Организаторами конференции выступили Петрозаводская и Карельская епархия, Институт языка, литературы, истории Карельского научного центра Российской Академии наук, Петрозаводский государственный университет, Министерство по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями Республики Карелия. Готовили они ее почти целый юбилейный год, были затрачены значительные усилия и средства. Чем же все обернулось?
На пленарном заседании о Православии свидетельствовали три момента: Слово Высокопреосвященнейшего Архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила, доклад протоиерея Льва Большакова о современных проблемах православных приходов в Карелии и фильмы Н. Теплоуховой "Приди и виждь" и "Пять ликов Христа", которые без слов сказали больше о Православии, чем все остальные (не указанные здесь) доклады. У непосвященного человека после заседания могло сложиться ложное впечатление, что 780 лет веры православной на земле Карельской принесли такие плоды: людей, не определившихся в вере (90 % признают себя православными, 1 % участвует в Таинствах); старообрядцев-самоубийц; легенды, где что святые, что шаманы - суть одно; географические названия, связанные с Православием.
Далее люди разошлись по секциям. В резолюции конференции сказано: "Выступающими поставлен и рассмотрен широкий спектр актуальных проблем...". Известно, что на сегодняшний день для православных актуальными являются следующие проблемы: преподавание "Основ православной культуры" (прозвучало 2 доклада), Косово (0 докладов), сексуальное "просвещение" в школах (1 доклад), "антинаркотические" образовательные программы (1 доклад), отсутствие духовенства в тюрьмах и армии (0 докладов), аборты (0 докладов), социальное служение (0 докладов), засилье тоталитарных сект (0 докладов), уход подростков и молодежи из церкви (1 доклад). Из 90 докладов, представленных на конференции "Православие в Карелии" 75 было посвящено истории, 15 - современности. Среди тем: "Климатические аномалии в монастырских хрониках", "Монастырская ссылка в Карелии", "Отражение библейской мудрости в южнокарельских пословицах о Боге", "Эстетика восприятия ландшафтов монастырских территорий" и пр. Мне случайно удалось попасть на доклад "Отражение древних верований и Православия в топонимии Карелии", где исследователь 20 минут поминал нечистого духа на русском, карельском, финском и вепсском языках, в конце, правда, приведя примеры о часовнях и храмах.
Для сравнения, на прошедшем в октябре "Покровском форуме" в Санкт-Петербурге люди обсуждали темы: "Состояние нравственности и совести в России начала XXI века", "Чтение Псалтири как метод формирования нравственного самосознания", "Влияние семьи на развитие личности ребенка", "Воспитательный потенциал русского языка как основа педагогики", "Нравственный идеал русской культуры и его роль в воспитании", "Воспитание и средства массовой информации", "Интернет в свете православной антропологии", "Идеология и традиция" и другие.
Не даром отец Виктор Заровняев, клирик петрозаводского Крестовоздвиженского собора, заметил: "Многие здесь, на конференции, занимаются историческими отблесками вместо того, чтобы увидеть реальный Свет. Как будто археология важнее настоящего".
Некоторые возразят: мол, у нас не Питер, интеллектуальный потенциал ниже и вообще, тема не та - нужно было подчеркнуть карельское своеобразие Православие. Может, и так. Только в условиях массового истребления остатков нравственности у населения и войны против православной культуры как таковой сидеть и, мило улыбаясь, обсуждать самосожжение старообрядцев и какие-то легенды-вымыслы, где святых юродивых ставят в один ряд с языческими шаманами, преступно.
Процитирую еще раз "Столицу на Онего": "В конференции "Православие в Карелии" приняли участие ученые, представители Церкви, школ, вузов и общественных организаций Карелии, Санкт-Петербурга, Новгорода, Архангельска, Мурманска и Финляндии". Среди многих не было ни одного имени общероссийского значения в области Православной культуры, педагогики и богословия, если вычесть Владыку Петрозаводского и Карельского Мануила и матушку Елену Мазаеву (лагерь "Богатырская застава").
Далее удивляло полное отсутствие православной символики на конференции. Только на секции "Православная Церковь и система народного образования в Карелии" установили иконостас, начинали и заканчивали заседание с молитвы. Остальные на заключительном заседании обсуждали вопрос: а уместно ли через пять лет на подобной конференции перед пленарным заседанием помолиться? Ответ высоких чинов был: будем думать. То-то вопрос для православного собрания: уместно ли просить благословения Господа нашего Иисуса Христа на дела свои? Сейчас у светского гражданина-начальника уточним. А то вдруг неприятности будут...
