Древние традиционные и стилизованные народные заговоры, заклинания, молитвы, секреты народной медицины, использование паранормальных свойств камней, целебных растений, явлений природы вообще, архаическая символика и орнаменталистика, все виды магии - от бытовой до любовной, - все сегодня идет в ход в сектах неоязычников. Большое внимание уделяется у них праздникам. Во время именно таких сборищ можно почувствовать наиболее полно дух язычества, петь, кричать во все горло, махать мечами и топорами. Главным здесь, безусловно, является праздник Купалы с традиционными прыжками через костры, спусканием венков на воду, их плетением девчатами и пр. Ярко и красочно отмечается «первая закличка весны», которая знаменует собой встречу весны - богини Живы и Ярилы-Солнца.
Главным источником откровений неоязычников служит знаменитая «Велесова книга», вероятно, сфабрикованная русскими эмигрантами в начале 50-х годов XX века. В ней говорится о передвижениях скотоводов под предводительством «первопредка Ора». Автор полного перевода «Велесовой книги» на современный русский язык Александр Асов (он же Бус Кресень) называет ее «Священным Писанием славян» и утверждает, что она была записана на буковых дощечках новгородскими жрецами в IX веке.
«Велесову книгу» будто бы обнаружил во время гражданской войны под Харьковом белый офицер Федор-Али Изенбек. Это была россыпь деревянных дощечек с вырезанными на них письменами, близкими по конфигурации кириллице. После разгрома Белого движения Изенбек оказался в Брюсселе, где другой эмигрант - литератор Юрий Миролюбов - от руки скопировал текст с этих дощечек. Там содержались сведения о славянах, начиная примерно с V века до н.э. и по IX век н.э. Рассказывалось о войнах с готами, аланами, гуннами, о богах и обычаях, о связи древних славян с Индией с ее Ведами (отчего свою религию они именуют ведической). По утверждению Миролюбова, дощечки были изъяты гестапо в 1943 году, и следы их затерялись. Остались лишь рукописные копии. Именно они были положены в современные переводы «Велесовой книги». Популяризировали ее как подлинную в основном литераторы и журналисты «патриотической ориентации». Многие неоязычники прямо говорят, что дело не в подлинности данного источника, а в функции, которую источник выполняет для движения.
Суть движения состоит в том, что это не вера, а как раз ее отсутствие: настоящие славяне ни в кого не верят - они ведают родовых богов и духов, которых славят в обмен на содействие во многих делах. В язычестве нет ни запретов, ни канонов, ни ересей. Каждый сам волен толковать обрядовую и вероучительную систему. Кстати, веру во многих древних славянских богов неоязычники часто совмещают со своебразным единобожием, где в качестве «основного» Бога может выступать сама природа, частью которой является человек. Особое внимание уделяется божествам и символам солнца и обычаям, связанным с солнцеворотом, солнцестоянием и проч. Свастика - это тоже солнечный знак, но с неприятными историческими ассоциациями.
Резко негативно неоязычники относятся к христианству, Православию. Христианство для них - привнесенная извне чужеродная идеология, которая ничего доброго, кроме закабаления, русскому народу не принесла. Скептически относятся язычники к таким христианским таинствам и добродетелям, как покаяние, смирение, милосердие, воздержание и др. Ведь неоязычество - это культ сильного человека. Недаром столь большое внимание в нем уделяется изучению боевых древнерусских искусств. Где уж тут «подставлять другую щеку». Но еще хуже, когда патриоты, исповедующие «славяно-арийскую» идеологию, заявляют что-нибудь вроде того, что «христианство является проводником антинационального духа в стране, поскольку навязано русским иудеями и позволило им захватить власть над ними».
Неоязычество для своих последователей имеет разное значение: это религия, философия, образ жизни. Как движение, оно практически не объединено и не централизовано, не имеет структуры или четкой продуманной системы, но это, собственно, и является одним из ключевых факторов его привлекательности. В движении нет харизматических гуру или новообращенных. Неоязычники, как и современные колдуны, независимы и автономны. Основу этой религии можно найти в любом мифологическом словаре. Тут и многобожие, и поклонение духам природы, и попытка слиться с этой природой. Прославляется сила человека, его свобода. Кредо многих неоязыческих движений: «Делай все, что тебе хочется, не причиняя вреда другим».
