Старец Феодорит
Митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан (Баданин) напоминает, что сведения о жизни преподобного Феодорита Кольского известны из жития, написанного его духовным чадом князем Андреем Михайловичем Курбским, попавшим в немилость Царя Иоанна Грозного и бежавшим в своё Волынское поместье в пределы княжества Литовского. Князь Курбский включил житие старца Феодорита в свою «Историю о великом князе Московском». «Соловецкий патерик» лишь цитирует Курбского, ничего не добавляя к житию старца, мирно почившего в Соловецком монастыре в 1571 году.
После преставления в пустыни на реке Шуя старца Зосимы, своего духовного отца, Феодорит, будучи рукоположен во иеродиакона, удалился к необитаемому тогда устью реки Кола для уединенного жительства. Здесь он встретил отшельника по имени Митрофан, прожившего в этих лесах уже около пяти лет. Владыка Митрофан (Баданин) считает, что, по всей видимости, речь идёт о Трифоне Печенгском. Там же иеродиакон построил келью и начал свои монашеские труды. Вскоре пустынник Феодорит начал миссионерскую деятельность среди местных племен лопарей. В 1530 году Феодорит и Митрофан (Трифон) отправляются в Новгород к архиепископу Макарию. Оба подвижника возвращаются на Север с мастерами для возведения церквей. К 1531 году в районе первоначальной кельи просветителя Феодорита и на месте подвижничества старца Трифона возник погост православных лопарей и построено две церкви - Благовещенская и Никольская, ставшие началом будущего града Колы. Несколько столетий духовные подвиги кольского старца-нестяжателя были преданы забвению. 30 августа 2002 года в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, что в городе Кола, состоялось местноепархиальное прославление святого Феодорита Кольского, просветителя лопарей, в лике преподобного. Будучи в составе Собора Кольских Святых, старец Феодорит словно напоминает нам о мученическом подвиге воина Феодора Келлера, преданном забвению киевлянами вот уже более столетия.
Кольские мученики
22 декабря, в тот же день, когда спустя 4 столетия, в 1918 году были обретены мощи генерала графа Фёдора Артуровича Келлера, празднуется день памяти 116 Печенгских мучеников. Тремя днями ранее воин мученик Феодор Келлер погиб от рук разбойников-петлюровцев, ворвавшихся в Михайловский Златоверхий монастырь в Киеве. Печенгские мученики полным составом во главе с игуменом Гурием вошли в Собор Кольских Святых и память об этом событии празднуется 28 декабря.
Датой принятия Венца мученика воином Феодором Келлером считается празднование памяти Святителя Николая Мир-Ликийских Чудотворца 6/19 декабря. Эта дата указана на памятной доске в храме Иова Многострадального в Брюсселе. Три дня Директория скрывала убийство генерала, прежде чем отдать мощи воина мученика графа Келлера родственникам для погребения. Святитель Николай почитается как покровитель Кольского (Никольского) Севера, а также Святого Государя Страстотерпца Николая II. Царь Николай Александрович является основателем града Романов-на-Мурмане, ныне Мурманск. Промыслительно и то, что Святой Государь почитается как строитель Никольского храма в Покровском монастыре в Киеве, где тайно и под «другим именем» – монашеским именем Николай – был отпет епископом Камчатским Нестором (Анисимовым) и погребён воин мученик Феодор Келлер.
Митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан в проповеди после Божественной литургии в храме Преподобного Феодорита Кольского в Свято-Троицком Феодоритовом мужском монастыре в день памяти, каждый раз напоминает, в чём именно заключается подвиг 116 Печенгских мучеников и духовного их наставника старца Трифона. Мученическая кончина Печенгских монахов помогает нам, пять столетий спустя, осознать, в чём состоит подобный подвиг воина мученика Феодора Келлера с адъютантами в Киеве 6/19 декабря 1918 года.
О 116 страдальцах Печенгских был удивительный Промысл Божий. Все они были очень непростыми характерами. Каждый из них имел тяжкое прошлое. Они уходили на Север, скорее даже бежали, скрываясь от властей - искали укрытие от законных наказаний. Братия были непростые люди. Подвиг старца Печенгского Трифона в полной мере раскрылся именно в том, что он сумел их спасти и, как пишет Сергий Шелонин, знаменитый книжник Соловецкого монастыря в своём Каноне: «Христу чистыми представить». В этом заключается главный подвиг старца Трифона – главное, что он совершил на этой земле. Вне сомнения, он крестил местные племена, строил монастырь, но главное чудо – это то, что есть Собор Печенгских мучеников. Это есть зримое воплощение его жизненного подвига.
Сам Трифон был в числе братии - бывший разбойник, атаман. Поэт Николай Алексеевич Некрасов в своем знаменитом стихотворении, положенном потом на музыку и ставшем песней «Двенадцать разбойников и атаман их Кудеяр», опирался на образ именно старца Трифона.
