«Пока дети в России, угадывая имя героя войны, будут называть генерала Карбышева, а не генерала Власова, у нашей страны есть будущее».
Епископ Тихон (Шевкунов)
Как-то на глаза попались результаты недавнего исследования (часть его демонстрировали по одному из телеканалов) - а таких и подобных ему исследований за последнее время появилось множество, в котором утверждалось, что вопрос нашему молодому поколению в возрасте от 12 до 20 лет с просьбой перечислить поимённо хотя бы десять Героев СССР и России стал «камнем преткновения». Оказалось, что из всех опрошенных (опрос проводился со школьниками и студентами школ и ВУЗов южных, центральных и северных регионов России) 67% школьников и студентов назвали такими Героями Кутузова, Суворова и Александра Невского, перепутав полностью временные рамки, а при наводящих вопросах из этих 67% около 25% сумели назвать только Гагарина, и то лишь потому, что опрос проходил в апреле месяце. Остальные 42% затруднились с ответом. И только меньшая часть из всех опрошенных смогли припомнить - кроме Юрия Алексеевича - ещё несколько человек: маршалов Г.К.Жукова и К.К.Рокоссовского - 30%, космонавта В.Н.Терешкову - 30%, космонавта Леонова - 25%, Зою Космодемьянскую - 20%, И.В.Сталина - 20%, Гастелло - 10%, разведчика Кузнецова - 6%, Александра Матросова - 2%.
В ряд Героев СССР и России попали так же люди, которые, по мнению опрашиваемых, тоже были награждены Звездой Героя СССР или России. Это: генерал А.И.Лебедь - 22%, Л.П.Берия (Герой Соцтруда, на самом деле) - 15%, академик С.П.Капица - 10%, генерал А.А.Брусилов - 5%, И.В.Курчатов (трижды Герой Соцтруда) - 4%, писателя А.П.Гайдара - 2%, 1,5% - назвали Павлика Морозова, около 1% опрошенных припомнили также флотоводцев Макарова, Ушакова и Нахимова.
Только порядка 14% правильно назвали маршала И.С.Конева, 8% - А.И.Покрышкина, 5% - Л.И.Брежнева, 4% - героев-пионеров Лёшу Голикова, Володю Дубинина и Марата Казея, 3% - В.В.Талалихина,2% - героев-папанинцев, по 1,5% - В.П.Чкалова, А.П.Маресьева и И.Н.Кожедуба, по 1% -космонавтов Титова и Савицкую, 0,7% вспомнили лётчика М.П.Девятаева, и всего лишь 0,5% молодых людей назвали генерала Д.М.Карбышева.
И совсем уж нонсенсом выглядели следующие ответы: звания Героя СССР или России, по мнению некоторых школьников, были удостоены: Капитан Америка - 13% от всего числа опрошенных, Штирлиц - 12%, Супермен - 10%, Фродо и Гендальф - по 5%, С.Сигал, А.Шварценеггер и Джеки Чан - по 1%...
После таких результатов вроде бы должны сами собой отпасть вопросы о «недостатке патриотического воспитания подрастающего поколения», так как получается, что таковое - как понятие и как явление - отсутствует полностью. И возникнуть вопросы к Минобрнауке и Минкульту о качестве фильмов, книжек, учебников и дидактических материалов по Истории, а так же и качестве преподавания этого предмета в школе.
Но, по-прежнему, вместо этого с различных трибун по различным поводам произносятся громкие и пламенные речи - особенно сейчас, в предвыборный период - об идее патриотизма как основополагающей в нашей стране, о необходимости повышать, углублять, развивать и укреплять - всемерно и на всех уровнях - воспитательную работу по изучению героического прошлого нашего государства.
А чего и когда изучать? За тот мизер часов, выделенных на предмет «История» в школах, успеть бы запомнить ученику хотя бы всякие даты и основные события - по большей части того, что происходило за пределами Российского государства и СССР. А насчёт факультативов по Истории - кто будет их организовывать, когда, где и на какие шиши, когда учителю только бы успеть проверить сданные учениками тетради да отписать кучу всяких бумажек по своей текущей деятельности в Гороно? А ещё успеть сбегать в магазин, приготовить ужин и накормить им своих домашних, навести хоть какой минимальный порядок в квартире, уложить всех спать и рухнуть самой на кровать, где муж - вполне законно - может ещё и секса потребовать...
Уже полностью формализованное, едва успев родиться, движение Юнармейцев - при вполне интересных задумке и заделе, но при изначальной малочисленности и малоохватности, под эгидой и управлением скучных взрослых дядей и тетей - вряд ли способно в ближайшее время (и вряд ли способно вообще) полностью дать это самое «патриотическое воспитание». Нет той «искры», которая бы без принуждения и полностью искренне притягивала к себе молодые неугомонные сердца так же, как притягивают их сейчас мониторы компов с «Танки. Ворлд», книжки «Поттерианы» и «Властелинов колец», многочисленные музыкальные направления (в основном - тоже забугорные), вал зарубежных псевдоисторических блокбастеров... А также невысокого качества телеподелки типа «Универ», «Физрук», «Камедиклаб» и - ниже плинтуса - «Дом-2».
Вот и получается, что «героическое прошлое» нашей страны интересно лишь 20% подростков в вышеназванных областях России (да и в других - почти то же самое). И совсем не интересно чиновникам Минобрнауки, Минкульта, местным администрациям, педагогическим коллективам школ и ВУЗов, да и самим родителям этих самых подростков. Интересны только лозунги, декларативные заявления в прессе, разовые громкие показушные мероприятия и липовые бодрые отчёты о все тех же «повышении, углублении, развитии и укреплении» при полной отстранённости от такого геморройного для их органа думания вопроса, как «воспитание настоящего Гражданина своей страны». И - самые разные способы спихивания с себя, родных, (я имею в виду нас - родителей) на «плечи государству» самых доступных и бесплатных способов зарождения в каждом ребёнке Любви к своему Отечеству. Я имею в виду родительский пример, родительское слово и родительское участие... И - ничего более.
6. Ответ на 1., Андрей Карпов:
5. Ответ на 2., Lucia:
4. Ответ на 2., Lucia:
3. Re: Как Гендальф и Джеки Чан сделались Героями СССР
2. Re: Как Гендальф и Джеки Чан сделались Героями СССР
1. Re: Как Гендальф и Джеки Чан сделались Героями СССР