«Пусть ярость благородная вскипает, как волна.
Идет война народная - священная война».
Ленинграда" title="Праздничный салют в день снятия блокады Ленинграда" width="350" height="263" align="left" />«Проходит год за годом, и мы всё глубже осознаем этот триумф человеческого духа - великий Ленинград выстоял 900 дней блокады, навязанной ему гитлеровскими полчищами во время второй мировой войны. Ничто не в силах преуменьшить победу этих мужчин и женщин; они боролись, несмотря на голод, холод, болезни, бомбы, снаряды, отсутствие отопления, транспорта, в городе, где, казалось, царила смерть. История этих дней - эпопея, которая будет волновать сердца, пока на земле существует человечество».
Под этими словами мог бы подписаться любой переживший блокаду и войну, любой честный человек России, соприкоснувшийся с историей 900-дневной блокады города на Неве. Эти слова принадлежат жителю далекого Нью-Йорка, Гаррисону Солсбери - автору книги «900 дней». И это признание стоит много, ибо американцы скупы на похвалы других, а тем более - на похвалы России и русских.
Оценка Г. Солсбери подвига ленинградцев есть по существу оценка духа наших людей в дни блокады. Несмотря на голод, холод болезни, бомбы, отсутствие отопления, транспорта, на царство смерти, наши люди победили. Они победили, прежде всего, не транспортом, не бомбами, не реактивными снарядами, не самолетами, а именно духом. Духом же победили и наши войны, сражавшиеся без танков против танковой бригады фашистов, духом побеждали и подводники лодки С-13, которых Гитлер записал в свои личные враги; духом победил и наш летчик А. Маресьев, научившийся летать без ног. Примеров проявления высокого духа сынами и дочерьми России той поры очень много. Те уроки духа для нас сегодня очень поучительны и ими стоит напитываться, как лекарством против унынья, апатии и слабоволия.
«Барбаросса» и Ленинград
Исходно стратегическое развертывание войск вермахта по плану «Барбаросса» предполагало наступление группы армий «Центр» севернее Припятских болот. Здесь следовало сосредоточить две группы армий с тем, чтобы осуществить прорыв на Смоленск и затем повернуть танковые и моторизованные войска на север, которые вместе с группой армий «Север», наступающих через Прибалтику, и финской армией должны были захватить Ленинград и Кронштадт, чтобы лишить наши войска военно-промышленных и оборонительных возможностей на севере страны. Так Балтика могла оказаться всецело в руках фашистов.
После захвата Ленинграда немцы поворачивали свои армии на Москву. Ясно, что успех на одном направлении обеспечивал им успех на другом. И недооценка битвы за город на Неве - серьезнейшая ошибка, близорукость, глупость и предвзятость ряда современных историков, политологов и идеологов нового мышления. В ходе войны фашисты постоянно продолжали уделять Ленинграду особое внимание, что видно и из директив Гитлера №№ 33 и 34 от июля 1941 года и высказываний крупных немецких стратегов.
Например, фельдмаршал Ф. Паулюс в своих воспоминаниях писал, что взятию Москвы должно было предшествовать взятие Ленинграда. Этим преследовались несколько военно-стратегических целей: ликвидация основных баз советского Балтийского флота, вывод из строя военной промышленности и ликвидация города на Неве как опорного пункта контрнаступления против вермахта на центральном направлении и обеспечение необходимого для немцев подвоза морем руды и других необходимых ресурсов из Скандинавии.
Из военного дневника начальника штаба сухопутных войск вермахта Ф. Гальдера (17 марта 1941 года) : «... группы армий «Север» и «Центр» должны продвинуться до Днепра и затем развернуть свои силы на север. Захват Москвы не имеет никакого значения».
4 августа 1941 года: «Гитлер особое значение придает Ленинграду, а также захвату южных районов, уничтожению воздушных баз Красной армии в Крыму; овладению Москвой фюрер не придает никакого значения».
Важность захвата Ленинграда для немцев явственно следовала их того огромного объема военных сил, какой был стянут к Ленинграду нашими врагами с северной, западной и южной стороны города.
Итак, ближайшей, главной целью действий вермахта при вероломном нападении на СССР становился наш город. По плану фашистов Ленинград должен был пасть 9 августа 1941 года. Кольцо блокады сомкнулось вокруг города в сентябре. Гитлер говорил, что такой большой город на севере, как Ленинград, ему не нужен. Осенью 1941 г. была выпущена директива главного штаба Вермахта, подписанная Гитлером, по которой после взятия Ленинграда город подлежал уничтожению.
Такова трагичная история начала войны для нашего города. Датой начала блокады города на Неве считается 8 сентября 1941 года. Частично блокада была снята 18 января 1943 г., а полностью - 27 января 1944 г.