«Постом, молитвой и бдением Христу их чистыми представил», - говорится в богослужебном Каноне Печенгским мученикам. Трифон не отступил от своего духовного долга наставничества, и за 6 лет до мученического события всю свою силу мудрости власти, а порой и силу свою богатырскую - а он был очень силён и страшен в гневе – направлял на то, чтобы не дать погибнуть всей братии. По слову летописца, неисповедимыми путями враги оказались в ограде монастыря, а монастырь был крепостью. Но таков был Промысл Божий. Как враги попали на территорию, не понятно, но это свершилось.
За 6 лет до этого страшного события, до этой резни, в глубокой старости Трифон отходил ко Господу: прощаясь со своими чадами он, немощный телом, лёжа на рогожке успел вновь позаботиться о них. Когда он Причастился Христовых Таин и вокруг него стояли все старцы монастыря, провожая в последний путь своего духовника, он прослезился… Братия стали спрашивать: «Отче Святый, почему ты плачешь? Ты же всегда говорил, что хочешь уйти к своему Возлюбленному Иисусу!» Старец ответил: «Плачу не о себе, о себе я радуюсь. Я завершаю свой путь. Плачу о вас. Потому, что грядёт беда на обитель и я вижу многих, здесь стоящих предо мной, которые примут смерть от острия меча. Но не печальтесь, братия! Силён Господь не оставить жезла грешных на этом Святом месте. Вновь возродит он обитель». С этими словами старец отошёл в вечность. Можно представить, с каким настроением, мыслями и внутренними переживаниями они расходились после погребения своего духовного отца и жили эти 6 лет. Обычный человек отодвигает мысли о смерти, мол, ещё поживём. А здесь конкретно было сказано, что грядёт беда: «Готовьтесь!».
Состояние готовности предстать пред Господом, которое получили братия на эти 6 лет, явилось тем стимулом, той движущей силой, чтобы им достойно принять кончину. Сохранилось свидетельство, которое вошло в жития и отражено в праздничном песнопении – Каноне – который читается в день памяти Святых. Свидетельство о людях, живущих в ожидании того, что должно произойти. И когда это произошло неведомым образом, братия были на повечерии в храме во время Рождественского поста. Звучали слова молитвы. И вдруг в окна ворвались крики, огни – это были враги.
Естественно, что молящиеся вскакивают. А среди них были люди серьёзные – все большие разбойники. Они сказали игумену: «Отец, благослови, дадим бой супостату!» Игумен Гурий ответствует: «Братия, свершается воля Божия о которой нас всех предупреждал наш Трифон. Не оскверним церковь! Не убоимся принять смерть – кончину мученическую. Помолимся, братия!»
Это есть главный плод, который принёс Трифон, настроив, таким образом братию принять мученический Венец. И они все, опустившись на колени, не сопротивлялись и в молитве приняли кончину, удостоившись Венцов мучеников. Ныне мы им посвящаем службу. Это великое чудо – плод деяний Трифона – что они заслужили прославления, которое произошло 5 столетий спустя, в 2002 году.
Самое удивительное, что сохранились их имена с той древней поры 16 века. В конце 1990-ых годов в Норвегии Владыке Мурманскому показали документ и перевели с древненорвежского языка. Это был список имён на латыни, но ни одно имя узнать было невозможно, они были написаны как абракадабра… Оказалось, что это просто норвежский сборщик податей на слух записал имена для предоставления отчётности. Он попал в монастырь как раз после резни. Имена убитых были им записаны так, как он услышал в произношении местного жителя, продиктовавшего имена тех монахов, кого он знал. Все 116 имен, включая двух женщин – Акилину и Евфимию - они служили на скотном дворе за оградой монастыря. Так открылись имена Печенгских мучеников 16 века. Вскоре на Руси случилась Смута, завершившаяся воцарением династии Романовых.
Старец Трифон не только о себе позаботился, о спасении своей души, которая грехов столько имела, что священником нельзя было ему стать никогда по количеству пролитой им крови. При нём всегда был Иона, исполнявший обязанности священника. Преподобный спас не только свою душу, но и души возлюбленной братии, собравшейся под его крыло в 16 веке в Печенге.
А монастырь был восстановлен в 19 веке во всей его красе и мощи. Мы же убедились, что угодники Божии имеют право возвещать волю Господню, которая непременно сбывается.
Подвиг мученичества воина Феодора Келлера
Промыслительно, что память 116 Печенгских мучеников совершается не только в день первого обретения мощей генерала Императорской армии графа Феодора Келлера. Генерал Келлер, как известно, направлялся из Харькова в Северную Армию – в сторону Кольского Севера - но Промыслом Божиим был пленён в Киеве во времена начала второй Смуты на Руси, когда правящая Династия Романовых прекратила существование. Духовный подвиг 116 монахов воинов XVI века чудесным образом воссоздаёт подвиг тайного монаха воина Феодора Келлера, спасшего 80 офицеров.
