Опасность «церковного» нигилизма

Александр Сергеевич Пушкин 
0
2180
Время на чтение 7 минут

В далёкие советские времена гулял такой диссидентский анекдот: У председателя КГБ Юрия Андропова в его кабинете над рабочим столом висит портрет А.С.Пушкина. Юрия Владимировича спрашивают: За что Вы так любите Пушкина? - Ну, как же его не любить, - отвечает Андропов, - ведь он благословил деятельность наших доблестных спецслужб, написав свои знаменитые слова «души прекрасные порывы». Вот именно так же анекдотически понимают творчество Пушкина, Достоевского и других русских классиков некоторые современные православные церковные критики. Речь, как догадывается читатель, идёт о недавних публикациях на РНЛ статей Александра Буздалова и иерея Георгия Селина, посвящённых творчеству Достоевского, Пушкина и вообще русской классической литературе. Эти невероятно громоздкие статьи, претендующие на научную и духовную глубину, на самом деле исчерпываются лишь одной мыслью: Русская классическая литература не только не принесла нашему народу никакой пользы, но - напротив - сыграла в русской жизни деструктивную, разрушительную роль, поскольку заменила собой Христа в душе, сердце и сознании русского человека. И естественно, русские классики, особенно Достоевский с Пушкиным, являются главными виновниками революционного лихолетия в России.

Буздалову я ответил своей статьёй «Достоевский - Тайна, а не объект для препарирования!». Статью священника Георгия Селина «Наш паровоз, вперёд лети! В коммуне остановка...» (отклик на статью иерея Сергия Карамышева о творчестве Ф.М. Достоевского) я комментировать не собираюсь - во-первых, потому, что полностью согласен с оценкой, данной творчеству Фёдора Михайловича иереем Сергием Карамышевым в его замечательной статье «Исповедь перед Богом от лица всего русского народа», а во-вторых - потому, что комментировать-то, собственно, нечего. Как можно серьёзно комментировать псевдодуховную ахинею? Ведь бесполезно объяснять дальтонику - чем один цвет отличается от другого... И о чём вообще можно говорить с человеком, который снабжает свою статью омерзительным коллажем, изображающим мавзолей на Красной площади с надписью «Пушкин» и кота, ходящего по цепи, тянущейся прямо из входа в мавзолей? Эта цепь, похожая на огромную извивающуюся змею, по всей видимости, олицетворяет русскую классику, «опутавшую» русского человека. Вот уж воистину мракобесие! Очень точно оценил материалы иерея Георгия Селина Андрей Грунтовский в своей недавней статье на РНЛ «Бедный Пушкин... Бедный Достоевский... бедный Йорик...». И я полностью присоединяюсь к вопросу Андрея Грунтовского: «...зачем РНЛ публикует такие статьи? Чтобы дискредитировать православную церковь?».

Хочется обратить особое внимание на то, что в своих статьях священник Георгий Селин рекламирует недавно вышедшую книгу, в которой содержится дискредитация русской классики. Кроме него авторами книги являются иеромонах Роман (Матюшин-Правдин) и Виктор Острецов. Виктор Острецов ещё в 90-е годы прошлого века, если не раньше, писал статьи, в которых громил русскую классическую литературу и вообще светскую культуру. Потом он на много лет исчез с горизонта. Во всяком случае, я о нём ничего не слышал. И вот - на тебе! - опять появился, да ещё в компании с двумя священниками. Меня очень удивил иеромонах Роман. Он, всё-таки, поэт, хотя и весьма средний, на мой взгляд. Как может поэт (если, конечно, он - настоящий поэт, а не морализирующий стихоплёт) не любить и не понимать Поэта Поэтов - Пушкина? Подходить к величайшим гениям христианской культуры с доморощенным фарисейским морализаторством - что может быть глупее и бездарнее? Вот потрясающее стихотворение Пушкина «Эпитафия младенцу»:

В сиянье, в радостном покое,

У трона Вечного Творца,

С улыбкой он глядит в изгнание земное,

Благословляет мать и молит за отца.

