Протоиерей Сергий Бельков: "Делай, как я"

Доклад на секции "Профилактика злоупотребления наркотиков среди молодежи" на XIV Международных Рождественских образовательных чтениях

Новости Москвы  Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
223
Время на чтение 10 минут
Заседание секции "Профилактика злоупотребления наркотиков среди молодежи" в рамках XIV Рождественских образовательных чтений. Москва. 2 февраля 2006 г
Заседание секции "Профилактика злоупотребления наркотиков среди молодежи" в рамках XIV Рождественских образовательных чтений. Москва. 2 февраля 2006 г
Когда мы говорим о проблеме противодействия наркомании и алкоголизму, то должны четко понимать, что алкоголизация и наркотизация распространяется в том обществе, в котором утрачиваются духовно-нравственные ориентиры и высший смысл человеческого существования, когда исчезает понятие греха и насаждается культ примитивных "наслаждений". В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" говорится: "Основная причина бегства многих наших современников в область алкогольных или наркотических иллюзий - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров... Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов". И верно: чем бы человека ни развлекала цивилизация, отсутствие духовно-нравственного миропонимания непременно приведет к духовному кризису, к целому комплексу психических и физических расстройств личности. Именно на устранение этих причин и направлена деятельность нашего Отдела.

Опыт показал, что следование традициям Русской Православной Церкви в профилактике и реабилитации наркомании и алкоголизма в нашей стране методологически наиболее обосновано, чем западные методики, которые у нас настойчиво внедряют, так как Православие ближе нашему менталитету и более успешно проявляет себя на уровне генетической памяти. Потому-то именно православный опыт противодействия наркомании и алкоголизму наиболее плодотворен в нашей стране. Пример тому - церковный опыт в Северо-Западном федеральном округа (СЗФО). Он был изучен Окружной антинаркотической комиссией при Полномочном представителе Президента, и было принято решение: "Признать высокую эффективность работы, проводимой Санкт-Петербургской и другими епархиями, находящимися в пределах Северо-Западного федерального округа, по реабилитации и постреабилитации нарко- и алкоголезависимых и рекомендовать накопленный опыт к распространению". Кроме того, от Полномочного представителя Президента было обращение к правящему архиерею с просьбой о создании Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму в Санкт-Петербургской епархии. Такой Отдел был создан 1 октября 2003 года.

Создание Отдела в нашей епархии имело, как мы и ожидали, положительное значение в активизации церковной антинаркотической и антиалкогольной работе не только в епархиях, соседствующих с нами, но и других епархиях Русской Православной Церкви. К нам приезжают с Украины, из Белоруссии, Эстонии, Казахстана и других регионов. Мы оказываем консультативную, методологическую, информационную и иную помощь, которая лежит в пределах нашей компетенции и возможностей. По аналогии с нашим Отделом были созданы отделы в других епархиях.

При Отделе по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии действует несколько структурных подразделений. Важную задачу по реабилитации наркозависимых выполняет епархиальный реабилитационный центр "Саперное", который начал свою работу в 1996 году при приходе храма Коневской иконы Божией Матери на Карельском перешейке. В основном здесь проходит реабилитацию молодежь в возрасте от 18 до 32 лет.

Основа комплексной духовной, психологической и педагогической реабилитации лежит в восстановлении духовных ценностей, изменения мировоззрения, переосмысления прошедшего жизненного этапа, в воспитании реабилитантов на основе традиционных для России культурных ценностей, нормализации психологического состояния зависимых от наркотиков людей. Принципы, применяемые при душепопечении наркозависимых в нашем центре, строятся с учетом психологии, физиологии, аскетики и других важных дисциплин. Одновременно с духовной, психологической и педагогической проводится и социально-трудовая реабилитация, которая заключается в обязательном несении трудового послушания, развитии у подопечных трудолюбия и приобретение навыков дальнейшей трудовой деятельности в обществе.

