«Возврат к специалитету — лишь вершина айсберга»

0
475
Время на чтение 6 минут

Луганский профессор Виталий Даренский: «Возврат к специалитету — лишь вершина айсберга»Источник: Аргументы Недели

Заявление президента В. Путина о скором отказе России от Болонской системы стало сенсацией – приятной сенсацией. Тема возврата к специалитету – лишь вершина айсберга, считает профессор Луганского государственного педагогического университета Виталий ДАРЕНСКИЙ, доктор философских наук.

– «Будучи уроженцем Луганска, вы успели четверть века проработать в вузах России и Украины (теперь уже бывшей). Есть ли различия в процессах, которые происходили «у нас» и «у вас»?

– В целом процессы были параллельными – с той лишь разницей, что на Украине обезьянничанье с «болванской» (Болонской) системой началось на несколько лет раньше. Недопустимая степень бюрократизации вузов (чиновников в университетах скоро станет больше, чем преподавателей) на Украине и в России одинакова. Но всё-таки кое в чём Россия «превзошла» Украину – в количестве бумаг по отчётности.

– Чем, на ваш взгляд, обусловлено заявление Путина о возврате к специалитету?

– Мы прекращаем обезьянничать перед Западом, демонстративно отказываемся от «болванской» системы. Заявление президента – хороший знак, дело сдвинулось с мёртвой точки, и хочется думать, что это лишь начало на пути полного реформирования высшего образования в России. Ни в коем случае нельзя отдавать вопрос на откуп чиновникам из министерства, иначе можно будет поставить на этой теме крест.

Чиновники вынуждены показывать, что чем-то заняты, что для чего-то нужны, – прежде всего поэтому они и навязали стране «болванскую» систему. Сымитировали бурную деятельность. Именно сымитировали, потому что самые существенные элементы этой системы в России не вводились. Я говорю, во-первых, об академической мобильности (когда студент имеет возможность ездить по разным университетам, выбирая себе курсы и преподавателей) и, во-вторых, о разделении базовой широкой подготовки (бакалавриата) и специализации (магистратуры). Никакой академической мобильности у наших студентов не появилось, а магистратура в российском варианте – это повторение бакалаврских предметов, иногда – вообще безделье. Очень не хотелось бы, чтобы министерство вновь что-то имитировало – на этот раз не внедрение «болванской» системы, а отказ от неё. Косметические меры стране не помогут.

– А что поможет?

– Начнём с вопроса о том, что является главной причиной деградации образования. Главная причина – его массовизация. Это произошло и на Западе, и в СССР. При Сталине (если быть точным, до 1956 года) массовизация образования сдерживалась платными старшими классами, что толкало основную массу молодёжи в ПТУ. А при Хрущёве началась показуха: по многим специальностям, в первую очередь техническим и педагогическим, стали набирать студентов в разы больше, чем их реально требовалось. Соответственно, эти специальности сразу же обесценились, большинство студентов по своему уровню не соответствовали требованиям вуза, резко упал уровень преподавания… Другое следствие массовизации дало о себе знать в 1970-х: коррупция при приёме в вузы. Сегодня люди возмущаются, что в некоторых из вузов, имеющих право проводить собственные (за рамками ЕГЭ) экзамены, практикуется коррупция, – друзья, этой «традиции» уже полвека!

– Если проблема образования заключена в его массовизации – значит, вы предлагаете сократить число студентов? Боюсь, вас не так поймут…

– Во-первых, я не предлагаю ничего целенаправленно сокращать, число студентов сократится само собой, если ввести нормальный контроль успеваемости (об этом скажу чуть позже). Во-вторых, говоря про образование, нужно вести речь не про диплом, а про образованность. Сам этот термин – «образование», «образованность» – изначально имеет смысл, о котором уже почти все забыли. Это русский перевод немецкого слова bildung, который использовал В. фон Гумбольдт (немецкий философ XVIII-XIX веков. – Прим. «АН») в своей концепции университетского образования. У него bildung – это не получение специальности, а формирование личности и целостного мировоззрения. Такого образования уже нет практически нигде в мире, не только у нас. Вузы могут дать только специальность – и то при условии, что сам студент хочет по-настоящему учиться, а не просто получить диплом. Но по-настоящему учится лишь меньшинство студентов, большинству же, кроме диплома, ничего от вуза не нужно. Наличие диплома в наше время – статусное требование при приёме на работу. И зачастую даже не важно, какой это диплом, поскольку реальная квалификация чаще всего не требуется. Речь идёт от тех сферах, в которых сейчас работает большинство населения и в которых обычно не нужна серьёзная квалификация: «офисный планктон», работники сферы обслуживания, бизнеса.