Наши доморощенные фарисеи-морализаторы, наверное, так могли бы оценить этот шедевр Александра Сергеевича: «А младенец-то крещёный был, или нет? А если крещёный - то в православной церкви, или в католическом костёле? А может быть, в лютеранской кирхе? Только православный младенец может быть принят Богом! А, кстати, кого понимает Пушкин под «творцом»? Ведь слово «творец» вместо слова «Бог» часто употребляют масоны, а Пушкин водил с ними дружбу!». Вот примерно в таком духе и стиле фарисеи-морализаторы рассматривают и Достоевского, и других классиков. Можно не сомневаться в том, что они так же оценивают и классическую музыку, и живопись, одним словом - всю культуру. Я уж не говорю об их отношении к советской культуре (почитайте стихи иеромонаха Романа). И чем, скажите на милость, это отличается от толстовского отношения к культуре? Но толстовский нигилизм не так страшен, поскольку Лев Николаевич дистанцировался от Церкви и от Православия. Но когда с нигилистических позиций в отношении культуры выступают люди церковные и даже священнослужители, то это совсем другое дело. Ничего, кроме вреда для Церкви, их антикультурная позиция принести не может. А тут ещё протоиерей Всеволод Чаплин поддержал иеромонаха Романа в его отрицательном отношении к творчеству Пушкина. А до этого он «сбросил с пьедестала» Моцарта. Что тут скажешь?.. - только руками развести...

И невольно вспоминается писатель Аверченко, который в 1921 году написал следующее: «Все новое, революционное, по-большевистски радикальное строительство жизни, все разрушение старого, якобы отжившего, - ведь это же "веселая кухня"! Вот тебе на полках расставлен старый суд, старые финансы, церковь, искусство, пресса, театр, народное просвещение - какая пышная выставка!

И вот подходит к барьеру дурак, выбирает из корзины в левую руку побольше деревянных шаров, берет в правую один шар, вот размахнулся - трах! Вдребезги правосудие. Трах! - в кусочки финансы.

Бац! - и уже нет искусства, и только остается на месте какой-то жалкий покосившийся пролеткультский огрызок.

А дурак уже разгорячился, уже пришел в азарт - благо шаров в руках много - и вот летит с полки разбитая церковь, трещит народное просвещение, гудит и стонет торговля. Любо дураку, а кругом собрались, столпились посторонние зрители - французы, англичане, немцы - и только, знай, посмеиваются над веселым дураком, а немец еще и подзуживает:

- Ай, ловкий! Ну, и голова же! А ну, шваркни еще по университету. А долбани-ка в промышленность!..

Горяч русский дурак - ох, как горяч... Что толку с того, что потом, когда очухается он от веселого азарта, долго и тупо будет плакать свинцовыми слезами и над разбитой церковью, и над сокрушенными вдребезги финансами, и над мертвой уже наукой, зато теперь все смотрят на дурака! Зато теперь он - центр веселого внимания, этот самый дурак, которого прежде и не замечал никто» (А.Аверченко. Дюжина ножей в спину революции).

Я, вот, ещё подумал: может быть, Александр Буздалов, иерей Георгий Селин, Виктор Острецов, протоиерей Всеволод Чаплин и их сторонники плохо учились в школе? Может быть, они оказались жертвами нерадивых учителей литературы и русского языка? Дай волю Острецову и компании - так они всю классику из школы вышвырнут, - и что тогда? Ученики будут вместо стихов Пушкина слушать песни отца Романа, а вместо Достоевского читать Никифорова-Волгина? Они сами-то понимают, к чему ведёт их логика? Как можно не понимать, что Церковь в своей земной ипостаси нуждается в культурном поле, без которого невозможна христианская проповедь! В советское время, благодаря преподаванию в школе русской классики, в детях сохранялся христианский православный дух. Я сам долго преподавал в средней школе историю и очень активно использовал на своих уроках русскую классическую литературу, живопись, музыку. Теперь многие мои бывшие ученики приходят в храм, где я служу. По сути, позицию наших «церковных» нигилистов можно определить как «психологическое манихейство». Или они хотят уподобиться Савонароле, сжигавшему произведения искусства? Как они собираются без Достоевского, Пушкина, Тютчева, Гончарова, Тургенева, Лескова, Гоголя и других классиков воспитывать нравственное чувство в детях? У них - что, есть на примете достойные «дублёры»? Не представляю, как можно жить без Пушкина и Достоевского... Образно говоря, моё сердце, мой разум, моё сознание питаются церковной Истиной и Словом Божиим, а «лёгкие» моей души - это Пушкин и Достоевский. Всё вместе и составляет мою христианскую личность.

