозяйства.

Последует ли возрождение науки и образования после их разрушения, подобно тому, как после очередного кризиса в экономике следует ее подъем? Разве всегда после разрушения следует подъем в экономике? Кто скажет, когда восстановится наше сельское хозяйство? И восстановятся ли многие отрасли промышленности?

Что же касается науки и образования, то это не промышленность и не сельское хозяйство. Они более инерционны, и в силу этого их труднее возрождать. Военная катастрофа Германии привела к страшнейшим потрясениям всю страну. Однако если после войны Германия достаточно быстро превзошла довоенный уровень материальной жизни, то она до сих пор не достигла довоенного уровня науки и университетского образования и уж точно не вернула роль мирового лидера в науке и университетском образовании.

Но обязательны ли жертвы разрушения? Мы уже сказали, разрушение нашего образования уже запрограммировано развитием капитализма в России, который неизбежно требует создания такого образования и науки, которые нужны ему.

Но только ли эта тенденция действует в российском обществе? Безусловно, нет. Ведь никто не отменял более глубоких тенденций, в том числе и потребность элементарного выживания. Скажем, в силу этого наша страна с упоением разрушающая в 90-е годы все и вся, все-таки нашла в себе волю не разрушить ядерный щит, благодаря которому она еще до сих пор остается крупнейшей геополитической державой. Так следует ли покорно приносить в жертву капитализму свой главный стратегический и жизненный ресурс?

Безусловно, нет. Если мы хотим выжить, мы должны сохранить образование и науку. А для этого мы должны понять, что хотя мы фатально обречены на тенденцию, как фатально обречена природа на землетрясение или ураган, из этого вовсе не следует, что мы фатально обречены на смерть. Если человек знает о надвигающейся катастрофе, он должен принять меры, чтобы спастись.

Как спасти науку? Сегодня ситуация с РАН зависла на компромиссе: соединить в реформе РАН правительственный и академический проекты РАН. Но ведь компромисс не всегда дает лучшее решение. Поэтому где-то возможен компромисс, а где-то нет. Два конструктора изобрели два корабля. Один - хороший, другой - никудышный. Вам предложили сделать компромиссный вариант корабля. Что из этого получится? Плохой корабль! Поэтому, как нельзя сделать компромиссный проект корабля, также нельзя из ныне существующих проектов реформы РАН сделать компромиссный вариант её развития.

Поэтому надо выбрать хороший проект - проект, предложенный РАН. А для этого дать исключительное право РАН осуществить свое реформирование. Для чего поручить РАН разработать программу развития науки в России и Закон о науке в России, куда войдут и соответствующие разделы о РАН. При этом РАН не должна закрываться от разумных предложений, от кого бы они ни исходили.

Самое же главное, что сегодня в России есть реальный субъект, который способен создать программу развития российской науки, подготовить закон о науке, а самое главное - продолжить реальное развитие науки. И таким субъектом является Российская академия наук.

Гораздо труднее дело с образованием. Здесь было бы благом даже простое сохранение его. Хотя можно ли сохранить образование его простым консервированием? Но даже если прекратить нелепые и бессмысленные реорганизации, и то это будет великое благо для образования в России.

Главный же способ спасения нашего образования - его качественно новый уровень развития, который можно достичь созданием инновационной системы образования.

Однако положение дел в образовании усугубляется тем, что в нем нет субъекта, способного разработать проект такого образования и тем более его осуществить.

Итак, будут ли разрушены наука и образование? Никто на это не ответит. Но, слава Богу, нам известны причины их развала, нам ясны механизмы их уничтожения, нам понятны пути их спасения. А судьба их теперь в руках Божиих.

