Россия. Родина. Молодежь. Именно под таким выстраданным и выверенным названием-девизом проводятся наши уже Третьи Всероссийские Ильинские молодежные научно-богословские Чтения, начало которым было положено в старинном зауральском городе Шадринске в преддверии объявленного в стране Года молодежи. В президентском указе по этому поводу содержались высокие и правильные слова о том, что целью проведения Года молодежи является развитие творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, ее активное привлечение к проведению социально-экономических преобразований в стране, воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности у молодых людей. В президентском послании Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 г. вновь первыми словами декларируется тезис о том, что Россия должна стать страной свободных, образованных и творческих людей.
Давайте зададимся по существу, во всей своей глубине и полноте вопросом: какое основание имеется сегодня, применительно к современным реалиям, для воспитания патриотизма? Что служит основанием формирования нравственности, совести? Основанием формирования мировоззренческих позиций и убеждений, гражданской активности? Основанием трудового воспитания? Основанием всех других направлений воспитания молодежи? Проблемы семьи, детства, молодежи, образования и воспитания - это не календарные мероприятия. И объявление 2007 года - Годом Ребенка, 2008 года - Годом Семьи, 2009 года - Годом Молодежи, уходящего 2010 года - Годом Учителя, - мало что дает. Проблемы семьи, детства и молодежи, образования и воспитания ставятся не на год. Они поставлены с порога человеческой цивилизации. Раз и навсегда!
Наши Чтения носят название Ильинских. Иван Александрович Ильин (1883-1954 г.г.) принадлежал к категории мыслителей, по-настоящему избранных. По характеристике известного российского философа С.З.Гончарова каким-то чудесным образом И.Ильин гармонично соединил в себе духовный огонь православия, чувство слова А.С.Пушкина, провидчество и совестливое понимание Ф.М.Достоевского, волевое начало А.В.Суворова, государственный ум П.А.Столыпина и логическую мощь Гегеля. Соединил в мелодию «поющего сердца», в ясное до «духовной очевидности» умозрение самых главных предметов.
«У него есть чему поучиться» - писал Н.П.Полторацкий. - «И нынешним поколениям, и будущим. Ибо он был носителем не только верных идей, но и духовного меча и Животворящего Креста. Именно такие вдохновенные и вдохновляющие - предметно компетентные и ответственные - учители и нужны в наше смутное и трудное время. И, конечно, именно такие нужны будут и в будущем (Цит. по: Иван Ильин и Россия: Неопубликованные фотографии и архивные материалы / Автор - сост. Ю.Т.Лисица. - М., 1999. С.179.)
Наши Чтения - и научные, и богословские. Необходимость такого синтеза диктуется сложностью и противоречивостью самого феномена молодежи, пониманием человека как духовно-нравственного существа. Взор с вершины блокирует тупики редукционизма и снимает ценностно-смысловую слепоту в подходе к человеку. С позиций вертикали «божественное - духовное - социальное - природное» ясным становится понимание удельного веса основных компонентов бытия человека в постановке и решении узловых вопросов образования и воспитания молодежи. «Человек - есть его вера», - утверждал И.В.Киреевский. «Скажи мне, за что ты хотел бы отдать свою жизнь, а я скажу тебе, во что ты веришь. Ибо вера ставит каждого из нас перед высшей ценностью жизни, перед последним вопросом бытия, перед нашим существованием в целом: когда смерть вопрошает душу, то душа отвечает верою», - заключает И.А.Ильин (См.: О вере // Путь духовного обновления. Собрание сочинений: В 10 т. Т.1. - М.: Русская книга, 1996. С.54). Достаточно привести пример любой экстремальной ситуации, в которой оказывается человек. Вот почему, по свидетельству фронтовиков, на войне не бывает атеистов.