P.S.:  Достоевский и Пушкин не нуждаются в защите, как не нуждаются в защите и другие великие классики русской культуры. Они - вечны и сами за себя постоят. Но в защите нуждаются детские души, в которые вливается яд нигилизма. Сначала в эти души вливался (и продолжает вливаться) яд либерального нигилизма, а теперь вот ещё - и «церковного». Я хотел бы задать вопрос священнику Георгию Селину, Александру Буздалову, иеромонаху Роману и другим их единомышленникам: Как так получилось, что вы, позиционирующие себя русскимии православными патриотами, совпали в своих оценках Достоевского с матёрым «либералищем» Анатолием Чубайсом? Вас это не настораживает? И ещё я посоветовал бы вспомнить нашим «церковным» нигилистам известного белогвардейского публициста Ивана Солоневича, который являлся одним из первых «разоблачителей» русской классики. В то время как советские-русские люди отдавали свои жизни на полях сражений и в тылу, Иван Солоневич играл в шахматы в Берлине с офицерами вермахта и объяснял им пагубность русской классической литературы. Поэтому, как ни крути, но «церковный» нигилизм рано или поздно приведёт к предательству Родины.

Иерей Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России

Впервые опубликовано на сайте священника.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

35. Ответ на 32., Lucia:

ЧЕму только ни находят люди оправдание при помощи своей православности! Кто-то неряшеству - мол, он выше аккуратности. кто-то невежеству - не хочу искушаться.Кто-то лени - не желаю отвлекаться от благочестивых размышлений. Кто-то ищет оправданию своим коммунистическим взглядам - мол, это есть самое настоящее православие. Можно обмануть других, себя, а Бога возможно ли?

Сильно!
Иванович Михаил / 30.01.2017, 10:10

34. Ответ на 31., Галина Степановна:

Но как может приводить к святости живущий грехом?

Тому много примеров.
Lucia / 30.01.2017, 09:13

33. Ответ на 26., Tatiana Soboleva:

.Или Вы не согласны, что писатели и поэты должны своим творчеством подводить к Небесам, а не сдергивать с Небес и не вводить в соблазн?

Вы лучше стихами это излагайте. Тем более, что Ваша реплика уже существует Нет, если ты небес избранник, Свой дар, божественный посланник, Во благо нам употребляй: Сердца собратьев исправляй. Мы малодушны, мы коварны, Бесстыдны, злы, неблагодарны; Мы сердцем хладные скопцы, Клеветники, рабы, глупцы; Гнездятся клубом в нас пороки. Ты можешь, ближнего любя, Давать нам смелые уроки, А мы послушаем тебя.
Lucia / 30.01.2017, 08:53

32. Re: Опасность «церковного» нигилизма

ЧЕму только ни находят люди оправдание при помощи своей православности! Кто-то неряшеству - мол, он выше аккуратности. кто-то невежеству - не хочу искушаться. Кто-то лени - не желаю отвлекаться от благочестивых размышлений. Кто-то ищет оправданию своим коммунистическим взглядам - мол, это есть самое настоящее православие. Можно обмануть других, себя, а Бога возможно ли?
Lucia / 30.01.2017, 05:44

31. комментарий на статью священника Александра Шумского "Опасность"церковного" нигмлмзма"

Впервые я познакомилась с поэзией отца Романа лет 17 тому назад. Сказать,что она произвели впечатление-ничего не сказать. Мне, преподававшей русскую литературу в школе, любившей поэзию,открылся чудесный и неведомый ранее мир - мир духовной поэзии, которая не только озарила чудным светом душу, согрела сердце, но заставила плакать, мучиться и страдать, душа устремилась к Свету, искала покаяния. Так началось мое воцерковление. Чудесные стихи отца Романа открывали путь к преображению, к красоте, чистоте, к Богу, учили любить Отечество Небесное и земное. Честный, мужественный голос звал в Небеса, к молитве в наше безбожное время: Не выразить и малого словами: Высокий слог - всего лишь только слог, И сердце отзывается слезами При чудном и животворящем – Бог. И в поэзии, и в жизни самое главное для отца Романа - не покривить душой, не сфальшивить, быть верным воином Христовым и преданным сыном своего Отечества: Меня однажды юности спросили: -Кем будешь ,если выйдет звездный час? -Хотелось бы стать совестью России, -Не много ли? -Коль с Богом - в самый раз. Для верных сыновей сие по силам, Хоть немощны и поступью хромы. Мы все должны быть совестью России, Что странного?- Россия-это мы! Можно разглагольствовать о любви, о вере, о патриотизме, о поэзии и поэтах, а в это время среди молитвы и трудов рождается подлинная поэзия иеромонаха Романа, приводящая к Богу сотни, тысячи людей, поэзия, которая помогает стать христианином, человеком, патриотом. Взыскательно относящийся к себе как поэту, к слову, отец Роман с горечью пишет: "Назначение литературы - словом приводить к Слову. Но как может приводить к святости живущий грехом? Страшна замена Евангелия литературой, даже великой русской."("Ревнуя поревновах о Господе Бозе моем"). «Слово-семя, и нам собирать то, что сеем. Вы все (о. Роман обращается к литераторам на Брянщине) должны быть реставраторами душ человеческих. От вас зависит,как будет выглядеть душа-икона»: Спасайте слово всенабатно От пошлых уст, заморской тли. Оно воздаст тысячекратно Спасением Родной Земли. О. Роман всегда верен Слову, следует за Ним, служит Ему, возрастает в Нем.

