Ответ Полине Жеребцовой, человеку и бипатриду

Бывший СССР 
0
2318
Время на чтение 7 минут
Яростно стучать по клавиатуре в Рождественские каникулы меня заставил опус некоей Полины Жеребцовой, с пафосом и в красках укоряющей М.Б.Ходорковского за его позицию по Северному Кавказу. Прочитал я сей крик души почти неделю назад, вчера же наткнулся вновь – и в свете волгоградских терактов отрефлексировал особенно остро.

Грани.ру вообще представляют собой заповедник непуганой, махровой и образцовой русофобии с отчетливо выраженным этносоциальным габитусом – тут тебе и Валерия Ильинична, и Мильштейн с Рубинштейном, и Подрабинек с Ихловым (этот настолько упоролся, что попал, похоже, в немилость даже у всеядной граненой редакции; его тезис «отрицание ценностей Просвещения есть нацизм» наверняка заставил бы удивленно вскинуть брови таких известных нацистов, как Берк, де Местр и Победоносцев). Очерк Жеребцовой, однако, отличает определенная для данного ресурса оригинальность: во-первых, автор русская (мои комментаторы в ЖЖ, изучив автобиографию Полины, подсказали, что бабушка у неё еврейка, дедушка чеченец, а сама она считает себя «гражданкой мира», так что недоумение ожидаемо оказалось снятым), во-вторых, жанр произведения не традиционная теоретическая русофобия (ну какие весомые претензии к русским у того же Ихлова, кроме самого – бесспорно, возмутительного – факта их существования? Отказались сыграть Хава Нагилу в ресторане Матрешка?), но, скорее, русофобия сопричастия.

Жеребцова, проживающая ныне в Финляндии, но родившаяся в Грозном, стала свидетельницей обеих чеченских кампаний. Пишет она о своих впечатлениях остро, живо, главное – правдиво. Вот только правдивость эта заставляет вспомнить старый анекдот.

Жил-был одноглазый король. Однажды он объявил конкурс на лучший портрет себя любимого. Один художник нарисовал монарха таким, какой он есть, без глаза, и был казнен за очернение. Так умер реализм. Второй художник изобразил короля без увечья – и был казнен за ложь. Так умер романтизм. Третий же художник, недолго думая, нарисовал капризулю в профиль, с той стороны, где глаз присутствовал – и был щедро награжден. Так родился соцреализм.

Вот и госпожа Жеребцова пишет в жанре по-человечески понятного, но от этого не менее вульгарного соцреализма, сводя весь ужас и боль чеченских войн к временным рамкам непосредственно военных операций, и пространственным – своего дома, максимум квартала. Цитирую: «В нашем доме из 48 квартир 10 было чеченских, остальные - русские, армянские, цыганские, азербайджанские, ингушские, еврейские, польские... Мы жили дружно, пока не началась война. Война смела все: жизни, дружбу, любовь. Она уничтожила все». Пронзительно, да? Вот только любые процессы в низовых ячейках общества так или иначе, но воспроизводят жизнь общества и государства в целом.

Русско-еврейско-ингушские дома жили дружно, пока существовало крепкое государство с кривой, худой, слепой, местами идиотской, но хотя бы осмысленной национальной политикой. После распада СССР везде, где было тонко, немедленно порвалось – и к моменту, обозначенному Полиной как «началась война», русских в Чечне уже почти четыре года резали с упоением и завидной целеустремленностью. В Грозном, действительно, было чуть спокойнее, чем на вайнахской периферии, оставались маленькие островки межнациональной гармонии – но именно «чуть» и «островки». Факт геноцида русских в Чечне признан множеством государственных чиновников, включая бывшего тогда посмелее президента Путина, его конфидента Говорухина, вице-премьера Рогозина и даже одиозного автора экстравагантных этнических концепций академика Тишкова. Но потоки русской крови Полина Жеребцова почему-то не заметила, она заметила и оплакала лишь печальный финал своего польско-цыганского Калабуховского дома.

В статье красочно описываются ужасы той войны: «В августе 1996 года в подъезд нашего дома залетели снаряды с российского поста: соседей разорвало на куски. Мне было уже одиннадцать.

Я вышла в свой родной подъезд, и мои ноги по щиколотку утонули в крови. Кровь стекала со стен и с потолка, а рядом кричали в жутких мучениях выжившие соседи… А 21 октября 1999 года на рынок Грозного «прилетела» ракета. Днем, когда там толпились тысячи людей.