Граф Келлер привёл офицеров к своему духовному отцу епископу Камчатскому Нестору (Анисимову) в Михайловский монастырь, чтобы исполнить волю Божию, а самому принять Венец мученика. Боевой генерал понимал, что не гоже осквернять Святую древнюю обитель Архистратига Божия Михаила и проливать в ограде монастыря кровь. Он приказал офицерам рассеяться в городе и временно затаиться, а сам добровольно отдал своё оружие ворвавшимся ночью врагам, пленившим старого генерала, и приготовился принять Венец мученика – несколько выстрелов в спину.
На подготовку к принятию Венца Христова воин Феодор Келлер с двумя адъютантами имели всего несколько дней. Что и случилось в ночь с 19 на 20 декабря 1918 года. Святые отцы считают, что, по Слову Откровения Святого апостола Иоанна Богослова, время постепенно сжимается. Те шесть лет подготовки к принятию Венцов Христовых Печенгскими мучениками в 16 веке, стали в веке 20 для воина Феодора Келлера с адъютантами шестью днями. Тайный монах, возможно с именем Николай, воин Феодор провёл свои последние дни в посте, молитве и бдении, чтобы чистым предстать перед Христом и привести с собой двух молодых офицеров.
Удивительно и то, что древний, 12 века Михайловский монастырь в Киеве, в 1930-ые годы был, как и Печенгский монастырь в 16 веке, полностью разрушен и восстановлен лишь к концу 20 века, но попал в пленение - повторив участь воина мученика Феодора Келлера – к раскольникам. Пребывает обитель, давшая последний приют графу Келлеру, в подчинении у «киевского патриархата» (под очередным, каждый раз иным наименованием, ПЦУ) и поныне, словно в ожидании чуда прославления тайного монаха Николая - воина Христова Феодора Келлера.
Спустя 9 месяцев после мученической гибели в Киеве генерала графа Федора Артуровича Келлера, в 20-х числах июля 1919 года красноармейцы потеснили петлюровскую Директорию, но отступили под натиском частей Добровольческой армии. Мгарский Свято-Преображенской монастырь оказался освобожденным от богоборцев, но уже день спустя «белые» были вынуждены покинуть обитель. Безбожники заняли древний казаческий монастырь вновь. На следующий день 24 монаха и настоятель игумен Амвросий были арестованы за то, что, якобы, помогали белогвардейцам. Всех монахов вместе с настоятелем монастыря погнали в Лубны. Продержав два часа на вокзале, объявили, что их под конвоем направляют на работы. В селе Круглик, что в 7 километрах от Лубен, монахов догнал кавалерийский отряд безбожников и приказал охране разделить монахов на три группы. Ночью 19/6 августа 1919 года на пирятинском пути по приказу комиссара Бакая монахов расстреляли. Погибло семнадцать монахов во главе с игуменом Амвросием – все ныне прославлены в чине преподобномучеников. Восьмерым чудом удалось выжить, их имена известны.
Тогда же, в марте 1919 года в полтавском поместье неподалёку от Мгарского монастыря был убит большевиками Борис Федорович Келлер, сын генерала-мученика. Имена отца и сына Келлеров вместе с верными адъютантами запечатлены на памятной доске в храме Иова Многострадального в Брюсселе. Вдова Бориса Федоровича чудом была спасена четой духовного писателя Сергея Александровича Нилуса. Татьяна Демьяновна Келлер родила дочь в июле 1919 года в поместье Веприк на Полтавщине.
Митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан (Баданин) отметил в проповеди в день памяти Собора Кольских святых 28 декабря 2023 года, что обрести мощи 116 святых Печенгских мучеников не представляется возможным, поскольку во время Великой Отечественной войны 1941-45 годов в ограде монастыря шли бои и полегло много воинов. Их тела смешались с мощами 16 века и отделить их было невозможно, когда начались восстановительные работы.
Подобная ситуация сложилась и на территории Покровского женского монастыря в Киеве, где на монастырском кладбище в ограде обители приходилось хоронить погибших во время Великой Отечественной войны. Существует предположение, что возглавляя Николаевскую и Кировоградскую кафедру, Владыка Нестор (Анисимов) сумел в 1950-ые годы перенести на Лукьяновское кладбище в Киеве останки тайно им погребённого в чине монаха Николая, но в воинском облачении, воина мученика Феодора Келлера. Во время обретения в наши дни мощей преподобной Анастасии Киевской на Лукьяновском кладбище, в могиле были обнаружены ещё два захоронения. Православные киевляне, прихожане Покровской обители, надеются на второе обретение мощей воина мученика Феодора Келлера и верят в то, что в этих захоронениях могут быть мощи генерала графа Келлера и адъютантов.