30. Ответ на 16., Tatiana Soboleva:

Татьяна, такое видение мне было...:) Представил вдруг девушку примерно Ваших лет, но из несколько другой, скажем так, субкультуры. И вот она говорит: "Ну что мне ваши Пушкины и Достоевские! Вот Виктор Цой - это да!" А одна чеченская девушка в своём вконтактике писала: "Ну что вы лезете к нам со своим Пушкиным! Да наш Тимур Муцураев в 100 раз круче!" Разница между Вами и ими в том, что эти ребята-девчата попроще, не столь православные и воцерковленные, так прямо и скажут, что им нравится то, что нравится, а в этой классике 100-200-летней давности что-то малопонятное и вообще "много буков". А Вы используете "благочестивый" аргумент - дескать, Пушкин с Достоевским - "недушеполезны". Во как. Вы их вообще читали, извините за столь хамский вопрос? Стихи и песни иеромонаха Романа, которые я тоже слушал (но не в 12, а в 30 лет, из чего и сделал некоторые предположения о разнице в возрасте) подкупают не столько призывом к Богу (согласитесь, в этом плане, хотя бы, супротив псалмов Давида они слабоваты), сколько простотой и чёткостью. Всё чётко, всё понятно, всё по полочкам, но и лирично, мелодично, под гитару хорошо петь и слушать. Так, как Роман, протестанты пишут. Но в силу различия культур у них больше закос в рок и прочих битлов, а у Романа - в Есенина и бардовскую песню. И то, и другое - простая современная светская культура, заточенная под религиозных людей, скажем так. Но если так, честно - вот перед Вами, допустим, "Слово о Законе и Благодати", а вот на смартфоне песни Романа. Вы будете читать первое или слушать второе? Вам Пушкин с Достоевским не угодили тем, что их произведения ниже духовным рангом, чем Священное Писание (песни Романа, заметим, тоже ниже) или, всё-таки, тем, что сложноваты, поскольку в своё время Вы "прошли мимо" них, и есть недостаток навыков усвоения сложных текстов? Если что, простите за несколько хамский стиль комментария и ежели где ошибся в своих предположениях.
Кирилл Д. / 26.01.2017, 21:51

29. Ответ на 27., Константин В.:

, язычников изучали в общеобразовательной школе, но не соблазнялись.

крепче были....
Lucia / 26.01.2017, 18:13

28. Спасибо, отец Александр...

... за то, что сказали своё веское слово по этому вопросу. Честно говоря, я был поражён, особенно тем, что у "ниспровергателей" Пушкина, Достоевского и светской культуры вообще нашлась довольно большая "группа поддержки". Приходится констатировать, что у нас появился свой, "православный", ваххабизм. Свои, "православные" хунвейбины. Мне кажется, это социальный феномен, требующий отдельного изучения. Возможно, за этим стоит, в значительной степени, "синдром двоечника" и общая культурная деградация (и, возможно, упрощение внутренней интеллектуальной и духовной организации у многих людей) в постсоветские годы. Они более не приемлют сложных рассуждений, сложных решений, да и просто сложные тексты им тяжелы. Ну и долой всю эту сложность, даёшь упрощение! В данном случае - под "благочестивыми" лозунгами. Получается, что православная среда подвержена той же умственной и культурной коррозии и тому же постмодернистскому тренду, что и всё общество. До этого нападки на Пушкина, Достоевского и прочую слишком "мрачную", "непонятную", "неактуальную" русскую классику шли из либеральной среды. Теперь либералы получили союзника - "второй фронт" (или "пятую колонну") среди вроде бы православных вроде бы патриотов. Которые на словах могут и ненавидеть либералов, но делают одно дело с ними. Тут есть о чём подумать, для начала. Это, мне кажется, очень серьёзно и очень опасно. Это вообще хуже и опаснее либерализма в каком-то смысле.
Кирилл Д. / 26.01.2017, 16:47

27. Ответ на 26., Tatiana Soboleva:

Вы пишете откровенную ерунду. Никто не убивает русскую литературу.

