Ху из мистер Путин?

Главы из книги

Дмитрий Терехов 
Президентские выборы 2012 года 
0
13.03.2012 1149

Внешняя политика

Вооружённые силы

Экономика. 1 часть


Экономика. 2 часть

Мы уже говорили, как изящно Путин ещё в 2001-2002 гг. вернул в госсобственность ряд военных заводов (вертолётный завод Миля, АО «Пермские моторы», АО «Оборонительные системы» и др.). И вот Путин подобрался (опять же, без лишнего шума) и к сырьевой сфере. Оно и понятно. Если Путин реально поставил задачу увеличить ВВП в 2 раза к 2013 году, то без возврата большей части сырьевой сферы в госсобственность всё это - пустые фантазии.

Многие так и считали: дескать, пустая пиаровская болтовня. А вот вам получите реальные шаги. А как раз пиара-то и не было: всё в стиле спецслужб - тихо, но упорно. Именно после этих тихих акций взбешённый Березовский произнёс свои знаменитые слова: «ДЕМОКРАТИЯ - это ВЛАСТЬ КРУПНОГО КАПИТАЛА. И если Путин об этом забыл, то мы ему напомним!». Приходится констатировать, что сам Борис Абрамович забыл старую еврейскую мудрость, что не всё надо выбалтывать публике, кое-что надо говорить только для СВОИХ, а он так и резанул правду-матку сгоряча. Но слово - не воробей, вылетело - не поймаешь. Правда же заключается в том, что демократия - это действительно власть крупного капитала. Так было изначально задумано, а Путин действительно пытается ограничить и то и другое. И в этом его главная вина перед мировой демократией и, наоборот, заслуга перед нами, русскими.

Кстати, в середине февраля 2005 года в газете «Коммерсантъ» (напомним, она тогда ещё принадлежала Б.Березовскому) появилась паническая статья, в которой говорилась, что, министр природных ресурсов Ю.Трутнев официально заявил, что, начиная с 2005 года, к распределению квот на выработку полезных ископаемых не будут больше допускаться ИНОСТРАННЫЕ и ОФШОРНЫЕ компании. Это опять же никто из широкой общественности не заметил, а между тем это буквально революция в сырьевой области. Как это не будут допускаться иностранные и оффшорные компании? При Ельцине и Артюхове ТОЛЬКО ОНИ и допускались, а все остальные участвовали так, для вида. А теперь, куда бедным иностранным компаниям податься, только разве что в спонсоры новой «оранжевой» революции... Что они и делают с большой готовностью.

Как же происходит деприватизация в «оборонке»? Начали её с производства средств ПВО. Ещё в 2002 году Путин создал концерн «Алмаз-Антей» объединив концерн «Антей» - производителя ЗРК С-300 на гусеничном ходу, и НПО «Алмаз» - разработчика С-300П на колёсном ходу. Однако в частной собственности (конкретно, потанинского «Интероса») находилось 50% акций ещё одного ключевого производителя С-300 - АО «Оборонительные системы». Ставленник Путина руководитель «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов выкупил у Потанина эти 50% «Оборонительных систем». Потом выкупил у менеджмента оставшихся 50% акций «Оборонительных систем», после чего это стратегически важное предприятие было включено в государственный концерн «Алмаз-Антей». Следующий этап - деприватизация (т.е. национализация) СП «Оборонпрома». Далее начался сложный процесс консолидации в руках государства активов вертолётных заводов Миля, которые в период приватизации оказались разбросанными по разным частным рукам, в том числе (через подставных лиц) попали в руки американских конкурентов-вертолётостроителей, которые, естественно повели дело к полному закрытию конкурирующих заводов. Сейчас с подачи Путина и Чемезова создан полностью государственный холдинг «Вертолёты Миля», где было сконцентрировано сначала 25% акций всех вертолётных заводов, а затем пакет был доведён до контрольного. А после авиасалона «МАКС-2005» появилось решение об образовании вообще единого вертолётного холдинга, объединяющего всех производителей вертолётов под государственной крышей. Т.е. разрозненные оборонные заводы и военные КБ при Путине целенаправленно интегрируются в централизованную и жёстко управляемую структуру под контролем государства.

Ещё одно событие в этом ряду - решение Президента на совещании с руководством авиационных заводов об образовании в авиационной отрасли суперконцерна, включающего в себя фирмы «Туполев», «Сухой», «Ильюшин» и «МиГ», причём сразу заявлено, что от 60 до 70% акций в этом суперконцерне будет принадлежать государству. Это означает, что покончено с сознательно организованной при Ельцине распродажей активов авиационных заводов, в том числе конкурирующим иностранным фирмам. Одновременно появилась лизинговая компания «Ильюшин-финанс», которая стала помогать небольшим авиакомпаниям покупать с помощью лизинговых схем новые отечественные самолёты

А как вам такой факт. Путин лично во время летнего отдыха в Италии ещё летом 2003 года устроил маркетинговый показ итальянцам самолёта-амфибии Бе-200 и лично «продавил» контракт на передачу в лизинг итальянцам одного самолёта Бе-200. Потом несколько лет наш Бе-200 успешно тушил пожары в Италии, а итальянские лётчики обучались его пилотированию в учебном центре в Таганроге. Это делалось для того чтобы продавить закупки Бе-200 итальянцами. Это классическая позиция западных лидеров, которые не упускают случая продавить контракты на экспорт своих высокотехнологичных изделий во время визитов за рубеж. Но самое главное: вы можете себе представить Ельцина, продавливающего во время визита за рубеж поставки наших самолётов? Такая постановка вопроса вызвала бы тогда гомерический хохот. Поставки импортных самолётов в Россию Ельцин вполне мог «продавить», но обратную операцию... Кстати, Бе-200 выпускает корпорация «Иркут» в которой контрольный пакет тоже стал государственным.

Авиастроение в России

А чтобы понять, как развивается наша авиационная промышленность сегодня, неплохо было бы всем желающим посетить проходящий раз в 2 года авиасалон «МАКС», только не для того, чтобы глазеть на пилотажные группы в небе, а чтобы походить по павильонам и послушать о заключённых контрактах и начавшихся поставках самолётов, как в отечественные авиакомпании, так и на экспорт. И не только военных, но и гражданских. Просто для примера отметим некоторые контракты с МАКСа-2005. Упомянём только контракт на поставки 10 ещё не существовавших на тот момент самолётов RRJ (другое название «СуперДжет-100») производства компании «Гражданские самолёты Сухого», продажу того же RRJ в Италию через фирму «Аления», продажу двух Ил-76МВ в Иорданию, контракт на поставку 3 самолётов Ту-204 и 2 самолётов Ил-96-300 на Кубу, контракты на лизинг 15 Ил-96 и 16 Ту-204 нашими авиакомпаниями «Волга-Днепр» и «Атлант-Союз», начало серийного производства лучшего боевого вертолёта мира Ми-28Н, вторую продажу партии вертолётов «Ансат» в Корею и, наконец, решение о возобновлении производства самого большого транспортного самолёта в мире Ан-124 «Руслан» на «Авиастаре» в Ульяновске. Будет произведено 50 (!!!) модернизированных самолётов «Руслан». Просто почитайте, как «задышали» авиационные заводы, которые при Ельцине уже готовились вывозить оборудование в металлолом. Лизинг отечественных гражданских самолётов медленно, но заработал. А это, между прочим, то обещание, которое Путин лично давал авиапроизводителям на совещании в 2003 году. И выполнил. Заставил Грефа запустить лизинговые схемы наших самолётов и, одновременно, ввести ограничения на закупку импортной авиатехники.