Организация реабилитационной среды в епархиальном реабилитационном центре "Саперное" строится по образу правильной большой многодетной семьи, братства или общины монастырского типа. Во главе семьи находится священник, являющийся "строгим и любящим отцом", который определяет план работы, контроль за выполнением и качеством работы, понимающий чувства реабилитантов, помогающий разбираться в духовных и житейских вопросах. Образ женщины-матери несет матушка (жена священника). Она также общается с реабилитантами, показывает пример в работе (на поле, огороде, домашнем хозяйстве), помогает им советом в семейных делах и общении с родителями, оделяет теплой материнской заботой. Помощь священнику оказывают несколько волонтеров (ребят, которые прошли реабилитацию в центре и имеют стойкую ремиссию от 3 до 5 лет). Их задача - быть примером для реабилитантов, научить их жить по принципу "делай, как я". Следующим звеном идет костяк группы - "старшие дети" - это ребята, которые живут на приходе 3-4 и более месяцев, знающие порядки, дисциплину, которым доверяют. Они помогают адаптироваться вновь поступившим и служат им примером. Среди них выбираются старшие по работам, по быту и т.п. Новые ребята - "младшие братья" - входят в общину по одному. Жизнь строится вокруг богослужения и церковных таинств.

Дважды в неделю в центре "Саперное" проводятся занятия в Воскресной школе. Кроме того, каждую неделю проходит показ видеофильмов с последующим их обсуждением, так называемый "кинолекторий". Во время обсуждения специально подобранных фильмов происходит осмысление и эмоциональное прочувствование важнейших человеческих жизненных задач и путей их решения. Для наркозависимых просмотр фильмов и их обсуждение в группе является весьма эффективным терапевтическим приемом.

Очень важным инструментом в помощи вторичной профилактики наркозависимых является институт обетов трезвости. Однако пользоваться им нужно очень осторожно. На основе дореволюционного и собственного опыта нами установлено, что обет должен принимать священник с учетом личностных особенностей и степени воцерковленности желающего дать его. Очень важно объяснить, что обет трезвости дается Богу, а не священнику, и то, что нарушение его является сугубым грехом. Первоначальный срок обета должен быть небольшим: 3-6 месяцев. Выдержавшие этот срок могут давать обет трезвости на более длительное время. Обет в основном дается на отказ алкоголя, так как его употребление, как правило, провоцирует наркозависимых на возврат к употреблению наркотиков. Если кто желает дать обет на неупотребление наркотиков, срок может быть только один - на всю жизнь.

В основание всего проекта реабилитации в "Саперном" изначально заложена любовь, доверие, желание помочь реабилитанту встать на правильный путь. Создание структуры реабилитации, основанной на образе правильной семьи, ведет к дальнейшему формированию у реабилитанта должного отношения к родителям, осмыслению цели семейной жизни, учит, каким должно быть воспитание детей. Устроение жизни на приходе с одной стороны просто, а с другой требует, если хотите, подвига. Человеку нелегко очиститься от страстей, но ведь очищение человека - это не только отрицание старого, но и приобретение нового, что требует также немало усилий.

В отличие от большинства светских центров реабилитации мы убеждаем воспитанников, что не только наркотики, но все, что негативно влияет на сознание и мешает человеку критически оценивать ситуацию, вредно для их физического, психического и духовного здоровья, поэтому категорически неприемлемо для них. Мы имеем ввиду не только наркотики, но и некоторые виды лекарственных препаратов, алкоголь, табакокурение, а также рок-музыку и религиозные учения деструктивных сект. Кроме этого, мы стараемся показать, что сущность различных страстей, их природа совершенно одинакова, будь то наркомания, игромания или компьютерная зависимость и поэтому одинаково опасна.

Очень важно, чтобы попавшие в зависимость (одержимые страстью) поняли, что за понятием "зависимость" стоит не просто дурная привычка, вызвавшая болезнь, а в реальности существующий инфернальный (адский, демонический) мир, которому противостоять только лишь человеческими усилиями (будь то медицинская или психологическая помощь, и даже их совокупность) без веры в Бога малоуспешно.

Нужно отметить, что реабилитационный центр "Саперное" в нашей епархии не единственный. Имеют те или иные особенности, но осуществляют реабилитацию на основе православного вероучения: братство преп. Серафима Вырицкого, скит при храме "Неупиваемая Чаша" в Покрово-Тервеническом монастыре и другие монастыри.

Подготовку наркозависимых ребят к реабилитации в "Саперном" и других центрах осуществляет епархиальный реабилитационный центр "Воскресение", расположенный на территории Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Там же работает "Школа родителей" и оказывается постреабилитационная поддержка нашим подопечным. Центр "Воскресение" действует с 2002 года.

