Жесткая политика президента Филиппин к наркоторговцам, уничтожение которых он практически санкционировал, привела к снижению активности этой формы криминала в стране. Решение весьма популярное сколь и неприемлемое с точки зрения принципов права. Поощрение внесудебных расправ современное гуманитарное правовое мышление квалифицирует исключительно как преступление. То, что судебные процедуры борьбы с наркобизнесом мало способствуют его не то что его уничтожению, но даже как-то существенно не сдерживают развитие и расширение этого порока, остается за кадром.
Система, основанная на принципах гуманизма, в некоторых случаях проигрывает преступности. Но мир это как то мало беспокоит. По сути это позиция уместна для хороших времен, но не для войны, в состоянии которой практически находится филиппинское общество. Гуманитарные правовые процедуры не улавливают рыбу наркокриминала, но последним улавливается существенная часть общества, как в виде жертв наркотиков, так и в виде соучастников этого преступного бизнеса.
Во время инаугурации в Маниле Дутерте произнес такую речь: «Наркодилеры, эти в......и, уничтожают наших детей. Я предупреждаю вас, не вмешивайтесь в это (наркоторговлю) даже если вы полицейский, потому что я действительно убью вас».
Также Дутерте на одном из брифингов зачитал имена сотен политиков, военных, сотрудников полиции и других влиятельных людей, сказав, что они имеют отношение к изготовлению и продаже наркотиков, получают от этого прибыль и приказал им сдаться.
19 августа 2016 специальный докладчик ООН по проблеме внесудебных расправ заявил, что призывы Дутерте убивать тех, кого он считает наркодилерами, являются безответственным шагом, и, более того, такие поступки являются преступлением.
Нормальная позиция для ООН как миротворческой, по своей, сути организации.
Вопрос в том, является ли нормальной позиция президента не на жизнь, а на смерть воюющих с криминалом Филиппин? Или он действительно преступник, как его квалифицирует международная правовая общественность?
Если исходить из фактов, то фактом является неэффективность традиционной, в правовом поле борьбы с организованной преступностью, проникшей во все поры общества.
Общества и государства, в костяк которых проникает наркобизнес и начинает диктовать выгодные себе действия через политиков, суды, силовые структуры, чиновников всех рангов и депутатский корпус, обречены. Это короткий путь к пропасти, который всех заинтересованных в гибели данного конкретного общества вполне устраивает.
Дутертеже пытается остановить вал наркопреступности теми средствами, которые реально эффективны.
С точки зрения международной правовой системы, созданной сытыми, давно социально устроенными государствами Запада, такой способ самозащиты неприемлем. Это понятно, так как Запад устраивает распад национального государства и полный контроль над его населением транснациональных корпораций.
В опыте Филлипин усматриваются очевидные закономерности борьбы за укрепление государства и национального общества. Ведь схожие проблемы есть и у России. И если во главе наших проблем стоит не наркокриминал, а коррупция, то суть противостояния и характер международных реакций аналогичны. Запад так же заинтересован в распаде нашего государства и контроле над территорией и населением. Но в нашем случае предметом его критики будут не столько способы борьбы с коррупцией, сколько раздувание истерии по поводу вскрываемых фактов.
Посмотрите, как феноменально сработало дело полковника Захарченко. Стоило информации о нем появиться в СМИ, как миллионы граждан не пришли на выборы. То есть не самое крупное коррупционное дело, из возможных дел, потрясло электорат настолько, что практически имел место серьезнейший кризис легитимности. А ведь это всего лишь одно дело и касается оно лишь одного полковника. Можно себе представить что произойдет, если десятки, сотни, тысячи таких же и более крупных дел взбудоражат сознание россиян.
Я к тому, что традиционные способы борьбы с коррупцией, неэффективны не только в силу коррумпированности наших карательных органов. Но даже если они вдруг проявят активность на стадии расследования и устроят серию подобных дел, само по себе государству это принесет больше вреда, чем пользы. Потому как масштабы коррупции настолько поразительны, что никакой электорат вынести этой информации спокойно просто не сможет.
Полагаю, что правовой механизм внесудебных расправ требует пристального внимания на фазе обострения борьбы за выживание общества и государства. Собственно в истории России такие расправы были многократно использованы, и потому мы собственно еще и существуем.
Все разговоры о ссылках на антикоррупционный опыт Финляндии и прочих западных стран только удручают. В бедной стране такие методы невозможны. А стать богатыми нам никто не позволил еще ни разу в истории. И надо полагать не позволит и впредь. Что, собственно, повседневная информация о военных угрозах и соответственном в этой связи росте военных затрат, и подтверждает.
Коррупция, достигшая определенного уровня развития, как и наркобизнес, поглощает государство. Не борясь с ней, государство погибает. Однако особенностью коррупции является то, что активная борьба с ней вскрывает такие факты, которые могут оказаться неприемлемы для общественного сознания. То есть обнародование этих фактов может повлечь кризис общества вплоть до распада государства. Единственно, что тут спасает - это утоление законно возникающего возмущения скорой и жесткой расправой.
И здесь возникает вопрос. Если действительно Россия нуждается в своем Родригесе Дутерте, то может ли им быть действующий президент В.В.Путин?
Мне думается, что если по этому поводу устроить непредвзятый опрос общественного мнения, то результаты его будут не в пользу президента.
1. Re: Родриго Дутерте как пример для подражания?