Сейчас разворачивается битва за переоснащение гражданской авиации новыми самолётами. Чтобы понять её масштаб надо иметь в виду, что буквально все управленческие структуры этой отраслью, как государства, так и частных авиакомпаний буквально пронизаны лоббистами западных компаний, получающими взятки, гранты и разного рода «откаты» уже 10-15 лет подряд. Все СМИ проплачены западными авиапроизводителями на 10 лет вперёд. Каждую неполадку наших самолётов они трактуют как полную негодность нашей авиатехники, а каждую катастрофу западного самолёта искусно замалчивают или сваливают на пилотов. Ведь какой куш маячит перед носом - закупка 200-300 новых самолётов. Эту битву нашему авиапрому нужно обязательно выиграть. Думается, Президент это понимает.

Ещё одно событие прошло незамеченным общественностью. Это покупка Россией 5% доли в европейском аэро-космическом консорциуме EADS. А событие это важнейшее. Это та же стратегия проникновения и слияния российских компаний с западными с целью получения доступа на западный, прежде всего европейский рынок, куда нас раньше не пускали даже на порог. Мы уже говорили выше о том, как Газпром при поддержке Путина последовательно и упорно рвётся на рынок газовой розницы в Европу. Здесь тоже самое, только в самой высокотехнологичной области. Покупка 5% EADS означает включение наших заводов в поставки комплектующих для сборки совместных самолётов. Уже сейчас все титановые детали для европеского суперлайнера «Дримлайнер» делается в России. Именно по этому принципу строится совместный самолёт «Суперджет-100» компанией «Гражданские самолёты Сухого» совместно с итальянцами. Теперь вот на сборку «Аэробусов» нацелились.

Кто-то может сказать: а почему мы не берём курс просто на продажу наших самолётов на Запад, а ввязываемся в какое-то совместное производство в качестве младшего партнёра?

Да потому, что на Западе действует жесточайшие торговые барьеры, блокирующие проникновение на их рынок. Туда можно пролезть ТОЛЬКО через совместные компании, где западные партнёры кровно заинтересованы в продаже совместной продукции не только в России, но и на Западе. Раньше именно так западные фирмы проникали на закрытый советский рынок, а сейчас мы выучились и точно также лезем упорно на ещё более закрытый западный рынок.

Происходит и ещё один процесс: Путин назначает в стратегически важные компании надёжных представителей государства, которые возобновляют участие в управление госсобственностью, которое было полностью прекращено при Ельцине. Прекращено сознательно, чтобы иметь возможность сказать, что государство не умеет управлять промышленной собственностью, после чего передать её в частные руки под предлогом поиска т.н. «эффективного собственника». Возвращение государства к управлению своей собственностью началось с назначения Алексея Миллера в Газпром, что сразу же переломило там ситуацию в пользу государства. Миллер за 5 лет сумел вернуть в собственность «Газпрома» 36% активов, которые ранее были разными способами уведены из-под контроля компании в частные руки. Итогом этой деятельности стало возвращение в руки государства КОНТРОЛЬНОГО ПАКЕТА акций «Газпрома» - события во времена Ельцина немыслимого.

Успешный эксперимент был продолжен. Практически все доверенные люди Президента уже назначены в разные стратегически важные компании, где есть значительная государственная доля. Последнее назначение в этом ряду - зам главы Администрации Президента Виктора Иванова (между прочим, одного из лидеров умеренно-патриотического крыла в тогдашней Администрации Президента) в Совет Директоров АО «Аэрофлот», что всеми экспертами однозначно оценивается как возвращение этой компании под жёсткий контроль государства. Ну и конечно это назначение фактическим руководителем «Юганскнефтегаза», после известного аукциона, Игоря Сечина (второго, всем известного лидера умеренно-патриотического крыла в тогдашней Администрации Президента), а затем и председателем совета директоров «Роснефти». Ну и Сергей Иванов занял место в наблюдательном совете Внешэкономбанка - ключевого государственного банка в России. Но ближайших друзей не хватает. Поэтому для контрольных функций привлекают детей ближайших соратников - Патрушева, Чемезова, Иванова, Фрадкова и др. Немцов в своём докладе «Путин. Итоги 10 лет» пытается бросить на это тень, обвиняя Путина и этих чиновников в коррупции, но ни одного факта естественно не приводит и не может привести. У Немцова даже не укладывается в голове, как можно быть, членом совета директоров и не воровать. Ведь для демократа в этом весь смысл. А вот уже упоминавшийся человек Путина С.Чемезов по этому поводу говорит: «По большому счёту нам не нужен контрольный пакет, а нужно лишь членство в совете директоров, т.к. то, что рассказывает директор предприятия, не всегда соответствует действительности, но когда находишься внутри, видно всё».

В этой связи любопытно, что совсем недавно появился доклад Всемирного банка, который утверждает, что эффективность управления госсобственностью, даже при нынешнем состоянии управленческих кадров, выше, чем в олигархических структурах. Это просто поразительный доклад. Сразу вспоминаются бессмертные слова Аркадия Аверченко из начала ХХ века: уж сколько лет грабят и разваливают, а всё до конца разграбить и развалить НЕ МОГУТ.

Теперь вернёмся к ЮКОСу. Это, собственно говоря, была первая попытка легально (экономическими методами) вернуть незаконно приватизированную собственность в сырьевом секторе в руки государства. Почему начали именно с ЮКОСа? Да по двум причинам. Во-первых, Мишаня Ходорковский заигрался в политику, подобно Березовскому. Он, опираясь на свои огромные ресурсы, стал финансировать одновременно целый ряд оппозиционных сил в разных частях политического спектра и даже создал по настоящему опасную сетевую структуру под названием «Открытая Россия». В результате замаячила перспектива так лелеемой Березовским идеи союза левых и правых сил против Путина и государства. Во-вторых, Миша решил провести целый ряд чисто экономических проектов, которые нарушали идею постепенного возврата сырьевой сферы в руки государства. В первую очередь - это проведение нефтепровода в Китай, что сделало бы ЮКОС полностью независимым от контролируемой государством «Транснефти» (которая, напомним, прокачивает по своим трубопроводам 80% всей экспортируемой нефти, позволяя, таким образом, контролировать нефтедобывающую сферу). Кроме того, сама идея бесконтрольного сбыта нефти в Китай частной нефтяной компанией, вряд ли была близка путинскому руководству. А знаете, по какой цене Ходорковский собирался гнать нефть в Китай? Вы не поверите: он собирался поставлять по 30 млн. тонн нефти в год всего по 5 долларов за баррель (!!!), заключив контракт на много лет вперёд. Это при нынешней цене барреля в 80 долларов (притом, что цена нефти временами поднималась до 150 долларов за баррель). Что это как не чисто политический жест, направленный на расчленение страны.

Отношения с Китаем - это не игрушки. Это - большая политика, работающая на дальнюю перспективу. А сам ЮКОС планировалось запродать на 60% американцам («Эксону» и «Шеврону») по типу того, как это успел сделать Фридман с «Тюменской нефтяной компанией», объединив её с «Бритиш Петролиум» в холдинг «ТНК-ВР». Это позволяло сделать ЮКОС неуязвимым для атак со стороны государства.

В общем планов у Ходорковского против России было громадьё. Вот и пришлось дать Мише Ходорковскому по ручонкам, возможно, даже раньше запланированного срока.

