Поэтому отвечаю только по одной причине: статья явно направлена на разжигание вражды между религиозными объединениями Карелии. А это нас, православных, больше всего и тревожит, поскольку, в отличие от журналиста "Столицы на Онего", мы действительно хотим строить добрососедские отношения с людьми разных вероисповеданий и национальностей.
Итак, проследим за мыслетворчеством журналиста, пытающегося убедить своих читателей в коварных замыслах православных, которых автор с оттенком пренебрежения называет "представителями церкви". Так вот, оказывается, православные в Карелии, предупреждает журналист, несмотря на бдительность либеральной прессы, "уже научились находить обходные пути к душам не только школьников, но и их родителей", и что "Основы православной культуры" навязываются детям насильно в обязательном порядке. В качестве примера, естественно, называется все та же Петрозаводская школа N 4.
Ну, во-первых, успокоим взволнованного своим открытием автора: эксперимент по преподаванию культурологического предмета, с которым школа знакомила прямых наследников величайшей мировой культуры - русской, православной, успешно завершен еще три года назад. Во-вторых, да будет известно журналисту, в своей практике школа N 4 не предоставлена сама себе. Ее педагогический коллектив руководствуется международными и российскими законами, а также нормативными актами - Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ, Законом РФ "Об образовании", письмами Минобрнауки, посвященными преподаванию "Основ православной культуры", распоряжениями Министерства образования Карелии и Управления образования администрации города Петрозаводска. Это к слову об "обходных путях".
К тому же экспериментальная деятельность школы постоянно курируется Управлением образования, контролируется всеми вышестоящими над школой инстанциями. Мало того, полтора года назад школа проходила аттестацию, где вопрос преподавания "ОПК" также тщательно изучался комиссией: просматривались все документы, включая экспериментальные учебные программы, мониторинговые исследования, Концепцию школы, Концепцию и планы воспитательной работы ОУ. Никаких нарушений, вроде бы, не обнаружено. Или автору журналистского трезвона этого мало? А может быть, с его точки зрения, православные лучше бы смотрелись за колючей проволокой? Ее-то, пока еще словесную, усиленно плетут некоторые средства массовой информации. И особенно старается сайт "Столица" на Онего".
Гонители "Основ православной культуры" никак не хотят замечать того, что предложенный школам курс является всего лишь культурологическим кружком, а не религиозным, на который никого нельзя "загнать". Дети его могут посещать только тогда, когда их родители напишут заявление на имя директора школы. И причем писать его они должны ежегодно. То есть если родители решат, что их ребенку не обязательно углубляться в данный предмет, то в любой момент они могут отказаться от внеклассного кружка, программа которого рассчитана на 9 лет. То же самое касается экскурсий, внеклассных мероприятий и всего прочего, что касается подробного знакомства ребенка с историческим прошлым своего родного края и его богатейшей культурой.
"Общераспространенные школьные конкурсы и викторины преподаватели наполняют религиозным содержанием", - не унимается автор. Спешим успокоить журналиста, так болезненно реагирующего на все духовное. Конкурс "Святые заступники Руси" проводился, между прочим, на основании приказа Министерства образования Карелии. Иначе и не могло быть, поскольку высокий нравственный подвиг святых - лучший пример для подрастающего поколения. Или журналист предпочитает, чтобы его дети учились на примерах жизни людей типа маньяка Пичужкина? А чем не устраивает автора статьи конкурс "Гренадеры, вперед! Вера. Флот. Отечество. Адмирал Ушаков", призывающий школьников к высокому и благородному, и который проводится общественными организациями? Чем пугает тема общешкольного конкурса "О, дивный остров Валаам"? Тем, что дети узнают, наконец, богатую историю заповедного острова? Или, по мнению автора, школьники Карелии обязаны знать, прежде всего, марки пива отечественных и зарубежных производителей, хорошо разбираться в модных брендах и особенно в вопросах секса? И этого, видимо, по мнению автора, с них довольно! Какая русская культура?! О чем вы говорите? Разве большевики не стерли ее с лица земли? Искореним! Не позволим!