Творческое наследие И.А.Ильина предстает для молодежи как путь душевной достоверности и духовной очевидности, как путь достойного самоопределения. Особое значение в этом плане приобретает одна из последних его работ под названием «О воспитании в грядущей России». Чтобы справиться с этой «претрудной задачей», по выражению самого мыслителя, «мы должны высказать и письменно (а по возможности, и печатно) закрепить в отчетливых и убедительных формулах то, чему нас научила история, чем нас умудрила патриотическая скорбь». По выстраданному и глубокому убеждению И.А.Ильина, «Грядущая Россия будет нуждаться в новом, предметном воспитании русского духовного характера; не просто в «образовании» (ныне обозначаемым... пошлым и постылым словом «учеба»), ибо образование само по себе есть дело памяти, смекалки и практических умений без отрыва от духа, совести, веры и характера. Новой России предстоит выработать себе новую систему национального воспитания, и от верного разрешения этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь». Ильин выражает уверенность в том, что Россия выйдет из кризиса и возродится к новому творчеству и новому расцвету через сочетание и примирение трех основ, трех законов духа: свободы, любви и предметности. При этом он проницательно замечает, что «вся современная культура сорвалась на том, что не сумела сочетать эти основы и блюсти эти законы. Ей нужно новое воспитание: в свободе и к свободе; в любви и к любви; в предметности и к предметности. Новые поколения русских людей должны воспитываться к сердечной и предметной свободе. Эта директива - на сегодня, и на завтра, и на века. Это единственно верный и главный путь, ведущий к расцвету русского духа и к осуществлению христианской культуры в России».
Если у человека нет идеалов, которыми он вдохновляется и высоких целей, которыми он руководствуется, то он неминуемо скатывается по сотне дорожек, одинаково для него гибельных. Декабрьские всполохи молодежных выступлений 2010 года на Манежной площади в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и других городах высветили вновь весь спектр молодежных проблем в тесной связи с общественным развитием в целом.
Прозвучали и первые обеспокоенные оценки: по мнению одних, это элементарное хулиганство и буйство, всегда свойственное молодежи; другие усмотрели в молодежных выступлениях попытки определенных сил дестабилизировать политическую систему и общественную жизнь в преддверии грядущих выборов. Радикализм молодежи связывают с активизацией экстремистских и криминальных этнических ОПГ. А Общественная палата поспешила зафиксировать ксенофобию и растущий русский национализм и даже усмотрела при этом проявления фашизма.
Капитал, криминал, кланово-корпоративный и компрадорский олигархат, выражающий суть утвердившегося режима и его правящая элита не в состоянии понять, выразить и тем более целенаправленно решать законные и специфические жизненные проблемы молодежи, ее достойного самоопределения. По выражению Збигнева Бжезинского,- « Ваша элита - это клиенты наших банков, в которых они хранят свои сбережения под нашим контролем».
Сообщения средств массовой информации звучат как сводки с театра военных действий, навязывают представление о каскаде нарастающих катастроф. Создается впечатление, что идет война, правда, не объявленная. А линия фронта пролегает в войне с народом, молодежью, будущим страны. После очередных трагических событий вновь всуе звучит призыв к единству. Но встает законный вопрос: кто мешает единению? Почему общество расколото по десяткам позиций и направлений экономического, социального, политического, идеологического, регионального и иного характера. Формируются новые зоны общественного противостояния, связанные с обострением социально-трудовых отношений, вопиющим беспределом в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Даже введение нового поясного времени послужило поводом волнений у жителей Петропавловска-Камчатского.
Спрашивается, кто вносит смуту, раскол и вызывает противостояние в обществе: ВЫ? МЫ? ОНИ? Следует напомнить слова Спасителя по Евангелию от Матфея: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит».