P.S.1. А гигантское черное колесо разрушения катится по России. Совсем скоро оно начнет крушить науку и образование. Вопреки всякому здравому смыслу. Вопреки тому, что сознание отказывается верить в то, что совсем скоро лучшие - научные и образовательные системы в мире будут разрушены. Но кто еще в феврале 1917 года мог поверить, что монархическая Россия будет разрушена? Ленин, всю жизнь готовивший революцию в России, еще в начале февраля жаловался друзьям, что он «никогда» не увидит революции в этой «кондовой» России. А кто до последнего дня мог поверить, что развалится Советский Союз. Да, теоретики просчитывали. А сознание отказывалось этому верить до последнего дня. А кто мог поверить, пока черное колесо не разрушало очередную социальную сферу России, что она будет разрушена? И сегодня. Кто выступает против РАН? Несколько журналистов, в очередной раз выскочившие словно бесенята из табакерки, со своими разоблачениями руководителей РАН: со времен СССР разрушение страны и любой сферы начинаются с информационной артподготовки - рассказов о шикарной жизни руководителей тех сфер, которые хотят разрушить. Но ведь любому ясно, сегодня проблема заключается не в том, воруют или не воруют академики, а в том, что если собственностью РАН начнут распоряжаться эффективные менеджеры, то через несколько лет воровать будет нечего. А 8 сентября по РЕН-ТВ выступала О.Ю. Голодец, которая присоединилась к разрушителям РАН. И даже заявила на всю страну, что в российской науке сегодня самая малая отдача в мире на вложенный рубль. Слышишь такое - и понимаешь, что этот человек не очень хорошо знает, что такое наука. А берется за ее реформирование... Результат?!

P.S.2. Колесо разрушения образования и науки катится по России. А терять их России никак нельзя. И на ум приходит следующее. В первые годы советской власти в России реформировалось всё и вся. Так, по инициативе В.И. Ленина, как свидетельствует Н.К. Крупская, началось кардинальное реформирование российского образования. Результаты реформы оказались столь печальны, что в самом начале 30-х годов пришлось возвращать российское образование к традиционной дореволюционной классической основе.

А вот в науке, как свидетельствует А.В. Луначарский, бывший в те годы Наркомом просвещения, все было наоборот. Как только В.И. Ленин узнал, что в Наркомпросе ведутся разговоры о реформе Академии, «он немедленно принял меры против попыток ее реорганизации» и неоднократно «буквально предостерегал» А.В. Луначарского, «чтобы кто-нибудь не озорничал вокруг Академии». Результатом этой политики стало успешное развитие советской науки.

Зная этот опыт, мы вправе спросить: «Господи, найдётся ли сегодня кто-нибудь в России, кто сумел бы приструнить нынешних "озорников"»?

Владимир Михайлович Меньшиков,независимый эксперт, доктор педагогических наук, профессор

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

14. Re: Образование и наука - последнее жертвоприношение капитализму...

http://www.youtube.com/watch?v=li0dPGlTDYY
зиф / 23.02.2015, 00:46

13. Ответ на 12., Анна де Бейль:

Ну, честно, по крайней мере...Как сказал бы сапер Водичка - цена такой честности - дерьмо.....Трактирщик Паливец... Согласна.

Точно, трактирщик! Душка.
Lucia / 07.12.2014, 06:51

12. Ответ на 11., Lucia:

Ну, честно, по крайней мере...Как сказал бы сапер Водичка - цена такой честности - дерьмо.....

Трактирщик Паливец... Согласна.
Анна де Бейль / 06.12.2014, 23:23

11. Ответ на 10., Анна де Бейль:

Ну, честно, по крайней мере...

Как сказал бы сапер Водичка - цена такой честности - дерьмо.....
Lucia / 06.12.2014, 18:09

10. 7, Lucia

Ну, честно, по крайней мере...
Анна де Бейль / 06.12.2014, 13:53

9. Re: Образование и наука - последнее жертвоприношение капитализму...

Предлагаю прослушать первую часть лекции по актуальным проблемам, в т.ч. образования, крупного ученого, профессора В.Ю.Троицкого в эфире радио "Радонеж" от 5 декабря с.г. в 22-00 час. К сожалению, данная лекция доступна только через вход в архив радио (выбрать соотв. время эфира). Продолжение лекции в такое же время 7 декабря. Как было бы замечательно, если бы у руля Министерства науки и образования РФ стояли такие великолепные специалисты, истинные патриоты России! Мы бы сразу оказались в совершенно естественной, традиционной для нашего народа культурной среде, где были бы созданы все условия для гармоничного духовного и познавательного развития личности - то, чем всегда славилось НАШЕ Отечество. Многие лета замечательному ученому-подвижнику! Сайт радио "Радонеж" : radonezh.ru
зиф / 06.12.2014, 10:29

8. Re: Образование и наука - последнее жертвоприношение капитализму...

Теперь же капитализм докатился и до последних социальных сфер: образования и науки, сфер, наиболее консервативных и в силу этого менее других социальных сфер подверженных разрушению.

