Вчера, 7 декабря, на 40-й день после кончины известного историка, литературоведа и публициста Сергея Николаевича Семанова, в Санкт-Петербурге в центре «Святодуховский» Александро-Невской Лавры состоялся круглый стол «Русские: империя или нация?». Мероприятие прошло в рамках Санкт-Петербургского патриотического форума при поддержке информационно-аналитического агентства «Русская народная линия». Ведущий круглого стола - дочь С.Н.Семанова, член Собора православной интеллигенции, член Союза художников, доцент Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова и Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Российской академии художеств, кандидат искусствоведения Мария Сергеевна Фомина.
Перед началом работы круглого стола была отслужена Лития по новопреставленному рабу Божию Сергию. Богослужение совершил настоятель храма св. апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке, ректор некоммерческого Института русской культуры иеромонах Нектарий (Головкин).
Затем со вступительным словом выступила Мария Фомина, которая изложила основные факты биографии своего отца - Сергея Николаевича Семанова. «Отец всегда был страстно увлечен историей вообще и главным образом историей России нового времени. Тема революции, гражданской войны стали сквозными сюжетами в биографии историка», - отметила она. «В младенческом возрасте я потеряла отца, - с иронией сказала Мария Сергеевна, - но зато общественная мысль России приобрела стойкого борца и яркого публициста». Она напомнила, что ее отец входил в Русскую партию, сложившую внутри движения вокруг Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). «Отец проделал сложный типичный путь эволюции для русского интеллектуала его поколения. Это было талантливое поколение 1930-х годов», - отметила она. «Поначалу Сергей Семанов был либералом-шестидесятником, но русским по духу без типичной для советского шестидесятничества сначала легкой, а потом и тяжелой русофобии, потом он стал белогвардейцем и почвенником, чему помогло погружение в архивы революции (…), потом, по собственному признанию отца, он стал учиться у большевиков тактике и даже стратегии их макиавеллистской политической борьбы и увлекся фигурой Сталина. При этом он всегда был патриотом-государственником, который считал, что из-под советских глыб можно высвободить душу русского народа», - считает Мария Фомина. «Семанов сумел стать одним из самых острых перьев русской духовной и идеологической оппозиции», - продолжила она. В последние годы, по ее словам, Сергей Семанов «из злободневного политического русского мыслителя стал просто православным человеком».
Своими воспоминаниями поделился друг С.Н.Семанова, писатель, театровед и публицист Марк Любомудров. Он сообщил, что с Семановым знаком с начала 50-х годов. «Он, конечно, человек чрезвычайно талантливый, многосторонне одаренный и, кроме того, очень удачливый», - сказал М.Любомудров, говоря о С.Семанове. По его словам, Семанов был не только прирожденным историком и блестящим литератором, но и успешным администратором. «Его позиция всегда была позицией русского патриота-националиста», - считает Любомудров. «Я хотел бы заметить, что слово «национализм» для меня - это прекрасное слово, которое означает только любовь к своей нации и ничего больше. Все попытки очернить, ошельмовать этот прекрасный термин связаны с русофобскими тенденциями, чтобы размонтировать сознание русского человека, денационализировать его, превратить его в скот, который легко вести в любом направлении. Человек без национального сознания - это раб», - считает он. По словам Марка Любомудрова, у Семанова был «мощный интеллект, прекрасная память и фантастическая трудоспособность».
С докладом также выступил доктор философских наук, профессор Александр Казин. Философ выделил три метафизические установки русского сознания: «крест» (Православие), «меч» (власть) и «золото» (рынок). В европейской истории до эпохи Ренессанса, по его словам, господствовало христианское миропонимание, начиная с эпохи Возрождения господствовало государственное начало, после Великой французской революции стал преобладать рынок и рыночные отношения. Говоря о России, философ заявил, что в нашей стране до сих пор господствует христианское миропонимание, парадигма «креста». По словам профессора Казина, в нашей стране было осуществлено несколько попыток снять эту парадигму: в 1905 году, в феврале 1917 года и в 1991 году, однако христианское начало в России полностью так и не удалось уничтожить. Для современной внутренней ситуации в России характерен, по его мнению, следующий диапазон установок сознания, культуры и государственности: либеральная (вернее, либерастическая) установка, либерально-национальная (вернее, псевдонациональная) установка, неокоммунистическая установка, национальная установка и жестко националистическая установка.
Александр Казин считает, что в современной политической палитре отсутствует православно-патриотический сегмент. Философ отметил, что только православно-патриотическая установка сознания соответствует духовно-национальной религиозной традиции России. Однако все вышеперечисленные установки сознания, по словам профессора Казина, имплицитны православно-патриотической идее. Он признался, что выступает против термина «православный социализм», поскольку этот термин соединяет духовно несоединимые вещи. Философ выразил согласие с формулой «Православие и социализм» с учетом известной фразы Ф.М.Достоевского: «Православие и есть наш русский социализм». Перефразируя Достоевского, профессор Казин заявил, что «Православие и есть наш русский национализм». По его словам, попытки идти от противоположного конца приводят к извращению национальной идеи.
Директор НИИ Комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, доктор психологических наук, профессор Валентин Семенов посетовал на отсутствие активности у православно-патриотической общественности. Бездействие мирян и священства, по его словам, приводит к попыткам построить в Петербурге новую Вавилонскую башню, к безнравственному телевидению. Профессор Семенов выразил уверенность в том, что если бы православные люди протестовали против неправды, пошлости и прочих пороков, то ситуация коренным образом изменилась бы. По его мнению, наши сограждане испытывают неудовлетворенность нынешней ситуацией в России, свидетельством чего являются опросы общественного мнения, которые показывают, что большинство населения нашей страны испытывает ностальгию по советскому прошлому и весьма нелицеприятно описывает нынешнюю ситуацию в стране. Валентин Семенов считает, что русским православным людям необходимо научиться отстаивать свои права, поддерживая другу друга в борьбе за возрождение России.