И.А.Ильин раскрывает основание духовного о социального единства народа. Он обосновывает и формулирует главную, предметную и священную цель, придающую подлинный смысл жизни, ее высшую ценность. Единый и великий Предмет истории заключается, по Ильину, в служении некоему высшему Делу на земле, Божьему Делу, «прекрасной жизни» по слову Аристотеля; «киновии» по выражению П.А.Флоренского,т.е. справедливому устройству жизни на братских, социалистических началах, «Царству Божьему», по откровению Евангелия. И вот, в его живую предметную ткань мы и должны включить нашу личную жизнь. Ткань этого Дела реально присутствует во всем: и в природе, и в человеке; в самом человеке (в теле, в душе и в духе) и в его культуре; в индивидуальной жизни и в народной жизни; в семье и воспитании; в церкви и вере; в труде и хозяйстве; в праве и государстве; в науке и искусстве; в деяниях воина и в деяниях монаха. Надо научиться воспринимать ее, видеть ее, радоваться ей, пребывать в ней и служить ей. И воспитание человека тем лучше и глубже, чем больше оно прививает ему это умение (См.: Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов. В 2-х т. - М., 1992. С.143, 146).
В статье Г.П.Федотова «Лицо России», написанной в 1918 г., когда процесс деформации национального самосознания исторической России только начинался, мы находим проницательные и проникновенные мысли: «У всякого народа есть родина, но только у нас - Россия... Лицо России не может открыться в одном поколении, современном нам (добавим от себя - и в одном, даже самом выдающемся и великом сыне, чтобы сполна выразить имя России - авт.). Оно - в живой связи всех отживших родов как музыкальная мелодия - в чередовании умирающих звуков. Падение, оскудение одной эпохи - пусть нашей эпохи - только гримаса, на мгновение исказившая прекрасное лицо, если будущее сомкнется с прошлым в живую цепь» (Г.П.Федотов. Судьба и грехи России. Т.I. - СПб., 1991. С.44.).
Через мутное стекло повседневности мало что можно понять, а тем более - что-то осмыслить. Необходим масштаб, широта исторического основания и глубина духовного постижения. Русская идея отвечает таким критериям. На каждом поворотном историческом рубеже она обретала все более предметную определенность, внутреннюю преемственность и Богочеловеческую направленность в такой последовательности: «Святая Русь», - «Москва - Третий Рим», - «Православие. Самодержавие. Народность», - «Россия советская социалистическая». И не случайно, в итоговом голосовании по телевизионному проекту 2008 года «Имя России» самые великие из них были названы в такой последовательности: Александр Невский, Петр Аркадьевич Столыпин, Иосиф Виссарионович Сталин.
Русская идея воплощает высшие идеалы и смыслы народного самостояния, священный и незыблемый духовный суверенитет, обретение, защита и следование которому на собственном русском пути завещано новым поколениям. Ее современная формула выражает духовно-нравственные императивы, религиозно-православные в своей основе, органично соединенные с нравственной правдой и принципами социалистического устроения общества. Русская идея устремлена в будущее, а будущее принадлежит молодежи. Именно в молодежи и во вступающих в жизнь поколениях духовно-нравственный путь России сохраняется, воспроизводится, транслируется и продолжается в новых исторических условиях.
В последние годы возобновлена традиция отмечать день рождения комсомола. Его славную школу мужества, труда, отваги, социального и духовного взросления достойно прошли более 200 миллионов советских людей. Лучшее, героическое и созидательное из советского опыта должно быть не только изучено, освоено, но и взято на вооружение в назидание и напутствие современной российской молодежи. «Суд времени» Сванидзе, идущий с завидной регулярностью на Пятом канале ТВ, на поверку оказался «судом безвременья» над историческим временем и подавляющим большинством телезрителей отвергается не только как неправедный, но и как кощунственный.
Главные вызовы сегодня, как и всегда, и выстраданные ответы на них, проходят на мировоззренческой, духовно-идеологической глубине. Юность - это социально-стратегический рубеж, важнейшая демаркационная линия в духовно-нравственном становлении личности и зрелости подрастающего поколения. И сдавать передовую линию духовной обороны народа, страны, государства, своего будущего - преступно и гибельно.
Велика ответственность каждого, кто уполномочен обществом и государством на воспитание и образование молодежи, кто призван отстоять, сохранить и передать в надежные руки и верные сердца эстафету исторического пути России.