Буквально удручают результаты беглого контент-анализа статьи, автор которой изо всех сил пытается уличить православных во всех крамольных мыслях и действиях, непозволительных для, так называемого, свободного либерального общества. Свобода свободой, словно подчеркивает автор, но православным в таком обществе места нет. Уж больно они журналисту несимпатичны. А поэтому священники у него произносят "полушутливый слоган", "используют современные пиар-технологии в своих целях". Слышатся автору и "возмущенные окрики православного большинства", раздражает "вмешательство церкви в светское образование" и особенно волнует то, что "церковь пытается прислониться к государственному плечу", а тем более "формировать "правильное представление" (?) рассчитывает с помощью государства".
Абсолютно неадекватно переданы в статье и термины, прозвучавшие в выступлениях участников научной конференции, посвященной 780-летию крещения карелов. Вместо слова "философия" автор произвольно употребляет слово "образование", вместо "формирование" - "воспитание", вместо такого понятия, как "реализация концепции", - термин "эксперимент", а вместо "культура" - "вера" и т. д.
Изобилует статья и явными передергиваниями. Вот типичные примеры. "Лучшим показателем такой работы, - пишет журналист, - Валентина Калачева считает то, что дети, изучающие православную культуру в школе, вовлекают в это и своих неверующих родителей". Этот угрожающий вывод о вовлечении взрослых в "криминальное деяние" сделан журналистом из рассказанных на конференции нескольких случаев из школьной практики. Родители поведали учителям, что научились у своих детей правильному поведению в православном храме и узнали о святых, во имя которых построены карельские монастыри.
А вот следующий пассаж в статье: "На вопрос, как же быть с воспитанием чувства патриотизма у приверженцев других религий, - пишет автор, - отец Геннадий (Кузькин. - В. К.) ответил не задумываясь: "Когда мы говорим о патриотизме, мы должны говорить о православии. А всякие муфтии и азербайджанцы сами научатся". Но ведь на самом деле было сказано другое. Священник всего лишь отметил, что представители мусульманского мира имеют свои методы воспитания патриотизма, которые не являются предметом рассмотрения на данной конференции и о которых православные, как следует, не осведомлены. Но в его речи не звучали слова "всякие муфтии". Автор их заложил в текст, как самодельную бомбу. А вдруг рванет!
"Кто-то из участников, - продолжает свои смелые обличения автор, - высказал крамольное предложение поучиться патриотизму у жителей Италии, где католические святые пользуются общенародной любовью и каждый школьник знает названия всех главных храмов страны. Будьте патриотичны! Наши тоже знают, - возмутился отец Геннадий. - А своих святых у католиков нет. Они почитают святых, которые были до того, как католики впали в ересь и отделились от христианской церкви. Это настоящие святые. А все католические святые, которые были признаны таковыми после отделения, не настоящие. Настоящие святые только у нас".
Автор статьи силится слепить из православного священника экстремиста. Хотя ситуация, о которой рассказывает журналист, выглядит совсем не так, как описал ее столь предвзято автор. Преподаватель КГПУ Наталья Николаевна Дубинина, выступая на конференции, рассказала о своем недавнем посещении Италии и заметила, что любой итальянский школьник знает своих католических святых и храмы, построенные в их честь. В отношении древних храмов Рима и Венеции, посвященных святым апостолам, отец Геннадий уточнил: не в честь итальянских святых, а в честь святых, принадлежащих всему христианскому миру. И добавил, что после разделения Церквей, последующие святые католической церкви уже не рассматриваются как православные святые. Но ведь это предмет сугубо богословского разговора, а не разоблачительных инвектив журналиста, буквально требующего при помощи подобных цитат публичной кары для столь уважаемого среди православных верующих священника.
Складывается впечатление, что статья "Православные идут к вам" писалась только с одной целью - очернить и опорочить православных, чтобы разъединить, наконец, Карелию с Православием, а среди верующих разных конфессий посеять смуту.
Валентина Калачева, замдиректора МОУ "ООШ N 4" г. Петрозаводска, внештатный сотрудник НИЛ христианской (православной) педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, кандидат педагогических наук