Ну и, наконец, была ещё одна причина. Раздавив самую крупную в России частную нефтедобывающую структуру и держателя самого крупного личного состояния (15,2-16 млрд. долларов), Путин показал всем остальным олигархам реальное соотношение сил и реальные возможности государства в столкновении с частным бизнесом, а также новые правила игры и приоритеты государства на новом этапе. И абсолютное большинство олигархов поняли его ПРАВИЛЬНО, т.е. немедленно ушли с политической сцены и постепенно стали переориентировать свои предприятия из чисто добывающих в частично перерабатывающие. Например, Олег Дерипаска серьёзно ввязался в российское автомобилестроение, купив Горьковский автозавод. То же самое сделал и Алексей Мордашов, купив Ульяновский автозавод. Оба они теперь активно лоббируют запрет ввоза подержанных иномарок в Россию. Это только один пример. На самом деле имеет место вполне определённая тенденция. Сырьевые олигархи отчётливо поняли, что сырьевую сферу (а возможно, и предприятия первичного передела - прежде всего чёрную и цветную металлургию, производство удобрений) рано или поздно придётся вернуть в руки государства, и наиболее умные пытаются перераспределить активы.

Как изящно добивали ЮКОС - это тема отдельного разговора. Чего стоит только всем известный аукцион конца 2004 года с продажей главного нефтедобывающего подразделения ЮКОСа - «Юганскнефтегаза». Не все внимательно следили за «процессом», поэтому стоит остановиться на этом подробней. Дело в том, что буквально за несколько дней до аукциона совершенно неожиданно Хьюстонский суд (в штате Техас) принимает беспрецедентное по наглости решение о ЗАПРЕТЕ продажи «Юганскнефтегаза» и грозит санкциями любым компаниям, которые нарушат этот запрет и купят «Юганскнефтегаз». Во времена Ельцина на этом всё бы и кончилось. Это был фактически прямой приказ Вашингтонского ЦК (или Хьюстонского обкома?) в нижестоящую структуру. Но не тут то было. Аукцион всё-таки состоялся и «Юганскнефтегаз» был куплен зарегистрированной за 3 дня (!!!) до этого компанией «Байкал Финанс групп», учредителями которой были непонятные физические лица. Это дало повод газете «Завтра» тут же заявить, что Путин просто продал крупнейшую нефтедобывающую компанию своим приятелям. Но это была ошибка, ибо уже через 3 дня стало известно, кто именно входит в число учредителей «Байкал Финанс групп» - главным учредителем оказался... Игорь Сечин - доверенное лицо Президента. Но самое главное заключалось в том, что через те же 3 дня подставная компания «Байкал Финанс групп» тут же «продала» «Юганскнефтегаз» полностью государственной компании «Роснефть», превратив её, таким образом, в крупнейшую нефтедобывающую компанию России и одну из крупнейших нефтяных компаний в мире. Могут спросить: зачем нужны такие сложности? Почему нельзя было сразу отдать «Юганскнефтегаз» той же «Роснефти» или просто национализировать? Да именно из-за решения того самого хьюстонского суда, который грозил покупателю «Юганскнефтегаза» санкциями. Теперь же «Роснефть» является «де-юре» «добросовестным приобретателем», т.к. сама она в аукционе не участвовала и под «хьюстонские санкции» не попадает. Если же вспомнить о том, что рассматривается вопрос о слиянии «Роснефти» с «Газпромом», что создаст крупнейшую в мире нефтегазовую монополию с контрольным пакетом государства (!), то все разговоры о передачи нефтяной собственности от одних олигархов другим (от чужих - своим), становятся совершенным бредом. Ясно как день - идёт постепенная ДЕПРИВАТИЗАЦИЯ (НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ) нефтяной сферы. Это можно считать уже установленным фактом. А ведь увод нефтяных и газовых активов из рук государства считался третьим (после развала СССР и разгрома вооружённых сил) главным «достижением» Ельцина с точки зрения США.

А вот ещё один факт из того же ряда. В сентябре 2005 года «Газпром» выкупил основные активы компании «Сибнефть» у Р.Абрамовича, превратившись, таким образом, в крупнейший в мире нефтегазовый холдинг с контрольным пакетом государства. Какие ещё вам нужны факты, господа, для подтверждения вышеназванной тенденции на постепенную деприватизацию энергетической сферы?

Проект Сахалин-2

А вот в сентябре 2006 года дошли руки и до подписанных с иностранными фирмами т.н. «соглашений о разделе продукции». Кто не знает, это было шумное дело в 90-ые годы ХХ века. Тогда либеральное правительство предателей и агентов влияния Запада при поддержке Ельцина навязало стране ряд чудовищно невыгодных соглашений с иностранными транснациональными корпорациями в сырьевой сфере, которые фактически являлись просто-напросто разграблением наших сырьевых ресурсов. Наиболее ярким примером такого разграбления был проект «Сахалин-2», классическое соглашение о разделе продукции, заключённое в 1993 году, по которому гигантское месторождение на Тихоокеанском шельфе России разрабатывалось только иностранными компаниями, за их деньги, а мы начинали получать первую прибыль только после того, как иностранный «инвестор» (правильнее сказать, бандит с большой дороги) окупит все свои затраты (на это потребуется много-много лет) и выйдет на рентабельность 17,5% (при том, что отчётность свою они не показывают и сообщить о достижении рентабельности в 17,5% могут спустя годы после её реального достижения). Мало того, даже после этого мы в течение ряда лет должны были получать только по 10% прибыли с этого месторождения. Такого грабительского договора вообще вероятно не знала история. Даже со всякими панамами, гватемалами и прочими банановыми республиками, так живо описанными О'Генри в бессмертных «Королях и капусте», соглашения о разделе продукции всегда были более выгодными для банановых республик. Здесь Ельцин просто таки отдал ВСЁ на свободное разграбление иностранцев.

В 90-ых годах об этом много шумела патриотическая пресса (в частности, газета «Завтра») и Юрий Болдырев. Особенно важно то, что это были соглашения не просто с какими-нибудь иностранными «шарашкиными конторами», а с гигантскими транснациональными корпорациями, действовавшими при поддержке правительств соответствующих стран. Казалось, эти месторождения уплыли из рук России безвозвратно, навсегда.

Но, как говорится, «никогда не говори НИКОГДА». Дошли руки и до соглашений о разделе продукции. Сначала, под предлогом нарушения иностранными компаниями экологических требований, началась ревизия соглашений по проекту «Сахалин-2». Гигантскую транснациональную корпорацию «Шелл» и её компаньонов «Мицуи» и «Митцубиси» заставили обменять часть своей доли в проекте «Сахалин-2» на некоторые второстепенные доли Газпрома, т.е., говоря по простому, заставили ввести Газпром в проект «Сахалин-2», передав ему КОНТРОЛЬНЫЙ ПАКЕТ АКЦИЙ (50% + 1 акция) который до этого полностью контролировался иностранцами. Это процесс с шумом завершился 21 декабря 2006 года, когда в присутствии Путина были подписаны эти важнейшие соглашения.

А что это означает? Это значит, что в дальнейшем вся документация по проекту станет прозрачной и иностранцам не удастся бесконтрольно грабить наши ресурсы. Одна эта подпись вернула в Россию десятки миллиардов долларов.

Ковыткинское месторождение

Практически одновременно начался пересмотр и проекта «Сахалин-1», контролируемым до этого американской корпорацией «Шеврон» и проекта разработки гигантского Ковыткинского месторождения, в котором задействован консорциум ТНК-ВР. Так что не одно, а все соглашения о разделе продукции были пересмотрены, что означает многократное увеличение доходов России и всех нас. Речь идёт о сотнях миллиардов долларов, которые должны вернуться в русский бюджет.