Родноверие представлено в Украине течениями Родной веры, РУНвиры, Ладовиры, Ягновиры, орантийцев, Собора родной украинской веры, Великого Огня. «Союз Славянских Общин» и «Украинские Язычники» являются соучредителями Всемирного конгресса языческих религий, основанного в 1998 году. Все они объединены идеей возрождения праславянских верований, которые считаются единственно аутентичными для украинцев. Родноверие воспринимает, в первую очередь, та часть национально ориентированной интеллигенции, которая рассматривает возрождение язычества как доминанту возрождения украинства.
Основателем «Рідної віри» считается профессор Владимир Шаян, который в 1934 году, будучи молодым научным сотрудником, пережил на горе Грехит в Карпатах некое «духовное озарение». С этого момента он занялся исследованием верований дохристианской Руси и возрождением обрядов и мировоззрения предков. В 1944 году Шаян эмигрировал с Украины. В Лондоне он основал Украинскую Свободную Академию Наук, став ее первым президентом. Там, на английском языке, он написал несколько трудов об индоевропейских религиях и занялся переводом «Велесовой книги» на украинский язык.
В чем же заключается учение украинских неоязычников?
В отношении объекта поклонения, соединяя несоединимое, сами неоязычники позиционируют себя как политеисты, монотеисты и пантеисты. Так, один из идеологов язычества, Лев Силенко, скомбинировал свое религиозное учение на основе фрагментов, сохранившихся от славянского язычества, соединив их с наследием индо-арийской ведической традиции. Прокламируя восстановление дохристианских верований, он называет свое учение монотеистическим, тем самым отмежевываясь от языческой традиции политеизма. Содержание этого учения впервые было им изложено в поэме «Мага Врата», а в 1979 году издано полностью в обьемистом фолианте «Мага Вира», представляющем собой более историософское, чем религиозное произведение. Древних шумеров и украинцев, наряду с кимирейцами, персами, гуттиями, Силенко причисляет к прямым наследникам трипольской культуры - к «орианам». А в отдельных местах своей книги он безоговорочно отождествляет древних украинцев с трипольцами, создателями культуры эпохи позднего неолита (5-4 тысячелетия до н.э.) на территории Украины и утверждает, что уже в период трипольской культуры земледельцы-украинцы назывались «Русью». Автор подчеркивает, что еще за 3 500 лет до вторжения персидского царя Дария на земле Орианы (Украины-Руси) уже существовали самостоятельные царства с городами и храмами, а Киев был наидревнейшим городом людей белой расы.
По словам Силенко, уже в I тысячелетии до н.э. существовала Украинская (Орианская) империя, которую не мог покорить никто - ни Дарий, ни Александр Македонский, ни римский император Траян. Летописные сказания о призвании варягов автор обьявляет выдумкой христианских монахов. Излагая такую изысканную историю, автор опирается не на исторические источники, а на свою фантазию и «Велесову книгу». Тем самым Силенко пытается доказать всевозможными способами, что Украина и украинцы (ориане) имели славную богатую дохристианскую ведическую культуру и историю, и неверно связывать «украинскую духовность» с византийским наследием. Напротив, навязав Украине чуждое ей христианство, вначале Византия, а затем Москва стремились «закабалить украинский народ», превратив украинцев в духовных рабов. Ни одному народу мира христианизация, по словам автора, не принесла столько бед и опустошений, как украинцам. Позднее Москва «узурпировала украинское наследие», противоправно присвоив себе и имя Руси. На самом деле население московских земель слагалось из прибывших с Украины колонистов и местных финских и тюркских обитателей. Таким образом у Московской Руси нет ни моральных, ни политических прав связывать себя с историей Украины. Русские Москвы, как заверяет Силенко - это всего-навсего православные татары. Таким образом, украинцы (русичи) и москали (русские) - это две разные человеческие общности, которых православное единоверие ничуть не сближает. Силенко гордится тем, что украинцам удалось якобы сохранить свою расу в чистоте. Тем самым обращение к язычеству означает для автора «Мага Виры» восстановление чисто национального культа, национального духа, что должно способствовать сплочению нации в ее стремлении к свободе. Космополитичное христианство, оттесняющее национальный фактор и уравнивающее всех перед Богом, независимо от происхождения, размывает национальное единство и не позволяет сконцентрировать национальную волю. Складывается впечатление, что, поскольку Россия являлась и является до сих пор оплотом Православия, то она - главный враг Украины.