Затем выступил автор журнала «Вопросы национализма» Дмитрий Савин, который высказался против «империи Сталина и Путина». Главной целью националистов, по его словам, должно стать не построение новой Магнитки или создание Евразийского государства, а удовлетворение базовых инстинктов, прежде всего, инстинкта выживания. Савин предложил избавиться от субкультурных мифов. По его словам, противопоставление империи и национального государства ложное, поскольку империи создаются на национальной основе. Условия для создания империи и внешней экспансии появляются, по его мнению, только тогда, когда нация здорова и материальна обеспечена. Также, считает Савин, противопоставление религиозного начала национальному надуманно. По его мнению, большинство населения России не интересуется религией, поскольку оно дехристианизированно. Савин призвал не выдвигать практически неосуществимых идей, поскольку они отталкивают людей.
Главный редактор журнала «Русское самосознание» Борис Дверницкий заявил, что он православный националист. По его словам, в России уже нет империи, зато есть нация. Классические империи, считает публицист, ушли в прошлое, хотя имперские народы остались. Нация, по его мнению, первична. Каждая нация играет свою драму (сценарий). Нация живет не ради себя, а осуществляет всемирную задачу, заложенную Богом. Жизнеспособность России, считает философ, зависит от того, как она будет выполнять свою задачу. Россия - это оплот Христианства, а русский народ, по его словам, является стержневым народом в Евразии. Дверницкий считает, что в России вполне возможно восстановление монархии. Монархия - это выполнение Божией воли и отражение народного духа. Поэтому монархом может стать и Президент. В частности, Сталин, по его словам, был монархом. Если Президент будет выполнять Божию волю и отражать народный дух, то он, считает Дверницкий, де факто будет Императором, монархом.
Член Собора православной интеллигенции, капитан 1 ранга Александр Беляков рассказал о своем знакомстве с книгой С.Н.Семанова «Макаров». Далее выступил председатель Общества имени Ивана Ильина, известный церковный историк Николай Симаков, который заявил, что мы проходим тяжелый, болезненный и деструктивный период. Нынешним людям, по его мнению, не хватает терпения, смирения и любви. Русская нация родилась в купели Православия. Наши сограждане до сих пор живут в Святой Руси, считает историк, поскольку в XX веке Россия крестилась вновь, но уже кровью мучеников. Призвание России - нести спасение человечеству. Русский народ, по его словам, невозможно представить без религиозного мессианского призвания. Господь призывает русского человека к совершению духовного подвига, в этом заключается, считает историк, особая историческая роль русского народа. Россия, по его мнению, всегда была Империей, и это очевидный факт. Николай Симаков считает, что Россия может существовать только как Империя, в противном случае ее просто не будет.
Доклад директора Межвузовского центра по религиоведению, заместителя председателя Собора православной интеллигенции, доктора философских наук Алексея Швечикова был посвящен так называемому «православному социализму». Понятие «православный социализм» лукавое, считает философ. По его мнению, Православие и социализм - вещи несовместимые, ибо социализм приводит к несвободе и уравниловке, а Православие - к свободе и справедливости. Именно поэтому, по его мнению, союз православных с коммунистами невозможен. Перед нашей страной, считает профессор Швечиков, стоит дилемма: либо возврат к осуществлению Божьего призвания, заключающегося в возрождении православной монархии, либо возврат к социализму.
Петербургский писатель, секретарь правления Союза писателей России Николай Коняев со своей стороны отметил, что для русского человека Империя всегда была важнее нации. Русские всегда любили больше Империю, чем национальность. С этим, по его словам, связано почтительное отношение русских людей к авторитарным правителям, таким, каким, например, был Петр Великий. Россия призвана быть Империей, она - как слон, которого, по образному выражению писателя, невозможно разделить на множество симпатичных комнатных собачек, ибо в таком случае не будет ни слона, ни красивых комнатных собачек. Если Россию разделить на множество кусков, то не будет и России. В последнее время русский народ, по его мнению, проигрывает по всем направлениям, но он перестанет проигрывать, если будет опираться в своих делах на Православную веру, потому что Бог не может проигрывать.
Политолог, доктор философских наук Сергей Лебедев выразил уверенность в том, что русские никогда не смогут отказаться от Империи. Даже Российская Федерация, являющаяся лишь осколком Российской Империи, остается, тем не менее, Империей. Империи создаются государствообразующим народом и государствообразующей Церковью, считает философ. Россия обречена быть Империей. Сергей Лебедев считает, что Империя в России окрепнет только тогда, когда будут здоровы государствообразующий русский народ и государствообразующая Русская Православная Церковь.
В свою очередь, кандидат технических наук, доцент Сергей Петров заявил, что проект по созданию новой российской идентичности проходит с успехом. В результате его осуществления появятся чеченцы-россияне, якуты-россияне, но вряд ли появятся русские-россияне. Тем не менее, выразил уверенность С.Петров, несмотря на то, что проект по созданию новой российской идентичности пока проходит успешно, в будущем его ждет неудача, поскольку российское государство, не имеющее идеологии, не способно будет его воплотить в жизнь.
С заключительным словом выступила дочь Сергея Николаевича Семанова Мария Фомина. «Наша дискуссия показала, что у России есть перспективы, потому что участники круглого стола показали разные грани нашего полиментального русского сознания», - считает М.Фомина. После круглого стола «Русские: империя или нация?» состоялось чаепитие и общение в дружелюбной обстановке.