Сила духа
Чтобы понять прошлое, нужно иметь ясное представление о характере мышления людей с обеих сторон, их целях и о состоянии их духа. Сила духа, героизм и самоотверженность нашей армии, флота, нашего народа и жителей блокадного города оказались намного выше, чем предполагали немецкие стратегии и идеологи. Город на Неве фашисты не взяли. Город смог противостоять мощной немецкой агрессии более 2,5 лет или 900 дней. «Ленинград никогда не был и не будет в руках врага!» - так думало большинство русских и советских людей в России и в Ленинграде. И в это они твердо верили. Эту веру и стойкость нашего народа во время войны отмечали и подтвердили не только наши соотечественники, но и многие иностранцы. Лондонское радио военных лет сообщало: «Защитники Ленинграда вписали самую замечательную страницу в историю мировой войны». Высоко ценили подвиг блокадных ленинградцев митрополит Ливанских гор Илия, В. Черчилль, Ф.Рузвельт.
Для того, чтобы лучше прочувствовать и понять, что такое - сила духа народа, приведу такие сравнительные данные по Западной Европе: Польша была взята фашистами за 2 недели( а в Польше в то время народу было в 10 раз больше, чем в Ленинграде, и Польше к тому же помогала Англия); Франция была покорена за 7 дней ( во Франции народу было в 25 раз больше, чем в Ленинграде); Голландия, Бельгия и Чехословакия были захвачены за 2-3 дня. Теперь сопоставьте: 900 дней героически сражаться, не сдаться врагу и победить, с одной стороны, или плохо сражаться и покориться тому же врагу за 2-14 дней при большом числе человеческих жертв. В Польше, к примеру, было убито не менее 2 миллионов, сотни тысяч посажены в концлагеря, а Варшава практически вся была разрушена до основания. Каково?!
Народы указанных европейских стран уже в то время мыслили так же, как сейчас думают многие либералы у нас: «Ленинград лучше было бы сдать фашистам, тогда бы жертв было меньше». Хотя меньшего числа жертв фашисты нам даже и не обещали. Это пример того, что либералы в своём сознании оперируют не фактами и логикой развития событий, а «заманчивыми предположениями», высосанными из пальцев западных либералов, или своих собственных. Если бы город был сдан, то в соответствии с указанной выше директивой город был бы разрушен. Либералы полагают, что около 3 миллионов ленинградцев, оставшихся без крова, фашисты бы посадили в поезда и самолёты и отправили их на профилактику на южный берег Франции, в горы Баварии или в Ташкент? Но фашисты так не поступали ни с кем. Разрушив Варшаву, фашисты евреев, коммунистов и патриотов отправили в концлагеря или расстреляли, а остальных в тяжелейших условиях заставили работать на себя.
В позиции «передовых либералов» относительно оценки значения Блокады Ленинграда, кроме нравственного неприличия и яркого скудоумия содержится также осознанный или неосознанный антисемитизм. В предвоенном Ленинграде процент евреев и коммунистов был один из самых больших в стране, он точно был выше, чем в Москве. Либералы, утверждая, что при сдаче города врагу, жертв было бы меньше, в своих суждениях не принимают во внимание жертвы среди евреев и коммунистов и не возражают против того, чтобы и тех и других фашисты отправили не в Ташкент, а в концлагеря.
Указанная нравственная каша в головах либералов есть следствие содержания либерального духа. « Ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти... Дела плоти известны, они суть: прелюбодеяние, волшебство, вражда, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, ссоры, зависть, гнев, распри, ереси, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное...Плод же духа (святого): любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.» ( 1-е к Галл. 5. 17-23).
А героическая победа ленинградцев есть победа нашего национального духа, противостоящего духу агрессии, духу предательства; высокого духа веры, любви, долготерпения, милосердия и чести наших бойцов и защитников города против духа трусости, вражды, убийства, ереси, тупого потребительства и толерантности к фашизму. В дни блокады проявились самые высокие качества нашего национального духа.
Как самоотверженно гасили зажигательные бомбы на крышах домов наши женщины и дети, как они же почти без сна и еды денно и нощно производили для армии боеприпасы, танки, «Катюши» и самолеты на заводах осажденного города! А подвиги наших соколов в небе над городом, героев «Дороги жизни», «Ораниенбаумского пяточка», защитников крепости Орешек и полуострова Ханко!
Несмотря ни на какие бомбежки, в храмах города шла неустанная мо- литва за бойцов и за всех униженных и оскорбленных России! Проходили крестные ходы и многое другое, что составило бы честь и славу любому народу мира. Конечно, не все оставшиеся в городе были героями и подвижниками. Но должно быть ясно, что героев и подвижников в городе было абсолютное большинство, ибо иначе город бы не устоял и уподобился бесславной участи Франции, Бельгии и Голландии, где героев оказалось меньше, чем людей духа плоти и либерализма.
