7 декабря, на 40-й день после кончины известного историка, литературоведа и публициста Сергея Николаевича Семанова, в Санкт-Петербурге в центре «Святодуховский» Александро-Невской Лавры состоялся круглый стол «Русские: империя или нация?». Мероприятие прошло в рамках Санкт-Петербургского патриотического форума при поддержке информационно-аналитического агентства «Русская народная линия». Публикуем одно из выступлений.
Сама постановка темы круглого стола неверна по многим причинам. Прежде всего, империи уже давно нет, реально существует Российская Федерация. Значит, надо обсуждать тему: РФ и/или нация. Теперь по существу.
1. Нация первична. Существует логос нации. И собственно нация в процессе раскрытия своего логоса создает те или иные формы государственного устройства: княжества, царства, империи, республики, федерации. То есть вопрос однозначно решается в пользу первенства Нации. Сразу оговоримся, синонимом Нации является Народ с большой буквы, а не тот народ, что идет в перечислении: народы, племена, языки, как составляющие Нации. (см. об этом подробно: Б.Г.Дверницкий «Русский человек», С-Пб.,2008. http:// Dvernit. narod. ru). Каждая нация живет не только ради себя, но и имеет какую-то всемирную задачу, которая определяет её «живучесть» или место в истории. Эти всемирные задачи определены Богом и заложены в логосе нации.
Можно назвать это онтологическим национализмом. Это как талант или таланты, даваемые Богом Отцом каждому человеку и за которые все дадут ответ на Страшном Суде, в том числе и народы. Ибо Бог будет судить не только всех людей, но и все «народы, и племена, и языки» (Откр.17:15). «Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» (Откр.15:4). Богоданную задачу нация призвана реализовать в истории, когда наступит её «час». И та или иная форма власти призвана служить этой цели и это главная оценка её деятельности. Эту богоданную задачу Нации равно не признают буржуазные национализма в журнале «Вопросы национализма» и «империалисты» РНЛ во главе со А.Д.Степановым. Оттого полемика их между собой не касается сути национализма, а скользит по поверхности.
2. Творец не только создал логосы наций. Он «написал» сценарий Драмы Народов, состоящей из нескольких действий, завершающихся Апокалипсисом. В ней есть «массовка» (древнегреческий хор), герои, главные герои и антигерои.. Нам, русским, было определено явиться на Сцену Драмы Истории в конце первого тысячелетия. Знаковым событием, выведшим нас из «массовки» на главную сцену, стало Крещение Руси святым Владимиром. С падением Византии, доигравшей или сорвавшей свою роль в Истории - быть главной хранительницей чистоты Православия, мы стали одним из главных героев исторической Драмы Народов. И если мы будем неукоснительно верно исполнять свою роль, тогда к нам будут применены слова Иисуса Христа о Марии, сказанные Марфе: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от неё» (Лк.10:41-42). Другими словами, жизнеспособность России как государства зависит, в первую очередь, от того, как мы будем исполнять свою роль, как Мария, как Марфа, или уйдем с брачного пира у Господа. Но уйти в «массовку» уже нельзя, остается путь в антигерои. Такова духовная перспектива нашей истории. Быть в числе главных героев, т.е. оставаться оплотом христианства, или одним из оплотов христианства, или уйти в антигерои, в число гонителей христианства, в армию врага рода человеческого. Попытка такая при коммунистах была и не все еще в нашей стране капитулировали. Правда их все меньше и меньше, но зато они всё злее и агрессивнее.
3. Каковы задачи Русского Народа в современности и как они сопрягаются с существующей формой власти? Русский Народ, как показала наша история последних нескольких столетий, предназначен быть стрежневым народом России, а по большому счету Евразии. Стержневой или руководящий народ это народ, который обеспечивает то или иное единство народов Евразии (государственное, политическое, экономическое, торговое и т.д.). А значит мир, порядок, закон, относительное благосостояние, как самому стержневому народу, так и другим народам, разделяющим с ним единое «месторазвития». «Вся история Евразии, - писал Г.В.Вернадский, - есть последовательный ряд попыток создания единого евразийского государства. Попытки эти шли с разных сторон - с востока и запада Евразии. К одной цели клонились усилия скифов, гуннов, хазар, турко-монголов и славяно-руссов. Славяно-руссы осилили в этой исторической борьбе... В течение долгого ряда веков Русский народ стремился освоить себе всё пространство Евразии. Это не «империализм» и не следствие мелкого политического честолюбия отдельных русских государственных деятелей. Это - неустранимая внутренняя логика «месторазвития». От Карпатско-Черноморского (крайнего западного) угла Евразии Русский народ стихийно стремился на восток, против солнца. В середине XVII века поток русской колонизации дошел до Тихого океана, а в середине XIX века - до Тянь-Шаня. В этом движении Русский народ обнаружил удивительную настойчивость, упорство и твердость...
Русский народ обладал удивительной способностью впитывать в себя чуждые этнические элементы и их усваивать» (Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М.,1992.,с.105,104). Итак, последним стержневым народом Евразии стал Русский народ, а государственным образованием, обеспечивающим мир и благосостояние, а главное христианизацию народов Евразии, Российская империя. Только он способен жертвенно служить Государству, в той форме, в какой оно существует и даже с теми правителями, которых посылает Бог, притом не только за страх, но и за совесть. Может быть, поэтому русский человек был призван Богом к христианизации народов Евразии, что в основном и выполняла историческая Россия, вплоть до образования СССР.