Это не капитализм докатился, а феодализм, более известный как "суверенная демократия", подкрепленная "вертикалью власти" и криками плебса "одобрямс".
Георгий / 06.12.2014, 07:04

7. Re: Образование и наука - последнее жертвоприношение капитализму...

Евгений Федоров, депутат Госдумы, фракция «Единая Россия» Серьезные законопроекты, даже если они и подписаны депутатами, готовятся не в стенах Госдумы. Госдума лишь принимает законы, которые поступают туда из других мест. Собственные, депутатские инициативы — это о другом. Это спектакль. Удивляться тут нечему. Вы же не удивляетесь, когда, приходя в театр, видите, как уважаемый человек, народный артист рядится в какие-то обноски и кривляется на сцене. Так и в Думе. Авторы таких законопроектов понимают, что создают их вовсе не для принятия, а для спектакля. Ни один из таких законов за последнее время принят не был. Такие инициативы, как и театральное действо, мало кто воспринимает всерьез. Но вся наша политическая система, а вместе с ней и Дума выполняют единственную функцию — отвлекают на себя внимание общества, демонстрируя ему этот политический спектакль. Это как американская демократия, когда власть сосредоточена в одном месте, а играют в нее в другом месте. И я бы не сказал, что такие инициативы дискредитируют нашу Думу. Ведь не дискредитирует театр, если на его сцене вместо царей будут играть шутов. Такой вот театр — такая вот Дума. Как депутат с первого созыва, я хорошо понимаю, что это орган, где заседают артисты. По этому принципу и подбирают этих людей. От них требуют именно артистических способностей, умения хорошо говорить, держаться на публике. При этом никому не нужны депутаты с ярко выраженной склонностью к стратегическому мышлению. Только люди, прошедшие такой кастинг, попадают в политическую систему, а потом и побеждают на выборах. В Думе никому нет дела до того, кто и сколько инициатив выдал. Однако существует оценка информационной известности, которая имеет значение во время избирательной кампании. Когда депутат идет на очередные выборы, то его работу за последние четыре года оценивают, в том числе и с точки зрения информационной известности. Исходя из этого, партия решает, выдвигать ли этого человека на очередные выборы. Далеко не всегда авторство очередной комичной инициативы принадлежит депутатам. Тут все как на сцене. Иной мастер разговорного жанра сам пишет свои монологи, а кто-то привлекает сторонних авторов. Иногда в игру вступают какие-то партийные подразделения, ориентированные на идеологическую работу и пиар. И пусть вас не удивляет, что всякое резонансное событие или новость, как правило, получает отклик в депутатских инициативах. Все как в шоу-бизнесе: утром в газете — вечером в куплете. Сегодня событие — завтра инициатива. Член фракции ЛДПР рассказал «Ленте.ру» о том, как разглядел гениталии на сторублевой банкноте Главная задача политической системы — отвлечь внимание граждан от истинных механизмов принятия решений. Тут все методы хороши, поэтому чем ярче игра, тем лучше. Лишь бы люди не обратили внимания, что на самом-то деле все важные решения принимаются совсем в другом месте. Чтобы они, не дай Бог, не захотели в этом разобраться и не подумали бы влиять на принятие этих решений. Поэтому чем глупей и курьезней инициатива, чем сильнее она притягивает внимание СМИ и электората, тем больше от нее пользы. Думаю, все депутаты адекватно оценивают степень серьезности и важности своих инициатив. При этом я не замечал, чтобы мои коллеги где-то в кулуарах хвастались друг перед другом очередной резонансной глупостью. Хороший артист, как и хороший депутат, это серьезный человек. Он хорошо понимает, что он артист, и хорошо знает правила, по которым он должен играть. До того как попасть в Госдуму, надо лет 10-15 отдать политической карьере. За это время любой человек так хорошо выучивает все правила, так вживается в эту роль, что уже не выходит из нее. Лента ру. правила жизни депутатов
Lucia / 06.12.2014, 06:51