Кстати, в 2009 году заработал первый в России завод по производству сжиженного природного газа на Сахалине, как раз в рамках проекта «Сахалин-2». Специально построенные танкеры для перевозки сжиженного газа уже отвозят первые партии жидкого топлива в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, что позволяет диверсифицировать поставки газа с Европы на Дальний Восток.

Но это ещё и вообще важный прецедент. Впервые Путин замахнулся на интересы иностранных транснациональных корпораций, поддержанных своими правительствами и начал ревизию подписанных Ельциным гигантских грабительских проектов, направленных против России. В сравнении с этим, даже национализация ЮКОСа выглядит небольшим достижением. Это поистине переворот в экономической области...

Вообще, надо отметить, что если при Ельцине месторождения безконтрольно раздавались иностранным фирмам, то сейчас в этой сфере последовательно наводится порядок. В марте 2008 года рекомендован ко второму чтению законопроект о допуске иностранных инвесторов к стратегическим отраслям, в котором резко расширен перечень стратегических предприятий, сделки с которыми правительство намерено жёстко контролировать. Помимо разработчиков природных ресурсов на месторождениях федерального значения и на морском шельфе, к стратегическим предприятиям, наконец, отнесены телевидение, радиовещание, интернет-провайдеры, а также разработчики биоресурсов. Согласование сделки с правительством теперь потребуется если иностранная компания с госучастием приобретает более 20% акций в российском предприятии, отнесённом к перечню стратегических. Для сделок в сфере разведки и добычи полезных ископаемых эта планка опустится ещё ниже - до 5%. Кстати, с принятием этого законопроекта Ковыткинское месторождение в Иркутской области за которое Газпром продолжает бороться с «Бритиш петролеум» и ТНК и за которое, «Бритиш петролеум» требует 1 млрд. долларов, достанется Газпрому практически бесплатно. Также этот законопроект будет означать практически национализацию Ангаро-Ленского месторождения, находящегося сейчас в собственности компании «Петромир». Новые правила допуска иностранных компаний к стратегическим предприятиям начали действовать с 1.01.2009 года.

Обратите внимание, что помимо сырьевой сферы теперь контроль распространился ещё и на сферу информации - телевидение, радио и Интернет. Это означает, что Путин, наконец, осознал масштабы ведущейся против России информационной войны через формально российские СМИ, которые фактически давно принадлежат иностранцам, в том числе не просто иностранцам, а фирмам, являющимися государственными иностранными компаниями или созданными с участием иностранных государств. И вот теперь в этой важнейшей области тоже наводится порядок.

Начался и процесс перестройки (точнее говоря, санации) банковской сферы. На сегодня банки представляют собой основной механизм увода денег за рубеж, «чёрного» обналичивания, концентрации нигде не учтённых ресурсов, а также пиратской приватизации и перераспределения ранее приватизированной собственности. И появление слухов о наличии в Центробанке т.н. «чёрных» списков банков, подлежащих санации (отзыву лицензии и закрытию) - это первая проба сил на пути реформы Путиным банковской сферы. А первые закрытые в рамках этой компании банки - это наиболее одиозные структуры, которые не только занимались немыслимыми финансовыми махинациями, но и тайно финансировали чеченских бандитов. Особенно любопытна для нас в плане вопроса о начавшейся деприватизации история с «Гута-банком», который был «куплен» государственным «Внешэкономбанком» за 1 миллион рублей. Вы только вдумайтесь, банк с активами около 600 млн. долларов «куплен» государственной структурой за 30 тысяч (!!!) долларов. За такие деньги в Москве сейчас комнату в коммуналке не купишь. Это тоже определённый знак банковскому сообществу: будете играть не по правилам, отберём всё задаром, а будете работать честно - будем решать вопрос по справедливости.

В апреле 2008 года разразился скандал с решением о деприватизации (возврата в государственную собственность) гигантского аэропорта «Домодедово», который был в 2000 году приватизирован с гигантскими нарушениями компанией «Ист-Лайн», принадлежащей некому Дмитрию Каменьщику. Подоплёка скандала похожа на то, что было с «Гута-банком»: «Ист-Лайн» активно мешал развитию аэропорта «Шереметьево», перетягивая на себя авиаперевозки. Когда все попытки решить вопрос добром были исчерпаны, из ящика просто достали досье приватизации «Домодедова», стряхнули с него пыль и... быстро решили вернуть аэропорт в собственность государству. Этим самым снова всем бизнесменам даётся знак: вы все, ребята, кто получил госсобственность задарма в 90-ые годы сидите на крючке. Либо вы будете играть по правилам и учитывать государственные интересы, либо... с вами будет тоже, что и с «Ист-Лайном» или «Гута-банком». Позиция эта мудрая: тем предприятиям, которые управляются новыми владельцами успешно и учитывают интересы государства, даётся возможность продолжать управлять незаконно приватизированной собственностью, а тех, кто управляет плохо и не учитывает интересы государства - вытряхивают из штанов.

Сейчас государство не только не готово вернуть себе всю приватизированную в 90-ые годы собственность, но такое возвращение и просто НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО. В будущем будет принято окончательное решение - какую собственность целесообразно возвращать государству, а какую - нет. А пока - это задача со многими неизвестными.

Итак, как бы это кто не пытался отрицать, но ДЕПРИВАТИЗАЦИЯ в сырьевой и банковской сфере началась. Почему только в сырьевой и банковской? А потому, что отнюдь не факт, что государству выгодно деприватизировать ВСЮ собственность. Это отдельный большой разговор, но мы полагаем (возможно, вместе с Путиным), что частная инициатива в сфере перерабатывающей промышленности не только не должна быть запрещена, но должна даже и поощряться. Вот, например, российская совместная с корейцами частная фирма «Rolsen», вышла на первое место в России по производству российских телевизоров и компьютерных мониторов. Пока она только собирает телевизоры из западных комплектующих, но это только пока. Она уже купила в Англии завод по производству телевизионных трубок и планирует перевести оборудование в Калининградскую область. Пройдёт ещё 5-10 лет, и мы забудем, что такое покупать импортные телевизоры - свои будут и дешевле и лучше. Почему не поощрять такую частную инициативу? А вот в сырьевой сфере, где имеет место эксплуатация т.н. природной ренты, т.е. попусту говоря нашей общей собственности, будьте любезны, постепенно отдать собственность, как теперь говорят, взад.

Но все упоминавшиеся достижения меркнут в сравнении с заявленным Президентом в послании Федеральному Собранию в мае 2006 года намерении ввести продажу отечественного сырья за рубли. Это подлинная революция в экономической сфере. Это то, о чём отечественные национально настроенные экономисты писали во времена Ельцина как о несбыточной мечте. Вы только вдумайтесь в этот факт. Если эта многолетняя мечта станет явью, то для закупок наших биржевых товаров западные страны вынуждены будут покупать сначала... рубли, а потом, на эти рубли покупать наши товары. Это означает реальное превращение рубля в свободно конвертируемую валюту, а также прекращение многолетней долларовой зависимости России от Запада, когда мы фактически скупали за наши реальные товары пустые зелёные бумажки и таким образом финансировали США. Превращение рубля в свободно конвертируемую валюту прекратит этот постоянный отток денег за рубеж и одновременно сделает наш печатный станок источником национального благосостояния (разумеется, при условии грамотного управления финансами страны). Это гигантский прецедент, практически совершенно не замеченный национально-патриотической общественностью.