Как потом было объявлено, «это был рынок террористов», с которыми боролись захватчики… Когда на грозненский рынок прилетела ракета, я находилась в трех кварталах от места ее падения. Я увидела огонь от земли до неба, а потом услышала оглушительный взрыв. В моих ногах оказалось 16 осколков. А что стало с людьми, которые были ближе к ракете? Оторванные руки, ноги, головы, тела, превращенные в пыль».

Страшные картины. Вот только они присущи любому военному конфликту с той поры, когда войны превратились из «спорта королей» в столкновение массовых армий, вовлекающее в свою воронку практически все население противоборствующих стран. Человек, решивший во фронтовом городе посетить такое публичное место, как рынок, должен отдавать себе в отчет в возможных последствиях этого шага (особям с синдромом «бабицкий масюк головного мозга», возжелавшим использовать этот аргумент как оправдание взрывов жилых домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске в 1999 году, рекомендую почитать международное право войны, в частности, погуглить понятия «комбатант» и «неконвенциональный противник»). Человек, четыре года (тем более – девять лет) живущий на территории, где сотнями тысяч мучают и убивают его соплеменников, но предпочитающий замечать не это, а печальный крах польско-азербайджанской дружбы, никому ничего не должен, но, очевидно, не совсем адекватен, как неадекватен слепец, считающий себя зрячим. Чу! Слышу возмущенные голоса: «этим несчастным людям просто было некуда бежать». Расскажите это грешникам, томящимся в Аду и готовым по капле в день вычерпывать мировой океан, лишь бы получить крохотную надежду на спасение. Чечня 90-х была стопроцентным, несомненным, настоящим Адом для русских. Я лично знаю людей, бросавших свои комфортабельные квартиры в Грозном и бежавших в Россию на голое место, обустраивая жизнь буквально через случайных попутчиков по купе. Семья Полины предпочла остаться на родном пепелище – последствия этого мы сейчас читаем на электронных страницах Граней. Дедушка Полины, участник ВОВ, погиб в больнице во время обстрела. Чудовищная ухмылка судьбы. Вот только…Татьяна Лиознова, режиссер культовых «Семнадцати мгновений весны», рассказала как-то основную причину «открытого финала» своего фильма – Штирлиц, вернувшись в Берлин, погибает, то ли в подвалах гестапо, то ли под советскими бомбами (а его радист Эрвин погиб во время бомбардировки совершенно явно). Это Война. В обоих случаях – Война, начатая не нами.

Наконец, смысловая кульминация жеребцовской эпистолы – декларирование отказа от позорного рабского клейма под названием «российское гражданство». Как понятно из контекста, она при этом останется гражданкой Финляндии. Вот только … знаете ли Вы, Полина, что-нибудь про кровавую резню русских, не имевших никакого отношения к большевикам, случившуюся в апреле 1918 года в Выборге и вызвавшую возмущение как в красном, так и в белом лагере? Об уничтожении финскими диверсантами советского военного госпиталя в Петровском Яме в феврале 1942 года (финны утверждают, что он пострадал случайно, но сам факт случившегося не отрицают)? О том, что при финны при любой власти и в любые времена были весьма воинственным народом, достаточно вспомнить их рейтарские полки в составе шведской армии под Полтавой (о том сражении недурно написал в одноименной поэме один кудрявый господинчик, ныне поднимаемый на знамена многонациональности по причине мирного сосуществования в доме его предков русских и эфиопских семей). Может, имеет смысл отказаться и от финского гражданства и успокоиться сердцем в стране, никогда не воевавшей и не подавлявшей сепаратистские мятежи на своей территории? Незадача, однако – таких стран не существует. Пора искать другой глобус.

Повторю еще раз – Полина Жеребцова пишет правду. Правду человека, нечаянно или злонамеренно описывающего даже не верхушку, а микроскопический фрагмент айсберга (цыгане и ингуши жили мирно, ни с того ни с сего пришли злые федералы и все испортили, мы делили апельсин, много наших полегло). Отколов махонький кусочек льдины, она кидает холодным, режущим крошевом не в отошедших уже к праотцам Ельцина и Грачева, даже не в объявленного формальной мишенью Ходорковского, а в нас, ныне живущих русских людей, для каждого из которых Северный Кавказ это острая актуальная проблема, более того – возможная причина увечья или гибели. Никто не может похвастаться, что он «в домике», ибо любой домик может взлететь на воздух, как волгоградский вокзал. А Вы, Полина, кидайтесь сколько угодно, если Вам это так нравится. Пытайтесь побольнее попасть ледышкой в простого русского человека, беззащитного перед лицом нашпигованных тротилом шахидов и их добровольных защитников. Вот только странно, что Вы, не понаслышке знакомая с реалиями войны, забыли о таком понятии, как «рикошет». А Русский Рикошет, как и Русский Бунт, беспощаден, хотя бессмысленным его отнюдь не назовешь.