Среди наиболее распространенных мифов, родившихся в среде современных язычников, миф об ариях. Его пропагандой успешно занимались в 90-е годы индолог Н.П.Гусева и эзотерик А.Г.Дугин. Согласно этому мифу, нация славян появилась очень давно в Арктике, где был почти тропический климат. Арктические славяне имели развитое хозяйство и культуру и даже изобрели письменность. Затем эти арии переместились на Южный Урал, где создали цветущую и могучую арийскую цивилизацию. Оттуда они двинулись в Индию и в конце концов стали распространять свет ведического учения среди народов Евразии.
Характерно то, что многие исследователи отмечают тот факт, что, в отличие от западных братьев по вере, украинские язычники густо насытили свой культ националистическими и политическими мотивами. Ведь, действительно, сведений о дохристианской религии сохранилось мало. Недостающую информацию «новые славяно-арийцы» черпают из исландских саг и индийской ведической литературы, изучают руническую магию и литовские заговоры, и да мало ли что еще... Многие боги, ритуалы и предания явно придуманы самими украинскими неоязычниками или взяты из современных художественных произведений, написанных в стиле фэнтази.
Например, Лев Силенко предложил и новую монотеистическую систему взгляда на мир. Согласно этой системе, украинцы имеют свое понимание Бога, который проявлен лишь под именем Дажбога. Дажбог - это сознание мира, вечная энергия сознательного и безсознательного бытия, святая правда. По мнению рунвистов, политеизм - низшая форма религии. Да, действительно, когда-то было много богов, но произошла некая «духовная эволюция», в результате которой мы «имеем одного Дажбога». Разные боги у разных народов - это из-за отличия в мировоззрении, мировосприятии, и плохо, когда у народа собственного бога нет. Лев Силенко учит, что Мир - в Боге, а Бог - в Мире. «Мир не родился. Мир вечно был, есть и вечно будет Светом. Дажбог -энергия мира вечная, неуничтожимая, вездесущая». Слово «Дажбог» состоит из двух санскритских слов: «Да» значит - дать, дающий, даятель и «ба» - бытие. Следовательно, Дажбог - это дающий бытие, жизнь. Дажбожа сила - «вечно неуничтожимая энергия, первооснова бессознательного и сознательного бытия». Эта сила действует всегда во всех галактиках и каждом человеке. В мире человека действуют три главные сути: Явь - мир явный, материальный; Навь - мир духовный; Правь - мир правил материальной и духовной жизни. Многопроявленность Дажбога видится в том, что он одновременно действует как женская сущность в женском мире, и как мужская - в мужском, а также в том, что его действия одновременно относится как к животному, так и к растительному мирам. Для славянина-язычника разные проявления Божьей силы должны быть названы конкретным словом: гром и молния - Перуном, весеннее солнце - Ярилом, летнее - Даждьбогом, водная стихия - Даной, Макошей, опекуны и создатели семьи - Родом и Рожаницами, плодородие поля - Русалками, Берегинями и т.д. Каждое божество почитается в свое время согласно календарю «Коло Сварожье», где Отец Сварог - является небесным зодиаком, а его сыновья Сварожичи - зодиакальными созвездиями (их число 13). Главнейшими в этом календаре являются праздники солнцестояния и равноденствия, а также промежуточные между ними (всего восемь).
Вслед за «РУНВирой» в Украине появились так называемые «перунисты» - люди, пытающиеся возродить языческий культ бога грозы Перуна. Вначале первая их община была зарегистрирована в Донецке. По словам ее основателя Владимира Печенкова, у новой религии появилось немало последователей и сочувствующих, но христианские традиции и боязнь негативного общественного мнения не дают людям последовать за «народной верой».