Правда, реально осуществить этот переворот так до сих пор и не удалось. Слишком велико сопротивление иностранных компаний и правительств, но курс на это наше Правительство держит и рано или поздно это эпохальное событие станет реальностью.

рост сельхозпроизводства

А как там поживает сельское хозяйство? В совдеповский период это было зона вечных и неразрешимых проблем. При Ельцине сельское хозяйство пришло в полный упадок и страна перешла на снабжение продовольствием по импорту на 60-80% от потребностей (в зависимости от вида продовольствия).

В 2000-2004 году до сельского хозяйства у Руководства страны руки не очень доходили, но уже с 2005-2006 - дошли. Был разработан и принят национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса», предусматривающий три направления на которых концентрировались ресурсы: 1. Ускоренное развитие животноводства, 2. Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, 3. Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе".

Начнём с того, что ОАО "Россельхозбанк" предоставило в 2006-2007 гг. 317,5 тыс. кредитов на общую сумму 152,5 млрд руб. Это в разы превысило те объемы, которые были изначально запланированы. За два года реализации нацпроекта Россельхозбанк заключил договоров по кредитованию проектов строительства и реконструкции животноводческих комплексов на 79,7 млрд руб. После выхода в 2010 году на плановые мощности вклад этих предприятий в производство мяса составляет более 15%, а молока - около 8%. Владельцам личных подсобных хозяйств было выдано за 2 года более 300 тыс. кредитов на 40,8 млрд руб. А с 1 января 2008 года стартовала Государственная программа развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы, существенно расширяющая, в частности, перечень займов, на которые распространяются государственные субсидии на уплату процентов.

А ведь при Ельцине сельское хозяйство ни государственные, ни частные банки не кредитовали вообще, т.к. кредиты сельскому хозяйству не выгодны банкам.

Наилучших результатов по итогам выполнения всех контрольных целевых показателей нацпроекта добились республики Татарстан, Дагестан, Башкортостан, Белгородская, Оренбургская, Саратовская, Челябинская области, а также Чувашская Республика. В частности, за два года реализации нацпроекта Республика Татарстан увеличила производство молока на 12,7% (до 1,7 млн. тонн), мяса - на 15,5% (до 355 тыс. тонн) к уровню 2005 года.

Белгородская область достигла самых высоких показателей в РФ по производству мяса - 548,3 тыс. тонн, что на 86,5% больше уровня 2005 года. На 4,5% выросло производство молока, что соответствует целевым показателям нацпроекта. Объем реализации продукции малых форм хозяйствования увеличился на 24,3%.

В Челябинской области объемы производства мяса выросли на 19% и составили более 214 тыс. тонн, молока - на 11% (до 590 тыс. тонн). Прирост поголовья КРС - 7%.

Лидером по производству молока в стране является Республика Башкортостан, его объемы в 2007 году превышают 2,3 млн. тонн (плюс 8% к уровню 2005 года). На столько же процентов выросло производство мяса, оно составляет 413 тыс. тонн.

В Саратовской области самый высокий в стране темп прироста объема реализации товарной продукции, произведенной малыми формами хозяйствования - свыше 93%. Кроме того, в области на 14,5% увеличилось производство скота и птицы на убой в живой массе (более 228 тыс. тонн), молока - на 7,9% (до 940 тыс. тонн). Поголовье КРС достигло 514 тыс. голов, что на 4% больше, чем в 2005 году.

Скучные цифры, правда? Но они показывают реальный рост производства в с/х секторе.

Что касается мяса, то согласно планам Минсельхоза 2012 год должен стать и последним годом импорта зарубежной свинины и птицы в РФ.

Заработала система «Росагролизинга», позволившая хозяйствам покупать дорогостоящую с/х технику. Работу этой системы все эти годы курировал лично Путин. А в 2010 году, по итогам первых месяцев реализации программы «Автохлам на новые машины» было предложено распространить действие этой программы и на отечественную с/х технику с 2011 года.

На фоне перевыполнения целевого показателя по мясу на 8,2% в стране отмечается увеличение поголовья крупного рогатого скота (КРС). Его численность составляет 22,4 млн. голов, что больше уровня 2005 года на 4,4%.

В 2008 году, даже несмотря на начавшийся кризис, сельское хозяйство показало вообще чемпионские результаты за многие предыдущие годы. Рост составил 8,8 проц. В этом году произошел рекордный сбор урожая зерновых - свыше 100 млн. тонн.

«Впервые в своей истории производство пшеницы в России превысит в этом году урожаи в США. Такой показатель стал первым результатом новой российской сельскохозяйственной стратегии», - пишет французская газета Le Figaro. По данным американского департамента сельского хозяйства, урожай в России за период 2009-2010гг. должен составить 61,700 млн. тонн против 60,314 млн. в США. Страна, которая после распада Империи практически забросила весь этот «сельхоз-навоз», лишь в 2005 году поняла свою ошибку. Владимир Путин, пишет газета, превратил сельское хозяйство в одну из основ развития страны. Был запущен пятилетний план широкого кредитования фермеров в объемах на десятки миллиардов рублей. К «сельхозработам» пристроили олигархов, включая основателя «Норильского Никеля» Владимира Потанина. Преемник Путина Дмитрий Медведев продолжил начатое дело: на форуме в Санкт-Петербурге 5 июня 2009 года он назвал производство зерна одним из приоритетов страны. В планах - 112-115 млн. тонн зерна в год. «Россия уже сейчас занимает четвертое место среди производителей. В 2010 году она вполне может стать третьим крупнейшим экспортером и вплотную подобраться к ЕС», - считает Николя Фрагно, управляющий Amundi Funds Global Agriculture. США и ЕС насторожились. Еще бы, российская пшеница вытеснила их даже с крупнейшего египетского рынка, признает France Agrimer в своем февральском отчете. «Российская пшеница стоит дешевле, так как ее производство требует меньше затрат. Но даже не это беспокоит конкурентов. Не будем забывать, что Хрущев мечтал перегнать Америку, когда еще был Советский Союз. Сейчас Россия обошла Америку без помощи Украины и Казахстана. По этому поводу газета пишет: «С приходом к власти близких к Москве руководителей (например, на Украине) на территории СНГ мог бы сформироваться пшеничный картель, в котором также нашлось бы место и Казахстану. Подобное объединение могло бы стать чем-то вреде мирового амбара». Украина готова рассмотреть возможность совместного строительства терминала на берегу Черного моря и предусмотреть возможность введения сквозного железнодорожного тарифа, чтобы уменьшить затраты на транспортировку зерна и чтобы быть конкурентоспособными на внешних рынках», - заявил министр аграрной политики Украины Николай Присяжнюк.

А за счёт чего достигнут такой рост производства? А вы и не заметили, что средняя урожайность в России в течении 2000-2010 гг. повысилась с 8 центнеров зерна с гектара до 25 центнеров, т.е. в 3 раза. А ведь в СССР урожайность не могли поднять на протяжении десятков лет, а при Ельцине она вообще в большинстве хозяйств упала до нуля.