В нашей работе мы исходим из представления о том, что одним из важнейших составляющих вторичной профилактики наркомании является работа с родителями. Практика убедительно свидетельствует о том, что у наркозависимых людей, чьи семьи были вовлечены в реабилитационный процесс, срывы происходят значительно реже, чем у реабилитантов, чьи родители уклонялись от программ поддержки родителей. Иными словами, о того насколько успешно строится работа с родителями, зависит, какой станет семья для выздоравливающего наркомана - провоцирующей наркотическое поведение или предохраняющей от наркотизации.

С октября 2004 года в Митрополичьем корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при епархиальном Отделе по противодействию наркомании и алкоголизму открылась Школа трезвения. В ней на специальных курсах оказывается помощь людям, желающим преодолеть алкогольную или табачную зависимость. Также здесь осуществляется психологическая поддержка родным и близким зависимых людей. Большинство преподавателей нашей Школы трезвения имеют многолетний опыт трезвенной работы в приходах Санкт-Петербургской епархии.

С нашей точки зрения опыт работы с семьями наркоманов и самими наркоманами не должен автоматически переноситься на работу с семьями алкоголиков и ими самими, несмотря на то, что в проявлениях этих двух духовно-нравственных болезней существуют общие черты. Именно потому система реабилитации алкоголезависимых людей в Школе трезвения значительно отличается от системы реабилитации в центре "Воскресение".

В Школе трезвения курс по преодолению алкогольной и табачной зависимостей проводится в два этапа. Первый этап курса - подготовительный. Он состоит из нескольких занятий или индивидуальных консультаций. На этом первом, весьма важном этапе преодоления алкогольно-табачной зависимости, наши слушатели получают знания о природе зависимостей, об эффективных способах исцеления, приобретают необходимые сведения для начала трезвой жизни. Человеку предлагается разобраться в том, насколько сильно его стремление измениться, стать лучше. На подготовительный курс принимаются только зависимые люди, а их близкие приглашаются в Школу трезвения на второй, основной этап курса.

На основном курсе слушатели смогут познакомиться с теми, кто уже долгий период ведет трезвый образ жизни. Здесь проходят интересные встречи со священниками, врачами, писателями, общественными деятелями. Цель основного курса - закрепить установку на трезвый образ жизни. Нашим слушателям и их близким мы рекомендуем посещать встречи основного курса хотя бы в течение полугода. Встречи проходят вечером один раз в неделю.

Подавляющее большинство слушателей Школы после завершения цикла занятий ведут трезвую жизнь, сознательно отказавшись от саморазрушения организма алкоголем и табачным дымом. Залог успеха слушателей Школы трезвения состоит в том, что они избрали высокие духовно-нравственные жизненные цели. А эти цели, в свою очередь, вытащили их из привычной обыденности, поскольку наши трезвомыслящие подопечные прилагали усилия и упорство к изменению себя.

Еще одно направление деятельности Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии - профилактика наркомании, алкоголизма и табачной зависимости. Основная цель профилактики - насколько возможно снизить спрос на наркотики, алкоголь и сигареты. В плане профилактической деятельности наш Отдел издает книги, буклеты, плакаты, видеофильмы, аудиокассеты. Нами выпускается альманах "Теория и практика противодействия наркомании и алкоголизму". Сотрудниками Отдела постоянно проводятся обучающие семинары и круглые столы. Мы являемся обязательными участниками всех форумов, в т. ч. международных, касающихся проблем наркомании и алкоголизма.

Отдельная задача нашей профилактической деятельности - это совместная работа с Миссионерским отделом по разъяснению опасности обращения за помощью в сектантские организации, которые, используя западную финансовую и политическую поддержку, расплодились, как поганки по всей России. Особенно вызывает тревогу наступательность такого вредного и духовно опасного сообщества, как "Анонимные алкоголики" и "Анонимные наркоманы" (АА/АН), которые сумели внедриться не только в светские реабилитационные учреждения, но даже в некоторые православные монастыри, в том числе и здесь, в Москве.

Стоит затронуть, прежде всего, вопрос, о том, что в программной литературе АА/АН особо подчеркивается духовный, но не религиозный характер "12 шагов". При этом понятие "духовность" не расшифровывается, оставляя полную свободу для каких угодно истолкований самими членами АА/АН. На практике это приводит к подверженности членов АА/АН влиянию со стороны любых религиозных, философских, псевдо-религиозных и оккультных систем, которые в том или ином контексте употребляют слово "духовность".