На заключительном заседании руководителям секций предлагалось выступить с кратким резюме проведенной работы, а затем обсудить резолюцию, в которой значилось:
"1. Просить Правительство Республики Карелия профинансировать издание материалов конференции.
2. Считать целесообразным проведение подобных научных форумов и впредь. Они могут быть приурочены к важным юбилейным датам истории, связанным с Православием в Карелии.
3. Отметить, что наметившийся перелом в изучении православной истории Карелии помогает активнее использовать богатство духовного наследия, способствует развитию нравственного самосознания жителей республики, их заботу о будущем края".
Иными словами: "как здорово, что все мы здесь сегодня собрались" и наконец-то скинули эту надоевшую тему о 780-летии крещения карелов.
Люди, которые бывали на православных конференциях, понимают, что первые два пункта ни о чем. Абсолютно все равно, кто будет печатать сборник - правительство, местный спонсор-бизнесмен, хоть НАТО - это проблема организаторов, а не участников и общественности. А то, что по большим юбилейным датам православным разрешат провести конференцию, - это и так ясно. Тем более такую, где при любых обстоятельствах все кивают: "все хорошо, прекрасная маркиза".
По третьему пункту можно сказать, что "перелом наметился" уже лет 15 назад, и жаль, что это не бросается в глаза.
И всё бы прошло гладко, если бы ни приснопамятная секция "Православная Церковь и система народного образования в Карелии" (это где на иконы молились, вместо таблички "жуки-паразиты" - конференция была в стенах Академии наук с соответствующим оформлением кабинетов). На ней было принято "Открытое обращение к депутатам Госдумы от Республики Карелия". Его озвучил руководитель секции - иерей Геннадий Кузькин, настоятель Шуйского православного прихода, Председатель Совета КРОО Духовно-просветительский православный центр "Журавка".
Вот этот текст:
"Участники конференции обеспокоены ситуацией, которая начинает складываться в результате принятия ряда федеральных нормативных правовых актов в системе национально-регионального образования.
1. Проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)" (Проект N 448303-4. Далее - Законопроект) не отвечает государственным запросам граждан регионов, нарушает принцип федерализма в области образования и противоречит Конституции Российской Федерации.
Законопроект предполагает преобразование трехкомпонентной структуры государственных образовательных стандартов в однокомпонентную, ликвидируя национально-региональный и школьный компоненты. Это может лишить образовательную систему функции национально-культурного воспроизводства, которую она призвана решать в современном обществе.
Принятие Законопроекта может привести к нивелированию комплексного подхода в решении задач системы образования и сведению до минимума механизмов защиты и развития национальных культур и региональных культурных традиций.
Учитывая вышеизложенное, просим принять меры по сохранению трехкомпонентной структуры государственного образовательного стандарта.
2. Ратификация параграфа 2 статьи 11 Европейской социальной Хартии (Россия подписала 14.09.2000 г. Европейскую социальную Хартию (пересмотренную), тем самым, приняв на себя обязательства по ее последующей ратификации и соответственно выполнению) предполагает под предлогом защиты права на здоровье введение обязательного сексуального "просвещения" детей в школе.
Сексуальное "просвещение" детей противоречит традициям семейного воспитания, менталитету народов России, Конституции РФ, действующему российскому законодательству. Введение сексуального "просвещения" в школе негативно скажется на нравственных и моральных установках молодежи, противоречит задачам укрепления семьи.
Ратификация указанного положения Хартии грубо нарушит право семьи на преимущественное воспитание ребенка, создаст коллизию действующего российского законодательства и международного договора, приведет к конфликту общества и государства.
Ратификация параграфа 2 статьи 11 Европейской социальной Хартии обяжет Россию вносить изменения в Конституцию РФ, законодательство в области семейного, образовательного и гражданского права.
Современное законодательство России гарантирует приоритетное осуществление прав семьи, в том числе преимущественное право семьи на воспитание ребенка.
Ратификация вышеуказанного положения Социальной Хартии приведет к грубому нарушению прав граждан и отторжению обществом грубого вмешательства государства в дела семьи.
Недопустимо, чтобы международные обязательства противоречили традиционным семейным ценностям, менталитету населения, его религиозным установлениям.
Учитывая вышеизложенное, просим отказаться от ратификации параграфа 2 статьи 11 Европейской социальной Хартии, который предполагает введение обязательного сексуального "просвещения" детей в школе, как безнравственной и направленной на разрушение семейных ценностей.