Обычно патриоты традиционно клеймят Путина за рост цен на продовольствие. Ну что ж, давайте посмотрим, какие действия предпринимаются в этой области. Естественно, патриотическая общественность экономической литературы не читает, поэтому дадим некоторые факты. Всем известно о скачке цен на продовольствие летом и осенью 2007 года. А вот какие меры приняло правительство неизвестно никому. Так вот, ещё в октябре 2007 года министр сельского хозяйства А.Гордеев добился введения сезонных пошлин на экспорт из России пшеницы в размере 10% (но не менее 22 Евро за тонну). Однако этой меры оказалось недостаточно для стабилизации рынка и сокращения экспорта пшеницы. Тогда 29.01.2008 была введена ЗАПРЕТИТЕЛЬНАЯ пошлина на экспорт пшеницы в размере 30% на ячмень и 40% на пшеницу (но не менее 105 Евро за тонну), после чего экспорт зерна из России (который до этого составлял 12,5 млн. тонн из урожая в 82 млн. тонн) полностью прекратился, в результате чего цена на пшеницу в России на 100 долларов ниже мировой цены, составляющей 430 долларов за тонну. Впрочем, все эти скучные цифры нашим горе-патриотам читать недосуг, вникать в механизмы регулирования цен на рынках им не интересно, зато они как Отче наш знают, что Путин виновен в инфляции и росте цен на продовольствие, а в детали вдаваться им без надобности.

Стоит отдельно упомянуть и новый закон о торговле поможет избавиться от избыточных административных барьеров и всевозможных неофициальных сборов и взяток. По словам Путина, главная идея документа - справедливое ценообразование. Путин: наша цель - выстроить сбалансированные, цивилизованные отношения по всей цепочке от производства до прилавка. И, в первую очередь, навести порядок в такой чувствительной сфере, как торговля продуктами питания.

Необходимо искоренить практику дискриминации производителей, прекратить длительную задержку оплаты за поставленную продукцию, всевозможные поборы закончить, или, как их еще называют сами участники рынка, бонусы, без уплаты которых даже качественный и востребованный товар не имеет сегодня шансов появиться на полках крупных торговых сетей.

Закон этот направлен на то, чтобы заставить торговые сети покупать продукты питания у отечественных производителей, причём не задерживать им оплату за поставленный и давно проданный товар месяцами. Торговые сети боролись против принятия этого закона не на жизнь, а на смерть, использовали все свои лоббистские возможности, но ничего не добились. В конце 2009 года закон был принят и вступил в действие.

Вернёмся к промышленной политике. Например, такой вопрос, как возрождение высокотехнологичной промышленности, в первую очередь, электроники. Патриоты обычно говорят, что Путин только на словах «возрождает» высокие технологии, а на самом деле их, наоборот, добивает. Бесполезно спорить с тем, что процесс возрождения высокотехнологичной индустрии идёт медленно, во всяком случае, гораздо медленней, чем нам бы всем хотелось, но он идёт! Например, в марте 2008 года зеленоградский завод «Ангстрем» получил от Внешэкономбанка (а это банк, полностью контролируемый государством) кредит в сумме 815 млн. рублей для покупки оборудования, на котором можно наладить производство микрочипов с топологическим размером 0,13 микрона. На новой производственной линии можно будет изготавливать SIM-карты для телефонов, чипы для кредитных карт и биометрических паспортов, микропроцессоры, используемые в производстве электронной техники. Значит, когда государство видит, что ему предлагают реальный проект, имеющий высокую вероятность окупаемости и получения прибыли и продвигающий приоритетный высокотехнологический сектор, тогда государство даёт деньги. И наоборот, когда видит, что деньги надеются сразу же по получении, как теперь выражаются, «распилить» и рассовать по карманам, то деньги не даёт. И правильно делает...

Вообще, в условиях кризиса, вопреки общераспространённому мнению государство финансово поддерживало отнюдь не только банки, но и реальный сектор экономики, в первую очередь машиностроение. В 2010 году продолжится развитие системы предоставления госгарантий по кредитам для системообразующих предприятий. Угрозу кризиса банковской системы в 2009 году удалось преодолеть, и сейчас ставки по кредитам снижаются, однако с их доступностью для предприятий по-прежнему проблемы. Поэтому например, на погашение задолженности «Уралвагонзавода» в рамках антикризисной программы в 2010 году направлено 10 миллиардов рублей, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) получила почти 11 миллиардов рублей. Также продолжается финансирование долговых проблем «АвтоВАЗа».

Помимо этого, с началом кризиса государство стало выкупать наиболее важные высокотехнологичные активы у частных инвесторов, чтобы не допустить их попадания в руки иностранных инвесторов. В частности 2.12.2008 объявлено о выкупе у собственников НПО «Сатурн» - одного из ведущих производителей авиадвигателей.

А 15.11.2008 объявлена программа прямой помощи наиболее крупным, системообразующим промышленным предприятиям (примерно 1500) в форме льготного кредитования (взамен исчезнувшего западного кредитования), участия в капитале, субсидирования ставок по кредитам, налогового кредита, стимулирования спроса на товары, производимые отечественным производителем и т.д.

А для контроля над средствами предоставляемыми государством системообразующим частным предприятиям наконец-то принято решение о введении в советы директоров уполномоченных представителей государства, осуществляющих контроль за расходованием государственных денег. Мы так долго требовали введения этой меры, а либеральная часть экономического блока так долго этому сопротивлялась всеми доступными способами, что сейчас даже не верится, что и в этой сфере наметилось продвижение вперёд.

ГЛОНАСС

Практически достроена российская глобальная навигационная система ГЛОНАСС. Сейчас орбитальная группировка ГЛОНАСС доведена до 18 спутников и обеспечивающих сплошное поле покрытия в северном полушарии, но в самое ближайшее время число спутников будет доведено до 24 и тогда навигационное поле покроет весь земной щар. Очень скоро эта система станет коммерческой, как и американская GPS, и будет приносить многомиллиардные доходы за счёт рынка космической навигации. Кстати, для стимулирования внедрения приёмников ГЛОНАСС сейчас разрабатываются законы предписывающие все грузовые автомобили междугороднего сообщения оснастить приёмниками ГЛОНАСС, совмещёнными с тахографом - прибором, фиксирующим время движения и остановки автомобиля и ряд других параметров. Как только это случится рынок радионавигации позволит резко увеличить эффективность грузовых перевозок, за счёт сокращения простоев и холостых пробегов машин.

Но проект ГЛОНАСС - это только часть отечественной мощнейшей космической индустрии, которая сейчас бурно развивается, причём не просто развивается, а развивается в направлении практического использования космоса.

Все эти годы росло количество коммерческих и некоммерческих космических запусков в России. В 2007 их было 26, в 2008 - 27, что составило 40% всех космических запусков в мире и намного превышает количество запусков в США и Европе. В 2009 году, несмотря на кризис, Россия поставила абсолютный рекорд по количеству космических запусков - 39, что больше, чем у всех остальных стран вместе взятых. Большинство таких запусков будут коммерческими, т.е. на орбиту будут выводится коммерческие спутники разных стран. Таким образом, Россия потихоньку почти монополизировала достаточно большой рынок коммерческих запусков, постепенно отодвигая с него все другие страны, включая США и Европейское космическое агентство.

Отметим ситуацию в такой важной отрасли, как геология. Эта отрасль все 90-ые годы приходила в упадок, что выражалось в падении числа вновь разведанных месторождений по сравнению с числом уже эксплуатируемых. По инерции это падение продолжалось и в 2000-2004 годах. В результате стала стремительно падать и добыча. А с 2005 года Правительство обратило внимание на эту проблему и стало усиленно развивать геологоразведку. И вот результат: в 2010 году Путин объявил, что у нас снова числе разведанных новых месторождений превысило число эксплуатируемых.