Наркозависимые и алкоголезависимые люди, конечно же, нуждаются в духовной поддержке и ищут ее, но "духовность" программы "12 шагов" настолько неопределенна и расходится с традициями Русской Православной Церкви, что люди, попавшие в лукавые программы АА/АН, рискуют навсегда потерять связь с духовными и культурными традициями своего народа.

Принципиальным различием в православном представлении и положениях программы АА/АН является, например, то, что алкоголизм в понимании АА/АН - такая же болезнь, как диабет, и ответственности за эту болезнь алкоголезависимый почти не несет. Православное же вероучение утверждает, что любая зависимость - изначально грех, а уже потом болезнь. Апостол Иаков пишет: "Похоть (то есть, пожелание, страсть - авт.) же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть" (Иак.: 1; 15).

В последнем номере альманаха "Теория и практика противодействия наркомании и алкоголизму" мы предложили некоторые выводы о личностных особенностях "анонимных" алкоголиков и наркоманов. Позвольте процитировать:

"1. В результате отождествления с программой у участников движения происходит не возвращение в сообщество независимых людей, а формируется принадлежность к особой группе "анонимных" алкоголиков или наркоманов, что приводит к укреплению чувства собственной исключительности, вплоть до ощущения превосходства над людьми, не имеющими отношения к программе "12 шагов".

2. У участников движения формируется уверенность в том, что без программы невозможно выздоравливать и сохранять трезвость, что стимулирует страх потери 12-шаговой группы, способствует выработке психологической зависимости от программы.

3. С течением времени у членов движения АА/АН снижается способность к критическому осмыслению всего, что так или иначе связано с программой, мышление становится стереотипным и категоричным.

4. Возникает несоответствие декларируемого и реального поведения, которое зачастую становится манипулятивным, и при этом оправдывается с помощью словесной эквилибристики программными положениями.

5. Усугубляется беззащитность "анонимных" алкоголиков и наркоманов перед влиянием любых, в том числе явно деструктивных "духовных" учений и систем. Не осознается внутренняя противоречивость их собственного мировоззрения.

К сожалению, в специальной литературе, посвященной проблемам зависимости, до сих пор уделяется недостаточное внимание критическому анализу программы "12 шагов" и ее влиянию на "анонимных наркоманов" и "анонимных алкоголиков". Очевидно, что кроме трезвости, которая является основной целью программы, участники приобретают такие психологические качества, которые не могут оцениваться как положительные".

В заключение своего выступления мне хотелось бы подчеркнуть, что в Русской Православной Церкви имеется богатейший опыт в деле противодействия наркомании и алкоголизму. Во многих епархиях успешно действуют десятки православных обществ трезвости и реабилитационных центров. Нам нужно больше обмениваться православным опытом помощи наркозависимым и алкоголезависимым людям, перенимать наиболее удачное в работе своих коллег. Я думаю, что у многих участников этой конференции уже сложилось твердое убеждение в том, что, имея чистый источник православной веры, незачем пользоваться духовно и психологически нездоровыми идеями любых сект и псевдо-религиозных систем.
Протоиерей Сергий Бельков, руководитель Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму СПб епархии
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Сергий Бельков
Победа в СВО поможет преодолеть проблему алкоголизации
Впервые за десять лет зафиксирован рост количества людей с диагнозом «алкогольная зависимость»
16.01.2024
Народ чувствует себя в безопасности
О причинах возросшего доверия к полиции
10.11.2023
Помогут ли «трезвый октябрь» и «сухой январь» в борьбе с алкоголизмом?
Самая надёжная профилактика – церковный образ жизни
11.01.2023
Нужны ли России медвытрезвители?
Глава МВД России Владимир Колокольцев заявил о необходимости расширять их сеть в регионах
16.11.2022
«Правильный образ жизни – трезвость ума и души»
О мерах профилактики алкоголизации населения
10.09.2022
Все статьи Протоиерей Сергий Бельков
Новости Москвы
Все статьи темы
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Готовим законопроект о серьёзном увеличении наказания за продажу вейпов несовершеннолетним
23.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
«Получили помощь тысячи воспитанников и члены их семей»
Центр помощи наркозависимым «Обитель исцеления» отмечает 28-ю годовщину
12.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 13:44
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 13:26
Власти Эстонии отказали в виде на жительство митрополиту Евгению
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 12:48
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 12:39
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
23.04.2024 10:43