PS: Полтора года назад мне довелось участвовать в одном местном политическом междусобойчике формата круглого стола. Присутствовал там и видный деятель региональной молодежной политики, обычно посещающий подобные мероприятия для очередного громогласного провозглашения тезиса «русских в природе не существует» (фамилия данного субъекта, что характерно, заканчивается на –ян). Прослушав со скучающим видом все доклады, он крайне оживился, услышав в моем выступлении – в целом касавшемся общеполитических, а не межэтнических проблем - проходную описательную фразу «многие русские националисты предъявляют претензии Путину в связи с ущемленным, на их взгляд, положением русского народа». Тусклые доселе глазоньки возгорелись, и многонационал возопил: «Да где это у нас ущемляют русских?! Вы видели где-нибудь объявление «русским жилье не сдаем»?! Да все нормально у русских на Северном Кавказе!» (последним тезисом своего реактивного бреда он отменно высек сам себя, ибо словосочетание «Северный Кавказ» я не произнес ни разу). Далее последовали пространные рассуждения о якобы сугубо экономических причинах исхода русских из Чечни (доля сермяжной правды в этом, кстати, есть – насильный отъем жилья и имущества является прекрасным и едва ли не единственным локомотивом развития экономики набегового типа), а закончил все требованием сию минуту (!) предоставить ему живого свидетеля чеченского русоцида для подтверждения реальности обсуждаемого явления. После моего резонного возражения, что живого свидетеля блокады Ленинграда я ему тоже тотчас предоставить не могу, что не отменяет историчности события, Мультикульчатур Полиэтничян вновь поскучнел, затих и продолжил ковыряться в загорелом носу. Мне же подумалось: при всей отталкивающей циничности подхода мирового еврейства к своей трагедии в годы ВМВ, давно превращенной в доходный бизнес, кое-чему поучиться у них не мешает. Надеюсь, в будущем отрицание геноцида русских в Чечне станет уголовно преследуемым деянием. Что Вы говорите? Оруэлл, Министерство Правды, мыслепреступление? Ну, уж лучше Оруэлл, чем ненасытный Мовсар Соломонович Лубрикойнен.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

14. Ответ на 13., Юрий Серб:

О чем Вы сожалеете? За что глаз зацепился, то и вызвало возражения. Остальное возражений не вызвало.

Вот и хорошо, на том и порешили. Храни Вас Господь.

13. Автору на п.12

О чем Вы сожалеете? За что глаз зацепился, то и вызвало возражения. Остальное возражений не вызвало.
Юрий Серб / 11.01.2014, 20:09

12. Ответ на 11., Юрий Серб:

Уважаемый господин Смагин,Вы не находите, что в словах "таких известных нацистов как" слово "нацистов" нуждается в кавычках?Иначе Ваша ирония способна растворяться в тексте.

К сожалению, всем не угодишь. Чего больше в данном недопонимании, Вашей неспособности уловить иронию или моей недоработки, вопрос открытый. Тем не менее, я Вас услышал. Жаль, что из всей заметки Ваш глаз зацепился лишь за эту фразу.

11. Автору

Уважаемый господин Смагин, Вы не находите, что в словах "таких известных нацистов как" слово "нацистов" нуждается в кавычках? Иначе Ваша ирония способна растворяться в тексте.
Юрий Серб / 11.01.2014, 14:35

10. Ответ на 9., Дмитриев:

Мне кажется, уважаемые комментаторы проглядели автора Смагина, которыый К.П.Победоносцева именует нацистом.

Согласен, что автор неадекватно жестко относится... В этом какая то личностная тема звучит, что для литератора неприемлемо.

Уважаемые Юрий Серб и Дмитриев, странно, что Вы вырвали слова про "нациста Победоносцева" из контекста даже не текста, а одной фразы. Это ирония - как мне кажется, достаточно четко видная - по поводу заявления одного из коллег Жеребцовой по сайту Грани, г-на Ихлова "любое отрицание идеалов Просвещения априори равно нацизму".

9. Ответ на 7., Юрий Серб:

Мне кажется, уважаемые комментаторы проглядели автора Смагина, которыый К.П.Победоносцева именует нацистом.

