«Ты людям нес Благую Весть…»

Памяти архимандрита Илариона (Кильганова)

0
1187
Время на чтение 9 минут

 

 

 

 

Как сообщает Петрозаводская и Карельская епархия РПЦ, 16 ноября сего года в Александро-Невском кафедральном соборе Петрозаводска митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил чин отпевания многолетнего духовника Петрозаводской епархии, настоятеля Важеозерского Спасо- Преображенского мужского монастыря, члена Епархиального совета архимандрита Илариона (Кильганова), почившего 14 ноября 2021 года, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, на 76-м году жизни. Перед кончиной отец Иларион сподобился причаститься Святых Таин Тела и Крови Христовых.

Перед началом чина отпевания митрополит Константин произнес слово, посвященное памяти отца Илариона.

В состоявшемся затем богослужении участвовали многочисленное духовенство Карельской митрополии. В соборе молились многочисленные верующие, прибывшие из разных городов России. Тело отца Илариона было обнесено вокруг собора, после чего его доставили в родную обитель в Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Архимандрит Иларион (Кильганов) был погребен на территории Важеозерского монастыря за алтарем храма в честь Преображения Господня.

***

Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин обратился к духовенству и монашествующим Петрозаводской епархии с просьбой совершения особой молитвы о новопреставленном архимандрите Иларионе (Кильганове). «Как известно, молитвенное поминовение усопшего особенно важно в течение сорока дней со времени его преставления. Поэтому полагаю необходимым и призываю клир и монашествующих присоединять к ежедневному молитвенному правилу дополнительно прибавлять прошения об упокоении новопреставленного архимандрита Илариона.

Помимо сугубой, частной молитвы благословляется в храмах и монастырях Петрозаводской епархии до сорокового дня со времени преставления за каждой Божественной литургией совершать заупокойные ектении о новопреставленном. По окончании Божественной литургии в воскресные дни, а в многоклирных приходах — после каждой Божественной литургии, совершаемой на протяжении седмицы, благословляется совершение панихид по новопреставленному архимандриту Илариону. По окончании вечерних богослужений (после завершения 1-го часа) - заупокойную литию по почившему. Душа его во благих да водворится и память его в род и род!», - говорится в обращении владыки Константина.

 

 

***

 

 

 

БЫТЬ!

 

С чего сказочнице начать? Со сказки, понятно.

 

СКАЗКА РЫБКИ О РЫБАКЕ

К именинам о.Илариона (3 ноября 2021 года)

Как закинул батюшка свой невод в людское море,

Славный рыбарь утрудившийся до седин,

Вынул он железный жернов да с пуд ядрёного горя,

Зацепил и с вечной мерзлоты пару льдин.

 

Тяжело тянуть, когда один в бурном море воин,

Рыбаки — они вообще краснокнижный вид…

Каждый камушек из пуда горького обмолот-отмолен,

Так что сердце неустанное недужит-болит.

 

Брызги звёзд уже почили на небосклоне,

Слов безмолвие осело солью на сжатых сухих губах…

Богородица неслышно сошла с родной неотмирной иконы,

Ношу неподъемную облегчить, бурю утишить на водах.

 

Море зашуршало бумагой, встал жернов от перегрева,

Утренняя синь разлилась средь волн да прибрежных льдин.

Батюшка глядит на море и чистит себе свой невод,

Чтобы в Небо его закинуть… Аминь.

 

 

Это у меня вдруг вырвалось, когда на мобильнике загорелось: «Он в больнице!!! Он умирает!!! Молитесь!!!» Телефон плавился от сообщений, прилетавших с просторов Карелии ежеминутно. Да. Не каждый день у духовника епархии и игумена самого большого в той епархии монастыря плохо с сердцем бывает. Но дело не в этом. Просто отец Иларион — это как глыба, которая априори рухнуть не может. Иначе солнце не взойдёт. Мир станет. Небо упадёт на землю. Реки повернут вспять. Да и вообще, все 73 тысячи местных водоёмов высохнут. И… не знаю, что ещё. В сознании людей, похоже, запечатлены именно такие неутешительные сценарии. Потому что… поди найди такого второго.

