Жизнь и смерть предложил Я тебе,
благословение и проклятие. Избери жизнь.
(Втор. 30, 19).
"На пороге древнего мироздания" - так называется в республике многолетний музейно-образовательный проект, посвященный 150-летию открытия петроглифов Карелии. Создан он такими уважаемыми организациями, как Карельский государственный краеведческий музей, Институт истории, языка и литературы Карельского научного центра РАН, Петрозаводский Дворец творчества детей и юношества. Среди авторов проекта именитые ученые, деятели культуры, педагоги. Реализуется он уже почти 10 лет - с 1999 года, на деньги Института "Открытое Общество" (фонд Сороса, г. Москва).
Надо сказать, что авторский коллектив постарался на славу. Пособие для учителя и учеников 3-11 классов выполнено на высоком научно-методическом уровне, снабжено богатым иллюстративным материалом. Сочетание музейных и педагогических ресурсов дает возможность эффективно решать задачи проекта, связанные, как ни странно, не только с формированием у школьников исторического сознания и их экологическим воспитанием. В проекте ставится еще одна масштабная задача. Духовная. Школьникам предлагается такая передовая форма обучения, как "погружение в мир магии и духов" и даже посвящение в языческую инициацию. Пособие предлагает карельским ученикам, в большей массе своей наследникам православной культурной традиции, разгадать загадку "беса", "полностью перевоплотиться" в первобытного человека, заняться охотничьей магией, принять деятельное участие в камлании шамана над больным и изучить погребальный обряд (отправление умершего в мир мертвых). Словом, под вывеской изучения древних пластов культуры юное поколение сознательно вводится в практику языческого культа. Зачем?
Обратимся непосредственно к школьному пособию, в котором красочно описываются языческие ритуалы с ублажением беса для достижения земного благополучия. "Рассмотрим, к примеру, композицию петроглифов на оконечности Бесова Носа (характерное название, кстати). В ее центре - "антропоморфная фигура "беса", которая явно относится к земному миру (...). Прообразом для фигуры "беса" могли быть чурбанообразные идолы, подобные найденным при раскопках торфяниковых стоянок каменного века (...). Чтобы получить защиту от злых духов и поддержку у добрых духов, древние жители Карелии делали им подношения и даже совершали жертвоприношения (...). Петроглифы (особенно) Онежского озера играли, подобно рисункам на бубнах, определенную роль в древних шаманских обрядах"...
В школьных пособиях подчеркивается, что ученые, посвятившие свои труды изучению петроглифов, пока не могут сделать на их счет основательных выводов и называют наскальные рисунки "загадкой науки" (доктор исторических наук Ю. А. Савватеев). И тем более естественно, что ученые, изучающие магию древних людей, не усматривают в ней духовного элемента. Ну, шаманил древний колдун над больным, в бубен бил, бормотал непонятные тексты. Понятно, что во времена глубокой древности людей врачевали магическими способами. Для ученых шаманские ритуалы что-то вроде народных песен и плясок. А поэтому в пособиях детям предлагается осваивать практически небезопасные с духовной точки зрения языческие обряды. Для глубокого, так сказать, проникновения в учебный материал. "Мы предлагаем посетителю открыть такой "ритуальный" вход, пересечь Границу и совершить вместе с нами условное путешествие, "прыжок в прошлое", в "Мир природы", "Мир духов", "Мир мертвых". Странную, однако, задачу ставят перед своими читателями авторы пособий. Говоря на языке гадалок-ворожей, зазывающих на страницах местных газет своих потенциальных клиентов, они берут на себя роль духовных наставников юношества.
Но, судя по Конституции РФ, наше государство, вроде бы, не провозглашено языческим и столь глубокое освоение маргинальной культуры - не первоочередная задача государственной школы в Карелии, почему-то слишком чутко реагирующей на идеологический заказ Запада, а не на потребности российского общества, содержащего ее на налоги своих граждан. Поэтому еще раз хотим предупредить православных родителей о бдительности в отношении современного образования.
Валентина Калачева, кандидат педагогических наук, заместитель директора по УВР школы N 4 г. Петрозаводска
Впервые опубликовано на сайте Петрозаводской и Карельской епархии