itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Отечественная война 1812 года и рождение славянофильства

200-летие Великой Победы Российской Империи (по Манифесту 25 декабря 1812 г.)

Новости Москвы 
0
503
Время на чтение 6 минут
День Рождества Христова на рубеже 2012 и 2013 годов ознаменован великой победной годовщиной. 200 лет назад Государь Александр Первый объявил о том, что Россия одолела исполинскую армию Наполеона Бонапарта.

Победа в Отечественной войне 1812 года была истоком замечательного общественного движения, охватившего не только нашу страну, но и земли западного и южного славянства - славянофильства.

Славянофильство XIX столетия, давшее России и миру философские прозрения Хомякова, вдохновившее поэзию Тютчева, Майкова и Полонского, отправившее на подвиг добровольцев и сестёр милосердия 1876-1878 годов и тем избавившее сербский и болгарский народы от рабства и гибели, возродившее Православие в Чехии и Моравии - это славянофильство возникло, как Феникс, из пепла Московского пожара 1812 года.

Глубокое чувство Родины заставляло предшественников славянофилов - таких, как адмирал А.С. Шишков и Ф.В. Ростопчин, - предугадывать смертельную опасность, грозившую России со стороны наполеоновской Франции. «Революция пожар, французы головешки, а Бонапарте кочерга», - словно предвидя огненную осень 1812 года, утверждал в 1807 году Фёдор Ростопчин.

Но была опасность ещё более сильная - подражательство. Русские люди, перенимая французское безбожие и революционный дух, утрачивали русскость и не становились при этом европейцами.

Что могли противопоставить этому предшественники славянофилов? Крепкую веру, верность Государю и Отечеству, свои чувства и здравый смысл. Немало! Но противники Шишкова и Ростопчина имели в качестве оружия как будто бы волшебные слова: «просвещение» и «дух современности».

Победа над Наполеоном отбросила последнее выражение с горизонта: современность оказалась на стороне Императора Александра Благословенного, Людовика XVIII и Священного союза.

Осталось доказать, что истинная просвещённость возможна только в русле национального самосознания.

С этой задачей вполне справились славянофилы.

Теперь уже никто не станет отрицать, что русская культура, православная в своих основах, насчитывает более тысячи лет и дала миру величайшие творения - от «Троицы» св. Андрея до «Метели» нашего современника Свиридова. А ещё 150 лет тому назад западники утверждали, что до 1700-х годов в России не было ни искусства, ни науки. Опровержение этого нелепого мнения - заслуга славянофилов.

В предлагаемой вниманию читателей статье мы постараемся рассказать о том, как славянофилы воспринимали собственное рождение, как они относились к Отечественной войне 1812 года.

Сначала нам предстоит определить, как воспринимали они войну в целом. Затем мы обратим внимание на характеристики Александра I и Наполеона I, данные славянофилами. Завершит наш очерк оценка последствий войны для национального самосознания России, данная славянофилами.

Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что Отечественная война 1812 года воспринималась основоположниками славянофильства как переживание личное. Из главных славянофильских трибунов Алексей Хомяков встретил войну восьмилетним, Иван Киреевский - шестилетним. Только Иван Аксаков принадлежал к послевоенному поколению - он родился в 1823 году.

Для Ивана Васильевича Киреевского война стала личной трагедией - ухаживая за ранеными, заразился и умер его отец.

Алёша Хомяков, как и юный Пушкин, и многие мальчишки той поры - мечтал сбежать на фронт и самолично сразиться с мучителем-Бонапартом.

Близкий к славянофилам В.В. Григорьев писал впоследствии: «На нас веяло ... событиями 1812-1815 годов...» [1].

Совершенно верным было определение Ивана Аксакова: «Нашествие Наполеона ... содействовало могущественным образом зарождению этого (народного - А.П.) самосознания ... в юном, ещё подраставшем поколении ...».[2].

По словам Ивана Сергеевича, 1812 год был эпохой «безпримерного в истории патриотизма, когда встала вся Русская земля и снова, как двести лет назад, спасла государство»[3]. Сравнение событий 1812 и 1612 годов красной нитью проходит через всю славянофильскую публицистику - Смута и Отечественная война, по мысли славянофилов, были эпизодами в многовековой борьбе за национальную самобытность России - Святой Руси.

Юрий Самарин, ещё один участник славянофильского кружка, отмечал самоотверженность русского крестьянства: «С появлением французских солдат, наши крестьяне покидали свои сёла, оставляя за собою пустыню и пепелище...» [4].

Итак, для славянофилов не было сомнений в том, что Отечественная война 1812 года представляла собой пример всенародного сопротивления неприятелю.