Собственно говоря, в наше время около 80% населения (и в России, и на Западе) работают на таких работах, где достаточно только уметь читать и писать, а всё остальное усваивается на практике. Всем этим людям не требуется высшее образование, поэтому его – в классическом смысле – уже и нет, осталась по большей части имитация. Специалисты действительно высокой квалификации – инженеры, врачи, учёные – составляют всего несколько процентов населения. Эта пропорция не меняется. Большинство людей не хотят получать подлинное высшее образование, поскольку для этого нужен определённый склад характера – нужен тип личности, у которого доминирующий жизненный интерес состоит в получении знания. В традиционной культуре таких людей называли брахманами, во всех обществах они составляют около 5% населения. Поэтому, если даже всё население будет иметь дипломы об окончании университета, в действительности людей с высшим образованием будет лишь 5%. Всё остальное – фикция. Я бы даже предложил такое строго научное определение высшего образования, чтобы чётко отличить его от показухи: высшее образование – это такой уровень знаний и мышления, которым обладают самые квалифицированные 5% населения.

Что же касается нынешнего высшего образования… По моим наблюдениям, две трети нынешних студентов не обучаемы. В Москве это не так заметно, поскольку там учатся лучшие, но в провинции – просто катастрофа. Кстати, социологические данные показывают падение интереса к высшему образованию за последние годы ровно в два раза. Если кто-то видит в этом трагедию, спешу разубедить: напротив, людям больше не нужна показуха – у них есть тяга к реальному труду.

– А что за «нормальный контроль над успеваемостью» вы предлагаете?

– У преподавателя не должно быть возможности торговать оценками за деньги. Я, конечно же, не утверждаю, что сегодня так поступает каждый преподаватель или большинство преподавателей, но такой возможностью обладает практически каждый. И не только в коррупции дело. Система контроля должна максимально исключать не одну лишь коррупцию, но и саму возможность личного контакта, личных отношений между экзаменатором и экзаменующимся. Преподаватель и экзаменатор ни в коем случае не могут быть одним и тем же человеком. Студент должен сдавать экзамен анонимно – не своему преподавателю и даже не в том вузе, где обучается. Он должен сдавать экзамен комиссии из другого вуза (или вузов). На самых важных экзаменах в состав комиссии необходимо включать потенциальных работодателей, которые ищут себе перспективные молодые кадры. По техническим дисциплинам отобранные студенты должны доучиваться уже непосредственно на предприятиях – пусть это входит в курс обучения вместо «магистратуры».

Другое моё предложение тоже касается конкуренции, но в данном случае уже не среди студентов, а среди преподавателей. У вуза (считай, у вузовских бюрократов) не должно быть монопольного права на лекции преподавателя, который в этом вузе работает. Пусть видеолекции размещаются на специальной интернет-платформе, где могут регистрироваться все студенты, а зарплата преподавателя должна зависеть от того, насколько часто студенты обращаются к его лекциям (на этом принципе в интернет-индустрии основаны доходы блогеров и музыкальных исполнителей. – Прим. «АН»). При той строгой и беспристрастной системе контроля над успеваемостью студентов, которую я предлагаю, заочная форма обучения может стать не менее престижной, чем очная (разумеется, речь идёт только о тех профессиях, для которых допустимо заочное обучение).

Число студентов и число тех, кто хочет стать студентом, резко сократится: мало кто может и, главное, мало кто хочет учиться, если это по-настоящему трудно. Соответственно, сократится число преподавателей (в соответствии с рейтингом) и число самих вузов. Будут высвобождены огромные бюджетные средства, которые уходят сейчас на показуху, – мол, вот как много у нас вузов и студентов! Но данное следствие предлагаемой мною реформы, высвобождение средств, является препоной для её осуществления. Огромная масса бюрократов, социальных паразитов, живущих за счёт госбюджетных денег в системе образования, не захочет лишиться кормушки. Они будут сопротивляться, и сломать их сопротивление гораздо сложнее, чем провести саму реформу. Требуется политическая воля. Иного выхода у государства, на мой взгляд, нет. Ситуация серьёзнее, чем может показаться.

– В чём серьёзнее?

– Нынешняя система не способна дать достаточное количество специалистов для спасения страны. Нам нужно срочно создавать мобилизационное общество, без которого Россия не сможет существовать в условиях перманентной агрессии Запада. Создание новой системы образования – это составная часть мобилизационного общества. Без неё мобилизационное общество невозможно.

Беседовал Сергей Рязанов, Обозреватель отдела Общество

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виталий Юрьевич Даренский
Пушкин – монархист
К 225-летию поэта
08.06.2024
Подлинное искусство всегда религиозно
Интервью с доктором философских наук, членом Союза писателей России, религиоведом Виталием Юрьевичем Даренским.
28.02.2023
Все статьи Виталий Юрьевич Даренский
Последние комментарии
Историю переписать можно, но изменить нельзя
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
25.07.2025 10:03
Дух РОСа не подвластен конъюнктурным решениям
Новый комментарий от Андрей Карпов
25.07.2025 08:59
Время взлететь Русскому соколу!
Новый комментарий от РОНОЛ
25.07.2025 08:11
Коммунизм и революция – вовсе не слова-синонимы
Новый комментарий от С. Югов
25.07.2025 08:06
А разве Патриарх не прав?
Новый комментарий от Александр Волков
25.07.2025 07:31
Проект «Мумия» потерпел фиаско
Новый комментарий от р.Б.Алексий
25.07.2025 07:18