Мы победили духом и верой
Мы победили 900-летнюю германскую агрессию 900 днями стойкости и мужества. Здесь уместно вспомнить жертвы 1-й мировой войны, агрессию Фридриха 2-го, Карла 12-го, крестовые походы на Русь германцев 12- 14 веков, ярла Биргера, кровавые дела Карла Великого, Оттона 1-го, Фридриха Барбароссы, норманна Роланда Пешехода и Годфрида Бульонского, зверства германских викингов и берсерков 8 - 11 веков.
Естественен вопрос: «Что же дало возможность нашему духу победить дух фашизма и германской агрессии, который был подкреплен мощным техническим оснащением, особенно в авиации и подводном флоте?»
Дух немецкого фашизма - это оккультный, неоязыческий дух, смешанный с духом сатанизма и глобализма. Здесь достаточно вспомнить «камлания» самого Гитлера, Геббельса, Гесса, братьев Лаутезак, культ тела и культ лжеарийца, идеолого-мистическое воскрешение валькирий, викингов, берсерков; посещения гитлеровцами тибетских лам. Здесь также уместно вспомнить их теории и принципы расового превосходства, теорию золотого немецкого превосходства; использование людей в качестве подопытных «кроликов», кодирование людей в концлагерях, их идеи глобального господства, замешанные на агрессии, зле, цинизме и инфернальной жестокости.
« И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трёх духов нечистых, подобных жабам. Это - бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный день Бога Вседержителя.» ( Откр Ин. 16. 13,14).
Сегодня, к сожалению, немало людей, для которых в оценке войны важна, прежде всего, либеральная «политкорректность». Но подавляющее большинство русских людей всегда жило и живет не ради «политкорректности», а ради правды, и справедливости. Я допускаю, что среди немцев были и хорошие люди, но они были исключением потому, что духовная власть Гитлера над немецким народом тогда была подавляюща, она поддерживалась войсками СС и СА, она изгоняла порядочных немцев отовсюду.
Инфернальному духу фашизма реально противостоял дух России, который на первый взгляд определить, кажется, делом сложным. Почему именно России? Да потому, что в фашистской армии, кроме собственно германцев( немцев, норвежцев, голландцев, датчан), сражались испанцы, французы, итальянцы, румыны, финны, чехи, словаки, бандеровцы, власовцы и евреи. А западные политики в первой половине войны делали всё, чтобы агрессия фашистствущих германцев с подручными обратилась на восток от них. Во второй же половине войны они, внеся скромный вклад в победу над фашизмом, исполнились сознания того, что именно они являются главными победителями. Американцы убеждены, что примы - победители это они, а остальные участники войны - малозначащий « кордебалет». Американская армия на Европейском театре военных действий насчитывала 360000 человек. Фашистская армия была численностью в 5000000 человек. По американским представлениям, каждый американец «справился» с 15 фашистами и освободил узников из концлагерей даже там, где концлагерей никогда и не было. «Победоносные» свойства своей армии американцы демонстрировании неоднократно и позже: во Вьетнаме, Ираке и Афганистане. Во Вьетнаме они не смогли победить народ, которой в 5 раз меньше по численности, чем немцы, и 15 раз меньше, чем американцы. Примерно во столько же раз Вьетнам был менее технически оснащён, чем сами американцы. Примерно при таких же людских и технических соотношениях американцы не могут победить в Ираке и Афганистане даже при многолетней поддержке своих сателлитов. Таковы реальные проявления победоносного духа наших бывших союзников.
У нас тоже нет сейчас больших побед, но есть малые победы над банд- формированиями на Кавказе, находящиеся по обе стороны хребта. Однако сегодняшняя наши армия едва ли составляет и десятую часть от американской по боевой мощи. То, что наша армия стала маломощной, виноват не народ и не сама армия, а, полагаю, «либеральные» реформаторы, строящие свою политику на «заманчивых» предположениях, а не на фактах и интересах страны.
Что вдохновляло на подвиги наших людей в Великой Отечественной войне? За что умирали они? Конечно, можно в истории войны найти примеры, когда боец, уходя на битву, записывался в ряды партии. Но так поступали далеко не все. Что показательно: Сталин, вдохновляя воинов на борьбу, обращался не к цитатам из Маркса, Энгельса, Ленина и Троцкого с их высокомерным и довольно расистким подходом к оценке русского народа, а к примерам ратных подвигов великих русских благоверных князей А. Невского, Д. Донского, православных праведных И. Муромца, Ф. Ушакова, также А. Суворова, Д. Пожарского, К, Минина, И. Сусанина и многих других православных русских. Это нельзя объяснить только тем, что Сталин испугался. Испугом нельзя объяснить то, что в 1939 г. он отменил ленинский декрет о борьбе с церковью и попами, а после войны он согласился с патриаршеством на Руси и в 1948 г. содействовал открытию в Москве всемирного православного собора. Фигура Сталина - сложная и противоречивая, учеба в семинарии не прошла для него даром. Мы не имеем права отказывать в покаянии никому. На этот счет есть свидетельства митрополита Николая Ярушевича и патриарха Алексия I.