Принято на заключительном заседании конференции 17 октября 2007 года".
После прочтения обращения в зале на несколько минут воцарилось гробовое молчание, после которого отца Геннадия попросили более популярно объяснить, что здесь имеется в виду. Он объяснил, что по всей стране сейчас ликвидируют курс "Основы православной культуры", и с первого по последний класс школы дети будут получать "половое просвещение". И у родителей никто спрашивать не будет.
Никто из собравшихся по данному обращению так и не выступил. Опять пошли разговоры о том, что надо бы нам быть потолерантнее друг ко другу, что Православие - наше всё, благодушно вспомнили четырех академиков и т. д. А между тем, детей в школах с молчаливого согласия большинства будут морально уродовать и вместо рассказа о Святой Руси покажут, откуда дети родятся, точнее, откуда они ни в коем случае рождаться не должны!
Вывод после этого может быть только один: либо эта конференция носила чисто формальный характер (как раньше съезды компартии), либо православные в Карелии находятся в таком рабском положении, что данная конференция дает им право говорить: "Слава Богу, что нам дают публично рот раскрыть и после выхода из зала позволяют пойти домой, а не сразу ставят к стенке, как в 37-м!"
Валентина Калачева, кандидат педагогических наук, участница конференции
Приложение
Священник Геннадий Кузькин
Соработничество школы, семьи и Церкви в современных условиях
Доклад на секции "Православная Церковь и система народного образования в Карелии", конференция "Православие в Карелии", 2007 г.
Дорогие коллеги!
Дорогие братья и сестры!
Соработничество школы, семьи и Церкви, с одной стороны, вполне очевидно. Действительно, разве не ясно, что когда все, призванные к воспитанию подрастающего поколения, имеют общие цели и работают вместе, то дело должно идти лучше?
Но, с другой стороны, мы далеки от "нерушимого единства", начиная уже с целей воспитания. И это вполне естественно при небывалом социальном расслоении. Богатство и бедность разделяют нас сейчас как никогда. Сегодня 20% населения России владеют 92% доходов. Их путь: офис, резиденция, частная школа, высшее образование за рубежом, выезд за рубеж.
На долю 80% населения остается 8 % дохода. Из них:
- ок. 20% - бездомные;
- ок. 20% имеют низкий жизненный уровень;
- ок. 20% имеют минимальный прожиточный минимум;
- ок. 20% - средний класс.
Более половины молодых семей из общего числа российских молодых семей сегодня бедны.
Как результат: ежегодное уменьшение населения России от 800 тыс. до 1 млн. чел.; ежегодное уменьшение количества детей в школах России на 1 млн.; 4 млн. безпризорных детей. Каждый четвертый подросток - пивной алкоголик, более половины старшеклассников имеют нервно-психические расстройства.
Школа сегодня ориентирует всех детей "на успех". А из приведенных выше данных видим, какая их часть может "иметь успех". Результат: социальная агрессия, социальная апатия, падение. Для меньшей "добившейся успеха" части: без Бога все дозволено... (Инф. из докладов и выступлений на XV Международных Рождественских Образовательных чтениях в Москве в январе-феврале 2007 г.)
Налицо результат воспитания не на своих традициях, а на всем, что приходит извне. А очевидно, что одна только иноземная одежда формирует другой образ жизни. В истории России это было не раз. Но тогда мы через покаяние вразумлялись и вновь обретали "свое лицо". Вспомним хотя бы французские манеры накануне Отечественной войны 1812 года. Оставление Москвы. А после покаяния всего народа - изгнание Наполеона не только из России, но и из Европы.
На открытии XV Международных Рождественских Образовательных чтений 29 января 2007 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий отметил: "К сожалению, современное образование приобрело практический, а в некоторых случаях можно даже сказать меркантильный характер. Более того, оно порой становится товаром с соответствующей ценой и перспективой дальнейшего умножения инвестиций, а воспитание, нравственное формирование человеческой личности часто считается делом, весьма отдаленно относящимся к школе".
Система образования, созданная в нашем государстве до перестройки, была признана лучшей в мире. Выпускники наших ВУЗов отвечали самым высоким критериям и оценкам мирового уровня. Образование выросло на отечественных традициях и впитало в себя культуру многовековой истории великого нашего государства. Непрерывное с 1993 года реформирование ведет к распаду образовательной системы страны.
