94 года назад, 3 июня 1923 года, в семье выпускника физмата МГУ, преподавателя теоретической механики родился Игорь Ростиславович Шафаревич - один из крупнейших математиков ХХ века, автор фундаментальных трудов по алгебре, теории чисел и алгебраической геометрии, академик РАН, создатель научной школы, из которой вышли десятки кандидатов и докторов наук.
«Гениальный математик, замечательный гражданин и абсолютно бесстрашный человек - воистину рыцарь без страха и упрека. Он основал Российскую школу алгебраической геометрии, которая превратилась во всемирную. Питомцы этой школы сейчас насчитываются многими десятками, если не сотнями, и разбросаны по всему миру», - вспоминал о нём М.И.Заикин, профессор мехмата МГУ.
Ещё будучи школьником, Шафаревич стал сдавать экстерном экзамены на механико-математическом факультете МГУ, а получив аттестат зрелости, был зачислен сразу на 5-й курс и окончил университет в 1940 году (в 17 лет). В 19 лет защитил кандидатскую диссертацию, в 23 - докторскую, в 35 избран членом-корреспондентом АН СССР, через год был награждён Ленинской премией. Избран также иностранным членом Национальной академии деи Линчеи (Италия), Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина», Лондонского Королевского общества, Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, почётным доктором Университета в Париже.
И.Р.Шафаревич обладал непререкаемым авторитетом и глубоким уважением в математических кругах, однако огромную известность приобрёл не как математик, а как один из самых выдающихся русских философов, историков и публицистов конца ХХ - начала ХХI веков.
Он - автор глубоких по содержанию и безукоризненных по аргументации книг «Духовные основы российского кризиса ХХ века» (2001), «Будущее России» (2005), «Русский народ в битве цивилизаций» (2011). В книге «Социализм как явление мировой истории» он на основе исторического анализа показал, что социалистические идеи зародились в глубокой древности, и авторы этих идей - что древнегреческий Платон, что средневековые Томас Мор и Томазо Кампанелла, что более поздние социалисты-утописты - видели счастье человечества в казарме с мудрыми и справедливыми наставниками. Так что Маркс-Энгельс и Ленин-Троцкий были далеко не первыми, только наставники у них были хорошо вооружёнными. Конечно, в СССР эта книга не могла быть издана, а после её публикации за рубежом (1974) автор был не только уволен с должности профессора МГУ, но и лишил себя перспективы получить звание академика АН СССР.
Особенно сильный общественный резонанс вызвали три его произведения. В «Русофобии» (опубликована в самиздате за рубежом в 1982 г. и в «Нашем современнике» в 1989 г.) автор показал разрушительную роль «малого народа» (в том числе доказательно поддержал версию о ритуальном убийстве царской семьи) и первым обратил внимание на то, что большинство диссидентов 60-70-х годов («шестидесятников») относились с презрением, а то и с ненавистью к русскому народу.
Международная либеральная общественность, считавшая Шафаревича «своим» за его оппозиционность советскому режиму, была вначале шокирована, а потом обвинила в антисемитизме и устроила ему обструкцию (хотя «малый народ» в его книге - понятие собирательное). Для советских «либералов», в том числе для академика Сахарова, с которым они когда-то были единомышленниками, он стал «нерукопожатым». В 1992 г. Национальная Академия наук США направила Шафаревичу письмо с просьбой добровольно покинуть её ряды. Игорь Ростиславович ответил, что обвинения в его адрес являются бессмысленными и наглыми и что поскольку он никогда не просил избрания в Академию, вопрос о его дальнейшем членстве - это внутренняя проблема самой академии. Из этой академии он ушёл сам в 2003 году - в знак протеста против агрессии США в Ираке.
В работе «Две дороги - к одному обрыву» (опубликована в «Новом мире» в 1989 г.) Игорь Ростиславович Шафаревич едва ли не первый убедительно показал, что либерально-демократический (космополитический) и интернационально-коммунистический пути развития имеют одни и те же корни и одну и ту же цель - лишить народы национального самосознания, национальных культур, национальной истории и превратить их во всемирный безнациональный народ - то, что потом стали называть «глобализацией».
Третья фундаментальная работа «Трёхтысячелетняя загадка (История еврейства из перспективы современной России)» (2002) ярлык «антисемита» приклеила к автору уже намертво, хотя оснований для этого никаких не было - в книге бесстрастно изложены документально подтверждённые исторические факты и нет ни одного антиеврейского высказывания.
Чтобы написать эти книги, мало одного таланта, нужно было ещё и огромное мужество. Вполне естественно, что он был в числе тех, кто с чёткими математическими аргументами открыто выступил против поворота сибирских рек в Среднюю Азию. На имя этого «неудобного гения» давно наложено табу - в российских СМИ его не упоминают, а на радио и ТВ даже сообщений о его смерти не было.
По воспоминаниям людей, знавших Игоря Ростиславовича, он был человеком необыкновенно высокой культуры и громадной эрудиции, очень мягким в общении, лишённым даже тени высокомерия, обладавшим редким умением слушать собеседника. 19 февраля 2017 года он ушёл в последний путь, но осталась его научная школа и остались его книги, которые будут служить базой в русском национальном просвещении и которые писатель В.И. Белов отнёс к числу самых лучших книг по «русскому вопросу».
Да упокоит Господь душу этого гениального учёного и великого русского патриота!
28. Re: Неудобный гений Игорь Шафаревич
27. Ответ на 24., рудовский:
26. Ответ на 24., рудовский:
25. Ответ на 18., Ф. Воронов:
24. Re: Неудобный гений Игорь Шафаревич
23. Re: Неудобный гений Игорь Шафаревич
22. Ответ на 20., рудовский:
21. Русские и русскоязычные
20. Re: Неудобный гений Игорь Шафаревич
19. Ответ на 17., рудовский: