В выступлениях Президента России В.В.Путина в последнее время неоднократно звучала одна и та же мысль: санкции и русофобская истерия на Западе - это плата за нашу самостоятельность, за то, что Россия имеет свои интересы и не станет больше марионеткой Запада, как это было некоторое время после распада СССР. Россия - это самостоятельное историческое пространство, - это не просто большое многонациональное государство, но целая самобытная цивилизация. Большинство людей в России чувствуют справедливость этих слов, но не всегда смогли бы четко сформулировать, в чем конкретно состоит эта самобытность и в чем ее достоинства. Это обстоятельство, а также постоянные издевательства так называемых «либералов» над Россией и всем русским, постоянная русофобская ложь западных СМИ делают этот вопрос крайне актуальным.
Как показывают новейшие исследования общественного мнения и выводы социологов, последний опыт сближения с Западом по целому ряду причин оказался для россиян разочаровывающим, а надежды, которые возлагались на этот процесс, - преувеличенными. И российское общество ответило на это разочарование неоконсервативной волной, лейтмотивом которой стал отход от западнических увлечений. Поэтому «к концу 1990-х годов произошла фундаментальная переоценка ценностей. Причем, что очень важно, не столько на уровне идеологии, сколько на уровне подсознательных переживаний и глубинной смысловой структуры картины мира. Самобытность России, которая раньше казалась недостатком, теперь выступила в качестве достоинства... в настоящее время общественное сознание консолидируется вокруг российских ценностей. В этой связи, прежде всего, надо отметить большую эмоциональную значимость самого понятия "Россия", а также тесно связанного с ним понятия "русский"» (Готово ли российское общество к модернизации. Аналитический доклад. - М.: Институт социологии РАН; Фонд Ф.Эберта, 2010. С. 167). Эти настроения отчетливо свидетельствуют о том, что российская нация в настоящее время испытывает потребность в консолидации на основе собственных ценностей и в развитии самосознания, обеспечивающего ее единство. Тем самым, «русскость» стала единственной возможностью выживания народа и государства и единственным путем к их возрождению.
Основой возрождения России, которое сейчас происходит, несмотря на яростное и враждебное сопротивление Запада, является развитие в России непотребительского общества с суверенными ценностями. Единая прочная общность российской нации, которая включает в себя и Новороссию, основана на понимании двух фактов: 1) только в рамках России как большого и самодостаточного государства могут быть обеспечены условия достойного развития в разных сферах жизни - в противном случае, народы, живущие на этой территории, были бы обречены на падение в нищету и стагнацию «третьего мира» без всяких перспектив; 2) только в рамках России как особого цивилизационного пространства живущие здесь граждане остаются хотя бы относительно защищенными от таких деградационных воздействий извне, как целенаправленное разрушение Западом традиционной морали и традиционной семьи, которое очень быстро приводит к вырождению человека до уровня «биосоциального робота» - этого идеального «субъекта желаний» так называемой «цивилизации потребления».
В современной консолидации российской нации важнейшую роль играет историческое просвещение народа, знание исторического опыта своих предков, крайне актуального и в настоящее время. Историческое образование Российского государства и самобытной русской цивилизации было отнюдь не случайно: оно было обусловлено необходимостью самоорганизации огромных этнически и культурно разнородных пространств перед вызовом перманентной внешней агрессии с Запада и Востока. В российском обществе над всеми частными и групповыми интересами всегда доминировал принцип взаимопомощи, без первенства которого вообще нельзя было бы выжить в столь суровых исторических и природных условиях. Русский народ оказался способным ответить на вызов этой объективной необходимости только благодаря особым качествам, воспитанным Православием.
Основой возрождения всегда России было и остается выживание в условиях перманентной внешней агрессии и скудной природы, возможное лишь благодаря особой культуре взаимопомощи и нестяжательства (приоритет духовного над материальным), а также особой роли государства. Именно от той меры, насколько реализовывался этот идеал в различные эпохи русской истории, зависела жизнеспособность народа и сила его государства, а отступление от него всегда вело к катастрофам.
Мобилизационный характер власти в России всегда делает российскую власть «самодержавной» независимо от ее частной формально-юридической формы. Любые так называемые «противовесы» единому центру власти в России с «математической» закономерностью всегда приводят к социальным катаклизмам и разрушению государства. Суть «формулы» (А.С.Пушкин) русской истории состоит в том, что для русской истории на всем ее протяжении определяющими были ситуации нравственного выбора - как отдельных выдающихся личностей, так и всего народа в целом. Этот выбор идет и сейчас, и не стоит сомневаться, что он будет правильным.
Русская история ныне, как никогда, становится учебником жизни.
Эти соображения подтверждаются не только реальным ходом всей российской истории, но и жизненными наблюдениями над реально сохранившимися чертами русского национального характера, «русского отношения к жизни». Русский человек, независимо от своего этнического происхождения, везде сразу заметен благодаря своему принципиально непрагматическому поведению и стилю жизни. Даже утрачивая порой ценностные ориентиры своего сознания, он все равно, тем не менее, никогда не станет так называемым «прагматиком», озабоченным лишь личной выгодой. Соответственно, столь же ложными, с русской точки зрения, оказываются и другие понятия европейской идеологии. Актуализация русского характера в современных условиях является главным фактором возрождения жизнеспособного типа человека и непотребительского общества с суверенными ценностями.
Современный российский социум может эффективно развивать любые новейшие социальные институты, необходимые для развития современной техногенной цивилизации, без освоения которой Россия не выживет в современном мире. Однако само по себе это освоение также не означает выживание России в качестве именно России. Ведь если будет утрачен ценнейший русский человеческий тип с его уникальными нравственно-психологическими чертами, в течение многих веков формировавшийся суровой русской историей и Православием, то само существование России утратит всякий смысл. Она в таком случае может стать пусть и развитой, но всего лишь одной из множества безликих американизированных стран «общества потребления».
Высшей целью общества является не экономическое развитие, а создание более сложного и содержательного типа личности. В этом отношении Россия как раз остается мировым лидером и является намного более развитой страной, чем страны Запада и быстро вестернизирующиеся страны Востока. Хотя в России также чрезвычайно распространился западный, а теперь уже и общемировой тип обезличенного человека техногенной цивилизации - ego-центрического индивида с примитивными стандартизированными потребностями и столь же примитивным инфантильным мировоззрением; но смысловое «ядро» российского социума еще продолжает формировать и традиционный тип русского человека, homo russicus, провиденциально «законсервированный» в советскую эпоху и ныне способный внутренне противостоять экспансии Запада. Тем самым, именно «русское отношение к жизни» - основа возрождения России.