6. Re: Образование и наука - последнее жертвоприношение капитализму...

Руководители музыкальных и школ и родители детей, которые их посещают, обеспокоены новой реформой Министерство образования и науки. Согласно этой реформы, срок обучения детей в музыкальных школах будет сокращен до 6 лет, учитывая то, что сейчас обучение длиться 10 лет и 10 месяцев, сообщают Известия. По словам Владимира Овчинникова, директора музыкальной школы при Московской консерватории, в последнем проекте Министерства образования и науки прописаны все государственные стандарты образования. Среди которых есть пункт, где изменен срок получения образования в музыкальных школах до 6 лет. Согласно этому пункту. Дети могут получить музыкальное образование только в пятом классе. Опираясь по опыт многих лет работы, дети должны обучаться музыки еще с 6 лет. Только в этом возрасте можно заложить достойный фундамент. Все образование, по новейшим методикам, рассчитано на длительный курс обучения. В случае сокращения срока обучения, уровень полученных знаний у детей будет недостаточным для дальнейшей музыкальной карьеры. Такая реформа может просто подкосить все музыкальное образование в стране. В защиту музыкальных школ выступили именитые выпускники и обещали оказать помочь. В первую очередь негативные стороны реформы решили предать огласке.
Lucia / 06.12.2014, 06:26

5. Re: Образование и наука - последнее жертвоприношение капитализму...

В дополнение к комментарию №4 : http://www.rg.ru/2014/12/05/fortov.html
зиф / 06.12.2014, 00:57
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Владимир Меньшиков
Традиционная российская идеология – идеология преображения
Когда же государство поймёт, что народу нужна народная идеология?
04.01.2023
Что самое главное для современного российского образования?
Речь идёт о спасении и о благополучной жизни наших детей и, значит, всей нашей страны
29.07.2022
Как нам сделать лучшее образование в мире?
Рекомендации профессора Владимира Меньшикова
20.07.2022
Как создать и принять идеологию России?
Открытое письмо главному редактору портала «Русская народная линия» А.Д.Степанову
16.04.2021
Все статьи Владимир Меньшиков
Закон об Образовании в РФ
Вопросы очень серьёзные, но выход всё равно есть
В рамках Рождественских чтений состоялось заседание секции «Актуальные вопросы национального суверенитета в эпоху глобальных вызовов»
01.02.2023
Почему в царской России учителя не могли
избираться в городскую думу?
30.01.2023
Принцип преподавания отца Василия – от сердца к сердцу
Игумен Кирилл (Сахаров) о праздновании 30-летия православной гимназии в Балашихе
30.01.2023
Все статьи темы
Реформа РАН (Российской академии наук)
«Выборы в РАН 2022 года — всё то же самое!!!»
О пороках процедур голосования в РАН и проблемах развития Академии
13.06.2022
РАН сама себя высекла
Порочная прогнившая система изначально была направлена на уничтожение русской науки
29.12.2020
РАН отлучена от политики
Лишь 8,8% академических ученых считают, что научное сообщество участвует в разработке основ государственной научной политики России
24.12.2020
«Российских ученых "мочат", а защитить некому»
Такой процесс может связать только с кладбищем, а не с реальным сектором
11.02.2020
Все статьи темы
ЕГЭ
Педагогика – творческая наука
Но является ли нынешний педагог творческой личностью?
10.09.2022
«Образование – самая большая катастрофа России»
Дебилизация нации должна перестать быть приоритетом
31.08.2022
Пора очеловечить систему образования
По словам директора севастопольской гимназии №1 им. А.С. Пушкина Виктора Оганесяна, в школе следовало бы отменить рейтинги, контракты, ОГЭ и ЕГЭ
26.08.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от Zakatov
02.02.2023 18:08
«Нет поводов для оптимизма»
Новый комментарий от Владимир Петрович
02.02.2023 17:51
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Русский Сталинист
02.02.2023 17:30
Не понимаю, почему патриоты нападают на Медведчука?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
02.02.2023 17:20
Вместо декоммунизации – рекоммунизация?
Новый комментарий от учитель
02.02.2023 17:15
«Я не вижу, чтобы финны хотели в НАТО»
Новый комментарий от охтенский оxpaнитель
02.02.2023 16:21
Спилили Крест
Новый комментарий от Константин В.
02.02.2023 14:59