В годину суровых испытаний всякая фальшь и театральность поведения быстро улетучивается. Перед лицом смерти люди проявляют свое истинное лицо и свои истинные намерения. Либо люди быстро становятся дезертирами и предателями, либо они быстро становятся сознательными воинами, укрепляются в борьбе с врагом в любви к Богу, Родине и близким, т.е. становятся по духу православными (если они вышли из православной среды). Этому подтверждением могут быть многочисленные случаи Крестных ходов во время блокады и вообще во время всей войны. Были Крестные ходы и на передовой, они были и вокруг отдельных домов. Эти факты православные хорошо знают. Я знал трех летчиков, сражавшихся в той войне, которые, будучи сбитыми, неустанно молились и оставались невредимыми в очень сложных обстоятельствах. Люди отдавались воле Божией, люди отрицали сердечную фальшь.
Власть Сталина в стране в то время тоже была велика. Но силой обстоятельств, Сталин имел перед Гитлером превосходство. Не он по факту развязал войну, не он обрушался на спящих людей. Он не звал подобно фюреру народ захватывать новое жизненное пространство и чужое добро. Он не заявлял, что кто-то расово неполноценен. Но он призывал всех в стране, объединится перед лицом общей смертельной угрозы для защиты своих детей, своего дома, своей Родины, своего языка и своих близких. И он открывал храмы во время и после войны по этой причине и по тому, что был неглуп, а не для того, чтобы принудить православных доносить на коммунистов и партизан, как это делали оккупационные фашистские власти в Белоруссии и на Псковщине.
Надо иметь в виду, что за многие столетия Православие основательно вошло в генетическую память большинства народов нашей страны: русских, белорусов, украинцев, русин, мордвы, удмуртов, карел, чувашей, шорцев, осетин и других. В народной памяти хранятся образы тевтонских псов-рыцарей, Левонская, Северная войны и Первая мировая война, когда нашими внешними и открытыми врагами были еретические германцы. Народная память хранит также и прямые духовные агрессии немцев и скандинавов по отношению Руси-России, и ее святынь: то, что немецкие епископы жестоко преследовали святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, что с помощью немецких же епископов и римских пап насаждалось униатство в Белоруссии и на Украине, причем руки многих германских еретиков - непосредственно в крови наших братьев.
Поэтому воскресить вековой национальный дух в большинстве нашего народа силой суровых обстоятельств и обращением к урокам истории не составляло большого труда. Именно поэтому были услышаны слова митрополита Ливанских гор Илии, именно поэтому было православно понято обращение Сталина: «Братья и сестры!»; именно поэтому были совершены Крестные ходы в Ленинграде, Москве и в Сталинграде, именно поэтому были совершены молебны перед сражениями у икон Пресвятой Богородицы во многих местах России, именно поэтому Православная Церковь собирала средства на строительство танковых колонн и самолетных эскадрилий для сражающейся нашей армии, и неустанно молилась за наших бойцов вне зависимости их национальности и вероисповедания; именно поэтому самый успешный полководец Великой Отечественной войны Г.К. Жуков носил в своем кителе Казанскую икону Божией Матери - покровительницу России и ратных дел русских.
И сегодня мы должны помнить не только павших за нас и за Россию, наших героев и подвижников, но и духовные уроки той страшной войны, истинные пружины и механизмы той войны. Мы должны помнить то, что Великая Отечественная война для нас - это не только наказание за вероотступничество, но и искупительная жертва и покаяние за забвение Православной веры, как и православной культуры России в целом. Великая Отечественная война - это очистительный подвиг нашего народа.
Имеющий уши - услышит, имеющий глаза - протрет их, имеющий ум - сосредоточится и поймет, что - к чему; а имеющий совесть - отдаст должное истинным героям, истинным воинам, труженикам и молитвенникам нашей Родины, истинным радетелям будущего России, ковавшим день Великой победы силой духа, своей кровью, своим самоотверженным трудом, своей жертвой, молитвой и непоколебимой верой в справедливость, правду и торжество добра над злом. Подвиг освящает человека и народ, подвиг делает народ сильнее, подвигом искупаются грехи, подвиг подвигает человека и народ ближе к Богу. В этом самый главный смысл подвига блокадного Ленинграда. Люди, города, знамёна, наша история освящены подвигами Великой Отечественной войны перед последующими поколениями.
Геннадий Дмитриевич Колдасов, кандидат технических наук, доцент, академик ПАНИ
1. Re: Блокада Ленинграда и сила народного духа