Проблемы молодежи актуальны сегодня и... всегда. В жизнь вступают новые поколения. Скажем пушкинской строкой: «Здравствуй, племя младое, незнакомое»! Молодежь фокусирует в себе весь сложнейший спектр проблем современного общественного развития, являясь чутким барометром духовно-нравственного и социального самочувствия общества. Она несет в себе перспективу и будущность страны, народа, государства. Молодежь органично включена и наиболее продвинута во все сферы общественной жизни. Сложный социальный узел ее проблем не находит пока ответственного решения в государственной молодежной политике. Круг этих вопросов включает в себя наиболее важные аспекты ее становления: общество и молодежь; труд, занятость и молодежь; молодежь и образование; молодежь и культура; молодежь и армия; молодежь и семья; молодежь и религия и т.д. В Информационном письме, предваряющем организацию и проведение наших Чтений, вполне обоснованно было выделено сто узловых вопросов молодежной проблематики, требующих серьезного внимания и ответственного решения.
Вне молодежи, вопреки интересам ее достойного самоопределения не может быть правильно поставлен и принципиально решен ни один кардинальный вопрос дальнейшего совершенствования общества на подлинно человеческих, духовно-нравственных основаниях.
Становление современной молодежи происходит в быстро изменяющихся общественных и социокультурных условиях. Стремительно обновляется и расширяется вещный мир предметов, товаров, услуг. Маркетологи насчитывают сегодня более миллиона наименований вещей, которыми пользуются молодые люди, причем, большая часть из них появилась на рынке в последние годы. Молодежь живет в мире высоких технологий и скоростей, всепроникающей «интернетизации», информатизации и компьютеризации. Даже свои несанкционированные мероприятия, те же декабрьские выступления в Москве и других городах, были сорганизованы на молодежных сайтах по Интернету. Молодежь буквально «купается» в безбрежном море аудио- и видеопродукции, нередко тонет в этом виртуальном мире. Без «мобильника» и «компа» даже трудно сегодня представить молодого человека. Информационный натиск захватывает молодежь, усиливает разрыв поколений. У молодежи свой язык, свой стиль жизни, активно формируется особая «молодежная субкультура». В своем большинстве она не прошла советской школы. Никогда еще молодежь не была настолько автономной в своем жизненном пространстве и упоенной свободой, а, вернее, ее иллюзией, ложной свободой.
В жизнь вступают новые поколения, родившиеся и уже выросшие после развала СССР, в принципиально иной системе социально-экономических отношений, в процессе непрерывной политической и духовной трансформации общества. Молодежь открывает собой изменяющуюся социальную структуру в направленности ее ко все большей социальной атомизации и хаотизации. С глубоким сожалением приходится констатировать, что в жизнь входит все меньше и меньше молодых людей. Сегодня восьмилетних в стране в два раза меньше, чем восемнадцатилетних. В общеобразовательной школе обучается менее 13 млн. учащихся. Почти на 10 млн. человек было больше еще 10-15 лет назад. Выпуск из средней школы составил в прошлом учебном году всего 840 тыс. человек, что позволяет лишь на половину заполнить студенческую скамью первокурсников.
Общая численность детей и подростков в современной России не превышает 26 млн. человек (по оценке президента в его очередном Послании Федеральному Собранию 30 ноября с.г.). Каждое новое поколение детей и молодежи менее здорово, чем предыдущее, а болезни «переселились» из старости в молодость. Очередная фаза финансово-экономического кризиса резко обострила проблему труда и занятости молодежи. Социальный статус молодежи по всем значимым позициям неуклонно снижается. Субъектность молодежи, выражающаяся в самосознании, самоопределении и самореализации своих жизненно важных и законных интересов пала до критически опасной отметки. И в то же время, сегодня в зоне повышенной опасности и социального риска, своеобразного духовного подземелья оказалась не просто какая-то часть подрастающего поколения, но детство, подростки, юноши и девушки, молодежь в целом. В битве за молодежь мы не должны допустить, чтобы она сгорела в огне пороков, страстей и соблазнов.