Вы, положим, нет. Но когда у некоторых (перечитайте всю ветку, да еще соседние) становится хорошим тоном писать имя Пушкина с маленькой буквы, то благотворное религиозное ядро русской культуры лишается - да позволит мне А. Карпов воспользоваться его изящной метафорой - своей драгоценной оправы. Конечно, я согласен, что поэты должны приводить человека к Небесам. Именно поэтому необходимо изучать живого Пушкина и показывать (со школы), как от оды "Вольность" он дошёл до религиозного каменноостровского цикла и "Капитанской дочки". Из того, что Слово Божие стоит в центре человеческой культуры, не следует, что твёрдую пищу - Св. Писание - следует немедленно давать разгрызать детям. Нужны толкователи, а особенность классической русской литературы в том, что вся она состоит в уяснении истин Писания. Реальность такова, что сейчас самостоятельно изучать Писание без вреда для себя могут единицы, немногие могут осилить толкователей (Златоуста, Феофилакта, тем более, скажем, Максима Исповедника), некоторые из которых к тому же не переведены на русский язык. Светская литература служит посильным "удерживающим", и служит неплохо, не допуская ада на земле. Еще раз повторяю, что в православной Византии существовал целый пласт светской литературы, язычников изучали в общеобразовательной школе, но не соблазнялись.
Константин В. / 25.01.2017, 20:49

26. Ответ на 21., Константин В.:

К Валентину Распутину, стало быть, претензий нет? Ну и очень хорошо.А Вы так и не разъяснили, почему Распутин душеполезен, а Пушкин - не очень.И прошлый мой комментарий оставили почти без ответа. Ещё раз повторю главную мысль. О. Роман пользуется достижениями русской светской литературы, как великие каппадокийцы пользовались достижениями литературы эллинской. Только Григорий Богослов или Василий Великий цитировали язычников - иногда соглашались, иногда порицали, - но не считали это зазорным. А здесь мы что видим? Сам ли отец Роман, не знаю, но по крайней мере его комментаторы и интерпретаторы хотят убить русскую литературу, но зачем-то оставляют за собой право писать стихи. Смотрите, не дойдите, как Тертуллиан, до монтанизма.

Вы пишете откровенную ерунду. Никто не убивает русскую литературу. Но место русской ( и другой) литературы (хорошей, но не душевредной) ЗА Священным Писанием и Творениями Святых Отцов, а не впереди Евангелия. Не оскорбительно ли Богу, что творения человеков для людей зачастую предпочтительнее Слова Божия? (ведь классиков изучают в школах, а Слово Божие нет). Или Вы не согласны, что писатели и поэты должны своим творчеством подводить к Небесам, а не сдергивать с Небес и не вводить в соблазн?
Tatiana Soboleva / 25.01.2017, 20:11
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Александр Шумский
Смердящее дуновение с троцкистских курга<ня>нов
О клеветнической статье В.Павленко, посвящённой супругам Чавчавадзе
25.03.2020
«Адский» водитель
Задуматься бы некоторым нашим патриотическим писателям – что и кого они формируют своими «всепропальческими» и «путиносливческими» статьями
22.01.2019
Юбилей Солженицына превратился в бенефис Сталина!
Время, когда Александр Исаевич был «притчей на устах у всех», давно миновало, и все попытки вернуть солженицынскую «притчу» на народные «уста» полностью провалились
29.12.2018
Все статьи Священник Александр Шумский
Александр Сергеевич Пушкин
Незнакомая знакомая русская литература 15.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
21.12.2024
Незнакомая знакомая русская литература 14.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
20.12.2024
Событие культуры на берегах Невы
В Санкт-Петербурге в библиотеке Академии наук состоялось дарение уникальных книг, изданных Благотворительным фондом «Возрождение Тобольска»
19.12.2024
Незнакомая знакомая русская литература 13.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
18.12.2024
«В диалоге о вечных вопросах»
В Москве фонд «Возрождение Тобольска» преподнёс в дар культурным центрам столицы книжные шедевры – издания сочинений А.С. Пушкина
17.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 18:55
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Новый комментарий от РОНОЛ
26.12.2024 18:39
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Русский танкист
26.12.2024 18:39
«Почему не бьём?»
Новый комментарий от Калужанин
26.12.2024 18:02
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от АБС
26.12.2024 17:12
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.12.2024 16:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Владимир С.М.
26.12.2024 16:42