Или скажем фармацептическая промышленность, которая тоже непрерывно деградировала все 90-ые годы. У нас произошло прекращение производства исходных субстанций для фармакологии, под предлогом того, что импортные дешевле и возни с ними меньше. А как только производство субстанций ликвидировали, так иностранные производители сразу подняли цены на экспортируемую в Россию продукцию. Выросло до невероятной степени и производство подделок под импортные лекарства. Этой проблемой озаботились в 2008 году и с этого момента начался рост производства на большинстве предприятий фармакологической сферы. Постепенно возобновляется и производство субстанций. На совещании, посвящённом вопросу подъёма отечественной фармацевтической промышленности, в июне 2008 года Путин обронил очередную крылатую фразу, которая вместе с другими известными выражениями, типа «мочить в сортире», несомненно, войдёт в историю. Он сказал, имея в виду любителей присвоить деньги направленные на т.н. лекарственное страхование (компенсацию части стоимости лекарств государством): «Имейте в виду: из желудка выну и раздам бедным!».

За время правления Путина стал постепенно восстанавливаться из небытия и совсем, казалось бы похороненное в 90-ые годы отечественное кинопроизводство и кинопрокат. Более того, начиная с 2005 года стали появляться отечественные фильмы, которые впервые от сотворения мира стали теснить в прокате американские блокбастеры. Начало этому положил фильм Бекмамбетова «Ночной дозор», который не только побил все рекорды посещаемости, но даже сумел впервые выйти в массовый прокат за рубежом. Вслед за ним последовали и другие отечественные высоко кассовые фильмы, которые позволили отвоевать чисто рыночными методами существенную долю кинорынка у американских фильмов. Кинотеатры, которые в 90-ые либо просто пустовали, либо превратились в торговые точки, стали постепенно возвращаться к основной своей специализации.

Началась борьба и с такой отраслью ельцинской «экономики», как игорный бизнес. Сразу скажем, это серьёзный противник, который обладает не только огромными деньгами, но и развитыми средствами уголовного террора. Более того, с игрового бизнеса кормится огромное количество госчиновников, в скрытой форме являющихся совладельцами и «крышей» этого бизнеса. Это уже первый пример, когда Путин демонстративно пошёл на конфликт с интересами широких слоёв т.н. «элиты» ради такого, как иногда говорят, эфемерного понятия, как мораль и нравственность целой нации (на самом деле, это конечно базовые и стержневые понятия). Решение принято по-настоящему радикальное: ликвидировать во всех городах игорный бизнес как класс, а то, что от него останется - сослать в ссылку всего в 4 (четыре!) локальные зоны в России. Учитывая, что наша страна раскинулась на 11 часовых поясов или 11000 км в длину, это означает просто ликвидацию всего игорного бизнеса в принципе. 99,99% людей физически не смогут добраться до всех этих разрушительных игрушек. В то же время, формально сохранена видимость демократии и свободного предпринимательства, что очень важно для отношений с внешним миром. Ещё очень важно, что этот блестящий и смелый шаг целиком и полностью принадлежит Президенту, а не каким-то его советникам. Именно Путин жёстко продавил это решение через Думу, которая первоначально рассчитывала замотать его в дискуссиях и обсуждениях (понятно почему).

Любопытно, что практически сразу после этого решения по интернет-рассылке (т.н. «спам») мне пришло в начале декабря 2006 года интересное сообщение. Приводим его полностью: «Продается московская компания с лицензией на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений. Лицензия действует до января 2009 года. Цена 700 000 рублей. 8-906-719-82-09 Александр». Что бы это значило?

Всё очень просто. Наиболее прозорливые владельцы игорных заведений поспешили пока не поздно избавиться от активов, которые в ближайшее время превратятся в НИЧТО! Вот самые хитрые граждане и засуетились...

Не хотите прикупить себе немного счастья? Телефон - вполне реальный...

Интересно, что игровые магнаты до самого последнего момента не верили, что принятое решение реально доведут до конца. Поэтому большинство игровых фирм даже и не собиралось никуда переводить свои предприятия, что впрочем, правильно, т.к. в игровых зонах много денег не получишь. Но 1 июня 2009 года случилось ужасное - решение было выполнено и все игровые клубы и казино были одномоментно закрыты. Первое время некоторые надеялись обойти запрет, преобразуя свои заведения в клубы спортивного покера, а игровые автоматы переделывая в лотерейные. Но Правительство и тут показало, что проводит свою линию твёрдо и спортивный покер быстро попал в список азартных игр. Меняется законодательство и по игровым и лотерейным автоматам. Так что азартным играм в России не бывать.

Вообще, в России довольно много отраслей промышленности и если по каждой написать хоть несколько строк, то объём книги может вырасти до нескольких увесистых томов. Поэтому мы не будем забивать вам, дорогой читатель, голову цифрами и фактами по каждой отрасли. Вам нужно понять общую тенденцию, которая состоит в том, что сейчас, в отличие от 90-ых годов, узкие места и проблемы, возникающие в любом важном секторе экономики, незамедлительно решаются. А в 90-ых годах было несколько иначе. Правительство тогда тоже отслеживало узкие места и проблемы в экономике, но не для того, чтобы их решать, а для того, чтобы оперативно УСУГУБЛЯТЬ эти проблемы. Вы не ослышались. Это было именно так. Правительство тогда работало в интересах Запада и старалось в меру своих возможностей не решать проблемы, а усугублять их, а потом, когда ситуация заходила в полный тупик, предприятие просто банкротилось или продавалось за копейки отечественному или иностранному новому собственнику или просто ликвидировалось.

Говоря об экономике невозможно опустить такой важнейший вопрос, как поведения Правительства Путина в разгар кризиса с сентября 2008 по сегодняшний день. Во-первых, надо отметить, что Правительство не растерялось, не бросило рычаги управления и не отдалось на волю экономических волн, как это не раз было в 90-ые годы при ельцинских «гениях экономической мысли». Наоборот, Правительство напряжённо работало, принимая ежедневные жёсткие управленческие решения, которые в конечном счёте позволили пройти кризис с относительно небольшими потерями. Во-вторых, надо отметить принципиальное отличие метода гашения кризиса в России и в ведущих западных странах. В то время, как на Западе повсеместно пожар стали гасить бензином, т.е. преодолевать кризис посредством вбрасывания в экономику совершенно фантастических сумм ничем не обеспеченных денег, которые просто печатали от балды, то в России за весь период кризиса ни разу (!) не включали печатный станок, а для поддержки экономики использовали деньги из Резервного фонда, накопленного до кризиса, т.е. опирались на РЕАЛЬНЫЕ деньги. В результате у большинства стран дефицит бюджета перевалил за 10-12% и все попытки его снизить ни к чему не приводят, что стало непосредственной причиной второй волны кризиса угрожающего ряду стран Европы, начиная от Греции и Исландии и кончая Англией и Испанией и даже самому существованию Европейского Союза и единой европейской валюты. А вот Россия хоть и не смогла удержать профицит бюджета, но и дефицит не выпустила за уровень 4-6%, что для Запада просто фантастический показатель. В-третьих, если Европа пошла по пути повышения налогов для снижения безумного дефицита бюджетов, то Россия наоборот снижала налоги. В четвёртых, Правительство твёрдой рукой провело плавную (несмотря на то, что масса советчиков буквально визжали, требуя провести эту операцию в один момент) девальвацию рубля с уровня 29 рублей за доллар до 45 рублей, тем самым сохранив баланс бюджета и одновременно поддержав отечественную промышленность путём резкого сокращения импорта. Был использован опыт 1998 года, но тогда девальвация произошла вынужденно, а сейчас она была использована вполне сознательно.