Какая она сегодняшняя молодежь? Очень и очень разная. Без точных социологических замеров, если внимательно вглядеться и вдуматься в социальный, социокультурный, общественно-политический и духовно-социальный портрет современной молодежи, можно понять, насколько разнородным и противоречивым он предстает по своему составу.
Кто такие фанаты, имеющие средства и время следовать за своей спортивной командой на ее выездах, нередко и за рубеж? Что за молодежь, тусующаяся по рок-фестивалям и ночным клубам, на которые приходится 80% всего сбыта наркотиков? А серая масса молодых, которая глушит себя «Клинским» и дешевыми энергетическими напитками? Кто ее взрастил и почему она выходит из-под контроля? Причем, она выходит не творить и созидать, а вытворять, крушить, громить и ломать. Пусть и в извращенной форме, нередко сдобренной умелой провокацией, но это посыл к власти, государству.
Или возьмем выросшую как на дрожжах прослойку частных охранников и крутых молодых парней из обслуги власть имущих и власть предержащих. По этому «ведомству» проходит до двух млн. человек! Немалая часть подрост ков и молодежи вовлечена в преступные и криминальные сообщества.
Конечно, пока сохраняется, хотя и стремительно утончается трудовой, учащийся, творческий и инициативный слой молодых рабочих и тружеников села, молодых изобретателей, ученых и студентов, молодых предпринимателей, людей дела и созидания. В своем социальном потенциале и творческом функционале молодежь была и остается главным общественным ресурсом и общественно-демографическим резервом всех здоровых общественных сил своего народа.
Молодежь отлучена сегодня от возможности производительного труда и организованного творчества, не получает ответственных самоуправленческих начал. Единственная сфера, где происходит ее ложное самоутверждение - это потребительство и, основанные на нем хаотичные социальные связи. Молодежи внушается, что ее место за прилавком, за столом крупье, в конторах по спекуляции недвижимостью, в тиши банковских офисов. Сегодня в этих сферах занято более пятнадцати миллионов человек! К сожалению, большинство СМИ, особенно электронных и центральных, работает в отношении молодежи разрушительно. Где ценности производительного, творческого, созидательного труда, его духовно-нравственная мотивация? Где культ семьи и ее вечные ценности? На каких ценностях воспитывать молодежь? Ведь не внушать же ей дух торгашества, наживы, ростовщичества, спекуляции, грабежа ближнего! В современной России модернизация сводится пока к простому заимствованию стандартов Запада, традиция не развивается, а безжалостно обрубается.
Искусственен и целенаправлен отрыв модернизации от национальных святынь и культурной традиции народа, что парализует созидательный потенциал молодежи. Значительная часть подрастающего поколения находится в состоянии неопределенности в отношении главных смысложизненных вопросов, испытывает неуверенность в проектировании своей жизни. Подрывается положительная ценностная стратегия развития страны, будущего народа - молодежи. Происходит размывание национально-культурной идентичности и целеполагания, с младых ногтей трансформируется духовно-нравственная матрица внутреннего мира личности.
У молодежи и студенчества имеются свои специфические потребности и интересы. Они обрамляются идейно и политически в теории, служат критерием подхода к оценке тех или иных общественных явлений и процессов, служат выработке определенных ориентиров и программы деятельности. Но они не состоятельны в отрыве от потребностей и интересов общностей более высокого порядка и уровня - народа, этноса, социума и общества в целом, неотъемлемой частью которых является самая молодежь. Вся наука, искусство и, главное, совесть (если таковая присутствует в идеологии) заключается в том, чтобы верно выявить, сформулировать и согласовать с позиций цельности, порой диаметрально противоположные интересы различных общественных субъектов и реализовать их в общесоциальном, общегосударственном, общенародном, общенациональном интересе, а главное - воплотить его в конкретных и общезначимых проектах и практических делах.