Какого «такого»? Об этом очень сложно говорить. И даже не знаю, возможно ли в принципе. Поэтому всё, что дальше — это так, вынужденная спонтанность, не более. Ну, вот есть монастырь, должен быть и игумен, не так ли? А как это изобразить — большой вопрос… Ведь чему нас грабли учат всю дорогу? Святость — это совсем не то, чего ожидают люди… «Свыше-ятость» — категория небесная, со скрипом и скрежетом переводимая на язык земной. И вот даже сейчас кто-то читает эти строки, и у него в голове умилительность, безгрешность, мерные хождения средь берёзок с чётками, изречения, которые осядут в веках золотой пылью на книжных полках, ахи-вздохи и прочая благостность. У кого жизненный опыт потравматичнее, сердце пожестче, ум посуше, тот хмыкнет: да ладно, это не про нас ни разу, что-то из «патериков-материков»…

А мне чего-то всю жизнь казалось, что святость — это нечто для человека естественное, соединённое со сверхъестественным. Просто мы противоестественно живём. И когда лоб в лоб с ней сталкиваемся, то в ступор впадаем, в этот… как его… когнитивный диссонанс. А чтобы найти такого, который бы к ней стремился и от самого слова, как ошпаренный, не отскакивал… Хотя, помнится, в книге «Святое Евангелие от Матфея с толкованием Святых Отцов» в комментариях на Мф., 5:42-48 есть такое замечание: «Итак будьте, — говорит Господь, — совершенны, будьте так же святы, праведны и любвеобильны, как совершен Отец ваш Небесный. Недостижимо это для человека, но в каждом человеке есть образ Божий, и каждый должен по мере сил своих, при помощи благодати Божией, очищать его, приближаться к Богу и уподобляться Ему. «Конечно, — говорит святитель Филарет, митрополит Московский, — ты не можешь засветить другое солнце для мира, но ты можешь засветить свет спасительной истины в уме неверующего, ты можешь зажечь искру любви к добру в сердце жестоком; и вот ты — подражатель Богу, не только сияющему солнцем на видимый мир, но и просвещающему души светом духовным. Не дано тебе свести с неба дождь и оросить поля праведных и неправедных, но ты можешь оросить слезой сострадательной любви иссохшее от скорби сердце невинного страдальца, или сжигаемое раскаянием сердце грешника; и вот ты — подражатель Богу, Который посылает дождь на праведных и неправедных». Вот это «каждый, каждый, каждый…» звучит вполне себе адекватно. Не из марсианской жизни. Другое дело, что встречается оно редко. И не всегда потому, что этого мало. Иногда просто смотрим невнимательно, бегло, да ещё и через призму стереотипов и самости своей. «Я великий умывальник, знаменитый Мойдодыр! Чего я не знаю? Чему мне удивляться под солнцем?..» А жизнь тем временем мимо течёт, поблескивая малопрезентабельными отцами Иларионами из отдалённой дивьей дремучести.

Наверное, раз двадцать меня за уши тянули «с живым старцем поговорить». Типа «он всё знает, всё расскажет, покажет, предречёт». Не пользовалась случаями. Всё спрашивала себя: почему? Потом поняла такую штуку. О чём говорить? О спасении, понятно. Не о болезнях, книжках, детях, временах, нравах, — это либо молитвой решается, либо бессмысленно. Что нужно для спасения? Смириться. Господь Сам говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). И здесь как раз тот случай, когда слов не надо. Правда. Смотришь — и надолго хватает. Мы в Важеозерском были сто пятьдесят раз, когда там служил о. Иларион. И сложилось просто железобетонное ощущение, что даже если он выйдет и будет молча стоять, это не менее назидательно, чем то, что он произносит, допустим, на проповедях. Или по жизни. Как в известной байке, когда свет в посёлке отрубили, и какой-то дядя возмущался: вот! безобразие! света нет! что ты будешь делать?! нет света! Отец архимандрит слушал-слушал, а потом сказал: «Вы, наверное, имели в виду, что у нас электричества нет. Свет-то всегда с нами…»

И ещё в связи с этим, вспоминается святитель Феофан Затворник, который писал: «Только дух ревности, преходящий меру, колет глаза и производит разлад и разделение. Такой дух никак не может удержаться, чтобы не поучить и не обличить. А тот заботится лишь о том, чтобы себя да семью свою устроить по-христиански, в дела же других вмешиваться не считает позволительным, говоря в себе: «Кто меня поставил судьею?» Такой тихостью он располагает к себе всех и внушает уважение к тем порядкам, которых держится. Всеуказчик же и себя делает нелюбимым, и на добрые порядки, которых держится, наводит неодобрение. Смирение в таких случаях нужно, христианское смирение». Ну т. е. тихо всё, без демонстраций, но при этом наглядно и доходчиво.