Согласен, что автор неадекватно жестко относится... В этом какая то личностная тема звучит, что для литератора неприемлемо.
Дмитриев / 11.01.2014, 08:00

8. Re: Ответ Полине Жеребцовой, человеку и бипатриду

Собственно гражданкой мира Жеребцова стала еще до провозглашения этого факта. Вы смотрите что в анамнезе судьбы: кровь нескольких народов.Детство в доме объединившем множество национальностей под одной крышей. Когда ей пришлось уходить спасая жизнь из этой национальной каши она не могла вынести ничего на что можно было бы опереться. Нет ни культурной ни духовной базы. Ничего.Остается только стенать по поводу переживаний. Коммунисты, конечно создали уникальное сообщество, Но при крушении оно не оставляет шансов к возрождению, в отличие от национально-культурных общностей. И у бедолаги Жеребцовой, целиком оставшейся в умершем навсегда СССР, нет опоры для возрождения, взросления в конечном счете. Потому как не разобравшись в прошлом нельзя войти в будущее.
Дмитриев / 11.01.2014, 07:57

7. Смагин и Жеребцова

Мне кажется, уважаемые комментаторы проглядели автора Смагина, которыый К.П.Победоносцева именует нацистом.
Юрий Серб / 10.01.2014, 17:18

6. к.3 Андрей Карпов

Я согласна с вашим комментарием.Однажды я уже писала на РЛ ещё,что из нашего региона была направлена группа строителей энтузиастов для восстановления мостов в ущелье и она была захвачена как говорили боевиками.Про это мне рассказала моя знакомая,которая хорошо знала бригадира.Я иногда делаю вот такие демарши,взяла и написала письмо этим людям,нашла их руководителя и передала его.А он мне говорит,что они и выкупа не берут,они дети от 8 до 10 лет с автоматами в руках и что с пяти лет их научили держать эти автоматы и стрелять из них.Я ему говорю,ну кто-то есть из них кто может читать по русски и отдайте именно письмо написанное моей рукой. Через неделю их выпустили,правда я не поинтересовалась помогло ли моё письмо,но без выкупа безо всего их выпустили.Суть-то в том я сама была очень удивлена,что дети участвовали в таких историях.Это очень сложная тема.
Люся / 10.01.2014, 17:01

5. Ответ на 3., Андрей Карпов:

Я прочитал дневник Жеребцовой и некоторые другие произведения. Если я правильно её понял, все свои произведения она датирует 2012-2013г., ожидая загранпаспорт. По стилю и содержанию её дневник более соответствует 27-летней женщине, но не 14-летнему ребёнку (ей столько было по времени дневника). Повторюсь - по стилю и содержанию; по эмоциям и в 27 можно остаться ребёнком. Это детские эмоции, оформленные в зрелом возрасте? Зачем это натурализовать под дневник? Почему она почти десять лет собиралась в Финляндию из ужасной России? Из-за дефицита любви? Одним словом, Бог ей судья. Очень модно сегодня проявлять эмоции к России из-за рубежа: "злобно тявкать", "горячо любить", "бороться с путинским правосудием" и т.д. Оно оттуда как-то громче слышится.
Соболев / 10.01.2014, 14:36
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Анатольевич Смагин
Заметки с фронта: благословенная грязь войны
«Нечестно показывать войну как один лишь великий и благородный порыв народа, но столь же нечестно – как одну лишь грязь и безнадегу»
29.01.2024
Окопная правда политрука
Ростовский политолог, журналист и публицист, а ныне политрук Станислав Смагин об украинской тирании ее последствиях для Донбасса 
18.05.2023
Что будет с Россией?
По материалам книги «Горько-своевременные мысли»
19.05.2021
Все статьи Станислав Анатольевич Смагин
Бывший СССР
Все статьи темы
Последние комментарии
Увидеть Промысл Божий в Русской истории
Новый комментарий от Zakatov
11.10.2024 12:59
«Возвращайте школу в лоно Матери-Церкви!»
Новый комментарий от Человек
11.10.2024 11:51
«Нам необходима генсхема расселения РФ»
Новый комментарий от Андрей Карпов
11.10.2024 11:29
«Донецкий фронт» прорвало
Новый комментарий от Человек
11.10.2024 11:05
Какова миссия русских во времена СВО?
Новый комментарий от Человек
11.10.2024 10:48
Разговор со стеной
Новый комментарий от Vladislav
11.10.2024 10:38