Были предприняты и другие экстраординарные меры: меры по спасению банковской системы, выкуп активов системообразующих компаний, попавших в долговой кризис, сокращение квот на трудовых мигрантов, введение ограничительных пошлин на импорт, расширение бивалютной корзины, разработка списка предприятий для прямой помощи государства, повышения пособий по безработице, введение гарантий на вклады граждан в банках и т.д. и т.п.

Для полноты картины и справедливости ради надо отметить, что Путин действительно придерживается либеральных убеждений, что, несомненно, является большим злом. Когда Чубайс говорил, что среди нынешних руководителей Путин самый последовательный либерал, он, к сожалению, говорил правду. Увы, это так! Например Путин однажды бросил такую фразу: "не по силам, да и ни к чему такой колоссальный государственный сектор", в котором работает около 25 миллионов человек и в котором обращаются триллионы рублей инвестиций и текущих государственных расходов. Это явное недопонимание того факта, что пресловутый инновационный сценарий развития не может действовать фрагментарно и заведомо избирательно, по классу экономического собственника, потому что в противном случае сама идея тотального инновационного бума теряет свой смысл.

В защиту Путина в этом вопросе можно сказать только то, что этот его либерализм является следствием многолетнего вращения в жёстко либеральном окружении. Он родился, учился и вырос в Питере - этой цитадели российского либерализма, где ещё в совдеповские времена все только и грезили либеральными реформами. Потом долго работал в Германии, где после войны либерализм также пустил свои ядовитые корни. Потом вернулся в Питер, и попал в плотное окружение людей типа Собчака (кстати, обладавшего тогда - в конце 80-ых - огромной личной харизмой), Грефа, и того же Кудрина. И так либералы, облепив его со всех сторон, довели его до 2004 года. Я бы назвал это своего рода «эффектом Маугли». Если человека с детства лишить общения с людьми и, наоборот, позволить развиваться в окружении волков, то он может почти полностью потерять многие человеческие качества. Вот так и Путин, в некотором смысле лишён (с самого детства) общения с нормальными людьми и развивался в окружении нелюдей-либералов, вынужден и по сегодняшний день смотреть на мир только их глазами, слушать только их советы (по крайней мере, в области экономики). Это, конечно, не оправдывает его, но отчасти объясняет некоторые странности в его экономических действиях, в частности то, как легко он поддался на сознательную «семейную «подставу» с законом о монетизации льгот. Ведь ясно было, что это заранее продуманная провокация либералов, имеющая целью столкнуть Путина «лоб в лоб» с народом в крайне болезненном вопросе о социальных льготах и тем самым понизить его высокий рейтинг, который не даёт покоя либеральным идеологам. К сожалению, приходится констатировать, что Путин попался на эту удочку, причём попался именно вследствие своих стойких либеральных заблуждений (и столь же стойкого либерального окружения).

Надо сказать, я сам до 1989 года грешил многими либеральными иллюзиями, и только личное знакомство с их практической реализацией вынудило меня весьма радикально пересмотреть свои взгляды. Конечно, неплохо бы и Путину более трезво посмотреть на либеральные бредни, которые ему внушал тот же бывший советник Илларионов и министры Кудрин и Греф, но, к сожалению, в его ближайшем доверенном окружении нет людей типа академика Львова и Глазьева, а тот же Игорь Сечин и Виктор Иванов, обладая определёнными умеренно патриотическими убеждениями в государственной области, не имеют таких же чётких убеждений в области экономики. Так или иначе, но Путин мыслит либерально, причём, некритически либерально. Что очень плохо! Но ничего. Жизнь научит... По мере того, как Президент будет вынужден всё больше вникать в экономическую сферу (а он в неё реально вникает всё больше и больше), либеральные убеждения его будут испаряться как снег, под лучами весеннего солнышка.

Есть ещё одна важная тема, которую всегда поднимают, касаясь, политики Путина. Это, конечно тема т.н. «монетизации льгот» или т.н. закон о коммерциализации образования. Что тут можно сказать? Хочется верить, что Путина в данном случае сознательно подставили его экономические советники (все эти Грефы, Кудрины и прочие), убедили, что такие законы будут крайне полезны для оздоровления финансового состояния с дальним прицелом - столкнуть Президента лбом с обозлённым народом и обрушить его рейтинг. Хотя в целом, тема льгот очень большая и серьёзная и проблема такая существует реально. Её как-то надо решать. Например, общественный транспорт хронически убыточен из-за льгот и не может нормально обновлять технический парк. Много и других проблем. Тема эта сложная, и я не могу здесь ни оправдывать, ни однозначно осуждать действия Президента. Для того и для другого надо досконально знать ситуацию в этой области, иметь статистику, читать предложения сторон и т.д.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Вопрос автору о вступлении России в ВТО

Вы открываете людям глаза на многое, и многое становится ясным. Стало ясно, почему Запад и либералы так не любят В.В. Путина. Однако мне неясен один момент - если он такие полезные шаги сделал для нашей экономики, то почему теперь Россия вступает в ВТО? Чтобы перечеркнуть всё это? Возможно, я чего-то не понимаю, или тут опять за этим сидит какой-то хитрый ход Владимира Владимировича? Или это опять происки либерального крыла во власти? Хотелось бы услышать Ваше мнение по этому вопросу

konstantin66 / 16.03.2012 12:46

1. Re: Ху из мистер Путин?

Низкий поклон Вам, Дмитрий. Я мало чего понимаю в экономической политике. Но Ваша деятельность, направленная на разъяснение сложнейших перипетий последнего времени, надеюсь, убережет многих от скоропалительных и самодовольных рассуждений о якобы понимания ими сложившейся ситуации в нашей стране.

Сергий Агапов / 14.03.2012 08:23
Загрузка...
Дмитрий Терехов
Противостоять беспределу по оболваниванию русского народа!
Выступление Дмитрия Терехова на митинге «СМИ – хватит лгать!»
15.10.2013
Плач на тему страхования…
По словам Дмитрия Терехова, страховое лобби пытается во что бы то ни стало заставить людей в принудительном порядке страховать свою недвижимость
24.09.2013
Какими должны быть базовые основы национальной политики России?
Дмитрий Терехов считает, что русские сегодня должны сплоить вокруг себя все лояльные России малые народы
30.08.2013
Так переходить ли нам на зимнее время?
Дмитрий Терехов о плюсах и минусах «временной реформы»
26.07.2013
Что мешает дальнейшему развитию нашей экономики?
По мнению Дмитрия Терехова, прежде всего, нужна крупномасштабная программа подготовки кадров
09.07.2013
Все статьи Дмитрий Терехов
Президентские выборы 2012 года
Крах «сидельца»
По данным ВЦИОМ, Удальцов вызывает у большинства граждан безразличие и негатив
22.08.2017
Пресловутый марш «миллионов» начался
Протоиерей Георгий Городенцев об акции оппозиционеров 12 июня
12.06.2012
В чем наша Победа?
Продолжение
01.06.2012
Честь страны и достоинство нации: Владимир Путин
Публицист Руслан Устраханов об отношении Запада к российскому Президенту
28.05.2012
Все статьи темы
Последние комментарии
А я Собянина понимаю…
Новый комментарий от Анатолий Степанов
19.06.2021 20:50
Церковь готовится признать «екатеринбургские останки»?
Новый комментарий от Наталья Сидорина
19.06.2021 19:58
Нас от таких фильмов тошнит!
Новый комментарий от Георгий Н.
19.06.2021 18:11
Национализм – это зло или благо?
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.06.2021 17:26
Вакцинация: Президента России можно игнорировать?
Новый комментарий от печеклад
19.06.2021 10:31
Грядёт второй Амман?
Новый комментарий от влдмр
19.06.2021 09:20