Увеличивается загруженность детей непрофильными предметами с одновременным удалением предметов, которые заставляют мыслить. Сокращение количества часов на преподавание русского языка и родной литературы, изучения классиков. Искажается отечественная история.
Дети готовятся к жизни вне своего Отечества, вне своей культуры.
Нищенская зарплата педагогов снижает роль учителя и ведет к вымыванию из системы образования наиболее способных и опытных педагогов.
При введении подушевого финансирования образования, когда деньги следуют за учеником, учителя малокомплектных сельских школ вообще остаются без зарплаты. Это означает крах российского села.
Но там, где дети пока еще останутся, после проведения мероприятий по "разгрузке", большинство молодых семей будут лишены возможности творчески развивать своих детей. Все дополнительные занятия: музыка, изобразительное искусство, спорт, информатика, иностранные языки и прочее будут проводиться только за деньги родителей.
Принятие закона "Об автономных учреждениях" подводит реальную базу под ликвидацию бесплатного образования и здравоохранения в стране, снимает ответственность государства за их финансирование.
Полноценные учебники вытесняются массой низкокачественных подделок, изданных фондом Сороса, не прошедших обсуждения и экспертизы.
Спорным вопросом реформ в образовании является повсеместное введение ЕГЭ. Тесты не могут быть соотнесены с различными позициями в культуре. Тестирование как жесткий алгоритм является тормозом в инициировании самостоятельного мышления ребенка, как одного из качеств личностного развития. Это представляет опасность для школьного обучения: побуждает учителя не столько учить детей, расширяя их культурный багаж и занимаясь их воспитанием, сколько "натаскивать на тесты".
Необходимо обеспечить равноправность вариативности сдачи экзаменов наряду с ЕГЭ. Необходимо осуществить мониторинг результатов ЕГЭ при широком участии и информированности родительской общественности с последующим определением целесообразности ЕГЭ.
Государственной Думой принят в первом чтении Закон об изменении структуры государственного образовательного стандарта. Ликвидируется трехкомпонентная структура государственного образовательного стандарта: исключаются региональный и школьный компоненты, остается только федеральный. Это отстраняет субъекты Российской Федерации и школы от формирования содержания образования, лишает их механизма защиты национальных культур и региональных культурных традиций. Это повлечет ликвидацию вариативных учебных курсов по краеведению и гражданско-патриотическому воспитанию, курсов "Основы православной культуры", "Духовная культура" и др.
Родительская общественность и ряд субъектов Российской Федерации обратились в Госдуму с требованием сохранить региональный компонент образовательного стандарта. Против принятия закона об изменении стандартов образования официально выступила Русская Православная Церковь.
Просим рассмотреть и предложить для принятия на заключительном заседании настоящей конференции прилагаемое открытое обращение по данному вопросу.
Грубо нарушается право детей на охрану здоровья, на защиту от негативной и вредной информации. Антинаркотические программы "снижения вреда" практически вербуют новых наркоманов.
Пропагандируется культ тела, исключаются знания о Человеке. Искажаются знания о происхождении человека, вводятся оккультные знания.
Насильственно внедряется в школы сексуальное просвещение, парализующее психику ребенка. Россия подписала Европейскую социальную Хартию. Параграф 2 статьи 11 данной Хартии предусматривает введение в школе обязательного сексуального просвещения. Это противоречит традициям семейного воспитания и менталитету народов России, Конституции РФ и действующему российскому законодательству.
Родительская российская общественность протестует против ратификации параграфа 2 статьи 11 Европейской социальной Хартии.
Просим рассмотреть и предложить для принятия на заключительном заседании настоящей конференции прилагаемое открытое обращение по данному вопросу.
К негативному воздействию на наших детей можно добавить: телевидение и др. СМИ, компьютерные игры и игровые автоматы, субкультуру и секты.
Как же наши дети еще живы? Нас пока еще держит генетическая память и самоотверженность отдельных педагогов и целых школ.
Роль педагогов в противостоянии навязываемой разрушающей идеологии трудно переоценить. Семена добра живут в человеке и при его увлечении страстями мира сего в переходном возрасте. При падении и осознании своей безпомощности они (семена добра) оживают и человек пытается вновь обрести цель и смысл жизни, возвращается к Богу.
Вот почему важно нам, родителям, педагогам, священнослужителям, не ожидая ранних всходов, сеять семена добра и любви, любви жертвенной друг ко другу и любви к Богу.
