Национальная историческая библиотека в Киеве (НИБУ), разместившаяся на территории Киево-Печерской Лавры, в Верхней (музейной) её части, владеет библиотечным фондом обители. В её хранилищах, кроме прочих книжных памятников, находится самое, видимо, полное в странах бывшего СССР собрание изданий историографа Екатерининских времен князя Михаила Михайловича Щербатова.
Два исторических документа, изданных князем-историографом в конце 18 века, не значатся в систематическом каталоге как принадлежащие составителю князю М.М. Щербатову. И вот по какой причине. В первом сборнике, изданном раньше второго на 3 года, в 1769 году в Санкт-Петербурге императорской Академией наук, отражен более поздний исторический период «царствования царя Иоанна Васильевича, от 7042 года до 7061». Называется этот документ «Царственная книга, т.е. Летописец, напечатан с письменного, который сыскан в Москве в Патриаршей библиотеке». В предисловии к нему автор - как мы установили князь М.М. Щербатов - решил себя не называть. Между тем в предисловии отмечено, что государственные мужи историю изучали смутным образом, но все-таки твердо знали, что Рюрик был первый Великий князь Новгородский, что Владимир крестил Россию, что царь Иоанн Васильевич покорил Казань, что иногда татары опустошали Россию и в некотором подданстве Великих князей содержали.
О гораздо большем говорит нам вторая книга, изданная в 1772 году в Санкт-Петербурге под названием «Царственный летописец», принадлежавшая Псково-Печерской Духовной семинарии, о чем свидетельствует печать на соответствующих страницах. Этот документ содержит «Российскую историю от 6622/1114 года, от начала царствования Великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха до 6980/1472 года, до покорения Новгорода под власть Великого князя Василия Ивановича, после учиненного бунта в Новгороде, происками Марфы посадницы и её детей». Предисловие к этой части подписано тремя буквами «к. М. Щ.» из коих внимательный читатель составит имя автора издания князя Михаила Щербатова. Из содержания предисловия мы узнаем, что обе книги являются печатным изданием рукописных учебников царевича Петра Первого!
Стоит привести выдержки из этого слова к читателю: «В просвещенном нашем веке излишне напоминать о полезности истории. Каждый знает, что чтение исторических книг не только служит удовольствию, но что это может быть полезно правительству. Особенно когда мы стараемся учиться на исторических событиях. Эти причины и побудили меня получить сведения об истории моего отечества и поделиться ими с соотечественниками. Но по причине медленности издания полного моего труда Российской истории, тем временем, я счел необходимым издавать Российские летописцы, которые разыскал. В частности получил я на время из библиотеки его Сиятельства действительного Тайного Советника, Сенатора и Кавалера покойного князя Алексея Дмитриевича Голицына, один летописец, писанный уставом с рисованными картинами. Тщание, с каким он написан, большое число рисованных изображений свидетельствует о том, в каком тогда состоянии художества были в России. Это побудило меня донести Её Императорскому Величеству и, получив позволение, его опубликовать. Исполняя Августейшее повеление предлагаю читателям познавать Российскую историю по самым древним её писателям. Этот летописец не очень древний, о чем свидетельствуют рисунки, по сравнению с Царственной книгой, в которой рисунки не раскрашены. Я предположил, что это часть неоконченного труда, и этот летописец догадку мою подтвердил - это первая часть той, уже в 1769 году изданной книги. Та начинается 7042/1534 годом, а эта кончается 6980/1472 г. Между ними 62 года были или недописаны, или утрачены. Несовершенство это заметно и в продолжении, о чем я говорю в примечаниях. Эти недостатки не умаляют значимости летописца по причине подробного изложения событий, которые в других источниках не так детально описаны. Что касается времени его создания, то моя догадка заключается в следующем. В разделе «о мятежах» упоминается период обучения Государя Царевича Петра Великого. Смею предположить, что эти сочинения с рисованными картинами были употреблены для науки Петру Великому. От этого и недостатки в книгах, поскольку царевич воспитывался в период бунтов в России. Поэтому и предназначенные ему книги и были не окончены. В летописце обозначено кому эти книги принадлежали. Как и этот летописец в 1728 г., 3 июля был продан Провиантского Приказа подьячим Семеном Ивановым, Гостиной сотни Алексею Феодорову сыну Коробейникову, что и указано в надписи на летописце. Однако, это не умаляет достоинства сего списка, поскольку списан с древнейших рукописей и без ошибок. Не считаю нужным что-то сказать о рисунках, поскольку их художественное достоинство невелико».
Читателю 21 века обе книги конца 18 века «Царственный летописец» и «Царственная книга» откроют два важных момента: об их первоначальном предназначении в качестве учебников царя-плотника, царя-труженика, царя-ученого и учащегося, царя-преобразователя; и об их издателе для более широкой аудитории - историографе князе Михаиле Щербатове.
Неонилла Пасичник, информационно-просветительский Центр «Надежда», КДА