4. Современные монархисты, мечтающие восстановить монархию в России, забывают, что Империя это неравенство подданных. В ней всегда присутствует правящий слой (бояре, дворяне, чиновники). Империя это не только Государь, но и некое «сословие», имеющее больше прав и ответственности, чем остальное. Российская империя рухнула не из-за «плохого царя и царицы», «прогнила правящая «элита», она перестала быть опорой трону и алтарю. Не интеллигенция главная причина революции в России, а несостоятельность правящей бюрократии. У Государя не было опоры в правящем слое. Собственно и крушение СССР это, прежде всего, крах КПСС. И сейчас пока не будет создан новый правящий слой никаких оснований для возрождения монархии нет. «Народная монархия» - это лишь мечта И.Солоневича, монархии без господ не бывает. Об этом почему то забывают господа монархисты.
Кого представлял или представляет император? Империю или Народ? Кто при ком, подданные при Государе или Император является лишь выразителем народного духа и Божьей Воли. Раньше такого вопроса просто не возникало, по крайней мере, в России и Византии. Конечно, подданные при Государе. С XX века, сознание Народа радикально изменилось. Отсюда и весь драматизм событий в России, вплоть до сегодняшнего дня. Потому и русский национализм в XXI веке другой чем в начале XX века, и тем более в XIX веке. Теперь он не носит деструктивный для государства характер. И империя как форма правления не исчезла из жизни народов, но вступила лишь в новый модус своего существования. Существо императорской (самодержавной) власти при этом осталось неизменной. Император это по-прежнему, тот верховный правитель, который выполняет Божественную Волю и выражает народный дух. Другое дело, что это может осуществляться не постоянно, но лишь в какие-то периоды существования Государства. Собственно это было и раньше. Российская Империя не всегда соответствовала этому высокому предназначению и тогда власть становилась абсолютистской, но все же, это не превалировало в нашей истории... А вот что писал об этом митрополит московский Филарет (Дроздов): «Достойно особого примечания, что Слово Божие называет помазанными и таких земных владык, которые никогда не были освящены видимым помазанием. Так, пророк Исайя, возвещая волю Божию о персидском царе, говорит: «сице глаголет Господь помазанному своему Киру» (Ис. 45: 1), тогда как Кир еще не родился и, родясь, не познает Бога Израилева... Каким же образом сей самый Кир... наречен помазанным Божиим? Сам Бог изъясняет это, когда предрекает о Кире через того же пророка: «Аз восставих его; сей созиждет град Мой и пленение людей Моих возвратит»... Кир не знает истинного Бога, однако Кир есть помазанник истинного Бога. Почему? Потому, что Бог, сотворивший грядущая, назначил Кира для исполнения судьбы Своей о восставлении избранного народа израильского... Как величествен помазанник Божий! Он есть живое орудие Бога!» Эта тень величия лежит и на тех правителях России, которые способствовали и способствуют возвращению Русского Народа в Лоно Православной Церкви и на исторический путь её развития.
5. Классическая самодержавная империя ушла, но остался имперский русский народ и другим он уже не будет. Осталась и Божественная Воля. И если президент будет выражать народный дух и осуществлять Божественную Волю о России, то он будет по существу императором (монархом), а Россия - Империей. И такая трассирующая в истории Империя единственная альтернатива будущего России. Но и это при условии, что русский народ утвердит себя в качестве стержневого народа России (Евразии), а власть в своей политике и практике будет исходить из этой подлинной реальности. Значит и русскость (русский национализм) невозможна без имперскости, т.е. без осознания русскими своей ответственности за состояние России (Евразии), за её независимость, благосостояние, безопасность, традиционную религиозность и культуру, как невозможна и имперскость без русскости.
6. И последнее. Есть герои Драмы Народов, есть и антигерои. В начале нашей эры это иудеи, не признавшие в Иисусе Христе Мессию. Есть империи (классические и не очень), исполняющие Волю Божию и выражающие народный дух. Есть и антиимперии, по существу исполняющие волю сатаны. Вспомним второе искушение Иисуса Христа в пустыне. «И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени. И сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их; ибо она предана мне, и я. кому хочу, даю её. Итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Лк.4:5-8). В такой антиимперии со всеми внешними признаками империй: военной, экономической, технологической, информационной мощью, нет стержневого народа или он размывается, как в США. То есть, США реально искушаются стать антиимперией в наше время. И причина этому одна. Сборище выходцев из разных народов, племен и языков не сплавилось в одно целое. Нет американской нации. Нации не создаются людьми, логосы наций творятся Богом. «Размыв» коренных народов происходит и в Европе. Для нас дьявольское искушение это подмена русскости российскостью (ранее советским патриотизмом). И потому борьба против национализма русского народа сатанинское дело, под каким бы лозунгом и предлогом она не проходила. Ибо нет русскости без имперскости и имперскости без русскости.
4. Ответ на 2., Сергей Викторович Самохвалов. Монархическая Имперская Лига. :
3. Cборная солянка
2. Империя - это ЕСТЕСТВЕННОЕ неравенство обязанностей и прав.
1. Империя это неравенство прав и обязанностей