Коллектив Основной общеобразовательной школы N 4 города Петрозаводска в меру сил и возможности осуществляет духовно-нравственное воспитание детей на отечественных православных традициях. Вот уже шестой учебный год реализуется программа "Этнокультурного (русского) компонента образования".
По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила с первого дня эксперимента духовно окормляет Школу иерей Геннадий Кузькин. Он одновременно является председателем Попечительского совета школы и председателем Региональной общественной организации Духовно-просветительский православный центр "Журавка" (зарегистрирована и действует с 1993 года), являющейся коллективным членом Попечительского совета Школы.
Школа призвана сохранить идеалы и ценности, обретенные детьми в семье, знакомить с верой собственного народа, с историей и культурой родного Отечества. Каждый школьный предмет должен не только интеллектуально и творчески развивать наших детей, но и помогать возвышению их душ, просвещению светом Истины. Обращаясь к героической и святой истории нашего народа и государства, школа возжигает в сердцах своих учеников огонь жертвенного, безкорыстного служения своей Родине.
Общество "Журавка" оказывает необходимую консультационную помощь в ведении в Школе курса "Основы православной культуры", в выборе и составлении программ, учебных пособий, дополнительной литературы. Программы по православной культуре написаны авторские с учетом особенностей школы, опираясь на известные апробированные пособия А.Бородиной, прот. В.Дорофеева, прот. Б.Пивоварова, Т.Берсеневой, прот. Алексея Мороза.
В курсах "Основы православной культуры" и "Православная культура Карелии" основной акцент делается не на усвоении фактологического материала, а на духовно-нравственном и эстетическом его наполнении. Преподавание подкрепляется регулярным посещением с участием родителей храмов и монастырей Карелии и за ее пределами, поскольку изучение православной культуры в отрыве от ее достояния невозможно. Начав с азов православной культуры, Школа знакомит детей с ее проявлениями в родном крае через жития святых, через храмовую архитектуру, историю православия в Карелии. Яркий эмоциональный отклик в детской душе вызывают рассказы о святых, особенно об их детских годах, подвигах, которые восхищают ребят и надолго остаются в их памяти.
Сотрудничество Церкви и школы в сфере дополнительного образования реализуется через факультативы и кружки: "Старославянский язык", "Духовная музыка", "Духовная живопись".
Духовно-просветительский православный центр "Журавка" также помогает в разработке программ, поиске кадров, в разъяснительной работе с родителями, учебно-методическом обеспечении.
"Старославянский язык" изучается в 5 классе. Знание этого языка помогает лучше понять уклад жизни наших предков, усвоить русский язык, услышать его поэтичность. На протяжении тысячелетия старославянский язык формировал русскую языковую личность и литературный язык. Более 55% всех элементов современного русского языка прямо или косвенно восходят к старославянскому: буквы, принципы орфографии, грамматики, значительная часть словарного состава. Целью курса является формирование осознания учащимися старославянского языка как языка родного, обогащение их знаниями в данной области. Учащиеся овладевают знаниями об истории старославянского языка, орнамента, буквиц, читают простые тексты и понимают смысл прочитанного, ценят красоту и поэтичность Богом данного языка, видят его взаимосвязь с современным русским языком. Учащиеся знакомятся с житием святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителями славян.
"Духовная живопись" изучается в 4 классе. Данный курс ставит целью дать учащимся знания по духовной живописи и устранить трудности ее в ее восприятии. Кроме того, необходимо обогатить представления учащихся о русской культуре на основе изучения иконописи и фресковой живописи; воспитать у учащихся эстетические чувства, любовь к прекрасному, желание видеть прекрасное в искусстве и в жизни; развивать у учащихся образную память. Механизмы восприятия, внимания, процессы мышления; сформировать у учащихся представление о духовной живописи как о неотъемлемой ценности своего народа и своей жизни.
"Духовная музыка" изучается во 2, 3 и 4 классах. Цель программы: формирование уважения к ценностям отечественной и мировой культуры через приобщение к христианскому искусству; формирование у детей комплексных представлений о христианском учении, его морально-этической ценности; обогащение учащихся знаниями об отражении христианского учения в произведениях мировой художественной культуры. Приоритетным является интегрированный подход, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями литературы и изобразительного искусства. Такое построение программы дает возможность не только ввести детей в церковную музыку, но и дать им представление о разных сторонах жизни народа, его быте и культуре.