В опубликованных материалах Первых Ильинских молодежных научно-богословских Чтений был обоснован и развернут целостный комплекс научно-практических рекомендаций (См.: Россия. Родина. Молодежь / Мат. Первых Всероссийских Ильинских научно-богословских Чтений (28-29 октября 2008). - Курган-Шадринск-Екатеринбург, 2009. - 420 с.). Их значимость и актуальность со временем только возрастает. В наиболее обобщенном виде они заключаются в следующих позициях:
1. Формирование духовности выступает определяющим началом и направляющим вектором всего многогранного, сложного, противоречивого, но непрерывного и практического в своей основе процесса социализации молодежи и студенчества как на личностном, так и на социально-общностном уровне. Но внешний контур социализации должен быть дополнен внутренними законами духовного становления человека. Свобода, права, гуманизм и толерантность не должны вести к слому мировоззренческой матрицы и слому народного менталитета. Требуется возобновление и восстановление утерянной стратегии воспитания духовности, целенаправленного развития ценностного самосознания молодежи. Проблема формирования духовности должна быть поставлена, осмыслена и решена на общегосударственном уровне в рамках восстановления и обновления содержания и форм воспитания подрастающего поколения как особого и важнейшего социального института общества.
2. Одобрить и всемерно поддержать линию Правительства Курганской области и Епархиального управления, органов местного самоуправления и Благочиний на возрождение в Зауралье православных святынь и очагов духовности (Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь; возобновление Крестных ходов; почитание чудотворных икон Божией Матери «Чимеевская» и «Порт-Артурская»; проведение Носиловских Чтений; актуализация священнического подвига начальника Русской духовной миссии в Палестине 1869-1894 гг. архимандрита Антонина (Капустина) - уроженца села Батуринского). Церковь живет жизнью народа, вместе с нами, там, где струится, теплится, иногда пылает настоящая, подлинная русская жизнь. Она преисполнена сегодня слезами и радостями, открытиями и просветлением, а главное - обретением надежды, веры, силы и красоты. То есть всего того, чего всем нам сегодня не хватает.
Сегодня, за редким исключением, нет подвига новомучеников, подвижников, исповедников и светильников веры. Поэтому, как никогда, необходим гражданский подвиг учителя, врача, воина, священника, труженика, своим жизненным примером воодушевляющим и направляющим молодежь. Зауральский край, шадринская земля и за годы лихолетья не оскудели талантами, творцами и мастерами своего дела - от высот науки до извечного крестьянского труда.
3. В целях актуализации культурно-исторического потенциала Зауралья в духовно-нравственном самоопределении подрастающего поколения рекомендовать Управлению культуры и областным отделениям творческих союзов сформировать компетентный авторский коллектив для подготовки книги-атласа «Зауралье в судьбах великих земляков». Высокохудожественно и иллюстративно, зримо и весомо представить в ней деяния святых, благовестников, вероучителей и подвижников, начиная от Далмата Исетского и архимандрита Антонина (Капустина), хранителей веры православной в драматическом XX веке и до наших дней. Раскрыть богатырский, воинский и ратный подвиг зауральцев. Показать жизненный путь знатных и всероссийски известных людей труда, дела, созидания. Донести творения выдающихся деятелей культуры, науки и народного просвещения. Книгу-атлас издать достаточным тиражом, чтобы она стала настольной в каждой зауральской семье.
4. Государственно ответственному и духовно мыслящему слою интеллигенции, властным структурам необходимо предложить обществу, народу, тем более молодежи, идею, которая могла бы объединить, мобилизовать ее созидательную энергию, поднять на великие свершения во благо России, родного края, своей семьи, на свое личностное духовное преображение. Сегодня говорится, что мы строим рынок. Но кого это может задеть за живое и увлечь! Гражданское общество - тоже как-то казенно и формально. Правовое государство - но оно не несет в себе живого правосознания народа. Социальное государство - оно в принципе не может быть не социальным (с лат. «социальное» и есть «общественное»). Демократическое государство - подлинный смысл и суть его в народовластии, но оно все больше обесценивается. Рынок и демократия сегодня «нашли друг друга». Рынок - это когда все продается и покупается. Демократия - это рынок в политике с его всеобщей продажностью.