Плюс один нюанс. Может, он мало значим на фоне библейских изречений и святоотеческих изысканий, но мне в ум врезался. Есть такая известная человеческая дилемма — «быть или казаться?» Так вот первое, что приходит в голову, когда видишь о. Илариона, — он эту дилемму раз и навсегда решил в сторону «быть». А это очень тяжело — каждую минуту оставаться подлинным, не уклоняясь в сторону сладких иллюзий в отношении себя, мира, людей и Господа. Видеть всё это в Свете Божием. Это крест… Не Гамлет унылый «быть? иль не быть?», а Via Dolorosa, куда б ни шёл…

В общем, отбулькала рыбка. Как умела. Т. е. никак вообще. Потому что у нас, у рыб, слова не в чести. Всё больше тишина, взгляды, намёки да рефлексы с рефлексиями. Аминь. И быть! Рыбаку.

Валентина Калачёва

 

***

 

Памяти архимандрита Илариона (Кильганова)

 

Пусть скажут мне: «Он был» – ты есть!

Ты есть и будешь вечно с нами!

Ты людям нёс Христа, как знамя,

Ты людям нёс Благую Весть.

 

Ты стал нам всем отцом родным –

Не по названию, по сути.

Побыв с тобой две-три минуты,

Никто не уходил пустым.

 

Молчал, молился в тишине…

Откуда это всё берётся:

Глаза – два Боговых колодца

И неотмирность в каждом дне?!

 

Холодный ветер ноября

Студит дождями. Сердцу больно.

Мы часто, вольно и невольно,

Грехами ранили тебя.

 

Не сберегли… Да ты и сам,

О бренной плоти забывая,

Торил свой узкий путь до рая

Молитвой чистой к небесам.

 

Прощай, наш пастырь дорогой!

Ты к Богу шёл, к Нему стремился.

Ты со Христом соединился

И во Христе обрёл покой.

Ольга Гусева

***

 

Архимандрит Иларион (в миру Григорий Максимович Кильганов) родился 3 июля 1946 г. в Ленинграде в семье рабочего. Крещен в младенчестве в Книзь-Владимирском соборе г. Ленинграда. По окончании средней школы и технического училища с 1963 г. работал на Ленинградском заводе «Ленполиграфмаш». С 1965 по 1968 гг. проходил срочную службу в рядах Советской Армии, затем продолжил работу на заводе по специальности электромонтер.

С декабря 1982 г. по апрель 1983 г. исполнял послушание чтеца в Воскресенском храме г. Нарвы.

15 мая 1988 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры был рукоположен во диакона, 28 мая — в сан пресвитера.

С 20 июля 1988 г. по 1 августа 1995 г. исполнял послушание настоятеля Никольской церкви г. Сегежа Олонецкой епархии. С 1 августа 1995 г. — настоятель Спасо-Преображенского храма Важеозерского монастыря.

3 ноября 1995 г. епископом Петрозаводским и Олонецким Мануилом в Крестовоздвиженском кафедральном соборе г. Петрозаводска пострижен в монашество. В 1998 г. возведен в сан игумена.

С 2000 г. нес послушание духовника Петрозаводской епархии. Решением Священного Синода от 7 мая 2003 года (журнал № 20) назначен наместником (с 2011 года игуменом) Важеозерского Спасо-Преображенского мужского монастыря. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 22 апреля 2014 г. возведен в сан архимандрита.

С 27 декабря 2016 г. — член Епархиального совета Петрозаводской епархии. С 16 мая 2018 г. — начальник (настоятель) Успенского подворья Важеозерского монастыря в Санкт-Петербурге.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 31 марта 2020 г. удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Иже Херувимы». 13 февраля 2020 г. по случаю 500-летнего юбилея Важеозерской обители награжден почетным знаком главы Республики Карелия «За вклад в развитие Республики Карелия».

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентина Калачева
Поставить памятник священнику и учителю...
В Петрозаводске прошла VII-я Региональная педагогическая научно-практическая конференция "Ушаковские чтения"
30.03.2009
Рабы немы?
24.10.2007
Все статьи Валентина Калачева
Ольга Васильевна Гусева
Дни золотого Успения...
Приношение к празднику
27.08.2024
Ганина Яма
Царственным страстотерпцам
16.07.2024
Посвящение прекрасной эпохе
225-летний юбилей великого поэта А.С.Пушкина
07.06.2024
Все статьи Ольга Васильевна Гусева
Последние комментарии
О здравом смысле бытия
Новый комментарий от Игорь Бондарев
21.12.2024 16:09
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от АБС
21.12.2024 16:08
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от учитель
21.12.2024 16:00
У них всё возможно
Новый комментарий от Александр Волков
21.12.2024 15:51
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
21.12.2024 14:27
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от kuzanez
21.12.2024 14:27