Духовно-нравственное воспитание является связующим звеном между всеми педагогическими процессами. Здесь необходимо отметить важность духовной ориентации и духовного окормления детей, их родителей и учителей священником.
Воспитание необходимо начинать с себя. Поэтому в школе большое внимание обращается на работу с учителями, их духовно-нравственное становление. Эта работа самая трудная. С учителями проводятся беседы и занятия на духовные темы, совершаются поездки по святым местам.
Большое внимание в Школе уделяется подготовке православных праздников, согласно годовому календарному кругу, представляющему собой исторически сложившуюся систему жизнедеятельности русского народа, его культуры.
В прошлом году в Светлую седмицу в Петрозаводске прошла выставка "Христосъ Воскресе!", где была представлена деятельность православных общественных объединений, отдельных людей и Петрозаводской и Карельской епархии. Стенды Школы N 4 и "Журавки" находились рядом. С обоих на посетителей смотрели наши дети и их родители. Это говорит о нашем теснейшем сотрудничестве в области воспитания подрастающего поколения на духовно-нравственных ценностях Православия.
Ежегодно Школа и Духовно-просветительский православный центр "Журавка" организуют педагогическую конференцию "Ушаковские чтения", в просветительские цели которой входит ознакомление педагогов города и близлежащих районов с достижениями в области преподавания отечественной словесности, языка, истории. Среди участников конференций - люди с всероссийским именем в педагогической науке: М.В.Захарченко, Н.П.Саблина ( + 2006), Н.В.Скурская, М.Г.Белова, Н.А.Смирнова, Т.А. Берсенева и др. Педагоги узнают новые взгляды на свой предмет, открывают для себя интересные пособия, учебники. Знакомятся с эффективными методиками изучения отечественной культуры и обучения детей.
Каждое лето Духовно-просветительский православный центр "Журавка" на базе прихода храма во имя Рождества Иоанна Предтечи в пос.Шуя устраивает лагерь труда и отдыха детей Школы. Труд, физическая подготовка, воцерковленная жизнь, игры, общение со сверстниками являются содержанием летней жизни. В труде воспитывается добросовестность и усердие. Как говорит русская пословица: "От рук и голова умнеет".
Усилиями общества "Журавка" оснащен кабинет дополнительного образования, кабинеты начальной школы, выполнен ремонт актового зала, закуплена учебно-методическая и художественная литература, технические средства.
Сотрудничество школы с Духовно-просветительским православным центром "Журавка", куда входят и родители детей 4-й школы, помогает решать такие проблемы, как:
- духовная безопасность детей, профилактика влияния тоталитарных сект и деструктивных культов на их личность;
- ценностное наполнение содержания образования и воспитания;
- формирование у учащихся целостного мировоззрения на основе отечественных ценностей;
- обогащение учащихся знаниями об основах отечественной культуры Карелии и всей Руси;
- единение общеобразовательного процесса и воспитания на основе духовной культуры России и ее традиций.
Вся работа в школе направлена на решение задачи по воспитанию достойного гражданина - защитника своего Отечества, хорошего будущего семьянина.
Конечно, решить эту задачу без тесного союза с родителями крайне трудно. В то же время значительная часть родителей наших детей по разным причинам не может даже их накормить, не говоря о достойном воспитании. Но мы терпеливо работаем со всеми.
В заключение хочу сообщить о создании в ноябре прошлого года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Общероссийского общественного движения "Всероссийское родительское собрание" с центром в Екатеринбурге. Главные задачи Движения: укрепление роли родителей в противодействии тенденциям и действиям, направленным на разрушение семьи и нравственных традиций, привлечение внимания общественности к проблемам семьи.
Духовный покровитель Движения - Царь-мученик Николай со всей Царственной семьей, принявшие мученическую смерть за спасение Отечества нашего на Екатеринбургской земле.
В г.Петрозаводске создано Карельское региональное отделение "Всероссийского родительского собрания", находящееся в Школе N 4.
В селе Новая Вилга заканчивается строительство храма во имя святых Царственных мучеников.
Приглашаем всех к сотрудничеству во спасение наших детей.
Предложения на пленарное заседание, вытекающее из настоящего доклада, предлагаются для Вашего рассмотрения и предложения на заключительное заседание.
Благодарю за внимание.
Священник Геннадий Кузькин,
Настоятель Шуйского православного прихода,
Председатель Совета Региональной общественной организации Духовно-просветительский православный центр "Журавка",
Председатель Попечительского совета Основной общеобразовательной школы N 4