В известной четырехзвенной формуле стратегического развития России, провозглашенной Д.А.Медведевым еще в качестве кандидата на президентский пост названы четыре «И»: институты, инфраструктура, инновации, инвестиции. Все это, конечно, важно, но где же сам человек, где идея, где духовность, культура и традиция? Рынок сам по себе, как и гражданское общество и правовое государство, не могут быть вдохновляющей общенациональной идеологией. Демократические ценности являются необходимым, но не безусловным основанием в подлинно свободном и достойном самоопределении человека. Только высшие ценности формируют образ должного совершенства в виде идеала, объективной и первенствующей цели, душевно-смысловой наполненностью жизни.
В молодежной политике, образовании и воспитании подрастающего поколения руководствоваться основополагающими принципами и духовно-нравственными и смысловыми концептами Русской идеи.
5. Хорошо известно, что от того, в чьих руках и каким будет образование в своем содержательном и духовно-нравственном наполнении, будет зависеть и завтрашний день страны, народа, молодежи. Судьба России творится за школьной партой, в студенческой аудитории, в заводском цехе, в поле, в лаборатории ученого.
Усилить работу по интеграции духовной компоненты во все виды жизнедеятельности молодежи, прежде всего, в ее образование и воспитание; через введение Основ православной культуры в образовательных учреждениях; в преподавании предметов гуманитарного и естественно-научного циклов; в организацию и проведение досуга и свободного времени молодежи, формирование праздничной православной культуры.
Церковные и светские события в истории России тесно переплетены. Более того, православная Церковь предваряла и предвосхищала своим окормлением важнейшие события в жизни народа и государства, в развитии культуры и образования. Так и сегодня. Объявлению Года молодежи в России предшествовал XII Всемирный Русский Народный Собор, посвященный именно проблемам молодежи. Воспитательная работа своим духовно-нравственным содержанием и алгоритмом основных мероприятий должна быть вкоренена в традицию.
Рекомендовать научному сообществу в своей деятельности принципиально ставить и ответственно решать проблемы духовно-нравственного воспитания молодёжи в духе национальных традиций российского общества.
6. Чтобы поставить надежный заслон чужеземному и чужебесному духовному и информационному натиску необходима разработка и издание усилиями патриотически настроенных ученых и педагогов нового поколения отечественной учебной литературы, в которой раскрывался бы великий исторический ранг России в области религии и культуры, государственности и хозяйства, образ мысли и деяний святых, подвижников, героев России, творцов отечественной культуры.
В содержании гуманитарных дисциплин целесообразно увеличить долю отечественного учебно-дидактического материала по сравнению с зарубежным в пропорции 7:3. Учащийся и студент должен основательно понимать и осваивать духовное отечественное наследие. Тогда он сможет также понять и иные культуры. Бездумное преклонение перед Западом и Востоком (гороскопы, язычество и т.д.) кроме духовной нищеты ничего не дает.
7. В целях конкретизации стратегических направлений в работе с молодежью с учетом антикризисных мер внести коррективы в целевую комплексную программу «Молодежь Зауралья». С духовно-нравственных позиций определить цель, принципы, приоритеты и основные направления деятельности всех ответственных и заинтересованных структур в работе с молодежью. Предусмотреть развертывание активной созидательной духовно-социальной деятельности самой молодежи в решении актуальных, неотложных и перспективных задач по преодолению экономического кризиса и хозяйственного подъема Зауралья.
Особое внимание уделить организация трудовой занятости и социальной защиты молодежи, развитию студенческого отрядного движения. Предусмотреть непосредственное участие молодежи в осуществлении региональных и местных программ по развитию производства, строительству индивидуальных усадеб и жилья; в проведении общественных работ по благоустройству сел и городов Зауралья, возрождению былой славы передовых хозяйств.