При этом мыслители, о которых мы повествуем, отдавали должное Верховной власти и военачальникам. Ю. Ф. Самарин отмечал заслуги М.И. Кутузова, М.Б. Барклая-де-Толли, Ф.В. Ростопчина.

И.С. Аксаков высоко оценивал вклад в победу Императора Александра I. «В решительные мгновения опасности, в 1812 году, например, Александр I умел стоять на высоте своего великого звания. В лице Русского Самодержца Россия, победив Наполеона, явилась в Западной Европе не только освободительницею, но и умиротворительницею, носительницею высокого нравственного начала» [5]. Император в 1812 году стал «выразителем истинного русского исторического духа»[6].

Наполеон Бонапарт был для славянофилов символом беззакония, произвола и деспотизма [7]. По словам И.В. Киреевского, «Франция по указу новой власти приходила в восторг от каждого нового крика политического убеждения, ... с восторгом раболепствуя Наполеону» [8].

Победа над Наполеоном означала для славянофилов торжество национального над космополитическим, религии над безбожием, легитимного монархического принципа над деспотизмом.

Иван Аксаков с восторгом писал о замысле Храма Христа Спасителя: «Самое побуждение Императора Александра I, возникшее в его душе в ту минуту, когда, победоносный, стоял он на самом верху доступной смертному славы, - это побуждение воздвигнуть, вместо всякого горделивого монумента об изгнании вражеского нашествия в 1812 году, храм Христу Богу, храм благодарения и покаяния, - это движение сердца, выразившееся словами «Не нам, не нам, но Имени Твоему», было движением не только истинно-христианским, но и истинно-русским».[9]. Алексей Хомяков, оценивая последствия войны, утверждал: «Такие происшествия и такая слава Отечества не остаются без действия на мысль и дух даже тех людей, которые, во многих отношениях, уже чужды Отечеству. Умственная деятельность усилилась; показались даже проблески... сочувствия с делом отечественным».[10].

Высказывания славянофилов не были отвлечённым теоретизированием. В 1812 году Мария Алексеевна Хомякова, мать философа, дала обет построить храм в благодарность Богу за избавление от французского нашествия [11]. Её завещание исполнили потомки.

Примечания:

1. Григорьев В.В. Т.Н.Грановский до его профессорства в Москве //Русская беседа.- 1856 Т. 3 .- С. 41

2. Аксаков И.С. Сочинения. Т. 3. 1886. -С. 650.

3. Аксаков И.С. Западничество и славянофильство, Т. 2. 1891.- С. 218.

4. Самарин Ю.Ф. Сочинения. Т. 7. 1889. -С. 108.

5. Аксаков. И. С. Сочинения. Т. 3. ... С. 650

6. Аксаков И.С. Сочинения. Т. 5. 1887. С. 632.

7. Ю.Ф. Самарин. Статьи. Воспоминания. Письма / Сост. Т.А. Медовичева. -- М.: ТЕРРА, 1997.- С. 201.

8.Киреевский И.В. Разум на пути к Истине. Философские статьи, письма, дневник. М. Правило веры. 2002. - С. 73.

9. Аксаков И.С. Сочинения. Т. 5. ... С. 128)

10. Цит. по: http://www.voskres.ru/school/anna.htm.

11. Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. Т. VIII . 1900. - С. 405

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Алексей Поповкин
«Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И.Тютчев)
День памяти 14/27 февраля. Иконописная традиция изображения Славянских Апостолов в XIX веке и её изменения
27.02.2021
Черногория: цугцванг «сигаретного короля»
К итогам парламентских выборов в Черногории
31.08.2020
Паломничество Митрополита Сербского Михаила (Йовановича) в Россию в 1869 году
Часть третья. Санкт-Петербург – Вильно-Острог
26.11.2019
«Патриарха Варфоломея нельзя назвать главой Православной Церкви»
Митрополит Амфилохий (Радович) подверг жесткой критике позицию Фанара по Украине
28.10.2019
Все статьи Алексей Поповкин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Мы все подсели на западную культуру»
Новый комментарий от учитель
05.02.2023 06:17
Нерусские русские
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
05.02.2023 05:28
День окончания героической обороны Троице-Сергиевого монастыря
Новый комментарий от Русский Сталинист
04.02.2023 23:41
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Русский Сталинист
04.02.2023 23:12
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от С. Югов
04.02.2023 22:48
«Чебурашка» как потомок «Последнего богатыря»
Новый комментарий от Советский недобиток
04.02.2023 17:16
Наша брань
Новый комментарий от Игорь Бондарев
04.02.2023 15:34