До половины населения Зауралья проживает в деревне, а все горожане тысячами нитей связаны с селом. Нива жизни Терентия Семеновича Мальцева - патриарха земледельческого цеха России - содержит благодатный материал для проведения духовно-нравственных уроков во всех школах, в первую очередь, в сельских. Это послужит воплощению его заветов о том, чтобы сельская школа, по его образному выражению, «была развернута лицом к полю», а учебно-воспитательный процесс был сопряжен со страдными периодами земледельческого труда.
Активно поддержать областную программу формирования здорового образа жизни зауральцев, добиваться утверждения трезвости как незыблемой нравственной нормы поведения и жизни молодежи. Добиваться включения в сферу физкультурного и спортивного движения всех категорий молодежи. Предметом особой заботы должна стать организация содержательного досуга молодежи.
8. Рекомендовать Правительству Курганской области в разработке и осуществлении социально-экономического курса, в постановке образования и культуры руководствоваться приоритетами духовности. В скорейшем преодолении кризиса и обеспечении хозяйственного подъема добиваться социального наполнения и духовного измерения решаемых проблем, создавать оптимальные условия для жизненного самоопределения молодежи на первичном, местном и региональном уровнях ее непосредственной жизнедеятельности. Целесообразным является создание межведомственной комиссии при Правительстве Курганской области по вопросам воспитания молодежи, формирование научно-координационного и попечительского советов по развитию и реализации программы «Молодежь Зауралья» на областном, муниципальном и первичном уровнях - непосредственно в трудовых и учебных коллективах.
9. В условиях новых вызовов и угроз национальной безопасности России, ее духовному суверенитету особое внимание должно быть направлено на патриотическое воспитание, формирование готовности к защите своей Родины. Военно-патриотическая работа с молодежью должна стать приоритетной задачей во всех учебных и трудовых коллективах.
Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. стала величайшим событием XX века. Необходимо продолжать изыскательскую, историософскую, краеведческую, литературно-художественную и просветительскую работу, сохраняющую нашу всенародную память. Обеспечить тесное взаимодействие структур органов государственной власти, муниципального самоуправления, приходов Русской Православной Церкви и всего гражданского общества. В жизни руководствоваться принципом: «Россия - наша родина и защищать её нам. У великих предков не должно быть сереньких потомков»!
Разработать методические рекомендации проведения открытых уроков, актовых лекций и торжественных собраний по теме «Россия - Родина моя». Их проведение организовывать силами руководителей образовательных учреждений и трудовых коллективов в Дни Государственной и Воинской славы России.
10. За два десятилетия постсоветского времени по попущению Всевышнего нам была дана возможность до дна испить чашу либерализма и чужебесной демократии. Но и сейчас еще это зелье пытаются вливать в нас, представляя его «живой водой» по всем каналам массовой дезинформации алхимики либерал-монетаризма и жрецы хрематистики. По слову Святейшего патриарха Кирилла «экономическая системы, построенная только на стремлении к наживе, на равнодушии к судьбе человека, на пренебрежении к нравственным нормам, лишена устойчивости и может рухнуть в любой момент, погребая под своими обломками судьбы людей. Безнравственная экономика неэффективна и, более того, нежизнеспособна, опасна». В полной мере эту оценку следует отнести ко всем сферам жизни человека. Особенно молодого человека.
Заключим словами И.А.Ильина, которые были для него гражданской молитвой: «Кто бы я ни был, каково бы ни было мое общественное положение, от крестьянина до ученого, от министра до трубочиста, - я служу России, русскому духу, русскому качеству, русскому величию; не «маммоне» и не начальству, не личной похоти, и не партии, не карьере и не просто работодателю, - но именно России, ее спасению, ее строительству, ее совершенству, ее оправданию перед лицом Божиим».
Дзиов Артур Русланович, кандидат филологических наук, Первый проректор Шадринского государственного педагогического института
Ветошкин Анатолий Петрович, доктор философских наук, профессор Уральского государственного экономического университета
Усманов Владимир Викторович, генерал-майор, советник Губернатора Курганской области